Информация

Закон о хозяйственных партнёрствах

Почему в одном случае законодатель императивно закрепил возможность участника знакомиться со всей информацией (документацией) о деятельности корпорации, а в другом нет? От чего зависит объем информации, которую участник в принципе может запросить у корпорации? Для ответа на поставленные вопросы рассмотрим право на информацию участника в каждой коммерческой корпорации.

Полное товарищество

Полный товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества или нет, вправе получать всю информацию о деятельности корпорации и знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников, ничтожны (п. 3 ст. 71 ГК РФ). 

Представляется, что столь широкое информационное право полного товарища можно объяснить следующим:

1) полный товарищ несет солидарно субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам товарищества (п.1 ст. 75 ГК РФ);

2) полный товарищ, не являющейся учредителем, отвечает наравне с другими товарищами по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество (п. 2 ст. 75 ГК РФ);

2) в случае выхода из товарищества, в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности корпорации за год, в котором был произведен выход, выбывший участник несет ответственность по обязательствам товарищества, возникшим до момента выхода, наравне с оставшимися участниками (п. 2 ст. 75 ГК РФ).

  • Таким образом, получается, что полный товарищ независимо от даты приобретения статуса полного товарища, в течение двух лет после утраты этого статуса, а также на протяжении всего времени участия в товариществе продолжает отвечать по обязательствам товарищества своим личным имуществом. 
  • В одном из судебных решений встречается следующая правовая позиция: «…не могут быть удовлетворены требования лица об обязании предоставить ему информацию по ведению дел товарищества, если на момент рассмотрения дела такое лицо не является его участником…» [1].
  • Однако, как быть в ситуации, когда выбывший полный товарищ привлекается к ответственности по обязательствам товарищества? 
  • Товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Особенностью рассматриваемого вида товарищества является присутствие среди участников не только полных товарищей, но и вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью корпорации. Ответственность вкладчиков ограничена суммой внесенных ими вкладов, и они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК РФ).

Думается, что ограничение ответственности вкладчиков по обязательствам товарищества повлияло и на объем предоставляемой ему информации (документации). Так, согласно подп. 2 п. 2 ст. 85 ГК РФ, вкладчик имеет право знакомиться только с годовыми отчетами и балансами товарищества. 

Тем не менее, стоит отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ учредительным договором могут быть предусмотрены и иные права вкладчика. Следовательно, учредительным договором может быть расширено информационное право вкладчика.

Хозяйственное партнерство.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (далее – Закон о хозяйственных партнерствах) участники партнерства вправе получать информацию о его деятельности и знакомиться с бухгалтерской отчетностью, а также иной документацией в порядке, установленном законом и соглашением об управлении партнерством. 

Получается, что для участников партнерства законодатель установил неограниченный перечень документации, с которой он вправе знакомиться. При этом отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению об управлении партнерством, ничтожны (п. 4 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). 

Интересно, что ответственность по своим обязательствам партнерство несет самостоятельно и всем принадлежащим ему имуществом (п.1 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Участники партнерства несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, но в пределах сумм внесенных ими вкладов. 

Получается, что за участником партнерства не закреплена имущественная ответственность по обязательствам партнерства всем принадлежащим ему имуществом, при этом информационное право законодатель не ограничил, императивно предусмотрев даже полный запрет на его ограничение. 

Законодатель согласился на введение такого регулирования, преследуя цели улучшения инвестиционного климата и повышения Российской Федерацией своего уровня в различных зарубежных кредитных рейтингах [2].

 Следовательно, закрепление неограниченного права на информацию для участников хозяйственного партнерства связано с самой целью создания партнерства – улучшение работы бизнеса в сфере реализации особо рискованных бизнес-проектов.

Предполагаю, что такой подход является исключением.

Производственный кооператив.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее – Закон о производственных кооперативах) член производственного кооператива имеет право запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности.

 Более того, они должны быть обеспечены доступом к имеющимся у кооператива судебным актам по спору, связанному с созданием, управлением или участием в кооперативе, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления, об изменении основания или предмета ранее заявленного иска (п. 2 ст.

24 Закона о производственных кооперативах). Однако об иных документах, касающихся деятельности кооператива, закон умалчивает.

https://www.youtube.com/watch?v=3jJvNjb8X2A\u0026pp=ygVB0JfQsNC60L7QvSDQviDRhdC-0LfRj9C50YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDQv9Cw0YDRgtC90ZHRgNGB0YLQstCw0YU%3D

Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива (п. 1 ст. 13 Закона о производственных кооперативах).

Представляется, что следовало бы придерживаться подхода, в котором объем запрашиваемой информации зависит от характера личной имущественной ответственности члена по обязательствам кооператива. 

Крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о КФХ) члены рассматриваемой корпорации по взаимному согласию устанавливают права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости.

Следует отметить, что выбывший из состава членов гражданин продолжает в течение двух лет нести субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли по тем обязательствам, которые возникли еще до его выхода (п. 3 ст. 9 Закона о КФХ). 

Получается, что несмотря на явное сходство с ответственностью выбывшего полного товарища, в данном случае всё-таки предусмотрено ее ограничение «в пределах стоимости доли».

 Возможно, что это и повлияло на отсутствие прямого запрета на ограничение информационного права члена КФХ.

  Представляется, что ограничения могут быть связаны со степенью личного участия члена КФХ, а также с размером его имущественного вклада.

Общество с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью – непубличное хозяйственное общество (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ), правовое регулирование которого в целом носит диспозитивный характер. 

В соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) перечень документов, доступ к которым общество обязано предоставить участнику, является открытым.

Получается, что участник может потребовать любой документ, предусмотренный федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом или внутренним документом общества, а также решениями общего собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета) или его исполнительных органов. 

Тем не менее законодатель предусмотрел некоторые ограничения.

Например, общество вправе отказать в предоставлении участнику документов, если они относятся к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения участника с требованием), однако и здесь есть исключения. Так, по указанному основанию не может быть мотивирован отказ в предоставлении документов, перечисленных в подп. 1-9 п. 2 ст. 50 Закона об ООО. 

Заметим также, что по общему правилу участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (п. 1 ст. 87 ГК РФ). 

  1. Таким образом, несмотря на ограниченную ответственность участника ему предоставлено достаточно широкая возможность по запросу информации (документов), касающейся деятельности общества.
  2. Непубличное акционерное общество.
  3. Непубличное акционерное общество, как и общество с ограниченной ответственностью, имеет достаточно диспозитивный характер правового регулирования информационных прав. 
  4. Особенность информационных прав акционеров (как в непубличном, так и публичном акционерном обществе) в том, что некоторые документы могут быть предоставлены только при владении определенным процентом голосующих акций общества.

Правовое регулирование, которое предусмотрено ст. 91 Федерального закона от 26.12.

1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), применяется, если уставом непубличного акционерного общества не предусмотрены иные условия и (или) порядок предоставления доступа к информации (документу), в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимых для получения всех или только определенной категории документов (п. 13 ст. 91 Закона об АО). 

  • Как правило, уставы непубличных акционерных обществ не содержат отличные от установленного законодателем сроки и минимальное количество акций для получения доступа к информации и (или) документам.
  • Публичное акционерное общество.
  • Публичный статус акционерного общества добавляет некоторые особенности в информационные права акционера. 

Так, законодатель предусмотрел закрытый перечень документов, которые могут быть запрошены акционером публичного общества [3]. Соответствующий вывод следует из анализа п. 3 ст.

91 Закона об АО, согласно которому только акционер (акционеры) непубличного общества, владеющий не менее чем 1% голосующих акций, может потребовать доступ к иным документам, обязанность хранить которые предусмотрена п. 1 ст. 89 Закона об АО.

Исключение: протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа и документы бухгалтерского учета (для получения доступа необходимо 25 и более % голосующих акций). 

  1. Представляется, что правовое регулирование права на информацию в публичных обществах обусловлено следующим: 
  2. 1) законодатель предусмотрел широкий перечень информации (документов) для публичного раскрытия (например, на одном из пяти сайтов уполномоченных информационных агентств);
  3. 2) свободный вход и выход в состав акционеров повышает вероятность появления большого количества миноритарных акционеров, которые могут злоупотреблять своим информационным правом и дестабилизировать работу публичного общества.

Стоит отметить, что у такого метода правового регулирования есть свои недостатки. Так, например, акционеры публичного общества могут получить протокол заседаний коллегиального исполнительного органа общества, а сами материалы заседания нет[4]. 

  • Представляется, что такие ограничения могут отрицательно повлиять на управление, так как указанные материалы необходимы для понимания добросовестности поведения членов органов управления и есть ли основания требовать от них возмещения убытков.
  • Таким образом, право знакомиться со всей информацией (документацией) о деятельности корпорации (с невозможностью ограничения или отказа от него) законодателем предоставлено:
  • 1) полным товарищам, которые солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам товарищества;
  •  2) участникам хозяйственного партнерства, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, но в пределах сумм внесенных ими вкладов.
  • Следовательно, объем информации (документации), который может быть запрошен участником коммерческой корпорации, может зависеть как от характера имущественной ответственности по обязательствам корпорации, так и в целом от самой цели создания такого вида корпорации.
  • Представляется, что чем выше размер имущественной ответственности участника своим личным имуществом, тем шире должен быть объем предоставляемой ему информации о деятельности корпорации.
Читайте также:  Акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии

[1] Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 № 12АП-12352/2017 по делу № А12-18606/2017 // СПС КонсультантПлюс.

[2] Суханов Е.А. Комментарий к ст. 65.1 – 65.3 ГК РФ // Вестник гражданского права. 2014. № 3. С. 107 – 130.

[3] Осипенко О.В. Право акционера на получение информации и самозащита информационных прав компании: парадоксы судебной практики // Акционерное общество. Вопросы корпоративного управления. 2016. № 1. С. 65 – 75.

[4] Сидорова Е. Изменения в информировании акционеров и участников обществ // эж- Юрист. 2017. № 43. 

13. Правовое положение хозяйственных партнерств

  • приняты:
  • –Федеральный закон от 3 декабря 2011 года
    № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»;
  • – Федеральный закон от 6 декабря 2011 года
    № 393-ФЗ «О внесении изменения в статью
    50 части первой Гражданского кодекса
    Российской Федерации в связи с принятием
    Федерального закона «О хозяйственных
    партнерствах».
  • Оба федеральных закона вступают в силу
    с 1 июля 2012 года.

Законы вводят новую формуюридического
лица, являющегосякоммерческой
организацией, – хозяйственное
партнерство (наряду с существующими
коммерческими организациями в форме
хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов,
государственных и муниципальных
унитарных предприятий). Определяются
правовое положение хозяйственного
партнерства, права и обязанности его
участников, порядок его создания,
реорганизации и ликвидации.

  1. Понятие и участники хозяйственного
    партнерства
  2. Хозяйственное партнерство(далее
    – партнерство) – это созданная двумя
    или более (максимально 50) гражданами и
    (или) юридическими лицами коммерческая
    организация, в управлении деятельностью
    которой принимают участие участники
    партнерства, а также иные лица в пределах
    и объеме, которые предусмотрены
    соглашением об управлении партнерством.
  3. Партнерство ведет реестр участниковпартнерства с указанием сведений о
    каждом участнике партнерства, его доле
    в складочном капитале, о долях,
    принадлежащих партнерству, и др.
  4. Виды деятельности партнерства

Партнерство может осуществлять любыене запрещенные законами виды деятельности,
кроме эмиссии облигаций и иных эмиссионных
ценных бумаг и рекламы своей деятельности.
Партнерство не может быть учредителем
(участником) других юридических лиц (за
исключением союзов и ассоциаций). Устав
партнерства и соглашение об управлении
партнерством могут устанавливать иные
ограничения.

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечаютпо обязательствам партнерства и несут
риск убытков, связанных с деятельностью
партнерства, в пределах сумм внесенных
ими вкладов. Партнерствоне отвечаетпо обязательствам своих участников и
несет ответственность по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом.

Если при недостаточности
имущества партнерства требуется
обращение взыскания на принадлежащие
ему исключительные права на результаты
интеллектуальной деятельности,
обязательства партнерства от его имени
могут быть исполнены участником
(участниками) партнерства с правом
регрессного требования к партнерству.

  • Управление деятельностью партнерства
  • Участники партнерства управляют его
    деятельностью пропорционально своим
    долямв его складочном капитале, если
    соглашением об управлении партнерством
    не предусмотрено иное.
  • Устав партнерства

Устав партнерства является учредительным
документом партнерства и содержит общиесведения о нем (наименование, место
нахождения, размер и состав складочного
капитала и пр.). В уставе также должна
находитьсяинформацияо наличии
или отсутствии в партнерстве соглашения
об управлении партнерством и об участии
или неучастии в соглашении самого
партнерства.

Соглашение об управлении партнерством 

Если соглашение об управлении партнерством
заключается, его сторонами должны быть
все участники партнерства, а также
могут бытьпартнерство и другие лица.
Соглашение предназначено длядетальной
регламентации работыпартнерства и
может содержать любые не противоречащие
законодательству условия управления
партнерством, его деятельности,
реорганизации и ликвидации.

В частности,
в соглашении должны быть условия о
порядке изменения долей участников в
складочном капитале партнерства, а
также о порядке разрешения споров между
участниками.

Соглашение может включать
права участников на непропорциональное
участие в управлении партнерством
(включая право вето) и распределении
прибыли, ограничения прав на свободное
распоряжение долями, право требовать
продажи, приобретения или выкупа доли,
особые условия выхода из партнерства
или вступления в него, обязательство о
неконкуренции с партнерством,
индивидуальный порядок образования и
деятельности органов управления
партнерства (если они образуются),
способы обеспечения обязательств из
соглашения, меры гражданско-правовой
ответственности (убытки, неустойка,
компенсация, иные) и пр.

Соглашение подлежит нотариальному
удостоверениюи хранению у нотариуса,
но не государственной регистрации и
внесению сведений о нем в ЕГРЮЛ. При
изменении соглашения каждый его участник
имеет один голос независимо от размера
его доли в складочном капитале партнерства
и условий соглашения о правах участника
на участие в управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган
партнерства предоставляет лицам,
вступающим в гражданско-правовые
отношения с партнерством, сведения
о соглашении, в том числе в части
полномочий органов управления партнерства
на совершение и одобрение сделок.

Предоставление сведений может
осуществляться путем выдачи единоличным
исполнительным органом согласия в
письменной форме на ознакомление с
соглашением. Подпись единоличного
исполнительного органа на согласии
должна быть засвидетельствована
нотариусом.

Отсутствие засвидетельствования
влечет недействительность согласия.

Складочный капитал партнерства

Минимальный размер складочного капитала
партнерства не установлен. Не
допускается освобождение участника
партнерства от обязанности внесения
вклада в складочный капитал. Соглашением
об управлении партнерством могут быть
определены виды объектов гражданских
прав, которые не могут быть внесены в
качестве вклада.

  1. Если иное не предусмотрено соглашением
    об управлении партнерством, в случае
    последовательного внесения вклада и
    неисполнения участником этой обязанности
    по первоначальной части вклада такой
    участник обязан уплатить процентына сумму задолженности, а при неисполнении
    по последующей части вклада онапереходитк другим участникампропорционально
    размеру или стоимости принадлежащих
    им долей в складочном капитале с переходом
    на них в соответствующих долях обязанности
    по внесению вклада.
  2. Сделки с долями в складочном капитале
    партнерства. Выход и исключение из
    партнерства
  3. Если иное не предусмотрено соглашением
    об управлении партнерством:
  • участник партнерства не вправепередать в залог принадлежащую ему долю в складочном капитале другому участнику партнерства или третьему лицу;
  • участник партнерства вправепродать или осуществить иное отчуждение доли в складочном капитале партнерства партнерству, участнику (участникам) партнерства либо третьему лицу;
  • участники партнерства и партнерство пользуются преимущественнымперед третьими лицами правом покупки доли в складочном капитале в установленном данным Федеральным законом порядке, который может быть изменен соглашением об управлении;
  • при передаче доли к получившему ее лицу в соответствующей части переходят права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, и приобретатель доли принимает соглашение об управлении партнерством в целом.
  • Требование участника о приобретении
    партнерством, его участниками или иными
    лицами доли участника в складочном
    капитале партнерства допустимо в
    случаях, предусмотренныхсоглашением
    о партнерстве.
  • Выход из партнерства допустим, еслитакая возможностьпредусмотрена
    соглашением об управлении партнерством.
  • Участник партнерства по требованию
    других участников в установленных
    случаях может быть исключениз
    него судом или при невнесении им вклада
    – единогласным решением остальных
    участников (с правом обжалования в суд).

Сделка, направленная на отчуждение
доли, должна быть совершена в нотариальной
форме, иначе она является недействительной.
Приобретатель доли осуществляет права
и исполняет обязанности участника
партнерства с момента уведомления
партнерства о совершении сделки.

Органы управления партнерства

Система, структура, полномочия и порядок
образования и деятельности органов
управления партнерства определяются
соглашениемоб управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган
партнерства (только физическое лицо)
избирается из числа участниковпартнерства. Функционирование партнерства
без такого органа не допускается.

  1. Соглашением об управлении партнерством
    может предусматриваться необходимость
    дополнительного одобрениярешений
    единоличного исполнительного органа.
  2. Иные, кроме единоличного исполнительного
    органа, органы управления партнерства
    не вправедействовать от имени
    партнерства в его отношениях с третьими
    лицами.
  3. Особенности реорганизации партнерства
  4. Реорганизация партнерства может быть
    осуществлена только в форме преобразования
    в акционерное общество.

Хозяйственные партнерства в России

ФЗ «О хозяйственных партнерствах» от 3.12. 2011 г. №380 — ФЗ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПАРТНЕРСТВА

Понятие Хозяйственным партнерством (далее — партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Возможность участия в организации граждан и юридических лиц Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Партнерство не может быль учреждено одним лицом.

Партнерство не может сталь впоследствии партнерством с одним участником. Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в лечение года должно преобразоваться в акционерное общество.

Наименование учредительных документов Услав партнерства является учредительным документом партнерства. Услав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства.

Форма капитала и его размер Каждый участник партнерства обязан внесли вклад в складочный капитал партнерства.

Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Размер устанавливается соглашением об управлении партнерством.

Читайте также:  Р13014 смена наименования

https://www.youtube.com/watch?v=3jJvNjb8X2A\u0026pp=YAHIAQE%3D

Недавно в России были приняты два новых закона, вводящих две совершенно новых формы хозяйствующих субъектов — инвестиционные товарищества и хозяйственные партнерства.

Как указано в пояснительных документах, оба законопроекта созданы с намерением создать правовые инструменты для развития инновационной (в том числе венчурной) деятельности в России.

Венчурная деятельностьсистема организации экономических отношений хозяйствующих субъектов по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для инвестирования новых быстрорастущих фирм, занимающихся инновационной деятельностью.

Характерные особенности венчурной деятельности: Венчурная деятельность обусловлена высоким риском не возврата вложенных денежных средств, что характеризует данную деятельность как рисковую;

Цель венчурной деятельности — получение прибыли от долевого участия венчурного инвестора в уставном капитале венчурной фирмы. Высокая доходность проектов. Субъекты венчурной деятельности: Венчурные фонды; Инвесторы венчурного капитала; Венчурные фирмы (венчуры); Государство.

Закон «Об инвестиционном товариществе» вступил в силу с 1 января 2012 года. Закон «О хозяйственных партнерствах» (далее — Закон) вводится в действие с 1 июля 2012 года.

В этой статье мы рассмотрим правовые особенности хозяйственных партнерств.

Хозяйственное партнерство (далее — партнерство) является совершенно новой для России формой юридического лица. Оно определяется законом как созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляемая участниками партнерства и/или иными лицами.

По мысли законодателя, решившего добавить этот новый правовой продукт к уже существующим разновидностям хозяйствующих субъектов (таким как ООО, ЗАО, ОАО и др.), хозяйственное партнерство в наибольшей степени отвечает потребностям инновационной и венчурной деятельности.

В этом смысле цели создания хозяйственных партнерств и инвестиционных товариществ идентичны: обе правовые конструкции задуманы как инструмент ведения инновационного и венчурного инвестирования в рамках коммерческой деятельности. Однако природа этих правовых конструкций различна: если хозяйственное партнерство представляет собой новую разновидность юридического лица, то инвестиционное товарищество — особую договорную форму.

Интересно, что изначально задумывавшееся как инструмент реализации инновационных проектов|2], хозяйственное партнерство, согласно закону, обладает полной правоспособностью (п. 3 ст. 2 Закона), за небольшими исключениями: оно не вправе эмитировать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (п. 4 ст.

2 Закона), рекламировать свою деятельность (п. 5 ст. 2 Закона) и учреждать либо участвовать в других юридических лицах, кроме союзов и ассоциаций (п. 7 ст. 2 Закона).

Столь широкий объем правомочий отличает хозяйственные партнерства от инвестиционных товариществ (которые вправе вести лишь инвестиционную деятельность) и приближает их к другим формам хозяйствующих субъектов, например к ООО.

Таким образом, по объему правоспособности хозяйственное партнерство можно было бы условно поместить между инвестиционным товариществом, обладающим меньшим набором правомочий, и обществом с ограниченной ответственностью, объем правомочий которого несколько шире.

Количество участников партнерства ограничено — от двух до пятидесяти, партнерами могут быть граждане и организации. Если число участников партнерства уменьшится до одного, партнерство подлежит ликвидации, если превысит 50 — оно должно быть преобразовано в ОАО.

В инвестиционном товариществе число участников также ограничено пятьюдесятью, однако о преобразовании их в какие-либо другие формы при превышении числа участников закон не говорит.

ООО также можел» иметь не более 50 участников, а в случае превышения их числа, как и хозяйственное партнерство, преобразовывается в ОАО.

Кроме того, для ООО существует и альтернативный вариант — преобразоваться в производственный кооператив, что не предусмотрено для хозяйственных партнерств.

Ответственность участников хозяйственного партнерства ограничена суммами внесенных ими вкладов (п. 2 ст. 2 Закона). В этом смысле хозяйственные партнерства идентичны существующим формам хозяйственных обществ, в частности ООО.

В инвестиционных товариществах регулирование ответственности участников существенно отличается: по сули, в них одновременно существует две различных формы ответственности: первая — неограниченная — по недоговорным и налоговым обязательствам, а также по договорным обязательствам, контрагентами по которым не являются субъекты предпринимательской деятельности; в остальных случаях действует ограниченная ответственность в пределах сумм вкладов. Таким образом, но форме ответственности хозяйственные партнерства более близки к ООО, чем к инвестиционным товариществам.

Свой вклад в складочный капитал хозяйственного партнерства обязан внести каждый участник (п. 1 ст. 10 Закона).

При этом если участники ООО вносят не менее 50% вкладов до регистрации и 50% в лечение года с моменла регистрации ООО, то сроки оплаты складочного капитала хозяйственного партнерства устанавливаются соглашением об управлении партнерством и могут быть произвольными (пп. 1 ч. 2 ст. 5 Закона).

Минимальный размер капитала партнерства закон не определяет; вклад в капитал может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами (п. 4 ст. 10 Закона).

Партнерство обязано вести реестр участников, в котором указывается размер их долей и сведения о внесении вкладов в складочный капитал. Сведения о составе участников партнерства вносятся в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом сведения о размерах и стоимости принадлежащих им долей в ЕГРЮЛ не вносятся.

Важно, что в реестр включаются лишь сведения об участниках партнерства, но не об участниках соглашения об управлении. Таким образом, участники соглашения об управлении, не являющиеся одновременно участниками партнерства, остаются невидимы для третьих лиц.

Они могут иметь влияние на деятельность хозяйственного партнерства и участвовать в хозяйственном обороте в режиме анонимности.

На возможность злоупотреблений со стороны таких лиц и возникающие при этом риски для кредиторов указывалось в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 24.06.

2011 N 147 «О проектах Федеральных законов N 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» и N 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».

Органом управления, без колюрого невозможно существование и нормальное функционирование партнерства, является единоличный исполнительный орган (генеральный директор/президент).

Он избирается из числа участников партнерства — физических лиц единогласным решением всех участников партнерства на срок, установленный в уставе.

Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку деятельности партнерства.

Основные положения, регулирующие деятельность хозяйственного партнерства, закрепляются в его уставе и в соглашении об управлении партнерством. При этом учредительным документом согласно ч. 1 ст. 9 Закона может считаться только устав партнерства.

Устав паргнерства содержит сведения о наименовании, целях и видах деятельности партнерства, о его местонахождении, размере и составе складочного капитала, о порядке избрания и деятельности исполнительного органа. Кроме того, в уставе указываются сведения о соглашении об управлении партнерством и о нотариусе, у которого такое соглашение удостоверяется и хранится.

Возможность заключения гибкого и всеобъемлющего соглашения между участниками является, пожалуй, основной отличилельной особенностью хозяйственных парлнерств. Согласно п. 1 ст. 6 Закона, соглашение об управлении партнерством может регулировать любые вопросы управления парлиерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства (за исключением вопросов, содержащихся в уставе).

Интересно, что соглашение об управлении парлиерством может регулировать права и обязанности не только участников партнерелва, но и иных лиц, не являющихся участниками паргнерства. Хозяйственное парлтлерство можсг быть сгоропой в соглашении об управлении этим же партнерством (п. 2 ст. 6 Закона), что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.

  • Соглашение об управлении можел' регулировать чрезвычайно широкий круг вопросов, в нем предполагается практически полная свобода волеизъявления сторон. В частности, такое соглашение позволяет:
  • • установить различный объем прав и обязанностей участников партнерства, в лом числе распределить объем управленческих полномочий вне связи с объемом вкладов в складочный капитал;
  • • определить произвольный механизм распределения прибыли и расходов между участниками и иными лицами;
  • • ограничить право на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;
  • • определить различный порядок и условия приема новых участников и выхода старых, в том числе в связи с наступлением или ненаступлением определенных событий;
  • • установить приоритет прав одних участников перед другими, а также определить любые иные условия, отвечающие специфике конкретного бизнес-проекта.

II. 9 ст. 6 Закона устанавливает гарантии защиты интересов участников соглашения:

  1. . • • право требовать понуждения к исполнению соглашения нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;
  2. • нарушение условий соглашения может являться основанием для признания недействительными в судебном порядке решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных таким соглашением;
  3. • нарушение условий соглашения может являться основанием для признания судом по иску стороны соглашения об управлении партнерством недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.
  4. Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации или применение иных мер ответственности.

Соглашение об управлении подписывается всеми участниками партнерства и иными лицами, если таковые участвуют в соглашении, нотариально удостоверяется и сдается на хранение нотариусу. Государственной регистрации оно не подлежит, содержащиеся в нем сведения не вносятся в ЕГРЮЛ.

Соглашение об управлении партнерством разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного у нотариуса (п. 5 ст. 6 и п. 2 ст. 19 Закона).

Как видно, соглашение об управлении, содержащее основную часть информации о партнерстве, является закрытым документом и не подлежит разглашению третьим лицам без санкции руководства партнерства.

Впрочем, для третьих лиц в законе предусмотрены некие гарантии защиты от злоупотреблений со стороны участников соглашения об управлении: п. 4 ст.

6 Закона лишает их права ссылаться на положения соглашения об управлении в отношениях с третьими лицами, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.

Читайте также:  Безвозмездное оказание юридических услуг

В связи с принятием Закона вносится поправка в Гражданский кодекс РФ (к перечню существующих форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, добавляется «хозяйственное партнерство» — п. 2 ст. 50 ГК). Других изменений в законодательство (в частности — в налоговое) на сегодняшний день не предусмотрено.

Предположительно, поправки к налоговому кодексу будут внесены позднее. Сейчас можно лишь предполагать, что, являясь коммерческой организацией, партнерство будет в налоговом смысле аналогично другим коммерческим организациям, действующим в России, т.е. облагаться налогами в «непрозрачном» режиме (являться самостоятельным налогоплательщиком, в т.

ч. по налогу на прибыль).

Хозяйственные партнерства :: О юридической деятельности :: Статьи. «ЮрКонсультант»

15.03.2012 / 

С 1 июля 2012 года в юридическую силу вступают два важных нормативных акта, которые вводят новую форму юридического лица – хозяйственные партнерства.

Это: Федеральные Законы «О хозяйственных партнерствах»  и  «О внесении изменений в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах». Данные нормативные акты закрепляют правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных партнерств, а также определяют права и обязанности участников данной коммерческой организации.

Нужны ли нам партнерства

Хозяйственные партнерства, по замыслу творцов законов, должны создаваться по аналогии с «ограниченными партнерствами», функционирующими в Америке и  Великобритании. А главной целью введения нового юридического лица в России является привлечение венчурных инвесторов.

По сути же хозяйственные партнерства должны стать некой «золотой серединой» между обществами, которые предполагают объединение капиталов, и товариществами, которые предполагают объединение лиц. Подобный компромисс идеален для отечественных бизнесменов.

Поскольку участники хозяйственных партнерств не будут отвечать по обязательствам партнерства, аналогично участникам Общества с ограниченной ответственностью,  но вправе определять минимальный размер своего Уставного капитала, который в законе не прописан.

https://www.youtube.com/watch?v=lft06J3oVek\u0026pp=ygVB0JfQsNC60L7QvSDQviDRhdC-0LfRj9C50YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDQv9Cw0YDRgtC90ZHRgNGB0YLQstCw0YU%3D

Хозяйственные партнерства подойдут начинающим предпринимателям, которые при отсутствии гибкости в вопросах правового регулирования предпринимательской деятельности решают вопрос в какой форме открывать собственное дело.

Выбирая Индивидуальное предпринимательство с неограниченной ответственностью по долгам или ООО, для которого характерна сложная процедура управления и практически полное отсутствие возможности реально зафиксировать отношения с партнерами.

Хозяйственные партнерства подойдут и высокотехнологичному бизнесу, для которого нужна удобная форма достижения равновесия между интересами инвесторов и инициаторами проектов, которую не даст, ни одна из существующих в России организационно–правовых форм.

Понятие и участники

В соответствии с указанными законами, под хозяйственным партнерством следует понимать созданную двумя или более физическими и (или) юридическими лицами коммерческую организацию, в управлении деятельностью которой принимают участие как участники партнерства, так и иные лица, если это предусмотрено в соглашении об управлении партнерством. Общее количество участников партнерства не может быть более пятидесяти. Сведения о них указываются в реестре участников, который ведет само партнерство. Среди информации, которая должна быть отражена в реестре, обязательно указывается доля каждого из партнеров в складочном капитале.

Виды деятельности

Партнерство может осуществлять любые виды деятельности, которые не запрещены действующим законодательством РФ, за исключением эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Под запретом находится реклама собственной деятельности, а также учреждение других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Помимо ограничений указанных в законе, они могут быть прописаны в Уставе и в соглашении об управлении партнерством.

Ответственность участников

Весьма удобно то, что участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах размера внесенного вклада.

По обязательствам своих участников не отвечает и партнерство, которое несет ответственность только по своим обязательствам и в размере стоимости принадлежащего ему имущества.

Однако при недостаточности имущества партнерства взыскание может быть обращено на принадлежащие ему исключительные права и результаты интеллектуальной деятельности. Обязательства партнерства могут быть исполнены его участником или участниками от имени партнерства и с правом регрессного требования к последнему.

Управление партнерства

Участие в управлении хозяйственным партнерством имеют право принимать все участники пропорционально своим долям в складочном капитале. Однако в соглашении об управлении партнерством может быть предусмотрен иной порядок управления хозяйственной деятельностью.

Учредительные документы

Главным учредительным документом нового вида коммерческих организаций является Устав партнерства, в котором должна содержаться информация о партнерстве (наименование, размер и состав складочного капитала, место нахождения и прочее), а также указаны сведения о наличии или отсутствии соглашения об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством

Соглашение об управлении партнерством заключается между всеми участниками. В нем также может принимать участие само партнерство и третьи лица.

Главной задачей соглашения является детальная регламентация работы партнерства, способы управления, порядок ликвидации и реорганизации, а также иные условия, которые не противоречат действующему законодательству РФ, например, особые условия вступления в партнерство и выхода из него; Обязательства участников о не конкуренции с партнерством; Содержать индивидуальный порядок образования и деятельности органов управления партнерства и т.д. Кроме того, в соглашении необходимо прописать порядок изменения долей участников в складочном капитале и способы разрешения споров, возникших между участниками партнерства. После того, как соглашение будет составлено и согласовано между всеми участниками хозяйственного партнерства оно должно быть удостоверено нотариально. Ознакомиться с соглашением об управлении все желающие смогут через единоличный исполнительный орган партнерства, который должен предоставлять его лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством. Ознакомление может происходить в следующей форме: выдача единоличным исполнительным органом составленного в письменной форме, подписанного им и заверенного нотариально согласия на ознакомление с соглашением. Несоблюдение хотя бы одного условия влечет недействительность согласия на ознакомление с соглашением об управлении хозяйственным партнерством.

Складочный капитал

Поскольку в законе не установлен минимальный размер складочного капитала партнерства, то его определяют сами участники. Так, например, в качестве вклада могут быть внесены те или иные виды объекты гражданских прав.

Не указывая минимальный размер складочного капитала, закон устанавливает запрет на освобождение участника партнерства от обязанности внесения в него обусловленного вклада и определяет штрафные санкции, например, в виде процентов на сумму задолженности, которая напрямую зависит от того был ли уплачен вклад частично или вообще не внесен.

Выход и исключение из партнерства

Закон довольно четко устанавливает права участников, объем которых может изменяться соглашением. Например, в отношении принадлежащих долей в складочном капитале участник партнерства:

  • не имеет права передавать в залог принадлежащую ему долю в складочном капитале партнерства другому участнику или третьему лицу;
  • может продать или осуществить иное отчуждение доли в складочном капитале как самому партнерству или его участникам, так и третьим лицам.

Не забыли творцы законов и о преимущественном праве покупки доли в складочном капитале партнерства, которым обладают другие участники и само партнерство перед третьими лицами. Однако порядок предоставления преимущественного права может быть изменен в соглашении.

В любом случае при передаче доли, к новому участнику ее получившему, переходят права и обязанности передавшего долю участника в соответствующей части, а приобретатель доли принимает соглашение об управлении партнерством в целом.

Кроме того, в перечисленных в соглашении об управлении хозяйственным партнерством случаях, допускается требование участника о приобретении его доли партнерством, другими участниками или третьими лицами.

В соглашении также должно быть предусмотрено условие о выходе из партнерства.

В отличии от выхода из партнерства, исключение из его участников в судебном порядке возможно по требованию других участников или при единогласном решении всех участников, при невнесении вклада.

По аналогии со сделками по отчуждению долей в других коммерческих организациях, сделка, направленная на отчуждение доли в партнерстве должна быть совершена строго в нотариальной форме, несоблюдение которой влечет ее недействительность.

Органы управления

В соглашении об управлении партнерством должны быть определены система, структура, порядок образования, объем полномочий органов управления партнерства. Обязательным условием существования нового вида юридических лиц является наличие единоличного исполнительного органа, которым может быть только физическое лицо, избираемое из числа участников партнерства.

Реорганизации партнерства

Главной особенностью реорганизации хозяйственного партнерства является то, что она возможна только в форме преобразования в акционерное общество.

А будет ли толк

Выход на арену нового вида юридических лиц, которые должны соответствовать потребностям современности это хорошо, однако сомнительно, что подобная новация вызовет ожидаемый приток венчурных инвестиций в РФ, поскольку международные фонды заинтересованы в проектах, которые в перспективе способны выйти на международный рынок. В качестве иллюстрации можно привести пример, когда крупные и успешные компании, с целью приумножения дохода и ухода от двойного налогообложения, открываются в оффшорных юрисдикциях, но не в России.

Однако хозяйственные партнерства подойдут тем бизнес — проектам, в которых не много участников, большая часть из которых намерена принимать активное участие в его работе, например консалтинговые агентства.

Если говорить о средних и крупных компаниях, то хозяйственные партнерства могут использоваться для реализации инвестиционных проектов.

В любом случае, предпринимателям со стажем и новичкам рекомендуется присмотреться к хозяйственным товариществам, в которых на первый план выходит личность участников.