Льготные условия

Деятельность юридического лица

Содержание:

27.03.2019

Деятельность юридического лица

Законодательство РФ предусматривает большое разнообразие видов и форм юридических лиц.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица зависит в первую очередь от цели его создания. Если это извлечение прибыли, то используется одна из форм коммерческих организаций.

Если такой цели нет (либо она не основная), регистрируется некоммерческаяорганизация (которая также может извлекать доход, но только для достижения своих основных целей и в соответствии с ними).

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) перечислены следующие формы коммерческих и некоммерческих организаций:

Коммерческие организацииНекоммерческие организации
  • полные товарищества;
  • товарищества на вере (коммандитные товарищества);
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  • потребительские кооперативы (в т.ч. ЖСК, гаражные);
  • общественные организации (в т.ч. партии, профсоюзы);
  • общественные движения;
  • ассоциации (союзы) (в т.ч. некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации торгово-промышленные палаты);
  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. ТСЖ, СНТ);
  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • фонды (в т.ч. благотворительные);
  • учреждения (государственные, муниципальные, частные);
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
  • государственные корпорации;
  • нотариальные палаты.

В настоящем материале мы обозначим сходства и различия, а также преимущества и недостатки наиболее распространенных видов юридических лиц для ведения бизнеса – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

ООО, АО, ПАО

Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др. 

Ок 028-2012 общероссийский классификатор организационно-правовых форм (окопф) (с изменениями n 1-8)

OК 028-2012

____________________________________________________________________Текст Сравнения ОК 028-2012 с ОК 028-99 см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

  • ____________________________________________________________________
  •      Дата введения 2013-01-01
  • Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»
  • РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата
  • ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики
  • ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
  • ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. N 505-ст
  • ВВЕДЕН ВЗАМЕН Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-99
  • ____________________________________________________________________
  • Примечание изготовителя базы данных:
  • ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2013 (ИУС 9, 2013), N 2/2014 (ИУС 4, 2015), N 3/2018 (ИУС N 12, 2018), N 4/2018 (ИУС N 12, 2018), N 5/2021 (ИУС N 11, 2021), N 6/2022 (ИУС N 2, 2023), N 7/2023 (ИУС N 5, 2023), N 8/2023 (ИУС N 6, 2023).
  • ____________________________________________________________________
  • Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
  • ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.
  • ОКОПФиспользуется при решении задач, связанных с:
  • формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;
  • разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;
  • государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;
  • обеспечением межведомственного информационного обмена;
  • анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.
  • Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.
  • Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
  • Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).     
  • Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (абзац в редакции изменений N 2/2014).
  • (Абзац в редакции изменений N 1/2013, исключен изменениями N 2/2014).     
  •      Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
  • потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (абзац в редакции изменений N 4/2018);
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (абзац в редакции изменений N 4/2018);
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний (абзац в редакции изменений N 2/2014).

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

  1. К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды) (абзац в редакции изменений N 1/2013).
  2. К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.
  3. Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
  4. Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:     
  5. 1 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;
  6. 2 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;
  7. 3 00 00 — организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;
  8. 4 00 00 — организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;
  9. 5 00 00 — организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);     
  10.      6 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;
  11. 7 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями (абзац в редакции изменений N 2/2014).
  12. В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно правовые формы.
  13. В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
  14. В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
  15. Каждая позиция в классификаторе содержит:
  16. — пятиразрядный цифровой код;
  17. — наименование организационно-правовой формы.
  18. Структура кода имеет следующий вид:
Читайте также:  Оплата юридических услуг

Деятельность юридического лица

  • В ОКОПФ введены позиции:
  • — 1 90 00 «Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями», предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • (Абзац исключен изменениями N 2/2014).
  • К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.
  • Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.
  • Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
  • Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
  • Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для формирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008 (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей.

Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины. Первый знак — номер фасета, два последующих — позиции фасета (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

  1. Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
  2. Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
  3. Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:
  4. Обязательная часть:
  5. X — раздел

Юридическое лицо: определение, особенности и правовой статус

Когда несколько человек или организаций хотят вести совместный бизнес или заниматься общественно полезным делом, они могут объединить вклады и создать компанию.

Ее регистрируют в налоговой, которая вносит запись о новой организации в ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц. Теперь компания может работать официально.

Что такое ЕГРЮЛ

Юридические лица бывают двух видов: коммерческие и некоммерческие. Главное отличие — первые создают с целью извлечения прибыли, а вторые — для достижения социально ориентированных целей.

ст. 50 ГК РФ

Коммерческие фирмы могут работать в разных организационных формах, например общество с ограниченной ответственностью, или ООО, публичное акционерное общество, или ПАО, непубличное акционерное общество, или НПАО.

Общество с ограниченной ответственностью, или ООО, — это компания, уставный капитал которой — деньги или имущество, которое учредители внесли при регистрации, — разделен на доли. Ее проще всего зарегистрировать, поэтому это самая распространенная форма юридического лица в России.

Что такое ООО

ПАО и НПАО — акционерные общества. Акции ПАО можно купить на бирже, а акции НПАО могут принадлежать только ограниченному кругу лиц.

Чем отличаются ПАО, ООО и НПАО

Некоммерческие организации создают не для заработка, а в образовательных, просветительских, культурных целях. Это отражают в уставе.

Что такое НКО

НКО тоже могут вести бизнес, но прибыль от него не распределяют между учредителями, а направляют на основную деятельность.

Например, НКО «Всероссийское добровольческое пожарное общество» ведет просветительскую работу с населением, а также помогает обеспечивать пожарную безопасность и защищать от ЧС села, города и объекты по всей России.

Сайт ВДПО

Чтобы зарегистрировать компанию, нужно:

  1. Выбрать юридический адрес.
  2. Выбрать систему налогообложения.

После этого — собрать документы и подать в налоговую инспекцию в том районе, где будет находиться будущая компания. Можно лично, с помощью нотариуса или через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». А если регистрируете ООО с единственным участником, это можно сделать через Тинькофф.

Сервис онлайн-регистрации бизнеса

Обычно для регистрации компаний нужны такие документы:

  • заявление по форме № Р11001. В нем указывают название, адрес компании и данные об учредителях;
  • решение о создании — единственного учредителя или общего собрания учредителей, — оформленное протоколом;
  • устав. Если бизнес будет действовать на основании типового устава, то его составлять и представлять не нужно;
  • квитанцию об уплате госпошлины — 4000 ₽. Если подал документы в электронном виде, пошлину можно не платить.

Если документы в порядке, через три рабочих дня налоговая выдаст лист записи ЕГРЮЛ и устав с отметкой о регистрации — если не выбрали типовой устав. Лист записи приходит на электронную почту. Если регистрировались онлайн, устав также придет на почту.

Налоговая может отказать в регистрации, если подать неполный пакет документов, если наименование компании не соответствует требованиям закона и по некоторым другим причинам.

Почему могут отказать в регистрации юрлица

Если такое произошло, нужно выяснить причину отказа, исправить недочеты и подать документы заново.

Читайте также:  Сзв-К переименование организации

Чтобы закрыть компанию, для начала нужно назначить ликвидатора или создать ликвидационную комиссию. Она займется закрытием юрлица. Например, сообщит в налоговую инспекцию, что фирму закрывают.

Закон не устанавливает правил создания ликвидационной комиссии, но обычно в нее входят директор, главный бухгалтер и еще один сотрудник компании. Ликвидатор может быть и один — например, директор или учредитель фирмы.

Минимум за два месяца до ликвидации бизнеса нужно подать документы в центр занятости и уведомить сотрудников о прекращении деятельности компании.

Еще нужно рассчитаться с контрагентами, отчитаться по налогам и взносам.

Сама процедура закрытия компании стартует с того, что ликвидационная комиссия готовит пакет документов:

  1. Заявление о ликвидации юрлица — по форме № Р15016.
  2. Ликвидационный баланс — это обычный бухгалтерский баланс, но со специальными отметками и кодами. Бывает промежуточный и окончательный. Промежуточный составляют после истечения срока для заявления кредиторами своих требований к компании — чтобы было понятно, сможет ли организация их удовлетворить или придется объявить о банкротстве. Окончательный ликвидационный баланс подают в налоговую после завершения всех ликвидационных процедур, чтобы показать, сколько и какое имущество осталось после расчетов с кредиторами, а затем его разделить или кому-то передать.
  3. Квитанцию об уплате госпошлины 800 ₽.
  4. Документ, подтверждающий подачу сведений об уволенных работниках в территориальный орган Социального фонда России. С 2023 года все отчеты свели в одну форму — ЕФС-1. Ее с подразделом 1.2 нужно сдать в СФР в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Документы надо подать в налоговую инспекцию лично, онлайн или по почте. На шестой рабочий день после подачи документов налоговая выдаст лист записи ЕГРЮЛ, и фирма будет закрыта.

  1. Юридическое лицо — это зарегистрированная в налоговой компания, сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ.
  2. Юрлица бывают коммерческими и некоммерческими — в зависимости от того, созданы ли они с целью извлечения прибыли или нет.
  3. Зарегистрировать юрлицо можно за три дня. На его закрытие уйдет минимум два месяца — со дня предупреждения работников об увольнении.

Осуществление предпринимательской деятельности в форме юридического лица

Наиболее распространенной формой юридических лиц является Общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (ч. 1 ст. 87 ГК РФ).

Привлекательность ООО, которая превратила этот вид хозяйственного общества в наиболее распространенную форму предпринимательской деятельности, обеспечивается следующими факторами:

  • отсутствие необходимости выпуска и размещения акций;
  • возможность оперативного увеличения уставного капитала за счет «внутренних резервов» участников (простым решением учредителя или собранием учредителей ООО);
  • конфиденциальность осуществления бизнеса в связи с отсутствием необходимости раскрывать информацию о своей деятельности (АО обязаны публиковать отчет о деятельности и привлекать аудиторов);
  • ограничение на вхождение в состав участников посторонних лиц (в отсутствие согласия на вступление в бизнес хотя бы одного из учредителей ООО третье лицо не имеет права вступить в состав, можно определить порядок вступления и выхода из состава участников в Уставе), что предохраняет общество от несанкционированной смены участников;
  • упрощенный порядок управления (в том числе возможностью проведения любого (включая годовое) общего собрания в заочной форме и пр.);
  • диспозитивность правового регулирования (что прямо не запрещено законом, то — разрешено).
  • ООО — достаточно универсальная и гибкая форма юридического лица.
  • В данной организационно-правовой форме создаются как предприятия малого и среднего бизнеса, так и крупные индустриальные компании.
  • Вести бизнес путем создания ООО можно рекомендовать:
  • лицам, единолично владеющим бизнесом или владеющим им с небольшим количеством партнеров, в т.ч. для ведения «семейного» бизнеса, и (или)
  • лицам, не имеющим значительного стартового капитала для начала бизнеса (для регистрации ООО минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 рублей. Уставной капитал можно внести денежными средствами, имуществом и ценными бумагами. Например, можно внести в уставной капитал компьютер при этом его стоимость оценивается учредителем ООО и фиксируется в решении (если один участник) или протоколе (если участников несколько) о создании ООО. Например:«…. Решили: создать ООО «Красный зонтик», внести в качестве вклада в уставной капитал общества процессор …. , монитор ….., оценить стоимость вносимого в уставной капитал имущества – в 10 000, 00 рублей»);
  • для бизнеса, в структуру капитала которого не предполагается привлечение внешних инвестиций с фондового рынка;
  • лицам, которые желают (в силу диспозитивности правового регулирования) предусмотреть для своего бизнеса особые корпоративные механизмы (например, дополнительные права; возможность распределять прибыль непропорционально долям в уставном капитале; распределять голоса на общем собрании участников непропорционально владению долями и пр.);
  • лицам, избегающим сложных корпоративных процедур при управлении бизнесом.

Важно помнить, что количество участников ООО не должно превышать пятидесяти. В противном случае ООО подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до пятидесяти (ч. 1 ст. 88 ГК РФ).

Управление ООО осуществляется общим собранием учредителей и единоличным исполнительным органом (директором).

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Деятельность юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, РёР±Рѕ только люди СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ Рє сознательным волевым действиям.

Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна.

РћРґРЅРё СЃРІРѕРёРјРё действиями приобретают Рё создают для юридического лица права Рё обязанности, РґСЂСѓРіРёРµ способствуют осуществлению уже приобретенных прав Рё выполнению обязанностей.  [1]

Виды деятельности юридического лица определяют и виды уплачиваемых этим лицом налогов.

Так, предприятия РёРіРѕСЂРЅРѕРіРѕ бизнеса уплачивают налог РЅР° игорный бизнес; предприятия сырьевых отраслей уплачивают специфичные для РЅРёС… налоги РЅР° пользование недрами, РЅР° воспроизводство минерально-сырьевой базы, РЅР° дополнительный РґРѕС…РѕРґ РѕС‚ добычи углеводородов; экспортеры Рё импортеры уплачивают таможенные пошлины Рё СЃР±РѕСЂС‹.  [2]

  • Целевой характер деятельности юридического лица определяет его принадлежность Рє коммерческой либо некоммерческой организации.  [3]
  • Для эффективности деятельности юридического лица важен РЅРµ только его имущественный статус.  [4]
  • Контроль Р·Р° деятельностью юридических лиц РІ области охраны атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р° осуществляют специально уполномоченные органы государственной власги Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области охраны окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды Рё РёС… территориальные органы.  [5]

РџСЂРё реорганизации завершается деятельность данного юридического лица, РЅРѕ его права Рё обязанности реализуются правопреемниками. РџСЂРё ликвидации же юридическое лицо перестает существовать, Рё вместе СЃ РЅРёРј прекращают существование его права Рё обязанности.  [6]

РџРѕРґ ликвидацией понимается прекращение деятельности юридического лица без перехода прав Рё обязанностей РґСЂСѓРіРёРј юридическим или физическим лицам.  [7]

Одновременно сообщается, что РІСЃСЏ остальная деятельность юридических лиц, входящих РІ состав Р’Р­Рћ Р РѕСЃСЃРёРё, предусмотренная РІ РїРёСЃСЊРјРµ указанного общества ( РІ том числе Рё издательская деятельность), подлежит налогообложению РІ общеустановленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.  [8]

Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, вполне допустима деятельность юридического лица РІ частноправовой форме для проведения природоохранительных мероприятий РїРѕ поручению государства. Такого СЂРѕРґР° практика обычна РІ условиях рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.  [9]

  1. Различны предмет, цели, СЂРѕРґ деятельности различных юридических лиц РІ том РІРёРґРµ, как РѕРЅРё определены РІ учредительных документах, Рё таким образом, различна ( специальна) РёС… правосубъектность РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ.  [10]
  2. Представьте план присоединения Рё планируемые изменения РІ деятельности юридического лица после присоединения РїРѕ сравнению СЃ деятельностью присоединяемого юридического лица, Рє которому осуществляется присоединение.  [11]
  3. Фирменное наименование должно содержать указание РЅР° характер деятельности юридического лица через использование слов банк или небанковская кредитная организация Рё РЅР° его организационно-правовую форму.  [12]
Читайте также:  Вывеска с наименованием организации

НАЛОГОВОЕ ПЛАНР�Р РћР’РђРќР�Р• — выбор между различными вариантами деятельности юридического лица Рё размещения его активов, направленный РЅР° достижение возможно РЅРёР·РєРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ возникающих РїСЂРё этом налоговых обязательств. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ Рќ.Рї. лежит максимально полное Рё правильное использование всех установленных законом льгот, Р° также оценка позиции налоговых органов Рё учет основных направлений налоговой, бюджетной Рё инвестиционной политики государства.  [13]

  • РџРѕРґ экологическим аудитом понимается проверка Рё оценка состояния деятельности юридических лиц Рё граждан-предпринимателей РїРѕ обеспечению рационального природопользования Рё охраны окружающей среды РѕС‚ вредных воздействий, включая состояние очистного Рё технологического оборудования, РёС… соответствие требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, проводимые для выявления прошлых Рё существующих экологически значимых проблем Рё СЃ иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.  [14]
  • НАЛОГОВОЕ ПЛАНР�Р РћР’РђРќР�Р• — выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица Рё размещения его активов, направленный РЅР° достижение возможно РЅРёР·РєРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ возникающих РїСЂРё этом налоговых обязательств.  [15]
  • Страницы:      1    2    3

Юридические лица: понятие, признаки



В данной статье автор рассматривает понятие юридического лица и его признаки.

Ключевые слова: юридическое лицо, правоотношения, субъекты правоотношений, правоспособность, дееспособность.

Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права, находящиеся под охраной государства. В любом правоотношении принято выделять субъекты правоотношений, т. е. это те участники правоотношений, которые на законном основании вступают в эти правоотношения, осуществляют предусмотренные законом права и несут обязанности.

Юридическое лицо является отдельным видом правоотношений, с определенным видом прав и обязанностей. В гражданском праве определение юридического лица дается в ст.

48 ГК РФ, которая определяет юридическое лицо как организацию, обладающую обособленным имуществом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которая выступает в гражданском обороте от собственного имени и несущая самостоятельную имущественную ответственность.

Юридическое лицо зачастую объединяет в своей деятельности несколько или много физических лиц, имеющих общие цели, выполняющих задачи обусловленные деятельности юридического лица.

Происхождение понятия «юридическое лицо» ведет свое начало от римских корпораций, которые в свою очередь представляли собой производственные союзы, объединяющие свое имущество и усилия для осуществления своей деятельности.

Еще в тот период они уже наделялись определенными правами.

Обобщилось понятие юридического лица в Голландии в конце XVI века, когда была учреждена Ост-Индийская компания, объединившая купцов. Впоследствии многие предприниматели стали объединяться, образуя мануфактуры, гильдии другие объединения, которые помогали им постигать общих целей и защищать их права.

В настоящее время юридическое лицо является одним из важнейших субъектов гражданских правоотношений на е которой строится бюджет государства, экономический оборот, устанавливаются внешнеэкономические связи.

Выделяет ряд характерных признаков юридического лица. Одним из признаков юридического лица является организационное единство. Т. е. это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух или более лиц.

Юридические лица формируются физическими лицами. Физическими лицами затрачиваются денежные средства на формирование уставного капитала, на регистрацию юридического лица, на формирование основных производств и найм персонала.

Тем самым организуется единый процесс формирования деятельности юридического лица.

Вторым признаком является имущественная обособленность. Это означает, что у юридического лица имеется имущество-оргтехника, мебель, автотранспорт, недвижимость, производственные мощности.

Но тем не менее юридическому лицу не обязательно сразу приобретать имущество в собственность.

В определенных случаях выгодно иметь имущество в оперативном управлении, либо хозяйственном ведении, либо в аренде или в бессрочном пользовании.

Третий признак юридического лица — это наличие фирменного наименования. В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность организационно — правовой формы и фирменного названия.

Под организационно-правовой формой подразумевается форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом.

Она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятия.

Четвертым признаком юридического лица является то, что юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность всем принадлежащим ему имуществом.

Немаловажным признаком является то, что юридическое лицо имеет финансовый баланс, подотчетный государственным органам.

Без присутствия всех этих признаков юридическое лицо не может рассматриваться как таковое. Без организационно-правовой формы мы получим лишь производственные мощности, действующие без плана, без финансовой поддержки, без соответствующих целей и руководства.

Отсутствие имущества делает даже организационное производство зависимым.

Не имею имущества, юридическое лицо также не сможет соответствовать четвертому требованию-ответственности, а следовательно, теряет свою социальную и экономическую роль в обществе.

Отсутствие названия не позволит идентифицировать юридическое лицо, а следовательно, это сводит на нет все договорные отношения, а также правоотношения с государством.

Государство оказывает существенную поддержку легитимным юридическим лицам в виде грантов, кредитов, предоставления земель, передачи имущества во временное пользование. Юридическое лицо выступает в правоотношениях от своего имени. Это означает, что другие юридические лица не вправе использовать аналогичное название, что ограничивает возможность ошибки.

Наиболее важным фактором, который закрепляет статус юридического лица, является его государственная регистрация и постановка на учет в налоговых органах.

В ст.49 ГК РФ определено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Как всякий участник гражданских правоотношений, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами.

Во-первых, организация как участник гражданского оборота возникает и прекращается посредством установленных законом процедур.

  • Во-вторых, организация не подвержена влиянию возрастных психофизиологических процессов и некоторых других факторов, которые могли бы отразиться на ее дееспособности.