Льготные условия

КоАП РФ место нахождения юридического лица

Андрей Топчий

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Предложить статью

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Место совершения административного правонарушения – часть пространства с которым связано протекание опасного для социума деяния, определяемого административным законодательством как правонарушение.

В зависимости от характера и вида правонарушения местом его совершения может быть:

  • географическая точка, где было совершен деликт, характеризуемые КоАП РФ или региональным законодательством как административное правонарушение;
  • в случае длящегося административного деликта – место пресечения правонарушения;
  • если способ совершения правонарушения – бездействие, — часть пространства, где должны быть выполнены определенные обязанности или совершены предписываемые действия.

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Значение правильного определения места правонарушения

Выделяют теоретическое и практическое значение выделения места правонарушения и его характеристики в процессуальных документах.

Точное установление места совершения административного деликта позволяет:

  • разграничить и обосновать применение к административному деликту федерального, либо регионального законодательства;
  • правильно обосновать применение норм административной ответственности в том случае, если законодатель предъявляет особые требования к квалификации правонарушения в зависимости от места его совершения;
  • определить территориальную подсудность.

В случае, когда место совершения административного правонарушения является обязательной характеристикой объективной стороны административного деликта, его неправильное определение может привести к неверному применению норм материального права, квалификации деликта.

Правила определения места совершения правонарушения

«Место совершения административного правонарушения» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

По общему правилу местом совершения административного деликта считается территория, на которой противоправное деяние было окончено.

Если объективная сторона административного деликта выражена в виде неисполнения законной обязанности место совершения преступления определяется:

Часть пространства, характеризуемая как место совершения правонарушения, должна быть описана в процессуальных документах, прежде всего, протоколе.

Характер и состав совершенного административного деликта непосредственно влияет на степень детализации определения места совершения правонарушения.
Как правило, в протоколе для определения и описания места совершения административного деликта указывается название населенного пункта, адрес и, если речь идет о юридическом лице, название организации, занимающей помещение.

Административное правонарушение может быть совершено вне границ населенного пункта. В этом случае точное определение места деликта о осуществляется путем привязки к наименованию местности или конкретным ориентирам, например, обозначение трассы, расстояние.

В отдельных случаях место совершения административного деликта является обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения. В протоколе он описывается детально с привязкой не только к зданию, но и помещению, в котором произошло деяние, или точному расстоянию.

В некоторых случаях место совершения административного деликта охватывает значительную территорию (лес, водный объект и тому подобное). Правильно определение места совершения административного деликта определяется путем указания площади участка, его границ, кадастрового номера.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 25.08.2017

Андрей Топчий

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Предложить статью
Задать вопрос

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
КоАП РФ место нахождения юридического лица Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Решение любого учебного вопроса за 300₽

Задать вопрос  эксперту

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Вс объяснил, где подсудность для бездействия — новости право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Правила подсудности четко прописаны во всех процессуальных кодексах, но иногда даже у опытных судей возникают трудности с их правильным применением. Например, когда правонарушение выражено не действием, а бездействием. В одном из споров на эту тему Верховный суд научил, как надо поступать.

Мировой судья из Новокузнецка рассматривал дело об административном правонарушении в отношении ЧПОУ «Школа охраны 2000», и признал его виновным в невыполнении законного предписания Кузбассобрнадзора в срок. За это учреждение наказали штрафом в размере 10 000 руб. Нарушение было выражено в непредоставлении необходимых документов, то есть, по сути, в бездействии. В районном суде штраф подтвердили.

https://www.youtube.com/watch?v=7mvgQoKCulI\u0026pp=ygVP0JrQvtCQ0J8g0KDQpCDQvNC10YHRgtC-INC90LDRhdC-0LbQtNC10L3QuNGPINGO0YDQuNC00LjRh9C10YHQutC-0LPQviDQu9C40YbQsA%3D%3D

Но председатель Кемеровского областного суда в июле 2019 года отменил решения нижестоящих инстанций и прекратил производство по делу из-за истечения срока привлечения к административной ответственности. Принимая это решение, председатель облсуда исходил из того, что мировой судья нарушил правила подсудности, так как место совершения административного правонарушения не относится к его юрисдикции.

Отпуск судьи – это не повод пересматривать дело

Верховный суд, куда пожаловались из Кузбассобрнадзора, напомнил: если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, должна быть выполнена возложенная на лицо обязанность.

«Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица, не выполнившего обязанность по совершению указанного в предписании действия по представлению документов», – указал ВС.

ВС: «Подсудность для бездействия юридического лица определяется по месту нахождения, которое указано в ЕГРЮЛ».

При этом дело, которое по такому правилу должен был рассмотреть судья судебного участка № 2 Куйбышевского судебного района Новокузнецка, рассмотрел судья судебного участка № 5.

И в обычных условиях это стало бы нарушением подсудности, но ВС выяснил одну деталь, которая все поменяла: оказалось, что судья участка № 2 в период рассмотрения дела находился в отпуске, а его обязанности были возложены как раз на судью участка № 5.

То есть судья, который заменяет своего коллегу на период отпуска, может рассматривать дела даже с учетом ошибки в подсудности. Оспорить его решения на этом основании впоследствии нельзя.

Верховный суд высказывается по правилам подсудности регулярно: разъясняет ошибки и учит правильно ее определять.

Например, в некоторых случаях, чтобы определить подсудность спора, суду нужно сначала выяснить характер правоотношений между сторонами. Это позволит избежать процессуальных нарушений («Потребитель или инвестор: ВС рассказал о подсудности при неясных правоотношениях»).

Кроме того, Верховный суд разъяснял: не каждое нарушение правил подсудности должно автоматически приводить к отмене судебного решения. Необходимо изучить, из-за чего это произошло и повлияла ли такая ситуация на исход разбирательства («Подсудность с ошибкой: когда ее можно допустить»).

Постановление Верховного суда по делу № 81-АД19-9 от 22 ноября 2019 года.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Территориальная подсудность жалоб на постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности

Определяя правила обжалования постановления по делу об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 30.1).

Из разъяснений, данных в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.

2013 № 40 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

  • В случае пропуска срока для обжалования он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 2-х месячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
  • Разъяснение подготовлено прокуратурой Грачевского района
Читайте также:  Отсрочки по корпоративным процедурам

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Определяя правила обжалования постановления по делу об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 30.1).

Из разъяснений, данных в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.

2013 № 40 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

  1. В случае пропуска срока для обжалования он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
  2. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 2-х месячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
  3. Разъяснение подготовлено прокуратурой Грачевского района

Адвокат Константин Кудряшов. Личный блог

Примечание: Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении изложен в статье 29.7 КоАП РФ.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхРассмотрение дела об административном поручении Статья 29.1 КоАП РФ.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.2 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. 2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Статья 29.3 КоАП РФ. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. 2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. 3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. 4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.

Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица; 6) о наложении ареста на имущество, об отказе в наложении ареста на имущество или отмене ареста, наложенного на имущество, в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса. 2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. 4. В случае, предусмотренном статьей 29.14 настоящего Кодекса, судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, путем использования систем видео-конференц-связи, о чем выносится соответствующее определение.

Статья 29.5 КоАП РФ. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. 1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи. 1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения. 1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.27.3 и 19.28 настоящего Кодекса и совершенных за пределами Российской Федерации, рассматриваются по месту нахождения органов, возбудивших указанные дела. 2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. 3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 4. Утратил силу. 5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. 6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Читайте также:  Взыскание задолженности за электроэнергию с члена снт

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. 1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. В случае поступления ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.21 либо 15.30 настоящего Кодекса, срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, не более чем на два месяца. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается. 4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания. 5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. 6. Утратил силу. 7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса. 2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. 3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом. 2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела. 3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Статья 29.9 КоАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса; 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, 15.21, 15.27.3, 15.30, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям. 2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Статья 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

"Два вопроса из жизни Административного кодекса: Так ли важно МЕСТО рассмотрения дела? Вина юридического лица?"

