Право на бесплатную юридическую помощь
Сегодня по Закону «О бесплатной юридической помощи» такими услугами могут воспользоваться девять категорий граждан.
Это малоимущие, инвалиды, ветераны, пенсионеры, сироты, усыновители и опекуны, несовершеннолетние правонарушители, недееспособные россияне, лица, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, а также граждане, которым такая помощь гарантирована другими нормативными актами.
Расширить список льготников, добавив в него детей-инвалидов, предложили удмуртские депутаты. Соответствующий проект закона Госсовет Республики внёс в Госдуму.
670 тысяч детей-инвалидов
По действующим нормам получить бесплатную юрпомощь можно при решении вопросов, касающихся детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Распространить такое право не только на инвалидов-сирот, но и всех детей-инвалидов предложили в Госсовете Удмуртии.
Как отмечают авторы проекта закона, люди с ограниченными возможностями, а тем более дети, сталкиваются с многочисленными нарушениями их прав. Это и проблемы с обеспечением лекарствами и средствами реабилитации, и сложности с обучением и трудоустройством, и неприспособленность городской среды для людей с ограниченными возможностями.
Включение детей-инвалидов в перечень тех, кто имеет право на помощь бесплатного юриста, поможет решить многие проблемы таких людей, считают в Госсовете Удмуртии. Кроме того, предложенные изменения устранят правовой пробел, по которому в отдельных статьях действующего закона дети-инвалиды упоминаются, а в других — нет.
Россияне смогут получить правовые консультации через единый портал
По данным Росстата, в 2019 году в России проживали 670 тысяч детей-инвалидов. А значит, именно на столько может увеличиться число льготников, в случае если Госдума примет предложенный документ.
30 миллионов льготников
Уже сейчас право на помощь бесплатного юриста в России имеют порядка 30 миллионов россиян. Объясним, откуда взялось такое количество льготников. Во-первых, каждая категория населения, которая имеет право на бесплатную юридическую помощь, делится на несколько подкатегорий.
Например, к числу пострадавших от чрезвычайных ситуаций относятся:
- супруги, состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим в результате ЧС;
- дети погибшего и его родители;
- лица, находившиеся на полном содержании погибшего или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию;
- граждане, здоровью которых причинён вред в результате чрезвычайной ситуации;
- граждане, лишившиеся жилого помещения или имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Теперь о гражданах, которые «имеют право на бесплатную юридическую помощь по другим нормативным актам». Например, Уголовный кодекс России гарантирует обвиняемому государственного защитника, если тот не может нанять адвоката.
Кроме того, дополнительные категории льготников и предоставляемых им услуг могут устанавливаться местными законами.
Так, в Ростовской области правом бесплатной юрпомощи обладают более 50 категорий граждан, рассказала первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
«Законодательство большинства субъектов в этом аспекте характеризуется положительными тенденциями, — сказала сенатор «Парламентской газете». — Согласно данным Минюста, в настоящее время дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи установлены в 79 субъектах».
- Например, во многих регионах бесплатные юристы помогают беременным женщинам, многодетным родителям и родителям-одиночкам, а также дружинникам и добровольным пожарным, кроме того, на такую помощь могут рассчитывать лица, освободившиеся из мест лишения свободы.
- Кроме того, во Владимирской области право на помощь бесплатного юриста имеют ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, в Воронежской — обманутые дольщики, в Самарской — ипотечные заёмщики.
- В Липецкой услуги бесплатного юриста получают жертвы торговли детьми, в Смоленской — почётные доноры, в Санкт-Петербурге — реабилитированные граждане, а в Ленинградской — предпенсионеры.
- • Как сделать бесплатную юридическую помощь более доступной
- Также в Архангельской области такое право имеют граждане, желающие подать заявление о коррупционных преступлениях, в Мурманской области — представители малочисленных народов, а в Москве — граждане, попавшие под реновацию.
300 тысяч обращений
Несмотря на то, что право на бесплатную помощь имеют десятки миллионов россиян, в первом квартале 2020 года такими услугами воспользовались не более 300 тысяч человек, то есть порядка одного процента.
Причин несколько: во-первых, по действующему закону помощь оказывается не по любому поводу, а по строго определённому перечню правовых ситуаций. Например, при сделках с недвижимостью, в сфере защиты прав потребителей, в области трудовых отношений, а также для получения различных выплат и мер соцподдержки.
Другая причина, по которой к услугам бесплатного юриста прибегают не так много людей, — плохая осведомлённость. Поэтому необходимо больше информировать людей о наличии такой меры социальной поддержки, считает Ирина Рукавишникова.
На объёмы такой помощи в последнее время повлияла и пандемия. Именно поэтому в 2020 году началось активное внедрение цифровых технологий в практику оказания бесплатной юридической помощи, отметила сенатор.
«Вместе с тем получение правовой помощи в сети Интернет связано с многочисленными рисками для граждан, — обратила внимание читателей «Парламентской газеты» Ирина Рукавишникова. — В практике нередки случаи недобросовестных действий лиц, выдающих себя за представителей системы бесплатной юридической помощи, что дискредитируют этот социально значимый правовой институт».
Разговоры о расширении возможностей бесплатной юридической помощи возникают регулярно. Например, уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предложила в этом году включить в эту систему омбудсменов.
Москалькова отметила, что омбудсмены уже оказывают такие услуги в Алтайском и Красноярском краях, Нижегородской и Калужской областях, республиках Тыва и Хакасия. Там такая помощь прописана в местных законах. При этом на федеральном уровне такие полномочия за омбудсменами не закреплены.
Также в этом году Госдума приняла в первом чтении проект закона, который приравнивает обращения юристов из госюрбюро к адвокатскими запросами. Сейчас бесплатную юрпомощь в разных регионах оказывают и те и другие, при этом запросы таких юристов и адвокатов имеют разный статус.
И все, все, все
Право на бесплатную юрпомощь должны иметь все, кто в этом нуждается, неоднократно указывали сенаторы и депутаты. Именно поэтому появилась идея создания Единого государственного портала правового просвещения и бесплатной правовой помощи.
Предложение уже поддержали в Минюсте. Согласно планам ведомства, такой портал заработает во всех регионах к 2023 году. При этом с 2022 года проект планируется реализовать в десяти пилотных субъектах.
- «Данная инициатива поддержана всеми субъектами Российской Федерации, ими представлены предложения в части структуры и содержательного наполнения портала и выражена готовность к интеграции региональных цифровых ресурсов и информации в структуру указанного портала», — сообщила Ирина Рукавишникова.
- Ресурс должен стать единой точкой входа в мир правовых услуг не только для россиян, но и для любого иностранца, находящегося на территории России и владеющего русским языком, заявила ранее сенатор.
- Подробнее вопрос обсудят 19 мая 2021 года в Совете Федерации в рамках «правительственного часа», на котором выступит министр юстиции Константин Чуйченко.
Право на юридическую помощь гражданам РФ бесплатную и по назначению
Опираясь на 48 статью Конституции Российской Федерации можно сказать, что в некоторых ситуациях, которые в свое время предусматриваются законом, осуществляется оказание юридической помощи бесплатно гражданам Российской Федерации.
Такая норма конституционной направленности реализована в 26 статье Закона об адвокатуре, в которой идет перечисление категорий граждан, имеющих конкретное право на бесплатную юридическую помощь, и установлен специальный круг вопросов, по которым собственно оказывается юридическая помощь данным лицам бесплатно.
Сейчас освобождение лица, которое выступает в качестве гражданина Российской Федерации от оплаты помощи юридического характера не зависит от усмотрения заведующего консультацией юридического отдела, а также президиума коллегии адвокатов и предварительных следственных органов, прокурора, судебного органа, как это предусматривалось ранее в статье 8, 18, а также 22 Положения об адвокатуре в РСФСР 1980 года.
Право на оказание бесплатной юридической помощи, в первую очередь обусловлено определенным имущественным положением гражданина.
Ведь такой вид помощи может быть оказан только тем лицам Российской Федерации, у которых средний заработок семьи меньше размера прожиточного минимума, который в свое время закреплен в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, конечно, такое правило распространяется на одиноко проживающих граждан Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины.
Документы, которые потребуются для получения помощи юридического характера
Замечание 1
Список актов, которые потребуются для получения лицам Российской Федерации помощи юридической направленности бесплатно, а также четкий порядок предоставления отмеченных актов определяются конкретными законами и другими правовыми актами нормативного порядка субъектов Российской Федерации.
Основу правового характера для процесса определения прожиточного минимума в Российской Федерации и, конечно, его учета во время осуществлении мер защиты социального характера лиц, выступающих в роли граждан Российской Федерации составляет специальный закон Федерального порядка от 1997 года 24 октября № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Опираясь на 1 статью вышеуказанного закона среднедушевой доход семьи (это имеет отношение также к гражданам, которые проживают уединенно) определяется как совокупная сумма доходов каждого члена семьи, деленная на число всех членов семьи.
Под минимумом прожиточного характера понимается определенная стоимостная оценка потребительской корзины, и требующиеся сборы, а также платежи.
Размер того минимума, который называется прожиточным в отношении одного лица (а точнее гражданина) населения, а также по главным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением каких-либо определенных ситуаций) определяется ежеквартально основываясь на корзине потребительского назначения, и данных органа федеральной направленности власти исполнительного характера по специальной статистике отражающей уровень потребительских цен на продукты питания, а также непродовольственные товары, и какие-то конкретные услуги, а также различные расходы по платежам обязательного порядка, и сборам.
Постановление Минтруда России
Специальным постановлением Минтруда России № 36 и Госкомстата России № 34 от 2000 года 28 апреля утверждается конкретной методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, которая в свое время создавалась для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как стоимостной оценки минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, требующихся для того чтобы сохранить здоровье гражданина и при этом обеспечить его жизнедеятельность, и расходы по платежам, и сборам, которые являются обязательными. Корзина потребительского характера рассчитывается отдельно для трех главных социально-демографических групп: населения, которое является трудоспособным, детей возрастом до 15 лет, и, конечно, пенсионеров.
Замечание 2
Стоит отметить, что в состав расходов по необходимым платежам и сборам включаются: подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Опираясь на 7 статью закона Федерального характера от 1999 года 17 июля № 178-ФЗ «О государственной помощи социальной направленности», конкретный порядок определения размера прожиточного минимума малоимущей семьи или же малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации при учитывании величин прожиточных минимумов, которые были установлены для соответствующих социально-демографических групп населения. В ситуации же, если в субъекте Российской Федерации не установлены какие-либо величины прожиточных минимумов, применяются такие величины установленных прожиточных минимумов, которые были установлены Правительством Российской Федерации.
Пример 1
В соответствии с определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 2010 года 15 июля № 529 «Об установлении конкретной величины прожиточного минимума на гражданина населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2010 года» установлена конкретная величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2010 года на одного человека 5518 руб., для населения, которое является трудоспособным — 5956 руб., для людей, которые уже на пенсии — 4395 руб., и, конечно, детей — 5312 руб.
Законом Федерального характера от 2003 года 5 апреля № 44-ФЗ «О специальном порядке, во время которого осуществляется учет расходов и доходов среднедушевого дохода семьи, а также финансового достатка гражданина, который вовсе проживает один для признания их малоимущими и оказания им определенной государственной помощи социальной направленности» рассматривается, как расчет среднедушевого дохода семьи и доход одиноко проживающего гражданина для того чтобы разобраться с вопросом о признании их малоимущими, а после об оказании им государственной помощи социального характера, которая в свое время осуществляется специальным органом соц. защиты населения по месту их жительства, либо пребывания основываясь на конкретной сумме доходов всех членов семьи или одиноко проживающего лица, которое является гражданином Российской Федерации за три последних месяца, предшествующих тому месяцу, когда было подано заявление об оказании государственной социальной помощи.
Замечание 2
При этом стоить учесть, что самому учету подлежит сумма доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Во время расчета среднего дохода на одного человека в состав семьи не включаются:
- граждане, которые являются военнослужащими, также лица проходящие военную службу по призыву в роли сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащих, обучающихся в определенных военных образовательных учреждениях направленных на профессиональное образование и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, которые отбывают наказание в виде конкретного лишения свободы, в отношении которых используется мера пресечения в виде заключения под стражу, и лица, находящиеся на лечении принудительного характера по решению судебного органа;
- лица, которые находятся на полном обеспечении от самого государства.
Замечание 3
Специальная перечень видов доходов, которые обязаны учитываться во время процесса расчета среднедушевого дохода семьи, а также дохода гражданина, проживающего в уединении, установлен определенным постановлением правительства Российской Федерации от 2003 года 20 августа№512.
Помощь юридической направленности гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых меньше размера прожиточного минимума, который установлен в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, чьи заработки менее отмеченного размера, оказывается бесплатной в таких ситуациях:
- истцам — по делам, которые разбираются судебными органами первой инстанции о взыскании каких-либо алиментов, возмещении вреда, причиненного вследствии смерти кормильца, каким либо увечьем, или другим повреждением здоровья, связанным с деятельностью трудового характера;
- ветеранам Великой Отечественной войны — по специальным вопросам, не имеющим связи с предпринимательской деятельностью;
- гражданам Российской Федерации — во время составления заявлений о назначении пенсий, а также пособий;
- лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, пострадавшие от политических репрессий, — по каким-либо вопросам, имеющим связь с реабилитацией.
Замечание 4
Перечень категорий граждан, которая предусматривается самим законом и при этом имеющая определенное право на бесплатное получение помощи юридического характера, и круг вопросов, относительно которых данная помощь оказывается, являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.
Что же касается закона, то он никак не связывает предоставление бесплатной юридической помощи с возрастом человека, а также его семейным и социальным статусом, национальностью и т.п.
Во время использования норм закона об адвокатуре об оказании какой-либо помощи юридической направленности, которая в свое время является бесплатной, важно учитывать конкретные положения других нормативных правовых документов, служащих для процесса раскрытия содержания перечисленных в законе понятий. Например, вопросы искового производства по делам гражданской направленности контролируются ГПК. Понятие деятельности предпринимательского характера какого-либо гражданина освещается в 23 статье ГК.
Когда осуществляется составление заявлений о назначении пенсий, а также пособий, лицо, которое является гражданином Российской Федерации имеет полное право обратиться к адвокату за бесплатной помощью юридического порядка.
В такой ситуации адвокат не может ограничиться только составлением заявления.
В этом случае адвокат, будет обязан оказать всестороннюю помощь, включая разъяснение определенных актов требующихся для представления во время подачи заявления и какие действуют конкретные правила обращения в органах социального обеспечения.
Замечание 5
Перечень категорий граждан, которые признаются подвергшимися неким политическим репрессиям и подлежащих процессу восстановления, контролируются законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Такие лица тоже имеют специальное право на получение бесплатной помощи юридической направленности.
Если обратиться к закону, то можно понять, что он предусматривает конкретную обязанность адвоката оказывать бесплатно в любых ситуациях юридическую помощь гражданам, которые являются несовершеннолетними, содержащимся в специальных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по просьбе несовершеннолетнего или его законного представителя, который принял данное решение в интересах несовершеннолетнего, по всем вопросам правового порядка, которые у них могут появиться.
Опираясь на 7 статью закона об адвокатуре адвокат должен выполнять определенные требования закона об необходимом участии адвоката в роли защитника в уголовном судопроизводстве по назначению дознавательных органов, органов предварительного следствия или же судебного органа, и при этом оказывать конкретную юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в ситуациях, предусмотренных Законом. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судебном разбирательстве предусмотрены в 51 статье Уголовного Правового Кодекса.
Кодекс профессиональной этики
Кодекс этики профессиональной направленности адвоката также обязывает самого гражданина, который выступает в качестве юридического лица, а именно адвоката принимать конкретное участие в специальных делах по назначению лично или материально в порядке, который определяется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Замечание 6
Так, конференции ежегодного характера адвокатов устанавливают определенную сумму отчислений для адвокатов, которые все таки избрали материальную форму участия в защите по назначению.
После того как было получено согласие совета адвокатской палаты на материальную форму участия конкретного адвоката в защите по назначению, отчисления, которые были ранее отмечены становятся для него обязательными.
В ситуации же, если лицо, которое выступает в роли адвоката в последующем решает изменить форму участия в защите по назначению с материальной на личную, то данный юридический помощник обязан сообщить об этом в совет палаты адвокатской направленности.
Когда запрос из судебного органа или же из каких-либо органов правоохранительной деятельности поступает в адвокатское образование, все члены которого являются свободными от личного участия в оказании помощи юридического характера по назначению в связи с соответствующими отчислениями в конкретный фонд палаты адвокатской направленности, то сам руководитель адвокатского образования обязан сразу предупредить об этом совет адвокатской палаты для того чтобы был перераспределен процесс запроса.
Адвокату, который принял участие решив выступить в роли защитника в процессе судебного разбирательства уголовной деятельности по назначению органов дознания, а также органов предварительного следствия или органа судебной власти, выплачивается вознаграждение имеющее дополнительный характер за счет средств адвокатской палаты.
Замечание 7
Что касается количества и порядка данной выплаты вознаграждения, то он устанавливается ежегодно советом адвокатской палаты.
Порядок в котором осуществляется помощь юридического характера, оказанная адвокатами гражданам Российской Федерации и также определенный порядок участия адвокатов выступающих в роли защитников в деле уголовной направленности судебного разбирательства по назначение органов дознания, и, конечно, органов предварительного следствия или судебного органа устанавливается специальными адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации. Основываясь на 44 статье пункте 1 Закона об адвокатуре адвокатская палата должна принять конкретное решение по такому вопросу в специально отведенный срок 20 дней с момента ее регистрации (это означает определить четким порядок в котором будет оказана какая-либо помощь, а также распределить поручения между адвокатскими образованиями и т.п.).
Замечание 8
Возложение на адвокатские палаты отмеченной обязанности направлено на то, чтобы не допустить перерывов в ходе оказания гражданам квалифицированной юридической помощи и исключить случайные срывы деяний следственного характера, и процессов судебного порядка.
С того времени, как были приняты отмеченные решения палата адвокатского характера начинает нести полную ответственность за осуществление помощи юридической направленности, оказываемой по отношению к тем лицам, которые выступают в качестве граждан Российской Федерации на бесплатной основе, и по назначению, а также ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации. Данная правовая норма представляется, как еще одна гарантия имеющая дополнительный характер непрерывности оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также помощи юридического порядка по назначению.
Осуществление палатами адвокатского порядка своих должностных обязанностей имеющих прямое отношение к помощи гражданам, а именно оказания им какой-либо помощи юридической направленности тесно связанной с законами и другими право-нормативными актами субъектов Российской Федерации, определяющими конкретную перечень актов, требующихся для процесса получения лицами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления отмеченных актов.
Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и случаи оказания такой помощи
Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи
Документ в эл.виде (rtf., 95 KБ)
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
- 1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
- 2) инвалиды I и II группы;
- 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской
- Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
- 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- 4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
- 4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
- 5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
- 6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- 8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
- 8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
- а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
- б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
- в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
- г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
- е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
- 9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
- 1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- 2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
- 3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- 4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
- 5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
- 6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
- 7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
- 8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- 9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
- 10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
- 10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
- 10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
- 12) ограничение дееспособности;
- 13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
- 14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
- 15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- 16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
- Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:
- 1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:
- а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
- в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- 2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:
- а) о взыскании алиментов;
- б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
- в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
- г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;
- 4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;
- 5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;
- 6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, — по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
- Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:
- 1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
- 2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
- 3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Дополнительно к предусмотренным Федеральным законом № 324-ФЗ случаям оказания бесплатной юридической помощи на территории Кировской области бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается гражданам, имеющим право на ее получение, указанным в части 1 стати 2 закона области № 607-ЗО от 22.02.2011 во всех случаях, не связанных с их предпринимательской деятельностью: