Информация

Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией

4.1. Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»

Описание результата Характеристика результата Срок реализации Ответственные исполнители
1. Задача «Развитие централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей в соответствии с потребностями социально-экономического развития»
1.1. Разработаны и утверждены документы перспективного развития электроэнергетики утверждены генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2040 года, схема и программа развития ЕЭС России (ежегодно), схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации (ежегодно) 2019 — 2024 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н.,
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
1.2. Усовершенствована система перспективного планирования в электроэнергетике
  • обеспечено совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике, в рамках которой:
  • создан институт генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики;
  • утверждены требования к проектировщикам документов перспективного развития электроэнергетики;
  • разработаны и актуализированы ведомственные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование методической базы перспективного планирования в электроэнергетике
2019 — 2022 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н.
1.3. Внедрен новый механизм конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности
  1. обеспечено функционирование механизма модернизации существующего парка генерирующих мощностей тепловых электрических станций, в рамках которого:
  2. внедрены современные прогрессивные и привлекательные для российских и зарубежных стратегических инвесторов механизмы финансирования модернизации объектов по производству электрической энергии в рамках действующих механизмов конкурентного рынка мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности;
  3. начата программа технического перевооружения российской тепловой генерации;
  4. обеспечен прорыв в развитии инжинирингово-сервисной сферы;
  5. обеспечен в долгосрочной перспективе портфель заказов энергомашиностроительной отрасли;
  6. привлечены значительные (в объеме до 1,35 трлн. рублей в перспективе до 2035 года) средства российских и иностранных инвесторов;
  7. повышена степень конкурентоспособности и энергоэффективности тепловой генерации по отношению к иным видам генерации;
  8. обеспечено улучшение конкурентной среды на оптовом рынке электрической энергии и мощности
2019 — 2024 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н.
1.3.1. Обеспечена модернизация генерирующих мощностей с применением нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности отобраны проекты по модернизации генерирующих мощностей установленной мощностью не менее 11 ГВт, предусматривающие замену порядка 57 турбин и 40 котлоагрегатов 2019 — 2024 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н.,
субъекты электроэнергетики
1.3.2. Исключен. — Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2023 N 1288-р
1.4. Обеспечено строительство и модернизация генерирующих мощностей в Дальневосточном федеральном округе с применением нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности отобраны проекты по строительству и модернизации 4 электрических станций установленной мощностью порядка 1,3 ГВт, обеспечен вывод из эксплуатации 41 блока мощностью порядка 1,5 ГВт на существующих электрических станциях 2019 — 2027 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.1.
  • Обеспечена работа созданных с применением нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности;
  • обеспечено переключение нагрузок котельных и иных неэффективных источников тепловой энергии на данные объекты тепловой генерации в радиусе их эффективного теплоснабжения;
  • утверждены схемы теплоснабжения соответствующих муниципальных образований, учитывающие реализацию указанных задач
обеспечена максимальная эффективность функционирования новых генерирующих мощностей 2019 — 2024 годы высшие должностные лица субъектов Российской Федерации,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.2. Строительство Артемовской ТЭЦ-2 мощностью 440 МВт для замещения выводимой из эксплуатации Артемовской ТЭЦ устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Приморского края 2019 — 2026 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.3. Строительство Хабаровской ТЭЦ-4 мощностью 410 МВт для замещения выводимой из эксплуатации Хабаровской ТЭЦ-1 устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Хабаровского края 2023 — 2027 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.4. Реконструкция энергетического производственно-технологического комплекса Владивостокской ТЭЦ-2 с заменой турбоагрегатов ст. N 1, 2, 3 и установкой 3 котлоагрегатов по 540 тонн/час каждый устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Приморского края 2023 — 2027 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.5. Строительство Якутской ГРЭС-2 (2-я очередь) мощностью 160 МВт для замещения выводимой из эксплуатации Якутской ГРЭС устойчивое энергоснабжение потребителей, находящихся на территории Республики Саха (Якутия) 2023 — 2027 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.6. Модернизация Приморской ГРЭС для увеличения проектного числа часов использования установленной мощности до 6500 часов обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2023 — 2026 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»)
1.4.7. Сооружение 2 энергоблоков установленной мощностью 225 МВт каждый на Нерюнгринской ГРЭС обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2021 — 2025 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.8. Расширение Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности на 280 МВт обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2023 — 2026 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро»
1.4.9. Строительство ТЭС «Чульман» мощностью 330 МВт в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия) обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2023 — 2027 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П., заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н., общество с ограниченной ответственностью «Газпром энергохолдинг»
1.5. Реализованы мероприятия по развитию магистральной электрической сети, обоснованные в схеме и программе развития Единой энергетической системы России, для покрытия перспективного спроса на электрическую энергию и мощность обеспечено покрытие перспективного спроса на электрическую энергию и мощность 2019 — 2027 годы заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания — Россети»
1.5.1. Строительство ПС 500 кВ Усть-Кут с заходами ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ с постановкой под напряжение для проведения пусконаладочных работ в 2019 году обеспечение энергоснабжения проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан I» и трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан — II», комплексного проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры «Сила Сибири», проекта расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (первый этап), Удоканского горно-обогатительного комбината, присоединение Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России 2020 год заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сниккарс П.Н.,
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»
1.5.2. Строительство ПС 500 кВ Нижнеангарская трансформаторной мощностью 1002 МВА и СКРМ 730 Мвар (ШР-500 кВ 3 x 180 Мвар, УШР-220 кВ 2 x 35 Мвар, БСК-220 кВ 2 x 60 Мвар), строительство одноцепной ВЛ 500 кВ Нижнеангарская — Усть-Кут ориентировочной протяженностью 465 км, реконструкция ВЛ 220 кВ Кичера — Новый Уоян и ВЛ 220 кВ Ангоя — Новый Уоян (для технологического присоединения энергопринимающих устройств открытого акционерного общества «Российские железные дороги») с постановкой под напряжение для проведения пусконаладочных работ в сентябре 2023 г. обеспечение энергоснабжения проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан I» и трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан — II», комплексного проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры «Сила Сибири», проекта расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (первый этап), Удоканского горно-обогатительного комбината, присоединение Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России сентябрь 2024 г. заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П.,
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания — Россети»
1.5.3. Исключен. — Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2019 N 1844-р
1.5.4.
Читайте также:  Право на бесплатную юридическую помощь

План модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года. Подробности — ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о входящем в состав документа Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

План был утвержден распоряжением правительства РФ от 30 сентября 2018 года, реализация началась 1 октября 2018 года и продлится до 31 декабря 2024 года. План включает в себя два основных раздела: транспортный и энергетический.

Транспортная часть

За реализацию плана в части транспортной инфраструктуры отвечает правительственная комиссия по транспорту. Куратор реализации — вице-премьер Максим Акимов, руководитель — министр транспорта Евгений Дитрих. Транспортную часть предлагается реализовывать во взаимосвязи с национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации».

План предполагает развитие к 2024 году транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», а также повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.

Ожидается, что в результате реализации плана за шесть лет объемы экспорта транспортных услуг вырастут с $16,9 млрд до $25 млрд. Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования должна увеличится с 8,2 тыс.

пассажиро-километров на человека в год в 2017 году до 9,5 тыс. пассажиро-километров на человека в год в 2024 году. Предполагается, что 100% центров экономического роста будут обеспечены скоростными транспортными коммуникациями.

По итогам реализации плана транзитный контейнеропоток должен вырасти в четыре раза, а время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы РФ составит семь дней.

В 2024 году Россия должна занять место не ниже 50-го в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики Всемирного банка (Logistics Performance Index, в 2018 году РФ занимала 75-е место).

Транспортная часть плана состоит из девяти федеральных проектов:

  • «Европа — Западный Китай»;
  • «Морские порты России»;
  • «Северный морской путь»;
  • «Железнодорожный транспорт и транзит»;
  • «Транспортно-логистические центры»;
  • «Коммуникации между центрами экономического роста»;
  • «Развитие региональных аэропортов и маршрутов»;
  • «Высокоскоростное железнодорожное сообщение»;
  • «Внутренние водные пути».

Руководство проектами осуществляется профильными заместителями министра транспорта РФ (первый замминистра Иннокентий Алафинов, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков и др.). В соответствующий проект включены инвестпроекты развития железнодорожной инфраструктуры, предусмотренные долгосрочной программой развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года.

  • В рамках федеральных проектов планируется, в частности, строительство новой автомобильной дороги федерального значения Москва — Нижний Новгород — Казань и автодорожного обхода города Тольятти с мостом через реку Волга (прирост сети скоростных автодорог составит 708 км или 28% к уровню 2018 года); развитие портовой инфраструктуры Арктического, Дальневосточного, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов; строительство ледокольного флота из девяти единиц; развитие автодорожных подходов к морским портам; увеличение суммарной пропускной и провозных способностей Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (в 1,5 раза или до 182 млн тонн; 129 пар грузовых поездов в сутки); строительство первого этапа высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань (город Железнодорожный, Московская область — город Гороховец, Владимирская область, протяженность — 301 км); формирование узловых транспорт-логистических центров; реконструкция 66 аэропортовых комплексов; субсидирование воздушных перевозок; увеличение пропускной способности внутренних водных путей за счет строительства новых гидроузлов и обновления обслуживающего флота.
  • Всего на исполнение транспортной части в 2019-2024 годах планируется потратить 6 трлн 348,1 млрд рублей, включая 3 трлн 28,8 млрд рублей из федерального бюджета, 58,7 млрд рублей из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 3 трлн 28,8 млрд рублей из внебюджетных источников.

Энергетическая часть

За реализацию плана в части энергетической инфраструктуры отвечают правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики и правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики. Куратор — вице-премьер Дмитрий Козак, руководитель — министр энергетики РФ Александр Новак.

В энергетическую часть плана включены два подраздела — федеральных проекта: «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» (руководитель — замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко) и «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» (замминистра энергетики РФ Павел Сорокин).

Предполагается достижение целого ряда целей: минимальный прирост потребления электроэнергии в централизованных системах должен достичь 6% (в 2017 году — 1%); до конца 2024 года планируется обеспечить объем ввода 4000 МВт генерирующих мощностей.

Запланировано снижение избытка установленной мощности электростанций ЕЭС России, включая нормативный резерв, на 12%. Объем инвестиций, привлеченных в строительство и модернизацию объектов тепловой генерации, до конца 2024 года должен достичь 156,9 млрд рублей.

Количество субъектов РФ, в которых управление электросетевым хозяйством будет осуществляться с применением интеллектуальных систем, должно вырасти с 10 в 2020 году до 70 в 2024 году.

В плане, утвержденном премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, данных о финансировании энергетической части не содержится. 

Правительство России утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в который включены 11 федеральных проектов

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 30 сентября 2018 года №2101-р. «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, сообщает официальный сайт Правительства России.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года разработан в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Федеральные проекты сформированы по результатам совместной работы Минэкономразвития, Минтранса, Минэнерго России, других органов и организаций.

Комплексный план структурирован по аналогии с национальными проектами и синхронизирован с национальными проектами «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Международная кооперация и экспорт». В документе определены целевые показатели федеральных проектов, ответственные исполнители, объемы финансирования и предварительный анализ рисков.

В план включены 11 федеральных проектов, 9 из них направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, еще 2 — на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры.

Реализация Комплексного плана позволит обеспечить развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, повышение уровня экономической связанности территории России.

Достичь этой задачи планируется за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированное обеспечение доступной электроэнергией.

В документе, в частности, говорится, что приоритетом транспортной части Комплексного плана является инновационное преобразование отрасли инфраструктурного строительства.

В этих целях планируется внедрение и широкое применение передовых технологий и лучших практик, цифровизация транспортной отрасли и логистических процессов.

В транспортную часть Комплексного плана включены проекты: «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Внутренние водные пути». Реализация проектов транспортной части Комплексного плана позволит к 2024 году существенно улучшить транспортную систему, достичь всех установленных Указом №204 показателей по приросту грузооборота, увеличить экономическую связанность территорий.

Два федеральных проекта – «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» – направлены на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры (энергетическая часть Комплексного плана).

Читайте также:  Постоянно действующий исполнительный орган юридического лица

Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики

Презентация прошла в рамках совместного заседания семинаров “Экономические проблемы энергетического комплекса” (семинар им. А.С. Некрасова ) и “Отрасли и регионы”. Посмотреть другие выступления семинаров можно здесь и здесь.

  • Таймкоды в х к видео на Youtube.
  • Название выступления
  • Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики
  • Докладчик

Губанов Максим Михайлович, к.т.н.,  руководитель направления по энергетике и ЖКХ АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»

Аннотация

Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (п.

15, в) поставлена задача «гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах».

Вместе с тем, особенности сложившейся системы государственного управления в электроэнергетике не позволяют рассматривать развитие распределенной генерации в качестве эффективного решения по обеспечению потребностей социально-экономического развития удаленных территорий, что ограничивает приток возможных инвестиций в эту сферу.

С целью создания организационных и финансовых предпосылок для технологического обновления энергетического хозяйства муниципальных образований в зоне децентрализованного электроснабжения «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами разработало «Концепцию привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики». Этот документ предусматривает создание государственной системы управления развитием локальной энергетики, инструментов государственной поддержки частных инвестиций, источников федерального софинансирования и механизмов доведения финансирования до конкретных проектов, что в совокупности обеспечит оптимизацию расходов бюджетной системы на «северный завоз» топлива, снижение межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и повышение энергетической эффективности экономики макрорегиона.

Презентация

Краткое содержание концепции

1. Наделение полномочиями и ответственностью главы МО

Глава Муниципального образования в зоне децентрализованного электроснабжения наделяется полномочиями и ответственностью по разработке (актуализации) Схемы энергоснабжения с учетом схемы теплоснабжения и программы энергосбережения и повышения энергоэффективности МО. Эта работа должна быть основана на Стратегии социально-экономического развития МО и взаимоувязана со Схемой и программой развития электроэнергетики на территории субъекта РФ (сейчас этого нет).

2. Независимый аудит объектов энергоснабжения

Схема энергоснабжения МО разрабатывается специализированной инженерно-консалтинговой компанией на основании муниципального контракта. В нем обосновывается необходимость и целесообразность модернизации объектов энергетики со стороны действующего собственника, а также предлагаются возможные мероприятия по повышению энергоэффективности объектов энергетического хозяйства.

3. Предмет диалога

Схема энергоснабжения МО согласуется с энергоснабжающей компанией (государственная, муниципальная или частная собственность), а сама разработка мероприятий является предметом для профессионального диалога между публичной властью (МО, субъектом РФ) и собственником объектов энергетики (энергоснабжающая компания).

4. Механизм воздействия

В случае, если энергоснабжающая компания не может реализовать или не заинтересована в реализации мероприятий в рамках регулируемой инвестиционной программы за счет собственных средств, на основании Схемы энергоснабжения МО энергоснабжающей компанией / МО / субъектом РФ возможно объявление технологически нейтрального конкурса:

  • на энергосервисные мероприятия;
  • на концессионное соглашение;
  • на гарантированное энергоснабжение.

5. Конкуренция поставщиков

Заинтересованные инвесторы (энергосервисные компании, концессионеры, гарантирующие поставщики) изучают конкурсную документацию и на основе

Схемы энергоснабжения МО, разрабатывают технико-экономические предложения по применению своей технологии и финансовую модель реализации проекта, а также определяют возможные тарифные последствия от реализации мероприятий. Проводится открытый конкурс и определяется победитель согласно критериям конкурсной документации.

6. Федеральная поддержка реализации проектов

Стимулирующие меры (Минэнерго России):

  • открытая публикация информации о проектах (требования к СиПР, ГИС ТЭК, ГИС «Энергоэффективность», ГИС ВИЭ, другие информационные ресурсы);
  • управление использованием «Дальневосточной надбавки»;
  • утверждение типовых договоров на энергосервис, концессию и гарантированное энергоснабжение (разработка механизма интегрированного энергетического контракта);
  • участие представителей в региональных конкурсных комиссиях.

Поддерживающие меры (структуры МВР):

  • информирование о проектах и привлечение инвесторов – АНО АПИ;
  • получение льгот ТОР/СПВ – АО «КРДВ»;
  • субсидии на технологическое присоединение – АО «КРДВ»;
  • льготное финансирование – (структура МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»);
  • капитальный грант – (структура МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

7. Источник для поддерживающих мер:

  • средства федерального бюджета – создание подпрограммы «Развитие распределенной генерации» в рамках государственной программы социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Арктической зоны);
  • средства региональных бюджетов (профильные программы);
  • тарифные отчисления «Дальневосточной надбавки»;
  • «Белые» и «Зеленые» сертификаты для крупных генерирующих компаний;
  • средства от продажи «зеленых облигаций».

8. Выгоды от реализации:

  • получение объективной информации о состоянии системы энергоснабжения населенных пунктов в зоне децентрализованного электроснабжения и возможности оптимизации затрат на «северный завоз» топлива;
  • выбор наиболее рационального решения по обеспечению энергоснабжения населенного пункта на долгосрочную перспективу (новая генерация/модернизация/повышение энергоэффективности);
  • обеспечение конкуренции при участии частных инвестиций в строительство/модернизацию объектов распределенной генерации;
  • повышение экономической эффективности реализации проектов для инвесторов и вероятности их реализации за счет мер федеральной поддержки;
  • исключение нерациональных затрат на развитие электросетевой инфраструктуры в ДФО и Арктике при снижении (не увеличении) затрат на энергоснабжение населенных пунктов;
  • повышение инвестиционной привлекательности отрасли распределенной энергетики в ДФО и Арктике, расширение возможностей для привлечения частных технологических и финансовых инвестиций;
  • реализация государственной политики в сфере энергетики и развития Дальнего Востока и Арктики.

Ключевые предложения концепции

Разработка и утверждение подпрограммы «Развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных районах» к государственным программам социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны с целью привлечение частных инвестиций в реализацию проектов модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации.

В рамках указанной подпрограммы обеспечить:

  1. Наделение полномочиями и ответственностью руководителей органов местного самоуправления за разработку комплексных схем и программ энергоснабжения и повышения энергетической эффективности населенных пунктов в зоне децентрализованного электроснабжения.
  2. Разработку и использование при модернизации объектов локальной энергетики механизма привлечения частных инвестиций на основе договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающего в себя условия энергосервисного договора (Федеральный закон «Об энергосбережении…» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, статья 20) для обеспечения возможности выбора потенциальным инвестором наиболее рационального решения по энергоснабжению населенного пункта на долгосрочную перспективу.
  3. Наделение полномочиями институтов развития Дальнего Востока и Арктики по представлению льготного долгосрочного государственного финансирования под реализацию проектов модернизации локальной энергетики и определение условий выделения этого финансирования.
  4. Финансирование подпрограммы из федерального бюджета в размере до 10 млрд руб.
  5. Расширение полномочий ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» или создание специального Фонда развития распределенной генерации в удалённых и изолированных районах для проведения экспертизы проектов, определения возможности их софинансирования из федерального бюджета, установления соответствующих критериев и дальнейшего сопровождения реализации проектов частными инвесторами.

Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики (проект)

  1. Разработчик:
  2. АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»
  3. Концепция носит ознакомительный характер и будет доработана по результатам обсуждений с ответственными ФОИВами, РОИВами и заинтересованными организациями
  4. Замечания и предложения по доработке концепции просим направлять в АНО АПИ
  5. Контактное лицо:
  6. Ведущий менеджер
  7. Губанов Максим Михайлович
  8. тел.: +7 (916) 571-41-69
Читайте также:  Изменение адреса кредитной организации

e-mail: [email protected]

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • Приложение 1.
  • Приложение 2.
  • Приложение 3.
  • Приложение 4.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из актуальных направлений развития электроэнергетической отрасли в мировой практике является переход от строительства крупных электростанций и развития магистральных электрических сетей к созданию системы распределенной генерации, что вызвано появлением и активным развитием технологий автономного энергоснабжения с использованием в качестве первичного ресурса как традиционных энергоносителей (газ, нефть, дизельное топливо, уголь, мазут), так и возобновляемых источников энергии (ветер, солнце, вода, биомасса, биогаз и т.п.).

Реализация этого направления в нашей стране закреплена в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (п.

 15, в): «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах».

Аналогичный пункт вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 года № 2101-р (раздел II, п. 4, задача 2).

Таким образом, на федеральном уровне поставлена государственная задача развития распределенной генерации в удалённых и изолированных энергорайонах, при этом до настоящего времени отсутствует комплексная система для ее реализации, а источника финансирования не предусмотрено ни в отраслевой государственной программе «Развитие энергетики», ни в макрорегиональных программах «СЭР ДФО» и «СЭР Арктической зоны». Результаты проведенного анализа документов стратегического планирования представлены в приложении 1.

Принимая во внимание нахождение большей части территории Дальнего Востока и Арктики в зоне децентрализованного электроснабжения и действующую государственную политику по социально-экономическому развитию этих территорий, закрепленную в соответствующих документах стратегического планирования по территориальному принципу, развитие распределенной генерации в рамках создания энергетической инфраструктуры является необходимым направлением деятельности институтов развития Дальнего Востока и Арктики.

Учитывая наличие интересов со стороны различных энергетических и технологических компаний к участию в проектах локальной энергетики, а также высокий уровень затрат бюджетной системы Российской Федерации на энергоснабжение удаленных территорий, имеется существенный потенциал привлечения частных инвестиций для реализации проектов развития распределенной генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных энергорайонах Дальнего Востока и Арктики.

  1. Обоснование необходимости разработки концепции

В настоящее время для реализации проектов развития распределенной генерации могут быть применены следующие действующие механизмы:

  • инвестиционные программы действующих энергетических компаний (ограничены тарифами на электроэнергию для потребителей);
  • энергосервисный контракт, может быть реализован заинтересованным инвестором при наличии согласия энергетической компании и возможности экономии топлива (согласно постановлению Правительства РФ от 30.01.2019 № 64) и методике ФАС России (приказ ФАС России от 29 мая 2019 г. №686/19);
  • концессионное соглашение (для объектов в государственной и муниципальной собственности), реализуется при наличии интереса со стороны собственника (орган государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления) и инвестора и согласовании долгосрочных параметров регулирования.

С целью расширения указанных механизмов и стимулирования энергетических компаний и субъектов РФ к реализации проектов распределенной генерации был утвержден План мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях (распоряжение Правительства РФ от 15.08.2019 № 7456п-П9).

В рамках реализации Плана были подготовлены две концепции:

  1. «Концепция проведения модернизации объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях» (автор – Ассоциация «НП Совет Рынка», регулятор рынка электроэнергии и мощности ЕЭС России).

Предполагает запуск рыночных механизмов, в рамках которых на конкурентной основе будет определен наиболее эффективный поставщик электроэнергии для каждой ИТТ, с которым будет заключено концессионное соглашение, предполагающее модернизацию объектов локальной энергетики с одновременным снижением (не увеличением) перекрестного субсидирования на энергоснабжение потребителей в ИТТ на перспективу 10 лет. При этом стоимость поставки электроэнергии по результатам конкурса будет зафиксирована без последующей ее индексации на величину инфляции в течение срока действия соглашения. Ключевой момент – конкуренция между поставщиками.

  1. «Предложение по разработке схемы модернизации неэффективной дизельной (мазутной и угольной) генерации в удаленных и изолированных территориях России» (автор – ООО «Альтрэн», инвестор в распределенную генерацию).

Предложения базируются на участии в проектах государственного инвестора в лице АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» или другого инвестиционного фонда в виде предоставления на конкурентной основе льготного финансирования на срок не менее 10 лет действующим собственникам энергетических объектов для реализации проектов модернизации неэффективной генерации в ИТТ с привлечением малых инновационных предприятий в качестве подрядчиков на реализацию мероприятий. Ключевой момент – льготное возвратное финансирование.

Утверждена обновленная госпрограмма по развитию энергетики

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321» утверждена обновленная госпрограмма по развитию энергетики до конца 2024 года.

Задачами подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» являются:

  • гарантированное обеспечение доступной электроэнергией потребителей;
  • масштабная модернизация электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень;
  • развитие отечественной научно-технологической базы и освоение передовых технологий в области использования;
  • внедрение возобновляемых источников энергии.

Ожидаемыми результатами реализации указанной подпрограммы являются:

  • реализация федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;
  • создание объектов энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского автономного округа, необходимых для замещения выводимых мощностей Билибинской атомной электростанции;
  • компенсация выпадающих доходов компаний электроэнергетики при доведении цен (тарифов) на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня в Республике Крым и г. Севастополе;
  • увеличение доли установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме генерирующих мощностей ЕЭС России по итогам 2024 года в 11,5 раза к уровню 2017 года.

В документе обозначены основные проблемы электроэнергетики:

  • неоптимальная структура генерирующих мощностей;
  • снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;
  • недостаточность в отдельных регионах инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры в целях обеспечения выдачи мощности новых генерирующих объектов и обеспечения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;
  • наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке.

А также указаны ключевые вопросы, которые необходимо решить:

  • сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов;
  • дальнейшее развитие ЕЭС России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем;
  • модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) в соответствии с потребностями социально-экономического развития;
  • развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;
  • опережающее развитие возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;
  • обеспечение режимной надежности, безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;
  • развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства и сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов.

Начало действия документа – 06.04.2019.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903290007?index=0&rangeSize=1

Разделы