Поставка электрической энергии 223 фз
Закупка у единственного поставщика — часто используемая мера, когда возникает необходимость приобрести те или иные товары, услуги либо работы. И это не удивительно, ведь с помощью такой закупки можно быстро и эффективно приобрести требуемую продукцию.
Программа Корпос: Управление закупками позволит автоматизировать подготовку документов по закупкам.
Если в вашем положении о закупках указаны причины покоторым возможно заключения договора с единственным поставщиком пограмма Корпос позволит проконтролировать и собрать статистику по всем закупками с уазанием причины.
Осуществление закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ
Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ
Согласно положениям 44-ФЗ, под закупкой у единственного поставщика подразумевают особый метод, в результате применения которого контракт заключают с определенным физ или юр лицом без проведения процедуры по выбору наиболее подходящего контрагента.
Стоит уточнить, что рассматриваемая процедура считается правом, но никак не обязанностью заказчика. Правда 44-ФЗ и тут делают оговорку. Так, из этого правила исключением будет осуществление закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах.
Не каждую закупку можно провести таким образом. Для проведения закупок у единственного поставщика подойдут следующие обстоятельства:
- приобретение требуемой продукции у лиц, признанные естественными монополиями;
- осуществление закупки по приказу или распоряжению Президента либо Правительства (тогда они сами назначают, кто будет нужным поставщиком);
- реализация работ, связанная с мобилизационной подготовкой;
- при закупках, общая стоимость которых не превышает 600 000 руб.;
- приобретение необходимой продукции государственными либо коммунальными учреждениями культуры, при условии, что целью их функционирования является поддержка, популяризация и эксплуатация объектов культурного наследия;
- при проведении закупки иными государственными или коммунальными организациями культурной или спортивно-физкультурной направленности, если сумма заключаемого договора не превышает 600 000 руб.;
- предоставление услуг по водоснабжению, теплоснабжению, водоотведению, газоснабжению, подключению к соответствующим инженерно-техническим сетям;
- закупки услуг, заключающихся в сохранении и перевозке психотропных, наркотических веществ;
- приобретение продукции, связанной с ликвидацией неблагоприятных последствий аварий, чрезвычайных ситуаций, а также для оказания неотложной медицинской помощи;
- случаи, когда конкурсные торги по тем или иным причинам признаны несостоявшимися.
Закон 44-ФЗ с 01.04.2021 года ввел новое понятие, как малые электронные закупки. Они представляют собой разновидность закупки у единственного поставщика.
Для их проведения используют те же площадки, что и для любой другой электронной закупки. Вот только подходят они исключительно для приобретения товаров.
При этом минимальная цена контракта законодательными нормами не регламентирована, а предельная стоимость продукции на таких закупках не может превышать 3 млн руб.
Алгоритм проведения закупок у единственных поставщиков
Всю процедуру можно разделить на несколько последовательных этапов:
Алгоритм проведения закупок у единственных поставщиков
- Размещение предложения на электронной площадке. По 44-ФЗ в таком предложении указывается сразу название требуемого товара, его характеристики, количество и прочие выдвигаемые требования.
- Заказчик формирует в электронной системе извещение, которое должно содержать данные, предусмотренные 44-ФЗ. Среди них: название продукции, адрес площадки, предъявляемые к участникам требования и т.д.
- По прошествии часа с того момента, как извещение было опубликовано, оператор отбирает все заявки, которые отвечают его требованиям. Их не должно быть больше 5.
- Каждая заявка получает свой номер, в зависимости от предложенной цены. Все номера присваиваются по возрастанию. Если же присутствует несколько одинаковых ценовых предложений, то сначала номер дается тому участнику, который первым подал заявку. Такие обязанности ложатся на плечи оператора.
- Оператор передает все полученные и пронумерованные заявки заказчику.
- У заказчика есть один день, чтобы рассмотреть все предложенные заявки и вынести по ним свое решение.
- После всего заказчик должен оформить протокол итогов, который размещается в открытом доступе на электронной площадке.
- Завершается весь процесс процедурой заключения контракта согласно положениям 44-ФЗ.
