Информация

Фз 53 о языке

Фз 53 о языке

С 28 февраля 2023 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Как пишут в большинстве обзоров, закон направлен на ограничение использования иностранных слов государственными органами. Однако фактически установленные законом запретительные меры шире и определяют, в частности, обязательность использования русского языка в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг).

При этом новая редакция Федерального закона № 53-ФЗ совершенно четко и недвусмысленно определяет, как именно будет определяться корректность использования русского языка. Именно, как гласит п. 6 ст. 1 закона, при использовании государственного языка Российской Федерации не допускается употребление:

  1. иностранных слов, за исключением тех, перечень которых содержится в нормативных словарях (и которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке)

  2. слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (каковые нормы также определяются нормативными словарями, справочниками и грамматиками).

То есть, если вы на этикетке совершенно по-русски написали краткую информацию о товаре — каждое слово в этом тексте должно соответствовать утвержденным нормативным словарям, справочникам и грамматикам. 

Но, возможно, все не так строго, и сложность исполнения закона смягчается теми или иными обстоятельствами? Попробуем разобраться более детально.

Информация для потребителей: о чем идет речь

Обязательные сферы использования государственного языка Российской Федерации определяются статьей 3 Федерального закона № 53-ФЗ. В действующей редакции закона к ранее перечисленным сферам обязательного применения русского языка были добавлены:

  1. Образование (с учетом особенностей, установленных ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»)

  2. Государственные и муниципальные информационные системы

  3. Информация, предназначенная для потребителей товаров (работ, услуг)

Наиболее важный для бизнеса пункт — безусловно, в части информации для потребителей товаров (работ, услуг). Понять, о какой конкретно информации идет речь, можно с помощью статьи 10 «Информация о товарах (работах, услугах)» Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 2 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Для отдельных категорий товаров в состав обязательной информации также входит информация об энергетической эффективности товаров (в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности), информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг). В отношении продуктов питания в состав обязательной информации входят также сведения:

  • о составе, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента,
  • о пищевой ценности,
  • о назначении,
  • об условиях применения и хранения продуктов питания,
  • о способах изготовления готовых блюд,
  • о весе (объеме),
  • о дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), 
  • о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», каждое слово и фраза, использованные для предоставления вышеуказанной обязательной информации, должно соответствовать нормам современного русского литературного языка. Проверка соответствия, следуя букве закона, осуществляется вполне прямолинейно — в соответствии с наличием таких слов в утвержденном перечне нормативных словарей, справочников и грамматик.

https://www.youtube.com/watch?v=yN9BRzvXHMA\u0026pp=ygUV0KTQtyA1MyDQviDRj9C30YvQutC1

При использовании же слов на иностранном языке, в соответствии с п. 2 ст.

3 Федерального закона, вам необходимо будет непосредственно на той же позиции размещения, в том же цвете и размере шрифта привести аналогичную подпись на русском языке — примерно так, как это делается на дорожных указателях, выполненных сразу на нескольких языках.

В качестве приятной ремарки, стоит отметить, что в отношении слов и фраз на иностранных языках иммунитетом к дублированию на русском языке по-прежнему наделены товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования — в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона № 53-ФЗ.

А судьи кто? О нормативных словарях

Первая мысль, возникающая при упоминании некоторого «утвержденного списка» в отношении недавно принятых поправок — вероятно, этот список еще не утвердили, и, нельзя такое исключать, еще пока неизвестен даже порядок его утверждения. Но не в этом случае.

Широкий интерес к закону о государственном языке возникает не в первый раз. Кодификация «норм современного русского языка» состоялась в 2009 г.

Именно в это время Приказом Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2009 г.

№ 195 был утвержден Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации. В список вошли:

  1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 1288 с.

  2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС» 2008. — 794 с.

  3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. — М.: » АСТ-ПРЕСС», 2008. — 943 с.

  4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 782 с.

Состав этого списка вызвал бурю вопросов. Как можно видеть, в список не вошел, например, очевидно ожидаемый (бывшим) рядовым российским школьником словарь Ожегова — и более профессиональный, и очевидно уважаемый в профессиональным сообществе «Русский орфографический словарь» под редакцией В. В. Лопатина.

В сущности, в список не вошел ни один популярный, знакомый гражданам России словарь. Даже и сейчас, на волне интереса к последствиям принятия нового закона, в число самых популярных словарей вошли словарь Ожегова, Ушакова и Даля, но почему-то отнюдь не четыре словаря издания «АСТ-ПРЕСС».

С которыми, кроме всего прочего, невозможно ознакомиться онлайн — даже путем скачивания пиратских, всячески нарушающих интеллектуальные права авторов и издательства копий.

Их просто-напросто нет, да и купить эти словари, вышедшие весьма ограниченным тиражом, на популярных сайтах не представляется возможным.

В том же 2009 г., после того, как волна общественного возмущения стала немного затихать, уже в рамках отдельных мероприятий разъяснялось, как случилось так, что в список попали всего четыре словаря, и те одного издательства. Как рассказывала М. Л.

Каленчук, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, для экспертизы словарей были отобраны пять компетентных экспертных организаций, в число которых вошли филфак МГУ, филфак Санкт-Петербургского университета, Институт русского языка им.

Виноградова РАН, Институт лингвистических исследований РАН и Институт русского языка им. Пушкина. Дальнейшая процедура была максимально упрощена: «Автор или издатель должен сам выбирать экспертную организацию.

Издательство напрямую заключает договор с экспертной организацией, оно напрямую взаимодействует с экспертами, само оплачивает рецензию и приносит уже подписанное заключение в Межведомственную комиссию по русскому языку, которая должна принять окончательное решение.

Случайно получилось, что первыми на экспертизу были поданы четыре словаря издательства «АСТ-Пресс». Никакой подоплеки за этим не стоит. Уверена, что в ближайшее время и другие издательства попробуют включить свои словари в федеральный перечень».

Дальше, правда, ничего не случилось. Список нормативных словарей безо всяких изменений просуществовал вплоть до 28 февраля 2023 г., вплоть до даты вступления в силу новой редакции Федерального закона № 53-ФЗ. Характеристики же четырех единственных нормативных словарей, регулирующих теперь все нормы современного русского литературного языка — совершенно не изменились.

https://www.youtube.com/watch?v=yN9BRzvXHMA\u0026pp=YAHIAQE%3D

Не претендуя на детальность исследования «О словарях, «содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»» за авторством ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН доктора филологических наук Владимира Ивановича Беликова, с которым можно ознакомиться на сайте Грамота.ру, воспроизведем лишь несколько его ключевых тезисов:

  1. Словари с библиографическими данными, приведенными в Приказе № 195 от 08 июня 2009 г., отсутствуют в реальном мире. При этом очевидно, что разные издания словарей даже одних и тех же авторов могут и будут содержать различия. Использовать можно только тот словарь, который приведен в Приказе, но таких словарей не существует.

  2. Словари, перечисленные в Приказе, являются далеко не самыми полными из возможных. В частности, «Орфографический словарь русского языка» (Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К.

    ) — содержит всего около 100 000 слов, количество весьма незначительное. Так, широко признанный в профессиональном сообществе «Русский орфографический словарь» под редакцией В. В.

    Лопатина — содержит около 180 000 слов, то есть почти в два раза больше.

  3. Не все приведенные в списке словари в принципе являются словарями в принятом общеупотребительном значении. «Большой фразеологический словарь русского языка» авторства В. Н. Телия является, скорее, культурологическим изданием, и содержит весьма свободные фразеологизмы, включая, например, такие, как «отпетый дурак», «базарная баба» и «дать дуба».

Читайте также:  Возврат электронного билета

***

Таким образом, следует с прискорбием заключить, что использование в официальной переписке обращения «отпетый дурак» не будет противоречить нормам современного русского языка, содержащимся в нормативных словарях, а вот использование слова «бренд», отсутствующего в Орфографическом словаре русского языка, является теперь недопустимой вольностью при использовании государственного языка Российской Федерации.

Что же делать?

В условиях, когда практически невозможно ознакомиться со словарями, которые, вне зависимости от вопросов к их содержанию, сейчас являются единственными определяющими нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации — практические действия предпринимателей по исполнению требований об использовании в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг), исключительно слов, входящих в указанные словари, не поддаются осмыслению.

Для полноты картины стоит процитировать Решение Верховного Суда РФ от 13 мая 2020 г.

№ АКПИ20-142, касающегося все той же проблемы невозможности ознакомления со словарями (истцу отказали в изменении названия некоммерческой организации в связи с использованием в этом названии иностранного слова): «Доводы административного истца о невозможности ознакомления с соответствующими справочниками сами по себе не свидетельствуют о незаконности Постановления № 714. Доступ граждан к словарям, включённым в Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 195, обеспечивается законодательством Российской Федерации».

Стоит надеяться, что такой доступ действительно будет в ближайшее время обеспечен, либо же расширен список словарей. С другой стороны, возможно и повторение сценария 2009 г.

, когда после бурного и длительного общественного обсуждения вопрос просто сошел на нет в связи с отсутствием фактической ответственности за нарушение Федерального закона № 53-ФЗ.

Ведь в статье 6 Федерального закона сказано, что «нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации», однако эта ответственность до сих пор не определена.

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:

  • Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
  • Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
  • Опции ускоренного оформления услуг;
  • Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
  • Мониторинги новых заявок по критериям;
  • Онлайн-поддержку специалистов.

Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.

Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.

Фз 53 о языке

О внесении изменений в федеральный закон "о государственном языке российской федерации" и отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка

  • Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка»
  • Принят Государственной Думой 23 апреля 2014 года
  • Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года
  • Статья 1

Внести в Федеральный закон от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2199; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

  1. 1) часть 6 статьи 1 после слов «литературного языка» дополнить словами «(в том числе нецензурной брани)»;
  2. 2) в статье 3:
  3. а) в части 1:
  4. пункт 9 изложить в следующей редакции:
  5. «9) в продукции средств массовой информации;»;
  6. дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
  7. «9.1) при показах фильмов в кинозалах;»;
  8. дополнить пунктом 9.2 следующего содержания:
  9. «9.2) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;»;
  10. б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. В сферах, указанных в пунктах 9, 9.1, 9.

2 и 10 части 1 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки.»;

3) пункт 7 статьи 4 дополнить словами «, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4136; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1068; 2007, N 31, ст. 4015; 2009, N 52, ст. 6451; 2012, N 47, ст. 6402; 2013, N 52, ст. 6961) следующие изменения:

  • 1) часть первую статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «в фильме не используется нецензурная брань.»;
  • 2) дополнить статьей 5.1 следующего содержания:

«Статья 5.1. Прокатное удостоверение на фильм

  1. Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа.
  2. Образец прокатного удостоверения на фильм утверждается федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии.
  3. Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае, если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, а также в случае нарушения установленного Правительством Российской Федерации порядка выдачи прокатного удостоверения на фильм и в иных определенных федеральными законами случаях. Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм устанавливается Правительством Российской Федерации.

Прокатное удостоверение на показ фильма не выдается в случае, если фильм содержит нецензурную брань.».

Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст.

1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3124, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3433, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст.

4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3599, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724, 5755; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525, 2530; N 23, ст.

Читайте также:  Поставка электрической энергии 223 фз

2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 32, ст. 4298; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст.

4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403, 6404; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 8, ст.

720; N 14, ст. 1651, 1658, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454, 3470; N 30, ст. 4025, 4027, 4029, 4030, 4031, 4032, 4033, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327, 6341; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст.

