Статья 330.1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента 2023
Формулировки «Минюст признал иноагентом…» стали, кажется, привычным делом каждый пятничный вечер.
В реестр уже включены автор «Текста» и «Метро 2033» Дмитрий Глуховский, кинокритик Антон Долин, Максим Галкин, Моргенштерн, Oxxxymiron, Юрий Дудь, Михаил Зыгарь и другие, а сегодня сенатор Андрей Климов заявил, что россияне, покинувшие страну с начала СВО, могут пополнить этот список. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, правда, в комментарии позже сказал, что у Кремля нет позиции насчет распространения соответствующего закона, но «иноагент», кажется, уже успел стать словом дня.
Кого и за что могут признать «лицом, выполняющим функции иностранного агента»? Можно ли избавиться от этого статуса и чем он грозит? Как в ближайшее время изменится закон, регулирующий деятельность иностранных агентов?
Разбираемся с Ильей Боровковым – адвокатом из АБ «Коблев и партнеры».
Илья Боровков
В настоящий момент нормы об иноагентах содержатся в целом ряде федеральных законов, а с 1 декабря 2022 года в силу вступает Федеральный закон № 255 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Закон № 255), который, по словам председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Василия Пискарева, призван систематизировать законодательство, касающееся иноагентов, и сделать процедуру контроля за их деятельностью прозрачной.
Фактически данный закон по сравнению с действующим законодательством расширяет рамки возможностей по признанию иноагентом – как по кругу лиц, так и по перечню оснований, а также увеличиваются ограничения для иноагентов.
Кроме того, отдельным законопроектом, прошедшим первое чтение в Государственной Думе РФ, предлагается введение дополнительных норм в КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность в данной сфере.
В данной статье речь пойдет про нормативное регулирование, которое начнет действовать с 1 декабря 2022 года.
Кого и за что могут признать иноагентом? Можно ли оспорить решение?
- С 1 декабря 2022 года иностранным агентом может быть признано:
- • российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
- • общественное объединение, действующее без образования юридического лица;
- • иное объединение лиц;
- • иностранная структура без образования юридического лица;
- • физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.
- Так, иноагентами могут быть признаны международные и иностранные организации, включая их представительства (филиалы) на территории России, что раньше запрещалось Конституционным Судом РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
До 1 декабря 2022 для получения статуса иноагента необходимо было наличие двух обязательный условий: 1) иностранное финансирование и 2) занятие политической деятельностью, понятие которой на практике трактовалось расширительно. Принятый Закон № 255 расширяет перечень видов деятельности, из-за которых лицо может быть признано иноагентом. В частности:
- • целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
- • распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов;
- • финансирование вышеуказанной деятельности.
Кроме того, деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, благотворительная деятельность и др. также может признаваться политической, если она противоречит национальным интересам, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона № 255).
Оспорить решение о включении в реестр иноагентов можно в судебном порядке, подав административное исковое заявление на решение Минюста (ч. 9 ст. 7 Закона № 255).
Что именно имеется в виду под «иностранной поддержкой»?
В Законе № 255 взамен обязательного критерия «иностранное финансирование« появился новый – «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах».
Что такое поддержка? Это «предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».
Под «иностранным влиянием» понимается «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами» (ч. 1 ст.
2 Закона № 255).
Минимальный размер или иные критерии иностранного финансирования при этом не предусмотрены.
Были случаи, когда получение оплаты за сдачу собственной квартиры в аренду гражданину иностранного государства признавалось иностранным финансированием.
Стоит помнить, что получение денежных средств от компании, которая имеет иностранное финансирование (независимо от того, признана она иноагентом или нет), также может признаваться иностранным финансированием.
При этом Закон № 255 предусматривает возможность исключения из реестра иноагентов в случае отказа от полученных денежных средств или иной поддержки не позднее чем через три месяца со дня включения в реестр (п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 255).
Кто принимает решение о включении в список иноагентов?
Во-первых, на лице, намеревающемся действовать в качестве иностранного агента, лежит обязанность по самостоятельному направлению заявления о включении его в соответствующих реестр до начала осуществления такой деятельности (ч. 1 ст. 7 Закона № 255).
Если лицо самостоятельно этого не сделало, то Минюст может провести проверку и в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, принять решение о включении такого лица в реестр (ч. 7 ст. 7 Закона № 255).
Решение о включении лица в реестр иноагентов находится полностью в ведении Минюста, которое в свою очередь при проведении проверок может взаимодействовать с другими органами.
Кого и почему не могут признать иноагентом?
В соответствии с прямым указанием в Законе № 255 иностранными агентами не могут быть признаны (ч. 3 ст. 1):
- • органы публичной власти Российской Федерации, публично-правовые компании, государственные компании и корпорации;
- • религиозные организации;
- • политические партии;
- • должностные лица международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, члены дипломатических и торговых представительств, члены консульских учреждений;
- • объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
Какие ограничения существуют для иноагентов?
Ограничения для иноагентов подробно перечислены в ст. 11 Закона № 255. В качестве основных выступают следующие запреты:
- • выступать организатором публичного мероприятия;
- • финансировать политические партии;
- • осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- • производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- • участвовать в государственных закупках;
- • получать государственную финансовую поддержку;
- • применять упрощенную систему налогообложения и упрощенную систему ведения бухгалтерского учета;
- • инвестировать в стратегические предприятия в России;
- • осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
- • участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
- Кроме того, физические лица, признанные иноагентами, не могут занимать должности в органах публичной власти, а также данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в допуске к государственной тайне.
Где проверить, признали ли тебя иноагентом?
Министерство юстиции будет вести единый реестр иностранных агентов, который будет находиться в открытом доступе на официальном сайте Минюста России. В настоящее время данный реестр обновляется каждую пятницу. Лица, включенные в данный реестр на 1 декабря 2022 года, автоматически будут перенесены в новый единый реестр.
Возможно ли исключение из реестра иноагентов? Каким образом?
Исключение из реестра возможно.
Во-первых, через судебную процедуру обжалования решения Минюста о признании иноагентом и включении в соответствующий реестр. Нужно будет доказать отсутствие иностранной поддержки, (влияния) и (или) неосуществление определенных видов деятельности, что довольно проблематично, когда процессуальным оппонентом является Минюст.
Во-вторых, Закон № 255 предусматривает возможность исключения из реестра иноагентов путем подачи соответствующего заявления в Минюст, если лицо в течение года не получало иностранную поддержку и (или) не осуществляло определенные в законе виды деятельности. Если лицо ранее уже исключалось из реестра по данному основанию, то необходимый временной период, в который не осуществлялась деятельность в качестве иноагента, увеличивается до трех лет (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 8 Закона № 255).
Далее Минюст проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра или же выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Данное решение можно обжаловать в суде.
Для впервые включенных в реестр физических лиц предусмотрен упрощенный порядок – это заявление в свободной форме и документы, подтверждающие прекращение обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр.
Что необходимо сделать после включения в список иноагентов? Что грозит за нарушения предписанных правил?
- С момента включения лица в реестр иноагентов у него появляется целый ряд обязанностей:
- • сообщать о наличии данного статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам);
- • маркировать всем известной маркировкой материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом;
- • ежегодный обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
- • ведение отдельного учета иностранного финансирования;
- • предоставление в Минюст ежеквартальных, полугодовых и годовых отчетов;
- • размещать раз в полгода в Сети отчет о своей деятельности.
Лицо, занимающееся созданием или распространением печатных, аудиосообщений, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе онлайн), должно осуществлять свою деятельность через российское юридическое лицо. Физическое лицо, признанное иноагентом, также обязано зарегистрировать юридическое лицо – открыть общество с ограниченной ответственностью и уведомить об этом Минюст.
Закон № 255 предусматривает право Минюста обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица или общественного объединения за неоднократное непредоставление обязательных сведений в установленный срок, а также за выполнение лицом деятельности, ранее запрещенной Минюстом. Кроме того, Минюст за несоблюдение вышеизложенных обязанностей иноагента, может направить запрос в Роскомнадзор об ограничении доступа к информационному ресурсу иноагента.
Также существует целый ряд норм КоАП РФ, касающихся административной ответственности иноагентов, карающихся в основном штрафами (ст. 19.7.5-2. – 19.7.5-4, 19.34 – 19.34.1 КоАП РФ):
- • непредоставление обязательных сведений в Минюст или предоставление не в полном объеме или в искаженном виде;
- • производство материалов или их распространение без указания на то, что эти материалы произведены, распространены иноагентом;
- • распространение в СМИ или Интернете информации об иноагентах без указания на их статус;
- • неисполнение иноагентом обязанности по указанию этого статуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- • нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента.
В-третьих, предусмотрена даже уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента (ст. 330.1 УК РФ) с максимальным наказанием в виде пяти лет лишения свободы.
Кроме того, в настоящий момент уже прошел первое чтение законопроект, вводящий новые нормы в КоАП РФ, касающиеся административной ответственности лиц, «намеревающихся» стать иноагентами. Как уже было ранее сказано, на самих лицах, намеревающихся выполнять функции иноагента, лежит обязанность самостоятельно направить уведомление в Минюст о включении в реестр иноагентов.
Ответственность за такое неуведомление ранее существовала только для НКО (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ). Сейчас же предлагается распространить данную ответственность на все субъекты, которые могут быть признаны иноагентами. То есть сначала внесут в реестр иноагентов, а потом привлекут к административной ответственности за отсутствие уведомления о планах выполнять функции иноагента.
Что означает формулировка «лица, аффилированные с иноагентами»?
К физическим лицам, аффилированным с иностранным агентом относятся следующие физические лица (ч. 1 ст. 6 Закона № 255):
- • учредители, участники, руководители или работники иностранного юридического лица, признанного иностранным агентом;
- • учредители, члены, участники, руководители общественных объединений, объединений лиц, иностранных структур без образования юридического лица, признанных иноагентами;
- • лица, занимающиеся политической деятельностью и получающее финансирование от иностранных агентов, в том числе через посредников.
- Фактически для признания физических лиц аффилированными с иноагентами необходимо «косвенное финансирование».
Минюст России также будет вести единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами (ч. 3 ст. 6 Закона № 255), решение о включении в который может быть обжаловано в суд (ч. 6 ст. 6 Закона № 255).
При этом на физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов, но ограничения для них могут быть установлены в Законе № 255 и других федеральных законах.
Путин подписал закон о новых наказаниях для иноагентов — РБК
Если иноагента дважды за год привлекли к ответственности по «иноагентской» статье КоАП, то ему грозит уголовное наказание. Поводом для штрафов по КоАП становился недостаточной большой шрифт уведомлений и их отсутствие в репостах
Владимир Путин ( kremlin.ru)
Владимир Путин подписал указ, который уточняет статьи Уголовного кодекса, касающиеся деятельности иноагентов.
Из названия ст. 330.1 «Злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента» было убрано слово «злостность». Уголовная ответственность по этой статье будет наступать после того, как лицо дважды за год было привлечено к административной ответственности по новой ст. 19.
34 КоАП (нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента).
Правонарушениями по этой статье КоАП является, например, неисполнение обязанности по сообщению о наличии статуса иноагента; распространение иноагентом материалов без соответствующей маркировки, нарушение сроков подачи отчетности, неисполнение обязанности по учреждению российского юридического лица.
Наказание по уголовной статье, применяемой после двух привлечений по административному кодексу, останется прежним — до двух лет лишения свободы.
Если лицо, целенаправленно собирающее сведения в области военной и военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности страны, не передаст властям документы, требуемые для включения в реестр иностранных агентов, то наказание за это предусмотрено в виде штрафа до 300 тыс. руб. или лишения свободы на срок до пяти лет.
Еще один одобренный президентом закон увеличивает срок наказания за создание некоммерческой организации, побуждающей к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Наказание за создание и руководство такой НКО, если она будет выполнять функции иноагента, ужесточается до шести лет лишения свободы. Участие в работе подобной организации может грозить тюремным заключением на три года.
В декабре за нарушение ст. 19.34 КоАП о нарушении порядка деятельности иноагентов был оштрафован ярославский блогер Андрей Алексеев, внесенный в конце декабря прошлого года в реестр иностранных агентов — поводом для наказания стал недостаточно большой шрифт маркировки. Блогер писал уведомление при помощи клавиши Caps Lock.
Однако сотрудники экспертно-криминалистического центра УМВД России по Ярославской области пришли к выводу, что во «ВКонтакте» прописные буквы получаются не строго в два раза больше строчных, как этого требует закон.
«Эксперт Кузьмин с линейкой измерял соотношение этих самых шрифтов и пришел к выводу, что соотношение у нас какого-то лешего 1:1», — рассказал Алексеев.
В ноябре 2021 года 80-летнего правозащитника Льва Пономарева, внесенного в реестр физлиц — СМИ-иноагентов, оштрафовали по ст. 19.34 КоАП на 10 тыс. руб. за отсутствие маркировки в соцсетях на репостах.
«Когда я пишу статьи — я обязательно указываю, что статья написана СМИ-иноагентом, но когда я делаю перепост — просто жму на кнопку. И зачем писать, что перепост сделан иноагентом — я понятия не имею.
Мне надо при каждом перепосте из текста писать, что перепост сделан СМИ-иноагентом», — рассказал он.
В мае 2021 года по этой же статье КоАП был оштрафован «Первый канал». Телеканал наказали за то, что он в программе «Время покажет» показал сюжет телеканала «Настоящее время» (внесен в список СМИ-иноагентов в 2017 году) и не поставил к нему маркировку.
Все о статусе иноагента: правовые рекомендации
В конце 2020 года в России ужесточили законодательство об иностранных агентах.
Если раньше своеобразное “клеймо” (а вместе с ним и множество обязанностей) получали только некоммерческие организации и иностранные СМИ, то теперь к ним добавились еще незарегистрированные общественные объединения и просто конкретные люди.
Вместе с директором и ведущим юристом Центра защиты прав СМИ Галиной Араповой подробно разбираемся, что может стать причиной включения СМИ или человека в реестры СМИ-иноагентов или физлиц-иноагентов и какие санкции предусмотрены законодательством.
1. КТО ТАКИЕ ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ? В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам. Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые: а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);
Человек (в зависимости от своих действий) может получить статус либо иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, либо физического лица — иностранного агента. В этой рекомендации мы разбираем подробно именно эти два статуса. |
2. КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ — ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ? Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны:
К иностранным источникам в этом случае относятся:
ВТОРОЙ
Получается, что иноагентом может быть признан человек (или организация), который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы (например, журналистские расследования), предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника. |
3. ЧТО ТАКОЕ “СООБЩЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ”? К ним относятся:
При этом тема или объем вашего “сообщение или материала” не важны для того, чтобы вас признали иноагентом. Согласно Закону “О СМИ” деятельность не обязательно должна быть политической — в данном случае этот факт не является обязательным критерием. То есть фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках. Нужно просто совпадение двух факторов — иностранные деньги и распространение информации для широкой аудитории, включая репост публикации иностранного СМИ-иноагента, например, издания «Радио Свобода». |
4. КТО УЖЕ ПОПАЛ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ-ИНОАГЕНТОВ? Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ведет Министерство юстиции РФ. Первыми в него были включены «Радио Свобода» и его проекты, «Голос Америки», телеканал «Настоящее время», издания «Фактограф» и чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT». Из граждан иностранными СМИ — иностранными агентами первыми были признаны правозащитник Лев Пономарев, журналисты Людмила Савицкая, Сергей Маркелов и Денис Камалягин, арт-активистка Дарья Апахончич. Полный список можно посмотреть на сайте Минюста. |
5. ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СМИ-ИНОАГЕНТОВ 1. Все, кто признан иностранным СМИ — иноагентом, должны зарегистрировать юрлицо в течение одного месяца после включения в реестр. Из текста закона следует, что это касается и людей, которые получат этот статус. По крайней мере, никаких исключений для них в части регистрации юрлица прямо в законе не содержится. Какова будет процедура регистрации человеком собственного юрлица, зачем его регистрировать, если отчеты в Минюст можно направлять и напрямую от имени физлица, — не очень понятно. Вероятно, нужно ждать разъяснений Минюста на этот счет. 2. Сразу после регистрации юрлица требуется уведомить об этом Минюст. Это новое юрлицо сразу объявляется «юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента», вносится в тот же реестр и должно отчитываться так же, как и «материнская компания». 3. Помимо регистрации юрлица иностранные агенты должны ставить пометку о своем статусе на каждом сообщении и материале, не только на сайтах СМИ, но и в соцсетях. 5. Также признанные иностранными агентами СМИ должны раз в квартал сдавать в Минюст отчет о деятельности и финансовой активности (с переводом на русский язык). 6. Раз в год необходимо проходить обязательный аудит и сдавать его результаты в Минюст. |
В госдуму внесены поправки об уголовной ответственности лиц, выполняющих функции иноагента
11 декабря группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму проект поправок в ст. 330.1 УК об уголовной ответственности для лиц, выполняющих функции иностранного агента (№ 1073604-7).
Из пояснительной записки следует, что новая редакция этой нормы связана с другим законопроектом – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» (№ 1057914-7). 8 декабря он был принят в первом чтении, дата второго пока не определена.
Данным законопроектом предлагается вести учет общественных объединений, функционирующих в России без госрегистрации и получающих иностранное финансирование для участия в политической деятельности, а также физических лиц, которые «в интересах иностранного источника» участвуют в политической деятельности на территории РФ или целенаправленно собирают отдельные категории «значимых сведений в области военной, военно-технической деятельности государства».
Действующая редакция ст. 330.
1 УК предусматривает ответственность лишь за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Это деяние наказывается штрафом до 300 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период до двух лет, обязательными работами на срок до 480 часов, исправительными работами или лишением свободы максимум на два года.
Разработчики поправок предлагают установить аналогичную ответственность за ряд других деяний. Так, в ч. 1 ст. 330.1 УК хотят отразить злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента.
В ч. 2 ст. 330.1 УК может быть криминализовано деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.34.
1 КоАП: нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденной им российской организации, выполняющей те же функции.
Уголовная ответственность наступит в том случае, если ранее такое лицо подвергалось административному наказанию по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП.
За информирование о деятельности иноагентов без указания на их статус предлагается штрафоватьВ Госдуму внесен проект поправок в КоАП, предусматривающий ответственность за распространение в СМИ и Интернете информации об НКО, общественных объединениях и физлицах, включенных в спецреестры, и издаваемых ими материалов
Предлагаемая редакция ч. 3 ст. 330.1 УК посвящена ответственности физлиц, выполняющих функции иноагента. Первый указанный в ней состав связан с непредставлением заявления о включении в список таких физлиц или отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента.
Уголовная ответственность возможна только в том случае, если до этого человека привлекали по ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП. Напомним, эта норма должна появиться после принятия законопроекта № 1060950-7.
Предполагается, что ответственность по ней будет наступать за непредставление или несвоевременное представление физлицом отдельных сведений.
Другой состав, который разработчики предлагают внести в ч. 3 ст. 330.
1 УК, – непредставление того же заявления о включении в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента, но совершенное лицом, целенаправленно собирающим сведения о военной и военно-технической деятельности России, если такая деятельность ведется в интересах иностранного государства, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства, которые могут использовать полученные сведения против безопасности РФ. При этом в норме прямо указано, что она применяется только при отсутствии признаков госизмены и шпионажа.
Верховный Суд и Правительство РФ в официальных отзывах поддержали поправки.
По мнению партнера АБ «ЗКС» Алексея Буканева, не только предложенная, но и действующая редакция ст. 330.1 УК не соответствуют общим признакам преступления, поскольку в данном случае отсутствует общественная опасность.
Невыполнение требований в сфере «иностранных агентов» можно регулировать административным законодательством, уверен адвокат. «Тенденция современного законодательства в области политической и государственной деятельности движется к усилению ответственности, в том числе введению уголовной.
Таким образом, производится определенное “устрашение”, но не решаются проблемы в источнике», – отметил адвокат.
Кроме того, добавил он, до сих пор окончательно не урегулирован вопрос о деятельности адвокатских образований, на счета которых за оказанную юридическую помощь поступает вознаграждение от иностранных граждан и организаций. «Такие адвокатские образования с учетом ст. 2 Закона о некоммерческих организациях при желании также можно причислить к иностранным агентам», – пояснил Алексей Буканев.
Руководитель Практики уголовного права и процесса АБ «Инфралекс» Артем Каракасиян полагает, что изменение ст. 330.1 УК продиктовано политическими соображениями и не имеет необходимого уголовно-правового и криминологического обоснования. «Согласно данным судебной статистики, за последние пять лет к уголовной ответственности по ст. 330.
1 УК было привлечено всего три человека – по одному в 2015, 2018 и 2019 гг. Соответственно, говорить о каком-то “вале” подобного рода преступлений, требующем ужесточения ответственности, не приходится.
В пояснительной записке к законопроекту есть только ссылка на предполагаемые изменения норм об “иностранных агентах”, но нет внятного объяснения необходимости криминализации нарушений в этой сфере», – указал адвокат.
По его мнению, проект обновленной статьи не отвечает критериям качества закона: «Статья 330.1 УК является бланкетной и отсылает к законодательству о некоммерческих организациях и национальной безопасности.
Предполагается наказание за уклонение от включения в четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранных агентов. При этом законы о создании этих реестров еще предстоит принять, после чего необходимо разработать соответствующие подзаконные акты.
То есть уголовная ответственность за уклонение от включения в реестры уже будет введена, а порядок функционирования этих реестров еще какое-то время не будет известен».
Артем Каракасиян обратил внимание, что в ч. 1 обновленной статьи используется термин «злостность».
«Он носит оценочный характер и не позволяет ясно установить конкретные действия, образующие объективную сторону преступления.
По сути, вопрос о наличии в деянии состава преступления будет определяться конкретным правоприменителем, что не соответствует принципу правовой определенности», – считает адвокат.
При этом, подчеркнул он, во внесенных в Госдуму документах нет никаких упоминаний о наступлении общественно опасных последствий от неисполнения «иностранными агентами» обязанностей по регистрации.
«В результате теряется основной признак, отличающий преступление от административного правонарушения. Нужно еще учесть, что ч. 2 и 3 ст. 330.1 УК предусматривают административную преюдициию по отношению к будущей ст. 19.34.1 КоАП.
В результате по технико-юридическому исполнению эти части больше соответствуют административному правонарушению, чем норме УК», – заключил Артем Каракасиян.
Как работать, когда твоя организация – «иностранный агент»
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году. Изменения были внесены в ФЗ «О некоммерческих организациях». На сегодняшний день в реестре иностранных агентов Минюста 20 СМИ и 76 НКО. А в 2020 году Владимир Путин подписал закон, позволяющий признавать иностранными агентами физических лиц.
Мы спросили четыре организации, как на их деятельности отразился новый статус. А юристы рассказали, можно ли что-то сделать, чтобы от него избавиться.
Закон об иностранных агентах
В соответствии с законодательством, иностранным агентом изначально могла быть признана любая некоммерческая организация, получающая финансовую поддержку из-за рубежа и/или ведущая политическую деятельность. Впоследствии закон ужесточили. Теперь иностранным агентом может быть признано не только НКО, но и иностранные СМИ – организации и люди, а также физические лица.
Внесение в реестр вносит ряд ограничений в работу. Например, при любом упоминании иноагента необходимо указывать, что это лицо исполняет функции иностранного агента. НКО, внесенные в реестр, обязаны предоставлять в Минюст программы о планируемых мероприятиях, а после них – отчетность.
Иноагентов часто штрафуют. А с 1 марта 2021 года в России действует новая редакция статьи 330.
1 УК РФ – «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента». Теперь, если ранее иноагент уже привлекался к административной ответственности по части 2 ст.
19.34.1 КоАП РФ, против него могут возбудить уголовное дело. Повторное нарушение может грозить наказанием от штрафа в 300 000 рублей до лишения свободы на срок до двух лет.
Если не включить себя в реестр самостоятельно, за это тоже грозит штраф. Причем сделать это необходимо до того, как Минюст признает вас иноагентом.
Решение о внесении в реестр может быть оспорено в суде, но практика показывает, что добиться выхода из него не так просто. Рассказываем, как статус отражается на бизнес-процессах НКО.
Центр «Насилию.нет»
Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет» – некоммерческая организация, которая с 2015 года занимается проблемами домашнего насилия, просветительской деятельностью и оказанием адресной помощи пострадавшим от него.
Первоначальной и основной задачей организации было сделать проблему домашнего насилия видимой, чтобы о ней заговорили. Сегодня в центр могут обратиться как жертвы домашнего насилия, так и агрессоры, решившие изменить свою жизнь.
В отчете центра за период с 1 сентября 2019 года по 31 июля 2020 года сказано, что за это время его сотрудники провели 1 300 бесплатных психологических и 680 юридических консультаций для пострадавших.
В декабре 2020 года Минюст РФ внес центр в реестр иностранных агентов.
Напомним, законопроект о домашнем насилии начала разрабатывать рабочая группа при Минтруде в 2013 году. В 2019-м была опубликована первая версия документа, которая вызвала немало критики.
В Совете Федерации пообещали рассмотреть поступившие предложения и откорректировать документ, но в апреле 2020 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что к работе над законопроектом вернутся после того, как будет побеждена пандемия коронавирусной инфекции.
Нко «феникс плюс»
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» на протяжении 12 лет работает с ВИЧ-положительными людьми. Но в 2020 году ее внесли в список иностранных агентов.
Благотворительный фонд «Гуманитарное действие»
Статус иностранного агента в 2020 году получил и Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие». Он оказывает комплексную медико-социальную помощь людям, зависимым от наркотиков, включая профилактику ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и туберкулеза.
Нко «открытый петербург»
«Открытый Петербург» является независимым НКО, которое российский оппозиционный политик и предприниматель Андрей Пивоваров с коллегами учредил в 2017 году. Организация занимается реализацией социально-просветительских и образовательных проектов, но в декабре 2020 года Министерство юстиции РФ внесло ее в реестр иностранных агентов.
Глава организации утверждает, что это несильно отразилось на ее работе, но все же намерен оспаривать статус.
Вы попали
Кого же могут внести в реестр иностранных агентов? И как из него выйти? Рассказывают юристы.
Таким образом, стать иностранным агентом может практически каждый, а вот работать с этим статусом и не угодить под штраф крайне сложно. Но еще сложнее добиться исключения из реестра.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, их включение специальный реестр таких организаций. Разъясняет аппарат прокуратуры области
Разъясняет старший помощник прокурор области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Калинин А.В.
Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.
1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
- Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
- Посредником при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской федерации.
- Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории России, обязана до начала участия в указанной деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
- Ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации
- При этом, в случае, если некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, не подала заявление о включении в реестр, Министерство юстиции Российской Федерации и его должностные лица имеют право приостановить своим решением деятельность организации на срок до шести месяцев.
- Наделение некоммерческой организации статусом организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности, такие как:
- — представление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов – два раза в год,
- — предоставление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников — ежеквартально,
- — предоставление в уполномоченный орган аудиторского заключения – ежегодно,
- — размещение в сети «Интернет» или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган – два раза в год,
- — указание в материалах, издаваемых и (или) распространяемых некоммерческой организацией — иностранным агентом, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Статья 19.7.
5-2 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом. Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
В случае, если некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, осуществляет деятельность и не состоит в специальном реестре таких организаций, в соответствии с частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ штраф для должностных лиц составит от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей, для юридических лиц – от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
Производство некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, материалов или их распространение, в том числе через СМИ и (или) с использованием сети «Интернет», либо направление этой организацией материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в соответствии с частью 2 ст. 19.34 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой, на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
За организацию деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо за участие в такой деятельности, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для организаторов в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для участников – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента.
Так, согласно части 1 статьи 330.
1 УК РФ, злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, либо в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента – наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Вернуться назад