Договор технологического присоединения к электрическим сетям
Шаг 1. Выясните, к какой сетевой организации относится объект, который нужно подключить к электросетям.
Шаг 2. Подайте заявку на заключение договора технологического присоединения к электрическим сетям и договора энергоснабжения.
Шаг 3. Заключите договор о присоединении и договор энергоснабжения, проведите работы, предписанные техническими условиями и получите акт об осуществлении технологического присоединения.
Подключать объект капитального строительства нужно к ближайшей сетевой организации. Найдите сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка, и обратитесь туда для получения технических условий и проекта договора на подключение.
Найти ближайшую к вам электросетевую компанию можно с помощью справочного ресурса Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Для заключения договора на технологическое присоединение нужно подготовить пакет документов, включающий в себя:
- документ, удостоверяющий личность или юридическую форму заявителя;
- план расположения энергопринимающих устройств (ЭПУ), которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- однолинейную схему электрических сетей заявителя, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;
- перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;
- один из документов, подтверждающих право собственности;
- копии проектной документации/проекта планировки территории/разрешения на строительство, предусматривающих этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства — если в заявке имеются сведения об этапах строительства, реконструкции объектов капитального строительства (в которых расположены или будут располагаться присоединяемые энергопринимающие устройства);
- в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства — копию утвержденной в установленном порядке комплексной схемы инженерного обеспечения территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию (при наличии);
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, если с заявкой будет обращаться представитель заявителя;
- если технологическое присоединение будет проводиться в нежилом помещении многоквартирного дома — копию документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, либо согласие общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на организацию присоединения;
- подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора — предоставляется по желанию заявителя при намерении заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком) с приложением документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя на заключение такого договора, если заявление подается через него;
- копия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии из эксплуатации — в случае если вывод из эксплуатации принадлежащего заявителю объекта по производству электрической энергии осуществляется в целях его замещения присоединяемым к электрическим сетям объектом по производству электрической энергии, указанным в заявке, строительство (реконструкция) которого также выполняются заявителем;
- согласие на обработку персональных данных.
С собранными документами обратитесь в сетевую компанию, обслуживающую территорию, на которой находится объект подключения.
В случае технологического присоединения к электрическим сетям АО «ОЭК» подать заявку можно:
- лично в центре обслуживания клиентов;
- онлайн на mos.ru, заполнив нужные графы единой формы заявки. При помощи единой формы вы также можете подать заявку на заключение договоров о подключении к системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, системам теплоснабжения и сетям газораспределения. Полный перечень доступен в каталоге услуг;
- онлайн на портале технологических подключений АО «ОЭК»;
- отправить письмом по почте (вложив все необходимые документы) по адресу: 115035, Москва, Раушская набережная, дом 8.
В случае технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион» подать заявку можно:
- лично в одном из клиентских офисов компании;
- онлайн на mos.ru, заполнив нужные графы единой формы заявки. При помощи единой формы вы также можете подать заявку на заключение договоров о подключении к системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, системам теплоснабжения и сетям газораспределения. Полный перечень доступен в каталоге услуг;
- онлайн на сайте «Россети Московский регион»;
- отправить письмом по почте (вложив все необходимые документы) по адресу: 115114, Москва, 2-й Павелецкий проезд, дом 3, строение 2.
В ответ на вашу заявку на технологическое присоединение, в течение 20 рабочих дней после ее подачи, вы получите проект договора и технические условия подключения.
На этом этапе вам необходимо ознакомиться с полученным договором о техприсоединении, получить ответы на возникшие вопросы, связавшись с консультантами сетевых организаций (в зависимости от того, к какой организации вы подключаетесь), после чего подписать договор и направить один экземпляр сетевой организации. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения договора.
Договор о технологическом присоединении заключается с использованием личного кабинета заявителя и производится путем оплаты выставленного сетевой организацией счета:
- физических лиц максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных) по III категории надежности для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных) по II, III категории надежности. Договор подписывать не нужно.
Плата за технологическое присоединение рассчитывается территориальной сетевой организацией из установленных Департаментом экономической политики и развития города Москвы стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение.
Процедура установления платы за технологическое присоединение зависит от параметров подключения:
- если у территориальной сетевой организации нет технической возможности технологического присоединения, плата за присоединение определяется по индивидуальному проекту (подробнее об этом читайте в нашей инструкции;
- в остальных случаях — по стандартной процедуре (подробнее об этом читайте в нашей инструкции.
Сведения об установленных стандартизированных тарифных ставках, ставках и формулах платы за технологическое присоединение размещены на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.
После подписания договора о технологическом присоединении нужно выполнить все работы, предписанные техническими условиями, и уведомить об этом сетевую организацию.
После осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акты об осуществлении технологического присоединения. Получить акт о технологическом присоединении к электрическим сетям, за исключением некоторых случаев, можно онлайн на mos.
ru, заполнив нужные графы единой формы заявки. При помощи единой формы вы также можете получить акты о подключении к системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, системам теплоснабжения и сетям газораспределения. Полный перечень доступен в каталоге услуг.
С вопросами по технологическому подключению к сетям электричества вы можете обратиться:
- на горячую линию «ОЭК»: +7 (495) 657-90-95;
- в единый контактный центр «Россети Московский регион» «Светлая линия»: +7 (800) 220-0-220.
Расскажите друзьям
Понятие технологического присоединения и процедура его осуществления
Технологическое присоединение – это услуга, оказываемая сетевой организацией для подключения энергопринимающих устройств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила).
- Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
- Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
- Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
- Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединения систем электроснабжения, входящих в состав общего имущества, соответствующего многоквартирного дома.
- Технологическое присоединение представляет собой комплексную процедуру, этапами которой являются:
- 1) подача заявки на технологическое присоединение;
- 2) заключение договора на технологическое присоединение;
- 3) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
- 4) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением:
- — объектов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно;
- — объектов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно;
- — объектов заявителей в целях временного технологического присоединения энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения ниже 35 кВ, осуществляемое на ограниченный период времени для обеспечения электроснабжения энергопринимающих устройств;
- — объектов физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
- 5) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
- 6) фактический прием (подача) напряжения и мощности (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
- 7) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
- Перечень мероприятий по технологическому присоединению включает в себя:
- а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно – диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией – согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
- б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
- в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
- г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
- д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
- е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом Ростехнадзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно – диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат согласованию с таким субъектом оперативно – диспетчерского управления;
- Внимание! Осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств осуществляется только с участием сетевой организации и заявителя при присоединении:
- — объектов заявителя мощностью менее 670 кВт;
- — объектов физических лиц мощностью до 15 кВт включительно (для бытовых нужд);
- — передвижных объектов мощностью до 150 кВт включительно в целях временного присоединения.
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению:
- в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
- — 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;
- — 4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
- — 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
- в иных случаях:
- — 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) — при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
- — 6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- — 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
- — 2 года — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
- Технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей осуществляется с учетом технической возможности, критериями которой являются:
- а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
- б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
- в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
- В случае несоблюдения любого из указанных в настоящем пункте критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
- Внимание! Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения сетевая организация обязана заключить договор со следующими заявителями:
— обращающимися в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику питания;
— физическими лицами, обращающимися в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику;
— с лицами, в отношении которых технологическое присоединение осуществляется в порядке перераспределения мощности в соответствии с п. 34 Правил.
Публикации
Скачать файл
Файл добавлен | 11.12.2018 |
Презентация | .pdf (260 Кб) |
Всемирный банк ежегодно оценивает легкость ведения бизнеса в различных странах и на основе проведенных исследований ранжирует государства в рейтинге Doing Business. Одним из критериев оценки является подключение к электросетям.
По этому показателю Российская Федерация в последние годы демонстрирует уверенный рост, что связано в первую очередь с масштабными изменениями в законодательстве и упрощением процедуры технологического присоединения для потребителя.
Вместе с тем стоит отметить, что на практике остаются неурегулированными некоторые вопросы в этой сфере. Среди них – возможность расторжения договора по инициативе потребителя в связи с утратой интереса к присоединению энергопринимающих устройств, взыскание убытков с сетевой организации, возникших в результате затягивания процедуры, а также порядок заключения договора.
В настоящей статье мы рассмотрим каждую из этих спорных ситуаций через призму законодательного регулирования и судебной практики, а также разъяснений отраслевых регуляторов.
Обязанность заключения договора технологического присоединения
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.
2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение носит однократный характер.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям № 861 (далее – Правила № 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Таким образом, из указанных норм права следует, что договор технологического присоединения является публичным для сетевой организации и, соответственно, обязательным к заключению с любым обратившимся к ней лицом, если указанное лицо обладает правом на такое обращение (к примеру его энергопринимающее устройство соответствует установленным техническим параметрам, заявка направлена в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя и т.п.), а у сетевой организации имеется техническая возможность осуществить присоединение.
- Нарушение сроков технологического присоединения
- Одним из наиболее частых случаев нарушений со стороны сетевых организаций является затягивание сроков осуществления технологического присоединения, что влечет убытки для заявителя и зачастую невозможность ведения бизнеса и планирования экономической деятельности.
- В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 максимальный срок технологического присоединения исчисляемый со дня заключения договора составляет:
- (a) в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
- — 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, – при временном технологическом присоединении;
- — 4 месяца – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
- — 1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
- (b) в иных случаях:
- — 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) – при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
- — 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил № 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- — 1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
- — 2 года – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии
- Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).
- Правила № 861 устанавливают ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения, что также соотносится с положениями абзаца 9 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике.
- Так, пунктом 16 Правил № 861 предусмотрена обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, уплатить неустойку:
- в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;
- в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки.
- Вместе с тем установление договорной неустойки не препятствует взысканию с сетевой организации фактически возникших убытков – как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.
- В этих ситуациях мы рекомендуем комплексно подходить к доказыванию всего состава убытков, в том числе отсутствия вины заявителя в нарушении сроков, которая может заключаться во встречном неисполнении своей части мероприятий.
- Расторжение договора техприсоединения по инициативе заявителя
В процессе осуществления экономической деятельности нередки ситуации, когда заявитель утрачивает интерес к присоединению своих объектов к энергосетям. В силу общих начал гражданского законодательства в таком случае договор технологического присоединения должен быть расторгнут, а внесенные денежные средства возвращены заявителю за исключением уже понесенных сетевой организацией расходов.
Однако до недавнего времени законодательство в его истолковании ВАС РФ позволяло это осуществить только в одном случае: если сетевая организация нарушила сроки осуществления технологического присоединения. Об этом прямо указывалось в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010:
«…законодательство закрепляет единственное специальное основание для одностороннего расторжения договора технологического присоединения — нарушение сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре.
В остальных случаях подлежит применению норма статьи 310 Гражданского кодекса, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства».
На практике это означало невозможность расторжения договора технологического присоединения по иным причинам и, соответственно, приводило к дисбалансу в экономике.
С одной стороны, заявителю технологическое присоединение не нужно (причины могут быть разными: перенос бизнеса в другой регион, сокращение производства и т.д.
), а с другой стороны, невозможность расторжения договора без соразмерного возврата внесенной платы означала строительство заведомо невостребованных объектов электросетевого хозяйства.
В настоящее время Верховный суд Российской Федерации исправляет подобный перекос в законодательном регулировании и по существу пересматривает ранее высказанную позицию ВАС РФ. В Определении ВС РФ от 24.03.
2017 № 304-ЭС16-16246 по делу № А45-12261/2015 Верховный суд указал на возможность расторжения договора технологического присоединения при условии компенсации разумных расходов сетевой организации, понесенных ею в связи с исполнением спорного договора:
«Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 450, пункт 5 статьи 453 ГК РФ).
При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Сетевая компания, подготовив и выдав обществу технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.
Ввиду того, что убытки возникли в связи с существенным нарушением обществом условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно общество в силу требований статей 393, 453 ГК РФ обязано компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы на изготовление технических условий.
Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (статья 65 АПК РФ).
Вопреки доводам истца, ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что неравнозначно фактическим затратам.
В то же время расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа».
Таким расходами могут быть затраты на подготовку технических условий, на строительство либо реконструкцию объектов электросетевого хозяйства и иные расходы, фактически понесенные в связи с исполнением договора в интересах заявителя.
В Определении Верховного суда РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016 дано следующее толкование юридической природы рассматриваемого договора и, соответственно, права на его расторжение в одностороннем порядке по инициативе заявителя:
«…договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Отсутствие в специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика не имеется.
Иное толкование положений специального регулирования может привести к тому, что при отсутствии интереса заказчика в строительстве объекта, присоединение которого планировалось произвести к электрической сети ответчика, заказчик лишается возможности прекратить договорные отношения в установленных Гражданским кодексом Российской Федерации случаях и минимизировать свои убытки как в виде платы за технологическое присоединение, так и в виде предусмотренной договором ответственности за неисполнение обязательств по договору.