Требование за тонировку: как снять и законно ли в 2023?
Каждый владелец рано или поздно задумывается о тонировке стекол на автомобиле. И дело не только в том, что после процедуры транспортное средство выглядит более респектабельно и стильно.
Тонированные стекла уменьшают воздействие солнечных лучей, не дают злоумышленникам рассмотреть оставленные на заднем сиденье ценные вещи, предохраняют салон от выгорания. Сама по себе тонировка законом не запрещена.
Однако существует довольно много норм, ограничивающих ее применение и степень тонирования.
ГИБДД, наказывая водителей за слишком низкую светопропускаемость стекол, руководствуются Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств. Согласно ему, передние стекла, обеспечивающие водителю обзор, должны пропускать не менее 70% солнечных лучей.
Если данный показатель превышен, в ход вступает статья 12.5 КоАП – штраф, предусмотренный ею, составляет 500 рублей.
Одновременно с постановлением сотрудники ГИБДД вручают водителю требование.
Тут уже есть определенные нестыковки, так как суть требования звучит по-разному:
- прекратить правонарушение,
- устранить обстоятельства, повлекшие совершение правонарушения,
- устранить причины, затрудняющие эксплуатацию транспортного средства, и т.д.
Формулировка предписания имеет различные интерпретации, так как единого стандарта для нее не разработано. А раз нет единых требований, следовательно, встает логичный вопрос о законности подобного документа.
Сотрудник ДПС, являясь лицом, представляющим закон, должен руководствоваться в своей деятельности четкими инструкциями, утвержденными вышестоящими органами. Выписывая требование об устранении тонировки, он не следует букве закона, просто потому, что порядок заполнения данного документа никем не регламентирован.
В случае с транспортными средствами, сотрудник ДПС опирается на Приказ МВД от 14.11. 2016 года №727. Данным приказом утвержден Административный регламент МФД РФ исполнения государственной функции по осуществлению надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения эксплуатации транспортных средств.
Несмотря на объемный документ и массу прописанных в нем стандартов, он не предусматривает составления требований. Однако, судебная практика, вопреки здравому смыслу, сложилась не в пользу лиц, пытающихся бороться с системой. Закон встает на сторону сотрудников ДПС, а водителям приходится платить штраф и снимать защитный слой со стекол автомобиля.
Выдача предписания об устранении правонарушения (в данном случае, снятии тонировки), не предполагает немедленных действий. То есть, пойманный за рулем пьяный водитель не может дальше продолжать путь на автомобиле, а человек, не соблюдающий норму затемнения стекол, спокойно двинется дальше.
Юридически, предписание вступает в силу через 10 дней. Таким образом, в течение 10 суток водитель может управлять транспортным средством, не удаляя тонировку. Чаще всего, сотрудники ДПС в требовании используют именно такую формулировку: устранить причину правонарушения в 10-дневный срок.
Если человек продолжает езду с темными стеклами дольше установленного срока, попавшись во второй раз, он рискует получить либо штраф 500-1000 руб., либо арест на 15 суток. Игнорирование требований полицейского наказывается по ст. 19.3 КоАП, ч. 1.
Некоторые полицейские требуют устранить тонировку немедленно. В таком случае предписание не оформляются, ведь тонировки на автомобиле больше нет.
Если водитель не собирается оспаривать правонарушение, снять тонировку в присутствии сотрудника ДПС – лучший вариант решения проблемы, помогающий избежать оформления предписания. Специальных навыков для того, чтобы удалить тонировку, не требуется. Если водитель некомпетентен в данном вопросе, ему может помочь полицейский.
При отказе от немедленного устранения тонировки, сотрудник ДПС оформляет предписание, согласно которому гражданин должен не только снять светозащитный слой, но и представить автомобиль после совершения данных действий на осмотр в органы ГИБДД.
Если проигнорировать требование и продолжать ездить на затонированном транспорте, при повторной встрече с сотрудниками ДПС этот факт всплывет, как только они пробьют номер транспортного средства по базе. Тогда встречи в суде избежать не удастся.
Как вариант, можно снять тонировку по требованию ГИБДД, а через некоторое время затонировать автомобиль повторно. В таком случае, нужно хранить документ из мастерской, чтобы во время следующего общения с сотрудниками ДПС имелись доказательства того, что предписание было выполнено. Это значит, что перетонироваться придется в официально зарегистрированном автосервисе, который выдает чеки.
Как уже было сказано выше, законность самого требования стоит под вопросом, так как нет нормативного правового документа, который бы регулировал его наложение. С этим связана и проблема сроков его действия. Нигде не прописан точный срок, сколько действует предписание.
Есть несколько версий на этот счет:
- предписание находится в базе данных ГИБДД в течение года (это срок, в течение которого нарушения ПДД считаются повторными);
- предписание удаляется из базы после появления отметки об его исполнении (при этом, инспектор может и не поставить эту отметку при проверке);
- требование, как и информация обо всех правонарушениях, навсегда остается в базе данных.
Требование о снятии тонировки не законно. Но судебная практика наработана, и вынесение решения по данному вопросу всегда направлено против автовладельца. Поэтому лучше не вступать с сотрудниками ДПС в конфронтацию и снять пленку по первому требованию.
К тому же, тонировка действительно в некоторых случаях небезопасна и может спровоцировать наступление аварийной ситуации, так как недостаточное освещение ухудшает видимость дороги.
Предписание за тонировку в 2023 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о тонировке стекол автомобиля, а также о законности требования снять тонировочную пленку, которое на практике могут наложить сотрудники ГИБДД в 2023 году.
Напомню, что штрафы за тонировку были рассмотрены в отдельной статье. Размер штрафа за указанное нарушение минимальный (500 рублей), поэтому он не останавливает многих водителей.
Для борьбы с нарушителями сотрудники ГИБДД придумали хитрую схему, в результате которой водитель может получить административный арест. Рассмотрим ее подробнее.
Законно ли требование за тонировку в 2023 году?
Предписание о снятии тонировки — это дополнительный документ, который выдается водителю вместе с постановлением о наложении административного штрафа.
https://www.youtube.com/watch?v=pQmRMXJnzVY\u0026pp=YAHIAQHwAQG6AwIYAg%3D%3D
При этом в требовании указывается, что водитель должен снять тонировочную пленку в течение определенного срока (обычно 10 дней). В противном случае нарушитель будет привлечен к дополнительной административной ответственности. Причем наказание предусмотрено довольно серьезное — вплоть до ареста на срок до 15 суток.
Впервые о подобной схеме я услышал от читателей pddmaster.ru несколько лет назад. Причем было непонятно, на основании чего сотрудники ГИБДД требуют от водителя снять тонировку. В связи с этим возникали сомнения в законности их требований.
Однако на практике документ составлен хитрее, чем это казалось вначале.
Требование о прекращении административного правонарушения
При подготовке данной статьи я изучил несколько вариантов требований, которые выносятся сотрудниками ГИБДД. Предлагаю Вам ознакомиться с одним из примеров:
Давайте рассмотрим приведенный документ подробнее:
1.
Обратите внимание, ГИБДД в тексте предписания не требует снимать тонировочную пленку как таковую. Оно требует прекратить административное правонарушение.
При этом прекратить правонарушение водитель может несколькими способами:
- Снять тонировочную пленку — самый очевидный вариант.
- Перестать управлять автомобилем (не пользоваться транспортным средством).
- Продать автомобиль и т.д.
2. Данное требование вполне законно. Статья 13 Федерального закона «О полиции»:
- Статья 13. Права полиции
- 1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
- 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
Так что все в рамках законодательства.
3. Ответственность за нарушение данного требования предусмотрена частью 1 статьи 19.3 КоАП:
1.
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Таким образом, если водитель проигнорирует требование и продолжит управление автомобилем, стекла которого не соответствуют действующему регламенту, то при следующей остановке сотрудниками ГИБДД он кроме штрафа за тонировку в размере 500 рублей получит дополнительное наказание. Размер наказания будет выбран судьей.
При наличии смягчающих обстоятельств водитель получит штраф 2 000 — 4 000 рублей. В противном случае может быть наложен административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы на 40 — 120 часов.
На практике находятся водители, которые готовы постоянно платить штрафы за тонировку, лишь бы не снимать заветную пленку с передних стекол. Именно на них и рассчитано требование о прекращении правонарушения. Отсидеть 15 суток за решеткой вряд ли кому-то захочется.
Что будет, если снять тонировку, а потом заново приклеить?
Зачастую водители пытаются найти «лазейки» в законодательстве. Поэтому возникает вопрос, можно ли снять тонировку, поездить без нее некоторое время, а затем вернуть ее обратно.
В данном случае это лишено смысла, так как ГИБДД требует не снять тонировку, а прекратить противоправные действия.
Сколько действует предписание за тонировку в 2023 году?
Срок действия требования о прекращении правонарушения указан в тексте самого документа. Обычно он составляет 10 дней. Если этот срок пройдет и водитель вновь будет пойман на том же автомобиле с тонировкой, то он понесет соответствующее наказание.
Обжалование предписания в суде
Как показывает практика, в случае повторного управления затонированным автомобилем суды встают на сторону сотрудников ГИБДД. Т.е. водители получают дополнительный штраф или арест. Так что не стоит рассчитывать, что решение удастся легко опротестовать.
С другой стороны, суды не накладывают наказание, если процессуальные документы составлены с нарушениями. Так что внимательно изучите имеющиеся документы. Если там есть какие-то ошибки (например, от водителя требуют устранить тонировку на месте правонарушения), то есть смысл обратиться в суд с жалобой.
Что делать, если выписали предписание за тонировку?
В данном случае самым разумным решением будет снять пленку с передних стекол автомобиля и привести его в соответствие действующему техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств». После этого можно не беспокоиться о дополнительных наказаниях.
Удачи на дорогах!
Требование за тонировку в 2023 году: что делать, если выписали предписание
Вопрос с тонировкой стекол автомобиля всегда являлся одним из самых непростых. Это связано и с распространенностью правонарушений данного типа, и с часто меняющимися правилами, в том числе нормам ГОСТов.
Часто, выявив нарушение, сотрудник ГИБДД вместе со штрафом выписывает т.н. требование за тонировку. О том, что это такое, как на него реагировать и что будет, если не выполнить предписания, читайте в данном материале.
Что это такое и когда выписывают?
Нередко вполне юридический вопрос лежит одновременно и в других плоскостях, например, лингвистической. Так вышло и в данном случае.
Требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения (Требование о прекращении административного правонарушения) – это воплощенное право (а при определенных обстоятельствах и обязанность) сотрудника правоохранительных органов, на основании п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции, требовать от граждан прекращения противоправных действий.
Уже из формулировки видно, что данный документ и вызываемые им последствия относятся к любому правонарушению (в данном контексте – административному), в т.ч. и к нарушению ПДД и других профильных НПА.
Часто документ называют Предписанием на устранение нарушения (с установленными сроками), но в случае чрезмерного затемнения стекол машины в разговорной речи закрепился другой термин – требование за тонировку.
Несмотря на то, что словосочетание составлено, скажет так, с некоторой южнорусской языковой спецификой, распространение данное название получило на всей территории России.
При каких условиях может быть выписано требование за тонировку?
Очевидно, что появиться предписание может после фиксации факта правонарушения. В рассматриваемой ситуации – сотрудником ГИБДД. Наиболее часто выставление требования за тонировку происходит непосредственно при проверках на дороге.
Типичная ситуация выглядит так: сотрудник ГАИ останавливает автомобиль, осуществляет проверку допустимости светопроницаемости стекол (тонировки) и выписывает штраф.
Одновременно сотрудник ГИБДД вправе выставить то самое требование за тонировку, т.е. составить предписание, в котором указан тип нарушения и требование его устранить в указанные сроки (в большинстве случаев, речь идет о 10 днях).
Как выглядит требование?
В зависимости от региона, встречаются требования несколько отличающиеся по внешнему виду, в том числе и по названию. Непосредственно «требование за тонировку» конечно не указывают, но бывает и «Постановление о прекращении административного правонарушения» и требования различных форматов.
Вместе с тем в документе обязательно должна присутствовать следующая информация:
- Ф. И. О., номер и серия водительского удостоверения нарушителя.
- Данные инспектора, составляющего требование.
- Суть нарушения, номер протокола / постановления, составленного в этой связи, нарушенные НПА.
- Основания для требования (п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции).
- Суть требования (устранить в течение N срока).
- Предупреждение о последствиях несвоевременного выполнения требования.
- Дата и подписи сторон.
Примерный внешний вид требования:
Законно ли требование за тонировку?
В интернете можно встретить информацию о незаконности составления требования за тонировку. Приводятся некоторые аргументы, среди которых якобы отсутствие нормативной базы, отдельных инструкций и т.п.
Все это не соответствует действительности. П.1, ч.1, ст.
13 Закона о полиции вполне достаточно для законности выставления требования, однако некоторая неурегулированность процедуры все же присутствует (о том, как оспорить постановление подробно поговорим далее).
Многие читатели интересуются и другим аспектом, а именно законностью одновременного выставления требования и выписывания штрафа – не является ли это двумя наказаниями за одно правонарушение? К сожалению, никаких нарушений здесь нет: требование за тонировку не является наказанием, а значит может быть применено вместе со штрафом.
Что будет, если не выполнить требование ГИБДД?
Неисполнение в указанный срок требования является «неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», т.е. подпадает под действие ч.1, ст.19.3 КоАП Российской Федерации.
По нормам данной статьи, нарушитель должен будет заплатить штраф в размере от 2000 до 4000 рублей, или может быть применен административный арест до 15 суток, или обязательные работы на период от 40 до 120 часов.
Наказание за повторное нарушение
Избыточная тонировка подпадает под ч.3.1, ст. 12.5 КоАП РФ (штраф 500 рублей).
Отдельного наказания за повторное нарушение в статье не указано, как не указано и на сроки, в течение которых за то же нарушение штрафовать нельзя (как это, к примеру, сделано по некоторым другим частям данной статьи, освобожденным от административной ответственности за второе и последующие нарушения в течение 24 часов).
Это значит, что величина штрафа не возрастает, но при каждой фиксации нарушения возможен новый штраф. Теоретически, водителя могут останавливать через каждый метр и штрафовать на 500 рублей, пока он не демонтирует чрезмерную тонировку.
Обратите внимание, что и повторный штраф, и отсутствие отдельных положений за повторное нарушение никак не отменяют вышеуказанных санкций за невыполнение требования за тонировку. То есть при сохранении нарушения через срок, указанный в предписании, водителя могут оштрафовать и на 500 рублей (ч.3.1, ст.12.5 КоАП РФ), и на 2000 – 4000 рублей (или арест / обязательные работы) по ч.1, ст.19.3 КоАП.
Кроме прочего, это дает возможность многим источникам утверждать, что за повторное нарушение, связанное с тонировкой, штраф составляет указанные 2000-4000 рублей (арест / работы).
Что делать, если выписали требование за тонировку?
Здесь все достаточно предсказуемо. Законных варианта два: либо выполнить своевременно требование, либо оспорить его.
В идеале лучше не нарушать, но если правонарушение зафиксировано, лучше исполнить требование. Невыполнение, как уже отмечалось, может привести к крупному штрафу или аресту, при этом от обязанности исполнить требуемое виновный не освобождается.
Срок действия
- С одной стороны, сколько действует требование (срок исполнения) прямо указано в самом документе (напомним, в большинстве случаев это 10 дней). Однако никто не будет специально проверять исполнено ли требование – при следующей проверке будет выяснено:
- а) есть ли нарушение в данный момент;
- б) было ли ранее выставлено требование.
При наличии обоих пунктов будет зафиксировано как новое правонарушение, так и неисполнение требований ранее оформленного постановления.
Это важно и для случаев, когда человек требование исполнил, а позже снова затонировал автомобиль не по правилам – доказать, что предписание исполнялось крайне трудно, в большинстве случаев будет зафиксировано неисполнение.
Однако это не означает, что один раз получив требование за тонировку, всю оставшуюся жизнь подобное нарушение будет считаться неисполнением. Требование выписывается на основании протокола об административном правонарушении, а сведения о таких нарушениях хранятся 1 год.
Соответственно, неважно насколько выписывается требование, в большинстве случаев оно будет считаться неисполненным при повторной фиксации нарушения, связанного с тонировкой, в течение года.
Как обойти требование за тонировку?
При законной фиксации правонарушения, избежать наказания шансов немного. Однако принципиальное значение имеет слово «законной». Нередко сотрудники ГИБДД нарушают правила проверки уровня затемнения стекол (подробнее о правилах здесь), что дает возможность оспорить штраф, а значит и аннулировать выставленное на его основе требование за тонировку.
Отменить штраф / требование можно в вышестоящей инстанции (Главное управление ГИБДД по конкретной местности) либо в суде. Чтобы оспорить / убрать из базы требование, его необходимо либо не подписывать, либо указать на документе факт своего несогласия.
Подать на обжалование необходимо в течение 10 дней, а срок ответа по закону – 30 дней.
Оспорить в суде и снять предписание
- Если решить вопрос через Главное управление ГИБДД не удалось, остается жалоба в прокуратуру или судебное разбирательство.
- Заявление в суд подается по обычной процедуре, а решение в большинстве случаев выносится в течение 2х месяцев.
- Конечно, можно пробовать участвовать в судебном процессе самостоятельно, однако значительно больше шансов на успех будет, если привлечь к процессу профессионального адвоката.
- В заключении материала еще несколько расхожих вопросов и ответов на них по данной теме.
Часто задаваемые вопросы
Вносится ли в базу предписание за тонировку?
Да, такая база существует и ее данные могут быть доступны в любой точке Российской Федерации. Это не означает, что инспектор в каждом случае будет обращаться к БД для проверки. Но технически такая возможность у него есть.
Можно ли убрать требование за тонировку из базы?
Можно, но только если будет законно оспорен факт нарушения. В случае, если стороны признают нарушение, требование за тонировку является законным.
Требование за тонировку выписывается на машину или человека?
Требование выписывается человеку, но его объектом является автомобиль. Только при одновременном наличии обоих факторов (человек и машина) спустя установленный для исправления срок, требование будет считаться неисполненным.
Из этого вытекает и следующее: чтобы выполнить требование можно не только привести затемнение стекол в норму, но, например, и перестать эксплуатировать машину, или продать ее другому владельцу.
Как проверить предписание за тонировку?
Проверить можно наличие неоплаченного штрафа за тонировку. Теоретически, при его наличии оформляется и требование, однако не в 100% случаев. Доступа к базе ГИБДД по требованиям в настоящее время у обычных водителей отсутствует. Есть только понимание, что через год оно должно быть исключено из базы.
Что делать, если требование за тонировку не выдали на руки?
Можно обратиться в ГИБДД и попросить свой экземпляр. Но вероятно более эффективно будет оспорить выставление требования, т.к. непредставление документа является нарушением.
Что будет, если снять тонировку, а потом заново приклеить?
Если с момента выставления требования о тонировке прошло менее года (то есть требование до сих пор находится в базе ГИБДД), то велик шанс, что повторная регистрация нарушения будет интерпретирована как невыполнение требований полицейского, что приведет к штрафу в 2000 – 4000 рублей или аресту на 15 суток.
Заключение
Требование по тонировке – не самое простое явление в российском юридическом поле. Некоторые оспаривают законность самого его существования, другие, наоборот, считают документом-основанием для дальнейших санкций к нарушителю.
В любом случае, если нарушение признается и речь идет о первой его фиксации, лучше выполнить требование. В случае незаконности составления – нужно оспаривать и здесь хорошей идеей будет привлечение к процессу адвоката. Проконсультироваться с юристом можно по одному из телефонов, указанных на сайте.
Можно ли удалить требование о снятии тонировки из базы ГИБДД?
Встреча на дороге с инспектором нередко заканчивается для водителя требованием о снятии тонировки. Причина — несоответствие светопропускаемости 70-процентному нормативу, установленному Техническим регламентом Таможенного союза. И возникает вопрос: можно ли законно избавиться от этого документа — аннулировать и полностью удалить предписание о тонировке из базы ГИБДД?
Да, это реально. Относительно рабочие способы существуют. Но перед их озвучиванием обязательно поясним, почему называем их «относительно рабочими».
Потому что по действующему законодательству…
А по действующему законодательству требование о снятии тонировки является неправомерным. Согласно части 1 статьи 1.6 Административного кодекса, привлечь к ответственности нарушителя можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена и регламентирована законом.
Так вот. Что касается «предусмотрена законом», то вопросов нет: в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 3-ФЗ (Закона о полиции) от 7 февраля 2011 года, сотрудник МВД имеет полное право требовать от нарушителя прекратить противоправные действия.
А по поводу «регламентирована законом» ничего утешительного: ни один нормативно-правовой акт не содержит порядка составления требования об удалении тонировки.
Еще одно свидетельство неправомерности документа: инспектор, как уже было сказано, имеет право требовать именно прекращения противоправных действий.
А сам факт остановки транспортного средства такие противоправные действия прекращает автоматически, ибо нарушением, согласно части 3.1 статьи 12.
5 Административного кодекса, считается именно управление автомобилем с нестандартной тонировкой, а не просто ее наклейка на стёкла.
Ну и в конце концов, за подобные нарушения пунктом 12 статьи 13 Закона о полиции предусмотрено вынесение официального административного предостережения, которое, на минуточку, детально регламентировано Приказом МВД № 119 от 4 марта 2020 года (точнее, Приложением № 1 к этому документу). На этом фоне требование о снятии тонировки, которое вообще нигде не прописано, становится уже откровенно неправомерным.
Практика, однако, ставит всё с ног на голову. И требования о снятии тонировки сегодня выписывают повсеместно. Более того, суды считают игнорирование такого требования реальным неподчинением сотруднику полиции, что грозит водителю ощутимыми последствиями: от штрафа 2000–4000 рублей до 15-суточного ареста согласно части 1 статьи 19.3 Административного кодекса.
Именно в силу изложенного мы называем способы аннулирования такого требования относительно рабочими, ибо на фоне самоуправства, узаконенного судебной практикой, нельзя стопроцентно гарантировать результат. Итак, приступим…
Что можно сделать
Не сказать, что очень много, но всё-таки достаточно, чтобы ликвидировать требование о снятии тонировки.
Вот три самых реальных сценария.
Вариант первый: растонироваться на месте. Безусловно, это простейшее решение, однако в этом случае мы не аннулируем требование, а просто исполняем его.
Вариант второй: ограничить поездки до истечения срока действия предписания.
Тут имеется в виду не количество дней, выделенных водителю для исполнения требования (то есть снятия тонировки), а период, в течение которого сам документ имеет законную силу.
Однако на практике инспектор обычно ограничивается датой, когда надлежит растонироваться, а срок действия документа не указывает вовсе. И тогда требование становится фактически бессрочным.
Вариант третий: обжаловать требование о снятии тонировки. Этот способ подразумевает непосредственное аннулирование предписания — по нашей инициативе.
Именно третий вариант мы и будем рассматривать. Однако напомним: поскольку письменное требование о снятии тонировки в законодательстве отсутствует, то и порядка его обжалования тоже нет.
В такой ситуации логичным представляется оспаривание не самого́ предписания, а штрафного постановления за тонировку. Ведь если отменяется штраф, то автоматом отменяется и предписание о снятии пленки, ибо невозможно требовать устранить нарушение, которого нет.
Поэтому сначала скажем о косвенном механизме аннулирования постановления — через отмену штрафного постановления за тонировку.
Оспариваем штраф
За нестандартную тонировку водителю грозит штраф 500 рублей — согласно части 3.1 статьи 12.5 Административного кодекса. И когда инспектор, остановивший вас на дороге, в ходе замера выявляет нарушение светопропускаемости стёкол, он выписывает штраф и одновременно с этим вручает требование о снятии тонировки.
На каком же основании возможна отмена штрафа? Этим основанием становится неправильный замер. Точнее, процедура, проведенная с нарушением действующего законодательства.
Речь идет:
- о проверке светопропускаемости на глазок, когда инспектор заявляет: «И без прибора видно, что наглухо затонировано» — и даже не пользуется тауметром (устройством, определяющим долю проникающего в салон света относительно общего светового пучка, па́дающего на стекло);
- отсутствии информации о том, когда проводилась последняя поверка тауметра;
- оформлении протокола с ошибками, исправлениями или без обязательных сведений (включая дату и место составления).
Кроме того, отменить постановление реально по истечении срока привлечения к административной ответственности. То есть отсутствие вынесенного постановления спустя два месяца со дня выявления нестандартной тонировки является основанием для прекращения дела — в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Административного кодекса.
В любом из этих случаев вы имеете максимальные шансы, согласно статье 30.1 Административного кодекса, отменить штраф за тонировку, а следовательно, и постановление о снятии тонировки.
Заявление на обжалование пишете на имя руководителя подразделения ГИБДД, где выписано постановление, и подаете «ногами» (то есть лично приходите в Госавтоинспекцию) либо направляете почтой — заказным письмом с уведомлением о вручении. В тексте жалобы указываете основания для отмены решения и прикладываете копии штрафного постановления и документов на машину.
Обращаем внимание: многие пытаются отменить штраф на том основании, что условия проверки не соответствовали погоде — это якобы нарушает Техрегламент Таможенного союза (принятый Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года), инструкции по эксплуатации сами́х приборов, а также ГОСТ 32565-2013 и содержащийся в Правилах дорожного движения ГОСТ 5727-88.
Так вот. Никаких погодных критериев для замера тонировки Техрегламент и ГОСТ 32565-2013 не содержат, а ГОСТ 5727-88 на сегодняшний день отменен, хотя в Правилах дорожного движения указан до сих пор.
Что касается инструкций — да, требования к погодным условиям там присутствуют. Например, руководство по эксплуатации «Тоника» (одного из самых распространенных тауметров) содержит нормативы по температуре воздуха, относительной влажности и атмосферному давлению.
Однако все инструкции перекрывает ГОСТ 32565-2013, пункт 7.8.7 которого четко указывает, что при любых разногласиях (другими словами, в ситуации, когда водитель не согласен с выводами) применяется метод замера светопропускаемости, прописанный в указанном государственном стандарте.
А, повторимся, ГОСТ 32565-2013 требований к погодным условиям не содержит.
Поэтому все «погодные» доводы, в рамках которых ссылаются на регламенты, инструкции и ГОСТы, суды отклоняют. Всегда. Так что не пытайтесь приводить такие основания при оспаривании штрафа.
Что ж, мы показали окольный путь отмены постановления. Но можно действовать и напрямую.
Оспариваем постановление
Да, можно обжаловать само требование. Однако потребуется максимально точное и логичное изложение неправомерности выписанного постановления о снятии тонировки.
Главной сложностью оспаривания такого документа является ровно то, о чем мы писали в са́мом начале, — отсутствие законодательно установленного порядка обжалования требования о снятии тонировки. И отсутствует оно, повторимся, ровно по той причине, что самого́ понятия «письменное требование» тоже нет.
И все-таки шансы на отмену существуют. А для их реализации воспользуйтесь стандартным путем — обжалуйте документ в ГИБДД, где служит инспектор, выдавший вам предписание о снятии тонировки. Заявление подавайте на имя руководителя подразделения.
Жалобу составьте в письменном виде. Не сто́ит пользоваться сайтом и подавать обращение через онлайн-приемную Госавтоинспекции, ГАС «Правосудие» или портала «Госуслуги», поскольку такие письма никто не будет рассматривать.
Это еще одна особенность действующего законодательства: глава 30 Административного кодекса, регламентирующая обжалование постановлений, не предусматривает электронный формат обращений — это делается исключительно на бумаге.
Несмотря на то, что с 1 сентября 2021 года в статью 30.2 КоАП добавлена часть 3.1, предусматривающая цифровой порядок обжалования, в случае с тонировкой это не работает, ибо в электронном виде можно оспаривать только штрафы с камер. Так что письмо направляйте только в бумажном виде.
Отметим, что сегодняшняя практика выписывания постановлений во многом идет сверху. Другими словами, сами руководители подразделений ГИБДД нередко заинтересованы в поимке «затонированных» водителей, а значит, напрямую дают указания своим подчиненным выписывать требования.
В таких условиях шансы на отмену именно требования о тонировке откровенно скромные. Однако полностью исключать их нельзя, а значит, сто́ит пробовать это делать.
Сколько времени можно ездить с тонировкой после оформления требования?
Как правило срок, в течение которого вы обязаны устранить нарушение (а значит, можете ездить с тонировкой), указан в само́м предписании.
Если в документе ничего такого нет, либо вы его по каким-то причинам не получили, то на практике срок исполнения постановления составляет обычно 10 суток.
В то же время эти сроки достаточно условны. Поскольку понятия «письменное требование» ни КоАП, ни Административный регламент МВД, ни любые другие нормативно-правовые акты не содержат, то нет и четкого срока его исполнения.
Поэтому отсутствие на документе даты его вступления в силу, равно как и отсутствие самого́ предписания на руках, означает, что вас могут привлечь к ответственности и послезавтра, и через месяц, и через год.
А сколько времени действует требование о снятии тонировки?
Мы уже касались этого вопроса. Скажем чуть детальнее.
Если срок действия предписания о снятии нестандартной тонировки указан в само́м документе, то теоретически вы можете подождать, пока требование «закончится», а потом снова садиться за руль своего тонированного автомобиля.
Однако на практике такие предписания почти всегда содержат лишь срок устранения нарушения (то есть время, за которое водителю надлежит растонироваться), а срока действия самого́ документа нет. Это значит, что требование становится бессрочным.
Кроме того, поскольку документ не регламентирован законодательно, срок его действия может трактоваться произвольно. Другими словами, ничего не мешает сотрудникам ГИБДД привлечь вас за неисполнение требования спустя месяц, год или два с момента его оформления, если это требование висит в базе.
Кстати, по поводу базы…
Как пробить требование о тонировке по базе ГИБДД?
Тут будет самый однозначный и короткий ответ: никак.
Поскольку письменное требование о снятии тонировки не закреплено законодательно, то и база таких предписаний является неофициальной. Впрочем, даже если бы она указывалась в нормативно-правовых актах, то сотрудники Госавтоинспекции не обязаны показывать ее водителям.
Отметим, что на практике автомобилисты действительно подают запросы в ГИБДД о предоставлении сведений из такой базы. И практика же свидетельствует, что на свои запросы они получают отказы.
В заключение осветим еще один популярный вопрос.
Будет ли аннулировано требование, если удалить тонировку и показать авто в ГИБДД?
А вот здесь нельзя ответить однозначно.
Безусловно, удаление пленки с машины означает выполнение требований инспектора. И чтобы зафиксировать это, вы направляетесь в подразделение ГИБДД для демонстрации результатов. Конечно, у вас на руках само предписание об устранении нарушения, а также полная «обойма» чеков и заказ-наряд из автосервиса, доказывающие выполнение услуги по снятию тонировки.
Порядок действий совершенно верный. Нюанс, однако, в том, что сотрудники ГИБДД могут просто отказаться осматривать ваше транспортное средство и проводить замеры светопропускаемости стекол.
Почему? Потому что (в очередной раз должны это сказать) письменное требование о снятии тонировки не регламентировано действующим законодательством, а значит, не рождает у гаишника обязанности проверять ваш автомобиль.
Можно сообщить о выполнении требования иначе. Удалив пленку, вы делаете фото растонированной машины, захватывая в кадр госномер и, по возможности, VIN-код. Эти снимки вы прилагаете к письму, в котором сообщаете о снятии тонировки во исполнение предписания, и направляете всё в ГИБДД заказным письмом с уведомлением о вручении (опись вложения обязательна).
Факт получения вашего письма в ГИБДД (о чем вам придет официальный документ) формально означает исполнение требования.
После этого, в принципе, вы можете снова затонироваться, чтобы, как говорится, начать всё с чистого листа. И встретив инспектора, показать ему доказательства устранения правонарушения: заверенную копию направленного в ГИБДД письма с официальным уведомлением о вручении.
Однако и здесь нет стопроцентной гарантии успеха. Остановивший вас инспектор может просто не поверить, что тонировка, указанная в требовании, и то, что он видит прямо сейчас на стеклах вашего автомобиля, — это разные пленки. И заявит, что в базе ГИБДД есть требование о снятии тонировки, а в реальности имеется тонировка, не соответствующая требованиям Техрегламента.
А потом инспектор сопоставит два этих факта. И усмотрит неисполнение предписания об устранении правонарушения. И привлечет за неповиновение законному требованию сотрудника полиции по части 1 статьи 19.3 Административного кодекса, санкции по которой (как писали выше) — вплоть до 15-суточного ареста либо 120-часовых обязательных работ.
К слову, таким же слабым вариантом отмены требования является и непосредственное предъявление инспектору чеков и заказ-наряда из мастерской. Другими словами, вы растонировались, но официального уведомления с документами и фотографиями в Госавтоинспекцию не подали. Соответственно, все чеки у вас с собой — вы их во́зите в бардачке и показываете сотруднику ГИБДД при остановке.
Да, формально документы из автосервиса доказывают исполнение вами предписания о снятии тонировки. Но подобная ситуация полностью идентична примеру, когда вы показываете инспектору почтовые доказательства отправленного в ГИБДД письма. И результат, к сожалению, может быть аналогичным.