Оказание адвокатами бесплатной юридической помощи
Услуги адвоката могут стоит дорого или очень дорого, особенно если дело сложное. Отдельная проблема – это мошеннические юридические фирмы, которые берут деньги, но не собираются чем-то помогать своим подзащитным. Но государство не оставляет в беде тех, кому нужна помощь, и оплачивает услуги адвоката по назначению. Юрист Николай Полуситов рассказал нашим читателям, кто может воспользоваться услугами бесплатного адвоката и каковы в таком случае шансы на победу.
Подпунктом «с» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им защитника или, при недостатке средств для оплаты этой услуги, воспользоваться помощью назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.
Эта норма международного права нашла отражение в ст. 48 Конституции РФ, гарантирующая каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно, а также право обвиняемого пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Соблюдение гарантий прав подозреваемого (обвиняемого) на квалифицированную защиту выступает основой справедливости уголовного судопроизводства.
Вместе с тем, попавшие в трудную жизненную ситуацию лица не всегда знают, что им может быть предоставлена бесплатная помощь адвоката. Итак, что нужно знать о бесплатных адвокатах?
Кому положен бесплатный адвокат
Основные нормы, регулирующие порядок участия в уголовном судопроизводстве защитника, закреплены в 7 главе Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Исходя из положений статей 49, 50, 51, 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый (обвиняемый) не отказался от защитника.
Если защитник не приглашен самим подозреваемым (обвиняемым), его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого (обвиняемого), то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. Защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.
Таким образом, бесплатный адвокат положен любому задержанному лицу, подозреваемому в совершении преступления. Заявление следственных органов о невозможности предоставления такому лицу бесплатного адвоката неправомерно.
Если следственный орган уклоняются от обязанности по назначению бесплатного защитника, необходимо незамедлительно обратиться в прокуратуру.
Порядок назначения бесплатного адвоката
Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве утвержден решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 15.03.2019.
Назначение происходит следующим образом:
- Адвокатская палата (представители адвокатской палаты) получают уведомления следственного органа о назначении защитника в уголовном деле.
- Информация о назначении защитника в уголовном деле направляется адвокатам палаты.
- Адвокат принимает решение о возможности или невозможности его участия в данном уголовном деле.
- Получение ответа от адвокатов о возможности или невозможности участия в данном уголовном деле:
- при наличии положительного ответа адвокатская палата (представитель адвокатской палаты) поручает конкретному адвокату участие в данном уголовном деле в качестве защитника по назначению.
- при наличии отрицательных ответов или отсутствии ответа в течение установленного Региональными правилами времени распределение поручения повторяется до момента принятия поручения каким-либо адвокатом.
Таким образом, бесплатным адвокатом будет назначен первый согласившийся адвокат из адвокатской палаты, расположенной в регионе подозреваемого (обвиняемого).
Подобный порядок выбора адвоката по назначению может заставить многих усомниться в эффективности такого рода защиты, однако любой из адвокатов по назначению способен оказать подозреваемому (обвиняемому) достойный уровень защиты.
Главной задачей адвокатуры как института гражданского общества является защита прав и свобод человека.
В процессе уголовного судопроизводства права и свободы человека подвергаются наиболее жестким ограничениям, вследствие чего зачастую именно от адвоката, его отношения к исполнению профессиональных обязанностей зависит положение подзащитного. В связи с этим Федеральным законом от 31.05.
2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката установлен ряд требований как к квалификации адвокатов, так и к этике их поведения. Нарушения здесь недопустимы.
Порядок оказания гражданам бесплатной юридической помощи
- 1) Для получения бесплатной юридической помощи гражданин вместе с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи предоставляет адвокату, являющемуся участником государственной системы бесплатной юридической помощи, и осуществляющему деятельность по месту жительства гражданина, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также документ, подтверждающий отнесение его к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
- 2) Заявление гражданина либо его представителя к адвокату об оказании бесплатной юридической помощи оформляется гражданином собственноручно, либо его законным представителем или представителем с указанием конкретного случая, по которому она необходима и решение которого актуально и необходимо лично для обратившегося гражданина, которое должно содержать:
- фамилию, имя, отчество адвоката, наименование его адвокатского образования;
- фамилию, имя, отчество и место жительства гражданина, обратившегося за юридической помощью;
- дату обращения и подпись гражданина.
- Кроме того, в заявлении гражданин должен указать, что по данному вопросу он бесплатную юридическую помощь ранее не получал.
- Ответственность за достоверность представленной в заявлении информации несет гражданин либо его законный представитель или представитель.
3) В случае если инвалиду 1 и 2 группы или пожилой гражданин старше 65 лет, который по состоянию здоровья не может самостоятельно передвигаться, то адвокат для оказания бесплатной юридической помощи осуществляет выезд к такому гражданину. В этой ситуации заявление гражданина дополнительно содержать просьбу о том, что в силу своего физического состояния он не может прибыть для получения бесплатной юридической помощи к адвокату в связи с чем просит адвоката прибыть к нему по месту жительства.
- Оплата выезда адвоката к инвалиду 1 и 2 группы или пожилой гражданин старше 65 лет, не производится в случае оказания бесплатной юридической помощи жителям труднодоступных и малонаселенных местностей автономного округа.
- 4) Адвокат обязан установить принадлежность гражданина к одной из категорий, имеющих право на предоставление бесплатную юридическую помощь, а также соответствие вопроса, по которому он обращается, перечню случаев, предусмотренных частями 2, 3 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ или статье 5 Закона № 113-оз.
- 5) В случае, если гражданин относится к одной из категории граждан, имеющих право на предоставление бесплатной юридической помощи, а его вопрос включен в перечень случаев по которым предусмотрено предоставление бесплатной юридической помощи, адвокат заключает с гражданином соглашение об оказании бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в котором должны быть указаны случаи и виды предоставляемой юридической помощи.
- 6) Адвокаты в зависимости от характера случая, по которому к нему обратился гражданин, осуществляют правовое консультирование в устной или письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан.
- 7) По окончанию предоставления бесплатной юридической помощи оформляется акт об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной Департаментом, содержащий сведения о случае и виде оказанной бесплатной юридической помощи, наличии либо отсутствии претензий со стороны гражданина к адвокату, который подписывается гражданином и адвокатом (приложение 17 к настоящим методическим рекомендациям).
8) Адвокат в случае обращения к нему гражданина, не имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, отказывает ему в оказании такой помощи. По требованию гражданина такой отказ оформляется письменно.
- 9) Адвокат также вправе принять решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, в случаях, если гражданин:
- — обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
- — просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
- — просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию;
- — если прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.
- 10) В случае принятия адвокатом решения об отказе в предоставлении гражданину, имеющему право на получение такой помощи, бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение, либо адвокатом производится соответствующая запись в заявлении гражданина с указанием соответствующих причин.
11) Отказ адвоката в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в судебном порядке. Кроме того, в случае несогласия с решением адвоката об отказе в предоставлении бесплатной юридической помощи, гражданин может обратиться в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
12) Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Характеристика процесса оказания юридической помощи гражданам бесплатно и по назначению
Нормы конституционного характера, которые предназначены для того чтобы гарантировать специальное право на получение определенной квалифицированной помощи юридической направленности в законных случаях – закрепились на бесплатной основе в законе об адвокатуре.
Замечание 1
Стоит отметить, что в определенном количестве ситуаций специальным законом об адвокатуре предусмотрена обязанность адвоката выполнять требования закона, где отмечается что адвокат должен выступать в роли защитника в судебном производстве уголовной направленности по назначению органов дознания, а также органов следствия предварительного характера или органа судебной власти, а также оказывать различную другую помощь, которая имеет отношение к юридической сфере всем гражданам Российской Федерации абсолютно бесплатно.
Процесс во время которого происходит оказание помощи юридического характера на полностью бесплатной основе вовсе не означает, что адвокатский труд не подлежит оплате.
Так же важно, что юридическая помощь в бесплатном порядке имеет прямое отношение не к адвокату, а именно к гражданину, который в свое время имеет право на такую помощь.
Финансирование той или иной деятельности адвокатов, которые своевременно оказывают определенную бесплатную юридическую помощь гражданам России осуществляется специальными органами власти государственного характера и, что наиболее важно дополнительными палатами адвокатской направленности.
В соответствии с конкретным Законом об деятельности адвокатского характера и адвокатуре бесплатная помощь, которая осуществляется в определенном юридическом порядке адвокатами предоставляется не во всех случаях, и не всем гражданам Российской Федерации, а только лишь выборочным категориям граждан по отмеченным в Законе вопросам. Зарубежные граждане, а также лица без гражданства не могут претендовать на получение бесплатной помощи юридической направленности.
Помимо наличия гражданства Российской Федерации законодатель исходит из конкретной потребности определения положения имущественного характера гражданина, который в свою очередь как раз таки и нуждается в предоставлении бесплатной помощи юридического порядка.
Оказание бесплатной юридической помощи
Бесплатная помощь юридической направленности оказывается тем гражданам Российской Федерации у которых среднедушевой доход семей являются ниже определенной величины, а конкретно ниже прожиточного минимума, который является установленным в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством федеральной направленности, а также тем гражданам Российской Федерации, которые живут одни и чей доход ниже отмеченной величины. Тем не менее закон определяет не только категории граждан, которым может быть оказана помощь юридической направленности в бесплатном формате, но также и конкретные ситуации юридического типа:
- истцам – по рассматриваемым органами судебной власти первой инстанции делам о взыскании определенных алиментов, возмещении нанесенного в какой-либо период времени вреда, который был причинен вследствие смерти кормильца, увечьем или каким-либо другим повреждением здоровья связанным с деятельностью трудового характера;
- ветеранам, то есть гражданам которые прошли через Великую Отечественную войну – относительно вопросов, которые никаким образом не связаны с деятельностью предпринимательской направленности;
- лицам, которые являются гражданами Российской Федерации – в процессе составления заявлений о назначении пенсий и, что не менее важно пособий;
- гражданам Российской Федерации, которые в свое время пострадали от определенных политических репрессий, – по вопросам, которые достаточно тесно связаны с процессом реабилитации.
Для того чтобы граждане Российской Федерации в свое время могли получить помощь юридической направленности на бесплатной основе им потребуется перечень специальных актов, которые как и порядок их предоставления определяются законами, и различными другими нормативными правовыми документами субъектов Российской Федерации, то есть данные вопросы находятся в компетенции субъектов Российской Федерации.
3 Пункт 26 статьи Закона об деятельности гражданина, который в положенный срок выступает в роли адвоката предусматривает, что граждане, которые не достигли совершеннолетнего возраста (то есть 18 лет) содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности получают помощь юридического характера во всех ситуациях абсолютно бесплатно. Перечень подобных учреждений отмечается в законе Федеральной направленности от 1999 года 24 июня № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правовых нарушениях лиц несовершеннолетнего возраста».
За счет государства адвокаты оказывают определенную помощь юридической направленности всем военнослужащим проходящим службу военного характера по призыву в основном относительно вопросов, которые тем или иным образом связаны с прохождением военной службы.
Замечание 2
Тем не менее граждане которые имеют в соответствии с законодательством, которое осуществляет свое действие специальное право на получение бесплатной помощи юридического характера достаточно в редких случаях за ней обращаются – в первую очередь именно из-за того что они просто неинформированный.
С 2012 года 15 января вступил в силу закон Федеральной направленности от 2011 года 21 ноября № 324-Φ3 «О бесплатной помощи юридического характера в Российской Федерации» устанавливающий одни из самых главных гарантий реализации гражданских прав Российской Федерации на получение квалифицированной помощи юридического характера на бесплатном основании в Российской Федерации, основы организационно-правовой направленности формирования государственной и, что не менее важно негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также организационно-правовые основы деятельности по информированию правового характера, и, конечно, правовому просвещению населения.
Специальным правом на получение той или иной помощи юридической направленности на бесплатной основе в специальных рамках системы государственного характера обладают те граждане, которые являются малоимущими, а также лица, которые являются инвалидами первой и второй группы, ветераны Великой Отечественной войны, граждане, которые являются героями Российской Федерации, герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, дети у которых есть проблемы со здоровьем (то есть дети инвалиды), дети-сироты, дети, которые остались без попечения родителей, лица не достигшие возраста 18 лет находящиеся в колониях, граждане являющиеся недееспособными и иные социально незащищенные группы граждан.
При этом помощь в юридической сфере, которая основана на бесплатной основе предоставляется только по перечисленным в законе конкретным вопросам.
К таким вопросам имеют отношение: определенные сделки с недвижимостью (в той ситуации, если квартира, какой-либо дом жилого порядка или их части являются единственным помещением жилого характера гражданина и его семьи), защита специальных потребительских прав в части предоставления услуг коммунального порядка; различные споры трудового характера; вопросы признания того или иного гражданина безработным; возмещения того или иного вреда, который был причинен из-за смерти кормильца; предоставление специальных мер социальной поддержки гражданам, которые являются малоимущими; вопросы, которые достаточно тесно связаны со спорами о назначении пенсий, а также пособий по беременности и, конечно, уходу за ребенком, социального пособия на погребение; вопросы оспаривания отцовства и материнства, взыскания определенных денежных средств (то есть алиментов); вопросы реабилитации пострадавших от репрессий политической направленности; вопросы ограничения дееспособности; вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации граждан инвалидов, вопросы обжалования во внесудебном порядке документов органов власти государственной направленности.
Участие адвокатов в государственной системе
Замечание 3
Также важно подметить, что законом своевременно предусмотрен процесс участия адвокатов в функционировании системы государственной направленности бесплатной помощи юридического характера.
Организация участия лиц, которые являются адвокатами в деятельности определенной государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется специальной палатой адвокатской направленности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с конкретными положениями такого закона палата адвокатского характера субъекта Российской Федерации каждый год и, что очень важно не позднее 15 ноября направляет в конкретный уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации специальный список адвокатов, которые приняли участие в деятельности системы государственного порядка бесплатной юридической помощи с указанием определенных регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов, а также адвокатских образований в которых в свою очередь сами адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Такой адвокатский список в определенный период времени подлежит процессу опубликования каждый год не позднее 31 декабря специальным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в средствах информации массовой направленности (то есть в СМИ).
Уполномоченный орган власти исполнительного характера субъекта Российской Федерации каждый год не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной помощи юридической направленности адвокатами, которые являются участниками государственной системы бесплатной помощи юридического характера. В свое время адвокаты, которые являются участниками государственной системы бесплатной помощи юридической направленности оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании конкретного соглашения, которое заключается с гражданином, который в свое время обратился за получением такой помощи.
Замечание 4
Стоит отметить, что адвокаты направляют в специальную адвокатскую палату субъекта Российской Федерации определенный отчет об оказании ими помощи юридического характера на бесплатной основе в рамках той или иной государственной системы.
При этом сама палата субъекта Российской Федерации каждый год направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации доклад и, что не менее важно отчет сводного типа, который свидетельствует об оказании адвокатами бесплатной помощи юридической направленности в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Размер и, что не менее важно порядок оплаты труда гражданам, которые выступают в качестве адвокатов оказывающих лицам юридическую помощь на бесплатной основе в рамках системы государственного характера бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание данного вида помощи определяются специальными законами, и, конечно, различными другими нормативными документами правового характера субъектов Российской Федерации.
В соответствии с 50 статьей ГПК в процессе рассмотрения дел в гражданском судебном производстве орган судебной власти имеет полное право назначить адвоката в роли представителя в ситуации отсутствия представителя у ответчика место жительства которого неизвестно, а также в иных предусмотренных законом федеральной направленности ситуациях.
Также важно подметить, что во время привлечения к ответственности уголовной направленности абсолютно любой гражданин обладает специальным правом на помощь адвоката за счет самого государства. Для реализации такого права достаточно только лишь воли лица на получение бесплатной помощи юридического характера.
Что касается адвокатского труда, где сам адвокат принимает участие в роли защитника в уголовном производстве судебного характера по назначению определенных органов дознания, органов следствия предварительного порядка или органа власти судебного порядка оплачивается за счет средств из федерального бюджета. Расходы на данные цели учитываются в законе федерального характера о федеральном бюджете на следующий год в специально предназначенной для этого статье расходов.