Так, по 44-ФЗ контракт должен соответствовать следующим требованиям:
- содержать в себе обоснование цены;
- быть опубликованным на электронной площадке в предусмотренные законом сроки (не позднее 3 часов с момента обнародования протокола);
- на протяжении 5 рабочих дней информация о контракте должна быть внесена в реестр контрактов;
- если контракт заключили по результатам проведения малой электронной закупки, формировать и размещать в системе протокол разногласий не нужно.
Требования к контракту
Особенности закупки у единственного поставщика при несостоявшихся торгах
В данном случае, приобретение того или иного продукта у единственного поставщика станет уже не правом, а обязанностью заказчика. Так, согласно нормативам, если для участия в торгах была подана всего одна заявка либо только одна заявка соответствует выдвигаемым заказчиком требованиям, такие торги признаются несостоявшимися.
При таких обстоятельствах заказчик обязан воспользоваться закупкой у единственного поставщика. Происходит она по согласованию с контрольным органом. Согласие последнего необходимо получить в обязательном порядке, когда максимальная цена контракта превышает предельные размеры, установленные правительством.
Речь идет о следующих суммах:
- 500 млн руб. при закупках продукции для федеральных нужд;
- 250 млн руб. при закупках для нужд страны и муниципальных нужд;
- 1 тыс. руб. при запросе предложений (в том числе и в электронной форме) или при закрытых процедурах определения поставщиков.
Предельные суммы закупок у единственного поставщика
В Правительстве разъяснили, что каждый участник в таком случае должен самостоятельно согласовать вопросы заключения контракта. С этой целью следует обратиться с соответствующим обращением в контрольный орган в строго оговоренные сроки, а именно не позднее чем через 5 дней после размещения в электронной системе протокола, в котором содержатся сведения о признании торгов несостоявшимися.
Учтите, что при этом потребуется вносить изменения в существующий план-график. А при отсутствии оснований на закупку такого типа контролирующий орган может дать отказ. Такое возможно в следующих случаях:
- способ по закупкам определен некорректно;
- закрытая процедура проведена без согласования с контролирующим органом;
- описание объекта торгов умышленно ограничивает количество их участников;
- требования к участникам установлены с нарушением положений законодательства;
- нарушены установленные нормативами сроки;
- заявка участника отклонена неправомерно;
- какому-либо участнику без веских на то причин отказано в участии в торгах;
- заявка участника не соответствует требованиям;
- на участие в торгах подал заявку всего один участник, который не соответствует выдвигаемым требованиям.
Проведение неконкурентной закупки по 223-ФЗ
Проведение неконкурентной закупки по 223-ФЗ
ФЗ № 223 предусматривает возможность проведения не только конкурентных, но и неконкурентных закупок. Осуществление такой закупки может иметь место при несоответствии следующим требованиям:
- Информацию о закупках заказчик сообщает посредством размещения в электронной системе извещения о проведении закупки (если извещение доступно неограниченному кругу участников) либо через рассылку приглашения для принятия участия в закрытых закупках.
- Обеспечивается конкуренция всем участникам.
- Описание предмета по закупкам соответствует требованиям ст. 3 223-ФЗ.
При этом по закону № 223 под единственным поставщиком также понимают контрагента, с которым контракт заключается без проведения конкурсных процедур и приема заявок на участие от всех желающих.
В отличие от предыдущего норматива, закон № 223 не предусматривает четкого алгоритма проведения неконкурентной закупки. Это дает определенную свободу действия заказчикам, ведь они наделяются правом самостоятельно прописывать правила при закупках у единственного поставщика.
Однако 223-ФЗ предусматривает некоторые особенности, связанные с приобретением товаров, работ или услуг подобным образом. Поэтому перед организацией такого мероприятия настоятельно рекомендует внимательно ознакомиться с данным нормативом.
Способы провести закупки с единственным поставщиком
Способы провести закупки с единственным поставщиком
При закупках у единственного поставщика по закону № 223 приобрести необходимый продукт можно несколькими способами:
- Поставщик по собственной инициативе направляет потенциальному заказчику свое коммерческое предложение.
- Запрос поставщику направляет непосредственно организатор закупки, выражая заинтересованность в заключении контракта.
Прежде, чем организовывать закупку у единственного поставщика, заказчику необходимо:
- провести оценку финансовых возможностей предприятия;
- изучить рынок на предмет нужных ему товаров или услуг;
- проанализировать альтернативные предложения поставщиков;
- провести параллель между собственными нуждами и имеющимися на рынке предложениями от поставщиков.
Осуществление закупки с единственным поставщиком: преимущества процедуры
Взвесив все плюсы и минусы, при заключении контракта с единственным поставщиком можно ощутить ряд неоспоримых преимуществ:
Как стать единственным поставщиком
- поставщик гарантированно получит контракт;
- заказчик получает возможность наладить сотрудничество с надежным и проверенным поставщиком;
- вероятность возникновения риска нарушения условий контракта сводится практически к нулю;
- для проведения закупки у единственного поставщика не требуется много времени, а также специфических знаний, умений и, что немаловажно, ресурсов.
Таким образом, контракт с единственным поставщиком — очень удобная и оперативная процедура для всех участников процесса. Однако стоит иметь дело только с добросовестными поставщиками, которые не будут использовать слабые стороны сотрудничества с единственным поставщиком, среди которых минимальное снижение цены контракта из-за отсутствия конкуренции.
Как стать единственным поставщиком?
По понятным причинам многим бы хотелось принимать участие в закупках у единственного поставщика. Однако универсального правила, как это сделать, не существует. Существенно повысит ваши шансы если вы добросовестно будете выполнять каждый свой контракт, зарабатывая достойную деловую репутацию, а также если предлагаемый вами продукт будет уникальным на рынке.
Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий | Контур.Закупки
Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей. С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен.
И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для закупки электричества, услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания.
А малые закупки оставить на всякий случай — вдруг возникнут какие-то срочные потребности?
Основания для закупки коммунальных услуг
Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.
В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.
2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.
Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ) |
1. Услуги связи. Пункт 1 части 1 |
2. Вода, отопление, газоснабжение, бытовые отходы. Пункт 8 части 1 |
3. Электричество. Пункт 29 части 1 |
Например, заказчик планирует заключить с поставщиком услуг по водоснабжению контракт, цена которого меньше 100 000 рублей. Можно использовать для этого общее основание в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93. А можно воспользоваться нормами пункта 8. Оба подхода законны.
Однако если заказчик пойдет по первому пути, это увеличит его шансы к концу года исчерпать лимит малых закупок. И тогда вместо заключения прямого контракта на какие-нибудь канцелярские принадлежности придется проводить конкурентную процедуру.
Перед применением специальных оснований следует ознакомиться с законом № 147-ФЗ, а именно с пунктом 1 статьи 4. В нем описана сфера деятельности субъектов естественных монополий.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Особенности закупки разных коммунальных услуг
Водо- и газоснабжение
Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1.
А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором.
Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.
Энергоснабжение
Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29. Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:
Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы
Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным. Это подтверждается практикой контролирующих органов.
Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.
Связь
Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.
Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).
Планирование закупки коммунальных услуг
Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода — использовать следует именно его.
При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке — их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73).
Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается закупка у единственного поставщика.
Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:
- Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
- постановление от 05.06.2015 № 552 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 553 — план-график.
- Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
- постановление от 21.11.2013 № 1043 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 554 — план-график.
Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:
Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями
Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод». А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.
В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.
Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.
Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически — данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.
Содержание контракта
Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:
- Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
- Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
- Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
- Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
- Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).
Если предусмотрен аванс
Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты.
Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте.
Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.
Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?
Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом — в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая ретроактивная оговорка.
В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо. И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).
Когда контракт заключен
После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема, а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.
Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:
Отказ в регистрации контракта с указанием причин
А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:
Отказ по причине неуказания аванса
Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:
Условие об авансе прописывается в % и в рублях
Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.
В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения, если они имеются. Иначе можно получить штраф.
Исполнение контракта
После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.
Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте. Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.
Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.
Нужно ли отчитываться по этапам контракта?
Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта.
Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей, а также при закупке работа по строительству. Изменения внесены законом от 31.12.
2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.
Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018, в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года, то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты, то делать этого не нужно.
Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.
Если план расходится с фактическими затратами
Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано.
