Предоставление жилья по договору соцнайма погорельцам 2023
От пожаров не застрахован никто, возгорание может произойти в любое время дня и ночи в частном или многоквартирном доме.
Источником и причиной пожара могут быть поджоги, нарушения эксплуатации электроприборов и просто несчастные случаи. Кроме того в стране часто происходят массовые пожары лесов, которые нередко затрагивают и жилые зоны.
Люди, ставшие жертвами пожаров, по закону обязаны получать государственную поддержку и помощь. Помощь погорельцам заключается не только в получении нового жилья, но и материальной помощи и различных денежных компенсаций.
Пожар и помощь пострадавшим: главные особенности
В результате пожара страдает не только жилая недвижимость граждан. Помимо того, что они теряют своё часто единственное место жительства, нередко они утрачивают документы, деньги, сбережения и другие личные вещи.
В этом случае они не просто оказываются на улице, но и теряют абсолютно все средства и возможности существования.
Справиться самостоятельно с такой бедой многим не под силу. Кто имеет возможность, те переезжают к родственникам.
Те же, кто не имеют такой возможности, расселяются обычно в пунктах временного размещения. Такие пункты часто организуются в школах, общежитиях и прочих учреждениях.
Пункты помощи погорельцам – это не просто место, где можно временно проживать. Там располагаются пункты приема гуманитарной помощи, туда приносят еду, необходимые вещи, предметы личной гигиены. Используются они, как правило, при массовых возгораниях, при которых пострадавшими являются десятки людей.
Для того, чтобы выдать необходимую помощь погорельцу, учитывается ряд важнейших факторов произошедшего пожара, в частности:
- вид собственности сгоревшего жилья;
- причина пожара и наличие виновного лица;
- наличие страхового договора.
Отдельного законодательного акта, который бы регламентировал процедуру оказания помощи погорельцам, в стране нет. Учёт последствий возгорания определяется на основании ФЗ № 69 «О пожарной безопасности».
Для получения последующей помощи при возгорании погорельцы должны получить от сотрудников пожарной службы МЧС справку о возгорании.
Получить помощь от администрации или государства погорельцы могут только в ряде случаев:
- возгорание стало следствием действий государственных или муниципальных служб;
- из-за пожара было потеряно все имущество погорельцев;
- причиной возгорания не является намеренный поджог;
- сгоревший дом является единственным жильем для собственника;
- на жильё существует зарегистрированное право собственности.
Только в этих случаях погорельцам может быть выплачена компенсация от государства. Раньше выплаты погорельцам осуществлялись в размере стоимости жилья. Сейчас в 2023 году Постановление Правительства № 937 больше не действует.
Пожар частного дома
Итак, что положено погорельцам частного дома по закону? Чаще всего горят именно частные и индивидуальные строения. Что полагается погорельцам, будет определяться в каждом конкретном случае.
Если, к примеру, причиной возгорания стал поджог, рассчитывать на помощь государства не придётся. Будет заведено уголовное дело, определено виновное лицо, которое по приговору должно будет возместить причинённый ущерб.
Часто у таких граждан нет денег на возмещение ущерба, и потерпевшим приходится ждать призрачных выплат долгие годы. В такой ситуации им приходится рассчитывать только на собственные силы.
Если жильё было застраховано от пожара, а страховая компания признает произошедший случай, страховым, выплаты будет осуществлять именно она по страховому договору. Страховые обычно так составляют договоры с гражданами, чтобы максимально обезопасить свои финансы от трат, не являющихся страховыми случаями.
Куда обращаться, если не было поджога и нет страхового договора? Тогда собственник помещения должен будет обратиться за помощью в местную администрацию.
Страховые компании очень внимательно проверяют все случаи пожаров, поскольку на этом поприще часто промышляют мошенники, которые совершают намеренные поджоги.
Пожар многоквартирного дома
В многоквартирном доме получить помощь от государства намного сложнее, чем в частном. Это происходит из-за большого числа жильцов и сложности в определении причины пожара.
Материальная помощь в этом случае может быть выплачена, если жильё находится в собственности, и кандидат на поддержку отвечает всем установленным законодательством критериям.
Если это единственное жильё и жить в нем после пожара невозможно, люди получают временное жильё с правом дальнейшего получения недвижимости.
Предоставление жилой недвижимости
Как получить жильё вместо сгоревшего – главный вопрос, который интересует пострадавших от пожаров граждан.
Предоставление жилья погорельцам зависит от статуса владения недвижимостью:
- Если недвижимость находилась в собственности гражданина, он сам несёт риск повреждения или утраты имущества. Рассчитывать он может только на денежную компенсацию от государства.
- Если недвижимость находилась в социальном найме, жильцы получают новое временное жильё.
Чтобы получить жилищный сертификат погорельцам нужно обратиться в государственные или муниципальные органы, которым принадлежит жилищный фонд.
Оказываться жилищная помощь может в нескольких формах:
- выделение жилья из резервного фонда;
- предоставление временного жилья за счёт государства или муниципалитета на весь срок до получения новой постоянной жилой площади;
- выплата субсидий на приобретение нового жилья (жилищных сертификатов).
Если граждане владели жильем на условиях социального найма, они вправе претендовать на получение помощи только в отношении пострадавшего имущества. Размер помощи будет определяться на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих причинённый ущерб.
Денежная помощь
Пострадавшие от пожара вправе рассчитывать на денежную помощь от федеральных или региональных органов власти. Размер помощи также будет определяться исходя из причинённого ущерба и доходов пострадавшего гражданина.
Если, к примеру, во время массового пожара умирают люди, государство обязано выплачивать денежные компенсации их семьям за жертвы. Однако, это очень редкий случай государственной помощи.
Такие варианты могут возникнуть только, если государственными органами власти не была оказана своевременная помощь в остановке распространения лесных пожаров, в результате чего они перекинулись на населённые пункты.
Чтобы получить полагающуюся по закону компенсацию, нужно следовать следующему алгоритму действий:
- получить акт у сотрудников МЧС и справку о проведённом расследовании;
- получить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
- собрать документы, подтверждающие право собственности на жильё;
- получить справку из ЕГРН, подтверждающую факт наличия единственного жилья;
- получение справки о стоимости повреждённого имущества;
- получить актуальную справку о доходах погорельца;
- получить справку о составе семьи;
- оформить заявление о выплате компенсации;
- подать все документы в государственные или муниципальные органы власти.
В случае массового пожара на определенной территории может быть создан благотворительный фонд. Там будут аккумулироваться все пожертвования граждан, которые в равной мере распределяться между пострадавшими и нуждающимися.
Чтобы получить денежную компенсацию от государства, нужно чтобы жильё не было застраховано.
Возможность получения денежных средств совсем не означает, что гражданин сможет в полной мере возместить весь свой ущерб. Есть максимальные значения таких выплат. Получить более 120 тысяч рублей в виде денежной компенсации по закону нельзя.
Но даже на эту сумму может рассчитывать далеко не каждая пострадавшая семья. Всем нам известна ситуация с подтопленными городами в Иркутской области. Там каждый собственник жилья получил только по 10 тысяч рублей и места для временного размещения.
Большие денежные суммы из государственного бюджета им никто не выплачивал. По сути же подтопления не имеют особых отличий от пожаров и возгораний.
Региональная помощь
Погорельцы обычно получают помощь на всех уровнях: на федеральном, региональном и местном. Все зависит от масштаба бедствия и причинённого ущерба.
На муниципальном уровне предоставляются, как правило, дополнительные льготы, такие как:
- предоставление на полностью безвозмездной основе или на льготных условиях земельных участков для строительства нового жилья;
- выплаты разовых денежных компенсаций на неотложные нужды;
- иные льготы индивидуального характера.
Средства на подобные выплаты берутся из резервного фонда местного самоуправления, который ежегодно утверждается в размере 1 % от местного бюджета населенного пункта.
Обычно для получения денежной выплаты обязательно проводится экспертиза по определению суммы ущерба. И страховые компании, и государственные органы проводят такие экспертизы для того, чтобы точно определить сумму потенциально возможной выплаты в отношении одного погорельца. Выплачивать лишнее никто не будет.
Потерять имущество и недвижимость при пожаре может каждый, рассчитывать на помощь со стороны государства – далеко не все.
Государственная помощь погорельцам осуществляется в форме предоставления нового жилья и выплаты денежной компенсации. И та, и другая поддержка зависят от вида строения, формы владения им и других индивидуальных особенностях пострадавшего.
Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.
ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).
Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма
Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.
Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).
А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.
1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.
м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):
- подача заявления о снятии с учета;
- утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
- выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
- выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.
Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).
Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.
Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.
и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).
Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.
Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.
Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).
Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета
Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.
Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.
никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.
неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).
Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.
Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.
, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).
Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.
Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.
(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.
Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.
Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).
Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.
6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.
ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.
Как должны помочь власти, если сгорел частный дом?
Сгорел жилой дом. Администрация и суд отказали в строительстве нового жилого дома. Земля в собственности. Что теперь делать?
Государство обязано помогать погорельцам. Но не всем. А объем этой помощи зависит от множества нюансов. Как правило, местные власти выделяют небольшую сумму и могут предоставить временное жилье, если жить больше негде.
Строить дом взамен сгоревшего власти не обязаны: это проблема собственника. Исключение: если пожар произошел из-за бездействия администрации. Тогда можно попытаться взыскать с нее деньги на строительство нового дома. Но строить придется самому.
Чтобы кайфовать от новых знаний. Акция действует до 31 июля Выбрать курс
Если сгорел дом, государство помогает не всегда. Получить помощь можно только при совокупности условий. Вот они.
Например, если огонь перекинулся с горящей бани соседа, это еще не ЧС. А вот если дом загорелся из-за лесного пожара, от которого к тому же сгорели и другие дома в поселке, это, скорее всего, признают ЧС.
Сгоревшее жилье — единственное. Если есть другое жилье, то катастрофы не произошло: людям есть где жить. В таком случае можно рассчитывать только на первичную помощь, которая законом не регулируется. Например, администрация может предоставить спецтехнику для разбора завалов и организовать волонтеров.
Когда обстоятельства пожара не подпадают под перечисленные условия, отказ в материальной помощи законен.
Как правило, в первую очередь государство выплачивает погорельцам деньги — компенсацию за потерю жилья и предметов бытового обихода. Затем решают, можно ли дать временное жилье.
В каждом регионе своя схема оформления этих выплат. Например, в Твери это работает так:
- В течение шести месяцев после пожара погорельцы подают заявление о выплате, представляют копии паспортов и свидетельств о рождении, документы о пожаре. Все бумаги направляют через МФЦ, муниципальный центр соцподдержки населения или портал госуслуг.
- Два дня чиновники проверяют документы и формируют комиссию.
- Один день отводится на работу комиссии, которая должна выяснить, сколько имущества первой необходимости уничтожено.
- Через пять дней после подачи заявления погорельцы должны получить ответ по телефону или через портал госуслуг.
- Если все в порядке и выплаты одобрены, еще в течение трех дней должны заплатить. Таким образом, на все уходит максимум 11 дней.
В зависимости от ситуации администрация может временно предоставить муниципальную квартиру, заключить постоянный договор соцнайма, выдать жилищный сертификат или поставить в очередь на улучшение жилищных условий. Восстанавливать частный дом после пожара администрация не обязана — об этом в законах ничего не сказано.
Под семьей понимают зарегистрированных в доме супругов, детей, родителей, внуков и усыновителей. Для всех сгоревшее жилье должно быть единственным.
Плюс жилищного сертификата в том, что его можно использовать с доплатой и получить новое жилье побольше. Муниципальное жилье выделяют обычно по таким же или похожим социальным нормам, но нет практически никаких шансов, что дадут большую квартиру.
Минфин России выдает сертификаты региональному правительству, а уже оно распределяет их среди пострадавших. Схема запутанная:
- Погорельцы пишут заявление в местную администрацию.
- Управление ГО и ЧС подтверждает, что адрес пострадавших находился в зоне стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.
- В МВД подтверждают, что люди действительно были зарегистрированы по этому адресу.
- Региональное правительство после этих проверок направляет документы в министерство ГО и ЧС.
- Те передают документы в Минфин.
- Из федерального бюджета в регион поступают жилищные сертификаты пострадавшим.
Для каждого этапа установлен свой срок, но суммарно на все уйдет около трех месяцев.
Жилищный сертификат — единственный вариант помощи от государства после пожара, когда вместо сгоревшего дома можно получить тоже дом, а не квартиру. Кроме того, если жилье оплатили жилищным сертификатом, оно сразу становится собственностью бывших погорельцев. В этом отличие от муниципального жилья, право на приватизацию которого еще надо будет доказать.
Но жилищный сертификат не так легко получить. Как следует из обзора судебной практики Верховного суда, их не дают:
- иностранцам, если они жили в сгоревшем доме;
- любым не зарегистрированным там жильцам;
- тем, у кого есть доля собственности в другой недвижимости;
- тем, кто получил жилищную субсидию в связи с происшествием;
- если у дома не было адреса.
А еще в бюджете могут быть не заложены деньги на жилищные сертификаты для пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
Но бывает и иначе. Например, в августе 2017 года в Волгоградской области горели степи, пожары дошли до населенных пунктов и уничтожили много домов. К октябрю того же года 14 из 26 пострадавших семей смогли купить новые дома и квартиры по жилищным сертификатам.
Программа улучшения жилищных условий — еще один способ получить жилье взамен сгоревшего.
Если после пожара в доме все еще можно жить, но это очень опасно, или пришлось переехать в тесную квартиру к родственникам, можно встать в очередь на улучшение жилищных условий.
Когда она подойдет, дадут жилье по договору соцнайма или денежный сертификат, который можно использовать, чтобы купить квартиру.
Государство помогает погорельцам, у которых в результате чрезвычайной ситуации сгорело единственное жилье, где они были прописаны. Например, они могут единовременно получить по 10 000 Р на каждого члена семьи и от 50 000 до 100 000 Р за сгоревшее имущество первой необходимости.
Предоставление жилья погорельцам
Пожары наносят серьезный ущерб имуществу и жизни людей. Если из-за несчастного случая человек остался без жилья, он вправе претендовать на помощь погорельцам от государства по закону.
Рассмотрим, что положено при утрате частного дома, квартиры или муниципального жилья в сельской местности или в городе, а также то, как получить от уполномоченных органов компенсации за сгоревший дом или квартиру.
Основные сведения
Основания для перечисления компенсационных выплат пострадавшим зависят от следующих факторов:
- жил ли пострадавший в квартире или доме на правах собственности или по договору с муниципалитетам;
- кто виновен в возгорании, что стало причиной трагедии;
- было ли заключено страховое соглашение на жилье, которому нанесен ущерб из-за пожара.
Ответственность за установление причин пожара и выявление виновных лиц лежит на сотрудниках МЧС.
Компенсация при пожаре полагается в следующих обстоятельствах:
- пожар возник из-за неправомерных действий сотрудников муниципальных и государственных учреждений;
- жилье не подлежит восстановлению и является единственным для пострадавшего;
- пострадавший владеет жильем на праве собственности;
- имущество потеряно не из-за поджога или возгорания.
Если, к примеру, пожар возник по вине собственника помещения или у пострадавшего есть другие виды недвижимости, то претендовать на получение помощи у человека нет права.
ВНИМАНИЕ! Льготы, пособия и выплаты для частных домов или квартир не предусматриваются для людей, проживавших в арендованном жилье.
Какие положены виды поддержки
Если сгорел дом, какая материальная поддержка предусмотрена для пострадавших? Закон о погорельцах устанавливает следующее: если собственник дома или квартиры получил ущерб недвижимости из-за пожара, то он вправе претендовать на его возмещение.
Прежде всего пострадавшим положено жилье. Ст. 95 и 106 ЖК РФ регулируют предоставление жилья на временной основе.
Затем необходимо собрать документы на выплату денежной субсидии, которая пойдет на покупку нового жилья. При отсутствии страховки государство выделит небольшую денежную сумму в качестве компенсации.
Для погорельцев, которые проживали в квартире по условиям договора соцнайма, полагается следующая помощь:
- выделение нового жилья на прежних условиях соцнайма (условия проживания должны быть аналогичными – не хуже предыдущих);
- заключение соглашения о предоставлении временного жилья на тот период, в течение которого будут оформляться все необходимые документы;
- выплата денежных пособий, которые допускается потратить на покупку нового жилья.
Куда обращаться за помощью
Порядок действий потерпевшего заключается в следующем:
- Обратиться в МЧС и получить справку об обстоятельствах возгорания.
- Обратиться в ЖКХ. Сотрудники учреждения проведут проверку состояния канализационной, водопроводной систем, отопления и электричества. После проверки пострадавший получит соответствующее заключение.
- Посетить местные административные органы. Сотрудники оформят заключение о возможности проживания в жилье. Если возможность проживания будет опровергнута, то заявитель вправе рассчитывать на помощь. В случае если проверка проводится в жилье из государственного фонда, то оплачивать ее не нужно.
- Обратиться в муниципалитет и органы соцзащиты для получения материальной помощи.
- Встать в очередь нуждающихся в жилом помещении, если для этого есть сопутствующие основания.
Для того чтобы обратиться в государственные органы, необходимо подготовить следующий пакет документов:
- заявление;
- паспорт;
- правоустанавливающая документация на жилье;
- справка об обстоятельствах возгорания (оформляется в пожарной службе);
- письменное заключение о том, что предположения об умышленном поджоге не подтвердились (оформляется в органах охраны правопорядка);
- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
- техпаспорт жилья;
- документ о том, что у пострадавшего больше нет другого жилья;
- справка о постановке жилья на учет (оформляется в кадастровой службе);
- выписка из домовой книги;
- справка о расчетном счете (оформляется в банке).
В заявлении на получение помощи нужно указать такие сведения:
- данные о заявителе: ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, право собственности на жилье с указанием его адреса;
- просьба организовать строительство/восстановление жилья или выплатить компенсацию;
- адрес, дата подписания заявления, подпись обращающегося лица;
- регистрационные реквизиты заявления.
Если необходимые документы сгорели (к примеру, паспорт или правоустанавливающая документация на жилье), то перед обращением за помощью нужно их восстановить, посетив соответствующие инстанции.
На что могут рассчитывать погорельцы
Если пострадавшему перечислят финансовую компенсацию, то ее размер не погасит весь нанесенный ущерб. Максимальная сумма компенсации на федеральном уровне – 120 тысяч рублей, причем она доступна далеко не всем.
К другим видам помощи относятся следующие:
- выдача леса для строительства дома (бесплатно или за символическую плату);
- перечисление небольшой суммы денежных средств на срочные нужды пострадавшего;
- иные льготы – определяются на индивидуальных условиях.
Указанные виды помощи устанавливаются на региональном уровне. Под эти нужды каждый год выделяется около 1% местного бюджета.
Что делать в случае поджога
Пострадавшему необходимо составить иск о получении компенсации и подать его в суд. Дело может рассматриваться в уголовном или гражданском порядке – в первом случае ответственность за возбуждение дела лежит на сотрудниках правоохранительных органов.
Ответственность за намеренный поджог наступает с 14 лет. Виновный рисует столкнуться со штрафом, исправительными/понудительными работами, лишением свободы. Если из-за поджога кто-то скончался, то наказание ужесточается.
https://www.youtube.com/watch?v=EaZLhD279J8\u0026pp=ygVq0J_RgNC10LTQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjQtSDQttC40LvRjNGPINC_0L4g0LTQvtCz0L7QstC-0YDRgyDRgdC-0YbQvdCw0LnQvNCwINC_0L7Qs9C-0YDQtdC70YzRhtCw0LwgMjAyMw%3D%3D
Пострадавшему потребуется обратиться к частной экспертной фирме для проведения оценки ущерба, который возник из-за поджога. Сотрудники компании подготовят соответствующее свидетельство. Работы могут быть проведены в течение 1 недели.
Для заказа услуг потребуется предоставить правоустанавливающую документацию на жилье и другие документы:
- ксерокопию акта о пожаре от ТСЖ;
- ксерокопию акта МЧС, справок из БТИ;
- кадастровый и технический паспорт на сгоревшее жилье.
Пострадавший может предпринять попытки урегулировать конфликтную ситуацию без обращения в суд. Для этого он должен в свободной форме составить претензию на имя виновного лица с требованием возместить ущерб.
Рекомендуется отправить документы заказным письмом с уведомлением о вручении или воспользоваться услугами курьера. Так виновное лицо не сможет в дальнейшем утверждать, что никаких писем ему не приходило.
ВНИМАНИЕ! В среднем срок принятия решения виновником не превышает 1 месяца. Рекомендуется указать конкретный срок в претензии.
В случае если человек откажется перечислять компенсацию, придется обращаться в суд. Практика показывает, что иногда виновные на словах соглашаются со всеми предъявляемыми к ним требованиями, однако на деле всеми силами затягивают решение вопроса, указывая на то, что у них сложились тяжелые жизненные обстоятельства, проблемы с финансами и т. д.
Отговоркам верить нельзя – потребуется инициировать судебное разбирательство. Подобные дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Если сумма исковых требований не превышает 50 тысяч рублей, то обращаться нужно в мировой суд, если превышает – в районный. Иск направляется по адресу регистрации ответчика или организации, если именно она виновна в пожаре.
Если виновник пожара не согласен с суммой ущерба, которую ему предъявил пострадавший, то ему потребуется обратиться к независимому оценщику для проведения экспертизы. Уполномоченные лица установят конкретную сумму.
Также обратиться за услугами к независимым оценщикам придется и в том случае, если жилье пострадавшего является застрахованным.
Дополнительные особенности и нюансы
- При возникновении пожара необходимо в срочном порядке сообщить об этом пожарной службе МЧС РФ по номеру 112. Практика показывает, что самостоятельные попытки погасить огонь ни к чему не приводят – если, конечно, пламя пока небольшое и затронуло только несколько предметов.
- На сегодня основной способ возместить ущерб от пожара – страхование жилья. В договоре можно указать требование по возмещению ущерба, стоимости сгоревшего в квартире имущества, в том числе использованных для отделки материалов.
- Часто при возникновении подобных случаев неравнодушные люди организовывают сбор помощи пострадавшим, который включает в себя не только денежные выплаты, но и предоставление предметов и вещей первой необходимости – одежды, обуви, продуктов питания, постельного белья, посуды.
Но если, к примеру, пожар произошел из-за намеренных действий страхователя, если страхователь просрочил платеж или скончался, если при страховании человек предоставил недостоверные сведения о жилье и имуществе, то в возмещении ущерба будет отказано.
Как помочь таким людям? Обычно информацию о таких сборах выкладывают в группах и сообществах соцсетей. Необходимо внимательно ознакомиться с указанными реквизитами, чтобы не перечислить деньги мошенникам, а лучше – связаться с пострадавшими и оказать им помощь напрямую.
Таким образом, если не по вине пострадавшего произошел поджог, он вправе претендовать на льготы, компенсации, предоставление временного жилья. Для этого ему потребуется подготовить определенные документы (или обратиться в специальные учреждения для их восстановления) и посетить несколько служб для получения помощи.
В случае если пожар возник по вине другого человека или организации, причем виновное лицо отказывается возмещать ущерб или всячески затягивает решение вопроса, нужно обращаться в суд.
ВАЖНО! Для того чтобы увеличить шансы на положительное решение суда, следует воспользоваться услугами профессионального юриста. Специалист окажет помощь в подготовке документов, грамотном составлении иска, разработает тактику поведения в ходе судебного заседания.
Помощь погорельцам: кто может получить компенсацию при пожаре
© Вечерняя Москва
Единого закона о погорельцах в России нет. На федеральном уровне существуют несколько статей Жилищного, Гражданского и Уголовного кодексов, а также приказ МЧС. Отдельные нормативно-правовые документы позволяют отрегулировать вопросы преодоления возникших из-за утраты имущества неприятностей, предоставления другого жилья и помощи пострадавшим. Это комплексная и многогранная работа.
https://www.youtube.com/watch?v=EaZLhD279J8\u0026pp=YAHIAQE%3D
Государство восстанавливает свое жилье
В первую очередь необходимо установить причину возгорания, объяснила юрист, эксперт в сфере ЖКХ Ольга Перминова. Для этого после ликвидации пожара сотрудник МЧС составляет акт. В нем указываются данные о том, что способствовало ЧП, кто пострадал или погиб. Затем вызывается оценщик, определяется сумма причиненного ущерба.
По словам специалиста, в каждом случае необходимо разбираться индивидуально. Виноватым может быть житель квартиры или частного дома, управляющая компания или поджигатель.
— Государство, в свою очередь, занимается восстановлением жилья только в том случае, если помещение находится в его собственности, а люди там проживают по договору социального найма. Так что частным собственникам ни на какую помощь от государства рассчитывать не стоит, — отметила Перминова.
Для минимизации последствий пожара эксперт посоветовала страховать свою недвижимость. Тогда страховая компания в рамках указанной в договоре суммы поможет с восстановлением имущества, или это позволит приобрести новую квартиру.
Кому помогут с квартирой после пожара
Случаи, когда государство выделяет жилье погорельцам, все же есть.
Согласно статье 95 ЖК РФ, это возможно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, на которые собственник никак повлиять не мог. Тогда выделяется временное жилье из маневренного фонда. Касается это в основном стихийных бедствий, когда оставаться в зданиях уже просто опасно, есть риск их обрушения. В этом же случае можно рассчитывать и на денежную компенсацию, и на жилищный сертификат.
В Москве, например, как следует из закона «Основы жилищной политики» (с документом можно ознакомиться на сайте mos.ru), существует специализированный жилой фонд. Его используют для неотложного расселения людей из-за «пожаров, аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных обстоятельств, либо капитального ремонта или реконструкции домов».
Кроме того, согласно статье 57 ЖК РФ, людям, жившим в квартирах по договорам социального найма, также могут предоставить жилье, если предыдущее непригодно для проживания.
Если же причиной стал поджог, то открывается уголовное дело в рамках статьи 167 УК РФ. Если виновника найдут, а в его действиях увидят состав преступления, то он может получить до пяти лет тюрьмы. Только государство тут уже ни при чем. Если уголовное дело не возбуждено, то компенсацию можно затребовать в рамках гражданского судопроизводства.
До суда можно не доводить
Также на поддержку от государства можно рассчитывать, если утрачено единственное жилье. В этом случае переселят в квартиру по договору социального найма, находящуюся в муниципальной собственности. Но, как отмечает юрист, в каждом случае все индивидуально и зависит от причины пожара.
Рассчитывать на получение компенсации можно и тогда, когда причиной пожара стали действия государственных организаций и управляющих компаний. Решаются эти вопросы как в досудебном, так и в судебном порядке.
По словам Перминовой, с доведением дела до суда не стоит торопиться.
— Сначала стоит попробовать решить вопрос мирным путем, написав досудебное обращение или претензию виновнику. Довольно часто управляющая организация, если пожар произошел по ее вине, предлагает провести ремонт собственными силами. А если виновник отказывается, то тогда уже нужно обращаться в суд. Правда, тогда суд может запросить свою экспертизу, — объяснила эксперт.
За жилое или нежилое помещение в любом случае отвечает собственник, отмечает юрист. Кто бы это ни был — государство или частное лицо. Именно на плечи собственника возложено преодоление последствий пожара. Сначала все фиксируют и проводят расследования пожарные, составляется акт.
Далее производится оценка материального ущерба. После этого необходимые сведения направляются либо в страховую компанию, если жилье застраховано, либо в местную администрацию, если помещение принадлежит государству.
Если выясняется, что жилье сгорело из-за халатности самих жильцов и не было застраховано, восстанавливать его придется точно за свой счет, заключила Перминова.
Что же касается недавней трагедии в поселке Мосрентген, то, по предварительной версии, причиной пожара стала неисправная электропроводка. Виноваты в этом жильцы или обслуживающая организация, предстоит выяснить. Несмотря на это, власти Москвы уже пообещали оказать помощь пострадавшим.
Как заключить договор социального найма в 2023 году
Договор социального найма позволяет гражданам с низким уровнем дохода снять квартиру у государства в разы дешевле рыночной стоимости. Впоследствии наниматели имеют возможность выкупить жилье у государственного собственника, приватизируя арендуемую собственность.
Социальный наем – идеальная возможность получить недвижимость тем, у кого нет средств для покупки квартиры в ипотеку. Но для заключения такого договора нужно выполнить ряд условий и соответствовать категории съемщиков.
Устанавливает право заключения договора социального найма Статья 60 ЖК РФ.
Какие нужны документы для заключения договора социального найма
Договор социального найма оформляется только после того, как наниматель представит соответствующие документы. В их число входит:
- Паспорт нанимателя и всех лиц, которые включены в договор — родственники арендатора и будущего собственника. Указываются совершеннолетние граждане и дети с 14 лет.
- СНИЛС нанимателя.
- Справка о составе семьи.
- Свидетельство о браке (разводе).
- Согласие всех членов семьи. Не важно, где находится родственник — он должен прислать свое решение по почте. Если нет такой возможности, оформляется доверенность в пользу нанимателя.
- Выписка из домовой книги.
- Сведения о доходах.
- Информация об имеющемся жилье (для расчета жилплощади на каждого, кто проживает на ее территории).
В процессе представления документов создается заявление. Затем все собранные справки отправляются в контролирующий орган до ожидания решения.
Куда обратиться для заключения договора
Начать оформление документов можно в любом государственном учреждении. Это можно сделать удаленно, например, через МФЦ или «Госуслуги». Заявление подается от лица основного арендатора, но он вправе указать остальных членов семьи, которые будут проживать в нанимаемой у государства территории.
Кроме МФЦ и «Госуслуг», нужно встать на учет в местной администрации. Там семью, планирующую в будущем приватизировать арендуемое жилье, запишут в ряды ожидающих граждан. Если арендаторы будут выполнять условия по оплате квартиры своевременно, они смогут стать собственниками квартиры.
Кто заключает договор социального найма
Договор социального найма заключается между двумя сторонами:
- Государство, от лица которого выступают представители администрации региона, в котором арендаторы подают заявление.
- Наниматель — гражданин вместе с членами своей семьи, имеющие основания для подачи заявления на заключение договора соцнайма. К числу таких граждан относятся те, кто не имеет собственного жилья и доходов для его приобретения. Вдобавок квартиру могут приватизировать граждане, у которых есть собственность с недостаточным для комфортного проживания метражом.
Наниматель и государство – основные участники договора. К числу прочих относятся члены семьи нанимателя — его супруг(а) и несовершеннолетние дети.
Что является основанием для заключения договора социального найма
Основанием для получения жилья по соцнайму, в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14, является одобрение от лица муниципального органа, выданное обратившемуся гражданину.
Чтобы получить право на дешевое жилье, наниматель обязан представить подтверждение недостаточно комфортных условий проживания и низкий уровень дохода. Если пришел отказ от администрации, жилье по договору социального найма предоставлено не будет.
Оставьте заявку на консультацию юриста:Добавить в Избранное