Авторское право юридических лиц
Виктория Вячеславовна Быстрова
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Стать автором
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Сразу стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством, которое распространенно на территории Российской Федерации, автором может быть признано лишь физическое лицо. Тем не менее, в любом правиле имеются свои исключения, есть они и среди авторского права.
Если произведение интеллектуальной собственности было создано за пределами Российской Федерации, его авторство будет рассматриваться с точки зрения международного авторского права.
Стоит отметить, что в соответствии с международным авторским правом, автором интеллектуальной собственности может выступать и юридическое лицо.
Также оно может приобретать отдельные авторские права в соответствии с договором на процесс создания служебного задания или же по завещанию конкретного автора произведения.
+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться
Юридические лица могут быть создателями какого – либо составного произведения. Например, это могут быть энциклопедии, сборники научных трудов, энциклопедические словари, газеты и журналы.
Важно отметить, что авторскими правами может обладать юридическое лицо на аудиовизуальное произведение, изготовление фонограмм.
Однако в этом случае юридическое лицо получить ишь исключительные авторские права.
Юридическое лицо и правообладатели авторских прав
Вопросы о том, может ли и каким образом юридическое лицо являться правообладателем авторских прав на конкретную интеллектуальную собственность довольно долго оставался спорным и неразрешимым в советской науке.
Многие ученые говорили о том, что авторские права полагаются любому юридическому лицу, если оно свое время создало энциклопедии, фильмы, газеты и так далее. Другая половина специалистов утверждала, что авторскими правами может наделяться только физическое лицо.
И по своей природе ни одно юридическое лицо не имеет возможности получить первоначальные авторские права, так не является субъектом того самого авторского права.
«Авторские права юридических лиц» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость
В законодательных актах Российской Федерации можно найти список тех объектов, которые не могут на законодательном уровне охраняться авторскими правами:
- Объекты, которые не могут называться результатом творческого и интеллектуального труда конкретного человека. Группы лиц или организации. Как правило, здесь стоит говорить об адресных книгах, расписание движения общественного транспорта, справочники различной тематики. Все спорные вопросы будут решаться через судебные иски.
- Авторское право никаким образом не может распространяться на процессы, идеи, системы, открытия, концепции, методы разного функционирования, принципы, какую – либо информацию и так далее. Стоит отметить, об этих объектах можно говорить даже тогда, когда они отражены в произведение.
- Не могут нести в себе какие – либо авторские права следующие объекты: официальные государственные документы, произведения, у которых истек срок охраны тех самых авторских прав, произведения народного творчества, государственные символы и знаки. Здесь также можно сказать о произведениях фольклора и денежных знаках.
Стоит упомянуть и об объектах, которые наделены смежными правами. К таким объектам, согласно закону относятся:
- фонограммы,
- постановки,
- исполнения,
- передачи эфирного,
- кабельного вещания.
Важно не забывать и о субъектах авторских прав. К ним относятся все лица, которые наделены субъективными авторскими правами на конкретное произведение. Субъективные авторские права не будут зависеть от здоровья, возраста, места создания, времени выпуска в общество и имущественного положения автора.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 21.03.2017
Виктория Вячеславовна Быстрова
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Стать автором
Задать вопрос
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Трудности с написанием работы?
Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!
Наши статьи цитируют
Научные журналы
Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ
Электронные образовательные системы
Решение любого учебного вопроса за 300₽
Задать вопрос эксперту
Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд
Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram
Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!
Перейти в Telegram Bot
Авторские права юридических лиц
Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений.
Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д.
Во всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.
Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. е. приобретать права на произведение посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спорным.
Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которыми авторские права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы, кинофильмы и т. п.
возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений отдельных авторов в единое целое произведение.
Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального авторского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.
По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц.
Выявить же какую-либо особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить об организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т.д.
, однако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального авторского права . Поэтому, с их точки зрения, наделение некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели.
Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным.
Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица.
В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т.п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, был вполне оправдан по изложенным выше соображениям.
Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, однако, вообще отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст. 1).
Такой подход, безусловно, более точно отражает действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями практики, покажет будущее.
Во всяком случае, можно констатировать, что с точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, периодические издания и т. п.
, вообще нет авторов, а авторами аудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст. 11,13 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Практическое значение данной проблемы, однако, во многом снимается благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых произведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями.
Вместе с тем следует иметь в виду, что авторство российских юридических лиц на некоторые виды произведений, которое возникло на основе ранее действовавшего законодательства, по-прежнему охраняется законом и должно уважаться всеми третьими лицами. Кроме того, в качестве авторов произведений на территории Российской Федерации могут выступать иностранные юридические лица, если законодательство соответствующей страны (например, США) признает за ними такую возможность.
Доказать авторское право на творческий труд: советы юристов — новости Право.ру
Когда творческий труд публикуется впервые, то потенциальный спор из-за его авторства будет сложным и непредсказуемым. Об этом предупреждает старший партнер Федеральный рейтинг.
группа Цифровая экономика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 8место По количеству юристов 30место По выручке на юриста 41место По выручке Профайл компании
Максим Лабзин.
Истцу обычно сложно подтвердить, что именно он создал произведение, да и свобода усмотрения суда при оценке доказательств в таких делах весьма широка, поясняет эксперт.
Студент против преподавателя
Еще сложнее разобраться в ситуациях, где ответчик тоже как-то участвовал в рабочем процессе. Речь идет о спорах между студентом и преподавателем или работником и работодателем. С этим в 2022 году столкнулась и на тот момент студентка четвертого курса оренбургского филиала МГЮА Дарья Ботова.
Старший преподаватель университетской кафедры гражданского права и процесса Рашит Габитдинов предложил ей написать вместе научную статью на тему «Переселение из ветхого и аварийного жилья как проблема управления жилищным фондом».
Ботова и Габитдинов устно договорились, что публикацию подготовят в соавторстве, но фактически все делала одна студентка: составляла план, прорабатывала структуру и собирала материал.
Ботова подчеркивает, что за несколько месяцев работы над статьей Габитдинов внес в черновой вариант лишь несколько стилистических правок.
Студентка рассказывает, что преподаватель предлагал ей пользоваться источниками за 2014–2017 годы, которые к моменту написания статьи уже устарели: «В жилищном законодательстве к 2022 году все изменилось, поэтому помощь Габитдинова не выглядела полезной для написания научной статьи».
В итоге у Ботовой вышла статья на 52 000 знаков, которую она весной прошлого года сбросила на флешку преподавателя и отдала ему для дальнейшей публикации в научном журнале.
Ответа на это письмо студентка не получила, а в конце апреля 2022-го статья «Переселение из ветхого и аварийного жилья как проблема управления жилищным фондом» вышла в сборнике «Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА» под авторством одного Габитдинова.
Фамилия Ботовой нигде не упоминалась. Возмущенная студентка обратилась в суд. Она потребовала признать ее авторство на научную работу, прекратить нарушение ее прав и взыскать с преподавателя 15 000 руб. компенсации за нарушение авторских прав и моральный вред.
По словам студентки, узнав о поданном иске, Габитдинов стал звонить ей с предложением забрать заявление в обмен на денежную выплату. Ботова от этого отказалась и пошла судиться.
Доказывая авторство в этой ситуации, Ботова использовала сразу несколько доказательств:
- Текстовый файл статьи, созданный в Microsoft Word на ноутбуке истца, еще в феврале 2022 года.
- Архивная запись о проверке этого текста в личном кабинете истца на сайте системы «Антиплагиат».
- Истории интернет-браузера истца по той же теме в период до публикации ответчика.
- Сравнительный анализ через онлайн-сервис текста статьи истца и материала, опубликованного ответчиком в журнале. Исследование показало более 88% заимствований.
Габитдинов в ответ настаивал, что Ботова при подготовке научной работы выполняла лишь роль секретаря-машинистки: печатала текст, который надиктовывал преподаватель. Эту версию ответчика опровергла свидетельница — однокурсница истца, с которой они вместе снимали квартиру.
Девушка отметила, что видела, как ее соседка самостоятельно ночами сидела ночами за написанием научной статьи и тратила на редкие встречи в университете с Габитдиновым не больше десяти минут. То есть за это время невозможно надиктовать текст размером 17 000 знаков.
Еще свидетельница подтвердила, что лично слышала разговор подруги по громкой связи с преподавателем, когда тот предлагал Ботовой забрать иск в обмен на денежную компенсацию.
Передача исключительных авторских прав на произведение: какой договор ИП заключать с автором
Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес
https://www.youtube.com/watch?v=RIQdiW4UTZI\u0026pp=ygU70JDQstGC0L7RgNGB0LrQvtC1INC_0YDQsNCy0L4g0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60LjRhSDQu9C40YY%3D
Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.
Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.
У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.
Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей « ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя.
Правильно подписать статью « Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил.
При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.
Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.
Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:
- работать с исполнителем без договора;
- заключать типовой договор об оказании услуг или на выполнение работ.
Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.
Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.
Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.
Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.
Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.
Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Ответственность за нарушение исключительных прав — ст. 1301 ГК РФ
Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники.
Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права.
Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.
Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.
Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.
Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.
Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.
Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото по-прежнему остались у автора — фотографа.
В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав.
Получается, предприниматель нарушил права фотографа.
Дело № А07-8890/2017
Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.
https://www.youtube.com/watch?v=RIQdiW4UTZI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.
Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.
Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.
Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.
Иллюстратор создал серию картинок. Предприниматель хочет разместить эти картинки на одежде своего производства. Он договаривается с иллюстратором о том, как и где будет использовать картинки.
Например, выпустит 300 футболок с иллюстрацией автора. Все условия они описывают в лицензионном договоре.
Если речь шла только о печати картинок на футболках, компания не может напечатать их на сумках или повесить на стенах в магазине.
В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.
Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.
Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.
Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.
В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.
Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.
В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии».
Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право.
Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.
К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.
Пример акта приема-передачи от автора иллюстраций заказчику
Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.
Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.
Это один из пунктов о передаче исключительных прав в договоре для авторов Тинькофф Бизнеса. Банк получает исключительное право на статьи в день подписания акта
Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.
https://www.youtube.com/watch?v=rDT694MVn_g\u0026pp=ygU70JDQstGC0L7RgNGB0LrQvtC1INC_0YDQsNCy0L4g0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60LjRhSDQu9C40YY%3D
Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.
Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом.
Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.
Еще нужно учитывать судебную практику.
Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.
Не услуги, не подряд, а авторский заказ
Организации, нанимая исполнителей на такие разовые работы, как:
- осуществление фото и видеосъемки,
- разработку символики для компании,
- разработку программного обеспечения,
- и т.п.,
- нередко заключают с ними либо договоры возмездного оказания услуг, либо договоры подряда.
- Однако ни тот ни другой договор не предназначен для оформления такого рода отношений и, соответственно, не может в полной мере учесть интересы ни нанимателя, ни исполнителя.
- При оформлении договорных отношений на выполнение работ такого рода, необходимо учитывать, что исполнители не просто оказывают услуги компании, а создают произведения и, соответственно, правоотношения между заказчиком и исполнителем регулируются главой 70 ГК РФ «Авторское право», а точнее — статьями 1288 и 1289 ГК РФ.
Бухгалтеры постоянно сталкиваются с договорами.
На курсе повышения квалификации мы даем самые нужные бухгалтеру знания: как использовать и формулировать условия договора
, определять подсудность, избегать вопросов налоговиков и обезопаситься от претензий контрагентов и силовых структур.
Программа курса «Работа с договорами: правовые навыки для бухгалтера».
В соответствии с вышеуказанными положениями ГК РФ, с авторами произведений необходимо заключать договоры авторского заказа.
Договора авторского заказа заключается с исполнителем (будущим автором) в тот момент, когда самого предмета договора еще не существует. Этим он отличается от договора об отчуждении исключительного права на произведение.
Договором авторского заказа регламентируются требования, которые заказчик предъявляет к будущему произведению:
- его жанр и объем,
- форму представления,
- порядок устранения замечаний,
- сроки выполнения,
- иные существенные условия.
Заключая такой договор, исполнитель принимает на себя предусмотренные им обязанности по созданию произведения надлежащего качества и объема и передаче его заказчику в установленный договором срок.
Предметом договора авторского заказа может быть осуществление фото и видеосъемки, разработка программного обеспечения, дизайн-макетов*, логотипов, написание сценариев, рекламных слоганов и т.д. и т.п.
*Дизайн-макет это визуализация идей по художественному и техническому оформлению рекламной информации (представляются в графическом виде).
В нашей статье будут рассмотрены отличия договоров подряда и возмездного оказания услуг от договора авторского заказа, положения действующего законодательства, касающиеся особенностей заключения договора авторского заказа, а так же налоговый учет расходов по данным договорам для целей налога на прибыль.
Гражданские взаимоотношения по договору авторского заказа
В соответствии со ст.1288 ГК РФ, по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение:
- науки,
- литературы,
- искусства
- на материальном носителе* или в иной форме.
- *Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.
- Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
Существенным условием договора авторского заказа является условие об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, являющееся предметом договора, так как согласно п.2 ст.1288 ГК РФ, договором авторского заказа может быть предусмотрено:
- отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором,
- либо предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.
В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на предмет договора, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.
https://www.youtube.com/watch?v=rDT694MVn_g\u0026pp=YAHIAQE%3D
Согласно тс.1285 ГК РФ, по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор (иной правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.
Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные ст.1286 и 1287 ГК РФ и применяющиеся к лицензионному договору о предоставлении права использования произведения.
Отличие договора авторского заказа от договора подряда и договора оказания услуг
Договорам подряда посвящена 37 глава Гражданского кодекса. Согласно ст.702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К договорам подряда относятся, в том числе, договоры:
- на проведение текущего ремонта,
- бытового подряда,
- строительного подряда,
- подряда на выполнение проектных и изыскательских работ,
- подрядные работы для государственных нужд,
- и т.п.
В соответствии со ст.703 ГК РФ, договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
Договор возмездного оказания услуг, порядок его заключения и исполнения регламентируется положениямиглавы 39 Гражданского кодекса. В соответствии с положениями ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
К услугам относятся, например:
- медицинские,
- ветеринарные,
- аудиторские,
- консультационные,
- информационные,
- услуги по обучению,
- туристическому обслуживанию,
- и тому подобное.
От договора оказания услуг и договора подряда, договор авторского заказа отличается тем, что его предмет подразумевает творческую деятельность, осуществляемую автором, тогда как первые два договора предусматривают лишь «технические» действия.
Кроме того, выполнением заказа по авторскому договору всегда занимается сам автор, тогда как договоры услуг и подряда могут выполняться не только исполнителями, но и другими лицами.
Так же по договору авторского заказа автор обладает большим объемом прав, чем исполнители по договорам подряда и оказания услуг. За автором сохраняются его авторские права на произведение, переходящее в собственность заказчика.
Исходя из вышесказанного, при оформлении договорных отношений между заказчиком и исполнителем творческой работы, необходимо заключать именно договор авторского заказа, а не договор подряда/возмездного оказания услуг.
Кроме того, договор авторского заказа отличается от других договоров, заключаемых в связи с использованием произведений, не обладающих хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства:
- справочники и каталоги,
- адресные книги,
- и т.п.
Авторские права и объекты авторских прав
В соответствии с положениями ст.1255, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Автору произведения принадлежат следующие права:
- исключительное право на произведение;
- право авторства;
- право автора на имя;
- право на неприкосновенность произведения;
- право на обнародование произведения.
В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с вышеуказанными правами, принадлежат другие права, в том числе:
- право на вознаграждение за использование служебного произведения,
- право на отзыв,
- право следования,
- право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Объектами авторских прав на основании ст.1259 ГК РФ, являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
https://www.youtube.com/watch?v=kr4wixXjrg8\u0026pp=ygU70JDQstGC0L7RgNGB0LrQvtC1INC_0YDQsNCy0L4g0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60LjRhSDQu9C40YY%3D
Кроме того, к объектам авторских прав относятся:
- производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
- составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе:
- в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме),
- в форме изображения,
- в форме звукозаписи или видеозаписи,
- вобъемно-пространственной форме.
Обратите внимание: Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав государственная регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей не требуется (п.4 ст.1259 ГК РФ).
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.
Авторские права не распространяются:
- на идеи,
- концепции,
- принципы,
- методы,
- процессы,
- системы,
- способы,
- решения технических, организационных или иных задач,
- открытия,
- факты,
- языки программирования.
Положениями ГК РФ предусмотрено, что некоторые произведения, хотя и обладают всеми необходимыми для охраны признаками, не охраняются авторским правом и не являются объектами авторских прав.
К таким произведениям, согласно п.6 ст.1259 ГК РФ,относятся:
- Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе:
- законы,
- другие нормативные акты,
- судебные решения,
- иные материалы законодательного, административного и судебного характера,
- официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.
- Государственные символы и знаки:
- флаги,
- гербы,
- ордена,
- денежные знакии тому подобное,
- символы и знаки муниципальных образований.
- Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
- Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер:
- сообщения о новостях дня,
- программы телепередач,
- расписания движения транспортных средств,
- и т.п.
Обратите внимание: Авторские права распространяются:
- на часть произведения,
- на его название,
- на персонаж произведения,
если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.
Сроки выполнения авторского договора
Существенным условием договора авторского заказа является срок его исполнения. Согласно п.1 ст.1289, произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором.
Обратите внимание: Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.
При этом, из-за того, что создание произведения не является механической работой, а предполагает творческий процесс, законодательством предусмотрен дополнительный льготный срок для завершения произведения.
В соответствии с п.2 ст.
1289, в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.
В случаях использования произведения, являющегося результатом авторского договора, в составе сложного объектав соответствии со ст.1240 ГК РФ, правило о предоставлении льготного срока применяется, если иное не предусмотрено договором.
- Соответственно, в обычных случаях, если по договору авторского заказа произведение должно быть передано заказчику через 2 месяца после заключения договора, у автора есть еще 2 недели на то, чтобы завершить работу.
- При этом, никаких штрафных санкций заказчик применить к автору не в праве.
- Таким образом, заключая договор авторского заказа, заказчик должен помнить об этом нюансе, при определении срока исполнения заказа.
- По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.
- Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.
Учет расходов по авторскому договору для целей налогообложения прибыли
Согласно положениям п.1 ст.256 НК РФ, к амортизируемому имуществу* относятся, в том числе, созданные по договорам авторского заказа произведения, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.
*Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
На основании п.3 ст.257 НК РФ, в целях налога на прибыльприобретенные или созданные налогоплательщиком произведения, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) признаются НМА.
- К НМА, в частности, относятся:
- 1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- 2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
- 3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
- 4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
- 5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
- 6) владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
- В первоначальную стоимость амортизируемых НМА включается, в том числе, сумма авторского вознаграждения и начисленные на него суммы страховых взносов.
Если срок полезного использования произведения определить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика) на основании п.2 ст.258 НК РФ.
Согласно п.4 ст.259 НК РФ, начисление амортизации по объекту НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Если затраты по договору авторского заказа составляют сумму, меньше 40 000 руб., то в целях налогового учета по налогу на прибыль их можно учесть единовременно, включив в состав прочих расходов.