Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией
4.1. Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»
Описание результата | Характеристика результата | Срок реализации | Ответственные исполнители | |
1. Задача «Развитие централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей в соответствии с потребностями социально-экономического развития» | ||||
1.1. | Разработаны и утверждены документы перспективного развития электроэнергетики | утверждены генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2040 года, схема и программа развития ЕЭС России (ежегодно), схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации (ежегодно) | 2019 — 2024 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н., высшие должностные лица субъектов Российской Федерации |
1.2. | Усовершенствована система перспективного планирования в электроэнергетике |
|
2019 — 2022 годы | заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н. |
1.3. | Внедрен новый механизм конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности |
|
2019 — 2024 годы | заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н. |
1.3.1. | Обеспечена модернизация генерирующих мощностей с применением нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности | отобраны проекты по модернизации генерирующих мощностей установленной мощностью не менее 11 ГВт, предусматривающие замену порядка 57 турбин и 40 котлоагрегатов | 2019 — 2024 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н., субъекты электроэнергетики |
1.3.2. | Исключен. — Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2023 N 1288-р | |||
1.4. | Обеспечено строительство и модернизация генерирующих мощностей в Дальневосточном федеральном округе с применением нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности | отобраны проекты по строительству и модернизации 4 электрических станций установленной мощностью порядка 1,3 ГВт, обеспечен вывод из эксплуатации 41 блока мощностью порядка 1,5 ГВт на существующих электрических станциях | 2019 — 2027 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.1. |
|
обеспечена максимальная эффективность функционирования новых генерирующих мощностей | 2019 — 2024 годы |
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.2. | Строительство Артемовской ТЭЦ-2 мощностью 440 МВт для замещения выводимой из эксплуатации Артемовской ТЭЦ | устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Приморского края | 2019 — 2026 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.3. | Строительство Хабаровской ТЭЦ-4 мощностью 410 МВт для замещения выводимой из эксплуатации Хабаровской ТЭЦ-1 | устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Хабаровского края | 2023 — 2027 годы | заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.4. | Реконструкция энергетического производственно-технологического комплекса Владивостокской ТЭЦ-2 с заменой турбоагрегатов ст. N 1, 2, 3 и установкой 3 котлоагрегатов по 540 тонн/час каждый | устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Приморского края | 2023 — 2027 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.5. | Строительство Якутской ГРЭС-2 (2-я очередь) мощностью 160 МВт для замещения выводимой из эксплуатации Якутской ГРЭС | устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Республики Саха (Якутия) | 2023 — 2027 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.6. | Модернизация Приморской ГРЭС для увеличения проектного числа часов использования установленной мощности до 6500 часов | обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» | 2023 — 2026 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания») |
1.4.7. | Сооружение 2 энергоблоков установленной мощностью 225 МВт каждый на Нерюнгринской ГРЭС | обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» | 2021 — 2025 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.8. | Расширение Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности на 280 МВт | обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» | 2023 — 2026 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» |
1.4.9. | Строительство ТЭС «Чульман» мощностью 330 МВт в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия) | обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» | 2023 — 2027 годы | заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н., общество с ограниченной ответственностью «Газпром энергохолдинг» |
1.5. | Реализованы мероприятия по развитию магистральной электрической сети, обоснованные в схеме и программе развития Единой энергетической системы России, для покрытия перспективного спроса на электрическую энергию и мощность | обеспечено покрытие перспективного спроса на электрическую энергию и мощность | 2019 — 2027 годы |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания — Россети» |
1.5.1. | Строительство ПС 500 кВ Усть-Кут с заходами ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ с постановкой под напряжение для проведения пусконаладочных работ в 2019 году | обеспечение энергоснабжения проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан I» и трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан — II», комплексного проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры «Сила Сибири», проекта расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (первый этап), Удоканского горно-обогатительного комбината, присоединение Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России | 2020 год |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н., публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» |
1.5.2. | Строительство ПС 500 кВ Нижнеангарская трансформаторной мощностью 1002 МВА и СКРМ 730 Мвар (ШР-500 кВ 3 x 180 Мвар, УШР-220 кВ 2 x 35 Мвар, БСК-220 кВ 2 x 60 Мвар), строительство одноцепной ВЛ 500 кВ Нижнеангарская — Усть-Кут ориентировочной протяженностью 465 км, реконструкция ВЛ 220 кВ Кичера — Новый Уоян и ВЛ 220 кВ Ангоя — Новый Уоян (для технологического присоединения энергопринимающих устройств открытого акционерного общества «Российские железные дороги») с постановкой под напряжение для проведения пусконаладочных работ в сентябре 2023 г. | обеспечение энергоснабжения проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан I» и трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан — II», комплексного проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры «Сила Сибири», проекта расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (первый этап), Удоканского горно-обогатительного комбината, присоединение Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России | сентябрь 2024 г. |
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания — Россети» |
1.5.3. | Исключен. — Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2019 N 1844-р | |||
1.5.4. |
План модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года. Подробности — ТАСС
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о входящем в состав документа Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
План был утвержден распоряжением правительства РФ от 30 сентября 2018 года, реализация началась 1 октября 2018 года и продлится до 31 декабря 2024 года. План включает в себя два основных раздела: транспортный и энергетический.
Транспортная часть
За реализацию плана в части транспортной инфраструктуры отвечает правительственная комиссия по транспорту. Куратор реализации — вице-премьер Максим Акимов, руководитель — министр транспорта Евгений Дитрих. Транспортную часть предлагается реализовывать во взаимосвязи с национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации».
План предполагает развитие к 2024 году транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», а также повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.
Ожидается, что в результате реализации плана за шесть лет объемы экспорта транспортных услуг вырастут с $16,9 млрд до $25 млрд. Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования должна увеличится с 8,2 тыс.
пассажиро-километров на человека в год в 2017 году до 9,5 тыс. пассажиро-километров на человека в год в 2024 году. Предполагается, что 100% центров экономического роста будут обеспечены скоростными транспортными коммуникациями.
По итогам реализации плана транзитный контейнеропоток должен вырасти в четыре раза, а время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы РФ составит семь дней.
В 2024 году Россия должна занять место не ниже 50-го в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики Всемирного банка (Logistics Performance Index, в 2018 году РФ занимала 75-е место).
Транспортная часть плана состоит из девяти федеральных проектов:
- «Европа — Западный Китай»;
- «Морские порты России»;
- «Северный морской путь»;
- «Железнодорожный транспорт и транзит»;
- «Транспортно-логистические центры»;
- «Коммуникации между центрами экономического роста»;
- «Развитие региональных аэропортов и маршрутов»;
- «Высокоскоростное железнодорожное сообщение»;
- «Внутренние водные пути».
Руководство проектами осуществляется профильными заместителями министра транспорта РФ (первый замминистра Иннокентий Алафинов, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков и др.). В соответствующий проект включены инвестпроекты развития железнодорожной инфраструктуры, предусмотренные долгосрочной программой развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года.
- В рамках федеральных проектов планируется, в частности, строительство новой автомобильной дороги федерального значения Москва — Нижний Новгород — Казань и автодорожного обхода города Тольятти с мостом через реку Волга (прирост сети скоростных автодорог составит 708 км или 28% к уровню 2018 года); развитие портовой инфраструктуры Арктического, Дальневосточного, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов; строительство ледокольного флота из девяти единиц; развитие автодорожных подходов к морским портам; увеличение суммарной пропускной и провозных способностей Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (в 1,5 раза или до 182 млн тонн; 129 пар грузовых поездов в сутки); строительство первого этапа высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань (город Железнодорожный, Московская область — город Гороховец, Владимирская область, протяженность — 301 км); формирование узловых транспорт-логистических центров; реконструкция 66 аэропортовых комплексов; субсидирование воздушных перевозок; увеличение пропускной способности внутренних водных путей за счет строительства новых гидроузлов и обновления обслуживающего флота.
- Всего на исполнение транспортной части в 2019-2024 годах планируется потратить 6 трлн 348,1 млрд рублей, включая 3 трлн 28,8 млрд рублей из федерального бюджета, 58,7 млрд рублей из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 3 трлн 28,8 млрд рублей из внебюджетных источников.
Энергетическая часть
За реализацию плана в части энергетической инфраструктуры отвечают правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики и правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики. Куратор — вице-премьер Дмитрий Козак, руководитель — министр энергетики РФ Александр Новак.
В энергетическую часть плана включены два подраздела — федеральных проекта: «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» (руководитель — замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко) и «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» (замминистра энергетики РФ Павел Сорокин).
Предполагается достижение целого ряда целей: минимальный прирост потребления электроэнергии в централизованных системах должен достичь 6% (в 2017 году — 1%); до конца 2024 года планируется обеспечить объем ввода 4000 МВт генерирующих мощностей.
Запланировано снижение избытка установленной мощности электростанций ЕЭС России, включая нормативный резерв, на 12%. Объем инвестиций, привлеченных в строительство и модернизацию объектов тепловой генерации, до конца 2024 года должен достичь 156,9 млрд рублей.
Количество субъектов РФ, в которых управление электросетевым хозяйством будет осуществляться с применением интеллектуальных систем, должно вырасти с 10 в 2020 году до 70 в 2024 году.
В плане, утвержденном премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, данных о финансировании энергетической части не содержится.
Правительство России утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в который включены 11 федеральных проектов
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 30 сентября 2018 года №2101-р. «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, сообщает официальный сайт Правительства России.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года разработан в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Федеральные проекты сформированы по результатам совместной работы Минэкономразвития, Минтранса, Минэнерго России, других органов и организаций.
Комплексный план структурирован по аналогии с национальными проектами и синхронизирован с национальными проектами «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Международная кооперация и экспорт». В документе определены целевые показатели федеральных проектов, ответственные исполнители, объемы финансирования и предварительный анализ рисков.
В план включены 11 федеральных проектов, 9 из них направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, еще 2 — на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры.
Реализация Комплексного плана позволит обеспечить развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, повышение уровня экономической связанности территории России.
Достичь этой задачи планируется за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированное обеспечение доступной электроэнергией.
В документе, в частности, говорится, что приоритетом транспортной части Комплексного плана является инновационное преобразование отрасли инфраструктурного строительства.
В этих целях планируется внедрение и широкое применение передовых технологий и лучших практик, цифровизация транспортной отрасли и логистических процессов.
В транспортную часть Комплексного плана включены проекты: «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Внутренние водные пути». Реализация проектов транспортной части Комплексного плана позволит к 2024 году существенно улучшить транспортную систему, достичь всех установленных Указом №204 показателей по приросту грузооборота, увеличить экономическую связанность территорий.
Два федеральных проекта – «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» – направлены на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры (энергетическая часть Комплексного плана).
Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики
Презентация прошла в рамках совместного заседания семинаров “Экономические проблемы энергетического комплекса” (семинар им. А.С. Некрасова ) и “Отрасли и регионы”. Посмотреть другие выступления семинаров можно здесь и здесь.
- Таймкоды в х к видео на Youtube.
- Название выступления
- Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики
- Докладчик
Губанов Максим Михайлович, к.т.н., руководитель направления по энергетике и ЖКХ АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»
Аннотация
Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (п.
15, в) поставлена задача «гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах».
Вместе с тем, особенности сложившейся системы государственного управления в электроэнергетике не позволяют рассматривать развитие распределенной генерации в качестве эффективного решения по обеспечению потребностей социально-экономического развития удаленных территорий, что ограничивает приток возможных инвестиций в эту сферу.
С целью создания организационных и финансовых предпосылок для технологического обновления энергетического хозяйства муниципальных образований в зоне децентрализованного электроснабжения «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами разработало «Концепцию привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики». Этот документ предусматривает создание государственной системы управления развитием локальной энергетики, инструментов государственной поддержки частных инвестиций, источников федерального софинансирования и механизмов доведения финансирования до конкретных проектов, что в совокупности обеспечит оптимизацию расходов бюджетной системы на «северный завоз» топлива, снижение межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и повышение энергетической эффективности экономики макрорегиона.
Презентация
Краткое содержание концепции
1. Наделение полномочиями и ответственностью главы МО
Глава Муниципального образования в зоне децентрализованного электроснабжения наделяется полномочиями и ответственностью по разработке (актуализации) Схемы энергоснабжения с учетом схемы теплоснабжения и программы энергосбережения и повышения энергоэффективности МО. Эта работа должна быть основана на Стратегии социально-экономического развития МО и взаимоувязана со Схемой и программой развития электроэнергетики на территории субъекта РФ (сейчас этого нет).
2. Независимый аудит объектов энергоснабжения
Схема энергоснабжения МО разрабатывается специализированной инженерно-консалтинговой компанией на основании муниципального контракта. В нем обосновывается необходимость и целесообразность модернизации объектов энергетики со стороны действующего собственника, а также предлагаются возможные мероприятия по повышению энергоэффективности объектов энергетического хозяйства.
3. Предмет диалога
Схема энергоснабжения МО согласуется с энергоснабжающей компанией (государственная, муниципальная или частная собственность), а сама разработка мероприятий является предметом для профессионального диалога между публичной властью (МО, субъектом РФ) и собственником объектов энергетики (энергоснабжающая компания).
4. Механизм воздействия
В случае, если энергоснабжающая компания не может реализовать или не заинтересована в реализации мероприятий в рамках регулируемой инвестиционной программы за счет собственных средств, на основании Схемы энергоснабжения МО энергоснабжающей компанией / МО / субъектом РФ возможно объявление технологически нейтрального конкурса:
- на энергосервисные мероприятия;
- на концессионное соглашение;
- на гарантированное энергоснабжение.
5. Конкуренция поставщиков
Заинтересованные инвесторы (энергосервисные компании, концессионеры, гарантирующие поставщики) изучают конкурсную документацию и на основе
Схемы энергоснабжения МО, разрабатывают технико-экономические предложения по применению своей технологии и финансовую модель реализации проекта, а также определяют возможные тарифные последствия от реализации мероприятий. Проводится открытый конкурс и определяется победитель согласно критериям конкурсной документации.
6. Федеральная поддержка реализации проектов
Стимулирующие меры (Минэнерго России):
- открытая публикация информации о проектах (требования к СиПР, ГИС ТЭК, ГИС «Энергоэффективность», ГИС ВИЭ, другие информационные ресурсы);
- управление использованием «Дальневосточной надбавки»;
- утверждение типовых договоров на энергосервис, концессию и гарантированное энергоснабжение (разработка механизма интегрированного энергетического контракта);
- участие представителей в региональных конкурсных комиссиях.
Поддерживающие меры (структуры МВР):
- информирование о проектах и привлечение инвесторов – АНО АПИ;
- получение льгот ТОР/СПВ – АО «КРДВ»;
- субсидии на технологическое присоединение – АО «КРДВ»;
- льготное финансирование – (структура МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»);
- капитальный грант – (структура МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).
7. Источник для поддерживающих мер:
- средства федерального бюджета – создание подпрограммы «Развитие распределенной генерации» в рамках государственной программы социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Арктической зоны);
- средства региональных бюджетов (профильные программы);
- тарифные отчисления «Дальневосточной надбавки»;
- «Белые» и «Зеленые» сертификаты для крупных генерирующих компаний;
- средства от продажи «зеленых облигаций».
8. Выгоды от реализации:
- получение объективной информации о состоянии системы энергоснабжения населенных пунктов в зоне децентрализованного электроснабжения и возможности оптимизации затрат на «северный завоз» топлива;
- выбор наиболее рационального решения по обеспечению энергоснабжения населенного пункта на долгосрочную перспективу (новая генерация/модернизация/повышение энергоэффективности);
- обеспечение конкуренции при участии частных инвестиций в строительство/модернизацию объектов распределенной генерации;
- повышение экономической эффективности реализации проектов для инвесторов и вероятности их реализации за счет мер федеральной поддержки;
- исключение нерациональных затрат на развитие электросетевой инфраструктуры в ДФО и Арктике при снижении (не увеличении) затрат на энергоснабжение населенных пунктов;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли распределенной энергетики в ДФО и Арктике, расширение возможностей для привлечения частных технологических и финансовых инвестиций;
- реализация государственной политики в сфере энергетики и развития Дальнего Востока и Арктики.
Ключевые предложения концепции
Разработка и утверждение подпрограммы «Развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных районах» к государственным программам социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны с целью привлечение частных инвестиций в реализацию проектов модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации.
В рамках указанной подпрограммы обеспечить:
- Наделение полномочиями и ответственностью руководителей органов местного самоуправления за разработку комплексных схем и программ энергоснабжения и повышения энергетической эффективности населенных пунктов в зоне децентрализованного электроснабжения.
- Разработку и использование при модернизации объектов локальной энергетики механизма привлечения частных инвестиций на основе договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающего в себя условия энергосервисного договора (Федеральный закон «Об энергосбережении…» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, статья 20) для обеспечения возможности выбора потенциальным инвестором наиболее рационального решения по энергоснабжению населенного пункта на долгосрочную перспективу.
- Наделение полномочиями институтов развития Дальнего Востока и Арктики по представлению льготного долгосрочного государственного финансирования под реализацию проектов модернизации локальной энергетики и определение условий выделения этого финансирования.
- Финансирование подпрограммы из федерального бюджета в размере до 10 млрд руб.
- Расширение полномочий ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» или создание специального Фонда развития распределенной генерации в удалённых и изолированных районах для проведения экспертизы проектов, определения возможности их софинансирования из федерального бюджета, установления соответствующих критериев и дальнейшего сопровождения реализации проектов частными инвесторами.
Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики (проект)
- Разработчик:
- АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»
- Концепция носит ознакомительный характер и будет доработана по результатам обсуждений с ответственными ФОИВами, РОИВами и заинтересованными организациями
- Замечания и предложения по доработке концепции просим направлять в АНО АПИ
- Контактное лицо:
- Ведущий менеджер
- Губанов Максим Михайлович
- тел.: +7 (916) 571-41-69
e-mail: [email protected]
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- Приложение 1.
- Приложение 2.
- Приложение 3.
- Приложение 4.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных направлений развития электроэнергетической отрасли в мировой практике является переход от строительства крупных электростанций и развития магистральных электрических сетей к созданию системы распределенной генерации, что вызвано появлением и активным развитием технологий автономного энергоснабжения с использованием в качестве первичного ресурса как традиционных энергоносителей (газ, нефть, дизельное топливо, уголь, мазут), так и возобновляемых источников энергии (ветер, солнце, вода, биомасса, биогаз и т.п.).
Реализация этого направления в нашей стране закреплена в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (п.
15, в): «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах».
Аналогичный пункт вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 года № 2101-р (раздел II, п. 4, задача 2).
Таким образом, на федеральном уровне поставлена государственная задача развития распределенной генерации в удалённых и изолированных энергорайонах, при этом до настоящего времени отсутствует комплексная система для ее реализации, а источника финансирования не предусмотрено ни в отраслевой государственной программе «Развитие энергетики», ни в макрорегиональных программах «СЭР ДФО» и «СЭР Арктической зоны». Результаты проведенного анализа документов стратегического планирования представлены в приложении 1.
Принимая во внимание нахождение большей части территории Дальнего Востока и Арктики в зоне децентрализованного электроснабжения и действующую государственную политику по социально-экономическому развитию этих территорий, закрепленную в соответствующих документах стратегического планирования по территориальному принципу, развитие распределенной генерации в рамках создания энергетической инфраструктуры является необходимым направлением деятельности институтов развития Дальнего Востока и Арктики.
Учитывая наличие интересов со стороны различных энергетических и технологических компаний к участию в проектах локальной энергетики, а также высокий уровень затрат бюджетной системы Российской Федерации на энергоснабжение удаленных территорий, имеется существенный потенциал привлечения частных инвестиций для реализации проектов развития распределенной генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных энергорайонах Дальнего Востока и Арктики.
- Обоснование необходимости разработки концепции
В настоящее время для реализации проектов развития распределенной генерации могут быть применены следующие действующие механизмы:
- инвестиционные программы действующих энергетических компаний (ограничены тарифами на электроэнергию для потребителей);
- энергосервисный контракт, может быть реализован заинтересованным инвестором при наличии согласия энергетической компании и возможности экономии топлива (согласно постановлению Правительства РФ от 30.01.2019 № 64) и методике ФАС России (приказ ФАС России от 29 мая 2019 г. №686/19);
- концессионное соглашение (для объектов в государственной и муниципальной собственности), реализуется при наличии интереса со стороны собственника (орган государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления) и инвестора и согласовании долгосрочных параметров регулирования.
С целью расширения указанных механизмов и стимулирования энергетических компаний и субъектов РФ к реализации проектов распределенной генерации был утвержден План мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях (распоряжение Правительства РФ от 15.08.2019 № 7456п-П9).
В рамках реализации Плана были подготовлены две концепции:
- «Концепция проведения модернизации объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях» (автор – Ассоциация «НП Совет Рынка», регулятор рынка электроэнергии и мощности ЕЭС России).
Предполагает запуск рыночных механизмов, в рамках которых на конкурентной основе будет определен наиболее эффективный поставщик электроэнергии для каждой ИТТ, с которым будет заключено концессионное соглашение, предполагающее модернизацию объектов локальной энергетики с одновременным снижением (не увеличением) перекрестного субсидирования на энергоснабжение потребителей в ИТТ на перспективу 10 лет. При этом стоимость поставки электроэнергии по результатам конкурса будет зафиксирована без последующей ее индексации на величину инфляции в течение срока действия соглашения. Ключевой момент – конкуренция между поставщиками.
- «Предложение по разработке схемы модернизации неэффективной дизельной (мазутной и угольной) генерации в удаленных и изолированных территориях России» (автор – ООО «Альтрэн», инвестор в распределенную генерацию).
Предложения базируются на участии в проектах государственного инвестора в лице АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» или другого инвестиционного фонда в виде предоставления на конкурентной основе льготного финансирования на срок не менее 10 лет действующим собственникам энергетических объектов для реализации проектов модернизации неэффективной генерации в ИТТ с привлечением малых инновационных предприятий в качестве подрядчиков на реализацию мероприятий. Ключевой момент – льготное возвратное финансирование.
Утверждена обновленная госпрограмма по развитию энергетики
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321» утверждена обновленная госпрограмма по развитию энергетики до конца 2024 года.
Задачами подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» являются:
- гарантированное обеспечение доступной электроэнергией потребителей;
- масштабная модернизация электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень;
- развитие отечественной научно-технологической базы и освоение передовых технологий в области использования;
- внедрение возобновляемых источников энергии.
Ожидаемыми результатами реализации указанной подпрограммы являются:
- реализация федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;
- создание объектов энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского автономного округа, необходимых для замещения выводимых мощностей Билибинской атомной электростанции;
- компенсация выпадающих доходов компаний электроэнергетики при доведении цен (тарифов) на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня в Республике Крым и г. Севастополе;
- увеличение доли установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме генерирующих мощностей ЕЭС России по итогам 2024 года в 11,5 раза к уровню 2017 года.
В документе обозначены основные проблемы электроэнергетики:
- неоптимальная структура генерирующих мощностей;
- снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;
- недостаточность в отдельных регионах инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры в целях обеспечения выдачи мощности новых генерирующих объектов и обеспечения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;
- наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке.
А также указаны ключевые вопросы, которые необходимо решить:
- сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов;
- дальнейшее развитие ЕЭС России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем;
- модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) в соответствии с потребностями социально-экономического развития;
- развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;
- опережающее развитие возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;
- обеспечение режимной надежности, безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;
- развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства и сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов.
Начало действия документа – 06.04.2019.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903290007?index=0&rangeSize=1