Изменения

Штраф в двойном размере могут убрать из КоАП

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Президент подписал закон о внесении изменений в КоАП.

Теперь неподъемные штрафы станут посильными для предпринимателей. Некоторые и вовсе начнут заменять предупреждениями.

А еще нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно организацию и ее должностное лицо

Штраф в двойном размере могут убрать из КоАП

26 марта 2022 г.

президент подписал закон о внесении поправок в КоАП РФ, который изменит процедуру привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшит размеры административных штрафов.

Новый закон направлен на решение таких проблем, как назначение непосильных штрафов, вынесение предупреждений только в исключительных случаях, одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено… на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене… на предупреждение».

То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2. В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу.

Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи. Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину.

Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч. 4 и 5.

Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч.

5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ.

В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу.

А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Малому бизнесу снижают штрафы. Обзор поправок в КоАП

С 6 апреля 2022 вступает в силу закон № 70-ФЗ от 26.03.2022, которым вносятся изменения в порядок назначения штрафов в качестве административного наказания для юридических лиц (организаций), а также их работников.

Как избежать двойного штрафа за одно нарушение

Первая группа изменений относится к ст. 2.1 КоАП и распространяется на все организации и их работников. По общему правилу, привлечь к административной ответственности можно было и организацию, и ее работника. Теперь появляется возможность избежать «двойного» наказания.

https://www.youtube.com/watch?v=MJRcjgUOP9A\u0026pp=ygVR0KjRgtGA0LDRhCDQsiDQtNCy0L7QudC90L7QvCDRgNCw0LfQvNC10YDQtSDQvNC-0LPRg9GCINGD0LHRgNCw0YLRjCDQuNC3INCa0L7QkNCf

В соответствии новыми правилами юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, если:

  • за данное нарушение должностное лицо или иной работник данной организации привлечены к административной ответственности;
  • либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, (т. е. когда руководит организацией, например, управляющая компания) привлечен к административной ответственности.
  • лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Такими доказательствами в зависимости от вида правонарушения могут выступать, например, доказательства проведения плановых и внеплановых инструктажей, фиксация определенных обязанностей в должностных инструкциях, проведения служебных расследований, подтверждение привлечения виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности, направление требований, претензий и т. д.

Если за совершение административного правонарушения организацию уже оштрафовали:

  • в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП в размере сумме выручки от реализации товара (работы, услуги) либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
  • или в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3.5. КоАП в размере начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги и который заключен от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 ст. 15 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),

то работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.

Снижение размера штрафов

Вторым существенным изменением является введение новой ст. 4.1.2. КоАП, предусматривающей значительное снижение размера штрафа, назначаемого социально ориентированным некоммерческим организациям и малым предприятиям, в том числе к микропредприятий, не только в соответствии с КоАП, но и в соответствии с региональными законами.

Административный штраф для таких организаций назначается в том же размере, что и для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т. е. — ИП).

В случае если соответствующей статьей не предусмотрено назначение административного наказания в виде штрафа ИП, административный штраф назначается, в зависимости от содержания статьи, в виде половины размера штрафа (от минимального до максимального), предусмотренного соответствующей статьей для юридического лица. При этом размер такого административного штрафа не может быть меньше минимального размера штрафа, предусмотренного для должностного лица.

Для применения новых изменений организации на момент совершения правонарушения должны быть включены в соответствующие реестры. Кроме того, штраф не будет снижен, если административной статьей предусмотрена ответственность ИП в том же размере, что и у организаций.

Штрафы за несколько нарушений

Третий блок изменений связан с ответственностью за совершение нескольких административных правонарушений (ст. 4.4 КоАП). По общему правилу, за совершение нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности.

С 6 апреля добавляются исключения из данного правила:

  1. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия будут выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ или регионального закона об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
  2. Если при проведении одного контрольного или надзорного мероприятия будут выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП либо регионального закона об административных правонарушениях, наказание назначается как за совершение одного действия (бездействия), правда по статье, предусматривающей более потенциально более строгое наказание (например, если из двух статей одна предусматривает возможность предупреждения, а другая — нет, выберут ту, которая не предусматривает возможности назначения предупреждения).

Заключение

В заключение также стоит отметить еще два изменения, связанных с назначением административного наказания в виде штрафа, которые вносятся указанным Федеральным законом:

  • дела об административных правонарушениях, которые рассматривались арбитражными судами только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, будут также рассматриваться и в отношении работников этих организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • устранено противоречие между ч. 3 ст. 3.4. КоАП и ст. 4.1.1. КоАП. Теперь за впервые совершенное административное правонарушение замена некоммерческим организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства штрафа на наказание в виде предупреждения предусмотрена обязательно, а не как право.
Читайте также:  Можно ли ездить на зимней резине летом и штраф в 2023?

???? Перевод налогов из резерва в сальдо ЕНС начнут с… С 1 октября ИП смогут сдать уведомление по ЕНП и з… ???? «Клерк» в топ-15 финансовых медиа страны

Что делать, если пришло два штрафа за одно и то же правонарушение?

Вопрос: Что делать, если пришло два штрафа за одно и то же правонарушение?

Ответ:

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

  • Таким образом, закон не допускает привлечение лица к административной ответственности за совершение одних и тех же действий.
  • При этом, если в действиях лица имеется состав различных административных правонарушений, то наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
  • Указанный случай необходимо отличать от длящегося административного правонарушения, за совершение которого возможно привлечение лица к ответственности, в случае его выявления после вступления в силу постановления о признании лица виновным в совершении аналогичного правонарушения.

В случае привлечения лица к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

  1. Однако, поскольку постановление о назначении административного наказания уже вынесено и лицо привлечено к административной ответственности, оно вправе обратиться с жалобой на постановление, принятое повторно за аналогичное правонарушение, по которому ранее лицо уже наказано в административном порядке.
  2. Порядок и сроки обжалования зависят от того, вступило ли в законную силу постановление о назначении административного наказания, а также от органа, вынесшего такое постановление.
  3. Так, в случае если постановление по делу об административном правонарушение не вступило в силу оно подлежит обжалованию в порядке, установленном статьей 30.1 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления:
  4. вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  5. вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  6. вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  7. вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
  8. В случае пропуска срока на подачу жалобы по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Порядок подачи жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления по делу об административном правонарушении предусмотрен статьей 30.12 КоАП РФ.

Такая жалоба подается в Кировский областной суд. Срок на подачу жалобы законом не ограничен.

При этом, следует иметь в ввиду, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает оспаривания в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного органом или должностным лицом, в случае если это постановление до вступления его в законную силу не было обжаловано в установленном порядке в суде.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела — для физических лиц, для должностных лиц, судебная практика

При присутствии выдающихся условий, которые связаны с характером произведенного нарушения и его следствиями, имущественным и материальным положением привлекаемого к административной ответственности юр. лица.

https://www.youtube.com/watch?v=MJRcjgUOP9A\u0026pp=YAHIAQE%3D

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  • +7 (499) 938-81-90 (Москва)
  • +7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
  • 8 (800) 301-79-36 (Регионы)
  • ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
  • Это быстро и БЕСПЛАТНО!
  • Орган, который разбирает дел о нарушениях административного характера, может определить кару в виде штрафа в величине меньше минимальной величины административного штрафа, который предусматривается соответственной статьей.

Что это такое

Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.

Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:

  • Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
  • Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
  • Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.

Виды наказаний

Сейчас КоАП РФ поставлены 8 типов кар административного типа.

За осуществление АП могут предопределяться и использоваться такие административные кары:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Возмездное исключение средства осуществления либо предмета АП.
  • Конфискация средства свершения либо предмета АП.
  • Отнятие особого права, которое предоставляется физ. лицу.
  • Административный арест.
  • Изгнание за границы России зарубежного гражданина либо особы без гражданства.
  • Дисквалификация.
  • Постановление административного занятия.

В отношении физ. лиц могут использоваться все эти типы административных кар, в отношении юр. лиц – лишь административные кары типа предостережений, административного штрафа, возмездного изъятия средства либо предмета АП, отнятие орудия осуществления либо предмета АП.

Все административные возмездия характерны общим образованием их использования — свершением административного нарушения права. Закон об административных нарушениях права, кроме того, устанавливает единственные принципы и порядок их предназначения.

Основания для снижения административного штрафа в судебном порядке

Так, подавая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, необходимо определить, действительно имеются ли в материалах дела об административном правонарушении документы, подтверждающие законность назначенного размера административного штрафа?

Таких документов зачастую в деле может и не быть. Например, в случае рецидива административного правонарушения юридического лица, в деле могут отсутствовать документы, подтверждающие такой рецидив; в случае наличия смягчающих обстоятельств по делу, административным органом могут не учитываться смягчающие обстоятельства.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

https://www.youtube.com/watch?v=sU9Z_npC9Dc\u0026pp=ygVR0KjRgtGA0LDRhCDQsiDQtNCy0L7QudC90L7QvCDRgNCw0LfQvNC10YDQtSDQvNC-0LPRg9GCINGD0LHRgNCw0YLRjCDQuNC3INCa0L7QkNCf

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

На практике выдающимися условиями, которые считаются органами администрации, есть:

  Как оформляется возврат задатка за квартиру?

  • Сложное материальное положение личности, которая притягивается к административной ответственности – состояние пребанкротства, отсутствие дохода, резкое уменьшение выручки.
  • Содействие органу администрации в определении условий дела – представление объяснений, появление представителей.
  • Добровольное выполнение предписаний либо удаление нарушений.
  • Осуществление нарушений права первый раз, невольный характер нарушений.
  • Социально-направленная работа особы, которая притягивается к административной ответственности – оказание ком. услуг, градообразующие организации, оснащение населения товарами основной нужды.

Назначенный перечень не исчерпывающий, так как выдающиеся условия находит суд, административный орган и служебное лицо с учетом конкретных условий дела.

Уменьшение административного штрафа используется только в ситуации, когда самая небольшая санкция за обусловленное административное нарушение права превосходит:

  • Для физических лиц – 10 тыс. руб.
  • Для должностных особ – 50 тыс. руб.
  • Для юр. лиц – 100 тыс. руб.

Например, если административный штраф равняется 20 тыс. рублей, то он может быть уменьшен до 10 тыс. рублей. Уменьшение административных разрешений меньше прописанных самых маленьких пределов не допустимо.

Коэффициент уменьшения избирается судьей, органом либо должностной особой на основе выдающихся условий, связанных с характером сделанного АП и его результатами, личностью и имущественным (материальным) положением притягиваемого к административной ответственности.

Соответственно с Решением Конституционного Суда России от 25 февраля 2014 года величина административного штрафа, обусловливаться юр. лицам, какие свершили АП, наименьший размер административного штрафа за которые водворяется в величине от ста тыс. рублей и больше, может быть уменьшен судебным органом ниже самого низкого предела.

Какие условия кредитования на потребительские цели предлагает банк «Возрождение»? Читать статью, кредит наличными в банке Возрождение. О кредите наличными под залог авто, подробнее тут.

Читайте также:  Продал машину, а штрафы приходят — что делать, если пришёл штраф на проданный авто?

Снижение административного штрафа

На практике часто возникают случаи, когда оснований для отмены административного штрафа не имеется. Так, обратившись с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, результат рассмотрения жалобы не всегда бывает ожидаемым.

https://www.youtube.com/watch?v=sU9Z_npC9Dc\u0026pp=YAHIAQE%3D

Но при обжаловании постановления об административном правонарушении необходимо помнить, что существует альтернатива отмене административного наказания, а именно- снижение административного штрафа.

В каких случаях возможно снизить административный штраф? Рассмотрим в настоящей статье.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, зачастую, административный штраф устанавливается выше минимального предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

Однако далеко не всегда административный орган руководствуется законными основаниями, превышая минимальный предел установленного административного штрафа.

Противоречивая практика

Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.

В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.

При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.

В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.

Административный штраф ниже минимального предела

Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица , судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица , судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Подтверждение универсальности правовой позиции

Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.

В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.

Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.

При каких условиях можно заплатить 50% от суммы назначенного штрафа

Главным условием снижения суммы штрафа на 50% является срок оплаты.

Если нарушитель сможет оплатить назначенный штраф не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, сумму штрафа можно снизить в 2 раза. То есть, заплатить 50% от суммы штрафа.

Если к тому времени, когда вы получили отправленное по почте постановление о наложении штрафа, установленный для льготной оплаты срок уплаты штрафа пройдет, его можно восстановить. Сделать это можно, подав ходатайство о продлении срока либо через суд.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области

Согласно общим правилам назначения административного наказания, установленным ст. 4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ), административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — не менее ста тысяч рублей (ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КОАП РФ).

При этом при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан, должностных лиц или юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Смоленской области Ольга Нахаева отметила: «Норму о возможности снижения административного штрафа в соответствии с ч.ч. 2.2-3.3. ст. 4.1 КоАП РФ следует рассматривать как норму, улучшающую положение лица, совершившего административное правонарушение.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении данная норма закона может быть применена при наличии вышеуказанных исключительных обстоятельств и с учетом размера административного штрафа, предусмотренного статьей КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности».

Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность

6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:

  • 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
  • 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
  • 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
  • 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.

По правилу части 2 статьи 1.

7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:

ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:

1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).

Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
  • правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);
Читайте также:  Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?

2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).

  1. Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
  2. – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
  3. – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
  4. Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
  • размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
  • нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.

3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).

Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:

  • ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
  • должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
  • ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;

4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).

Проверьте наличие следующих обязательных условий:

  • все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
  • ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.

 ! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.

  • ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
  • – дело в процессе рассмотрения;
  • постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
  • постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
  • ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)

ШАГ 3. Действуйте!

Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:

  • право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
  • конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.

!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).

! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.

Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):

  • в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
  • в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного судав областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
  • в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
  1.  Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
  2. !Важно:
  3. – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
  4. – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
  5. – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  6. – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;

– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
  • 2 месяца, если она подана в суд.

! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):

  • в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
  • в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).

!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.

  • Важно:
  • – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  • – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
  • – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
  • – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 2 месяца со дня поступления в суд;
  • + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).

Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях