Информация

Государственная система бесплатной юридической помощи

  • Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь ограниченного характера – в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
  • Непосредственно оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках двух действующих систем: государственной и негосударственной.
  • Государственная система бесплатной юридической помощи

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона одним из двух возможных путей: созданием государственных юридических бюро и (или) непосредственным привлечением к этой работе адвокатов. При этом сами субъекты осуществляют финансирование такой деятельности и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов (исходя из своих финансовых возможностей).

  • государственные юридические бюро

Представляют собой специализированные государственные организации по оказанию населению бесплатной юридической помощи. Создаются и финансируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления документов правового характера, представления интересов граждан в судах и организациях.

Перечень субъектов Российской Федерации, в которых действуют государственные юридические бюро.

Участие адвокатов в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи осуществляется на добровольной основе.

Адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных частью 2 и 3 статьи 20 Федерального закона и другими федеральными законами (статья 18 Федерального закона) – в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления документов правового характера, представления интересов граждан в судах и организациях. Адвокат заключает с гражданином договор об оказании бесплатной юридической помощи и проверяет наличие документов, подтверждающих право гражданина на ее получение.

  1. Следует отличать оказание адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках реализации Федерального закона от недобросовестных рекламных акций отдельных юридических фирм и адвокатских контор, проводимых с целью привлечь большее число потенциальных клиентов.
  2. На сайтах территориальных органов Минюста России размещены списки адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках Федерального закона.
  3. Негосударственная система бесплатной юридической помощи
  4. Согласно статье 22 Федерального закона негосударственная система формируется на добровольной основе и включает в себя:
  • юридические клиники, созданные образовательными учреждениями высшего профессионального образования

Создание юридических клиник осуществляется в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров»).

Юридические клиники созданы и действуют во всех ведущих вузах России. Бесплатная помощь в этом случае оказывается коллективом, состоящим из преподавателей и студентов учебного заведения, что обеспечивает высокий уровень юридических консультаций.

Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера (пункт 4 статьи 23 Федерального закона).

При обращении в юридические клиники следует иметь в виду, что график их работы зависит от академического календаря учебного заведения (как правило, они не функционируют в период сессий, зимних и летних каникул).

  • негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов

Могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Отличительной чертой деятельности негосударственных центров является оказание юридической помощи гражданам на безвозмездной основе на всех ее стадиях.

  • Наиболее активно в формировании негосударственной системы бесплатной юридической помощи участвует Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
  • В ряде субъектов Российской Федерации уже действуют программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам.
  • Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.

Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

  • ПОРЯДОК И СЛУЧАИ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • Право на получение бесплатной юридической помощи
  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

  1. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи
  2. Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
  3. 1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
  4. 2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
  5. 3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
  6. 4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
  7. 5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
  8. 6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
  9. 7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
  10. 8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи (ст. 5 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

  • Виды бесплатной юридической помощи
  • Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
  • 1) правового консультирования в устной и письменной форме;
  • 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах(ст. 6 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

  1. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь
  2. Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:
  3. 1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;
  4. 2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 7 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь

Все виды бесплатной юридической помощи, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ст. 8 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

  • Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи 
  • — граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);
  • — инвалиды I и II группы;
  • — ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
  • — дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  • — лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
  • — усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
  • — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • — несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
  • — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1          «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • — граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
  • — граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • — неработающие пенсионеры;
  • — инвалиды III группы;
  • — реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;
  • — родители, воспитывающие несовершеннолетних детей в неполных семьях и (или) трех и более несовершеннолетних детей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и интересов своих несовершеннолетних детей;
  • — беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, при нарушении их трудовых прав и прав в сфере охраны здоровья;
  • — несовершеннолетние при рассмотрении материалов о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  •  Случаи оказания бесплатной юридической помощи гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи
  • Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
  • — заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • — признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
Читайте также:  Фсбу для коммерческих организаций

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

  1. — признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  2. — защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
  3. — отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
  4. — признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
  5. — возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  6. — предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  7. — назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
  8. — установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
  9. — установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
  10. — защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  11. — реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
  12. — ограничение дееспособности;
  13. — обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
  14. — медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
  15. — обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
  16. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:
  17. истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:
  18. — о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  19. — о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
  20. — о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  21. истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:
  22. — о взыскании алиментов;
  23. — о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  24. — об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
  25. — об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  26. — гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;
  27. — гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;
  28. — гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.
  29. Бесплатная юридическая помощь не оказывается
  30. Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:
  31. 1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
  32. 2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию (ч. 2 ст. 21 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение (ч. 3 ст. 21 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина (ч. 4 ст. 21 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

3.1) Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

В
Федеральном законе «О бесплатной
юридической помощи в Российской
Федерации» указаны следующие участники
данной системы (ч. 1 ст. 15):

  • федеральные
    органы исполнительной власти;
  • подведомственные
    федеральным органам исполнительной
    власти учреждения;
  • органы
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации;
  • подведомственные
    органам исполнительной власти субъектов
    учреждения;
  • органы
    управления государственных внебюджетных
    фондов;
  • государственные
    юридические бюро.

Также
правом оказывать бесплатную юридическую
помощь могут наделяться адвокаты,
нотариусы и другие субъекты (п. 2 ст. 15).
Получается, что перечень данных субъектов
остается открытым. Некоторые юристы
считают, что к данному списку участников
государственной системы бесплатной
юридической помощи можно добавить
Уполномоченного по правам человека в
РФ, Министерство юстиции РФ.

  1. Финансирование
    государственной системы идет за счет
    бюджетов РФ и ее субъектов.
  2. 3.2)
    Федеральные органы исполнительной
    власти и подведомственные им учреждения,
    органы исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и подведомственные
    им учреждения, органы управления
    государственных внебюджетных фондов
    как участники системы бесплатной
    юридической помощи
  3. Данные
    органы оказывают гражданам бесплатную
    юридическую помощь в виде:
  4. правового
    консультирования как в устной, так и в
    письменной форме, по вопросам, относящимся
    к их компетенции, в порядке, установленном
    законодательством Российской Федерации
    для рассмотрения обращений граждан;
  5. составления
    заявлений, жалоб, ходатайств и других
    документов правового характера гражданам,
    нуждающимся в социальной поддержке и
    социальной защите;
  6. представление
    интересов гражданина в судах,
    государственных и муниципальных органах
    и организациях 9
  7. Но
    лишь правовое консультирование может
    оказываться всем
    гражданам, а остальные виды бесплатной
    юридической помощи оказываются лишь
    гражданам, нуждающимся в социальной
    поддержке и социальной защите (категории
    граждан, имеющие право на получение
    такой помощи, будут рассмотрены далее).

Исходя
из того, что правовое консультирование
граждан оказывается лишь по вопросам,
относящимся к компетенции данных
органов, то получается, что круг этих
вопросов должен быть конкретизирован
в нормативных правовых актах,
устанавливающих и регулирующим
компетенцию органов. Компетенция данных
субъектов бесплатной юридической помощи
устанавливается федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации
и регламентируется на уровне подзаконных
нормативных правовых актах: в положениях
об органах и организациях, в административных
регламентах осуществления государственных
функций и оказания государственных
услуг. К сожалению, в настоящее время
данные вопросы в актах, устанавливающих
компетенцию и порядок деятельности
специальных субъектов, обозначенных с
статье Закона, чаще всего не урегулированы1.

Обязанности
исполнительных органов оказывать
бесплатную юридическую помощь,
закрепленные в Федеральном законе «О
бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации», перекликаются
с закрепленным в ст.

33 Конституции
Российской Федерации правом граждан
РФ как обращаться лично, так и направлять
обращения (индивидуальные или коллективные)
в государственные органы и органы
местного самоуправления. Федеральным
законом от 2 мая 2006 г.

N59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации»
определены механизм и процедура
деятельности уполномоченных органов
по рассмотрению соответствующих
обращений граждан.

Безвозмездность
деятельности публичных органов по
оказанию некоторых видов юридической
помощи содержатся в части самого понятия
«право граждан на обращение»
предусматривающего их бесплатное
рассмотрение (п. 3 ст. 2 ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации»)11.

Государственные
юридические бюро

Как
подчеркивает Кирилловых А.А.: «История
создания и деятельности государственных
юридических бюро связывается в первую
очередь с проводимым с 2005 г. экспериментом,
определенным постановлением Правительства
РФ от 22 августа 2005 г. N
534.

в целях оказания соответствующим
категориям граждан юридической помощи
на бесплатной основе в ряде регионов
России создавались государственные
юридические бюро , которые в
последующем сохраняли свою деятельность
и получали бюджетное финансирование
на содержание аппарата»12.

Государственные
юридические бюро оказывают все
предусмотренные в Федеральном законе
«О бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации» виды бесплатной
юридической помощи.

Государственные
юридические бюро создаются в форме
казенных
учреждений

субъектов Российской Федерации и
являются юридическими лицами (п. 4 ст.
17 Федерального закона «О бесплатной
юридической помощи в Российской
Федерации»). В соответствии с п. 1 ст.

Читайте также:  Органы управления ЖСК

120 Гражданского кодекса Российской
Федерации учреждением признается
некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого
характера.

Пунктом 2 той же статьи
предусмотрено, что учреждение может
быть создано гражданином или юридическим
лицом либо соответственно Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации, муниципальным образованием.
Государственное или муниципальное
учреждение может быть автономным,
бюджетным или казенным учреждением.

  • Гражданин
    для получения юридической помощи должен
    представить в государственное юридическое
    бюро:
  • заявление
    об оказании юридической помощи по форме,
    утверждаемой Федеральной регистрационной
    службой;
  • документ,
    удостоверяющий личность;
  • справку
    о среднедушевом доходе семьи, полученном
    за 3 последних календарных месяца,
    предшествующих месяцу обращения13

Начальник
государственного бюро принимает решение
об оказании юридической помощи в день
представления гражданином документов.

Предусмотрен ряд случаев, когда гражданину
может быть отказано в оказании юридической
помощи: не предоставление необходимых
документов; если из представленной
справки о полученных доходах следует,
что среднедушевой доход семьи выше
(равен) величины прожиточного минимума,
установленного в субъекте РФ в соответствии
с законодательством РФ. Отказ в оказании
юридической помощи может быть обжалован.

  1. Если
    принимается удовлетворительное решение
    об оказании юридической помощи, то
    заключается соглашение между гражданином
    и госбюро (форма соглашения утверждена
    Федеральной регистрационной службой14),
    на основании которого и оказывается
    юридическая помощь15.
  2. Законом
    «О бесплатной юридической помощи»
    для таких бюро предусмотрена возможность
    привлечения к оказанию бесплатной
    юридической помощи адвокатов и иных
    субъектов, оказывающих бесплатную
    юридическую помощь.
  3. Оказание
    бесплатной юридической помощи адвокатами

В
соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального
закона «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации»,
адвокатской деятельностью является
квалифицированная юридическая помощь,
оказываемая на профессиональной основе
лицами, получившими статус адвоката,
физическим и юридическим лицам в целях
защиты их прав, свобод и интересов, а
также обеспечения доступа к правосудию.

В п. 1 и 2 ст. 3 указано, что адвокатура
является профессиональным сообществом
адвокатов и как институт гражданского
общества не входит в систему органов
государственной власти и органов
местного самоуправления. Адвокатура
действует на основе принципов законности,
независимости, самоуправления,
корпоративности, а также принципа
равноправия адвокатов16.

Адвокаты
принимают участие в функционировании
государственной системы бесплатной
юридической помощи. В ч. 4 ст.

18 Федерального
закона «О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации»
закреплено, что адвокатская палата
субъекта РФ (адвокатская палата субъекта
РФ является негосударственной
некоммерческой организацией, основанной
на обязательном членстве адвокатов
одного субъекта Российской Федерации17)
ежегодно не позднее 15 ноября направляет
в уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
список адвокатов, участвующих в
деятельности государственной системы
бесплатной юридической помощи. Ежегодно
не позднее 31 декабря уполномоченный
орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации опубликовывает
список адвокатов, оказывающих гражданам
бесплатную юридическую помощь, в
средствах массовой информации и размещает
этот список на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет». В соответствии с
п. 5 этой же статьи: уполномоченный орган
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации ежегодно не позднее 1 декабря
заключает с адвокатской палатой субъекта
Российской Федерации соглашение об
оказании бесплатной юридической помощи
адвокатами, являющимися участниками
государственной системы бесплатной
юридической помощи. Получается, участие
адвокатов в системе бесплатной юридической
помощи координируется адвокатской
палатой субъекта РФ.

Адвокатская
деятельность должна быть осуществлена на основе соглашения между адвокатом
и его доверителем. На основе такого же
соглашения адвокаты осуществляют и
бесплатную юридическую помощь
(заключаемого в соответствии со ст.

25
Федерального закона «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации»).

Соглашение представляет
собой гражданско-правовой договор,
заключаемый в простой письменной форме
между доверителем и адвокатом (адвокатами),
на оказание юридической помощи самому
доверителю или назначенному им лицу
(п. 2 ст. 25).

В
ч. 8 ст.

18 Закона «О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации»
оговорено: адвокатская палата субъекта
Российской Федерации направляет в
уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
ежегодный доклад и сводный отчет об
оказании адвокатами бесплатной
юридической помощи в рамках государственной
системы бесплатной юридической помощи.
Значит, адвокатская палата при
осуществлении данного вида деятельности
контролируется органом исполнительной
власти субъекта. Хотя адвокатура не
входит в систему государственных органов
(что может означать партнерские отношения
с государством), этот контроль и отнесение
адвокатуры к государственной системе
бесплатной юридической помощи может
быть объяснен и тем, что: «Несмотря
на то, что адвокатура не входит в систему
органов государственной власти и
местного самоуправления, представляется,
что задачи, возложенные на нее, имеют
государственное значение и отражают
публичный интерес общества»18.

Размер,
порядок оплаты труда адвокатов,
оказывающих гражданам бесплатную
юридическую помощь в рамках государственной
системы бесплатной юридической помощи,
и компенсации их расходов на оказание
такой помощи определяются законами и
иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации (ч. 10
ст. 18 Закона «О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации»).

Хотелось
бы отметить, что согласно п. 2.2.5 Отчета
Совета Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации за период с апреля
2009 года по апрель 2011 года в 2009-2010 гг.
ежегодно около 30 тысяч адвокатов
принимали участие в оказании гражданам
Российской Федерации юридической помощи
бесплатно.

При осуществлении данной
деятельности ими выполнено 1452491 поручение,
в соответствии с которыми дано устных
и письменных консультаций по правовым
вопросам — 1054925 и составлено документов
правового характера — 25832619.

Как мне кажется, такие цифры свидетельствуют
о хорошем функционировании адвокатуры,
как сообщества, оказывающего бесплатную
юридическую помощь, но в то же время,
одной ее недостаточно.

Оказание
бесплатной юридической помощи нотариусами

В
соответствии со ст.

19 Федерального
закона «О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации»,
нотариусы (в рамках государственной
системы бесплатной юридической помощи)
оказывают бесплатную юридическую помощь
гражданам, которые обратились за
совершением нотариальных действий,
исходя из своих полномочий путем
консультирования по вопросам совершения
нотариальных действий. Перечень
возможностей нотариуса дан в Основах
законодательства РФ о нотариате. Согласно
ст. 16 нотариус обязан оказывать физическим
и юридическим лицам содействие в
осуществлении их прав и защите законных
интересов, разъяснять им права и
обязанности, предупреждать о последствиях
совершаемых нотариальных действий с
тем, чтобы юридическая неосведомленность
не могла быть использована им во вред.
Права и обязанности одинаковы как для
нотариусов, работающих в государственной
нотариальной конторе, так и для нотариусов,
занимающихся частной практикой. В этом
случае участие нотариуса в государственной
системе бесплатной юридической помощи
определяется как его обязанность по
разъяснению (чаще всего это устные
консультации клиента) порядка и
последствий совершения конкретных
юридических (нотариальных) действий,
за которым и обратился клиент в
нотариальную контору.

Очевидно,
что бесплатную юридическую помощь
нотариус обязан оказывать исключительно
гражданам, обратившимся за конкретными
нотариальными действиями в нотариальную
контору20.

Некоторыми
авторами отмечается некорректность
отнесения нотариусов к государственной
системе бесплатной юридической помощи,
т.к.

нотариальные действия в РФ совершают
нотариусы, работающие в государственной
нотариальной конторе или занимающиеся
частной практикой21.

Как мне кажется, более корректным было
бы отнести нотариусов как к государственной,
так и к негосударственной системам
(своеобразный орган на стыке двух
систем).

  • Иные
    органы, которые могут быть отнесены к
    органам, принимающим участие в
    государственной системе бесплатной
    юридической помощи.
  • Уполномоченный
    по правам человека
  • Отдельными
    юристами отмечается, что к государственной
    системе бесплатной юридической помощи,
    помимо вышеназванных органов, могут
    быть отнесены и некоторые иные.

Например,
некоторым кажется непонятным, почему
из последней редакции законопроекта
«О бесплатной юридической помощи в
РФ» была исключена статья, касающаяся
полномочий Уполномоченного по правам
человека в РФ и уполномоченного по
правам человека в субъекте РФ22.
Согласно ст.

15 ФКЗ «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации»
он рассматривает жалобы граждан
Российской Федерации и находящихся на
территории Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст.

20 ФКЗ Уполномоченный
имеет право: принять жалобу к рассмотрению;
разъяснить заявителю средства, которые
тот вправе использовать для защиты
своих прав и свобод; передать жалобу
государственному органу, органу местного
самоуправления или должностному лицу,
к компетенции которых относится
разрешение жалобы по существу. В ст. 29
определено то, что Уполномоченный вправе
сделать по результатам рассмотрения
жалобы.

Исходя
из указанных полномочий становится
понятно, что Уполномоченный по правам
человека на безвозмездной основе
оказывает гражданам РФ, а также иностранным
гражданам, находящимся на территории
РФ, и лицам без гражданства юридическую
помощь.

Министерство
юстиции РФ

Президентом
РФ был подписан Указ23,
которым внесены изменения в Положение
о Министерстве юстиции РФ. В том числе
изменения коснулись п. 30.

32 Положения: в
нем ранее говорилось, что Минюст России
координирует деятельность органов и
организаций, оказывающих бесплатную
юридическую помощь и осуществляющих
правовое обеспечение населения.

В
соответствии с новой редакцией данного
пункта полномочия этого министерства
стали шире24.
Теперь в его функции входят:

  1. разработка
    предложения по вопросам формирования
    и реализации государственной политики
    в области обеспечения граждан бесплатной
    юридической помощью;
  2. участие
    в разработке проектов нормативных
    правовых актов Президента Российской
    Федерации и Правительства Российской
    Федерации, касающихся функционирования
    и развития систем бесплатной юридической
    помощи;
  3. принятие
    меры по обеспечению функционирования
    и развития государственной системы
    бесплатной юридической помощи;
  4. утверждение
    формы
    соглашения об оказании бесплатной
    юридической помощи адвокатами;
  5. ежегодное
    публикование в средствах массовой
    информации доклада о реализации
    государственной политики в области
    обеспечения граждан бесплатной
    юридической помощью;
  6. разработка
    и установление единых требований к
    качеству оказываемой гражданам бесплатной
    юридической помощи;
  7. ведение
    списка негосударственных центров
    бесплатной юридической помощи и
    размещение его на своем официальном
    сайте в информационно-телекоммуникационной
    сети «Интернет»;

Государственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

  • Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
  • — федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
  • — органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;
  • — органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • — государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона о бесплатной юридической помощи).

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъекта РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

Читайте также:  Можно ли зарегистрировать несколько юридических лиц по одному адресу

Вышеуказанные органы оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ст. 16 Закона о бесплатной юридической помощи).

  1. Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов РФ могут создаваться государственные юридические бюро (которые являются юридическими лицами, созданными и форме казенных учреждений субъектов РФ).
  2. Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
  3. Важнейшим участником государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность (ст. 18 Закона о бесплатной юридической помощи). Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в сети Интернет.

  • Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридический помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
  • Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
  • Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
  • Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

— граждане, среднедушевой доход семей которых ниже вели чины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, т.е. малоимущие граждане;

  1. — инвалиды I и II группы;
  2. — ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
  3. — дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  4. — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 август 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  5. — несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание и местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической Помощи в уголовном судопроизводстве);
  6. — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185—1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  7. — граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

— граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 20 Закона о бесплатной юридической помощи).

  • Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
  • — заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • — признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • — признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также нрава пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  • — защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
  • — отказ работодателя в заключение трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
  • — признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
  • — возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  • — предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • — назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособии при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
  • — установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
  • — реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
  • — ограничение дееспособности;
  • — обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
  • — медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидом.

— обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ч. 2 ст. 20 вышеназванного Закона).

  1. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:
  2. 1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:
  3. — расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  4. — признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  5. — признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  6. 2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:
  7. — взыскании алиментов;
  8. — возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  9. 3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;
  10. 4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации и психиатрическом стационаре (ч. 3 вышеуказанного Закона).

  • В вышеуказанных случаях бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:
  • — по вопросу, имеющему правовой характер;
  • — по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:
  • — решением (приговором) суда;
  • — определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;
  • определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;
  • — по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решении третейского суда.
  • Бесплатная юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин:
  • — обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
  • — просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
  • — просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
  • Если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Бесплатная юридическая помощь не оказывается, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина (ст. 21 Закона о бесплатной юридической помощи).