Информация

Государственный энергетический надзор

С 1 июля 2021 года Ростехнадзор проводит проверки поставщиков и потребителей энергии по новым правилам — вступило в силу Положение об энергетическом надзоре в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1085.

Основное новшество — изменение критериев, по которым предприятия относят к определенной категории риска. Напомним, что их используют для определения частоты плановых надзорных проверок.

Например, с 1 июля потребители электроэнергии, на объектах которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. чел., относятся к высокой категории риска.

Их ожидают плановые проверки Ростехнадзора раз в два года.

Кто попадает в сферу государственного энергетического надзора?

Ростехнадзор контролирует деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сферах электроснабжения, теплоснабжения:

  • производителей энергии, при этом комбинированная выработка считается сферой электроэнергетики;
  • электросетевых и теплосетевых предприятий;
  • поставщиков ресурса;
  • субъектов оперативно-диспетчерского управления;
  • потребителей энергии.

Исключения из надзорной сферы:

  1. Бытовые потребители, если максимальная мощность их энергопотребляющих устройств не превышает 150 кВт, с номинальным напряжением до 1000 В, и ЭУ запитаны от одного источника.
  2. Организации с объектами теплоснабжения — ОПО I, II, III классов опасности. Они попадают под  действие государственного надзора в сфере промышленной безопасности.

Все прочие организации и ИП будут объектом внимания инспекторов энергонадзора. Представители ведомства проверят соблюдение правил технической эксплуатации энергоустановок, правил охраны труда, технических регламентов о безопасности ЗиС, машин и оборудования.

Формы государственного надзора

Ростехнадзор проводит профилактику нарушений на подведомственных объектах:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережений.

Ведомство публикует доклады о правоприменительной практике на своем официальном сайте, в разделе «Открытый Ростехнадзор». Также РТН проводит информирование пользователей энергоустановок:

  • отвечает на индивидуальные вопросы;
  • публикует разъяснения действующих правил на официальном сайте.

Контрольные (надзорные) мероприятия проходят в форме выездных или документарных проверок. Те могут быть плановыми или внеочередными.

Срок выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Частота плановых выездных и документарных проверок зависит от категории риска подведомственных объектов:

  • высокий риск — не чаще раза в 2 года;
  • значительный — 3 года;
  • средний — 4 года;
  • умеренный — 5 лет;
  • низкий — плановые проверки не проводятся.

Ростехнадзор ведет перечни подконтрольных ИП и организаций й по категориям риска. Он публикует их на офицальных сайтах:

  • центрального аппарата — по объектам высокого и значительного риска;
  • территориальных управлений — по категориям среднего и умеренного риска.

Вы можете найти свои объекты по адресу Главная  >  Энергетическая безопасность  >  Федеральный государственный энергетический надзор > Информация о субъектах электроэнергетики, теплоснабжающих организациях, теплосетевых организациях и потребителях электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска, или аналогично — на сайтах территориальных управлений РТН.

Категории риска объектов энергетического надзора

Решение о степени риска подведомственного объекта принимают должностные лица Ростехнадзора, в порядке по пп. 22-24 Положения о надзоре в редакции ПП № 1085. Смотрите в таблице критериии классификации, которыми руководствуется ведомство.

Категория риска Какие объекты к ней относится
Высокий
  • электростанции с установленной мощностью от 500 МВт и выше;
  • электросети с пропускной способностью от 500 МВт и выше;
  • электроустановки потребителей максимальной мощностью от 500 МВт и выше;
  • теплоустановки установленной мощностью от 200 МВт и выше;
  • тепловые сети D от 600 мм и выше;
  • объекты потребителей электроэнергии, на которых возможно пребывание одновременно более 5 тыс. чел. 
Значительный 
  • электростанции 150−499 МВт;
  • электросети 100−499 МВт;
  • электроустановки потребителей 100−499 МВт;
  • теплоустановки 100−199 МВт;
  • тепловые сети D 400−599 мм;
  • объекты потребителей электроэнергии, ограничение режима которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. 
Средний 
  • электростанции 50−149 МВт;
  • электросети 5−99 МВт;
  • электроустановки потребителей 5−99 МВт;
  • теплоустановки 20−99 МВт;
  • тепловые сети D 300−399 мм;
  • деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. 
Умеренный 
  • электростанции 1−49 МВт;
  • электросети 0,15−4,9 МВт;
  • электроустановки потребителей 0,15−4,9 МВт;
  • теплоустановки 3−19 МВт;
  • тепловые сети D 200−299 мм;
  • ветроэлектрические и фотоэлектрические станции установленной мощностью 50 МВт и выше. 
Низкий 
  • электростанции менее 1 МВт;
  • электросети менее 0,15 МВт;
  • электроустановки потребителей 1 и 2 категории надежности менее 0,15 МВт;
  • теплоустановки менее 3 МВт;
  • тепловые сети D менее 200 мм. 

Принципы присвоения категории риска

  1. Если деятельность организации или ИП отвечает критериям нескольких категорий риска, она получает самую высокую из них.
  2. Максимальную мощность устройств потребителя определяют по договору техприсоединения, а не по фактическому потреблению.
  3. Единственный источник электро- или теплоэнергии получает более высокую категорию риска.

  4. Ростехнадзор оценивает вероятность несоблюдения обязательных требований на объекте. Категория риска может быть понижена, если предприятие работает без аварий, несчастных случаев; или ведомство не выявило нарушений при проверках. Основания для пересмотра указаны в Приложении к Положению 1085.

Верно и обратное: нарушители получают более высокую категорию.

Организации и ИП имеют право подать заявление об изменении присвоенной категории. Решение будет принимать то же должностное лицо, что классифицировало объекты ранее.

Деятельность без категории считается с низкой степенью риска, пока Ростехнадзор не оценит ее по-другому.

Какие права имеет инспектор энергонадзора?

Энергонадзор проводят должностные лица, указанные в п. 9 Положения № 1085:

  • руководитель Ростехнадзора, его заместители;
  • ведущие и старшие специалисты центрального аппарата РТН;
  • руководитель территориального управления Ростехнадзора, его заместители;
  • ведущие и старшие специалисты ТУ РТН.

При осуществлении надзорных проверок они имеют право:

  • проводить осмотр подконтрольных объектов;
  • опрашивать руководителей и работников эксплуатирующей организации;
  • требовать документы;
  • получать письменные объяснения;
  • организовать инструментальные обследования;
  • проводить экспертизу с остановкой объекта;
  • инициировать эксперимент — имитацию аварии, без прерывания технологического процесса;
  • беспрепятственно посещать объекты — при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проверке;
  • привлекать экспертов к контрольным мероприятиям.

Эксперимент — новшество в надзорной деятельности. Мы подробно писали о нем в статье про контроль в сфере промышленной безопасности.

Также инспектор имеет право проводить фото-, видео- и аудиофиксацию нарушений в ходе проверки.

Досудебное обжалование

Подконтрольные предприятия имеют право обжаловать действия и решения должностных лиц РТН. Обратите внимание, что с 1 июля 2021 года действует обязательный порядок досудебной претензии в сфере энергетического надзора. То есть сначала предприниматель должен будет жаловаться руководителям инспектора через Портал госуслуг (ЕСИА).

Мы писали про досудебный порядок обжалования ранее.

Что еще важно знать?

Положение 1085 действует с 1 июля 2021 года. А это значит, что план проверок в этом году будет скорректирован уже по новым критериям риска.

Посмотреть, изменилась ли для вашего объекта частота надзорных мероприятий, вы можете на сайте Ростехнадзора. А проверить, ждать ли инспектора РТН в этом году, нужно на сайте прокуратуры вашего региона — ведомство публикует сводный план проверок юридических лиц и ИП.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Госэнергонадзор

Спасибо за интерес, проявленный к нашей Компании

Госэнергонадзор

Отправить другу

Скачать опросный лист АУКРМ | Калькулятор расчёта реактивной мощности |

Госэнергонадзор — Государственный энергетический надзор России. Один из трех государственных надзорных органов, входящих в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). До 2004 года являлся структурным подразделением Министерства энергетики Российской Федерации.

Историческая справка.

Госэнергонадзор был образован 18 мая 1944 г. постановлением Государственного комитета обороны, как Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР. В 1963 году были упразднены инспекции союзных республик по коммунальной энергетике, а также Госсельэнергонадзор, и их функции были переданы Госэнергонадзору.

В 1980 году в Госэнергонадзор переданы предприятия по сбыту электроэнергии и контролю за ее использованием.

В декабре 1998 г. созданием Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения завершено формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действовавших в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.04 № 649 образована единая Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России, в которую вошли Госгортехнадзор, Госатомнадзор и Госэнергонадзор.

Основные задачи Госэнергонадзора:

  • Надзор за выполнением требований к техническому состоянию и безопасному обслуживанию электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций;
  • Контроль за рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, топливно-энергетических ресурсов в организациях всех форм собственности.

Госэнергонадзор выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет государственный энергетический надзор — за сбережением топливо-энергетических ресурсов;
  • за обеспечением безопасности основных сооружений электростанций и гидротехнических сооружений;
  • за соблюдением правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и охраны труда при их эксплуатации, правил пользования электрической, тепловой энергией и газом;
  • за соблюдением организациями государственного стандарта качества электрической энергии;
  • организует разработку правил энергоснабжения, пользования газом, устройства электроустановок, эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок и охраны труда при их эксплуатации.
Читайте также:  Гонорар успеха обзор

Органы Госэнергонадзора в пределах своей компетенции имеют право:

  • осуществлять государственный энергетический надзор по вопросам, отнесенным к их ведению, и в этих целях их должностные лица вправе давать обязательные для всех организаций предписания об устранении выявленных нарушений;
  • требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и тепловых установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
  • принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок;
  • беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлению служебного удостоверения;
  • налагать административный штраф за предусмотренные КоАП РФ правонарушения в сфере энергетики.

Важно: Госэнергонадзор следит за качеством электроэнергии, поскольку качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования, и может штрафовать потребителя в случае несоблюдения им правил, приведшему к нарушению требований к качеству электроэнергии.

Поэтому потребителю необходимо принимать соответствующие меры. Например, не выявленный вовремя потребителем и не устраненный реактивный характер нагрузки может стать причиной санкций со стороны Госэнергонадзора.

Если ваше оборудование допускает возможность возникновения реактивной составляющей в потребляемой мощности, то необходимо воспользоваться установкой компенсации реактивной мощности.

Установки компенсации реактивной мощности, производимые конденсаторным заводом Нюкон позволяют:

  • улучшить качество электроэнергии у потребителя;
  • уменьшить нагрузку на трансформаторы, увеличить срок их службы;
  • уменьшить нагрузку на провода, кабели, использовать их меньшего сечения;
  • уменьшить нагрузку на коммутационную аппаратуру за счет снижения токов с цепях;
  • избежать штрафов за порчу электрической сети пониженным коэффициентом мощности;
  • снизить расходы на электроэнергию;
  • уменьшить уровень высших гармоник в сети.

Возврат к списку

Система надзорных органов в области энергетической безопасности



В статье рассмотрен анализ системы органов экологической безопасности, очерчен круг их компетенции и проведен анализ практической деятельности.

Ключевые слова: энергетический надзор, Ростехнадзор, опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения, контроль, проверка деятельности

Энергетика является одной из важнейших областей для жизнедеятельности любого современного государства. Представить жизнь человечества без энергоресурсов совершенно невозможно. Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России на период до 2030 года, еще раз подчеркнуло первостепенную важность этой отрасли и ее необходимость для развития государства [5, с.114].

Государственное управление в сфере энергетики осуществляется значительным количеством государственных органов, которые действуют в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями и согласно принципам государственного регулирования, закрепленным в энергетическом законодательстве.

Одним из приоритетных направлений в энергетической отрасли является энергетическая безопасность, для обеспечения которой создана система специальных надзорных органов. Постановлением Правительства РФ от 20.07.

2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре» утверждено положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, которое регламентирует, в том числе, и систему надзорных органов.

  • В настоящее время, система органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, включает в себя [5, с.115]:
  • − Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (кроме бытовых установок и сетей);
  • − Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  • − Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО России);
  • − Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП).

Поскольку ФСБ России, ФСО России, ГУСП осуществляют федеральный государственный энергетический надзор на объектах специального назначения, считаем обоснованным сосредоточить внимание на полномочиях Ростехнадзора по осуществлению указанного вида надзора, т. к. Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора в п. 2 данный орган определен в качестве первоочередного.

Соответственно, в настоящей статье мы проанализируем правовое положение Ростехнадзора, так как основная нагрузка по обеспечению экологической безопасности приходится на систему органов Ростехнадзора.

В соответствии с п.

1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [2] Ростехнадзор является, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Кроме того, Ростехнадзор — это орган федерального государственного энергетического надзора [6].

  1. Одной из основных функций Ростехнадзора, является организация и проведение проверок. Предметом проверки является:
  2. − соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований;
  3. − соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

Абсолютный массив функций федерального государственного энергетического надзора исполняется Управлением государственного энергетического надзора, действующего через сеть филиалов. Очертив круг его компетенции, можно составить представление о совокупности всех элементов энергонадзора.

В область полномочий, осуществляемых Росэнергонадзором входят: надзор в области энергосбережения, надзор за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за системой оперативно-диспетчерского управления, надзор за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики [7].

При этом, понятие федерального государственного энергетического надзора, сформулированное в Федеральном законе «Об электроэнергетике» ссылок на данные направления надзорной деятельности не содержит.

Фактически их с определенной долей условности можно отнести к собственно надзорной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики.

Фактическая деятельность Росэнергонадзора зачастую охватывает куда более широкий спектр задач.

В связи с этим, можно рассмотреть ряд частных случаев, выявленных инспекторами Росэнергонадзора в ходе проверок филиала «Дальневосточной генерирующей компании» в г. Хабаровске в 2018 г.

«О федеральном государственном энергетическом надзоре»

Ваш регион: Москва. Вы можете перейти на сайт нашего партнера в Вашем регионе: перейти

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

  • Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 8.1, 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — проверки) см. страницу термина осуществляется при: а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций; б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, не являющихся объектами капитального строительства.
  • Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее — обязательные требования в сфере теплоснабжения), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения см. страницу термина
  • Государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования в сфере электроэнергетики), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере электроэнергетики, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии см. страницу термина
  • Должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные осуществлять государственный надзор от имени этих органов являются:: а) руководители органов государственного надзора; б) заместители руководителей органов государственного надзора; в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители; г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители; д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора; е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители; ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.см. страницу термина
  • Категории риска С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от установленной и (или) передаваемой мощности используемых (эксплуатируемых) объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок относится к следующим категориям риска: а) категория высокого риска: электрические станции установленной мощностью от 500 МВт включительно и выше; объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 500 МВт включительно и выше; электроустановки потребителей максимальной мощностью от 500 МВт включительно и выше; б) категория значительного риска: электрические станции установленной мощностью от 150 МВт включительно до 500 МВт; объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 100 МВт включительно до 500 МВт; электроустановки потребителей максимальной мощностью от 100 МВт включительно до 500 МВт; в) категория среднего риска: электрические станции установленной мощностью от 50 МВт включительно до 150 МВт; объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 5 МВт включительно до 100 МВт; электроустановки потребителей максимальной мощностью от 5 МВт включительно до 100 МВт; объекты теплоснабжения установленной мощностью от 10 МВт включительно и выше; г) категория умеренного риска: электрические станции установленной мощностью от 1 МВт включительно до 50 МВт; объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 0,15 МВт включительно до 5 МВт; электроустановки потребителей максимальной мощностью от 0,15 МВт включительно до 5 МВт; объекты теплоснабжения установленной мощностью от 0,15 МВт включительно до 10 МВт; д) категория низкого риска: электрические станции установленной мощностью менее 1 МВт; объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети менее 0,15 МВт; электроустановки потребителей 1 и 2 категорий надежности электроснабжения максимальной мощностью менее 0,15 МВт;объекты теплоснабжения установленной мощностью менее 0,15 МВт.см. страницу термина
  • Обязательные требования в сфере теплоснабжения требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок см. страницу термина
  • Обязательные требования в сфере электроэнергетики требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики см. страницу термина
  • Основание для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня: а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности; б) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 22.12.2020 N 2217;в) окончания проведения последней плановой проверки.см. страницу термина
  • Предмет проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии обязательных требований, в том числе: а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива; б(1)) соблюдение собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований о наличии принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства или подаче газа на источник тепловой энергии не менее чем от 2 магистральных газопроводов и обеспечении готовности оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе; в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики; г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в ремонт; д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;е) выполнение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии иных обязательных требований.см. страницу термина
  • Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории высокого риска — один раз в 3 года; для категории значительного риска — один раз в 4 года; для категории среднего риска — не чаще одного раза в 5 лет;для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 6 лет.см. страницу термина
  • Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. страницу термина
  • 4(1). Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки ОБЯЗАНЫ использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). …
  • 23. Субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии ВПРАВЕ подать в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, в органы государственного надзора заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска. …
Читайте также:  Устав и корпоративный договор

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

« все документы

  • © Техкранэнерго — Портал нормативных документов 2010-2023 Владимир, ул. Полины Осипенко, 66
  • Инструкция по работе с сайтом

Трудовое право

Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.

До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ.

Однако в соответствии с п.

5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право:

    • 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
    • 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей;
    • 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
    • 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
    • 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
  1. давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии
  2. проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений
  3. беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения
Читайте также:  Пропуск срока юридическим лицом

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону.

На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» распространяются с отдельными изъятиями.

В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности.

В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться.

В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору.

Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.

Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению.

Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд.

Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются.

При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений.

В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.

Отдельные положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца.

В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок.

Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.

Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» правами.

В частности, они могут:

  1. непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору
  2. знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам
  3. обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке

Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности.

В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.