Право уо на смену компании по обслуживанию лифта 2023
Для тех жителей, чьи квартиры находятся выше 5 этажа, представить жизнь без лифта невозможно. Пешком дойти до 9 или 12 этажа очень трудно даже молодому и физически здоровому человеку.
Пассажирские и грузовые лифты, испытывая огромные ежедневные нагрузки, быстро изнашиваются, ломаются, а иногда и требуют полной замены. Замена лифта в многоквартирном доме – недешевое удовольствие.
О том, как быть, если лифт нужно срочно заменить, но нужной для этого суммы денег у жильцов нет, расскажем в нашей статье.
Какие виды ремонта лифта существуют?
Замена лифта – это крайняя мера, которая в нашей стране применяется чаще всего тогда, когда лифт уже полностью неисправен, не подлежит никакому ремонту или вообще упал в шахту. Обычно проблемы в работе лифта решаются с помощью различных видов текущих или капитальных ремонтов.
Лифт – это подъемный механизм, который требует соблюдения определенных правил эксплуатации. Лифт относится в общему имуществу многоквартирного дома. Обслуживать подъемный механизм должна управляющая компания.
Чаще всего используются следующие методы ремонта лифта:
- Техосмотр. По созданному управляющей компанией графику осуществляется регулярная проверка лифта на исправность и безопасность его эксплуатации. Проверяется освещение, работа кнопок, подъемный механизм.
- Аварийное обслуживание и экстренное устранением поломки. Происходит такой ремонт обычно тогда, когда в лифте застревает человек, и его нужно срочно вызволить.
- Текущий ремонт. Необходимость его проведения, как правило, выявляется в момент технического осмотра. Это небольшие повреждения, которые устраняются за считанные часы. К примеру, кто-то из вандалов вырвал кнопку в лифте или обесточил освещение.
- Плановый и внеплановый капитальный ремонт лифта. Жильцы многоквартирного дома ежемесячно делают отчисления в фонд капитального ремонта дома. В случае неисправности лифта управляющая компания должна произвести его замену за счёт данных средств.
Замена лифтового оборудования обычно происходит за счёт средств управляющей компании. Жильцы дома постоянно платят не только за капитальный ремонт дома, но и за содержание и обслуживание лифта.
За несколько лет накапливается существенная сумма. А замена лифта происходит в домах крайне редко. Лифты имеют достояно высокий срок службы.
Нормативное регулирование замены лифтов
По ст. 39 ЖК РФ за состояние лифта отвечают собственники жилья в доме, где лифт эксплуатируется. Но в случае, если собственники жилья заключили договор на обслуживание лифта с управляющей компанией, то обязанности по содержанию лифта перекладывают на плечи сотрудников УК.
По ст. 154 ЖК РФ расходы на замену лифта включаются в квитанцию по оплате ЖКХ услуг. При этом не имеет значения жилое или нежилое помещение использует лифт, и на каком этаже проживают собственники квартиры.
Правила эксплуатации лифтов отдельно прописаны Техническим регламентом Таможенного Союза 011/2011 «Безопасность лифтов».
Кроме того, в 2023 году эксплуатация лифтов осуществляется на основании норм Постановления Правительства № 743.
Срок эксплуатации лифтов
Лифт – опасный механизм, который при его неправильной эксплуатации может нанести вред здоровью и жизни людей, его использующих.
Если трос, на котором лифт перемещается, оборвётся, подъёмник рухнет в шахту. Если в этот момент внутри кабины будет кто-то из людей находиться, им грозит серьезная опасность.
В паспорте каждого лифта должен быть отражён свой срок предельной эксплуатации объекта.
По ст. 4 Технического регламента, если в паспорте лифта не указан особый срок его безаварийного использования, считается, что лифт может эксплуатироваться максимум 25 лет.
Проверку подъёмника должна будет проводиться компанией, имеющей специальную аккредитацию. По итогам каждой проверки составляется акт, где прописывается дальнейшая судьба лифта: его ремонт, дальнейшее использование или замена.
Проведённое обследование должно быть зафиксировано в паспорте грузоподъемной машины.
Во многих многоквартирных домах установлено два лифта: пассажирский и грузовой. Сделано это для того, чтобы в случае поломки жильцы могли использовать второй вариант лифта. А граждане, желающие перевозить тяжелые предметы: стройматериалы, технику и др., не использовали для этих целей пассажирские лифты.
Перевозка в лифте веса, превышающего установленные значения, приводит к частым поломкам и повышенному износу.
Как заменить лифт в многоквартирном доме?
Когда назревает необходимость замены подъемного оборудования, решается вопрос о способе ее проведения. Сделать замену можно несколькими вариантами:
- Самостоятельно. Это крайний случай, при котором все остальные варианты не действуют. Оплачивать расходы на работу монтажной организации жильцам придётся самостоятельно. Это, к слову, очень немалые деньги. Некоторые фирмы предоставляют рассрочки на 3 месяца или полгода.
- Замена лифтов по программе капремонта. Это федеральная программа, которой могут воспользоваться жильцы многоквартирного жилого объекта. В этом случае порядка 90% расходов на себя берет государство, остальную часть собирают собственники квартир. Чтобы стать участником программы, нужно предоставить в специальную комиссию набор определенной документации. Лифт при этом обязательно будет проверен на исправность и на обоснованность его замены.
- Замена лифтов по региональной программе. Замена подъемного оборудования происходит за счёт средств бюджета. Проводится она только в регионах, являющихся участниками такой программы.
Чтобы заменить в доме лифт, нужно собрать согласие не менее двух третей собственников жилья. Для этого сначала организуется проведения собрания собственников жилья по важным вопросам, в том числе и по замене лифта. Все согласия и отказы фиксируются в протоколе собрания.
По Программе ускоренной замены лифтов в 2017 году завершился монтаж более 15 000 новых лифтов в различных регионах страны. И с каждым годом органы власти создают все новые условия для обслуживания граждан страны новыми лифтами, удовлетворения их обращений по данным вопросам.
Как проводится замена лифта по капитальному ремонту?
Если ремонт осуществляется за счёт средств капитального ремонта, которые ежемесячно отчисляют собственники квартир, то действует особый механизм замены подъемного оборудования.
Происходит это следующим образом:
- За 6 месяцев до планируемого проведения работ по замене лифта управляющая компания обязана уведомить всех жильцов дома;
- Собственники высказывают свои мнения, соглашаются с планируемой датой или предлагают свой срок исполнения работ;
- При получении согласий управляющая компания приступает к проведению работ в назначенные сроки.
Перед проведением работ проводится технологическая экспертиза. На основании экспертизы составляется график ремонтных работ. После окончания замены лифта составляется фиксирующая результат документация, проводятся пуско-наладочные работы и лифт вводится в эксплуатацию.
Чтобы стать участником региональной или федеральной программы по замене лифта, нужно собрать следующую документацию: технический паспорт дома, документ, подтверждающий способ управления многоквартирным объектом, акт осмотра лифта с описанием его технического состояния.
Кроме того, потребуется получить разрешение уполномоченного органа на замену лифта, составить план работ и финансовую смету.
Сроки исполнения работ
Срок, в течение которого жильцы многоквартирного дома получат новый исправный лифт, зависит от многих факторов. Прежде всего на это влияет этажность самого дома.
Для жителей высоких этажей отсутствие лифта создаёт огромные проблемы и сложности. Именно они заинтересованы в быстрой отладке нового оборудования.
Однако даже жильцы первых и вторых этажей в решении этой проблемы будут иметь свою заинтересованность. Они, несмотря на постоянные несогласия и споры, тоже оплачивают обслуживание лифта, хоть на нем и не ездят.
Обычно в девятиэтажном доме замена лифта занимает около месяца, в двенадцатиэтажном – 35 дней, в семнадцатиэтажном – 45 дней.
Стоимость замены лифта в 9-этажном доме
Если граждане никак не участвуют в обслуживании своего лифта, не платят услугу по капитальному ремонту, уполномоченные органы и управляющая компания не пожелает оплачивать замену лифта в их доме. Тогда придётся самостоятельно оплачивать эту очень дорогостоящую услугу.
Каждая монтажная компания устанавливает свои цены по замене лифтов, но в среднем эти цифры можно обозначить таким образом. Если лифт планируется менять в 9-этажном доме, то цена за один этаж будет равна порядка 50 тысяч рублей.
Несложно посчитать, что для 9 этажей эта сумма превратится в 450 тысяч рублей. Цена зависит также от производителя лифта. Отечественные подъёмные механизмы стоят немного дешевле, чем иностранные. Это цена касается исключительно пассажирских лифтов.
Малый грузовой лифт за этаж будет стоить 60 тысяч рублей при установке отечественного оборудования. Это самые простые машины, не оборудованные зеркалами, ручками и прочими модификациями. Более симпатичные и удобные лифты будут стоить около 1 миллиона рублей.
Конечно собрать такие деньги самостоятельно будет очень сложно. Мало кто из жильцов согласится заплатить такую крупную сумму за замену лифта. Поэтому лучше всего стараться участвовать в федеральных и региональных программах по замене лифтового оборудования.
Лифт в многоквартирном доме каждодневно эксплуатируется жильцами, в результате чего происходит его естественный износ.
Лифт может представлять особую опасность для человека, поэтому его эксплуатация осуществляется под контролем уполномоченных органов в лице управляющих компаний или специальных учреждений, таких как Мослифт.
Чтобы заменить лифт в многоквартирном доме бесплатно, нужно стать участником региональной или федеральной программы, доказать, что лифт неисправен и несёт реальную угрозу безопасности лицам, его эксплуатирующим.
Требования к организациям, обслуживающим лифты: разъяснение Минстроя РФ
Минстрой России в Письме от 13.01.2021 № 480-ОГ/04 высказал свое мнение о требованиях, которым должны соответствовать специализированные организации, выполняющие работы по содержанию лифтов.
Министерство отметило, что такая деятельность сейчас не требует лицензии, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
Для монтажа, технического обслуживания и ремонта лифтов организации должны состоять в соответствующем реестре Ростехнадзора. Для включения в реестр организации направляют уведомлнение.
Специализированная лифтовая организация, выполняющая работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, должна соответствовать требованиям из Правил организации безопасного использования и содержания лифтов (Постановление Правительства от 24 июня 2017 года № 743). В частности, такая организация должна обеспечить:
- наличие в штате квалифицированного персонала;
- для квалифицированного персонала – наличие производственных (должностных) инструкций, содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности, а также определяющих функции (с учетом требований профессионального стандарта), обязанности, права и ответственность;
- допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ на основании распорядительного акта;
- регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
- наличие распорядительного документа, определяющего структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров;
- выполнение работ по монтажу, демонтажу объекта – в соответствии с документацией по установке объекта, руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта и руководством (инструкцией) по монтажу объекта (при наличии), проектом производства таких работ;
- выполнение работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту объекта, – в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта. В случае отсутствия информации в руководстве (инструкции) по эксплуатации объекта о составе и периодичности работ по обслуживанию объекта должен быть определен состав работ, подлежащих выполнению со следующей периодичностью: ежемесячно; один раз в 3 месяца; один раз в 6 месяцев; один раз в 12 месяцев;
- организацию и выполнение аварийно-восстановительных и аварийно-технических работ;
- устранение неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в срок, не превышающий 24 часов с момента его остановки;
- назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, и лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта, а также электромеханика по лифтам, лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
Обращаем внимание, что письма Минстроя РФ не являются нормативно-правовыми актами.
Госнадзор за лифтами с 1 марта 2023 года — МТК Эксперт
14.03.2023 «Лифты остались без надзора…». За последние десять лет эта фраза повторялась дважды. Сначала в 2013 году, после «судьбоносных» изменений в сфере промышленной безопасности (и вступления в силу ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»). Потом в 2021-м, когда в очередной раз щелкнула «гильотина». Профсообщество ахнуло.
Эксплуатанты вздохнули с облегчением. А простые граждане, которые пользуются (неисправными) лифтами каждый день… пришли в недоумение. Кому писать? Кому звонить? Кому жаловаться? В общем, отрасль опять погрузилась в пучину «бесправия» в ожидании лучшей жизни.
Ждать пришлось почти 2 года. Зато результат превзошел все мыслимые и немыслимые прогнозы.
В декабре 2022-го на свет наконец-то родился… отныне и (хочется верить) навсегда… «Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
Более того… лифты и другие объекты из списка выше (видимо, для упрощения формулировок) получили новое «юридическое наименование» (термин, понятие… называйте как хотите) – опасные технические устройства зданий и сооружений. Отразится ли этот факт на их судьбе? Пока непонятно. Да и не в этом суть.
Суть в том, что «надзорный механизм» уже запущен. С 1 марта 2023 года не только обрел юридическую силу новый вид госконтроля, но и начало действовать: Хоть сейчас организуй контрольно-надзорные мероприятия.
Кто их проводит? Разумеется, Ростехнадзор и его территориальные органы. Они ведут учет объектов… пардон… опасных технических устройств и знакомы с ними не первое десятилетие. Будут проверять всё, кроме объектов, подведомственных Минобороны, СВР, ФСИН, ФСО, ФСБ, Главному управлению специальных программ Президента РФ (обычная ситуация).
Вообще, это эпохальное событие в лифтовой отрасли. Гораздо «мощнее», чем надзор за соблюдением требований ТР ТС, который появился в 2013 году. «Несомненный успех», по мнению лифтового сообщества. Поэтому заслуживает пристального внимания.
В статье мы рассмотрим порядок и особенности нового госконтроля за опасными техническими устройствами зданий и сооружений. Но сначала короткая… Дело в том, что к «эпохальному событию» и «несомненному успеху» шли не очень прямыми путями. Еще в октябре 2021 года Ростехнадзор по поручению зам. Председателя Правительства РФ М.Хуснуллина от 27 июля 2021 г. МХ-П16-10187 и при поддержке Минстроя России разработал проект федерального закона: Документ изменил бы Градостроительный кодекс РФ и закрепил на «верхнем уровне» федерального законодательства:
- термин «опасные технические устройства зданий и сооружений» (статья 1 ГрК РФ);
- право Ростехнадзора (в оригинале – «уполномоченного органа») устанавливать порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений (сейчас он утвержден постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, по которому «плачет гильотина»);
- «общие контуры» федерального госнадзора в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.
Но… проект получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Минэкономразвития не согласилось с доводами разработчиков о «высокой проблемности» опасных технических устройств зданий и сооружений. Мол, аварий на них происходит мало (всего-то 0,001 %). Риски минимальны. Отдельный вид госнадзора не нужен. Короче, документ завернули без шансов на дальнейшее продвижение.
Всё могло бы на этом заглохнуть, но… законотворцы пошли другим путем.
Добавили в «резиновый» Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: …которая, собственно, и дала возможность организовывать и осуществлять федеральный госнадзор «в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений».
Номинально – «до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего правовое регулирование» в этой сфере. Но будет ли ФЗ – большой вопрос. Как видим, для «запуска процесса» статьи оказалось достаточно.
Поэтому теперь Ростехнадзор может контролировать и проверять:
- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанную с использованием и содержанием опасных технических устройств зданий и сооружений, которые принадлежат им «на праве собственности либо ином законном основании»;
- сами опасные технические устройства, а также процессы, связанные с их использованием и содержанием.
Давайте поближе посмотрим на эти… Владельцы (эксплуатанты) опасных технических устройств могут выдохнуть – плановых проверок не будет. Зато внеплановые… как по учебнику. Хоть выездные, хоть документарные.
Правда, «срок проведения» у них один – не больше 10 рабочих дней. То есть 2 недели. Не много и не мало. Хватит, чтобы совершить все «надзорные действия». А их, кстати, солидный ассортимент.
Например, в ходе документарной (т.е. «бесконтактной») проверки Ростехнадзор может:
- получать письменные объяснения от владельца или эксплуатанта – то есть комментарии по документам (причем запрос придет по телефону либо электронной почте – контактировать с вами физически госорган в этом случае не может);
- «истребовать» документы, которых нет в распоряжении госоргана или других органов исполнительной власти (для уточнения, подтверждения, доказательства и т.д.) и которые относятся к предмету проверки (другие запрашивать нельзя согласно части 6 статьи 72 ФЗ № 248 о госконтроле);
- проводить экспертизу – в данном случае, видимо, документов, потому что на объект госорган выезжать не может (и посылать туда экспертов тоже).
Выездная проверка пообъемней. Там в распоряжении госоргана 7 надзорных действий:
1) Осмотр (т.е. визуальное обследование объекта – устройств, помещений и т.д. без вскрытия и порчи таковых).
2) Опрос (разговор «по душам» и под запись с участниками событий – руководством и сотрудниками контролируемого лица).
3) Получение письменных объяснений (в общем, то же самое, что при документарной проверке, только «объяснительную» пишут в присутствии инспектора).
4) Истребование документов (любых, которые относятся к предмету проверки – т.е. связаны с использованием и содержанием опасных технических устройств).
- 5) Инструментальное обследование (не только посмотрят, но и потрогают… с помощью специальных приборов и оборудования; может проводить как сам инспектор, так и приглашенный им эксперт).
- 6) Испытание (протестируют работоспособность всех систем, их функциональность и безопасность; может проводить как сам инспектор, так и приглашенный им специалист).
- 7) Экспертиза (в данном случае – и документов, и оборудования; специальное исследование, которое проводит исключительно эксперт или экспертная организация по поручению инспектора).
Пункты 5, 6 и 7 могут выполняться одновременно, если в проверке участвует специализированная организация (которую пригласил Ростехнадзор). Кстати… госорган может использовать фото-, аудио- и видеоматериалы, чтобы фиксировать и доказывать нарушения обязательных требований (хотя это не новость, 21 век на дворе). Их потом прикладывают к акту проверки. «Но ведь Ростехнадзор не придет просто так? В любой день… час, когда ему заблагорассудится?». Конечно, нет. Для внеплановой проверки нужны веские основания. Например, обращения граждан, организаций, сообщения в СМИ о том, что вы злостный нарушитель. Еще чуть-чуть, и причините вред жизни и здоровью людей (или уже его причинили). Полный список «причин» можно найти:
- в статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
На какие средства и когда менять лифт?
© VN.ru Все новости Новосибирской области
С 2005 по 2015 год благодаря поддержке правительства Новосибирской области и муниципальной программе в нашем городе лифты меняли буквально сотнями. Теперь эта работа продолжается в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
«Замена лифтового оборудования осуществляется за счет средств капремонта, — объясняет Сергей ХОХЛОВ, руководитель сектора по организации капитального ремонта Фонда модернизации ЖКХ. — На следующий год замена лифтов со счета регионального оператора планируется в 17 МКД».
«20 лет назад лифты были в ужасном состоянии, — вспоминает Николай ДУДАРЕВ, технический директор ЗАО «МКС-Новосибирск». — Потом пошли замены и модернизации лифтов жилищного фонда, и теперь в Новосибирске таких проблем нет.
Меняем лифты и сейчас, но немного — в этом году в 7-8 домах поменяли».
У управляющих компаний программы замены лифтов расписаны на десятилетия вперед. А вот в домах, решивших не скидываться в общий фонд, а собирать средства на капремонт на своих счетах, все не так радужно.
В некоторых случаях МКД со спецсчетами могут рассчитывать на господдержку: при определенных условиях она составит до 50 процентов расходов на замену лифтового оборудования. Но средств все равно не хватает.
Вот представьте: 9 подъездов, один лифт стоит 2 миллиона рублей. На весь дом выходит 18 миллионов — на спецсчетах еще не успели накопиться такие суммы. В таком случае жители пишут заявление о переводе средств в «общую копилку» и меняют лифты за счет фонда, как бы в долг, возвращая постепенно потраченные на них суммы. Проблема решается.
Однако у некоторых новосибирцев, знающих о такой схеме, возникает вопрос: почему они должны жить в требующих ремонта домах и годами ждать, пока в фонде накопятся средства для их обновления, в то время как тем, кто не скидывался раньше в общую «копилку», эти деньги дают в долг? Не логичнее ли потратить их на те МКД, которые несут свои денежки в фонд? А готовы ли вы занимать жителям соседних домов средства на ремонт лифтов или считаете, что они сами должны скидываться на модернизацию подъемников? Свои мнения вы можете высказать на нашей страничке в соцсетях.
Между тем грядет кое-что новое в законодательстве — российские лифты могут оказаться… не соответствующими международным требованиям.
Их замена по мере устаревания и поломки усложнится, если государство не поддержит производителей оборудования.
О ситуации «ВН» рассказал Дмитрий Савельев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР):
— Когда контроль над лифтовым хозяйством вернулся под эгиду Ростехнадзора, уже успело резко ухудшиться состояние лифтов в России, — считает Дмитрий САВЕЛЬЕВ. — За год в строй вводится более 40 тысяч новых лифтов, из них более 70 процентов подъемников — отечественного производства.
Но российские заводы выпускают конструктивно устаревшие лифты, не выдерживающие конкуренции с иностранными. Требуется освоить выпуск современных моделей, для чего государству следует поддержать производителей России и создать программу поэтапной замены всех изношенных подъемников.
Инженер по организации и эксплуатации лифтов ЗАО УК «СПАС-Дом» Людмила ДЕМЧЕНКО говорит, что «срок службы лифта — 25 лет, так что к 2030 году часть лифтов, поменянных в самом начале программы, нужно будет снова модернизировать — на 2028 год уже запланированы первые обновления.
Когда-то в Заельцовском районе стояли распашные лифты. Эти «распашонки» мы в начале 2000-х меняли на автоматические. Теперь уже эти автоматы будем менять на электронные». На отечественные или импортные, пока непонятно.
Главное, чтобы накоплений собственников, собирающих средства на капремонт, хватило.
ДОМ.РФ. В России может появиться Единый реестр лифтов и Единый оператор замены лифтов
В частности, предполагается создать Единый реестр лифтов на базе Единой информационной системы жилищного строительства. Это обеспечит прозрачный процесс замены лифтов по всей территории России, доступ к сведениям о лифтах в режиме реального времени. Информация реестра позволит анализировать состояние лифтов и составлять планы их замены.
У заводов есть еще одна давняя мечта — создание Единого оператора, который бы занимался приобретением лифтов для капремонта и госпрограмм в целом, отметил один из представителей заводов. Такой вопрос обсуждается, пояснил президент «Евразийской лифтовой ассоциации» Олег Никандров.
Также, по мнению Мутко, необходимо внедрять новые механизмы финансирования замены лифтов и переходить на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей.
В начале года Щербинский лифтостроительный завод предоставил рассрочку на пять лет Нижегородской области на замену 2400 лифтов. Это резко увеличило показатели замены лифтов в нынешнем году — к 15 марта в целом по стране были проведены аукционы на замену 4836 лифтов в 31 регионе, тогда как в 2022 году за тот же период была разыграна на торгах замена лишь 1349 лифтов в 27 регионах.
Сейчас рассматривают такой механизм замены лифтов еще несколько регионов, сообщили в ДОМ.РФ. Это Ростовская, Волгоградская, Тюменская, Калужская, Архангельская, Калужская, Магаданская области, Хабаровский, край, ХМАО, Карелия и Москва.
Подобная программа, когда регионы через сотрудничество с банками получали рассрочку до пяти лет на замену лифтов, работала несколько лет назад, говорит первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
Погашать кредит нужно было взносами на капремонт в следующие годы. Программа постепенно набирала обороты, но из-за пандемии сошла на нет.
Любая помощь для потребителя — это, конечно, благо, и хотелось бы, чтобы и остальные производители могли пользоваться такими возможностями, считает эксперт.
Осенью прошлого года российские производители опасались, что на рынок хлынут лифты китайского и турецкого производства. Пока этого нет, констатировал Никандров, хотя динамика наблюдается.
Между тем, к лифтам из Китая возникают вопросы. Как рассказал Захаров, есть информация, что в Китае срок службы лифтов — до 14 лет. Однако при сертификации их для поставок в Россию появляется срок в 20 лет.
Возникает вопрос обмана потребителя, считает Захаров.
В Минпромторг недавно поступила такая информация, «включились в работу», сказал Иван Трощенков, начальник отдела развития металлургического и подъемно-транспортного оборудования Минпромторга.
Обсуждается и повышение таможенных пошлин на лифты из Китая, сообщил представитель Минпромторга. Лифты для обычных зданий, не небоскребов, наши производители делают в достаточном количестве, заверили представители заводов.
В прошлом году, по данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы, доля импортных лифтов среди запущенных в эксплуатацию выросла до 33,4% (годом ранее было 25%).
Однако большей частью это лифты из Беларуси. Поставки лифтов из Китая выросли в полтора раза, но в целом заняли лишь 8,8%, из Турции увеличились втрое, но заняли около 3%.
Лишь 86 лифтов (0,22%) были привезены из Кореи и один лифт — из Узбекистана.
Как ранее сообщали в Минстрое, до 2025 года требуется заменить порядка 85 тысяч лифтов (61 700 с уже истекшим сроком годности и 23 700 тех, у которых срок годности вскоре истечет).
При этом только в 22 регионах в планы по капремонту включены все лифты, требующие замены.
В большинстве регионов не планируется заменить большую часть изношенных лифтов, около 50 тысяч лифтов не попали в программы капремонта на ближайшие годы.
В Минстрой поступают многочисленные просьбы возобновить финансовую поддержку замены лифтов, которая ранее проводилась за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, говорил замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько.
Минстрой запрашивал необходимые для этого 58 млрд рублей, которые позволили бы решать эту задачу в том числе с помощью механизмов факторинга.
Однако такое решение принято не было и пока этот вопрос продвинуть не удастся, считает замминистра.
«Перед лифтовой отраслью стоит важная задача: в течение двух лет необходимо заменить все устаревшие лифты в стране. Это вопрос безопасности людей, — подчеркивает Виталий Мутко.- Современные подъемники нужны и в новостройках.
Общими усилиями наших производителей отрасль способна обеспечить регионы и застройщиков необходимым объемом отечественного оборудования. Вместе с тем на повестке и меры поддержки добросовестных участников рынка, например, через прямые закупки регионами лифтов у отечественных предприятий.
Производители должны быть центрами прибыли, которую они смогут направить на развитие, выплату зарплат и соцподдержку сотрудников».
В минстрое россии рассмотрели вопрос замены лифтов в рамках капремонта многоквартирных домов
30.03.2023
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин провел совещание о совершенствовании механизмов замены лифтов в рамках программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». Участие в совещании приняли председатель Комитета по строительству и ЖКХ Государственной Думы ФС РФ Сергей Пахомов и замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов.
«Сегодня рассматривается вопрос поддержки отечественных производителей, в том числе лифтового оборудования и комплектующих, в частности.
С учетом того, что основные потребители находятся в строительной отрасли, в возведении жилья и проведении капремонта, вопрос оказания поддержки обсуждается совместно с Минпромторгом России, Государственной Думой, а также экспертным и бизнес-сообществом», — отметил Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
В ходе совещания Минпромторгом России внесены предложения по переходу на закупки лифтов для их замены в рамках капитального ремонта в многоквартирных домах (МКД) напрямую у производителей, а также по импортозамещению в отрасли лифтостроения. Вместе с тем отмечается, что инициатива требует детальной проработки.
В настоящее время закупка лифтов с целью замены в рамках региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с Положением об отборе подрядных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 615. Для выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов в МКД в реестры квалифицированных подрядных организаций включено 373 организации, из которых 14 производителей лифтового оборудования и 359 монтажных организаций.
На сегодняшний день в первом чтении Государственной Думой РФ принят законопроект, которым предусмотрено предоставление регоператорам капремонта права раздельной закупки материалов и оборудования для капремонта.
«Нам не нужно ничего создавать искусственным образом — у нас на рынке работает пять лифтовых заводов, за качество которых мы можем не переживать. Это те компании, получив от которых лифты в систему ЖКХ, мы можем быть спокойны за их надежность.
Совместно с Минстроем и Минпромторгом мы должны исключить из всех цепочек посредников и номинальные компании, которые собирают лифты из непонятных запчастей полукустарным способом.
Кроме того, необходимо в любом удобоваримом виде обеспечить аккредитацию обслуживающих специалистов на заводах-производителях.
Потому что сейчас есть вопросы к квалификации тех, кто занимается техническим обслуживанием лифтов, причём это касается не только стандартного жилья, но и жилых комплексов более высокого уровня», — подчеркнул председатель Комитета по строительству и ЖКХ Государственной Думы ФС РФ Сергей Пахомов.
Минпромторгом России предложено установить требования о наличии сведений о лифтах в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 719, которое в том числе регулирует исполнение контрактов. Это требование предлагается распространить с 2024 года включительно на порядок отбора организаций для контрактов на капитальный ремонт МКД.
В этих целях Минпромторгом России в 2021 году актуализировано постановление № 719.
Сейчас в постановлении предусмотрена балльная система, учитывающая удельную капиталоемкость в структуре себестоимости лифта, перспективность и критичность технологий производства указанной продукции в целях наиболее точного отображения уровня локализации ее производства на территории Российской Федерации. Более того, действующие критерии направлены на стимулирование потребления российских комплектующих и достижение технологического суверенитета в лифтовой отрасли.
В рамках совещания также рассмотрели возможность допустить установку лифтов, произведенных на территории стран-членов Евразийского экономического союза. Такой реестр ведется Советом Евразийской экономической комиссии в соответствии с Правилами определения страны происхождения отдельных видов товаров для государственных закупок.
«Минпромторг полностью поддерживает переход на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей, включенных в российский реестр. Это позволит не только повысить качество монтажа лифтового оборудования за счет исключения ненадежных посредников, но и гарантировать спрос на российский продукт.
Речи об исключении монтажных организаций из рынка замены лифтов в рамках капитального ремонта не идет. Предложенный механизм возложит большую ответственность на производителей лифтов за выбор монтажной организации и оказание услуги.
Обращаю внимание, что российские заводы также поддерживают инициативу и готовы полностью закрыть потребность в лифтах имеющимися мощностями», — заключил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов.
Одним из развивающихся направлений сегодня является и новое многоэтажное строительство. Для продолжения наращивания темпов ввода жилья также необходимо рассмотреть актуальные и меры поддержки, которые будут востребованы как в ходе строительства МКД, так и при их эксплуатации.
В ходе совещания также рассмотрели предложения экспертного сообщества, направленные в Минстрой России, об упрощении процедуры включения в реестр российской промышленной продукции, в том числе увеличить срок действия акта Торгово-промышленной палаты РФ с 3 до 5 лет, тем самым синхронизировать со сроком действия сертификата соответствия на лифт.
Возможность закупки у компаний-производителей лифтов в рамках крупных лотов для капремонта и нового строительства может позволить таким организациям в том числе долгосрочно планировать поставки продукции, привлекать кредитные средства как на модернизацию производственных мощностей, так и на разработку новых технологий и материалов. Для проработки данного вопроса сегодня организовывается взаимодействие с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом предпринимателей и промышленников, а также экспертами и представителями бизнес-сообщества.
Стоит отметить, что с помощью действующих механизмов государственной поддержки по линии Минпромторга России российскими заводами активно реализуются проекты, направленные на организацию серийного производства новых линеек лифтов и компонентной базы, в том числе для обеспечения российскими лифтами объектов нового строительства.
С марта 2023 года в россии может появиться полноценный «лифтнадзор»
- С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
- к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов);
- ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор;
- один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы;
- в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора);
- предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
И вот, Ростехнадзор представил проект поправок в ГрК РФ и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее)
Ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» можно на сайте regulation.gov.ru.
Публичное обсуждение проекта продлится до 15 ноября 2021 г.
При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:
Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей
- С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
- к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов);
- ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор;
- один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы;
- в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора);
- предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
И вот, Ростехнадзор представил проект поправок в ГрК РФ и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее)
Ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» можно на сайте regulation.gov.ru.
Публичное обсуждение проекта продлится до 15 ноября 2021 г.
При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:
Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей