Изменения

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Обновлено: 17.07.2023

Правила дорожного движения гласят, что водитель при повороте должен оповещать о своих действиях других участников дорожного движения посредством специальных поворотных сигналов. Тем не менее, поворотник автомобилисты включать зачастую забывают или просто не хотят.

Какое наказание ждет нарушителя, стоит рассказать подробнее.

Стандартная ситуация. Чаще всего происходит так, что едущий в потоке автомобиль начинает резко поворачивать вправо или влево, при этом забыв включить поворотник. Избежать ДТП в таких обстоятельствах практически невозможно, если только встречная машина не совершит экстренное торможение.

Если все же столкновения избежать не удалось, доказать свою правоту или то, что виновен был другой автомобилист, достаточно непросто, ведь поворотник работает недолго, а свидетелей может и не оказаться.

Варианты решения проблемы. Чтобы доказать, что авария произошла из-за ошибки водителя, не включившего поворотник, в авто желательно иметь видеорегистратор. Тем не менее, виновных может оказаться двое по следующим причинам:

Правила дорожного движения гласят, что между автомобилями должно быть достаточное расстояние для безопасной езды

Водители должны соблюдать боковой интервал, чтобы предотвратить риск столкновения

В таких обстоятельствах виновными могут оказаться оба — и тот, кто спровоцировал аварию, и тот, кто стал участником. Правоту в таком случае придется доказывать через суд, что достаточно затратно и требует много времени. Однако в итоге виновным будет признан, конечно же, тот, кто создал аварийную ситуацию — водитель, не включивший поворотник.

Итог. Зачастую на дорогах водители забывают включать указатель поворота перед совершением маневра. Тем не менее, стоит помнить, что нарушение правил дорожного движения грозит серьезным наказанием для автолюбителя. Лучше всего заранее включать сигнал, чтобы другие участники движения успели сориентироваться и проанализировать действия автомобилиста.

В случае, если водитель видит, что едущий навстречу транспорт совершает странные маневры, лучше всего соблюдать дистанцию, пока он повернет. В данной ситуации, как бы несправедливо это не было, придется подумать за себя и за другого.

Да, можно. С недавних пор с подачи Верховного суда при бесконтактных происшествиях начали признавать виновными водителей, которые спровоцировали столкновение, но непосредственно в нем не участвовали.

Например, водитель резко перестроился без включения поворотника, второй водитель, уходя от удара, сманеврировал и задел третьего.

Первый – виновник – уезжает, даже не подозревая, что натворил, хотя именно его действия являются первопричиной аварии, и именно он виновник ДТП по причине невключения указателя поворота.

Когда нужно включать поворотники по ПДД 2022 года?

Естественно, простая забывчивость по выключению указателей поворота не может автоматически стать причиной виновности в ДТП. Потому необходима скрупулезная оценка всех фактов, приводящих к аварии, где одну из ключевых ролей может сыграть поворотник.

Для начала вспомним Главу 8 из ПДД, где перечислены все маневры:

  1. начало движения,
  2. остановка,
  3. перестроение – смена полосы,
  4. обгон – связан с перестроением на встречную полосу,
  5. объезд неподвижного транспортного средства или препятствия, связанный с перестроением,
  6. поворот, когда водитель одну дорогу покидает на другую въезжает,
  7. разворот – смена направления движения на противоположное в пределах одной дороги,
  8. въезды и выезды с кругового движения (правые повороты),
  9. въезды и выезды с прилегающей территории (повороты).

Все их объединяет общий признак: «Маневрирование ТС – это любое (сознательное) изменение режима его движения водителем», – Судебная автотехническая экспертиза. Часть вторая. Ответственный редактор докт.техн.наук В.А.Иларионов. Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ), 1980 г.

При любом маневре водитель обязан:

  • не создавать опасность для движения, то есть угрозу ДТП;
  • не создавать помех другим участникам движения, то есть из-за маневра водителя никакие другие автомобили или пешеходы не должны изменить направление движения или скорость.

В каких случаях тот, кто не включил указатель, виноват?

  • Для определения виновности нам нужно понимать, как именно воздействует включение поворотников на причину ДТП.
  • Итак, в целях исполнения указанных выше обязанностей водитель в первую очередь включает поворотники, чтобы предупредить окружающих о своих намерениях, и чтобы его действия не были неожиданностью для других водителей или пешеходов.
  • Вполне логично, что указатель поворота должен сработать минимум 3-4 раза, лучше 5-6.

«Моргает» указатель поворота с периодичностью одна секунда. Следовательно, от момента, когда водитель с помощью сигналов сообщил другим участникам движения о своих намерениях и до начала выполнения маневра имеет место пауза в несколько секунд.

Теперь обратимся к экспертам, которые выделяют 3 стадии на пути к аварии.

Простая дорожно-транспортная ситуация

Она не требует от водителя повышенного внимания, и быстрых действий. Именно в такой ситуации водителю ПДД разрешается начинать движение. Правда, формулировка в Правилах иная – и в них указано, что водитель обязан уступить дорогу всем, чью траекторию он пересечет, начиная перемещение в пространстве.

Сложная дорожно-транспортная ситуация

Ее отличие – большой поток информации, которую сознание водителя должно успеть обработать. Человек на основании информации должен быстро принять решение и претворить его в жизнь. Причем, допускается действовать двумя основными способами: тормозить или маневрировать.

Апофеоз сложной ситуации – опасность для движения. В ПДД прямо указано, что при возникновении опасности для движения (угрозе ДТП) водителю запрещено думать.

Ему запрещено вертеть головой, смотреть в зеркала, принимать решения. На данные действия в совокупности уйдет уйма времени, а его нет.

При возникновении опасности для движения водитель обязан тормозить, и это не обсуждается. Маневр исключен.

Аварийная ситуация

Она имеет место, когда от ДТП никакое торможение не спасет. И здесь внимание! В аварийной ситуации, в отличие от опасности для движения, маневрирование не запрещено.

Если водитель прохлопал «сложную дорожно-транспортную ситуацию» с заключительной стадией «опасность для движения», его виновность в создании аварийной ситуации сомнений не вызывает. И если он, ликвидируя аварийную обстановку, попадет в ДТП, то он и будет в ней виноват.

На практике 2022 года в 97% случаев водитель выходит сухим из воды из созданной им аварийной ситуации.

Его огрехи подчищают другие водители. В том числе за счет маневрирования.

В первый раз водитель, создавший аварийную обстановку, чувствует себя неуютно – он сделал гадость окружающим. А через год такого поведения на дороге он становится хамом, и ему плевать на то, что о нем думают другие. Хочет – метнется от правой обочины в левый ряд, выигрывая у потока доли секунды, хочет – остановится посреди дороги, болтая по телефону.

Но дурные привычки на дороге рано или поздно приводят к ДТП.

И яркий пример – маневрирование без включения указателей поворота.

  • Во-первых, если указатель поворота не включен, то отсутствует пауза в действиях водителя, которая позволяет окружающим подготовится к его маневру.
  • Во-вторых, у водителя, перед которым резко перестроились, нет времени на то, чтобы успеть среагировать, и в первую очередь, нет времени оттормозиться. Следовательно.
  • В-третьих, сразу имеет место аварийная ситуация. И создал ее тот, кто резко перестроился. По мнению Верховного суда в ДТП виновен тот, кто изначально создал аварийную обстановку. И не важно, сам он участвовал непосредственно в ДТП или нет. Вот один пример, а вот второй.

Другие водители во внезапно сложившейся обстановке пытаются, как было сказано выше, выйти из аварийной ситуации. И в 97% им это удается. Но, увы, в 3% случаев ДТП все равно случается.

Перестроение – один из самых простых манёвров по ПДД. И он делается, на самом деле, в 2 шага: включение поворотника и непосредственно изменение полосы движения.

Но правила такого перестроения часто нарушается, что приводит к ДТП.

В статье мы выясним, кто кому обязан уступать при смене траектории движения, в том числе одновременном, кто будет виноват в ДТП и при каких тонкостях. И всё это актуально на 2022 год.

Самое важное о перестроении

Итак, в первую очередь, давайте выясним главные факты об этом манёвре. Они включают в себя как связанные обязанности по ПДД, так и простые правила, о которых многие автолюбители могли не знать.

  1. При любом перестроении вы обязаны включать соответствующий поворотник: в левый ряд – левый, в правую полосу – правый (пункт 8.1 Правил).
  2. Но при этом указатель не должен вводить других водителей в заблуждение. Например, если вы собрались перестроиться через 2 ряда сразу, то необходимо включать и выключать поворотники 2 раза, так как законодательство 2022 года предписывает немедленно выключать их при завершении манёвра, а изменение 2 полос движения – это 2 последовательных манёвра, а не один целый.
  3. Перестроиться можно не только в соседний ряд попутного направления, но и на встречную полосу – это никак не отменят самого факта наличия одноимённого манёвра.

Кто кому уступает?

Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который обязаны знать все, кто садится за руль и некогда получал право управления.

При перестроении уступает дорогу всегда тот, кто меняет полосу движения тому, кто движется попутно прямо без совершения манёвров. И никакой включённый поворотник не даёт преимущества меняющему ряд – к сожалению, именно об этом факте многие водители забивают забывают на дороге.

Обратите внимание что уступать нужно именно тому, кто не совершает манёвров, а не просто тому, кто движется без изменения направления. У вас как перестраивающегося не всегда может присутствовать обязанность уступать, если другой водитель, траектории движения с которым у вас при выполнении манёвра пересекаются, что-то нарушает.

Вот так выглядит самое простое перестроение:

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

В данной дорожной ситуации водитель жёлтого автомобиля обязан уступить дорогу, согласно пункту 8.4 ПДД, который предписывает буквально следующее:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Есть в Правилах и конкретика в этом требовании. Оно заключено в определении 2 терминов: «уступить дорогу» и «приоритет» и означает, что вы при перестроении своим манёвром не должны вынудить другого участника дорожного движения:

И для нарушения ПДД хотя бы одно из этих вышеперечисленных условий должно выполняться. Но только в том случае, когда намеченные траектории ваших движений пересекаются, причём, пересекаются не только в пространстве, но и во времени.

Читайте также:  Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

Например, если вы не включали левый поворотник и не собрались перестраиваться налево, но вильнули в сторону левой полосы, потому что объезжали камень в своей полосе, не пересекли разметку, а водитель синего автомобиля испугался и вильнул влево, то вы по сути заставили его изменить траекторию и, возможно, скорость движения. Но так как ваши намеченные траектории не пересекались, то формально ПДД вы не нарушили.

Водители, не использующие сигналы поворота, раздражают других участников движения. В условиях напряженного трафика в крупных городах, когда на дорогах много лихачей, предпринимающих опасные маневры, перестроение без поворотников чревато возникновением аварийной ситуации.

Кроме того, между полос движутся мотоциклисты, которых тоже надо предупреждать о перестроении или поворотах. Однако если машина впереди начинает маневр неожиданно, то водители сзади всегда негодуют.

Могут ли инспекторы ГИБДД признать такого забывчивого водителя виновным в ДТП, если он все-таки решится совершить маневр и столкнется с другим транспортным средством?

К примеру, представим ситуацию, когда автомобиль следует по дороге прямо и без мигающего поворотника.

Другая машина или мотоциклист старается опередить его справа в пределах одной полосы движения, расширенной за счет бывшей асфальтированной обочины, где недавно была стерта разметка, но новая еще не нанесена.

Однако автомобиль впереди вдруг сворачивает направо, создавая опасность столкновения и заставляя мотоциклиста или обгоняющую машину тормозить и резко уходить на газон.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

При разборе подобного ДТП сотрудниками полиции скорее всего не будут приниматься во внимание сигналы поворота, потому как очень трудно доказать причинно-следственную связь между сигналом и аварией. В этой ситуации маневр опережения справа вызовет вопросы у инспекторов.

Кроме того, обочина дороги остается таковой даже при стертой разметке, и движение по ней запрещено. Однако к водителю поворачивавшего автомобиля тоже появятся вопросы. Он начал маневр, не убедившись, что не создаст помех для других участников движения. Тем самым, виновность водителей будет определяться совсем по другим статьям ПДД и КоАП РФ.

Подобные сложные случаи, как правило, рассматриваются группами разбора и далее решаются в судах.

Такая же сложная ситуация может возникнуть и при повороте налево, на прилегающий съезд к дороге.

Если автомобиль при подготовке к маневру не подал сигнал поворота, а в этот момент сзади уже кто-то начал обгон, то виновность в ДТП будет определяться в зависимости от требований к обгону в данном месте.

Если на перекрестках обгон запрещен и на дороге нанесена сплошная разметка, то виновным признают обгоняющего. И отсутствующий сигнал поворота у машины впереди не станет оправдывающим его фактором.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Штраф за отсутствие сигнала

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Таким образом, водитель обязан удостовериться, что его поняли на дороге и готовы уступить место для совершения маневра.

Если же водитель игнорирует это требование, не пользуется сигналами и маневрирует не глядя, то для него предусмотрены штрафные санкции.

Спорная ситуация может возникнуть, если авария произошла при повороте. Давайте разберемся, могут ли признать виновником этого происшествия, если автомобилист, поворачивая, не оповестил других водителей и не включил поворотник.

Правила требуют: водитель, чтобы повернуть, должен заблаговременно включить сигнал поворота, перестроиться, заняв крайнее положение на полосе, правой или левой. Поворотник можно выключить сразу после того, как вы завершили маневр.

По словам юристов, чаще всего аварии происходят при повороте налево — это достаточно сложный маневр на дороге. В дорожных авариях при повороте часто виновниками называют сразу двоих водителей, которые не убедились в безопасности маневра, особенно если нет видеорегистратора.

Если водитель, поворачивающий перед вами, не включил поворотник, ввел вас в заблуждение своими действиями, и из-за этого вы в него врезались, вас могут признать виновным в ДТП.

Тогда нужно в течение 10 дней после решения о вашей вине нужно обжаловать решение.

Но, скорее всего, вину признают обоюдной как того водителя, который нарушил правила и не включил поворотник, так и вас за то, что не убедились в безопасности маневра. Так считают юристы.

Если у вас есть регистратор, который запечатлел поведение водителя, не включившего поворотник, тогда обязательно предоставьте запись при разбирательствам. Возможно, Фемида встанет и на вашу сторону, и признают виновным его. Видеозаписи сегодня очень облегчают судебные процессы и помогают выяснить, кто виноват.

Поэтому лучше всегда использовать поворотник — чтобы не путать других водителей, не создавать аварийную ситуацию на дороге, а также чтобы не стать виновником дорожно-транспортного происшествия и ремонтировать машину за свой счет вместо получения компенсации от страховой.

Смотрите, какая тема — Произошло ДТП из-за невключенного или вводящего в заблуждение поворотника – кто будет виновен?

Виновником ДТП признаётся тот водитель, чьё нарушение имеет причинно-следственную связь с происшествием. Можно ли считаться таковым не включённый поворотник автомобиля? Да, но с оговорками.

Несмотря на то, что ПДД предписывает водителям информировать других участников дорожного движения о начале каждого своего манёвра, в случае ДТП этот аргумент может не сработать.

Просто потому, что приехавшие инспекторы редко учитывают тот факт, что в момент аварии ТС совершало манёвр без работающих поворотников. Или, наоборот, водитель включил их, но маневрирование в итоге не состоялось.

Обычно в таких авариях вменяют обоюдную вину или делают крайним того, кто был введён в заблуждение от не включённого поворотника. Но бывает иначе. В статье разберём все эти моменты и расскажем, как доказать невиновность в таком происшествии.

Что говорят ПДД о пользовании поворотниками? 

В 2023 году права и обязанности водителей детально урегулированы Правилами дорожного движения. Ответ на наш вопрос содержится в Разделе 8 – он посвящён началу движения и маневрированиям. На дороге нет экстрасенсов. Поэтому каждый водитель обязан предупреждать других автолюбителей о готовящемся манёвре со своей стороны – для этого и предусмотрены правые и левые поворотники.

Итак, пункт 8.2 ПДД предписывает, что световые сигналы нужно включать заблаговременно, а также не сбивать с толку других автолюбителей:

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

В том же пункте есть ещё одно дополнение – о том, что включённый поворотник не даёт преимущества и не снимает с водителя обязанности принимать меры предосторожности.

А ещё не стоит забывать о положении п. 8.1 ПДД и его предписании не создавать опасности и помех другим автомобилям при выполнении манёвра. То есть мигающий световой сигнал – не индульгенция в таких случаях.

Ну и, вспоминаем из ПДД, что водитель должен включать поворотники при любых манёврах, которые связаны началом движения, поворотом (направо, налево), с перестроением, разворотом, при обгоне и при въезде/выезде на круговое движение. А при завершении вышеназванных манёвров следует отключить поворотники, чтобы не сбивать с толку других водителей.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

ДТП с не включённым поворотником – кто виноват?

И здесь мы имеем неоднозначную судебную практику. С одной стороны, налицо факт введения в заблуждение от не включённого или включённого с ошибкой поворотника. С другой стороны – виновниками таких ДТП часто делают тех, кто допустил наезд на указанный авто. Но не всегда.

Как определяется виновность?

Вопреки расхожему мнению, виновность в любом ДТП устанавливает только суд. Это делается на основе обстоятельств и тех материалов, которые составят инспекторы ГИБДД.

В частности, ключевым здесь являются постановления и определения об административном правонарушении.

Виновником аварии признаётся тот, кто допустил такое нарушение, которое находится в причинно-следственной связи с происшествием.

Нюансы определения виновности в ДТП с не включённым поворотником:

  • Так, если водитель допустил маневрирование с не мигающим поворотником, с его стороны очевидно нарушение п. 8.1 или 8.2 Правил, что считается несоблюдение правил пользования световыми сигналами,
  • Точно так же, если автовладелец показал, что хочет повернуть направо/налево, а сам продолжил движение вперёд, в результате чего произошло ДТП – и здесь мы имеем дело с нарушением ПДД, а именно введением в заблуждение другого водителя,
  • Кроме того, из-за не работающего поворотника создаётся аварийная ситуация. Другие водители вынуждены реагировать на внезапный пируэт того, кто создал проблему – причём времени среагировать на эту ситуацию у них не много. Зачастую даже нет возможности оттормозиться без столкновения.
  • Тем не менее, пункт 10.1 ПДД обязывает водителей выбирать скорость и успевать реагировать на опасные ситуации на дороге. Именно этот пункт Правил любят «выписывать» инспекторы на месте инцидента.

Но в любом случае суды должны оценить обстоятельства в совокупности. Прежде чем выносить постановление о виновности того или иного водителя, им надлежит изучить схему ДТП, отсмотреть видеозаписи, ознакомиться с рапортом инспекторов и объяснениями самих автолюбителей.

В особо сложных делах пролить свет может автотехническая экспертиза. О её проведении можно ходатайствовать либо перед разбором в ГИБДД, либо непосредственно в суде.

Эксперту задаются несколько вопросов о ДТП, на которые он должен дать ответы после изучения всех вводных.

И один из ключевых вопросов звучит следующим образом: имели ли вы возможность затормозить, избежав столкновения с машиной, чей водитель не включил поворотник? Если успели бы – виновным признают вас, а если нет – того, кто создал аварийную ситуацию не включением или, наоборот, включением, мигающих сигналов.

Давайте рассмотрим несколько частных ситуаций с позиции виновности.

Ситуация №1. Водитель не включил поворотник, а затем внезапно совершил манёвр

Наиболее распространённая ситуация на практике.

Обычно это следующие манёвры без указателя поворота:

  • водитель ехал прямо, а затем резко решил повернуть направо,
  • перестроился на соседнюю полосу,
  • приступил к обгону впереди едущей машины,
  • начал движение от обочины или края проезжей части в левый ряд (по диагонали),
  • и другие.
Читайте также:  В каких случаях ПТС нужно возить с собой (2023)?

Основная проблема в таких ДТП связана с введением в заблуждение других водителей.

Последние видят, что впереди едущий не показывает указателями о намерении свернуть с пути и начинают набирать скорость с целью совершить обгон.