При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления. Изменение следует отразить в плановых документах.
В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.
Закупка энергоносителей по 223-ФЗ: что это, нужно ли оформлять извещение и отражать сведения в ЕИС? Образец договора
В 2017 году в законодательство о закупках отдельными юридическими лицами 223-ФЗ были внесены изменения через принятие №505-ФЗ «О внесении изменений…». В числе прочих изменений серьезным коррективам подверглась процедура заключения договоров электроэнергетики.
Процедура закупки энергоносителей
Под энергоснабжением понимается реализация организационных, экономических и технических мер, которые направлены на уменьшение объема энергоресурсов при одновременном сохранении эффекта от их использования. Это определение приведено в ФЗ-261 «Об энергосбережении…».
В соответствии с принятым ФЗ-505 «О внесении изменений…» в 223-ФЗ была внесена норма, которая выводит из-под сферы регулирования 223-ФЗ обязательные для субъектов оптового рынка электроэнергии договоры об энергоснабжении и все отношения, связанные с их заключением и исполнением.
Прошлая редакция п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ регулировала вопросы подписания такого рода договоров. До введения изменений заказчики по 223-ФЗ должны были определиться со способами закупки электроэнергии и прописать их в Положении о закупках. Например, указать, что такие закупки проводятся неконкурентным способом у единственного поставщика.
Ранее заказчикам было нецелесообразно приобретать электроэнергию через конкурентные способы закупки и они предпочитали заключать договоры с единственным поставщиком. Но такая форма закупки должна была быть указана в Положении. Если заказчик указал там любую конкурентную форму (например, конкурс), то ему следовало применять исключительно его.
Согласно обновленной редакции п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ, действие закона не распространяется на отношения, которые связаны с заключением и исполнением договоров, обязательных для рынка электроэнергии.
Указанная правовая норма не содержит детализации по вопросу того, какие именно участники рынка электроэнергии имеются в виду: оптового или розничного. Поэтому подразумевается, что исключение распространяется на участников розничного рынка, к которым относятся все потребители электроэнергии.
По новым правилам заказчики должны руководствоваться ФЗ-35 «Об электроэнергетике», который содержит правовые основы работы оптовых и розничных рынков. Также им следует учитывать 6 параграф «Энергоснабжение» Гражданского кодекса.
В ч. 1 ст. 37 35-ФЗ перечислены субъекты розничного рынка энергоснабжения. Это:
- Потребители электроэнергии (в данном случае это заказчики, которые работают по 223-ФЗ).
- Поставщики электроэнергии (энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики, производители электроэнергии по ст. 35 35-ФЗ).
- Территориальные организации, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии.
- Субъекты оперативно-диспетчерского управления.
Согласно п. 32 Положения Правительства от 2012 года №442, гарантирующий поставщик реализует электроэнергию на территории своей зоны деятельности в рамках публичных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи.
Гарантирующий поставщик обязан заключить договор поставки с любым обратившимся к нему потребителем.
Таким образом, с конца 2017 года договоры энергоснабжения и поставки электроэнергии, подписываемые с гарантирующими поставщиками, выведены из действия 223-ФЗ. Поэтому у заказчиков теперь не возникает вопросов, какую процедуру они могут выбрать для закупки электроэнергии: конкурентную или закупку у единственного поставщика.
Теперь они работают по общим правилам гражданского права и вправе заключать прямые договоры с поставщиками, исключая торги.
Как заключить договор энергоснабжения
Договор энергоснабжения не имеет установленной формы, а его условия определяются по усмотрению сторон. Главное, чтобы он содержал все существенные условия. Законодательство не содержит единой позиции относительно того, что можно считать существенными условиями. Согласно гражданскому законодательству, одним из существенных условий является предмет договора.
Понятие предмета договора содержится в Гражданском кодексе. Согласно ст. 539 Гражданского кодекса, энергоснабжающая организация, которая подписала договор с потребителем, предполагает передачу ему энергии, а в обязанности покупателя входит оплата принятого объема энергоносителя, соблюдение режима ее потребления и обеспечение безопасности энергосетей.
- Некоторые специалисты относят к существенным условиям цену договора, количество и качество поставленной энергии, режим ее потребления, обеспечение безопасной эксплуатации.
- В сложившейся судебной практике преобладает мнение, что договор энергоснабжения выступает разновидностью договора купли-продажи и его существенными условиями является наименование товара и его количество.
- Согласно ст.19 закона «Об энергоснабжении…», в таком договоре должны быть указаны:
- сведения о размерах экономии, которые должны быть обеспечена исполнителем при реализации госконтракта;
- о сроках действия энергосервисного договора;
- иные условия.
Стороны вправе подписать только рамочный договор или договор с открытыми условиями. В таком договоре может быть не указана цена, а поставщику будут оплачиваться его услуги по выставленным им счетам в пользу заказчика.
В целом подписание контракта на поставку электроэнергии производится по общему алгоритму:
- Поставщик направляет в адрес заказчика образец договора.
- Тот в установленные сроки знакомится с договором и подписывает его либо передает поставщику электроэнергии протокол разногласий.
- Договор подписывается поставщиком электроэнергии.
- После того как договор был подписан обеими сторонами, он приобретает юридическую силу.
Договор надо составить в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Документ не подлежит регистрации в контролирующих инстанциях.
Размещение сведений в ЕИС
Информация о договорах энергоснабжения с конца 2017 года не передается в ЕИС. Такие закупки не включаются в закупочные планы заказчиков на следующий год и в план по закупкам инновационной продукции на долгосрочный период.
План-график по 223-ФЗ не составляется. По ним не нужно размещать извещения, так как торги не предполагаются. Соответственно, по таким договорам не готовится отчетность об их исполнении, расторжении, пролонгации и пр., а результаты не перенаправляются в реестр договоров по 223-ФЗ.
Таким образом, закупки в сфере энергоснабжения по новым правилам теперь не регулируются нормами 223-ФЗ. Они производятся в общем порядке, который предусмотрен гражданско-правовым законодательством.
Сведения о закупках электроэнергии не передаются в ЕИС, по ним не нужно проводить закупочных процедур конкурентным и неконкурентным способом.
По таким договорам нет необходимости составлять отчеты и передавать их в реестры договоров.
https://www.youtube.com/watch?v=3g0qFvWQjf8
Закупка энергоносителей по 223-ФЗ: отражение в ЕИС, порядок заключения договора и типовой образец
В 2017 году на основании Федерального закона №505-ФЗ от 31 декабря (вступил в силу в части изменения порядка закупки энергоносителей 1 июля 2018 года) в Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» были внесены изменения, в соответствии с которыми все закупки, которые касаются приобретения различных энергоносителей государственными и муниципальными заказчиками, а также приравненными к ним различными компаниями, должны осуществляться только по принципам действующего гражданского права с использованием гражданско-правового законодательства.
В связи с вышеуказанными изменениями с 2018 года не происходит проведение торгов в понятии действующего закупочного законодательства для приобретения различных видов энергоносителей по принципам такого законодательства, в частности, по принципам Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что повлекло и другие изменения для заказчиков, работающих по этому законодательству, а именно:
- сведения о проводимых закупках энергоносителей не должны включаться в план-график, так как они будут приобретаться по другим нормам права;
- в силу того, что по таким закупкам не проводятся торги, в Единой информационной системе в сфере закупок не размещаются извещения о проведении таких мероприятий по приобретению энергоносителей;
- по заключенным договорам нет необходимости готовить отчетность также по причине того, что закупка осуществляется в рамках гражданского права;
- сведения о ведении того или иного договора не вносятся в реестр контрактов и договоров, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок, который оформляется по 223-ФЗ.
Кроме того, для закупок энергоносителей, проводимых заказчиками, работающими на основании Федерального закона №223-ФЗ, действует правило о невключении их в планы закупок инновационной продукции на плановый и последующие годы.
Варианты закупочных процедур
2017 год стал годом изменений для заказчиков, работающих в рамках Федерального закона №223-ФЗ в части закупки энергоносителей не только тем, что изменилась нормативная база таких закупок, и не только исключением необходимости отражать сведения о таких закупках в Единой информационной системе, но также и в части собственно осуществления закупок. Все указанные изменения были внесены Федеральным законом №505-ФЗ от 31 декабря 2017 года со вступлением в силу (за исключением отдельных частей) 1 июля 2018 года.
Так, в частности, до внесения рассматриваемых изменений в процедуру закупки энергоносителей они приобретались государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним лицами на основании неконкурентного способа определения поставщика.
Однако, чтобы такое право заказчик мог использовать для проведения своих закупочных мероприятий (например, если речь шла о закупке у единственного поставщика), такое право необходимо было закрепить с юридической точки зрения, что возможно было сделать только на основании фиксации такого способа закупки в специально издаваемом Положении о закупочной деятельности в организации. Нередко заказчики шли на прямое указание в тексте своего внутреннего регламентирующего документа того, что приобретение энергоносителей возможно только посредством закупки у единственного поставщика. Это связано с тем, что такой вариант был наиболее удобным в силу того, что сами государственные заказчики, работающие по Федеральному закону №223-ФЗ, являются оптовыми покупателями энергии, и им проще работать с едиными гарантирующими поставщиками.
Использование конкурентной закупки для приобретения различных видов энергоносителей для заказчиков, работающих по указанному выше федеральному нормативному акту, было возможно только в том случае, если у него был выбор между различными гарантирующими поставщиками, что, соответственно, могло позволить сэкономить имеющиеся бюджетные средства или те денежные ресурсы, которые были получены от собственной деятельности. Возможность такого выбора ограничена техническими особенностями систем поставки различных энергоносителей, что также большей частью ограничивает для заказчика возможность выбора конкурентной или неконкурентной процедуры приобретения данного вида товара (в данном случае энергоноситель – это товар, который приобретается заказчиком для удовлетворения собственных нужд в части его функционирования).
После того как был изменен пункт 8 части 4 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие данного федерального нормативного акта перестало распространяться на заключение договоров поставки энергоносителей в различных их формах.
С 1 июля 2018 года все такие закупочные мероприятия должны проводиться строго в соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также с Параграфом 6 Гражданского кодекса Российской Федерации «Энергоснабжение». В соответствии с ними заказчики относятся к потребителям энергии и имеют право заключать прямые договоры с гарантирующими поставщиками.
Договор поставки энергии в различных видах энергоносителей должен быть заключен гарантирующим поставщиком в том случае, если обратившийся к нему потребитель (в данном случае заказчик, работающий по Федеральному закону №223-ФЗ) относится к его территориальной сфере влияния.
Таким образом, в настоящее время закупки проводятся на основании прямых договоров, однако, их можно продолжать именовать закупками у единственного поставщика, так как конкурентный вариант в данном случае становится неуместным.
Правила составления договора для приобретения энергоносителей
В Федеральном законе №223-ФЗ не содержится сведений о том, в каком виде заказчик и потенциальный исполнитель по контракту или договору должны подписывать такое соглашение. Правила составления, а также список ключевых положений относятся к ведению Положения о закупках, принимаемого самим заказчиком для исполнения требований действующего закупочного законодательства.
На сегодняшний день не регулируется и содержание, а также форма договора или контракта, который подписывается между заказчиком и гарантирующим поставщиком при приобретении энергоносителей в различных их видах. В силу этого формирование текста такого договора может осуществляться только на основании положений действующего гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с действующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона №35 «Об электроэнергетике» договор поставки энергоносителей может быть только рамочным (так как его конечная стоимость неизвестна, и всю израсходованную энергию заказчик оплачивает на основании специально сформированных гарантирующим поставщиком счетов), однако, в него должны быть включены следующие существенные условия:
- предмет договора. Как правило, в качестве предмета указывается, о закупке каких видов энергоносителей идет речь;
- стороны договора, а также их права и обязанности;
- срок действия договора.
Конечная цена договора не указывается, однако, гарантирующий поставщик может указать стоимость одной единицы измерения поставляемого товара (например, стоимость 1 Квт/ч).
В случае изменения данного показателя (например, по причине внесения изменения в регламентирующие определение его стоимости нормативные акты федерального или регионального значения) стоимость такой единицы будет изменена в договоре путем составления дополнительного соглашения.
Также в тексте договора может быть указан ориентировочный объем потребления, который заказчик планирует приобрести и израсходовать. Однако принимать его в расчет можно будет только в том случае, если при подведении итогов об исполнении контракта или договора данный показатель полностью совпадет с фактическим объемом потребления.
Дополнительно в тексте договора или контракта может быть указано, какой объем услуг, кроме поставки энергоносителей, может оказать гарантирующий поставщик (например, устранение аварий при наличии у него таких возможностей). В этом случае также возможно указать стоимость одной единицы измерения без указания общей цены данной части контракта. Образец договора на закупку энергоносителей можно посмотреть здесь.
Порядок подписания договора на поставку энергоносителей несколько отличается от стандартного алгоритма, в котором заказчик будет направлять проект на подписание исполнителю.
Это связано с тем, что у гарантирующего поставщика имеется свой шаблон договора или контракта, составленного с учетом и требований закупочного законодательства (например, Федерального закона №44-ФЗ), и законодательства о поставке энергоносителей.
В связи с этим именно сам гарантирующий поставщик направляет заказчику проект договора.
Если заказчика устраивают все те условия, которые в таком договоре зафиксированы, он передает его на подписание обратно поставщику. Если же возникают какие-то спорные моменты, заказчик обязан составить протокол разногласий, в котором будут не только указаны спорные моменты, но также и подготовлено их обоснование.
Если поставщик принимает такие условия, в текст договора вносятся изменения, и производится повторное направление заказчику на подписание. В том же случае, если поставщик не принимает условия заказчика и не изменяет те пункты, на которые в протоколе разногласий указал заказчик, он направляет возражения, и работа повторяется снова.
После того как все споры улажены, происходит подписание текста соглашения, после чего оно считается вступившим в силу. Дата вступления такого договора в силу может быть определена, как дата подписания или как иная дата (например, договор был подписан 1 декабря 2019 года, а поставка энергии по нему и оплата началась с 15 ноября.
В этом случае в тексте договора указывается, что он имеет обратную силу и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года). Такое разночтение дат не приветствуется в судебной практике, но встречается достаточно часто среди контрактов, заключаемых госзаказчиками из-за особенностей их финансирования.
Закупка коммунальных услуг: изменения-2020
Из этой статьи вы узнаете:
- Что относится к коммунальным услугам
- Каковы основания для закупки коммунальных услуг
- Об изменениях в закупках коммунальных услуг в 2020 году
- Об определении цены закупки коммунальных услуг
- Алгоритм закупки коммунальных услуг у единственного поставщика
- План-график закупок коммунальных услуг
Закупкой коммунальных услуг занимается любой заказчик федерального или муниципального уровня. Однако данная процедура до сих пор вызывает множество вопросов, и заказчики часто допускают ошибки.
Для начала необходимо разобраться, что включает в себя понятия «коммунальные услуги» и на каких основаниях они закупаются. Стоит ли все подобные операции втискивать в закупки до 100 000 рублей или есть более удобные и правильные способы? Об этом в нашем материале.
Что относится к коммунальным услугам
Исполнители предоставляют коммунальные ресурсы, а заказчики осуществляют закупку коммунальных услуг.
Чтобы понимать разницу между коммунальными ресурсами и услугами, рассмотрим несколько примеров:
Коммунальные ресурсы | Коммунальные услуги |
Холодная вода | Холодное водоснабжение |
Горячая вода, горячая вода в открытых системах теплоснабжения | Горячее водоснабжение |
Электроэнергия | Электроснабжение |
Газ, в том числе в баллонах | Газоснабжение |
Тепло, твердое топливо (к примеру, уголь) | Отопление |
Сточные воды централизованных сетей инженерно-технического обеспечения | Водоотведение |
Обращение с твердыми коммунальными отходами | Сбор, перевозка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов |
Полный перечень коммунальных ресурсов и услуг содержится в п. 2, 4 указанных выше Правил № 354.
Основания для закупки коммунальных услуг
Рекомендуется осуществлять закупку электричества, услуг по водоснабжению, отоплению, опираясь на специальные основания. А малые закупки приберечь на случай возникновения непредвиденных потребностей.