Информация

Правила коммерческого учета электроэнергии

Приборы учета — совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно — измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Счетчик электрической энергии — электроизмерительный прибор, предназначенный для учета потребленной электроэнергии, переменного или постоянного тока. Единицей измерения является кВт*ч или А*ч.

Расчетный счетчик электрической энергии — счетчик электрической энергии, предназначенный для коммерческих расчетов между субъектами рынка.

Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) сетевой организации и потребителя.

В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.

Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С.

Не разрешается устанавливать счетчики в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.

При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С.

Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.

), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата.

Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).

Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

Требования к расчетным счетчикам электрической энергии

Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу сетевой организации.

На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках — с давностью не более 2 лет.

Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора.

В соответствии с разделом «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.

2012 № 442, требования к контрольным и расчетным приборам учета электроэнергии, в зависимости от групп потребителей, должны быть следующими:

Объект измерений Классы точности, не ниже, для: Прибор учета активной энергии Прибор учета энергии Трансформатор тока Трансформатор напряжения
Объекты сетевых предприятий
Линии электропередачи 220 кВ и выше 0,2S 0,5 (1,0) 0,2S 0,2
Линии электропередачи и вводы 35 — 110 кВ 0,5S 0,2S* 1,0 0,5S 0,5
Линии электропередачи и вводы 6 — 10 кВ с присоединенной мощностью 5 МВт и более 0,5S 1,0 0,5S 0,5
Отходящие линии и ввода 0,4 кВ 0,5 1,0 0,5
Объекты потребителей электрической энергии
Потребители мощностью 100 МВт и более 0,2S* 0,5 (1,0) 0,2S* 0,2*
Потребители мощностью >670 кВт (до 100 МВт) 0,5S 1,0 0,5S* 0,5
Потребители мощностью 150 кВА 1,0* 2,0 0,5
1,0* 0,5
Потребители — граждане 2,0 0,5
* — при новом строительстве или модернизации.
  • Для потребителей, присоединенная мощность которых превышает 670 кВт, устанавливаются приборы учёта, позволяющие измерять почасовые объёмы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше.
  • Для потребителей, присоединенная мощность которых не превышает 150 кВ•А, должны использоваться ПУ, позволяющие учитывать приём активной электроэнергии не менее чем по 4 тарифам. Для присоединений, работающих в реверсивных режимах, выбираются приборы учёта с возможностью фиксации количества электроэнергии по приёму и по отдаче.
  • Для потребителей, присоединенная мощность которых превышает 150 кВ•А, учёт должен осуществляться по активной и реактивной электроэнергиям (для реверсивных присоединений — по приёму и отдаче) не менее чем по 4 тарифам.
  • Для потребителей, присоединенная мощность которых превышает 670 кВт, для измерения почасовых объёмов потребляемой электроэнергии, а также для потребителей с любой присоединённой мощностью, рассчитывающихся по двухставочным тарифам и одноставочным тарифам, дифференцированным по числу часов использования заявленной мощности, с целью измерения и регистрации фактических значений мощности и определения годового числа часов использования заявленной мощности, вновь устанавливаемые ПУ должны быть электронными, с энергонезависимой памятью, позволяющей хранить профиль нагрузки, настроенный на 30 минутные интервалы. Глубина хранения профиля мощности не менее 35 суток. ПУ должны иметь функцию резервного питания.

Схемы подключения электросчетчиков*

Схема подключения однофазного электросчетчика

Правила коммерческого учета электроэнергии Правила коммерческого учета электроэнергии Правила коммерческого учета электроэнергии Правила коммерческого учета электроэнергии

* — представленные выше схемы подключения электросчетчиков являются типовыми и могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя и места установки. При установке электросчетчика необходимо руководствоваться паспортом завода-изготовителя на данное изделие.

Требования к измерительным трансформаторам

  • Класс точности трансформаторов тока и напряжение для присоединения расчетных счетчиков электроэнергии должен быть не более 0,5.
  • Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40 % номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке — не менее 5 %.
  • Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты и совместно с электроизмерительными приборами.
  • Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается.
  • Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений.

Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков.

Трансформаторы напряжения, используемые только для учета и защищенные на стороне высшего напряжения предохранителями, должны иметь контроль целости предохранителей.

При нескольких системах шин и присоединении каждого трансформатора напряжения только к своей системе шин должно быть предусмотрено устройство для переключения цепей счетчиков каждого присоединения на трансформаторы напряжения соответствующих систем шин.

На подстанциях потребителей конструкция решеток и дверей камер, в которых установлены предохранители на стороне высшего напряжения трансформаторов напряжения, используемых для расчетного учета, должна обеспечивать возможность их пломбирования. Рукоятки приводов разъединителей трансформаторов напряжения, используемых для расчетного учета, должны иметь приспособления для их пломбирования.

Требования к организации учета электроэнергии

Прибор учета электроэнергии — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления (производства, передачи) электрической энергии потребителями (гарантирующим поставщиком, сетевыми организациями).

Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

  • Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
  • В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.
  • Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и выше — для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже и класса точности 0,5S и выше — для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше.
  • Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 120 дней и более или включенные в систему учета.
Читайте также:  Имущество предприятия это

Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. Допускается использование измерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения) приборов учета класса точности 2,0.

Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

  1. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
  2. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений
  3. Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу энергоснабжающей организации.
  4. На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках — с давностью не более 2 лет
  5. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах, комплектных распределительных устройствах, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
  6. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1 град. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

Схемы подключения электросчетчиков*

Схема подключения однофазного электросчетчика

Правила коммерческого учета электроэнергии

Схема подключения трехфазного электросчетчика к трехфазной 3-х или 4-х проводной сети

Правила коммерческого учета электроэнергии

Схема подключения трехфазного электросчетчика с помощью трех трансформаторов тока к трехфазной 3-х или 4-х проводной сети

Правила коммерческого учета электроэнергии

Схема подключения трехфазного электросчетчика с помощью трех трансформаторов тока и трех трансформаторов напряжения к трехфазной 3-х или 4-х проводной сети

Правила коммерческого учета электроэнергии
* — представленные выше схемы подключения электросчетчиков являются типовыми и могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя и места установки. При установке электросчетчика необходимо руководствоваться паспортом завода-изготовителя на данное изделие.

  • Основные метрологические характеристики электросчетчиков**
  • Однофазные:
  • Номинальное напряжение – 230 В
  • Номинальный ток – 5(60) или 10(100) А
  • Трехфазные прямого включения:
  • Номинальное напряжение – 3х230/400 В
  • Номинальный ток – 5(60) или 10(100) А
  • Трехфазные трансформаторного включения:
  • Номинальное напряжение – 3х57,7/100 или 3х230/400 В
  • Номинальный ток – 5(7,5) или 5(10) А
  • ** — приведенные выше метрологические характеристики электросчетчиков могут отличаться в зависимости от модели и завода-изготовителя.

Алгоритм работы управляющей организации при переходе на интеллектуальную систему учета электроэнергии

Правила коммерческого учета электроэнергии

             Летом 2020 года на законодательном уровне было введено понятие интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ). В настоящее время установлен переходный период, в течение которого поставщики ресурса (гарантирующие энергоснабжающие организации) обязаны осуществить за свой счет установку данных приборов в многоквартирных домах. В случае нарушения сроков, для ресурсников предусмотрены штрафные санкции. И хотя уже очевидно, что первоначальный срок такой установки будет откладываться (потому что год ушел на «раскачку», а активной установки так и не началось), тем не менее, тенденция государственного регулирования в плане учета обозначена ясно: тотальное оприборивание с широкими возможностями по дистанционному функционалу. Разбираем вопрос, что делать управляющей организации при переходе на ИСУ.

             ИСУ: максимально коротко

             Понятие ИСУ введено сразу в нескольких законодательных актах в области электроэнергетики.

             ИСУ – это совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 г. № 890 (далее – Правила № 890).

             Владельцами ИСУ будут являться территориальные сетевые организации и гарантирующие поставщики. ИСУ позволит дистанционно снимать показания, нормализовать коммерческий учет электроэнергии, и моментально в упрощенной процедуре ограничивать потребление электричества должниками.

Порядок осуществления коммерческого учета

  • Эксплуатация прибора учета — выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
  • Допуск прибора учета в эксплуатацию — процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
  • Установка прибора учета — работа по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которая необходима для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.
  • Замена прибора учета — работа по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работа по установке прибора учета.
  • Утрата прибора учета — отсутствие результатов измерений и информации о состоянии такого прибора учета по истечении 180 дней с даты последнего снятия показаний с прибора учета, в том числе вследствие двукратного недопуска сетевой организации, гарантирующего поставщика к месту установки прибора учета в целях исполнения возложенных на соответствующего субъекта обязанностей.

Обязанность по организации коммерческого учета электроэнергии (мощности):

Гарантирующие поставщики — обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (исключение — вновь вводимые в эксплуатацию многоквартирные дома), за исключением помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Сетевые организации — обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, подключенных к объектам электросетевого хозяйства непосредственно или опосредованно, в т.ч. в отношении жилого дома (домовладения), гаражного строения, нежилого помещения многоквартирного дома, электроснабжения которого осуществляется без использования общего имущества.

Сетевые организации и гарантирующие поставщики обеспечивают организацию коммерческого учета:

  • при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, гарантирующему поставщику;
  • в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Приобретение, установка, замена, эксплуатация и поверка измерительных трансформаторов, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительных комплексов, установленных или устанавливаемых на подстанциях с уровнем высшего напряжения 20 кВ и выше, осуществляются собственником (владельцем) соответствующих подстанций.

Порядок и требования к организации коммерческого учета:

Коммерческий учет электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ:

  • для граждан, использующих электрическую энергию в целях коммунального бытового потребления — в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», за исключением, установленного Правилами, порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установки и ввода в эксплуатацию и проведении проверок коллективных (общедомовых) приборов учета;
  • для потребителей, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, покупателей электрической энергии, приобретающих электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи – в соответствии с Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, указанными в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 442.
Читайте также:  Отказ в государственной регистрации юридического лица по домашнему адресу

О коммерческом учете

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354) (далее – Правила).

В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) Правил , ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком , при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

В отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В случае если для установки и ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, а также для его присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) требуется допуск в жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, потребитель обязан обеспечить допуск гарантирующему поставщику в такое помещение в согласованный срок.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (постановление Правительства РФ от 19.07.2020 №890) по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 г.

для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, сетевая организация и (или) гарантирующий поставщик (далее — владельцы интеллектуальных систем учета) обеспечивают безвозмездное предоставление возможности использования функций интеллектуальной системы учета в порядке, установленном настоящими Правилами, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (далее — пользователь интеллектуальной системы учета).

Заявку можно оформить:

  • через сервис «Личный кабинет для физических лиц» на сайте гарантирующего поставщика (круглосуточно);
  • при личном посещении офисов гарантирующего поставщика в населенном пункте потребителя.

В заявке указывается следующая информация:

  • сведения о потребителе;
  • предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
  • сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
  • показания прибора учета на момент его установки;
  • дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель, обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта (при отсутствии оснований для отказа ввода) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки его учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 81(9) Правил.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 81(8) Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Информация о последствиях вывода из строя приборов учета либо отсутствия приборов учета

Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

  1. неотображения приборами учета результатов измерений;
  2. нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
  3. механического повреждения прибора учета;
  4. превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

Организация коммерческого учета электроэнергии (мощности)

  • Эксплуатация прибора учета — выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
  • Допуск прибора учета в эксплуатацию — процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
  • Установка прибора учета — работа по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которая необходима для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.
  • Замена прибора учета — работа по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работа по установке прибора учета.
  • Утрата прибора учета — отсутствие результатов измерений и информации о состоянии такого прибора учета по истечении 180 дней с даты последнего снятия показаний с прибора учета, в том числе вследствие двукратного недопуска сетевой организации, гарантирующего поставщика к месту установки прибора учета в целях исполнения возложенных на соответствующего субъекта обязанностей.

Гарантирующие поставщики — обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (исключение — вновь вводимые в эксплуатацию многоквартирные дома), за исключением помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Сетевые организации — обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, подключенных к объектам электросетевого хозяйства непосредственно или опосредованно, в т.ч. в отношении жилого дома (домовладения), гаражного строения, нежилого помещения многоквартирного дома, электроснабжения которого осуществляется без использования общего имущества.

Сетевые организации и гарантирующие поставщики обеспечивают организацию коммерческого учета:

  • при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, гарантирующему поставщику;
  • в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Приобретение, установка, замена, эксплуатация и поверка измерительных трансформаторов, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительных комплексов, установленных или устанавливаемых на подстанциях с уровнем высшего напряжения 20 кВ и выше, осуществляются собственником (владельцем) соответствующих подстанций.

Коммерческий учет электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ:

  • для граждан, использующих электрическую энергию в целях коммунального бытового потребления — в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», за исключением, установленного Правилами, порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установки и ввода в эксплуатацию и проведении проверок коллективных (общедомовых) приборов учета;
  • для потребителей, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, покупателей электрической энергии, приобретающих электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи – в соответствии с Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, указанными в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 442.

Интеллектуальная система учета электрической энергии (ИСУЭЭ): как строить отношения с энергоснабжающей организацией после 1 июля 2020 года

0

22.09.2020 08:25 22 сентября 2020 в 8:25

Читайте также:  Первичные документы простая электронная подпись

С 1 июля 2020 года кардинальным образом изменилась система учета электрической энергии: отныне обязанность по эксплуатации средств измерений, используемых при коммерческом учете электроэнергии, относится на энергоснабжающие организации. Причем новшества касаются как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета по электричеству с реальными штрафными санкциями для ресурсника за отказ от модернизации и замены системы учета электроэнергии.

Порядок обслуживания приборов учета электроэнергии до 1 июля 2020 года

Учет электрической энергии осуществляется через общедомовые и индивидуальные приборы учета. Данные понятия раскрываются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее – Правила № 354):- «индивидуальный прибор учета» (далее – ИПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;- «коллективный (общедомовый) прибор учета» (далее – ОДПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.Иными словами, ИПУ измеряет потребление коммунальных услуг потребителя, а ОДПУ – потребление коммунальных ресурсов (электрической энергии или мощности) многоквартирного дома.До 1 июля 2020 года обязанность несения расходов по содержанию ИПУ и ОДПУ возлагалась на собственника данного имущества: ИПУ – на потребителей, а ОДПУ – на исполнителя (управляющую многоквартирным домом организацию). Кроме того, ранее в п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) ОДПУ электрической энергии включались в состав внутридомовой системы энергоснабжения. Начиная с 1 июля 2020 года в п. 7 Правил № 491 включено условие о том, что ИСУЭЭ, в том числе ОДПУ (обеспечивающие возможность их присоединения к ИСУЭЭ) – не входят в состав общего имущества. При этом обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУЭЭ), включая ОДПУ, возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии и включена в их тариф.

ИСУЭЭ: цели, задачи, структура

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.

2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» введено понятие ИСУЭЭ, под которой понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Если упростить данное определение, то ИСУЭЭ:- включает одновременно и ИПУ, и ОДПУ (а также радиомодули и программное обеспечение для передачи данных);- позволяет дистанционно снимать показания ИПУ и ОДПУ;- позволяет ограничивать подачу коммунального ресурса в многоквартирный дом (отметим, что частично эти возможности уже реализованы на базе автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), которая установлена, например, во многих домах Москвы и Московской области);- хранит архив данных, срабатывает при нарушении целостности пломб и клейм.Полный перечень всех возможностей ИСУЭЭ приведен разделе II «Перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним» Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 890.

  • Как установить ИСУЭЭ в многоквартирном доме и перестать обслуживать ИПУ и ОДПУ
  • Замена ОДПУ и ИПУ на ИСУЭЭ после 1 июля 2020 года за счет энергоснабжающей организации
  • Штрафные санкции для гарантирующего поставщика в случае отказа от установки ИСУЭЭ
  • Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru

С 1 января 2022 г. эксплуатации подлежат ИПУ и ОДПУ, которые будут соответствовать требованиям к ИСУЭЭ. Таким образом, до этого времени создается некий временной лаг – на переходный период: чтобы энергоснабжающие организации смогли подготовиться, закупить данное оборудование и составили план его сплошной установки в многоквартирных домах.Прямая обязанность осуществить замену в многоквартирном доме не только ОДПУ, но и ИПУ (которые традиционно относятся на собственника) установлена в п. 80.1 Правил № 354. Под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.В ситуации, если у ИПУ истек межповерочный интервал, а установка ИСУЭЭ (то есть, и ИПУ и ОДПУ) в многоквартирном доме откладывается, необходимо продолжать использовать данные ИПУ. Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, которые предъявляются к ИСУЭЭ, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.Эту позицию также подтверждает п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым до 1 января 2021 года приостановлена обязанность по поверке и замене ИПУ на период эпидемии коронавируса.При любом способе управления многоквартирным домом для управляющей организации имеется обязанность обеспечить допуск гарантирующего поставщика к местам установки ОДПУ, а для собственника – к местам установки ИПУ. Причем обязанность разместить информацию о замене ИПУ в течение 10 дней со дня получения запроса закон относит на управляющую домом организацию (п. 81.1 Правил № 354).Собственник ИПУ и ОДПУ:- обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля;- обязан обеспечить сохранность и целостность иного оборудования, входящего в состав ИСУЭЭ;- обязан нести ответственность перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.Одновременно собственник не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).Установка ИСУЭЭ (включая ИПУ и ОДПУ) должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:- с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета- с даты получения обращения потребителя или исполнителя (а указанная дата совпала с датой истечения интервала между поверками)- с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки (п. 80.2 Правил № 354).На первоначальном этапе реализации процедуры установки ИСУЭЭ, скорее всего, мы как управляющие организации столкнемся с саботажем установки ИСУЭЭ ресурсниками, прежде всего, в части индивидуальных приборов учета (поскольку это дополнительные существенные траты, которые на 2021 года не были изначально заложены в тарифе на киловатт, а на 2022 год нужно эти затраты еще качественно обосновать перед тарифным органом). В такой ситуации законом для гарантирующего поставщика предусмотрены штрафные санкции:- стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20% стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя;- начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40% стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.Таким образом, если у управляющей организации в январе 2022 года истек межповерочный интервал ОДПУ, она должна направить претензию ресурснику на установку ИСУЭЭ в многоквартирном доме. Если ресурсник игнорирует претензию, то через месяц оплата электрической энергии уменьшается на 20%, а еще через 4 месяца – на 40%, при этом показания должны приниматься даже по факту истечения межповерочного интервала.При этом снижение стоимости коммунальных услуг не применяется и не учитывается, если ресурсник не был допущен в установленном порядке до мест установки ИСУЭЭ в доме.В целом идея с ИСУЭЭ видится правильной: она отражает общую концепцию «Умного дома», выводя коммерческий учет коммунальных ресурсов и услуг на дистанционный и бесконтактный с потребителем уровень. Однако можно прогнозировать, что сроки установки ИСУЭЭ будут «пробуксовывать», а законодатель будет максимально идти на поводу запросов и устремлений ресурсников с перекладыванием ответственности за любые неудачи с установкой ИСУЭЭ (особенно в части недоступа для установки ИПУ) – на управляющие организации.