Но в итоге тот автолюбитель поворачивает влево – в результате чего сзади едущий либо врезается в эту машину, либо сам уходит левее, где также может произойти ДТП с другими авто, ограждением или, не дай Бог, людьми.

Как итог, исход определения виновности может быть следующим:

  • Виновным признают вас, указав на то, что вы неверно выбрали скорость и не смогли вовремя остановиться, как предписывает пункт 10.1 или 9.10 Правил – за несоблюдение дистанции,
  • Нарушителем ПДД будет признан водитель, который не включил поворотник, но при этом обязан был уступить вам дорогу (например, при перестроении со своей полосы на вашу),
  • Установят обоюдную вину в происшествии (к примеру, на 20% за тем, кто не включил поворотники и 80% за водителем, который въехал в него).

На практике 2023 года, чаще всего виноватят того, кто ехал сзади или въехал в маневрирующую машину сбоку. И далеко не факт, что прибывшие на место ДТП инспекторы вообще обратят внимание, что другой водитель совершал манёвр с не работающим поворотником.

Поэтому в ваших интересах иметь запись регистратора, где видно, что световые указатели другой машины в тот момент были выключены. Также необходимо дать грамотные объяснения, указав, что вы ехали с разрешённой скоростью, ПДД не нарушали и не могли предвидеть манёвра второго участника ДТП, поскольку этот манёвр был совершён неожиданно для вас и вы никак не могли на него среагировать.

Вот пример решения суда, где водитель начал обгон впереди едущего автомобиля, а тот без включения поворотника свернул налево, в результате чего произошёл контакт машин.

 Ещё одно решение суда из Забайкалья, где водитель автогрейдера без включённых поворотников начал маневрирование влево, в результате чего обгоняющая его машина врезалась в ковш, пострадали пассажиры машины – виновником ДТП суд признал водителя грейдера, его лишили прав на 1,5 года.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Ситуация №2. Включил поворотник, но не повернул

Есть водители, которые забывают отжать переключатель на руле и некоторое время едут с включенным поворотником. В результате другие участники ДД пребывают в заблуждении от истинных намерений этого автомобилиста. Другие автолюбители уже в ходе мигания сигнала передумывают совершать манёвр (например, если впереди знак 3.27 «Остановка запрещена» или заезд в тупик).

Но тут нужно быть внимательным!

Да, тот, кто едет с включённым поворотником вводит других водителей в заблуждение и нарушает пункт 8.2 ПДД.

Однако, если он имеет преимущество в движении, а вы уступаете ему при въезде с прилегающей территории – начало движения с вашей стороны до того, как этот автомобиль с включённым поворотником разминётся с вами, делает нарушителем уже вас.

То есть в данном случае речь идёт о несоблюдении п. 13.9 ПДД, а значит, с большой долей вероятности, виновным в ДТП сделают вас.

На будущее, чтобы не попадать в такие инциденты, нужно запомнить простое правило: не смотрите на световые указатели – ждите завершения манёвра транспортного средства.

Если его водитель уже начал поворачивать, можно готовиться к своему действию. А вот если он едет прямо с включённым поворотником – вы его спокойно пропустите, а затем вырулите в нужный поток.

То есть мигающий сигнал у машины на главной дороге не должен становиться для вас автоматическим призывом к выезду.

Вот пример, в котором довод истца о том, что «второй участник включил поворотник, а не повернул, в связи с чем произошло ДТП» не нашло отклика у суда, который в итоге оставил в силу наказание за невыполнение требований занять крайнюю полосу для поворота или разворота.

Ситуация №3. Мигал левый сигнал, а свернул направо (или наоборот)

Ещё одна распространённая ситуация, когда водитель путает правый и левый поворотник. Несмотря на абсурдность ситуации, ехавшему сзади обычно не до веселья – именно его чаще всего признают виновным в таком ДТП.

А всё из-за устоявшейся практики ГИБДД вменять универсальный п. 10.1 Правил. Даже если вы сообщите прибывшим инспекторам, что другой участник аварии включил левый сигнал, а сам повернул направо – услышите возражение, что нужно было держать дистанцию и правильно выбирать скорость движения.

Поэтому стоит быть готовыми, что инспекторы напишут в определении, якобы вы выбрали неверную скорость. И если вы не согласны с этим, придётся подавать гражданский иск в суд о распределении степени вины. Там не обойтись без видеозаписи, показаний свидетелей и других доказательств того, что второй участник ДТП ввёл вас в заблуждение и как минимум в происшествии есть и его вина тоже.

Но и здесь в 2023 году не всё так просто. Если суд назначит экспертизу, где будет задан вопрос: «отсутствие чьего нарушения помогло бы избежать столкновения?», то ситуация качнётся не в вашу сторону – поскольку неправильно выбранная скорость или дистанция подходят на роль причины ДТП больше, нежели перепутанные поворотники лево-право.

А если световой указатель был неисправен?

Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средством с неисправностями. Неработающие световые указатели – относятся к таковым.

О том, что делать водителю в случае неисправных или отсутствующих поворотников, сказано в пункте 8.1 ПДД:

  • при повороте налево – высунуть вытянутую руку из окна,
  • если нужно поехать направо – согнуть эту же руку в локте.

Мало кто из водителей утруждает себя этими действиями. Более того, второй участник ДТП может вообще заявить, что поворотники сломались после столкновения с вашим автомобилем. И единственная возможность опровергнуть его слова и указать инспекторам на изначально не функционирующие световые сигналы – иметь запись с регистратора, где будет видно, работали поворотники в момент ДТП или нет.

Но, скорее всего, и здесь крайним сделают вас. Даже если вы предоставите видеозапись, найдёте свидетелей и иные доказательства в пользу неисправных поворотников другой машины.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Какой штраф за не включённый поворотник в 2023 году?

500 рублей.

Неиспользование поворотников во время маневрирования считается нарушением ПДД, за что водителю могут выписать постановление по части 1 ст. 12.14 КоАП. Санкцией здесь является штраф 500 рублей (реже предупреждение).

За неисправные поворотники в 2023 году полагается норма части 1 ст. 12.5 Кодекса. Правда, штраф здесь на ту же сумму – 500 рублей, с альтернативой в виде предупреждения. Но его выпишут лишь в том случае, вы сами признаетесь, что в момент ДТП световые сигналы (или один из них) у вас не работали.

Могут ли сделать виновным в ДТП за то что не включил поворотник?

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Спорная ситуация может возникнуть, если авария произошла при повороте. Давайте разберемся, могут ли признать виновником этого происшествия, если автомобилист, поворачивая, не оповестил других водителей и не включил поворотник.

Правила требуют: водитель, чтобы повернуть, должен заблаговременно включить сигнал поворота, перестроиться, заняв крайнее положение на полосе, правой или левой. Поворотник можно выключить сразу после того, как вы завершили маневр.

По словам юристов, чаще всего аварии происходят при повороте налево — это достаточно сложный маневр на дороге. В дорожных авариях при повороте часто виновниками называют сразу двоих водителей, которые не убедились в безопасности маневра, особенно если нет видеорегистратора.

Если водитель, поворачивающий перед вами, не включил поворотник, ввел вас в заблуждение своими действиями, и из-за этого вы в него врезались, вас могут признать виновным в ДТП.

Тогда нужно в течение 10 дней после решения о вашей вине нужно обжаловать решение.

Но, скорее всего, вину признают обоюдной как того водителя, который нарушил правила и не включил поворотник, так и вас за то, что не убедились в безопасности маневра. Так считают юристы.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Если у вас есть регистратор, который запечатлел поведение водителя, не включившего поворотник, тогда обязательно предоставьте запись при разбирательствам. Возможно, Фемида встанет и на вашу сторону, и признают виновным его. Видеозаписи сегодня очень облегчают судебные процессы и помогают выяснить, кто виноват.

Поэтому лучше всегда использовать поворотник — чтобы не путать других водителей, не создавать аварийную ситуацию на дороге, а также чтобы не стать виновником дорожно-транспортного происшествия и ремонтировать машину за свой счет вместо получения компенсации от страховой.

Фото с интернет-ресурсов

Все тест-драйвы

Выезд с второстепенной и забытый поворотник на главной: кому влепят протокол

На дороге возможна любая ситуация, и иногда очень трудно разобраться, кто же виноват. Рассмотрим конкретный пример и расскажем, кто виноват, если забыл выключить поворотник и  ДТП.

Исходные данные

Есть горизонтальная дорога, которая пролегает слева направо. А к ней посередине прилегает дополнительное шоссе, идущее снизу вверх. Обе дороги образуют букву «Т».

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Возле поворота с 1 на 2 стоит знак: белый ромб с желтым. Возле поворота с 2 на 1: перевернутый треугольник, белый, окаймленный красным.

  • По первой едет зелёная машина. Она включает правый поворот, подъезжая к дополнительной.
  • На второй стоит желтая машина, которая также включает правый поворот, чтобы выехать на первую.
  • Однако зелёная машина внезапно проезжает прямо, и происходит ДТП.

Дорожные знаки

  • Чтобы уточнить, кто прав, а кто нет, вкратце напомним дорожные знаки.
  • Белый ромб с желтым внутри обозначает главную дорогу.
  • А треугольник белого цвета с каймой красного в перевёрнутом состоянии означает, что данное авто должно уступить дорогу.
  • Зная это, можно рассмотреть ситуацию дальше.

Кто же виноват

Итак, зелёное ТС едет по главной дороге, об этом говорит дорожный знак.
На дополнительной находилось жёлтое ТС, там же установлен знак «Уступи дорогу».

Водитель второго авто ожидает, что же будет делать водитель 1-й. Он видит, то 1-я машина включает поворотник, показывая, что хочет повернуть направо, на дополнительную. Поэтому водитель желтого авто спокойно включает поворотник направо и направляется на главную. Водитель 1-й машины забыл выключить поворотник и едет прямо. ДТП неизбежно.

Читайте также:  Номера заляпаны снегом – инспектор грозит лишением

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

С одной стороны, водитель жёлтой мог бы подождать на всякий случай. Потому что, как известно, на дороге много дураков.
С другой стороны, зеленая показала поворотником, что поедет по дополнительной. Поэтому он не стал ждать и выехал.

  • Одни говорят, что виновата жёлтая машина. Почему? Потому что водитель действовал таким образом, что водитель жёлтой оказался в заблуждении. В дорожных правилах имеется пункт 8.2. Там четко написано: при включении сигнала не должно быть ситуаций, связанных с введением в замешательство других водителей.
  • Вторые говорят, что данный знак призывает уступать дорогу всем транспортным средствам. Поэтому что так сказано в пункте 13.9.

Где же правда

Виновато, на самом деле, жёлтое авто. Как бы ни странно это на первый взгляд звучало.

[stextbox id=’info’]Водитель должен убедиться, что следующая по главной начнёт поворачивать. Лишь после поворота он мог бы выехать.
Так что именно водителю жёлтой придётся заплатить штраф.[/stextbox]

Дело в правилах. Был ли включен поворотник налево или направо, уже не сыграет роли.
Забыл или не забыл, выключил не выключил — водитель желтого авто не убедился в безопасности маневра. И он находился на дополнительной, то есть второстепенной дороге.

У нас вы найдете информацию о реальных минусах установки ГБО и популярных заблуждениях.

По этой ссылке можно подписаться на наш канал.

А зеленое ни при чем?

Если бы это авто поехало вправо, и произошло ДТП, водитель был бы виноват аж по 2 пунктам сразу:

  • Он не пропустил встречную.
  • Не убедился в безопасности выполняемого маневра.

Если говорить о значимости, то на фоне этих пп. введение в заблуждение уступает.

ГИБДД может наказать водителя за это в первом случае, но значительно меньше, чем за нарушение знака.

Бывалые водители говорят: показали вам поворот, но учитывайте снижение скорости и видимость обзора, особенно, если это грузовик или несколько полос. И убедитесь в безопасности маневра. Тогда аварий удастся избежать с большей вероятностью.

Штраф за невключенный поворотник

Водитель каждого ТС обязан подавать сигналы другим участникам дорожного движения о планируемом к выполнению маневре. Включать поворотник нужно перед началом езды, остановке, развороте, повороте, перестроении.

При этом, подаваемые сигналы не должны вводить других водителей в заблуждение.

Например, не стоит высовывать руку в окно машины и поднимать ее, если автолюбитель во время движения на ТС собирается выполнить какое-либо действий, например, перестроиться в соседний ряд.

Одновременно включенный поворотник, сигнализирующий о другом маневре и рука могут вызвать у иных участников дорожного движения недоумение. В таком случае водителя тоже могут оштрафовать.

Пример из практики:

Илья, приближаясь на своем автомобиле к перекрестку, планировал повернуть направо, включив правый поворотник. В машине было душно, поэтому водитель открыл окно и вытянул руку в него.

После выполнения маневра Илья остановил инспектор ГИБДД и выписал штраф за нарушение правил маневрирования, так как своими действиями (одновременно включенным правым поворотником и сигналом руки о левом повороте) он ввел иных участников движения в заблуждение.

Необходимость подавать световые или иные сигналы в случае выполнения маневра на ТС прописана в Правилах дорожного движения, установленных Постановлением Правительства РФ №1090 от 1993 г. Так, пункт 8.1 ПДД предписывает обязанность сигнализировать о действиях на дороге, а п.8.2 ПДД момент начала и завершения сигнала.

Перестроение без поворотника, разворот, поворот или другой маневр без сигнала световым прибором или рукой может привести к созданию опасной ситуации на дороге. Нередки случаи, когда водители попадали в ДТП только потому, что один из участников не включил световой прибор.

К сожалению, происходят ситуации, когда водителя необоснованно привлекают к административной ответственности, например, если он не включил поворотник, но подал сигнал рукой, а инспектор этого не заметил.

При возникновении подобной проблемы рекомендуем решать ее сразу после появления. Наши юристы помогли тысячам водителей отстоять свои права в спорах с ГИБДД.

Проконсультируйтесь с нашим специалистом онлайн и узнайте, как защитить свои интересы.

0 юристов онлайн 0 + активных клиентов ЕЮС

Оцени шансы на успех — задай вопрос бесплатно

️ Что делать, если поворотник не включается

Сломанный поворотник – не повод для маневрирования без подачи соответствующих сигналов. Вообще, по ПДД прежде чем садится за руль своего автомобиля водитель обязан удостоверится в его полной работоспособности.

Если поворотник сломался, к примеру, в дороге, то водитель должен подавать сигналы рукой. Точные движения описаны в пункте 8.1 Правил дорожного движения.

Схема подачи сигналов водителями ТС руками

Сигнал подают до начала маневра. В ПДД написано, что выполнить данные действия нужно заблаговременно, но точное расстояние не указано. То есть, водитель должен сам определить, когда подать тот или иной сигнал.

Маневр Сигнал рукой
Для ТС с рулем с левой стороны
Торможение Поднять руку вверх вертикально
Поворот направо Согнуть руку в локте под прямым углом
Поворот налево Вытянуть руку в сторону
Для праворульных ТС
Торможение Вытянуть руку вверх
Левый поворот По аналогии для леворульных ТС при подаче сигнала правого поворота
Правый поворот Вытянуть руку горизонтально

По ПДД, подавая сигнал, водитель автомобиля не должен вводить в заблуждение иных участников движения своими действиями. Например, если после проезда перекрестка автовладелец планирует остановится на обочине, то не нужно включать поворотник до проезда этой развилки.

Важно! На извилистой дороге, если водитель видит впереди глубокий поворот, но фактически он не планирует съезжать с трассы или поворачивать, включать поворотник не нужно.

Штраф за не включенный поворотник установлен статьей 12.14 КоАП РФ. Согласно этому положению, за совершение рассматриваемого правонарушения размер штрафных санкций составит 500 рублей.

Штраф назначают при выявлении административного проступка. Если то, что водитель никто не заметил, то его никто не оштрафует. Правда нарушение ПДД, в частности, выполнение маневра без сигнала может привести к плачевным последствиям, и порча транспортного средства, другого имущества – самое малое, что ожидает водителя, если случится ДТП.

Обратите внимание! При неправильном использовании световых приборов водителя могут привлечь к АО по статье 12.20 КоАП РФ, за что предусмотрен штраф 500 рублей.

Лишают ли прав за невключение поворотника

Водителя не лишают в/у если он выполнил маневр и не включил поворотник. Но лишение права управлять ТС предусмотрено за другие правонарушения, связанные с использованием световых приборов.

Согласно ст.12.15 КоАП РФ нельзя использовать автомобиль, если на его передней части установлены приборы красного цвета или их цвет и режим работы не соответствуют основным положениям по допуску ТС.

В таком случае нарушителя могут лишить водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев с одновременной конфискацией не соответствующих требованиям приборов.

Также, нельзя вставлять лед лампы в фары. Если они не соответствуют конструктивным особенностям автомобиля, то штраф за светодиодные лампы составит 500 рублей.

Пошаговая инструкция отмены штрафа

Если вы считаете, что штраф за езду без поворотников выписан необоснованно, вы вправе оспорить его. Для этого подают жалобу начальнику ГИБДД или в суд.

Жалобу составляют в свободной форме, с учетом основных законодательных правил. В нее включают следующую информацию:

  • наименование ведомства, куда направляется обращение, должности ФИО должностного лица, если жалобу подают начальнику ГИБДД;
  • ФИО, адрес, контакты заявителя;
  • название документа;
  • обстоятельства, предшествующие подаче обращения, реквизиты постановления о штрафе;
  • почему гражданин не согласен с решением органа;
  • требования;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, подпись, расшифровка.

Жалобу можно написать от руки, набрать при помощи печатной техники, например, на компьютере или заполнить заранее подготовленный бланк. Единого образца документа законодательством не предусмотрено.

  1. Жалобу на штраф можно подать вышестоящему должностному лицу или напрямую в суд.
  2. Если водителя лишили прав, то для обжалования постановления обращаются исключительно в судебный орган.
  3. Если решение по жалобе не устроило заявителя, то его также можно оспорить в вышестоящую инстанцию.
  4. ГИБДД рассматривает обращения в течение десяти дней. Ответ направляют в письменном виде.
  5. Не принимаются к рассмотрению анонимные жалобы, а также письменные обращения, в которых нет адреса для отправки ответа.

Обжаловать штраф, если водитель действительно не нарушал, не сложно. Но ему придется доказать отсутствие вины.

Образец заявления Образец жалобы в ГИБДД для отмены штрафа за не включенный поворотник в 2023 году Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Судебная практика

Если невключенный поворотник приведет к ДТП, то водителя могут лишить водительских прав. Это подтверждает правовая практика.

При рассмотрении дела о привлечении гражданина Куравлева к ответственности по ст.12.24 КоАП РФ суд назначил наказание водителю в виде полутора лет лишения в/у.

По существу, дела известно, что при повороте на перекрестке Куравлев не подал соответствующий сигнал ни световым прибором, ни рукой. В результате, водитель второго ТС Семенов Р. подумал, что Куравлев едет прямо и повернул, затем резко выполнил поворот Куравлев, в результате чего произошло столкновение.

Семенов получил небольшие ушибы и ссадины. Суд признал Куравлева виновным в нарушении ПДД, что привело к причинению гражданину легкого вреда здоровью.

Как нарисовать схему ДТП

Частые вопросы

Сколько времени дается на обжалование штрафа? +

Жалобу на проставление о привлечении к АО подают в течение 10-ти дней с момента получения решения.

Можно ли заменить штраф предупреждением? +

Да, законодательством такая возможность предусмотрена. Но применит ли при рассмотрении дела должностное лицо ст.4.1.1 КоАП РФ зависит от него и от наличия смягчающих обстоятельств.

Сколько дней дается на оплату штрафа? +

Оплатить штраф необходимо в течение 60-ти дней с момента вступления постановления в силу. В противном случае за взыскание могут взяться судебные приставы, а нарушителя привлекут к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

Заключение эксперта

Правила маневрирования четко регламентированы законодательством. Водитель обязан предупреждать других участников о планируемом на дороге действии путем включения соответствующего светового прибора.

Нерабочий поворотник не освобождает от этой обязанности. В таком случае сигналы подают вручную.