Инструкции

Возмещение страховки груза экспедирующей компании 2023

Примите разумные и доступные в сложившейся обстановке меры

Примите разумные и доступные в сложившейся обстановке меры по уменьшению ущерба и установлению лица, ответственного за возникновение ущерба.

Обратитесь в компетентные органы

Обратитесь в компетентные органыуполномоченные на проведение расследования по факту произошедшего события для фиксации наступления события: даты, времени, места, причин и обстоятельств, лиц ответственных за наступление ущерба.

Уведомите страховую компанию о событии

Предоставьте поврежденный груз на осмотр

Уведомление страховщика о событии, имеющем признаки страхового случая

Какие документы необходимо предоставить?

Запрос документов по событию формируется в зависимости от обстоятельств и причин наступления события, условий Договора и правил страхования, к таким документам могут относится:

  • Письменное уведомление о наступлении события, имеющего признаки страхового случая;
  • Договор страхования, со всеми приложениями включая п/п об оплате страховой премии;
  • Заявление о выплате страхового возмещения;
  • Правоустанавливающие документы организаций и лиц, обратившихся с заявлением о выплате страхового возмещения;
  • Документы, подтверждающие имущественный интерес на груз, а также его страховую стоимость;
  • Документы, подтверждающие факт осуществления экспедирования и перевозки груза;
  • Документы, подтверждающие факт наступления события;
  • Документы, подтверждающие размер ущерба;
  • Документы, обеспечивающие переход к Страховщику права суброгации.

Перечень государственных органов, подтверждающих факт наступления события

Возмещение страховки груза экспедирующей компании 2023

Пожар
Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы РФ

Возмещение страховки груза экспедирующей компании 2023

Взрывы
Гостехнадозор, МЧС, газовая служба

Противоправные действия третьих лиц
Правоохранительные органы (органы внутренних дел)

ДТП
ГИБДД

Осмотр поврежденного имущества

Сохраните пострадавший груз в том виде, в котором он оказался после наступления события, имеющего признаки страхового случая

Решение о необходимости проведения сюрвейерского осмотра принимается в каждом рассматриваемом случае индивидуально. В целях принятия решения о проведении осмотра пострадавшего имущества Страховщику требуется следующая информация:

  • Описание, характер события (ДТП (переворачивание, столкновение, съезд в кювет), погрузо-разгрузочные работы, ПДТЛ и т.д.);
  • Вид (тип) груза: дорогостоящее оборудование, пищевая продукция (перевозка которой требует соблюдения температурного режима) и т.д.;
  • Адрес места нахождения груза, транспортного средства, перевозившего груз;

Изменение картины убытка возможно только в случае, когда это диктуется соображениями безопасности и/или уменьшением размера ущерба. При этом необходимо принять все возможные действия и меры для фиксации полученного ущерба и картины наступления события с помощью средств фото и видео съемки.

Сроки принятия решения и выплаты страхового возмещения

  • Страхование грузов – принятие решения в течение 15 рабочих дней с момента предоставления необходимого комплекта документов, выплата страхового возмещения в течение 10 рабочих дней после принятия решения.
  • Страхование ответственности перевозчика /экспедитора – принятие решения и выплата страхового возмещения осуществляется в течение 18 рабочих дней с момента предоставления необходимого комплекта документов.

Срок принятия решения по страховому случаю может быть увеличен в случаях, предусмотренных Договором и Правилами Страхования

Страхование грузов: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

Итак, главное: за счет страховки на самом деле можно получить компенсацию при гибели или повреждении грузов в процессе перевозки любым транспортом, а также возместить транспортные и накладные расходы, потерю ожидаемой прибыли от реализации по прибытию в пункт назначения и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=7HiZu14gCsU\u0026pp=ygVj0JLQvtC30LzQtdGJ0LXQvdC40LUg0YHRgtGA0LDRhdC-0LLQutC4INCz0YDRg9C30LAg0Y3QutGB0L_QtdC00LjRgNGD0Y7RidC10Lkg0LrQvtC80L_QsNC90LjQuCAyMDIz

По общему правилу, можно застраховать весь груз или его часть от повреждений, полной гибели или утраты. На рынке можно подобрать варианты страхования:

  • «С ответственностью за все риски».
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (поименованные риски).

При этом, что немаловажно, страхованием будут покрыты и такие риски как:

  • возникновение непредвиденных расходов и взносов в результате общей аварии;
  • возникновение непредвиденных расходов, которые были необходимы для спасения груза или хотя бы сокращения убытков;
  • утрата груза вследствие пропажи транспорта без вести (речного, морского, воздушного).

Кроме того можно застраховать груз от повреждений, утраты, полной гибели из-за несчастных случаев в процессе погрузки, укладки, выгрузки, а также приеме топлива судном.

Защита, если иное не предусмотрено договором:

  • «включается» в момент начала погрузки на пункте отправления;
  • длится в течение всей перевозки, в т. ч. при временном непрерывном хранении груза в соответствующих местах (конкретные условия определяются договором);
  • прекращается в момент окончания выгрузки в пункте назначения.

Компания «Ингосстрах» осуществляет страхование грузов в пределах и за пределами России — без «подводных камней», с быстрыми и беспроблемными выплатами.

Кто все эти лица?

Нередко при изучении договоров возникает такой вопрос: страхователь и выгодоприобретатель — в чем разница?

Ответ такой: страхователь — это любая фирма (юридическое лицо), ИП, частное лицо, которое заключило договор страхования, выгодоприобретатель — это лицо (юридическое или физическое, в т. ч. ИП), в пользу которого этот договор заключен.

Выгодоприобретатель в договорах фигурирует не всегда, договор может быть заключен (и часто заключается) в пользу самого страхователя. Более того, страхователь вправе заменить выгодоприобретателя, достаточно уведомить об этом страховую компанию.

Возможно страхование «на предъявителя», когда договор заключается в пользу выгодоприобретателя без указания его имени или наименования. В таком случае для того, чтобы инициировать процесс получения страхового возмещения, достаточно предъявить в страховую компанию полис.

Важно, чтобы договор был заключен в пользу собственника и (или) иного лица, у которого имеется имущественный интерес в сохранении груза, основанный на законе, нормативно-правовом акте или договоре. Нет права собственности или имущественного интереса — нет права заключать договор. Заключенный договор при таких условиях является недействительным.

Когда и как можно получить возмещение

При наступлении страхового случая страхователь обязан сделать все возможное для спасения и сохранения груза и немедленно известить о случившемся страховую компанию (ее представителя). Тут надо отметить как минимум два нюанса:

  • страховщик (его представители) вправе помогать в спасении груза, но их участие не считается автоматическим признанием происшедшего страховым случаем;
  • расходы по спасению, сохранению, предупреждению дальнейших повреждений, установлению размера оплачивает страхователь и лишь потом получает их возмещение (при выплате страхового возмещения).

Страховое возмещение (по общему правилу) покрывает:

  • действительный ущерб;
  • расходы по спасению, сохранению груза и по уменьшению убытков (необходимые, целесообразные, документально подтвержденные) в том числе расходы на определение причин и размера ущерба.

Если страхователь имеет право на возмещение НДС, то выплата страхового возмещения не будет включать в себя суммы этого налога. Исключение составляет случай, когда при подписании договора НДС был включен в страховую сумму, и страховая премия оплачивалась из расчета сумм, включающих в себя НДС.

Какие нужны документы

Для получения возмещения страховая компания требует (помимо заявления о страховой выплате, документов, подтверждающих заключение договора — полиса, — и документов, удостоверяющих личность) документальное подтверждение факта наступления страхового случая, его причин и обстоятельств, в частности:

  • генеральный акт / коммерческий акт;
  • выписки из журналов (судовой, машинный, бортовой);
  • акты (коммерческие, приемки, об утрате, дефектные, об инвентаризации и т. п.);
  • транспортные документы (ТН/ CMR/ AWB/ коносамент);
  • соответствующие фото;
  • объяснительные записки;
  • акты, протоколы и справки из компетентных органов и организаций (ГИБДД, пожарного надзора, МЧС, Гидрометеослужбы и др.) и т. п.,
  • а также документы, подтверждающие наличие имущественного интереса (коносаменты, накладные, квитанции, договоры и т. п.), расчет ущерба (убытков) и т. п.

Важно: страховая компания не вправе отказать в выплате по причине утраты им представленных документов на страховую выплату (какого-либо из них), если имеются доказательства получения ею указанных документов. При утрате страховая компания, по общему правилу, не вправе повторно требовать их предоставления от подавшего лица.

https://www.youtube.com/watch?v=7HiZu14gCsU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Если документов не хватает или что-то неправильно оформлено, то страховая компания обязана принять их и уведомить заявителя о необходимости переоформить и (или) представить недостающие документы.

Обращайте внимание на территорию страхования

Если по договору страховка покрывает определенную территорию, а страховой случай произошел вне ее пределов, то вряд ли можно рассчитывать на возмещение.

Скорее всего, суд сочтет, что страхователь, ознакомившись с правилами страхования и согласившись с ними, имел волю на заключение договора страхования на предложенных условиях (см.

, в частности, постановление АС Северо-Западного округа от 11 август 2014 по делу № А56-44820/2013).

Компания «Ингосстрах» страхует любые грузы на время транспортировки любым видом транспорта по всему миру, в том числе транспортные и накладные расходы, и ожидаемую прибыль от реализации товаров в пункте назначения.

Оформить страхование груза можно онлайн

К вопросу о довзыскании

Если договором страхования предусмотрено, что по риску расходов по спасению и уменьшению убытков выплачивается не более такого-то процента от стоимости спасенного груза, то, скорее всего, суд откажет в иске о довзыскании (например, постановление АС Северо-Западного округа от 19 февраля 2015 по делу № А56-76498/2013).

Важно: обратим внимание на то, что речь шла не о франшизе. Здесь будет уместным заметить, что и при определении условий о франшизе стороны должны действовать добросовестно и не допускать злоупотребления правом (п. 20 постановление Пленума Верховного Суда от 27 июня 2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»).

Суды, соответственно, могут отказать в осуществлении права страховщика на применение франшизы, ссылаясь на нарушение принципа добросовестности и недопустимость злоупотребления правом.

Можно ли учесть в прибыли расходы на добровольное страхование грузов

Рассматривая с этой точки зрения добровольное страхование грузов (подп. 2 п. 1 ст. 263 НК), заметим, что в целом контролеры не против списания расходов по данной норме расходов при страховании:

  • любого перевозимого сырья (письмо Минфина от 18 августа 2014 № 03-03-06/1/41121),
  • груза для его последующей реализации (письмо УФНС по г. Москве от 2 июля 2012 № 16-15/057964).
Читайте также:  Внесение платы за обучение 2023

Правда, это когда затраты несет собственник. Если потратился перевозчик, то могут возникнуть проблемы: налоговики часто считают, что поскольку застраховано чужое имущество, нет оснований уменьшать на эти суммы свою прибыль.

Финансисты более лояльны (см., в частности, письмо от 21 октября 2011 № 03-03-06/2/158).

Да и ВАС еще в 2013 указал, что отсутствие права собственности еще ничего не значит, ведь организация может быть заинтересована в сохранности и чужого имущества, так что расходы на страхование и чужой собственности можно учесть, если они связаны с основной деятельностью (подп. 2 п. 1 ст. 263 НК, постановление Президиума ВАС от 14 мая 2013 № 16805/12).

Характерно, что эта позиция внесена в Обзор, который в том же 2013 за номером № СА-4-7/23263 был распространен ФНС для подчиненных. Почему проблемы возникают до сих пор — непонятно.

Нет никаких оснований игнорировать страхование грузов — это позволит избежать ощутимых финансовых потерь, в т. ч. от несостоявшейся реализации. Оформите полис страхования грузов онлайн от компании «Ингосстрах».

Адвокат защитила интересы экспедитора, к которому страховщик предъявил требования в порядке суброгации

7 ноября Десятый арбитражный апелляционный суд вынес постановление № 10АП-18091/2022 по делу № А41-33892/21, отменив решение суда первой инстанции, которым в пользу страховщика с экспедитора были взысканы убытки в порядке суброгации за повреждение груза.

Перевозка застрахованного груза

4 августа 2020 г. ООО «Дорн» заключило с ООО «Вэй Логистик Групп» договор об организации перевозки грузов, согласно которому исполнитель принял на себя обязательство организовать выполнение перевозок грузов транспортом, обеспечить отправку и получение груза.

10 апреля 2018 г. «Вэй Логистик Групп» заключил с ООО «Адевюр Логистик» договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

В свою очередь, между экспедитором и ООО «Автодин НН» был заключен договор об автомобильных перевозках по территории РФ, затем перевозчик заключил с ИП Владимиром Шуваловым договор-заявку на перевозку спорного груза, которая осуществлялась автомобилем, принадлежащим предпринимателю.

В январе 2020 г.

исполнитель заключил с САО «РЕСО-Гарантия» генеральный полис страхования грузов, предметом которого было обязательство возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненный вследствие наступления страхового случая ущерб в пределах определенных договором сумм. В рамках этого договора был принят груз, в подтверждение страхования которого страховщиком был выдан полис. Выгодоприобретателем по полису является ООО «Дорн» – покупатель груза, переданного к перевозке, приобретенного по договору поставки.

17 августа 2020 г. к страховщику от общества «Вэй Логистик Групп» поступило уведомление о наступлении страхового случая – повреждения в процессе перевозки застрахованного груза в результате ДТП 16 августа.

В соответствии с выводами сюрвейера размер ущерба, причиненного застрахованному имуществу, составил чуть более 32 млн руб.

Страховая компания признала случай страховым и перечислила в пользу выгодоприобретателя страховое возмещение.

Страховая компания взыскала с экспедитора возмещение

Впоследствии «РЕСО-Гарантия» обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО «Адевюр Логистик» с требованиями возместить причиненный ущерб в порядке суброгации. Интересы ответчика представляла адвокат АП г. Москвы, КА «Династия», Юлия Иванова.

В суд ответчиком были представлены договор о перевозке груза с третьим лицом, транспортная накладная, копии изменения в заявку-договор и дополнительные соглашения к договору.

Как пояснила «АГ» Юлия Иванова, согласно изменениям в заявку-договор именно перевозчик несет ответственность за ненадлежащее исполнение им обязательства. При этом из данного изменения следует, что ООО «Автодин НН» было уведомлено об изменении пункта заявки-договора.

Согласно дополнительному соглашению к договору, заключенному между ООО «Вэй Логистик Групп» и ООО «Адевюр Логистик», экспедитор не несет ответственности за сохранность груза, предусмотренной договором и Законом о транспортной экспедиции, пояснила адвокат.

Кроме того, согласно этому допсоглашению экспедитор не несет ответственности за третьих лиц, которые привлекаются к оказанию услуг, связанных с транспортной экспедицией и согласованных с заказчиком.

Страховая компания заявила о фальсификации данных документов. При этом суд уклонился от оценки представленных доказательств, вынеся частное определение в адрес ГСУ Следственного комитета РФ по г. Москве, которым обратил внимание ГУ МВД России по г. Москве на допущенные нарушения закона, содержащие признаки преступления, и направил представленные документы.

Верховный Суд представил первый обзор практики в 2020 годуДокумент содержит 60 правовых позиций высшей судебной инстанции, большая часть которых касается экономических споров

В результате рассмотрения дела суд удовлетворил требования страховщика, подчеркнув, что груз был принят к перевозке именно ответчиком по договору об организации транспортно-экспедиционного обслуживания. Ссылаясь на разъяснения, данные в п.

31 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2020), суд отметил, что экспедитор несет ответственность за утрату груза привлеченным им к исполнению третьим лицом.

Как указано в решении, из условий договора транспортной экспедиции следует, что ответчик обязался доставить груз общества автомобильным транспортом.

Следовательно, экспедитор принял на себя обязательство отвечать за обеспечение сохранности груза наряду с перевозчиком и несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что материалами дела подтверждается наличие основания для возложения на ответчика ответственности за повреждение груза.

Апелляция не нашла оснований для возложения ответственности на экспедитора

Считая, что решение вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, экспедитор подал апелляционную жалобу (есть у «АГ») в Десятый арбитражный апелляционный суд. В ней отмечалось, что суд первой инстанции не разобрался в обязанностях и ответственности сторон гражданско-правовых отношений за перевозку груза.

Также подчеркивалось, что в качестве ответчика привлечено лицо, которое не имеет отношения к нарушенному праву истца.

Как пояснено в жалобе, страховщик не учел тот факт, что груз принят к перевозке обществом «Автодин НН», и немаловажным фактом является то, что в материалах дела имеется доверенность на представителей именно данного общества.

Также отмечалось, что ответчик и другие участники судебного процесса не были приглашены и не участвовали в осмотре поврежденного груза, который был произведен сюрвейерской компанией по запросу страховщика.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции напомнил, что в соответствии с п. 4 ст.

931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (ст. 965 ГК РФ). Суд подчеркнул, что по смыслу ст. 15 Кодекса лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками.

Апелляция указала: в п.

31 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2020) разъяснено, что экспедитор несет ответственность за утрату груза привлеченным им к исполнению третьим лицом, в частности в ситуации отсутствия необходимого в силу договора мотивированного отказа от исполнения поручения клиента и принятия, как предусмотрено договором, поручения к исполнению с сообщением клиенту информации о перевозящем груз водителе и транспортном средстве.

В рассматриваемом случае из отзыва ООО «Вэй Логистик Групп» следует, что ответчик представил договор о перевозке груза с третьим лицом и транспортную накладную. Поясняется: п. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 1 ст.

7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности установлено, что экспедитор несет ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Вместе с тем в суде первой инстанции среди прочего ответчиком были представлены копии изменения в заявку-договор, дополнительные соглашения, что подтверждается подачей данных документов в системе «Мой Арбитр», а также вытекает из частного определения суда первой инстанции. Как указала апелляция, первая инстанция уклонилась от проверки заявления о фальсификации доказательств, не приняла предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, а лишь вынесла частное определение. При этом, не делая вывода об обоснованности заявления о фальсификации доказательства и исключения представленных документов из числа доказательств по делу, суд первой инстанции также уклонился от оценки представленных доказательств по правилам ст. 71 АПК РФ, подчеркнула апелляция.

Читайте также:  Что делать если ребенку поставили неправильный диагноз 2023

Эти документы также были представлены в суд апелляционной инстанции, который посчитал, что доводы истца об их изготовлении после наступления страхового события основаны на домыслах и предположениях.

При этом представитель страховой компании не стал делать заявление апелляционному суду о фальсификации доказательств, равно как и не заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы давности изготовления этих документов. При таких обстоятельствах апелляция пришла к выводу о достоверности представленных доказательств и, оценив документы по правилам ст.

71 АПК РФ, установила, что они обладают признаками относимости и допустимости. Проанализировав документы, суд апелляционной инстанции заключил: из них следует, что экспедитор не может нести ответственность за утрату груза.

Апелляция обратила внимание на то, что стороны обязательства вправе по своему усмотрению ограничить ответственность должника (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Кроме того, она учла доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с ДТП в отношении водителя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Обвиняемый объявлен в международный розыск, в связи с чем предварительное следствие приостановлено.

Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что в настоящее время уголовное дело готовится для передачи в областную прокуратуру для дальнейшего направления в Генеральную прокуратуру РФ и решения вопроса о его направления в компетентные органы республики Казахстан для осуществления уголовного преследования водителя. Эти обстоятельства изложены в справке по уголовному делу. Поскольку суд первой инстанции уклонился от оценки доказательств по делу и установления лица, ответственного за возникновение у истца убытков, апелляционный суд посчитал возможным приобщить к материалам дела данную справку.

Таким образом, Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что оснований для возложения ответственности по возмещению спорных убытков на экспедитора не имеется, из материалов дела такого вывода не следует. В связи с этим он отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении требований страховщика.

Комментарий представителя экспедитора

В комментарии «АГ» Юлия Иванова поделилась: самая большая сложность состояла в том, что доказательства, которые должны были быть представлены суду в самом начале процесса, были представлены в последних заседаниях суда первой инстанции и всячески отрицались страховой компанией. «Несмотря на это, в рамках моего ходатайства в апелляционном суде были приняты наши доказательства, что совершенно не свойственно для апелляционной инстанции. Таким образом, нами были представлены подлинники изменения в заявку-договор, дополнительных соглашений к договору, которые не принял суд первой инстанции. С помощью твердой позиции получилось восстановить справедливость – доказать, что оснований для возложения ответственности по возмещению спорных убытков на моего доверителя не имеется», – рассказала адвокат.

Эксперты «АГ» оценили позицию судов

Адвокат МГКА, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что рассматриваемый случай является частным, а постановление апелляционного суда – обоснованно.

«В условиях, когда суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки ключевым доказательствам по делу, а страховщик не принял процессуальных мер, направленных на проверку сделанного им заявления о фальсификации доказательств, у суда апелляционной инстанции не было ни малейших оснований игнорировать представленные документы, исключающие ответственность ответчика как экспедитора за вред, причиненный перевозимому грузу», – подчеркнул адвокат.

Он отметил, что апелляционный суд оценил доказательства по своему усмотрению и отказал в удовлетворении требований страховщика. При этом Дмитрий Шнайдман обратил внимание: из содержания судебного акта очевидно, что страховщик не лишен права обратиться с соответствующими требованиями к иному лицу, непосредственно осуществлявшему перевозку застрахованного имущества.

Адвокат АП Московской области, к.ю.н. Елена Дьякова указала, что суд апелляционной инстанции разрешил спор в соответствии с нормами законодательства.

«Экспедитор несет ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

И так как экспедитор представил в материалы дела документы, в которых указано, что экспедитор не несет ответственности за сохранность груза, постановление суда апелляционной инстанции логично и законно», – пояснила адвокат.

Елена Дьякова добавила, что для привлечения лица в порядке суброгации необходимо, чтобы были соблюдены определенные условия (факт причинения убытков, противоправность, причинно-следственная связь, вина), наличие которых истец по данному делу не доказал.

Партнер «Первой Юридической Сети» Павел Курлат считает, что апелляционное постановление вызывает ряд вопросов и, безусловно, по нему стоит ожидать мнения вышестоящих судебных инстанций, куда обратится страховщик. По мнению адвоката, не получили должной оценки при рассмотрении данного спора два основных момента.

Во-первых, отметил он, из содержания постановления следует, что страховщик по неизвестной причине не настаивал на принятии судом апелляционной инстанции мер для установления факта фальсификации представленных доказательств.

Это позволило апелляционному суду применить формальный подход к их оценке и вынести судебный акт, признавая относимость и допустимость этих доказательств.

Во-вторых, неясен подход суда к оценке содержания дополнительного соглашения, заключенного между страхователем и экспедитором, об исключении ответственности последнего. «Суд должен был оценить этот документ на предмет его соответствия нормам ст. 805 ГК РФ и п. 2 ст.

11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которой соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора ничтожны», – уверен Павел Курлат.

Страхование ответственности автоперевозчика и экспедитора

Если есть страхование грузов, зачем нужно страхование ответственности грузоперевозчика и экспедитора?

Страхование ответственности защищает перевозчиков и экспедиторов от любых претензий, связанных с перевозкой.

Причем договор страхования защищает не только от претензий заказчика перевозки, но и от претензий страховщика груза, который получает по закону право требования к перевозчику или экспедитору после выплаты возмещения за груз.

При этом, в отличие от страхования грузов, в страховое покрытие по договору страхования ответственности могут включаться не только риски, связанные с сохранностью груза в процессе транспортировки, но и риск причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, риск нарушения договора перевозки или транспортной экспедиции (штрафы, неустойки и т.п.), а также могут возмещать убытки и расходы заказчика услуг страхователя.

Как выбрать лимит ответственности при страховании на случай утраты, гибели или повреждения груза?При выборе лимита ответственности за груз необходимо ориентироваться на стоимость груза, перевозимого в одном транспортном средстве.Можно ли заключить договор страхования с оплатой премии в рассрочку?Можно. Если премия по договору составляет более 30 000 ₽, мы готовы предоставить рассрочку оплаты от 4 до 12 платежей без увеличения страховой премии.Как и в какой срок нужно уведомить страховщика о наступлении страхового случая?

Страхователь обязан незамедлительно, но в любом случае не позднее 3-х суток с момента, когда он узнал о наступлении события, имеющего признаки страхового случая, известить о случившемся страховщика. Бланки (образцы) таких уведомлений, а также номера телефонов, адреса электронной почты передаются страхователю при заключении договора страхования.

Сервисная поддержка (вызов экспертов, консультирование) осуществляются круглосуточно.

Достаточно ли для принятия решения о выплате представить копии претензионных документов или необходимы их оригиналы?

Первоначальное рассмотрение претензий производится на основании копий документов.

Перед страховой выплатой обязательно предоставить заверенные копии документов (договоры, транспортные документы, документы на груз, документы, оформленные компетентными органами и т.д.) и оригинал претензии, адресованной страхователю.

Каковы сроки страховой выплаты по убытку?Страховщик в течение 15 рабочих дней после получения последнего документа, необходимого для рассмотрения убытка, обязан принять решение и направить его страхователю. Выплата по убытку осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня принятия страховщиком решения о страховой выплате.Кто может получить выплату по убытку от страховщика?Страховая выплата может быть осуществлена страхователю напрямую, в случае если он самостоятельно оплатил претензию (возместил причиненный ущерб или компенсировал расходы). В ином случае страховщик осуществляет выплату выгодоприобретателю (т.е. заказчику услуг страхователя или лицу, которому причинен ущерб).Наши контакты

Читайте также:  Налогообложение недвижимости проданной за рубежом 2023

Свяжитесь с нами, если вы хотите задать вопрос или получить дополнительную информацию

Управление страхования транспортных операторовОтдел страхования грузовых перевозок

127994, г. Москва, ул. Лесная, 41

Страхование грузов

8 июня 2021 г.

Давайте уточним сразу, какие именно договора страхования бывают у автомобильного перевозчика. У владельца транспорта должен быть обязательный полис гражданской ответственности перевозчика, та самая “автогражданка”. Без нее на дороги нельзя выезжать. По нему возмещают только ущерб третьим лицам, пострадавшим в аварии с участием этого транспорта.

Также машина может быть застрахована по КАСКО. Тогда любое повреждение застрахованного авто, кроме умышленно нанесенного страхователем, будет компенсировано страховой. К грузу в этом автомобиле договор КАСКО не имеет никакого отношения.

Страхование ответственности перевозчика/экспедитора. Еще один популярный вид страхового договора, который заключают при осуществлении перевозки. Заказчики часто интересуются у перевозчиков, есть ли у них страховка их ответственности. И со спокойным сердцем заключают договор, если страховка есть.

При этом такой полис покрывает только убытки заказчика, возникшие по вине перевозчика. Например, из-за несвоевременной доставки, неправильного оформления документов, причинения вреда окружающей среде.

Если же при перевозке что-то произошло с грузов, то страховка ответственности исполнителя покроет убытки владельца этого груза только, если будет доказана вина перевозчика/экспедитора.

Страхование груза держит в фокусе именно предмет экспедирования, то есть груз. При утрате или повреждении груза из-за аварий, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц страховщик возмещает ущерб владельцу груза.

По-хорошему, у перевозчика и владельца груза должны быть все эти страховые договора с надежной страховой компанией, чтобы спать спокойно. Именно их набор позволяет спать спокойно.

Как работает страхование груза

Риски при страховании грузов вполне логичные: любые повреждения имущества будут страховым случаем, если в договоре страхования не указано иное.

Повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, неблагоприятных природных явлений (например, дерево упало на машину во время урагана) обычно по умолчанию становятся страховыми случаями в любом договоре страхования груза.

Однако можно страховать груз только от кражи или любого другого риска. В таком случае вероятность наступления страхового случая ниже, поэтому стоимость полиса будет ниже.

Перечень страховых случаев нужно очень внимательно проверять при заключении договора. Все пункты должны быть максимально подробно описаны, чтобы не возникало простора для манипуляций со стороны страховой компании.

Также очень важный параметр — лимит ответственности страховщика. Это максимальная сумма, которая может быть уплачена в качестве возмещения ущерба. Страховщику выгодно снижать лимит, поэтому важно читать договор.

Большинство страховых компаний предлагают три набора страховых случаев. Они описаны в документе, с названием “ Оговорки Института лондонских страховщиков”. Это свод сложившейся веками страховой практики. Ее основы стали формироваться еще во времена активного освоения британских колоний.

Документ описывает три условия страхования, покрывающие разные наборы рисков. Их обозначают литерами A, B и С. От выбора условия напрямую зависит стоимость страхового полиса.

Условие А — максимальная страховая защита. Оно предусматривает страховую выплату в большинстве случаев гибели или повреждения груза или его отдельных частей (долей). Также по этому условию страховая обязуется компенсировать все расходы, которые повлечет спасение груза. То есть если нужно вытягивать фуру из кювета краном, то эти работы тоже должны быть компенсированы.

Условие B включает ограниченный набор рисков. Груз считается застрахованным только от нижеперечисленных рисков. Страховщик берет на себя обязательство компенсировать стоимость погибшего груза (его части) в случае:

  • Взрыва или пожара
  • Любого стихийного бедствия: удара молнии, шторма, урагана, наводнения, смерча, извержения вулкана.
  • Дорожно-транспортного происшествия: столкновение транспортных средств, их крушение, удар о другие предметы либо опрокидывание.
  • Исчезновения транспорта с грузом
  • Несчастного случая при погрузке или разгрузке.

Условие С предполагает возмещение за гибель груза в тех же случаях. В данном варианте не покрывается частичные повреждения, только гибель.

Важно отметить: условия B и С не предполагают возмещение ущерба от противоправных действий третьих лиц. То есть от кражи, грабежа, разбоя или умышленного уничтожения груза. Их можно дополнительно включить в договор страхования отдельным пунктом, но тогда ощутимо вырастет его стоимость.

Также важно знать риски, которые обычно не входят ни в один страховой договор. Традиционно страховыми случаями не будут считаться вот эти ситуации:

  • Брожение, гниение, коррозия или любое другое естественное свойство груза, если оно не вызвано действием(бездействием) экспедитора.
  • Деформация груза под собственным весом.
  • Повреждение птицами, червями и насекомыми, а также продуктами их жизнедеятельности.
  • Ущерб в результате неправильного размещения или крепления груза в транспортном средстве.
  • Нарушение правил погрузки или выгрузки по недосмотру или умыслу, которое привело к повреждению груза.
  • Повреждение из-за нагревания или отпотевания груза, а также появление плесени из-за этих процессов.
  • Размещение вместе с застрахованным грузом в одном транспортном средстве опасных грузов, если оно произошло с ведома выгодоприобретателя перевозки (обычно им является заказчик).
  • Также не компенсируется падение стоимости груза, произошедшее из-за его ремонта после ранее наступившего страхового случая.
  • Повреждение или гибель груза в связи с неплатежеспособностью или невыполнением обязательств владельцем транспортного средства.
  • Радиоактивное заражение, воздействие химического, электромагнитного или биологического оружия.

Как видите, список пунктов, не входящих в обычно предлагаемые наборы страховых условий, дает страховщикам неплохую возможность для маневра.

Представьте ситуацию: грузовик с партией цветов встает на трассе потому, что у перевозчика кончились деньги на топливной карте и водитель не смог заправиться, цветы завяли от жары после отключения холодильника.

Можно притянуть сюда пункт про повреждение вследствие финансовой несостоятельности владельца транспортного средства и отказать в выплате.

Также очень много манипуляций дает пункт про нарушение правил при погрузке и выгрузке. Сделать все по правилам невозможно в реальной жизни. Всегда найдется норма, которую нарушит реальный человек на реальном рабочем месте.

Недавний пример из Беларуси. Автовоз с четырьмя новыми автомобилями Geely не доехал до регионального дилера, перевернувшись на трассе. Дорогой груз был конечно же, застрахован в компании Белгосстрах.

Все автомобили в результате аварии были признаны погибшими. Но возмещения ущерба перевозчик не получил: страховая назвала автовоз перегруженным и возложила вину на перевозчика. Теперь он доказывает в судах, что перегруза не было и страховая ошиблась в расчетах.

Таких случаем можно привести довольно много. Судебная практика по делам о страховании грузов показывает, что наличие полиса — далеко не гарантия быстрой компенсации убытков в случае проблем с грузом.

Однако большую часть указанных рисков покрывает договор страхования ответственности перевозчика. Поэтому логично заключать сразу два договора страхования. Да, это дорого. Но не так дорого, как ущерб от погибшего груза.

Сколько стоит страховка

Стоимость страхования грузов составляет, в зависимости от условий страхования, от 0,3% до 3% оценочной стоимости груза. Цена зависит от тарифов страховой компании и условий страхования. Чем больше рисков покрывает полис, тем выше стоимость страхования груза.

Сэкономить можно при регулярных перевозках однотипных грузов. В таком случае можно заключить так называемый генеральный договор страхования. Он заключается на определенный срок и действует на все перевозки оговоренных грузов в этот срок.

По такому договору страхование конкретной перевозки обойдется дешевле, чем заключение отдельного договора на каждую поставку. Оптовые скидки, так сказать. Но использование генерального договора подойдет только тем компаниям которые осуществляют перевозки однотипных грузов регулярно и часто.

Чтобы выбрать надежную страховую компанию, стоит изучить судебную практику по делам о отказе в выплате возмещения. Это самый честный вид отзывов. если судебных дел много относительно размеров компании, то она явно любит не платить. Проверить картотеку судебных дел можно с помощью профильных юристов. Они и посмотреть картотеку судебных дел грамотно могут, и своим опытом поделятся.