Информация

Кем и по какой причине может быть приостановлена деятельность организации

В случае совершения некоторых правонарушений КоАП РФ предусмотрен такой вид наказания как административное приостановление деятельности. Да, это именно вид наказания, а не обеспечение дела или что-то в этом духе.

На практике такая мера воздействия на нарушителя выглядит следующим образом.

В случае назначения административного приостановления деятельности судом или соответствующим должностным лицом в порядке исполнительного производства могут произведены следующие действия:

  • 1) наложение пломб;
  • 2) опечатывание помещений;
  • 3) опечатывание мест хранения товаров и иных материальных ценностей;

4) опечатывание касс и др. необходимые действия.

Кем и по какой причине может быть приостановлена деятельность организации

В КоАП РФ содержится довольно большой перечень оснований, по которым может быть приостановлена деятельность. К таким основаниям, например, относятся: угроза жизни или здоровью людей, причинения вреда здоровья, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды нарушения в области градостроительной деятельности, в области применения контрольно-кассовой техники и др.

Кем и по какой причине может быть приостановлена деятельность организации

Учитывая, что такой вид меры воздействия способен принести довольно большой ущерб предпринимателям, он будет применяться только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2, ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ), при этом, максимальный срок, на который может быть приостановлена деятельность составляет 90 суток.

В чем разница между временным запретом и приостановлением
деятельности?

КоАП РФ предусматривает два понятия: приостановление деятельности и временный запрет. Основное отличие состоит в том, что временный запрет устанавливается на срок до рассмотрения дела судом или должностным лицом, в то время как приостановление деятельности осуществляется по результатам рассмотрения административного дела.

Кем и по какой причине может быть приостановлена деятельность организации

Таким образом, временный запрет необходим только в тех случаях, когда такое решение не требует отлагательств в виду серьёзности нарушения и может быть наложен до рассмотрения административного дела судом или соответствующим должностным лицом.

Какой порядок наложения временного запрета деятельности?

  1. И так, о временном запрете в обязательном порядке должен быть составлен протокол.

    В таком протоколе должно быть указано следующее:

  2. 1) основания по которым необходимо наложить такой вид наказания как временный запрет деятельности;
  3. 2) дата и место составления;
  4. 3) должность, фамилия и инициалы должностного лица;
  5. 4) сведения о лице, в отношении которого ведется дело производство по делу об административном правонарушении;
  6. 5) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;
  7. 6) объяснения лица, которое привлечено к административной ответственности.
  8. Такой составленный протокол должен быть подписан как должностным лицом, так и лицом, которое совершило правонарушение, при этом, если последний отказывается от подписания или он не может быть подписан по иным причинам, должностное лицо делает соответствующую об этом отметку.
  9. После подписания протокола, его копия должна быть вручена лицу, в отношении которого завели административное дело, после чего должностным лицом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иные необходимые действия для временного запрета деятельности.
  10. Важно отметить, что срок временного запрета деятельности включается в срок приостановления деятельности.

Что должно быть отражено в постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом?

  • В постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом, в котором видом наказания является приостановление деятельности должно быть указано следующее:
  • 1) должен быть мотивирован тот факт, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания;
  • 2) должны быть указаны те обстоятельства, которые по мнению суда создают угрозу причинения вреда;
  • 3) если применялась мера о временном приостановлении деятельности, то суду следует отразить это обстоятельство в постановлении (в том числе время фактического прекращения деятельности, которое указано в протоколе о временном запрете деятельности);

4) в постановлении должны быть отражены конкретные мероприятия, которые необходимы для обеспечения исполнения (прекращение эксплуатации конкретных агрегатов, объектов, зданий и т.д., от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям). Важно отметить, что такие действия как наложение пломб, опечатывание помещений и т.д. не детализируются, так как подобные решения принимаются судебными приставами-исполнителями.

Какие действия можно (необходимо) предпринять, чтобы избежать приостановления деятельности?

Как уже было сказано, приостановление деятельности носит исключительный характер и будет применяться только тогда, когда другие более мягкие меры не могут оказать должного влияния на нарушителя.

В судебной практике встречается немало случаев, когда приостановление деятельности осуществляется после невыполнения организацией предписаний, вынесенных должностным лицом, в связи с чем, стоит их своевременно исполнять.

Кем и по какой причине может быть приостановлена деятельность организации

Наша компания готова оказать юридическую помощь, связанную с временным запретом деятельности, приостановлением деятельности организаций.

Как обжаловать постановление суда или должностного лица
о приостановлении деятельности?

Как и при наложении иных мер наказания постановление о приостановлении деятельности может быть обжаловано.

Куда обжаловать?

Так, постановление, вынесенное судом, по правилам, установленным КоАП РФ, обжалуется в вышестоящий суд (абз. 1, ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ). Иные возможности предусмотрены законодательством, если постановление было вынесено должностным лицом.

При таких обстоятельствах законодатель предусмотрел возможность обжаловать постановление в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела по собственному выбору (абз. 3, ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ).

Какой порядок обжалования?

Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в судебный орган, то она должна быть подана в суд, который вынес соответствующее постановление или в вышестоящий суд, который будет рассматривать дело об административном правонарушении. Лицо, подающее жалобу, освобождается от уплаты госпошлины.

Срок, в течение которого должна быть подана жалоба равен 10 суткам с момента получения вручения или получения копии постановления об административном правонарушении.

Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то правила подачи аналогичны.

Жалоба может быть подана как в орган, должностному лицу, который вынес постановление об административном правонарушении, так и непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, который уполномочен рассматривать жалобы.

Госпошлиной не облагается. Срок, в течение которого должна быть подана жалоба также равен 10 суткам.

12.08.2019

Временная приостановка работы организации. что нужно знать работнику организации, которая временно приостановила деятельность?

По каким причинам предприятия могут приостановить свою деятельность?Какие права есть у работников при простое по вине работодателя?Кто и сколько должен платить в случае временной приостановки деятельности организации?Работнику полагаются выплаты на время простоя организации не менее:- двух третей средней заработной платы при простое по вине работодателя;

— двух третей должностного оклада при простое по независящим обстоятельствам.

Организация приостановила работу.

Какие выплаты положены работнику?Время простоя оплачивается:- если компания не может продолжать работу в полном объеме по объективным причинам — проблемы с поставкой товаров, отсутствие комплектующих — на время простоя работник получает две трети оклада;- если простой объявлен по воле работодателя — он обязан обеспечить работнику на время простоя две трети от средней зарплаты.

  •  Если компания приняла решение прекратить работу и объявила о сокращении штата, работодатель обязан письменно и персонально уведомить каждого работника под роспись.
  • Уведомление о сокращении необходимо проводить не позднее чем за 2 месяца до увольнения.В связи с сокращением штата нельзя увольнять:- беременных женщин;- женщин, имеющих ребенка (детей) в возрасте до 3 лет;- одиноких матерей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет);- работников, воспитывающих детей-инвалидов без матери, работников, которые являются единственными кормильцами детей-инвалидов;
  • — единственных кормильцев детей в возрасте до 3 лет, родителей, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель не работает.
  • При этом работодатель обязан выплатить компенсацию среднего заработка за два месяца, если сотрудник согласен уволиться до истечения двухмесячного срока с момента уведомления.

 Если вас уволили в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, нужно обратиться в службу занятости в течение 14 дней. Так вы сохраните заработок на время поиска новой работы.

Среднюю зарплату по прошлому месту работы соискатель сможет получить по истечению второго и третьего месяца поисков, а для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий период выплат еще дольше – до 6 месяцев, то есть соискатель получает среднюю зарплату со второго по шестой месяц поиска работы.

Если ваши трудовые права нарушаются — обращайтесь в Роструд

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

1.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

3.

Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Комментарий к ст. 3.12 КоАП

1. Новая мера административной ответственности — административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей — введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.

2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г.

были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.

2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок — 5 дней — входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

3.

Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.

Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования — 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство — за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство — тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.