Место рассмотрения дела
В июле 2002 года вступил в действие Административный кодекс. Вопросов, касающихся его применения, значительно поубавилось. Так, суды в своих разъяснениях подчеркивают необходимость обеспечения гарантий (предусмотренных ст. 28.

Читайте также:  Неимущественные права юридического лица

2 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 28.2) лицу, привлекаемому к административной ответственности, строгое соблюдение иных процессуальных норм на всех стадиях административного производства.

В данной публикации мы не сможем коснуться всех проблем в правоприменении КоАП, но заострим свое внимание на двух из них. Первая — МЕСТО рассмотрения дела об административном правонарушении, причем рассмотрим ее на примере дел, возбуждаемых Ростовским УФАС России в отношении нарушений статьи 14.3 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе).

Вспоминается 2002 год, различные выступления в СМИ представителей антимонопольных органов, в том числе и автора этой заметки, в которых в целом позитивно отражался факт принятия нового Кодекса и особо подчеркивалась норма, касающаяся МЕСТА рассмотрения дела.

https://www.youtube.com/watch?v=7mvgQoKCulI\u0026pp=YAHIAQE%3D

Напомним часть 1 статьи 29.5. КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 29.5: «Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области восприняло данную норму как прямое руководство к действию и «без оглядки» на учредительные документы правонарушителей выносило вердикты в отношении рекламистов, нарушающих законодательство о рекламе на Донской земле.

За период 2003–2005 гг. федеральный бюджет и региональные бюджеты пополнялись в том числе усилиями антимонопольщиков, умело применяющих статью 14.3 в совокупности с 29.

5 Административного кодекса, возбуждая и рассматривая дела в отношении крупных хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в столице и иных городах за пределами Ростовской области («Москомприватбанк», «Бинбанк», «Ист-бридж-банк», «Внешторгбанк», «Газпромбанк», «Метро Кеш энд Керри», РА «Биг-борд», «Мегафон», «Би-лайн», телеканал «ТВЦ» и другие; иногда дела рассматривались в отношении должностных лиц указанных х/с).

Уверен, что подобной статистикой могут оперировать и другие территориальные органы ФАС.

В 2004 году на полную мощность заработал официальный сайт ФАС (fas.gov.ru), и мы смогли оперативнее обмениваться информацией и мониторить ситуацию по делам, рассмотренным центральным аппаратом и терорганами.

В частности, мы обратили внимание на ряд дел, рассмотренных центральным аппаратом, в отношении ведущих российских «глянцевых» журналов, рекламирующих в нарушение закона алкогольные напитки.

Посмотрели… и решили навести порядок и у себя в регионе!

Журналы, зарегистрированные в Городе-герое Москве, распространяются по всей нашей необъятной Родине, в частности и в Ростовской области.

Таким образом, административное правонарушение, а именно распространение рекламы алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, происходит непосредственно в городе Ростове-на-Дону, т.е.

на территории, на которой осуществляет свою деятельность Ростовское УФАС России (в соответствии с Приказом ФАС России от 13.10.2004 №135 ).

В конце 2005 — начале 2006 г. специалистами Ростовского УФАС России были возбуждены и рассмотрены 19 административных дел в отношении рекламораспространителей — учредителей и издателей 5 крупных общероссийских журналов (зарегистрированных в Москве), распространяющих рекламу алкогольных напитков. Общая сумма штрафов составила более 700 тыс. руб.

Один из журналов обжаловал постановления о наложении штрафа (2 постановления, сумма штрафа 90 тысяч рублей) в Арбитражный суд Москвы.

При этом в жалобе не оспаривалась материальная сторона дела, а указывалось на неподведомственность рассмотрения данной категории дел в субъекте федерации. Издатель журнала при рассмотрении дела в г.

Ростове-на-Дону ходатайствовал о передаче всех материалов на рассмотрение в ФАС России, мотивируя это своим местонахождением. Ходатайства были отклонены, при этом мы руководствовались следующим: статья 29.

5 КоАП устанавливает, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Исходя из данной нормы, видно, что: 1) по общему правилу дела рассматриваются по месту совершения административного деликта; 2) при наличии ходатайства рассмотрение дела может быть перенесено (на усмотрение должностного лица, рассматривающего дело); 3) место переноса — место жительства лица.

Таким образом, при отказе в ходатайствах не было нарушений норм Кодекса.

Кроме того, в гражданском законодательстве понятие «место жительства» присуще исключительно физическим лицам (статья 20 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 20), в то время как административные дела возбуждались в отношении юридического лица, которое, в соответствии со ст. 54 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 54, имеет не «место жительства», а «место нахождения». КоАП не содержит правила о переносе места рассмотрения дела по месту нахождения юридического лица.

Данный арбитражный спор завершился в декабре 2005 г. в пользу Ростовского УФАС России (дело № А/40-70114/05-84-580).

Только факты. По итогам работы за 2005 год в части вынесенных административных санкций по статье 14.3. КоАП Ростовское УФАС России находится в группе лидеров. Из 75 территориальных органов ФАС Ростов занимает первое место по количеству вынесенных постановлений — 67 и 3 место по сумме наложенных штрафов — 1 млн. 647 тыс. 500 руб.

За 1 квартал 2006 года вынесено 25 постановлений по статье 14.3 КоАП, сумма штрафов — 744 тыс.руб.

Вина юридического лица

КоАП не устанавливает отдельных норм определения виновности для юридического лица и для физического (должностного) лица, а также отдельного порядка привлечения их к административной ответственности.

Согласно ст. 2.10 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 2.10 статьи разделов I, III, IV, V КоАП в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, если в названных статьях не указано, что по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В этой связи с трудом представляется применение в отношении юридического лица ст. 2.2. КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 2.2 (формы вины).

Как может юридическое лицо действовать умышленно, сознавать характер своих действий, предвидеть последствия, желать их наступления либо относиться к ним безразлично? То же касается общих правил назначения административного наказания (ст. 4.2 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 4.

2), согласно которым необходимо учитывать смягчающие обстоятельства. Каким образом юридическое лицо может раскаяться или испытать сильное душевное волнение?

Конечно, допустимо предположить, что при наказании юридического лица данные нормы относятся к тем физическим лицам, которые действуют от его имени и в его интересах (по аналогии с положениями гражданского права).

Однако в данном случае речь идет о ситуации, когда виновное физическое лицо уже наказано, а назначение наказания юридического лица за то же нарушение производится на основании ч. 3 ст. 2.1.

КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 2.1.

В ч. 2 ст.2.1. КоАП изложены условия признания вины юридического лица, а именно, лицо: признается виновным, если у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Такой разброс положений о виновности юридического лица в различных статьях КоАП осложняет его применение.

Как установить, имелась ли у юридического лица возможность соблюдения правил и норм или такая возможность была у его представителя? Ведь одной вины на двоих не бывает, равно как и не может быть в принципе самостоятельной вины юридического лица, независимой от воли его представителя. Ведь вина — это психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям. Какая психика может быть у юридического лица?

Признавая возможность наличия вины у юридического лица, мы сталкиваемся с вопросом: какова форма этой вины? (ст. 2.2 КоАП — административное правонарушение умышленное или по неосторожности). Но у юридического лица не может быть умысла или неосторожности. А если нет формы, то каким образом осмыслить содержание?

Напрашивается вывод: Необходимо уточнение порядка применения к юридическим лицам норм о смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельствах.

Константин Коренченко, начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции и контроля за соблюдением рекламного законодательства Ростовского УФАС России