Приказ №185 ГИБДД — отменили или нет в 2023 году?
Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2023 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2023 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Водителя останавливают
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:
- Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
- Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
- Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
- Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
- Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
- Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
- Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
- Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.
Иные случаи остановки
Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Водителя остановили
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.
При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется.
Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях.
А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Протокол за превышение скорости
Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
Протокол за загрязненные знаки
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
Протокол за непристегнутый ремень
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».
Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами.
Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Подпишись на наш Телеграм-канал https://t.me/pravoauto чтобы быть в курсе новых штрафов и других изменений автомобильного законодательства.
Вас заинтересует:
Как будут отбирать водительские права за неявку в военкомат? Приказ МВД
В апреле 2023 года президент Владимир Путин подписал закон, который вводит ряд ограничений для тех, кто не явился в военкомат по повестке. Одно из них — лишение водительских прав. Как и когда будут отбирать права, прописано в новом приказе МВД.
ГИБДД и уклонисты. a.d-cd.net
Как будут изымать водительские права
С 11 июля 2023 года вступает в силу приказ МВД № 426 от 21 июня 2023 года, который устанавливает порядок изъятия водительских прав у тех, кто не пришёл в военкомат по повестке.
Военкоматы будут накладывать ограничения на тех, кто не явился по повестке. Сначала информация об ограничении будет попадать в единый реестр воинского учёта, затем в течение суток она появится в базе ГИБДД.
С этого момента любой сотрудник ГИБДД сможет составить протокол на уклониста, если остановит автомобиль, а тот будет находиться за рулём.
Какой будет штраф
Примечательно, что в приказе МВД не указано, будут отбирать права или нет. Вполне возможно, власти будут действовать точно также, как с должниками, которым ограничили право на управление автомобилем.
https://www.youtube.com/watch?v=OHOYYVk_iPk\u0026pp=ygVT0J_RgNC40LrQsNC3IOKEljE4NSDQk9CY0JHQlNCUIOKAlCDQvtGC0LzQtdC90LjQu9C4INC40LvQuCDQvdC10YIg0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgz8%3D
Водительские права остаются у должника на руках. Но если он попадается за рулём автомобиля, то сотрудники ГИБДД штрафуют гражданина по пункту 2 статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях.
Размер первого штрафа для водителя, лишённого права управления автомобилем, составляет 30 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо принудительные работы на срок до 200 часов.
При повторном нарушении наказание жёстче — штраф до 100 000 рублей.Стоит отметить, что если лишённый водительских прав граждан управляет чужим автомобилем, то накажут и собственника машины.
Штрафом до 30 000 рублей.
Как будут возвращать водительские права
Ограничения на управление автомобилем могут отменить в двух случаях:
- если гражданин придёт в военкомат;
- если гражданин через суд докажет, что не обязан приходить в военкомат.
Отмена ограничений производится так. Сначала информацию удаляют из единого реестра воинского учёта. Затем в течение суток она исчезнет из базы ГИБДД.
Когда начнут отбирать водительские права
Несмотря на то, что приказ МВД вступит в силу с 11 июля 2023 года, далеко не с этого дня сотрудники ГИБДД смогут штрафовать уклонистов. Сначала должен появиться единый реестр воинского учёта.
Как говорил ранее глава Минцифры Максут Шадаев, реестр создадут к началу осеннего призыва.
То есть к 1 октября 2023 года, если, конечно, призыв не перенесут на 1 ноября, как это было в прошлом году из-за частичной мобилизации.
Тех, кто не явился в военкомат по повестке, также ждут следующие ограничения:
- запрет на регистрацию ИП и получение статуса самозанятого;
- приостановка государственной регистрации собственности;
- запрет на получение кредитов и микрозаймов.
Особенности проверки документов водителя с 1 марта 2023 года
- Добрый день, уважаемый читатель.
- В данной статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, вступающих в силу с 1 марта 2023 года и затрагивающих предъявление документов на проверку сотрудникам ГИБДД.
- Напомню, что в предшествующих статьях серии «Новые ПДД с 1 марта 2023 года» рассмотрены ПДД для СИМ, ПДД для велосипедистов, ПДД для пешеходов, ПДД для инвалидов, ПДД для автобусов и новые сигналы светофоров.
- Сегодня же будут рассмотрены следующие вопросы:
Информация о нормативном документе
2022.11.23 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049
Предъявление любых документов электронном виде
Первое важное изменение внесено в пункт 2.1.1 правил дорожного движения:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки*:
* Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Напомню, что до 1 марта 2023 года в правилах дорожного движения прямо указано, какие документы водитель может предъявить в электронном виде. То есть, для каждого документа, который допускается предъявлять в электронном виде, эта возможность прямо указывается в тексте ПДД. В перечень таких документов входят:
- транспортная накладная;
- заказ-наряд;
- сопроводительная ведомость;
- полис ОСАГО.
С 1 марта 2023 года ситуация серьезно изменится, т.к. сноска к пункту 2.1.1 ПДД позволяет предъявлять в электронном виде любые документы, а не только те, для которых такая возможность прямо указано. Причем эта сноска распространяется не только на документы из пункта 2.1.1, но и на документы, указанные в других пунктах правил дорожного движения.
Внимание! В электронном виде допускается предъявлять только те документы, которые изначально оформлены в электронном виде. Если документ оформлен на бумажном носителе, то его можно предъявлять только в оригинальном виде.
Например, водительское удостоверение в 2022 году выдается в виде бумажного или пластикового документа. Поэтому его нельзя отсканировать и предъявлять в электронном виде.
https://www.youtube.com/watch?v=OHOYYVk_iPk\u0026pp=YAHIAQE%3D
При этом любой документ, оформленный в электронном виде, разрешается распечатать и предъявлять на бумажном носителе.
Тем не менее, изменения пункта 2.1.1 позволяют предположить, что в ближайшее время законодательство изменится и станет возможным оформление различных автодокументов в электронном виде.
Примечание. Из пунктов 2.1.1 и 2.1.11 исключены предложения, позволяющие предъявлять отдельные документы в электронном виде. Это связано с тем, что с 1 марта 2023 года в электронном виде могут предъявляться любые документы.
Отмена временных разрешений на управление автомобилями
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
Из пункта 2.1.1 ПДД исключено упоминание временного разрешения на право управления транспортными средствами.
Напомню, что ранее временные разрешения выдавались водителям, допустившим нарушение правил дорожного движения, за которое накладывается лишение прав.
То есть, после нарушения водительское удостоверение изымалось, а вместо него выдавалось временное разрешение, которым можно было пользоваться до вынесения решения о лишении прав судом.
Временные разрешения были исключены из КоАП почти 10 лет назад (с 1 сентября 2013 года) и с тех пор не выдаются. Ну а теперь законодатели решили привести текст ПДД в соответствие с КоАП.
Отмена лицензионных карточек
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
Из пункта 2.1.1 исключено упоминание лицензионных карточек. Напомню, что лицензионная карточка — это специальный документ, который выдавался вместе с лицензией и размещался на лобовом стекле транспортного средства. Выдача лицензионных карточек прекращена в 2014 году.
Похожее изменение внесено и в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения:
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
https://www.youtube.com/watch?v=Fq4eDJepmLs\u0026pp=ygVT0J_RgNC40LrQsNC3IOKEljE4NSDQk9CY0JHQlNCUIOKAlCDQvtGC0LzQtdC90LjQu9C4INC40LvQuCDQvdC10YIg0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgz8%3D
Из данного пункта исключена обязанность размещения лицензионной карточки на лобовом стекле автомобилей и автобусов.
Отмена карточек доступа к международным перевозкам
В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
В данном пункте отменена обязанность по предъявлению карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок. Напомню, что с 2021 года вместо выдачи карточек допуска транспортные средства включаются в специальный реестр перевозчиков.
То есть, карточки потеряли актуальность и с 1 марта 2023 года они будут исключены из текста ПДД.
Таким образом, с 1 марта 2023 года в правила дорожного движения будут внесены 2 основных изменения, связанные с предъявлением документов:
- любые документы, оформленные в электронном виде, можно будет предъявлять в электронном виде;
- предъявление документов, потерявших актуальность, будет исключено из ПДД.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года». Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Изменения ПДД от 1 марта 2023 года — содержание
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про изменения, связанные с дорожными знаками. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Гибдд с 11 июля будет осуществлять надзор по новому порядку
Новый порядок осуществления надзора за соблюдением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения для сотрудников Автоинспекции вступил в силу 11 июля согласно приказу №264 МВД РФ, сказано в документе за подписью главы МВД России Владимира Колокольцева.
Приказ был опубликован 30 июня, что в соответствии с утвержденными нормами означает: в силу он вступает через 10 дней после опубликования, так как иная дата не установлена. Соответственно, 11 июля считается началом действия приказа.
Как пояснили в МВД, ведомство обновило порядок надзора за соблюдением водителями, пешеходами и пассажирами требований законодательства о безопасности дорожного движения. Новый порядок вводится взамен административного регламента по исполнению соответствующей госфункции.
«Пересмотрен перечень действий, совершаемых в рамках надзора. Уточнены нормы об оформлении документов о ДТП без участия полиции.
Часть поправок связана с принятием закона, которым на полицию возложена обязанность сообщать близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи или о направлении его в медицинскую организацию», — указано в аннотации к документу.
Согласно приказу, автоинспекторы обязаны фиксировать нарушения техническими средствами при скрытом патрулировании, требовать от водителей прекратить движение при неисправности тормозов и другое.
«При наблюдении за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без цветографической схемы принимаются меры по фиксации с использованием технических средств нарушений Правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения», — сказано в приказе.
Также прописана возможность предоставления документов в электронном виде. При этом их бумажные версии обязательно должны быть в наличии.
«Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек, денежных средств и других предметов, а также без удерживающих устройств. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях документы для проверки могут предоставляться в электронной форме», — говорится в приказе.
Госавтоинспекция может теперь потребовать прекращения движения при неисправностях, запрещающих их эксплуатацию. К примеру, при обнаружении проблем в работе тормозной системы, рулевого управления.
«При выявлении факта управления транспортным средством, имеющего неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий», — указано в новом порядке надзора.
9 июля адвокат Елена Кудерко рассказала о замене водительских прав в 2023 году. Если срок действия водительского удостоверения истекает в 2023 году, то пока не нужно идти в ГИБДД для его замены. В этом году продолжает действовать одна из мер поддержки, принятая со времен пандемии.
6 июля в ходе пресс-конференции в МИЦ «Известия» начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников заявил, что чаще всего причиной ДТП в России является выезд на встречную полосу. На данное нарушение приходится около трети аварий.
Приказы №185 и №664 — какие изменения внесены в регламент 10.10.2017?
20 Октября 2017 года вступил в законную силу Приказ № 664, который был разработан ещё 23 августа 2017 года и пришёл на смену Приказу №185, а последний попросту утрачивает свою силу. Какие изменения внесены в обязанности и права сотрудников и инспекторов ГИБДД, на что они имеют право, а чего не могут делать и требовать от водителей.
Изменения коснулись, в основном оснований для остановки автомобиля и проверки документов водителя и пассажиров, в том числе убран пункт о стационарных постах, сверки номеров кузова и агрегатов в машине, проверки госномеров и технического состояния транспортного средства, а также порядка обжалований штрафов и других постановлений ГИБДД.
Изменения в Административном регламенте коснулись большей его части. И одно из них — был убран пункт о запрете препятствования инспектором ДПС видеосъёмке водителя. Из регламента ничего не убрано, просто изменена формулировка, и данная норма перенесена в новый пункт.
БЫЛО
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
СТАЛО
147. В установленных Кодексом случаях для фиксации совершения процессуальных действий может применяться видеозапись.
Впрочем, формулировка немного изменена, и её смысл вместе с формулировкой тоже.
Логики стало больше, ведь регламент предназначен для сотрудников полиции (коими являются инспекторы ГИБДД), и если ранее прямо было прописано «нельзя препятствовать», то сейчас речь только о съёмке административных процедур самими сотрудниками (таких как досмотр автомобиля, освидетельствование на состояние опьянения и другие).
Самое интересующее большинство автовладельцев изменение в регламенте, введённое новым Приказом, коснулось причин остановки и проверки документов водителя. Изменилось следующее: если раньше были прописаны только основания для остановки, то по новому закону прописаны как основания для остановки, так и причины для проверки документов. Также убрана беспричинная проверка документов на стационарных постах как основание. То есть теперь в любом случае причина для проверки должна быть.
При этом, причиной остановки теперь может быть непосредственно проверка документов без каких-либо дополнительных требований и условий для инспектора ДПС. А вот проверка документов уже должна осуществляться по определённым основаниям.
БЫЛО
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: — установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; — наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения; — наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учётов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске; — необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; — необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; — выполнение распорядительно-регулировочных действий; необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента); — необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; — проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
СТАЛО
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются: 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения. 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются. 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого. 84.6. Необходимость использования транспортного средства. 85.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств. 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения. 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий. 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ. 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз. 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом. 106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются: — выявление признаков нарушения правил дорожного движения; наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске; — проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
— остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
В новом регламенте теперь прямо прописано о том, что передавать документы сотруднику для проверки в удерживающих устройствах или предметах запрещено. Ранее такой нормы не было.
Ранее была обязанность обеспечить видимость патрульного автомобиля сотрудников ГИБДД при обеспечении исполнительных функций безопасности дорожного движения. Теперь же по новому Приказу в ряде случаев можно прятать патрульную машину.
БЫЛО
43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения.
СТАЛО
63.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийноопасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
76. При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
В новом регламенте прописали основания для предложения инспектора выйти из машины водителю.
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
— наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
До отмены Приказа № 185 и введения нового было противоречие между Административным регламентом и Административным кодексом. Кодекс позволял заменить двоих понятых видеозаписью, а регламент всё ещё предусматривал обязательное наличие первых. Новая редакция Приказа с регламентом изменила это.
БЫЛО
156. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых.
СТАЛО
203. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Если водителя доставляют в целях освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на ближайший пост ДПС или в другие места, то обязаны препроводить его обратно к автомобилю.
БЫЛО
131. Освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного специального технического средства, на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое специальное техническое средство имеется
СТАЛО
233.
В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту, в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
Это все самые главные изменения Приказа и его регламента
Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД Рыбновского района Соболев В.Н.
Юрисконсульт Рыбновского ОМВД Ильдюхина Э.В.