Для этого нужно написать в суд ходатайство. И к нему приложить документы, подтверждающие, что устранены все нарушения, за которые деятельность была приостановлена (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).

4. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (п. 1 ст. 32.12 КоАП РФ), и он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п.

При этом судебному приставу-исполнителю запрещено совершать такие действия, которые бы навсегда парализовали производство и функционирование организации (ч. 2 ст. 32.

12 КоАП РФ), то есть повлекли бы необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Необходимо отметить, что приостановление деятельности хозяйствующего субъекта не является совершенно новым в российском законодательстве, и ранее возможность приостановления деятельности организаций за те или иные нарушения была установлена в различных законах, регулирующих особенности хозяйственной деятельности в отдельных отраслях. Например, возможность приостановления определенной деятельности организаций соответствующими государственными органами и отдельными должностными лицами была предусмотрена, например:

— в отношении организаций при выполнении требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»);

— при нарушении организацией законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.));

Приостановка деятельности по решению суда

Каждый предприниматель осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченных государственных органов.

В задачи этих структур входит анализ действий субъекта предпринимательства и применение к нему мер административного воздействия в случае, если выявляются какие-либо нарушения в законодательных или нормативных требованиях.

Наиболее серьезная санкция – принудительная приостановка деятельности ООО или ИП по решению судебного органа.

Приостановка деятельности ООО по решению суда: причины и виды

Порядок применения такой меры регламентирован Кодексом об административных правонарушениях РФ. В частности, его ст. 3.12 предусматривает три возможных вида приостановки:

  • Деятельность организации в целом, либо ее филиалов, подразделений;
  • Ограничение использования отдельных объектов, оборудования, зданий или помещений;
  • Запрет на осуществление определенного вида деятельности, на оказание конкретных услуг.

Причины для применения такого вида административного наказания также определены в КоАП РФ: ч. 2. ст. 3.12 предусматривает, что приостановка деятельности по решению суда возможна, в частности, при возникновении угрозы:

  • жизни и здоровью людей;
  • возникновения или распространения эпидемий, эпизоотий, загрязнения карантинными, радиационными, химическими объектами;
  • техногенной или радиационной аварии;
  • причинения вреда окружающей среде.

Кроме того, приостановка деятельности на 90 суток также применяется при совершении многих административных правонарушений в различных сферах правоотношений, она назначается, если менее жесткие меры не смогут обеспечить достижение цели наказания.

 Блокировка счета ИФНС

Приостановка деятельности предприятия по решению суда: процедура

Применение приостановки деятельности в качестве административного наказания возможно только на основании судебного решения. В первую очередь уполномоченный орган выносит решение о временном запрете деятельности. Это необходимо, чтобы сразу после выявления нарушения исключить возможные неблагоприятные последствия и подготовить документы для передачи в суд.

При составлении протокола о правонарушении и временном запрете он вступает в силу незамедлительно, должностное лицо надзорного органа обязано ознакомить с документом и выдать его копию руководителю предприятия. У последнего есть право отказаться от подписания протокола или внести в него свои замечания. Отказ от подписи или наличие замечаний не служит препятствием в рассмотрении протокола в судебном порядке.

 Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Дела по данным протоколам рассматриваются районными судами по месту нахождения предприятия. Суд, на основе материалов по правонарушению, рассматривает вопрос о приостановке деятельности. В ходе рассмотрения учитывается: вид правонарушения, возможные последствия продолжения деятельности, характер поведения руководства предприятия, наличие ранее выявленных правонарушений.

Максимальный срок административной приостановки – 90 суток. Суд вправе назначить меньший срок санкции, если сочтет, что этого времени хватит предприятию для устранения нарушений и для осознания его собственниками и руководством необходимости соблюдать установленные нормативные требования.

В срок приостановки включается период временного запрета, введенного по решению должностного лица до обращения в суд.

Законодательством не регламентируется количество случаев применения данного вида наказания к одному субъекту предпринимательства.

На практике иногда возникают ситуации, когда после приостановки деятельности предприятие подвергается проверке со стороны уполномоченного органа, по инициативе которого было введено ограничение.

В ходе этих контрольных мероприятий устанавливается факт не устранения ранее выявленных нарушений, что служит основанием для повторного обращения в суд с требованием приостановить деятельность.

Решение о приостановке деятельности вступает в силу незамедлительно, вне зависимости от того, подается ли на него апелляционная жалоба нарушителем. Сразу после оглашения судебное решение передается на исполнение судебным приставам.

Сотрудники ФССП в присутствии понятых опечатывают помещения, накладывают пломбы, принимают иные меры, обеспечивающие соблюдение решения о запрете деятельности. При этом предпринимаемые меры не должны препятствовать устранению зафиксированных нарушений.

Например, если поводом для приостановки деятельности стали нарушения требования пожарной безопасности, то собственник объекта вправе проводить на нем мероприятия по приведению объекта к соответствию нормативным требованиям.

Приостановка деятельности ООО по решению суда: последствия

Приостановка деятельности любого предприятия оборачивается значительными финансовыми потерями.

Компания теряет клиентов, работники находятся в вынужденном простое и должны получать за него заработную плату в размере 2/3 от среднего заработка согласно требованиям ч. 1 ст. 157 Трудового кодекса РФ. Кроме того, определенные затраты необходимы на устранение нарушений.

Но после их устранения компания может работать и далее, при этом информация о примененном к ней наказании никак не отражается в дальнейшем на процессе деятельности.

Следует помнить, что п. 3 ст. 32.12 КоАП РФ предусматривает возможность восстановить работу досрочно. Для этого необходимо устранить все нарушения, обратиться за заключением об этом к должностному лицу надзорного органа и подать ходатайство в суд, вынесший решение о наказании. Ходатайство рассматривается в пятидневный срок.

Если судом будет установлено, что каких-либо угроз от работы организации больше нет, то выносится решение о досрочном возобновлении деятельности. При этом суд может указать дату возобновления произвольно, с учетом мнения должностного лица. Решение о возобновлении также вступает в силу незамедлительно и после его вынесения прекращаются все ограничительные меры.

Отметим, что в некоторых случаях судебное решение о принудительной приостановке не подлежит исполнению. Это возможно в отношении организаций, эксплуатирующих объекты жизнеобеспечения, а также в случае, если приостановка необратимо нарушит производственный процесс. Во всех остальных ситуациях такая мера ответственности возможна и используется государственными органами довольно часто.

Приостановка деятельности ИП без деятельности

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

  • — деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
  • — эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • — осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности.

В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • наложение пломб;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток.

Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме.

В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства.

Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания.

В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.

При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении.

Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Источник: «Российский налоговый курьер», 01.10.2009, эксперт журнала О.Е.Черевадская

Административное приостановление деятельности юридического лица

Ермакова, Н. Р. Административное приостановление деятельности юридического лица / Н. Р. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91688/ (дата обращения: 14.07.2023).



В данной статье рассматриваются особенности реализации административного приостановления деятельности как разновидности административного наказания. Исследуются отдельные проблемы исполнения постановлений о назначении административного приостановления деятельности, вносятся предложения по совершенствованию процедуры административного приостановления деятельности.

Ключевые слова: приостановление, постановление, исполнение.

This article discusses some problems of administrative suspension of activity as a norm of administrative responsibility. A proposal is being made to improve this administrative penalty.

Keywords : suspension, resolution.

Интенсивное изменения экономической политики и появление специфических участников хозяйственных отношений в Российской Федерации сопровождалось не только появлением относительно новых рыночных отношений, но и поиском соответствующих способов обеспечения безопасного функционирования всей вновь созданной экономической системы.

Необходимость выработки дополнительных мер защиты общественных интересов предопределялась, прежде всего, тем соотношением, что провозглашённое Конституцией Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, несло не только перспективы экономического роста путем вовлечения новых субъектов экономической направленности в виде индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но и появлением целого ряда рисков наступления неблагоприятных последствий как в самой сфере экономической деятельности, так в сфере обеспечения безопасности и благополучия населения и общества.

В целях построения дополнительной системы защиты общества от негативных проявлений надлежащего исполнения физическими и юридическим лицами требований нормативных правовых актов направленных на реализацию безопасного функционирования различных видов хозяйственной деятельности, в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были внесены изменения [1], и существующий перечень административных наказаний был дополнен таким видом, как административное приостановление деятельности, сущность которого заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг [2].

При этом указанная мера применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, а также при наличии иных оснований закрепленных в КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания [3].

Следует согласиться с выводом Ю. В.

Шилова относительно того, «…что административное приостановление деятельности является достаточно строгой мерой, вследствие применения которой правонарушитель лишается возможности осуществлять предпринимательскую деятельность зачастую достаточно длительное время» [4], и, развивая высказанную автором мысль, высказать свое суждение о том, что реализация указанной меры должна строиться с учетом того, что по своей сути административное приостановление деятельности является исключительной мерой, требующей одновременного выполнения двух условий — наличие объективного основания применения такого вида наказания и четкий, однозначно установленный порядок процедурных действий направленных на его реализацию.

Полезность такого подхода заключается в наличии возможности положительного влияния на системный подход к реализации, в том числе путем обязательного указания в постановлении об административном приостановлении деятельности необходимых и достаточных мер, применяемых к правонарушителю как хозяйствующему субъекту. Что, в свою очередь, позволит не только своевременно и точно исполнить судебный акт, но соблюсти баланс частных и общественных интересов.

Существующие неопределенности в ряде случаев могут создать проблемы относительно практического административного приостановления деятельности, например при выборе конкретных мер, направленных на реализацию этого наказания со стороны судебного пристава — исполнителя.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно определять мероприятия, необходимые для обеспечения исполнения постановления суда, а в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ «…в постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно» [5, п. 23.3]. При этом легального определения или перечня мероприятий, позволяющих однозначно разделить административные меры и мероприятия, не существует.

На практике же судьи могут выносить решения, не содержащие вообще никаких упоминаний ни о мерах, ни о мероприятиях по исполнению административного приостановления деятельности, а в резолютивной части могут содержаться общие фразы о назначении виновному лицу административного приостановления деятельности без указания на то, что конкретно подлежит приостановлению и каким способом [6, 7]. В результате чего судебные приставы — исполнители фактически не могут исполнить постановление и нуждаются в дополнительных разъяснениях суда в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и положениями процессуальных кодексов, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых представляет особую опасность охраняемых законом интересов, смогут продолжить свою деятельность до момента фактического принудительного исполнения судебного акта.

Одним из видов деятельности, требующей внимания при вынесении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, является торговля специальной лицензируемой продукцией.

Таким образом мер указанных в ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ с учетом вышеуказанных проблем недостаточно для принуждения индивидуального предпринимателя или юридического лица устранить выявленные нарушения.

Вышеуказанные проблемы в данном виде деятельности могут быть разрешены путем внесения дополнений в ч. 2 ст. 32.

12 КоАП РФ, а именно: в данную статью следует добавить такие меры, как приостановление операций по счету и внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту ЕГРЮЛ) об административном приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Данные меры принудят индивидуального предпринимателя или юридическое лицо устранить в кратчайшие сроки выявленные нарушения для возможности продолжения своей дальнейшей деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».
  2. Часть 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Абзац 2 части 1, статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Шилов Ю. В. Изменение парадигмы административного приостановления деятельности и временного запрета деятельности // Административное право и процесс. 2020. N 4. С. 32.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005, N 5
  6. Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28 июля 2021 г. по делу № А54–4383/2021; Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 июля 2021 г. по делу № А43–7217/2021, Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 июля 2021 г. по делу № А43–11707/2021 //
  7. https://sudact.ru/law/koap/razdel-v/glava-32/statia-32.12/

Основные термины (генерируются автоматически): административное приостановление деятельности, индивидуальный предприниматель, РФ, юридическое лицо, административное наказание, вид деятельности, мера, судебный акт.