Как отмечается в положении пункта 5 части 2 статьи 131, а также части 1 и 2 статьи 132 УПК, орган судебной власти имеет полное право взыскать с осужденного в качестве определенных издержек судебного характера суммы, которые в свое время были выплачены его адвокату-защитнику за оказание тех или иных действие юридической помощи по назначению. Исключением из данного правила являются такие случаи: когда гражданин, который является подозреваемым или обвиняемым заявил об отказе от защитника, но данный отказ попросту не был удовлетворен и защитник принял участие в деле уголовного характера по назначению, и в том случае, если лицо, которое является осужденным было реабилитировано.
Порядок, а также размер вознаграждения защитника, который своевременно согласился на участие в судебном заседании уголовной направленности по назначению органов дознания, органов следствия предварительного характера или органа власти судебной направленности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление правительства РФ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2012 года 1 декабря № 1240 «О конкретном порядке и, конечно, размере возмещения издержек процессуального характера, которые достаточно тесно связаны с производством по делу уголовной направленности издержек в связи с рассмотрением дела гражданского характера, а также определенных расходов в связи с выполнением тех или иных требований Конституционного Судебного органа Российской Федерации и о признании утратившими силу определенных актов Совета Министров РСФСР, и, что не менее важно Правительства Российской Федерации» подлежит контролированию размер заработной платы адвоката, который участвует в качестве защитника в судебном производстве уголовного характера по назначению. Согласно такому постановлению можно заметить, что размер заработной платы защитника в судебном процессе составляет фиксированную сумму денег и в зависимости от сложности дела за один день работы в качестве адвоката в уголовном судебном производстве варьируется в конкретных пределах от 550 до 1200 рублей, что касается ночного времени – от 825 до 1800 рублей, а за один день участия, который является нерабочим, то есть это какой-то праздник или же выходной включая ночное время, размер вознаграждения адвоката составляет не менее 1100 и не более 2400 руб. Размер вознаграждения тех адвокатов, которые осуществляют защиту по делам уголовной направленности по назначению дознавателя, органа судебной власти или следователя на территории районов Крайнего Севера и других местностях, которые являются к ним приравненными, а также в совершенно других местностях с тяжелыми условиями климата определяется в процессе учитывания установленных законодательством Российской Федерации специальных надбавок, которые исчисляют в процентах, а также в районных коэффициентов к зарплате.
При определении сложности дела уголовной направленности учитываются подсудность (то есть дела уголовного характера, которые в свое время подлежат процессу рассмотрения Верховным органом судебной власти Российской Федерации, верховными судебными органами республик, которые входят в состав Российской Федерации, и приравненными к ним органами судебной власти в роли суда первой инстанции), количество, а также тяжесть вменяемых преступлений, количество подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объем материалов дела и многие другие обстоятельства. Что касается порядка расчета размера вознаграждения адвоката, то он напрямую зависит от сложности дела уголовного характера, которое утверждается Минюстом России совместно с Минфином России по согласованию с государственными органами, которые в свою очередь наделены специальными полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, и Судебным департаментом при Верховном органе судебной власти Российской Федерации.
Размер какого-либо вознаграждения дополнительного характера выплачиваемого за счет средств палаты адвокатской направленности самому адвокату участвующему в качестве защитника в уголовном судебном производстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или органа судебной власти, и, что не менее важно порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи бесплатно гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливается каждый год советом адвокатской палаты.
В Законе об адвокатской деятельности и, конечно, адвокатуре одной из самых главных целей по созданию палаты адвокатского порядка субъекта Российской Федерации является обеспечение оказания квалифицированной помощи юридического характера ее доступности для населения на всей территории этого субъекта Российской Федерации и организации юридической помощи, которая оказывается гражданам Российской Федерации бесплатно. Практическая реализация данных обязанностей возложена на совет палаты адвокатской направленности субъекта Российской Федерации, который в частности определяет конкретный порядок привлечения адвокатов к оказанию помощи юридического характера за счет государства и осуществляет контроль его исполнения.
Вывод 1
Отсюда можно сделать вывод, что при оказании бесплатной помощи юридической направленности адвокат обязан действовать так же честно, разумно, активно и добросовестно, как, и по соглашению с доверителями.