Информация

Органы управления образованием

Управление образовательными системами педагогика рассматривает в качестве воздействия внешней направленности на управляемую систему с целью обеспечить с ее стороны необходимое поведение.

Управление образовательными системами регулирует Законом «Об образовании» в Российской Федерации, под руководством которого происходит создание определенных органов.

Органы управления образованием, функционирующие на государственном уровне, можно увидеть на рисунке 1.

Органы управления образованием

Рисунок 1. Органы управления сферой образования

Государственные органы менеджмента (управления) образованием формируются с помощью определенного решения органов исполнительной власти. Его согласуют с представительным законодательным органом власти. Создание местных (муниципальных) органов управления образованием регулирует решение местных органов самоуправления.

Деятельность органов управления сконцентрирована на обеспечении Федеральных программ развития, образовательного стандарта и работы системы образования на уровне государства. В компетенцию органов управления обязательно входят несколько мероприятий:

  • формируются и внедряются целевые программы как международного, так и федерального уровня в сфере образования;
  • формируются образовательные стандарты и устанавливается эквивалентность документации;
  • производится государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • устанавливаются правила проведения аттестации педагогических работников в учреждениях образования и требования к образовательному цензу этих педагогов;
  • формируется структура образовательной системы; разрабатывается перечень профессий и специальностей профессионального образования и подготовки;
  • напрямую финансируется со стороны государства работа учреждений образования;
  • контроля исполнения законов страны, образовательных стандартов, финансовой и бюджетной дисциплины, реализации принципов политики страны в образовании (см. рис.2).

Органы управления образованием

Рисунок 2. Принципы политики государства в сфере образования

Закон определяет подконтрольность органам образования подведомственных им образовательных учреждений. При нарушении образовательным учреждением законодательства нашей страны в сфере образования, включая свой устав, государственными органами управления может быть осуществлена остановка с помощью предписания определенной деятельности до момента принятия решения судом.

Регулирование деятельности образовательного учреждения

Органами управления образованием осуществляются процессы выдачи лицензий, аккредитация и аттестация образовательных учреждений (рис. 3).

Органы управления образованием

Рисунок 3. Процессы в работе образовательных учреждений

Право на осуществление образовательной деятельности и льготы в соответствии с законодательством РФ, могут возникнуть у учреждений образования с момента его лицензирования (выдача разрешения или лицензии).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности может быть выдана органом управления образованием государства или органом местного самоуправления, который наделен этими полномочиями. Это происходит на основе заключения экспертных комиссий.

Лицензия на право вести образовательную деятельность религиозных организаций (объединений) выдается по представлению руководства определенной конфессии.

Содержание и предмет экспертизы состоит в определении соответствия между условиями ведения процесса образования и местными требованиями в области строительных правил и норм, нормами санитарии и гигиены, охраны здоровья, степенью оснащенности учебного процесса, образовательным цензом педагогов и укомплектованностью штата.

Предметом экспертизы не считается содержание, организация и методика процесса образования, а лицензия, выдаваемая образовательному учреждению, фиксирует контрольные нормативы, предельную численность контингента обучающихся лиц, сроки действия лицензии.

Контроль соблюдения условий работы образовательного учреждения, вне зависимости от его организационно-правовой формы, должен обеспечиваться государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, который выдает лицензии.

При нарушении данных условий лицензия изымается.

С помощью свидетельства о государственной аккредитации подтверждается государственный статус образовательных учреждений, включая реализуемые образовательные программы, соответствующие содержание и качество подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов государства, а также право выдавать выпускникам документов государственного образца о полученном образовании и право организации на включение в систему централизованного финансирования государства.

Государственную аккредитацию проводят ведомственные и федеральные государственные органы управления образованием, основываясь на заявление образовательного учреждения и заключение его аттестации. Осуществление государственной аккредитации высших учебных заведений происходит с помощью аттестации и в порядке, который установлен Правительством России.

Проведение аттестации учреждений образования осуществляется на основе их заявлений в адрес государственной аттестационной службы, по ее поручению или в соответствии с доверенностью органами государственной власти.

Для этой цели могут быть привлечены ведущие образовательные организации и общественность.

Аттестацию проводят раз в 5 лет, если другое не предусматривает законодательство, при этом все издержки по ее осуществлению ложатся на образовательное учреждение.

Цель и содержание аттестации состоит в установке соответствия между содержанием, уровнем и качеством подготовки учащихся и требованиями государственных образовательных стандартов.

Важнейшее условие аттестации представляет собой положительный результат завершающего этапа аттестации не менее чем половиной выпускников в течение 3 лет последовательно.

Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации может осуществляться в соответствии с результатами аттестации. Учреждение имеет право запросить повторную аттестацию не раньше, чем через год с момента отказа.

Управление образовательной системой

Отличительная особенность системы образования современности состоит в переходе от государственного к смешанному (государственному и общественному) управлению образованием. Сущность подобного управления состоит в объединенных усилиях государства и общества в ходе решения вопросов и проблем образования.

Вместе с государственными могут быть созданы общественные органы по менеджменту системой образования.

Примерами таких органов являются попечительские советы, школьные парламенты, советы учредителей, научно-методические советы, которые включают представителей учительского и ученического коллектив, родителей и общественности.

Замечание 1

Важный признак общественного характера управления помимо формирования коллегиальных систем управления состоит в разгосударствлении (формировании негосударственных учебных заведений) и диверсификации (одновременном развитии соответствующих типов учебных заведений).

Современное состояние управления системой образования характеризуется процессом децентрализации, который заключается в разработке федеральными органами стратегического направления развития, в решении региональными и местными органами конкретных проблем, включая организацию, финансы, работу с персоналом, материальные проблемы. Структура системы государственно-общественного управления образованием в нашей стране состоит из нескольких уровней:

  • федеральный,
  • региональный,
  • местный уровень,
  • уровень отдельного учреждения.

На уровнях регулируются полномочия управляющих органов, распределяется компетенция центральных, региональных и местных органов.

Региональная образовательная система (РОС) представляет собой совокупность образовательных учреждений (ОУ) регионов, то есть субъектов РФ. С их помощью происходит совместная реализация преемственных образовательных программы. Здесь же разрабатываются государственные образовательные стандарты разного уровня и направления.

Образовательные учреждения (ОУ) включают в свой состав учреждения нескольких типов:

  • дошкольное,
  • общеобразовательное,
  • учреждение начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования,
  • организация дополнительного образования взрослых,
  • специальные (коррекционные) организации, осуществляющие дополнительное образование,
  • учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей,
  • прочие организации, которые осуществляют процесс образования.

Конкретное ОУ рассматривается в качестве управляемой системы. Здесь управляющая система состоит из органов управления самого учреждения и всех вышестоящих органов управления (региональных и федеральных органов управления образованием).

Пример 1

Инвариантная структура управляющей системы формируется с помощью следующих уровней: директор (уровень стратегического управления); заместители и другие члены администрации (уровень тактического управления); учителя, классные руководители, воспитатели (уровень оперативного управления); учащиеся (уровень соуправления).

Органы управления образованием в России

Елена Владимировна Михайлова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Стать автором

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Органы управления образования – это система государственных органов, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению полноценного функционирования и развития системы образования в стране.

В России функции по управлению образованием выполняют разнообразные муниципальные и государственные органы. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся:

+ Лес рук Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями! Присоединиться

  1. Правительство России;
  2. центральные (федеральные) органу управления образованием;
  3. федеральные ведомственные органы управления образованием;
  4. государственные органы управления субъектов России.

Согласно ст. 37 Закона РФ «Об образовании» к компетенцию органов по управлению образованием входит:

  • разработка и последующая реализация разнообразных международных и федеральных программ в сфере образования;
  • разработка государственного образовательного стандарта и иных документов об образовании;
  • осуществление государственной аккредитации различного уровня образовательных учреждений;
  • определение порядка проведения аттестации педагогических работников различных образовательных организаций;
  • формирование и развитие эффективной структуры системы образования;
  • разработка разнообразных перечней специальностей профессий, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка и образование педагогических кадров;
  • осуществление финансирования педагогической деятельности образовательных учреждений;
  • осуществление прогнозирования дальнейшего развития системы образовательных учреждений, разработка предложений по их совершенствованию;
  • осуществление контроля по исполнению законодательства РФ в сфере образования.

«Органы управления образованием в России» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Полномочия Правительства РФ и Министерства РФ в области управления образованием

В сфере управления образованием Правительство РФ осуществляет обеспечение единой государственной политики, развитие всех уровней образования и реализацию контроля за доступностью бесплатного образования, гарантированного Конституцией РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере образования состоят:

  • разработка и реализация политики в области образования;
  • осуществление подготовки и доработки разделов ФГОС, различных законопроектов, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования;
  • осуществление лицензирования деятельности образовательных организаций, участие в аттестации и государственной аккредитации;
  • установление логичного порядка по разработке, утверждению и введению разнообразных государственных образовательных стандартов;
  • установление порядка перечня направлений по подготовке специалистов среднего, высшего и послевузовского звена.
Читайте также:  Об утверждении рекомендуемых минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатской палаты Удмуртской Республики

Министерство образования России – это федеральный государственный орган, образованный специально для осуществления управления образованием в России.

Основными задачами Министерства образования в России являются:

  1. Реализация государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение необходимых оптимальных условий для реализации гражданами собственных конституционных прав на получение образования.
  2. Разработка эффективной системы управления по координации различных образовательных организаций и учреждений системы образования.
  3. Разработка федеральных требований, предъявляемых к содержанию образования.
  4. Разработка эффективной системы по оценке деятельности образовательных организаций.
  5. Осуществление совершенствования организационного и экономического механизмов эффективного функционирования системы образования РФ.
  6. Информатизация современной системы образования.
  7. Нормативно-правовое обеспечение регулирования взаимоотношений в сфере образования.
  8. Осуществление организации государственной аттестации педагогических и научных работников.

В соответствии с теми задачами, которые возложены на Министерство Образования РФ, реализует многочисленные функции. Всего в настоящее время на него возложено около 75 функций.

Министерство образования России возглавляет министр, осуществляющий руководство единолично, несет персональную ответственность за деятельность Министерства в рамках, возложенных на него задач и функций.

Задачи и функции Министерство образования России осуществляет при взаимодействии с органами управления образования субъектов РФ и ведомственными государственными органами управления образованием.

Федеральные ведомственные органы управления образованием

К Федеральным ведомственным органам управления образования относятся ведомства и министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, для управления которыми они создают специализированные подразделения в собственной структуре.

К полномочиям федеральных ведомственных органов управления относятся:

  1. Осуществление государственной политики в области образования.
  2. Осуществление разработки и реализации разнообразных и разноплановых региональных программ, направленных на развитие системы образования с учетом этических особенностей региона.
  3. Осуществление разработки и утверждения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  4. Осуществление создания, реорганизации и ликвидации разнообразных подведомственных образовательных организаций.
  5. Осуществление лицензирования образовательных учреждений, за исключением высших образовательных организаций.
  6. Оказание помощи в издании учебной и методической литературы, разработке примерных учебных программ и планов.
  7. Обеспечения контроля в области исполнения государственного образовательного стандарта и соблюдения законодательства РФ в сфере образования.
  8. Организация издания нормативной документации в рамках своей компетенции.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2022

Елена Владимировна Михайлова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Предложить статью
Задать вопрос

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Органы управления образованием Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Решение любого учебного вопроса за 300₽

Задать вопрос  эксперту

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Уровни управления системой образования в Российской Федерации



В статье обозревается управление системой образования Российской Федерации. Цель исследования состояла в определении нормативно-правовых основ управления образованием в Российской Федерации.

В исследовании обозначены три уровня управлением образованием: федеральный, региональный и муниципальный.

Описаны органы исполнительной власти каждого уровня, а также обозначены их функции и полномочия в соответствии с федеральными законами.

Ключевые слова : система образования, управление системой образования, муниципальная система образования, децентрализованная модель управления.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны.

Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования.

Современная система образования в Российской Федерации постоянно совершенствуется путем доработки реформы образования XXI века. Нормативными основами регулирования системы образования являются Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Изменения в мире требуют изменений и в системе образования. Каждый день открываются новые знания, которые необходимы для жизни и науки. В связи с этим процесс реформирования системы образования является непрерывным и постоянно совершенствующимся.

Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [1] одним из приоритетных направлений является совершенствование управления системой образования. Обращаясь к Паспорту подпрограммы [1] можно отметить, что поставленные цели неизбежно влекут за собой изменение функциональных обязанностей сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления.

  • Цель исследования: определить нормативно-правовые основы регулирования и развития системы образования Российской Федерации.
  • Для качественного исследования управления системой образования мы поставили перед собой следующие задачи:
  • – Проанализировать в историческом ключе становление системы образования в Российской Федерации.
  • – Ознакомиться с опытом управления систем образования зарубежных стран.
  • – Определить основные нормативные основы регулирования современной системы образования.
  • – Определить структуру системы образования Российской Федерации, а также органов власти, реализующих управление ей.
  • Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в комплексном анализе исторических источников и анализе нормативно-правовых основ регулирования современной системы образования.
  • Практическая значимость заключается в том, что полученные теоретические выводы могут помочь при дальнейшем реформировании и развитии управления системой образования Российской Федерации.

Объект исследования. Управление системой образования — актуальная проблема социальной сферы, поскольку оно оказывает влияние на эффективность и качество деятельности образовательных учреждений.

Существует множество национальных систем образования и подходов к их управлению, которые складывались на основе особенностей общества. Политические, экономические и культурные традиции общества напрямую влияют на выбор форм и методов управления образованием в стране.

Тем не менее удается выделить две модели: централизованная и децентрализованная. Первая предполагает сосредоточение прав принятия решений и властных полномочий на верхнем уровне управления.

Децентрализованная модель управления образованием предполагает делегирование ряда полномочий и ответственности на нижние уровни управления.

Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование систем с.

Согласно тексту Федерального закона «Об образовании» управление системой образования должно осуществляться на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости и учета общественного мнения [3].

Для достижения целей образования в процесс управления системой образования включено формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Таким образом, можно отметить, что модель управления системой в Российской Федерации децентрализованная [2].

Действительно, управление образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Причем каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего, это значит, что все решения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в сфере образования обязательны для региональных и муниципальных органов.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление образованием, относятся Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещение РФ), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) [3, 4, 5, 6]. Разграничение функций указанных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования можно видеть в таблице 1.

Таблица 1

Функции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования [3, 4, 5, 6, авторство ]

Функции Министерства просвещения РФ Функции Министерства науки и высшего образования РФ Функции Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки
  1. Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в следующих отраслях:
  2. – общее образование,
  3. – среднее профессиональное образование,
  4. – дополнительное профессиональное образование,
  5. – профессиональное обучение,
  6. – воспитание, опека и попечительство несовершеннолетних граждан РФ,
  7. – социальная поддержка и защита обучающихся.
  • Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в следующих отраслях:
  • – высшее образование,
  • – соответствующее дополнительное профессиональное образование,
  • – научная и научно-техническая деятельность,
  • – инновационная деятельность.
  1. – нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности,
  2. – федеральный государственный контроль за соблюдением требований к осуществлению образовательной деятельности,
  3. – защита детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти в сфере образования представляют собой триаду, состоящую из Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ и Рособрнадзора РФ.

Эти органы взаимодействуют между собой и осуществляют управление системой образования на федеральном уровне.

Происходит разделение по уровням образования и функциям: Минпросвещения осуществляет управление дошкольным и школьным образованием, Минобрнауки — высшим образованием и научной деятельностью, Рособрнадзор — исполняет функции надзора и контроля в сфере образования.

На региональном уровне управления образованием государственные органы исполнительной власти представлены министерствами, комитетами, департаментами и пр.

Их основная задача состоит в нормативном правовом регулировании и разработке проектов законов субъекта Российской Федерации, оказание государственных услуг в регионе и координация и контроль деятельности муниципальных органов в сфере образования.

Читайте также:  Логин пароль простая электронная подпись

Подобно разделению управления по уровням образования на федеральном уровне, часто на региональном уровне происходит аналогичное деление.

В Санкт-Петербурге государственными органами исполнительной власти в сфере образования являются Комитет по образованию Санкт-Петербурга [7] и Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга [8].

Контрольно-надзорную функцию (аналогичную Рособрнадзору) выполняет Отдел федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию [7].

Муниципальная система образования включает в себя следующие элементы (рис.1):

Органы управления образованием

Рис. 1. Муниципальная система образования

Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» [9] на муниципальные органы сласти в сфере образования возложены следующие полномочия:

  1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  2. Организация бесплатного дополнительного образования на территории муниципалитета.
  3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
  4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
  5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
  6. Опека и попечительство [9].

На территории муниципальных образований есть образовательные учреждения, которые не находятся в прямом ведении органов местного самоуправления.

К таким учреждениям можно отнести частные образовательные учреждения, кадетские корпуса различных ведомств, общеобразовательные учреждения регионального и федерального подчинения, государственные вузы, образовательные учреждения, состоящие на балансе различных организаций и пр.

Местная администрация в праве лишь сотрудничать с ними, взаимодействовать в общих интересах и интересах муниципального образования.

Таким образом, федеральные органы разрабатывают общие для всей страны стратегические документы, а региональные и муниципальные органы решают конкретные вопросы различной направленности.

Выводы. Нами было проведено исследование управления системой образования Российской Федерации. Под влиянием времени государственная политика в сфере образования терпит изменения. В начале XXI века появились новые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в системе образования, — ФЗ «Об образовании» и ФГОС.

В ФЗ «Об образовании» определена иерархия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении управления системой образованием.

Так федеральными органами исполнительной власти в сфере образования являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Эти органы взаимодействуют между собой и осуществляют управление системой образования на федеральном уровне.

Происходит разделение по уровням образования и функциям: Минпросвещения осуществляет управление дошкольным и школьным образованием, Минобрнауки — высшим образованием и научной деятельностью, Рособрнадзор — исполняет функции надзора и контроля в сфере образования.

Региональными органами исполнительной власти в сфере образования являются различные комитеты и департаменты в зависимости от региона, которые осуществляют те же полномочия, что и федеральные органы, но на подведомственной территории.

Однако образовательным организациям проще контактировать с местной администрацией. В муниципальных образованиях создаются муниципальные органы управления образованием, которые осуществляют управление системой образования на местах.

Литература:

Органы управления образованием

Управление образованием представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленная на повышение эффективности образования.

; процесс, регулирующих достижение целей образовательной политики, включающий в себя анализ и оценку сложившейся образовательной практики, постановку задач управления, планирование деятельности по реализации задач, организация согласованной деятельности субъектов и контроль.

Система государственного управления образованием является двухуровневой и включает в себя Министерство образования и науки РФ и соответствующие органы субъектов РФ (министерства в республиках, управления или главные управления, комитеты, департаменты в краях, областях, автономных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге).

В муниципальных образования специальные органы управления образованием могут создаваться по решению органов местного самоуправления. Все названные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных и муниципальных образовательных учреждений на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

При этом необходимо учитывать, что некоторые образовательные учреждения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти (Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и др.), которые осуществляют необходимые управленческие функции в отношении данных учреждений.

Таким образом, можно выделить три группы органов управления образованием: федеральные; субъектов Федерации и муниципальные. Рассмотрим более подробно их статус и полномочия.

Необходимо при этом исходить из того объема полномочий, который каждому из названных уровней управления предоставлен в соответствии с Законом об образовании.

К компетенции Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием достаточно важные полномочия, в частности: формирование и осуществление федеральной политики в области образования; правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; разработку и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; установление порядка их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся, например, определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений и т. д.

Как отмечалось выше, образование отнесено в совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому при разграничении полномочий между федеральным центром и регионами могли бы возникать определенные проблемы, подобные тем, которые характерны для других сфер совместного ведения.

Зачастую субъекты Федерации превышали свои нормотворческие полномочия, принимали законы и нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству.

Для того, чтобы избежать подобных ситуаций в такой важной для всех граждан сфере общественной жизни, как образование, в Законе об образовании компетенция федеральных и региональных органов управления сформулирована исчерпывающим образом и может быть изменена только законом.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования.

Министерство возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр осуществляет руководство министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

В субъектах РФ создаются органы управления образованием, имеющие различные наименования, но примерно одинаковый объем полномочий. Органы отраслевой компетенции, наделенные управленческими полномочиями в области образования, Закон об образовании называет ведомственными государственными органами управления образованием.

В структуре местной администрации также существуют органы, ведающие образованием (управления и отделы образования). Исполнительный орган местного самоуправления в сфере образования управляет муниципальными образовательными учреждениями, формирует аттестационные и экспертные комиссии и т. д.

В некоторых субъектах Федерации создаются паритетные, государственно-общественные структуры, призванные объединять усилия органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных объединений в сфере развития образования и науки. Так, в Свердловской области создан Координационный совет по проблемам образования при Правительстве области.

Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 254; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Государственные органы управления образованием

База знаний » Педагогика

Выделяют следующие государственные органы управления образованием:

  • Министерство образования;
  • отраслевые министерства и ведомства, имеющие учебно-воспитательные учреждения;
  • местные органы власти и управления, их соответствующие структурные подразделения.

Министерство образования является центральным органом государственного управления образованием. Центральный орган государственного управления образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими учебно-воспитательные учреждения:

  • принимает участие в разработке и претворении в жизнь государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, определении перспектив и направлений развития государственной системы образования, требований к его содержанию, уровню и объему; 
  • осуществляет координационные, научно-методические, контрольные функции и государственное инспектирование; 
  • обеспечивает связь с другими государствами, организует внедрение в практику достижений науки и мирового опыта;
  • совместно с общественными организациями осуществляет аккредитацию учебно-воспитательных учреждений, выдает им лицензии, сертификаты, разрабатывает условия приема в государственные учебные заведения.

Местные органы власти и управления осуществляют государственную политику в области образования в пределах их компетенции. К их компетенции относятся:

  • установление нормативов бюджетного финансирования; развитие сети учебно-воспитательных учреждений;
  • социальная защита работников образования и обучающихся, воспитанников;
  • создание надлежащих условий по месту жительства для воспитания молодежи, развития способностей, удовлетворения интересов; организация профессиональной ориентации;
  • выдача сертификатов и лицензий на открытие учебно-воспитательных учреждений местного значения, основанных на разных формах собственности, и др.

Для управления образованием могут создаваться соответствующие структурные подразделения местных органов власти и управления, деятельность которых заключается в следующем:

  • организация учебно-методического обеспечения учебно-воспитательных учреждений, совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовка;
  • координация действий педагогических, производственных коллективов, семьи, общественности по вопросам обучения и воспитания;
  • определение потребностей и формирование государственного заказа на педагогические кадры, заключение договоров на их подготовку;
  • контроль за соблюдением требований к уровню образования, профессиональной подготовки работников, к аттестации учебно-воспитательных учреждений местного значения и др.
Читайте также:  Физическое лицо уступило права требования юридическому лицу

Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации

В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).

1991—1996 годы

Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)

Основная статья: Министерство образования Российской Федерации

  • 14 июля 1990 года образовано как Министерство образования Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [1].
  • 10 ноября 1991 года — преобразовано, включив в себя кроме Министерства образования РСФСР также Государственный комитет РСФСР по молодежной политике и Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (в части высшей школы) [2].
  • 28 ноября 1991 года вопросы высшей школы переданы в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР [3].
  • 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство образования Российской Федерации в связи с изменением наименования государства [4].
  • 14 августа 1996 года упразднено с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ [5].

Основным содержанием работы министерства в этот период было проведение школьной реформы, направленной на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования.

В 1992 году на основании разработанного в министерстве проекта был принят закон «Об образовании», ключевой в данной области. Начат процесс создания частных учебных заведений.

Академия педагогических наук СССР преобразована в Российскую академию образования.

Министры образования РФ:

Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)

Основная статья: Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации

  • 11 ноября 1991 года образовано как Министерство науки и технической политики РСФСР на базе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (в части науки) и Государственного комитета СССР по науке и технологиям [6] (в дальнейшем в состав министерства был включен еще ряд бывших ведомств СССР).
  • 28 ноября 1991 года в связи с передачей вопросов высшей школы из Министерства образования РСФСР преобразовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР  [3].
  • 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в связи с изменением наименования государства [4]
  • 25 февраля 1993 года преобразовано в Министерство науки и технической политики РФ, утратив функции управления высшим и послевузовским образованием, перешедшие ко вновь образованному Госкомвузу РФ [7].

Министр науки, высшей школы и технической политики РФ:

  1. Салтыков, Борис Георгиевич (11 ноября 1991 — 14 августа 1996)

Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)

Основная статья: Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации

  • 25 февраля 1993 года образован путем выделения из состава Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ [7].
  • 14 августа 1996 года упразднен с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ [5].

Председатель Госкомвуза РФ:

  1. Кинелёв, Владимир Георгиевич (21 апреля 1993 — 14 августа 1996).

1996—2004 годы

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)

Основная статья: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Министры общего и профессионального образования РФ:

Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)

Основная статья: Министерство образования Российской Федерации

  • 25 мая 1999 года образовано на базе Министерства общего и профессионального образования РФ [9].
  • 17 мая 2000 года министерству переданы функции упраздненного Государственного комитета РФ по молодежной политике [10].
  • 9 марта 2004 года упразднено с передачей функций вновь образованному Министерству образования и науки РФ [11].

Министр образования РФ:

  1. Филиппов, Владимир Михайлович (25 мая 1999 — 9 марта 2004).

После 2004 года

Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)

Основная статья: Министерство образования и науки Российской Федерации

Минобрнауки РФ унаследовало все функции Минобразования РФ, частично (в области науки) — Минпромнауки РФ и включило в свой состав реорганизованный Роспатент, сосредоточив, таким образом, в своих руках функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности.

В подчинении министерства с 2004 года находились два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (упразденено в 2010 году) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) (упразденно в 2010 году), и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (выведена из подчинения министерству в 2011 году) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Из них непосредственно проблемами образования занимались Рособразование и Рособрназдор. В настоящее время в структуре Минобрнауки осталась только одна федеральная служба — Рособрандзор.

Министр образования и науки РФ:

Федеральное агентство по образованию

  • Основная статья: Федеральное агентство по образованию
  • Осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
  • Руководители Рособразования:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Основная статья: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

  • Образована 9 марта 2004 года как подведомственная Минобранауки РФ [11].

Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений; подтверждение и нострификацию документов об образовании.

Руководители Рособрнадзора:

Сноски

  1. Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-1 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1990. № 7. Ст. 100.
  2. Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 № 186 «О Министерстве образования РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1573.
  3. 1 2 Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 48 (28 ноября). Ст. 1696.
  4. 1 2 Закон РСФСР от 25 декабря 1991 № 2094-1 «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1992. № 2 (9 января). Ст. 62.
  5. 1 2 3 Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. № 155 (15 августа).
  6. Указ Президента РСФСР от 11 ноября 1991 № 186 «О Министерстве науки и технической политики РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1579.
  7. 1 2 Закон РФ № 4547-1 «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» // Российская газета. 1993. № 45 (6 марта).
  8. Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1998. № 87 (7 мая).
  9. 1 2 Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1999. № 102 (29 мая).
  10. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2000. № 97 (20 мая).
  11. 1 2 3 4 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. № 50 (12 марта).
  12. Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 5127 (10 марта). [1]