6961, 6980, 6981, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 11, ст. 1092, 1096; N 14, ст. 1562) следующие изменения:

1) дополнить статьей 6.26 следующего содержания:

«Статья 6.26. Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия

  • 1. Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  • 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;
  • 2) дополнить статьей 6.27 следующего содержания:

«Статья 6.27. Распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения

  1. 1. Распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции (за исключением продукции средств массовой информации), содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения в виде словосочетания «содержит нецензурную брань» —
  2. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  3. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  4. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;
  5. 3) главу 14 дополнить статьей 14.58 следующего содержания:

«Статья 14.58. Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм

  • 1. Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм, если такое удостоверение требуется в соответствии с федеральным законом, или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма —
  • влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  • влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

4) часть 1 статьи 23.1 после цифр «6.18 — 6.22,» дополнить цифрами «6.26, 6.27,», после цифр «14.57,» дополнить цифрами «14.58,»;

5) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 63 после слов «предусмотренных статьями» дополнить цифрами «6.27,»;

б) в пункте 98 слова «статьей 19.7.7 » заменить словами «статьями 14.58, 19.7.7»;

в) дополнить пунктом 100 следующего содержания:

«100) должностные лица федерального органа исполнительной власти в области культуры — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.26 настоящего Кодекса.».

Статья 4

Экземпляры аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляры печатной продукции (за исключением продукции средств массовой информации), содержащие нецензурную брань, допускаются к распространению только в запечатанной упаковке и при наличии текстового предупреждения в виде словосочетания «содержит нецензурную брань». Порядок размещения данного текстового предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.

2. Положения статьи 6.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяются на аудиовизуальную и печатную продукцию, фонограммы, экземпляры которых выпущены в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Прокатное удостоверение на показ фильма, выданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняет силу при условии соответствия требованиям Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин
  1. Москва, Кремль 5 мая 2014 г.
  2. N 101-ФЗ

53 ФЗ о государственном языке Российской Федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Государственным языком всех субъектов Российской Федерации является русский. Определение государственности способствует взаимопониманию и духовному росту представителей народностей, проживающих на территории РФ. Для защиты и планомерного развития основного средства общения необходима чётко сформированная концепция соответствующего нормативного акта.

Описание закона о государственном языке

Федеральный закон «О государственном языке» N 53-ФЗ принят Госдумой 20 мая и одобрен Федеральным Советом 25 мая 2005 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 1 июня 2005 года. Действительный закон регламентирует обеспечение использования русского языка на всей территории РФ, а также юридические права граждан, связанные с защитой и развитием государственного наречия.

Актуальный текст Федерального закона 53-ФЗ состоит из семи статей:

  • Статья 1. Русский язык как государственный язык РФ;
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации;
  • Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации;
  • Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации;
  • Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;
  • Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственном языке РФ;
  • Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 1 рассматриваемого закона, русский язык установлен как государственный на основании положений Конституции РФ.

Регламент определения современных литературно-языковых норм устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 1).

В использовании русских литературно-языковых норм, как государственных, бранные и нецензурные слова не допускаются (пункт 6 статьи 1).

Согласно пункту 7 рассматриваемой статьи, умаление права на общение на родном наречии граждан Российской Федерации, принадлежщих к этническим меньшинствам, не допустимо.

Знание русского языка на территории России обязательно, по закону, общение между гражданами может происходить на любом наречии.

Любой запрет общения на посторонних наречиях считается неправомерным.

Законодательство о нормах русской речи основывается на положениях следующих нормативных актов (ст. 2):

  • Конституции РФ;
  • Федерального закона «О языках народов Российской Федерации» N 1807-1, принятого 25 октября 1991 года;
  • Рассматриваемого закона N 53-ФЗ;
  • Иных нормативных актов, регламентирующих языковые вопросы.

Согласно нормативам статьи 3 Федерального закона 53-ФЗ, использование русской литературной речи обязательно:

  • В деятельности всех государственных органов власти;
  • В названиях государственных органов;
  • Во время предвыборной кампании, процесса проведения выборов и референдумов,
    в судебном производстве на территории РФ, включая мировой суд;
  • При официальной публикации документации международных договоров РФ;
  • При осуществлении надписей на знаках, регулирующих дорожное движение;
  • При оформлении государственных документов Российской Федерации;
  • В рекламе и материалах, предоставленных средствами массовой информации;
  • В литературных произведениях при условии их исполнения на публике.

Ознакомьтесь  58-ФЗ «О системе государственной службы»

В рамках защиты языкового разнообразия русской речи, государственные органы предпринимают следующие действия (ст. 4):

  • Обеспечение использования русской речи на всей территории Российской Федерации;
  • Разрабатывают концепцию по улучшению уровня образования в сфере русской филологии;
  • Способствуют изучению русского языка иностранцами — как в пределах РФ, так и за границей;
  • Содействуют производству словарей и грамматических пособий;
  • Контролируют чистоту и отсутствие нецензурной брани в русской речи и соблюдение настоящего закона.

Граждане Российской Федерации имеют право на образование, получение любой информации и общение на государственном (русском) языке. Иностранцы и граждане РФ, говорящие на другом наречии, имеют право на использование услуг переводчика.

Как и другие Федеральные законы Российской Федерации, ФЗ-53 регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние поправки в действительный закон введены 5 мая 2014 года.

Скачать 53 ФЗ о государственном языке РФ

Для детального изучения действительного Федерального закона
«О государственном языке» N 53-ФЗ и последних произведённых в нём поправок, следует ознакомиться с действительными положениями. Скачать актуальный текст ФЗ-53 можно по ссылке:

Последние изменения в ФЗ о гос языке РФ

Последняя редакция рассматриваемого Федерального закона 53-ФЗ произведена 5 мая 2014 года. Основанием для внесения правок послужил Федеральный закон N 101-ФЗ.

В статье 3 действительного нормативного акта появились уточнения насчёт выбора языкового озвучивания или титров при публичном показе фильмов. Рассматриваемая статья дополнилась пунктом 9.

2, гласящим, что использование русской речи обязательно при публичном зачитывании литературных произведений, ведении концертов и постановке спектаклей.

Ранее существенные поправки осуществлялись 2 июля 2013 года.

Основанием для внесения поправок стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 185-ФЗ.

Изменениям подверглись статьи 3 и 4 действительного закона.

В
в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образца» N 273-ФЗ, принятого 20 декабря 2012 года, в пункте 8 части 1 статьи 3 указывается, что русский язык обязательно используется при составлении и печати документации, подтверждающей уровень образования или квалификации гражданина.

В пункте 4 статьи 4 рассматриваемого нормативного акта говорится о том, что в рамках защиты и продвижения основ русских традиций в иностранном сообществе, государственные образовательные учреждения готовят соответствующих кадров. Учителя русского языка, как иностранного, осуществляют свою деятельность как в пределах Российской Федерации, так и за её пределами, в соответствующих образовательных учреждениях.

Поправкой от 185-ФЗ в пункте 4 статьи 4 слово «учреждения» заменено на «организации».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон о русском языке с последними изменениями

Бесплатная консультация юриста по телефону:

На всей территории Российской Федерации основным и главным государственным языком считается русский, граждане России обязаны его знать и говорить на нем.

Любые общественные мероприятия, официальные документы и публичные высказывания обязаны быть на русском языке.

Для защиты и развития мер по поддержке и культуре описываемой области и сферы деятельности необходимы четкие правила и концепция, которые описаны в Федеральном законе 53.

Общие сведения

Федеральный закон о государственном языке был принят Государственной Думой 20 мая 2005 года, а одобрен Советом Федерации 25 мая 2005 года. Последние изменения в него были внесены 5 мая 2014 года. ФЗ 53 содержит 7 статей.

Этот закон регулирует и контролирует процессы и способы обеспечения использования по всей территории России государственного языка.

Также закон гарантирует права граждан на использование русской речи и предоставляет меры развития культуры этой области.

Краткое содержание Федерального закона номер 53 о государственном языке:

  • ст. 1 — представлена информация о государственном языке России, оформлена информация о свойствах русской речи и возможностях ее носителей на территории РФ;
  • ст. 2 — перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие описанную сферу;
  • ст. 3 — дан список сфер и мест, где возможно использование гос. русского языка;
  • ст. 4 — оформлена информация о мерах защиты языка, способах развития культуры граждан в этой области и поддержка в описываемой сфере деятельности;
  • ст. 5 — описано обеспечение и способы использования населением государственного языка на территории России;
  • ст. 6 — оформлена информация об ответственности за нарушения и преступления, совершенные в настоящей области, перечислены меры наказаний и виды штрафов;
  • ст. 7 — описана дата и процесс вступления в силу Федерального закона 53.

Описанная сфера регулируется не только Федеральным законом номер 53, но и другими ФЗ, законами Конституции России, международными договорами и законом 1807-1 о различных языках народов РФ.

об основных положениях Федерального закона №58 тут:

Согласно первой статье, по Конституции РФ государственным языком является русский. Нормы и положения, по которым определяется его система, устанавливаются Правительством России, Правительством также установлено, что все нецензурные слова запрещены к использованию в общественных местах или в литературных или публицистических текстах.

В 3 статье описываемого закона дан список ситуаций, когда использование литературной русской речи считается обязательным:

  • При осуществлении любой деятельности гос. органов;
  • В случаях исполнения литературных произведений публично;
  • При написании названий гос. органов в официальных документах;
  • В публицистических статьях, рекламах или любых других материалах, написанных СМИ;
  • Во время проведения судебных процессов или при избирательной кампании, до и во время выборов, при референдумах по всей территории России;
  • Во время написания и подписания официальных документов в гос. учреждениях России;
  • При написании фраз или слов на дорожных знаках;
  • При публикации новостей, решений или документации гос. органами через сеть Интернет или через СМИ.

Согласно описанному закону каждый гражданин Российской Федерации имеет право на общение или обучение на государственном языке. Иностранные лица, приезжающие на территорию России имеют право использовать услуги переводчика.

Последние изменения, внесенные в закон о государственном языке

Последние изменения в Федеральный закон 53 о гос. языке были внесены 5 мая 2014 года, при принятии ФЗ номер 101. В первой статье, в пункте номер шесть слова о литературном языке были дополнены фразой «в том числе нецензурной брани».

В третьей статье в первую часть был добавлен 9 пункт, согласно которому русский литературный язык обязательно должен использоваться в материалах СМИ. Эта же статья была дополнена пунктом 9.

1, в котором представлена информация, что русская речь считается обязательной при показе фильмов, мультфильмов и анимационных фильмов в кинотеатрах. Также в статью три был добавлен пункт 9.2, в котором написано, что обязательным русский язык считается при осуществлении публичных выступлений.

Во время представлений, исполнений литературных произведений, публичных театральных постановок, при проведении зрелищных, развлекательных, культурных, просветительных и других мероприятий артисты обязаны говорить на нем. В третью статью была добавлена часть 1.1.

В перечисленных в третьей статье сферах деятельности вместе с русским языком может быть использована речь других народов республик, входящих в состав Российской Федерации. В определенных случаях, оформленных в других Федеральных законах, могут быть также использованы иностранные языки.

В статье четыре был изменен седьмой пункт. После изменений в компетенцию органов гос. власти был добавлен контроль и регулировка, а также наблюдение за гражданами, для выполнения всех положений ФЗ 53, а также надзора за нарушениями закона.

Сотрудники органов обязаны следить за лицами, использующими выражения или слова, не соответствующие нормам или правилам русской речи. Работники гос.

органов исполнительной власти имеют право совершать экспертизу для проверки наличия нарушений и привлекать к ответственности нарушителей.

Изменения в описываемый Федеральный закон за все время его существования вносились всего два раза. Последние изменения описаны выше, а первый раз изменения были внесены 2 июля 2013 года. Согласно этой редакции, изменения произошли в статье 3, в части первой пункте восьмом.

Слова о написании и оформлении документов, связанных с аккредитацией учебных заведений, были изменены на фразу «оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образца».

В четвертом пункте четвертой статьи все слова «учреждение» были изменены на «организация».

Скачать 53 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон 53 был принят государством для урегулирования конфликтов среди разных носителей языков, проживающих на территории Российской Федерации. В случае, если у гражданина России возникли споры или конфликт с лицами другой национальности на тему государственного языка и его использования, он всегда может обратиться к описываемому закону за подробной информацией.

Скачать Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: