Как формируется цена на охранные услуги 2023
Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.
Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).
По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.
Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.
Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.
В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.
Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен) | Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК | Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ |
Нормативный | Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены | Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ |
Тарифный | Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы | Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ |
Проектно-сметный | Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация | Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ |
Затратный | Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются | Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ |
Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.
Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:
- Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
- Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
- Выявляем однородность полученных цен.
- Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.
Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения.
К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п.
3.22 Методических рекомендаций № 567).
Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):
Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).
Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.
Обоснование НМЦК тарифным методом
Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:
НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.
Обоснование НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:
- по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
- по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).
Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.
Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).
Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:
В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.
Обоснование НМЦК нормативным методом
Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».
Методика расчета минимальной стоимости услуг по охране
Оглавление
Охранная отрасль — одна из самых трудоемких отраслей экономики, так как доля (сегмент) заработной платы в общей сумме затрат занимает до 68%.
В соответствии со статьей 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом.
- Основы трудового законодательства заложены в Трудовом Кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Именно поэтому в основу методики заложены основы правильного планового расчета заработной платы.
- Отклонение от планового расчета начислений фактической заработной платы влечет самые тяжелые последствия для работодателя в части трудовых и налоговых споров.
- Основные понятия
Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).
Сменная работа – это работа в две, три или четыре смены (ст.103 ТК РФ). Она вводится в ЧОО в тех случаях, когда в договоре с заказчиком услуг есть требования непрерывности охраны, т.е.
длительность пребывания работника на рабочем месте превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного оказания услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна трудиться в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Максимальная длительность смены 24 часа (ст. 99 и ст.103 ТК РФ).
Суммированный учет рабочего времени — продолжительность рабочего времени, не превышающая нормальное число рабочих часов за учетный период (месяц, квартал и другие периоды), установленный правилами внутреннего трудового распорядка. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца (ст. 104 ТК РФ).
Нормальное число рабочих часов за учетный период – количество часов, которое определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (ст. 104 ТК РФ).
Трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы (ст. 15 ТК РФ).
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников.
Это следует из части 2 статьи 7 Конституции РФ, из абзаца 2 статьи 130 ТК РФ, части 1 статьи 133 ТК РФ.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
Расчет численности работников на 1 (один) круглосуточный пост охраны в составе 1 (одного) охранника (коэффициент сменности).
При условии круглосуточной охраны могут быть установлены три варианта смен:
- 24 часа;
- 12 часов дневная смена и 12 часов ночная смена;
- 8 часов дневная смена, 8 часов вечерняя смена и 8 часов ночная смена.
При любой из вышеперечисленных смен выполнить условие нормальной продолжительности рабочего времени, которая должна составлять не больше 40 часов в неделю, не представляется возможным.
Поэтому необходимо установить суммированный учет рабочего времени с установлением учетного периода (месяца, квартала, максимум года).
По общему правилу договор на оказание охранных услуг заключается на год (с вариантом дальнейшей пролонгации). Рационально установить в правилах внутреннего трудового распорядка учётный период – год.
Рассчитаем коэффициент сменности на год.
При условии, что договор с одним постом и одним охранником на круглосуточную охрану заключен на год, время, необходимое для охраны на год рассчитывается следующим образом:
24 (час) х 1 (охранник) х 365 (дней) = 8 760 часов.
Теперь рассчитаем норму при 40-часовой рабочей неделе.
В 2021 г. при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями будет 247 рабочих дней, в том числе 4 сокращенных на один час рабочих дней, указанных выше, и 118 выходных и нерабочих праздничных дней.
Норма рабочего времени в 2021 г. составит:
при 40-часовой рабочей неделе — 1 972 рабочих часа
(8 час. x 247 дней — 4 час.).
Рассчитаем коэффициент сменности:
8 760 часов: 1 972 часов = 4,44
В последующие годы расчет аналогичен. При этом погрешность расчета минимальна.
За ряд лет с учетом поправки на наличие листков нетрудоспособности и отпуска, коэффициент сменности составляет в среднем 4,5.
В расчете не учтены обеденные перерывы. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
При оказании охранных услуг, где по условиям договора предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
- При охране с оружием не предоставление обеденных перерывов спорно.
- При установлении обеденных перерывов коэффициент сменности повышается.
- Минимальная заработная плата работника
- Минимальная заработная плата работника должна быть не ниже размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в котором он осуществляет трудовую функцию.
В субъекте Российской Федерации размер минимальной заработной платы может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате (ст.133.1 ТК РФ).
«Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей», одобренное Постановлением Правительства Москвы от 11.09.
2018 № 1071-ПП устанавливает размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2021 г. – 20 361 рубль.
При этом размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы.
- Размер минимальной заработной платы устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления Правительства Москвы, устанавливающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы.
- В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
- Динамика изменений должна прослеживаться работодателями самостоятельно.
- Справочно:
- При отсутствии действующего регионального соглашения в других регионах необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.
- Размер заработной платы (оплаты труда)
- Размер оплаты труда при расчете цены по договору из расчета 1 (одного) круглосуточного поста охраны в составе 1 (одного) охранника не может быть ниже суммы, установленной в следующем расчете:
- МРОТ х Коэффициент сменности
Исходя из данных, приведенных в двух предыдущих разделах:
12 792 руб. х 4,5 = 57 564 руб.
Размер заработной платы круглосуточного поста охраны составит: 57 564 руб.
Размер минимальной заработной платы в городе Москве включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 ТК РФ.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки. Эта сумма в расчете не учтена.
В соответствии со статьей 154 ТК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.07.2008 г. №554 установило минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов), который составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
В месяц у работника при 24-часовой смене 7-8 смен. Для расчета, указанного ниже, берем 7,5 смен.
Стоимость 1 часа для расчета суммы оплаты ночных часов рассчитаем, как деление размера минимальной заработной платы на среднее количество часов в месяце.
12 792 руб. : 164,3 час = 77,86 руб.,
- где:
- 12 792 руб. — МРОТ;
- 164,3 час — среднее количество рабочих часов в месяце на одного охранника
- (1 972 часа : 12 месяцев)
- Сумма оплаты ночных часов на 1 работника в месяц составит:
77,86 руб. х 8 часов х 7,5 смен. х 20 : 100 = 934,32 руб.
Сумма оплаты ночных часов на круглосуточный пост в составе одного охранника в месяц соответственно составит:
934,32 руб. х 4,5 охр. = 4 204,44 руб.
Справочно: сумма ночных часов может составить меньшую величину, если часовая тарифная ставка установлена меньше, а МРОТ выполняется выплатой надбавок и премий.
Внимание! В других субъектах Российской Федерации в размер минимальной заработной платы могут не входить иные составляющие, такие, например, как районные коэффициенты и северные надбавки, которые начисляются в обязательном порядке СВЕРХ минимального размера оплаты труда и, зачастую, значительно повышают стоимость охраны.
Взносы на заработную плату
II. Определение НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг частных охранных организаций
2. При закупке охранных услуг для объектов, за исключением объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется , НМЦК определяется по формуле:
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 506; 2020, N 30, ст. 4898). Далее — «постановление N 587».
- где:
- Си — прямые затраты на часовую работу и-го поста охраны в составе одного работника в смене в рублях, определенные в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;
- Ки — количество часов работы работника по контракту на и-ом посту охраны;
- КР — косвенные расходы. Устанавливаются в размере 20% от общей суммы всех прямых затрат и рассчитываются по формуле:
- П — прибыль. Определяется на основании среднеотраслевых показателей рентабельности продукции (услуги) за предшествующий год по данным ФНС России (в случае отсутствия официальных сведений по указанному показателю в рассматриваемой отрасли принимается равной 5%) и рассчитывается по формуле:
- и — идентификатор или номер поста охраны по контракту, в отношении которого производится расчет прямых затрат;
n — количество требуемых постов охраны по контракту. По умолчанию для расчета принимается, что на одном посту охраны работает один работник в смене, в случае наличия на одном посту охраны двух и более работников в смене расчет производится для каждого работника отдельно. Максимальная продолжительность режима работы поста охраны 24 часа, минимальная — 3 часа;
Iинфл — индекс потребительских цен на прочие услуги, принимаемый в соответствии с публикуемыми Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации .
———————————
Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6598; 2019, N 21, ст. 2575).
- В случае если срок действия контракта превышает срок прогноза, индекс потребительских цен для каждого года срока действия контракта, не указанного в прогнозе, принимается равным индексу потребительских цен, указанному для последнего года прогноза.
- Iинфл рассчитывается как среднее арифметическое между индексами потребительских цен на каждый год срока действия контракта.
- В случае если расчет НМЦК и начало срока действия контракта приходятся на один год, то для этого года срока действия контракта значение Iинфл принимается равным единице.
- НДС — налог на добавленную стоимость ;
- ———————————
Определяется в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 29, ст. 4505).
Показатели СТСО и СЗЖ включаются в формулу определения НМЦК, предусмотренную пунктом 2 настоящего Порядка, в случае наличия потребности заказчика в соответствующей дополнительной услуге, при этом:
СТСО — осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации , и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Определяются в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 настоящего Порядка без учета НДС;
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст. 3820; 2019, N 36, ст. 5051).
СЗЖ — услуги по защите жизни и здоровья граждан. Определяются в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 настоящего Порядка без учета НДС.
3. Прямые затраты определяются как общая стоимость часа работы одного работника на одном посту охраны с учетом корректирующих коэффициентов, предусмотренных настоящим Порядком.
4. Для частных охранных организаций прямые затраты формируются в отношении следующих видов охранных услуг:
4.1. Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных подпунктом 4.3 пункта 4 настоящего Порядка.
4.2. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
4.3. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных подпунктом 4.4 пункта 4 настоящего Порядка.
4.4.
Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160).
- 5. Расчет прямых затрат производится по формуле:
- Си = (БЗП + Дн + Двп + Дрк + РО + СВ) * U,
- где:
- БЗП — базовая заработная плата работника (рублей/час), которая рассчитывается по формуле:
- где:
МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный на дату расчета НМЦК в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2007, N 17, ст. 1930).
При отсутствии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации регионального соглашения, заключенного в рамках реализации статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2014, N 48, ст. 6639), используется значение МРОТ в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г.
N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2021, N 1, ст. 12);
СНР — среднемесячное количество рабочих часов одного работника поста охраны. Определяется по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК;
Дн — доплата за работу в ночное время, порядок и размер которой установлены Правительством Российской Федерации . Определяется по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК. Не применяется в случае отсутствия режима работы поста охраны в ночное время;
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3640).
Двп — доплата за работу в выходные и праздничные дни, порядок и размер которой установлены статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст.
3594). Определяется по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК.
Не применяется в случае отсутствия режима работы поста охраны в выходные и праздничные дни;
Дрк — доплата за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, порядок и размер которой установлены статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2014, N 14, ст.
1547), и в местностях, районные коэффициенты для которых установлены нормативными правовыми актами, изданными до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе актами бывшего СССР, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации;
РО — резерв на отпуск, который рассчитывается по формуле:
СВ — страховые взносы, которые устанавливаются в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 1998 г.
N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2020, N 31, ст.
5027) (далее — Федеральный закон об обязательном социальном страховании) и рассчитываются по формуле:
- СВ = (БЗП + Дн + Двп + Дрк + РО) * Y,
- где:
- Y — ставка страховых взносов;
- U — корректирующий коэффициент, который рассчитывается по формуле:
- U = Uб + Uд1 + Uд2 + Uд3 + Uд4 + Uд5,
- где:
- Uб — базовый коэффициент. Определяется в соответствии с таблицей N 1:
- Uд — дополнительные коэффициенты. Определяются в соответствии с таблицей N 2:
6. В случае закупки заказчиком дополнительных услуг (работ), указанных в подпунктах 6.1 — 6.2 пункта 6 настоящего Порядка, их стоимость рассчитывается для каждой услуги (работы) отдельно в следующем порядке:
6.1. Стоимость выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации , и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, рассчитывается по формуле:
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст. 3820; 2020, N 52, ст. 8898).
- СТСО = СР * КР + СП * КП + СЭО * КЭО + СМ * КМ + СО,
- где:
- СР — услуги по реагированию. Определяются в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка без учета НДС;
- КР — объем оказания услуг по реагированию, предусмотренный контрактом;
- СП — работы по проектированию. Определяются в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка без учета НДС;
- КП — объем выполнения работ по проектированию, предусмотренный контрактом;
- СЭО — услуги по эксплуатационному обслуживанию. Определяются в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка без учета НДС;
- КЭО — объем оказания услуг по эксплуатационному обслуживанию, предусмотренный контрактом;
- СМ — работы по монтажу. Определяются в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка без учета НДС;
- КМ — объем выполнения работ по монтажу, предусмотренный контрактом;
СО — цена оборудования технических средств охраны, поставляемого заказчику, в случае если поставка такого оборудования предусмотрена контрактом. Определяется в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка без учета НДС.
6.2. Стоимость оказания услуги по защите жизни и здоровья граждан рассчитывается по формуле:
- СЗЖ = СЕУ * КЗЖ,
- где:
- СЕУ — услуги по защите жизни и здоровья граждан. Определяются в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка без учета НДС;
- КЗЖ — объем оказания услуг по защите жизни и здоровья граждан, предусмотренный контрактом.
7.
Для целей получения необходимой информации заказчик направляет запросы о предоставлении информации о стоимости охранных услуг не менее чем трем исполнителям, оказывающим услуги, соответствующие предмету закупки, информация о которых имеется в свободном доступе, и осуществляет поиск информации о стоимости охранных услуг, соответствующих предмету закупки, в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
- При наличии возможности заказчик вправе разместить запрос цен на охранные услуги в единой информационной системе в сфере закупок (далее — единая информационная система).
- Запрос о предоставлении информации о стоимости услуг, направляемый потенциальному исполнителю, и (или) запрос цен охранных услуг, размещаемый в единой информационной системе, должен содержать, в том числе:
- описание объекта закупки с указанием единиц измерения объема товара, работы, услуги в случае заключения контракта по цене за единицу товара, работы, услуги, адресов оказания охранных услуг;
- основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку оказания услуги, предполагаемые сроки проведения закупки, сроки оказания услуги, срок действия контракта;
- сроки предоставления информации о стоимости услуг;
- информацию о том, что проведение указанной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
- указание на то, что из ответа на запрос должна однозначно определяться стоимость единицы услуги, в случае если объем подлежащих оказанию услуг невозможно определить и закупка осуществляется по цене за единицу услуги.
8. Расчет цены охранных услуг определяется как среднее арифметическое от стоимости услуг, полученных заказчиком по результатам поиска информации о стоимости услуг, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
9. В целях определения однородности совокупности значений цен услуг, полученных в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, необходимо определить коэффициент вариации. Коэффициент вариации цены определяется по следующей формуле:
- где:
- V — коэффициент вариации в %;
- — среднеарифметическая цена единицы товара, работы, услуги;
- — среднеквадратичное отклонение, рассчитывается по формуле:
- где:
- цi — цена услуги, указанная в источнике с номером i;
- n — количество значений, используемых в расчете.
Совокупность значений, используемых в расчете, при определении цены услуги считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 15%. В случае если коэффициент вариации превышает 15%, необходимо провести дополнительные мероприятия в целях увеличения количества информации о ценах услуг, используемой в расчетах.
Закупка услуг охраны по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Из этой статьи вы узнаете:
- Основные моменты закупки охранных услуг
- 2 варианта закупки услуг охраны по 44-ФЗ
- Закупка услуг охраны по 223-ФЗ
- Изменения в 2020 году касательно закупок услуг охраны
Закупка услуг охраны сегодня является более чем востребованной. Причем как среди заказчиков, работающих по 44-ФЗ, так и тех, кто трудится по 223-ФЗ. Разумеется, между этими двумя вариантами есть некоторая разница, но тут гораздо важнее обратить внимание на общие моменты текущей практики.
Любой заказчик обязан четко понимать, какие именно услуги вправе предоставлять охранная организация и каким требованиям должна соответствовать. Не менее важно ориентироваться в способах закупки, оценке поступивших заявок и последних изменениях в законодательстве касательно данной сферы деятельности.
Основные моменты закупки охранных услуг
Если у бюджетной организации появилась потребность в закупке услуг охраны какого-либо объекта, то прежде всего необходимо ознакомиться, как вообще организована данная деятельность.
Работа частных охранных фирм регулируется законом о ЧОД. Лицензия предприятию от МВД РФ может быть выдана только при полном его соответствии требованиям закона, например, следующим:
- Частное охранное предприятие должно быть зарегистрировано в форме ООО, ему разрешается вести только охранную деятельность.
- В числе учредителей ЧОП могут быть исключительно физические лица, имеющие российское гражданство (в том числе не допускается двойное гражданство), а также юридические лица, среди учредителей которых нет иностранных граждан/компаний и лиц с двойным гражданством.
- Лица (частные и должностные), которые подвергались уголовному преследованию за умышленные преступления, не могут быть учредителями и участниками ЧОП, как персонально, так и будучи членами организаций, общественных объединений.
- ЧОП может являться дочерней организацией только той фирмы, которая сама ведет охранную деятельность. Предприятия, работающие в иных сферах, не могут создавать охранные организации.
- ЧОП вправе зарегистрировать филиалы, но только на территории того региона России, где оно ведет свою деятельность.
- К руководству охранным предприятием допускается специалист, имеющий высшее образование и специальную профессиональную подготовку для руководителей ЧОП. Также директор обязан иметь квалификацию частного охранника, что подтверждается соответствующим удостоверением.
- Частная охранная организация вправе иметь специальные средства и оружие. При этом она должна обеспечить соблюдение соответствующего режима, который предусмотрен законом при использовании таких приспособлений.
Только при условии, что охранное предприятие удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям, у него есть возможность получить лицензию на деятельность.
Закон о ЧОД в ч. 3 ст. 3 выделяет 7 типов охранных услуг, и для каждого из них прописаны дополнительные требования, которые являются обязательными для получения лицензии.
- Охрана жизни и здоровья граждан (сюда в том числе относятся услуги телохранителей). В организации должна быть разработана и утверждена должностная инструкция, в соответствии с которой ведется деятельность сотрудников, занятых оказанием данных услуг.
- Защита объектов и (или) имущества. Этот вид деятельности предполагает охрану стационарных объектов – различных зданий и сооружений, а также движимого имущества – машины, оборудование, грузы, ценности и пр., в том числе и при их перевозке. Услуги оказываются собственникам и владельцам имущества.
- Охрана объектов (в том числе расположенного на них имущества) посредством технических средств. Услуга включает комплекс реагирования на поступившие от охранного оборудования сигналы.
- Проведение консультаций для клиентов и подготовка для них рекомендаций с целью организации личной защиты и охраны имущества в рамках прав и свобод граждан. Подобные консультации предоставляются в индивидуальном порядке, в том числе в письменном виде, а также могут иметь форму коллективных лекции, семинаров.
- Охрана общественного порядка. Этот вид услуг предполагает работу сотрудников ЧОП на объектах, где проводятся массовые мероприятия. При этом в фирме должна быть соответствующая инструкция, регламентирующая действия службы охраны для обеспечения общественного порядка при организации массовых мероприятий. Сотрудники обязаны быть ознакомлены с данной инструкцией.
- Обеспечение установленного внутри объекта режима, в том числе пропускного. ЧОП должно иметь должностную инструкцию, регламентирующую действия сотрудников при обеспечении указанных видов режимов на каждом из объектов, на котором обеспечивается охрана сотрудниками данного предприятия.
- Обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов, охраны имущества и самих объектов, к которым установлены требования по защите от террористической деятельности. ЧОПы, оказывающие услуги подобного рода, обязаны соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 1–4, 6, для них необязательными являются лишь условия, относящиеся к охране порядка при проведении массовых мероприятий.
Как видим, услуги охранных предприятий несколько различаются по видам и обеспечиваются соответствующими лицензиями.
Поэтому государственному/муниципальному заказчику следует точно определиться, какой именно тип услуг требуется, и прописать в конкурсной документации, чтобы участники имели разрешение на них.
Если заключить контракт с предприятием, у которого нет лицензии на конкретный вид охранной деятельности, то ФАС посчитает это нарушением.
Также следует знать, что существует отличие в правовой основе работы ЧОП и государственных охранных структур, таких как подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и пр. Деятельность ЧОП осуществляется на основе лицензии, а государственные органы и предприятия функционируют в соответствии с законами, которые регламентируют их полномочия.
Заказчик, проводя закупку услуг охраны, должен правильно сформулировать в конкурсной документации требования к исполнителям. Их следует прописать таким образом, чтобы участвовать в тендере могли как частные предприятия, так и государственные структуры (подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и пр.)
2 варианта закупки услуг охраны по 44-ФЗ
В настоящее время закон не ограничивает заказчика в выборе процедуры для определения поставщика при закупке услуг охраны 44-ФЗ. Конкурс или аукцион являются самыми распространенными, а также часто государственные и муниципальные структуры заключают контракт с единственным исполнителем.
1. Закупка услуг охраны посредством проведения конкурентной процедуры.
Прибегая к такому способу закупки, заказчик должен действовать следующим образом:
- Производится анализ стоимости услуг охраны на рынке, выбираются репрезентативные примеры по цене и качеству и на их основе рассчитывается НМЦК.
- Сведения о предстоящей закупке услуг охраны заносятся в план закупок и план-график.
- Составляется необходимая для проведения закупки документация: извещение, конкурсный пакет, проект контракта. В этих бумагах должен содержаться расчет начальной (минимальной) цены и ее обоснование. В проекте контракта необходимо четко прописать требования к исполнителю, его функции, права и обязанности.
- Закупка размещается на электронной торговой площадке (после аккредитации на ней). В ЕИС публикуется информация о тендере, в том числе конкурсная документация.
- Принимаются и рассматриваются заявки потенциальных исполнителей.
- Выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия. С ним заключается контракт.
Если описанный сценарий не дает нужного результата, процедура признается несостоявшейся. В этом случае заказчик проводит сделку с единственным исполнителем.
2. Закупка услуг охраны у единственного поставщика.
Не так давно – в 2016 году – сфера охранной деятельности претерпела изменения в результате принятия закона о национальной гвардии. В эту структуру вошли существовавшая ранее силовые подразделения, такие как ОМОН, СОБР, ВВ МВД РФ.
А также подразделения вневедомственной охраны МВД, в функции которых ранее входило обеспечение безопасности всех государственных структур, теперь также стали частью войск национальной гвардии (ВНГ).
ФГУП «Охрана» по-прежнему осуществляет деятельность в сфере общественной и государственной безопасности, являясь при этом подведомственным подразделением национальной гвардии.
С учетом специфики услуг охраны их закупка может быть осуществлена по двум схемам.
Схема 1. Заказчик распоряжается объектом, для которого предусмотрена обязательная государственная охрана. Тогда необходимо произвести закупку услуг охраны у подразделения Росгвардии (ВНГ).
Процедура проводится в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ о контрактной системе.
После подписания договора заказчик должен в течение одного рабочего дня передать сведения об этом в контрольный орган в сфере закупок.
Схема 2. Охранные услуги требуются для обеспечения безопасности объекта, у которого несколько владельцев. Это обычная ситуация, например, для бизнес-центра, когда в многоэтажном здании большое количество компаний арендуют офисы. Как в этом случае произвести закупку услуг охраны у единственного поставщика по 44-ФЗ?
Здесь также возможны варианты. Самый простой – собственник здания берет на себя заключение договора охраны всего объекта, а затем затраты распределяются между арендаторами.
Если же в здании присутствуют организации, для которых обязательна охрана, то их руководство самостоятельно осуществляет закупку услуг физической охраны, при этом посты должны размещаться на каждом этаже.
Закупка услуг охраны по 223-ФЗ
Требования закона 223-ФЗ не такие жесткие, как 44-ФЗ, тем не менее заказчику необходимо при закупке услуг охраны учитывать их специфику.
Заказчик обязан точно представлять, кому можно доверить охрану объекта. То есть должен ли исполнитель быть государственным подразделением, либо можно заключить контракт с частным предприятием.
В соответствии с законом существует список объектов, безопасность которых должна быть обеспечена исключительно силами государственных охранных подразделений. К таковым относятся здания, в которых работают суды (федеральные, конституционные, мировые); аэропорты со всей инфраструктурой; природные заповедники и пр.
Закон 223-ФЗ предоставляет заказчику право самостоятельно выбирать метод определения поставщика. Для закупки услуг охраны, помимо конкурса или аукциона, организация может использовать и другие процедуры.
Порядок их проведения должен быть описан в Положении о закупках. Практика показывает, что в основном экономические агенты заключают договоры на охранные услуги с единственным поставщиком.
Второй по степени популярности способ выбора исполнителя – проведение аукционов.
Хотя в отношении аукциона следует отметить, что эффективность именно такой процедуры (как и запроса котировок) весьма сомнительна при выборе услуг охраны. Ведь для обеспечения должного уровня безопасности очень важно качество самих услуг. А аукцион и запрос котировок позволяют выбрать исполнителя по единственному критерию – цене.
В законе 223-ФЗ отсутствуют запреты на проведение предквалификационного отбора. Поэтому заказчик при закупке услуг охраны вполне может воспользоваться этой процедурой при определении поставщика. Только следует ее порядок прописать в Положении о закупке.
Целью системы закупок на конкурентной основе является заключение договора на наиболее выгодных для заказчика условиях. Это позволяет покупателям экономить бюджет и одновременно получать качественные продукты.
Чтобы при закупке услуг охраны в полной мере реализовать эти задачи, заказчику следует выбрать несколько критериев, в соответствии с которыми будут оцениваться заявки участников, а саму процедуру проводить в форме конкурса или запроса предложений.
Параметры оценки заявок указываются в закупочной документации (ст. 4 223-ФЗ). Организатор процедуры должен в своем Положении описать все эти критерии и их значимость в системе оценки. Для этого каждому параметру присваиваются свой коэффициент и балл, которые в сумме позволяют оценить степень привлекательности конкретного предложения.
Рассмотрение заявок возлагается на конкурсную комиссию.
Она рассматривает предложения участников и оценивает наличие опыта в оказании аналогичных услуг, профессионализм сотрудников, укомплектованность штатного состава исполнителя (сколько охранников планируется непосредственно задействовать и сколько свободных единиц останется у организации). В том числе используется размещенная в свободном доступе информация, касающаяся качества услуг, предоставляемых конкретной фирмой.