Льготные условия

Кодекс корпоративного поведения 2002

В апреле
2002 года российскому деловому сообществу
был представлен Кодекс корпоративного
поведения, разработанный Федеральной
комиссией по рынку ценных бумаг при
участии и поддержке представителей
западного бизнес-сообщества, отечественных
эмитентов, а также профессиональных
участников рынка ценных бумаг.

Ранее,
в ноябре 2001 года, Кодекс был одобрен на
заседании Правительства Российской
Федерации. Этот документ основан на
передовом зарубежном опыте и задает
национальный стандарт корпоративного
управления.

Кодекс – не нормативный
акт, однако регулятор фондового рынка
предпринимает активные шаги по внедрению
его положений в практику.

Российские
биржи осуществляют контроль за эмитентами
через процедуры листинга. Биржи включают
в котировальный лист А1 акции только
тех компаний, которые соблюдают положения
российского Кодекса корпоративного
поведения.

Российский
Кодекс корпоративного поведения получил
признание международного делового
сообщества, инвесторов.

По словам бывшего
директора Американского института
права Росвелла Перкинса, российский
Кодекс «представляет собой убедительное
свидетельство приверженности … следовать
улучшению корпоративного управления
как критически важному компоненту на
пути успеха рыночных реформ и увеличения
притока капитала».

Отличие
российского Кодекса корпоративного
поведения от аналогичных документов в
других странах заключается в достаточно
детальном характере рекомендаций.

Это
связано с тем, что объем действующей в
России нормативно-правовой базы,
регулирующей процесс корпоративного
управления, относительно невелик, и
сама эта база содержит недостаточно
положений процедурного характера.

Кроме
того, отсутствие такой детализации,
недостаточная глубина описания процедур
подготовки и принятия решений органами
корпоративного управления создает
возможность как для умышленных, так и
неумышленных нарушений прав акционеров.

Кодекс
содержит рекомендации по следующим
основным компонентам процесса
корпоративного управления:

  • общие принципы корпоративного поведения;
  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров общества;
  • исполнительные органы общества;
  • корпоративный секретарь общества;
  • существенные корпоративные действия;
  • раскрытие информации об обществе;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • дивиденды;
  • урегулирование корпоративных конфликтов.

Кодекс
корпоративного поведения нужен не
только инвесторам, но и всему
бизнес-сообществу, всем предпринимателям.
Ведь принятие Кодекса означает повышение
прозрачности бизнеса, а следовательно,
и повышение доверия со стороны наиболее
крупных потенциальных партнеров, как
российских, так и мировых.

Принципы:

  1. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать акционерам реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.

  2. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории).

  3. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов совета директоров его акционерам.

  4. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать исполнительным органам общества возможность разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров общества и его акционерам.

  5. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления, для того чтобы акционеры и инвесторы общества имели возможность принимать обоснованные решения.

  6. Практика корпоративного поведения должна учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество общества и заинтересованных лиц.

  7. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

Полный текст Кодекса корпоративного поведения (проект)

ВВЕДЕНИЕ

«Корпоративное поведение» – понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста.

Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации – важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов.

Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения.

Стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ.

Это обусловлено тем обстоятельством, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением.

Поэтому Кодекс разработан, прежде всего, для акционерных обществ, выходящих на рынок капитала. Вместе с тем, это не исключает возможности его применения любыми другими хозяйственными обществами.

Целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные общества (далее – общества), что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом.

Корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка.

Ниже изложены предпосылками для разработки Кодекса корпоративного поведения (далее – Кодекс).

При этом следует учитывать, что общество может разработать свой собственный кодекс корпоративного поведения в соответствии с рекомендациями настоящего Кодекса или включить отдельные его положения в свои внутренние документы.

Исходя из своей организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, структуры капитала и других особенностей, общество вправе использовать те рекомендации Кодекса, которые оно сочтет для себя приемлемыми.

1. В российском законодательстве уже нашло отражение большинство общепризнанных принципов корпоративного поведения, однако практика их реализации, в том числе судебная, и традиции корпоративного поведения еще только формируются.

Современное российское законодательство о хозяйственных обществах имеет относительно короткий срок развития, однако в нем уже нашло отражение большинство общепризнанных принципов корпоративного поведения.

С другой стороны, основные проблемы корпоративного поведения связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются.

2. Надлежащее корпоративное поведение не может быть обеспечено только нормами законодательства.

Очевидно, что законодательство не регулирует, да и не может регулировать все вопросы, возникающие в связи с управлением обществами.

Во-первых, законодательство устанавливает и должно устанавливать только общие обязательные правила. Оно не может и не должно стремиться урегулировать в деталях все вопросы деятельности обществ.

Детализация юридических норм препятствует работе обществ, поскольку каждое из них уникально и особенности его деятельности не могут быть полностью отражены в законодательстве.

Поэтому часто законодательство либо вообще не содержит норм, регулирующих соответствующие отношения (причем далеко не всегда отсутствие регулирования является пробелом в законодательстве), либо устанавливает общее правило, оставляя за участниками таких отношений возможность выбора варианта поведения.

Во-вторых, законодательство оказывается не в состоянии своевременно реагировать на изменения практики корпоративного поведения, поскольку внесение изменений в законодательство требует значительного времени.

3. Многие вопросы, связанные с корпоративным поведением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер.

Многие положения законодательства, регулирующие корпоративное поведение, основываются на этических нормах.

Примером таких правовых норм могут служить нормы гражданского законодательства, устанавливающие возможность, в частности, при отсутствии применимого законодательства исходить из требований добросовестности, разумности и справедливости, а также осуществлять гражданские права разумно и добросовестно. Таким образом, морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности являются составной частью действующего законодательства.

Вместе с тем подобных положений законодательства не всегда достаточно, чтобы добиться надлежащего корпоративного поведения. Поэтому обществам следует действовать в соответствии не только с нормами законодательства, но и с этическими нормами, которые нередко являются более строгими, чем нормы законодательства.

  • Этические нормы, используемые в деловом сообществе, – это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений.
  • Этические нормы корпоративного поведения формируют устойчивые стереотипы поведения, общие для всех участников корпоративных отношений.
  • Следование этическим нормам не только является моральным императивом, но и помогает обществу избежать рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной предпринимательской деятельности.
  • Этические нормы, наряду с законодательством, формируют политику корпоративного поведения общества, базирующуюся на учете интересов акционеров и руководства общества, что способствует укреплению позиций общества и увеличению его прибыли.

4. Кодекс содержит рекомендации относительно наилучшей практики корпоративного поведения, которые, однако, не являются обязательными для исполнения.

Кодексу отводится особое место в области развития и совершенствования российской практики корпоративного поведения. Он должен сыграть важную образовательную роль в установлении стандартов управления российскими обществами и в содействии дальнейшему развитию российского фондового рынка.

Кодекс разработан в соответствии с положениями действующего российского законодательства, с учетом сложившейся российской и зарубежной практики корпоративного поведения, этических норм, конкретных потребностей и условий деятельности российских обществ и российских рынков капитала на текущем этапе их развития.

Положения Кодекса базируются на признанных в международной практике принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в соответствии с которыми в последние годы рядом других государств были приняты кодексы корпоративного управления и аналогичные им документы.

Кодекс представляет собой свод рекомендаций. Применение обществом положений Кодекса должно быть добровольным, основанным на стремлении повысить привлекательность общества в глазах существующих и потенциальных инвесторов.

В Кодексе раскрываются основные принципы наилучшей практики корпоративного поведения, в соответствии с которыми российские общества могут строить свою систему корпоративного поведения, а также содержатся рекомендации по практической реализации данных принципов и раскрытию соответствующей информации.

Читайте также:  Внесение сведений в единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц

При формировании собственной политики корпоративного поведения общества могут самостоятельно определять, каким правилам и процедурам, рекомендованным Кодексом, им следовать, и (или) разрабатывать иные правила и процедуры в соответствии с принципами корпоративного поведения, раскрытыми в Кодексе. 

Российский Кодекс корпоративного поведения

Основным российским документом в области корпоративного управления является Кодекс корпоративного поведения, разработанный в 2002 г.

Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)[1] во взаимодействии с рядом компаний-эмитентов, консалтинговых, юридических и аудиторских фирм [Кодекс корпоративного поведения, 2003].

Он основан на передовом зарубежном опыте и, по сути, представляет собой национальный стандарт корпоративного управления.

Цель создания кодекса состоит в том, чтобы сформулировать основные рекомендации, которые позволили бы акционерам получать ясное представление о деятельности акционерных обществ и механизме принятия ключевых решений, а также о том, насколько эффективно менеджмент компании использует инвестиции в интересах увеличения ее рыночной стоимости.

Важно отметить, что кодекс не является законодательно-нормативным актом, поэтому следование его требованиям не обязательно по закону. В то же время регулятор фондового рынка (ФКЦБ/ФСФР) предпринимает активные шаги по внедрению кодекса в практику.

Отличие кодекса от аналогичных зарубежных документов заключается в более детальном характере рекомендаций.

Это отражает особенности России, где отношения собственности складывались в результате приватизации, в течение весьма короткого периода, что в свою очередь объясняет недостаточную полноту существующей нормативно-правовой базы.

Соответственно возникает необходимость в более детальном описании процедур подготовки и принятия решений органами корпоративного управления.

  • Российский Кодекс корпоративного поведения содержит свод рекомендаций по всем основным компонентам корпоративного управления и включает как общие принципы, так и отдельные главы, посвященные общему собранию акционеров, деятельности совета директоров, исполнительных органов и корпоративного секретаря общества, а также существенным корпоративным действиям, раскрытию информации об обществе, контролю финансово-хозяйственной деятельности общества, выплате дивидендов и урегулированию корпоративных конфликтов.
  • Что касается информационного аспекта, то один из общих принципов корпоративного управления (принцип 5) гласит, что практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления, в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами.
  • Кроме того, в соответствии с другими принципами практика корпоративного управления должна обеспечивать ряд функций, которые также немыслимы без соответствующей информационной поддержки. К таким функциям относятся:
  • • осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов (принцип 3);
  • • возможность эффективного руководства текущей деятельностью общества его исполнительными органами (принцип 4);
  • • эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности общества (принцип 7).

Одним из наиболее важных (с точки зрения информационной поддержки корпоративного управления) разделов кодекса является глава 7 «Раскрытие информации об обществе».

В частности, отмечается, что раскрытие информации крайне важно для оценки деятельности общества акционерами и потенциальными инвесторами и способствует привлечению капитала и поддержанию доверия к обществу, а недостаточная и неясная информация об обществе может помешать его успешному функционированию.

  1. В то же время кодекс подчеркивает необходимость соблюдения разумного баланса между открытостью общества и соблюдением его коммерческих интересов: конфиденциальная информация, открытая публикация которой может причинить вред обществу, не должна подлежать раскрытию.
  2. Далее в главе 7 кодекса подробно представлены следующие аспекты раскрытия информации:
  3. • информационная политика общества;
  4. • формы раскрытия информации;
  5. • предоставление информации акционерам;
  6. • информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, и инсайдерская информация.

По аналогии с Принципами корпоративного управления ОЭСР каждый из разделов кодекса содержит базовые принципы и детальные рекомендации по их практической реализации. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных разделов документа.

Информационная политика общества. Базовый принцип данного раздела гласит, что информационная политика общества должна обеспечивать возможность свободного и необременительного доступа к информации об обществе.

Для этого рекомендуется наличие специального внутреннего документа – Положения об информационной политике, в котором содержались бы правила и подходы к раскрытию информации, а также перечень информации, которую общество считает нужным раскрывать.

При этом основным источником экономической информации об обществе является его финансовая отчетность, поэтому крупным компаниям рекомендуется публиковать свою финансовую отчетность по крайней мере в двух периодических изданиях, доступных большинству акционеров.

Большое значение имеет выбор обществом каналов распространения информации, которые должны обеспечивать свободный, необременительный и незатратный доступ заинтересованных лиц к раскрываемой информации.

В частности, существенную информацию (устав, ежеквартальные отчеты, проспекты эмиссии, аудиторские заключения, информацию о проведении общих собраний акционеров и важнейших решениях совета директоров) рекомендуется размещать на веб-сайте общества и в сети Интернет.

Формы раскрытия информации. Первый из принципов этого раздела предписывает, что в проспектах эмиссии рекомендуется раскрывать всю существенную информацию об обществе.

Ряд требований к содержанию проспекта эмиссии определяется законодательством, в частности требуется раскрывать информацию о членах совета директоров, генеральном директоре и членах правления.

Однако кодексом рекомендуется предоставлять дополнительную информацию, которая может оказаться важной для оценки общества акционерами и потенциальными инвесторами.

К таким сведениям, в частности, относятся условия и порядок выплаты дивидендов, информация об основных акционерах, сведения об имеющихся соглашениях между мелкими акционерами (блоках), информация о крупных сделках с имуществом общества, сведения о размещаемых ценных бумагах общества.

Кроме того, особое значение имеет финансовая информация о деятельности компании. Поэтому кодекс рекомендует представление более подробной (по сравнению с предусмотренной законодательством) информации о финансовом состоянии компании, включая ряд аналитических показателей и оценку факторов, влияющих на финансовое состояние.

Второй принцип данного раздела рекомендует раскрывать дополнительную информацию в отчете компании за четвертый квартал, который должен содержать не только сведения о деятельности общества за четвертый квартал, но и информацию за весь завершенный финансовый год. В отчете также рекомендуется указывать сведения о следовании рекомендациям кодекса (в полном объеме или частично).

Наконец, третий принцип данного раздела гласит, что компания должна оперативно раскрывать информацию о фактах, которые могут иметь существенное значение для акционеров и инвесторов. Для этого в Положении об информационной политике общества следует предусмотреть более подробный перечень существенных фактов, подлежащих раскрытию.

Например, к таким фактам относятся изменение наименования компании, решение об увеличении или уменьшении уставного капитала, приобретение собственных акций, существенное (не менее чем на 5 %) изменение цены акций общества, прекращение производства ключевых товаров, работ и услуг, изменение приоритетных направлений деятельности общества, изменение аудитора, регистратора или депозитария общества.

Предоставление информации акционерам. В этой области первый принцип рекомендует, чтобы доступ акционеров к информации о компании обеспечивал секретарь общества (при этом секретарь должен проверить факт владения обратившимся лицом акциями компании).

Второй принцип данного раздела рекомендует при подготовке и проведении общего собрания акционеров предоставлять акционерам всю существенную информацию по каждому вопросу повестки дня.

В частности, комплект соответствующих документов и материалов должен включать годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, рекомендации совета директоров по распределению прибыли и выплате дивидендов, заключения ревизионной комиссии и аудитора общества, сведения о кандидатах в совет директоров и ревизионную комиссию и о кандидатуре генерального директора, сведения о кандидатах в аудиторы компании.

Третий принцип данного раздела рекомендует, чтобы годовой отчет содержал необходимую информацию, позволяющую акционерам оценить итоги деятельности общества за год.

К таким сведениям относятся: положение компании в отрасли, решение стратегических задач, сравнение достигнутых за год результатов с запланированными, перспективы развития, основные факторы риска, отношения с конкурентами, обзор наиболее существенных сделок за последний год, информация о ценных бумагах общества, сведения о высших должностных лицах, ключевые финансовые показатели.

Для акционера также важна оценка того, следует ли компания принципам наилучшей практики. Поэтому в состав годового отчета общества должен включаться отчет о следовании обществом рекомендациям Кодекса корпоративного поведения. Если общество следует не всем рекомендациям кодекса, то в годовом отчете указываются причины этого.

Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, и инсайдерская информация. Первый принцип данного раздела гласит, что информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, должна быть защищена.

Объем такой информации и условия доступа к ней определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между открытостью компании и риском нанести ущерб ее интересам.

В этой связи рекомендуется утверждение документа, в котором был бы определен состав конфиденциальной информации, критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также порядок доступа к ней.

Второй принцип данного раздела предписывает необходимость контроля использования инсайдерской информации.

Поскольку ее незаконное использование способно нанести компании существенный ущерб, рекомендуется, чтобы контрольно-ревизионная служба общества контролировала соблюдение членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требований с целью ограничения возможности злоупотреблений при использовании инсайдерской информации.

Таким образом, кодексы корпоративного управления уделяют значительное внимание вопросам прозрачности компаний и доведения корпоративной информации до стейкхолдеров – лиц, которые принимают на основе этой информации различные управленческие решения.

В кодексах отмечается, что основным каналом информирования стейкхолдеров является финансовая отчетность, в том числе консолидированная (составленная для группы компаний в целом). При этом предъявляются определенные требования к качеству раскрываемой информации – ее достоверности и своевременности.

Для обеспечения качественных характеристик корпоративной информации кодексами предусматривается формирование системы контроля, включающей как внешний аудит, так и средства внутреннего контроля, а также необходимые организационные меры, позволяющие обеспечить эффективное функционирование системы контроля.

В то же время кодексы корпоративного управления не устанавливают детальные правила формирования финансовой отчетности или аудиторской деятельности, поскольку эти функции возлагаются на соответствующие международные и национальные стандарты.

Читайте также:  Кбм для юридических лиц

Серпуховский МЕД и ПЧЕЛЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Переход
российской экономики в стадию быстрого роста в начале 2000-х годов, улучшение
финансово-экономического состояния российских компаний, сопровождавшееся ростом
котировок их акций, появление значительного числа новых эмитентов ценных бумаг
существенно повысили интерес инвесторов, в особенности портфельных, к
российским компаниям, что создало объективную основу для развития практики
корпоративного управления. Неудивительно, что проблематика корпоративного управления
в этот период оказалась в центре внимания ФКЦБ России – действовавшего в тот
момент регулятора российского финансового рынка. В то время российское
законодательство об акционерных обществах было недостаточно развито, а
многочисленные примеры нарушения прав миноритарных акционеров и инвесторов, в
том числе при подготовке и проведении общих собраний акционеров, принятии
решений о размещении дополнительных акций, размывающих доли акционеров,
злоупотребления при проведении крупных сделок и сделок с заинтересованностью
снижали интерес отечественных и зарубежных инвесторов к вложению средства в
российские компании и подрывали доверие к российскому финансовому рынку.

В этих условиях
разработка и рекомендация к применению российского Кодекса корпоративного поведения
(далее – Кодекс)[1] стали важными вехами развития корпоративных отношений в
Российской Федерации.

С принятием Кодекса российские акционерные общества
получили надежные ориентиры по внедрению передовых стандартов корпоративного
управления с учетом специфики российского законодательства и сложившейся на
российском рынке практики взаимоотношений между акционерами, менеджментом и
иными заинтересованными лицами, участвующими в экономической деятельности
акционерных обществ.

Сформировалась
группа российских компаний, которые стали использовать Кодекс в процессе
выстраивания своей практики корпоративного управления, как важный источник для
разработки собственных внутренних документов, определяющих стандарты
корпоративного управления. Кодекс предложил акционерам и инвесторам четко
сформулированные подходы к тому, что следует требовать от компаний и
способствовал повышению активности акционеров и инвесторов.

В результате,
Кодекс во многом способствовал существенному улучшению общей ситуации в области
корпоративного управления и внедрению наилучших стандартов принятых на
международных рынках, улучшению имиджа и инвестиционной привлекательности
российских компаний.

При разработке
Кодекса подразумевалось, что он должен быть достаточно гибким инструментом,
эволюционирующим вместе с развитием законодательства и формированием
национальной передовой практики, вырабатываемой участниками корпоративных
отношений.

С момента
принятия Кодекса международный финансовый ландшафт, российское корпоративное
законодательство, арбитражная практика и практика корпоративного управления
российских компаний претерпели значительные изменения.

Значительное количество
проблем и вопросов, актуальных для российских компаний, в том числе связанных с
подготовкой и проведением собраний акционеров, эмиссией ценных бумаг,
подготовкой финансовой отчетности и раскрытием информации, выплатой доходов по
ценным бумагам, защитой акционеров при реструктуризации компаний, слияниях и
поглощениях, подходы к решению которых ранее рекомендовались в Кодексе, были за
это время разрешены на уровне законодательства и нормативных правовых актов.

Вместе с тем,
кризис, охвативший мировую финансовую систему в 2008-2009 годах, с одной
стороны, обнажил проблему низкой защищенности прав миноритарных акционеров при
существенных корпоративных действиях, а с другой стороны обратил внимание
инвесторов и регуляторов на вопросы, связанные с использованием корпоративного
управления в качестве важного инструмента обеспечения устойчивости компаний и
обеспечения их долговременного успешного развития. Таким образом, теоретики и
практики корпоративного управления стали уделять большее внимание  таким вопросам как защита прав акционеров при
существенных корпоративных действиях, принятие взвешенной и реалистичной
стратегии развития, контроль показателей ее реализации, повышение эффективности
работы комитетов совета директоров, создание систем эффективного управления
рисками и предотвращения конфликтов интересов, разработка принципов политики
вознаграждения высших менеджеров компании.

Все
вышеперечисленное заложило объективные предпосылки для актуализации и
пересмотра Кодекса.

Работа над
обновленной редакцией Кодекса в рамках Экспертного совета по корпоративному
управлению при ФСФР России была начата еще в разгар кризиса, при участии
представителей делового и экспертного сообществ, в том числе крупнейших
российских компаний, профессиональных объединений и экспертно-аналитических
организаций, в том числе Российского института директоров, Института внутренних
аудиторов, Ассоциации менеджеров, Национального реестра корпоративных
директоров, информационного агентства «Интерфакс» и других.

В рамках этого
этапа работы были подготовлены предложения по новой редакции отдельных глав
Кодекса (совет директоров, общее собрание акционеров, внутренний аудит,
раскрытие информации и т.д.), на базе которых регулятор финансового рынка —
ФСФР России — подготовил новую редакцию Кодекса.

В течение 2011 — 2012 годов
были приняты законы, которые оказали существенное влияние на корпоративное
управление в России (Федеральный закон «О Центральном депозитарии», изменения в
Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах»).

Благодаря принятию указанных законов, значительно улучшилась ситуация в области
защиты прав собственности на акции, раскрытия информации и прозрачности
российских компаний, выплаты доходов по ценным бумагам российских обществ.

С
учетом принятых законов, предложений подгруппы по корпоративному управлению
рабочей группы по созданию Международного Финансового Центра, Московской биржи,
экспертных оценок и комментариев международных компаний, оказывающих услуги в
области корпоративного управления, предложений Росимущества России и
Минэкономразвития России, ФСФР России доработала проект новой редакции Кодекса.

В новой редакции
документ получил новое название – Кодекс корпоративного управления. Данное
изменение не является просто редакционным, оно отражает изменение подхода и той
роли, которая отводится Кодексу.

Кодекс корпоративного поведения в силу
слабости российского законодательства одной из основных целей ставил
формирование надлежащего поведения российских акционерных обществ в отношении
акционеров и инвесторов, соответствующего международным стандартам.

Кодекс
корпоративного управления – это уже не только документ, разъясняющий
наилучшие  стандарты соблюдения прав
акционеров и способствующий их реализации на практике, но и действенный
инструмент повышения эффективности управления компанией, обеспечения ее
долгосрочного и устойчивого развития. Представленная редакция Кодекса
корпоративного управления ставит своей целью:

  • исключить из
    Кодекса корпоративного поведения положения, уже нашедшие отражение в
    законодательстве,
  • отразить в форме
    наилучших стандартов деятельности выработанные за прошедшие годы подходы в
    области разрешения корпоративных проблем, возникающих в процессе
    жизнедеятельности акционерных обществ,
  • учесть накопленную
    практику применения Кодекса корпоративного поведения,
  • упростить
    применение наилучших стандартов корпоративного управления российскими
    акционерных обществ компаниями в целях повышения их привлекательности для
    отечественных и зарубежных инвесторов,
  • предоставить
    рекомендации, направленные на повышение эффективности работы органов управления
    акционерных обществ и контроля за их деятельностью.
  • В новой редакции Кодекса основной акцент сделан на
    следующем:

Закон Сарбейнса-Оксли | это… Что такое Закон Сарбейнса-Оксли?

30 июля 2002 г. Президент Буш подписал Закон Сарбейнза-Оксли (англ.

Sarbanes-Oxley Act), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет.

Значительно ужесточает требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки — результат многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций.

В соответствии с Законом, для акционерных обществ открытого типа

  • создается новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности;
  • происходят существенные изменения в области управления и требований к раскрытию информации

Закон, получивший название от имен создателей — сенатора Пола Сарбейнза (демократическая партия, шт. Мэрилэнд) и члена палаты представителей Майкла Оксли (республиканская партия, шт. Огайо) — состоит из 11 разделов. Рассматриваются вопросы независимости аудиторов, корпоративной ответственности, полной финансовой прозрачности, конфликта интересов, корпоративной финансовой отчетности и др.

Согласно положениям Закона, в каждой публичной компании должен быть создан Комитет по аудиту.

Закон применяется для всех эмитентов («issuers») — в данном случае: для всех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) — вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (то есть от того, торгуются ли ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже, США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США.

Кодекс корпоративного поведения

Кодекс корпоративного поведения (Статья 406) — это набор стандартов, которые предназначены для противодействия злоупотреблениям и продвижения ряда принципов честного ведения бизнеса.

Каждый эмитент в своих периодических отчетах должен указывать на то, что он принял Кодекс корпоративного поведения для высших финансовых сотрудников компании. Предполагается расширить это положение и на другое руководство.

При изменении положений Кодекса необходимо немедленно сообщать об этом

Подписание всех докладов в Комиссию по ценным бумагам и фондовым рынкам США исполнительным директором (СЕО) и финансовым директором (CFO)

Статьей 906 Закона предусматривается подписывание руководителями эмитента всех периодических докладов в Комиссию, включающих финансовые отчеты.

Директора должны подтвердить, что представляемые отчеты «полностью соответствуют» требованиям SEC, а представленная в них информация «справедливо отражает во всех материальных аспектах финансовое состояние и результаты работы эмитента».

Этой же статьей за нарушение порядка предусматривается уголовная ответственность — штраф от 1 до 5 млн долларов и тюремное заключение от 10 до 20 лет.

Запрет предоставления займов и ссуд директорам и должностным лицам компании

Статьей 402 Закона американским и иностранным компаниям, работающим на фондовом рынке США (а также проходящим регистрацию в SEC для первичного публичного размещения) запрещается предоставлять большинство личных ссуд (personal loans) директорам и должностным лицам компании, кроме отдельных потребительских и жилищных займов, которые американские банки и брокеры (дилеры) могут при определенных условиях предоставлять своим сотрудникам. («Авансовые платежи для ведения бизнеса» считаются допустимыми, так как не являются «личной ссудой»)

Читайте также:  Мероприятия последней мили

Лишение директоров и должностных лиц компании права на поощрительные вознаграждения или ценные бумаги

В том случае, если компания вынуждена будет представить повторный финансовый отчет вследствие «существенного несоответствия эмитента любому из требований финансовой отчетности, проявившегося в результате должностного преступления» — ее Главный исполнительный директор (CEO), а также Главный финансовый директор (CFO) лишаются права на поощрительные вознаграждения* или ценные бумаги, а также на доходы от продаж ценных бумаг эмитента — в течение 12 месяцев со дня опубликования повторного финансового отчета (Статья 304 Закона). В том случае, если указанные должностные лица за период 12 месяцев после опубликования или подачи документа в SEC уже получили перечисленные вознаграждения, они обязаны вернуть их эмитенту.

Неподобающее влияние на аудиторов

Запрещается любому сотруднику или директору (или любому другому человеку, действующему по их указанию) предпринимать любые действия по воздействию путем обмана, принуждать, манипулировать или вводить в заблуждение аудиторов с целью получения аудиторских финансовых заключений, имеющих существенные искажения действительности. (Статья 303)

Защита информаторов

Корпоративные информаторы (whistle blowers) (сотрудники, которые сообщают о недостатках в работе компании) получают существенную защиту от мер возмездия со стороны руководства компании. (Статьи 806, 1107)

Сокращение времени для предоставления отчетов

В соответствии со Статьей 403 закона, директоры, должностные лица компании, а также акционеры, владеющие более 10 % акций, обязаны предоставлять отчет о всех операциях с акциями (Форма 4) на второй рабочий день после завершения этих операций. Эти отчеты (начиная с 30 августа 2003 г.) должны представляться в

Надзор за ведением бухгалтерии и аудит

В соответствии с Законом создан «Наблюдательный совет по ведению финансовой отчетности публичных компаний» (статьи 101—109)

Новая роль для аудиторов и Комитетов по аудиту

  • Аудиторы подчиняются и докладывают свои результаты не руководству компании, а Комитету по аудиту
  • Комитет по аудиту обязан предварительно одобрить все услуги (аудиторские и не аудиторские) которые предоставляются аудиторской компанией.
  • Аудитор обязан докладывать Комитету по аудиту всю новую информацию:

основные положения бухгалтерского учета, которые будут использоваться при аудите, различные варианты оценки финансовой информации по

  • Ведущий партнер по аудиту и его партнер по подготовке заключения должны для каждой публичной компании заменяться через 5 лет
  • Бухгалтерская фирма не может осуществлять аудит для публичной компании в том случае, если один из ее руководителей (CEO, CFO, главный бухгалтер) работал в фирме и осуществлял аудит компании в течение последнего года

Проблемы

Подтверждение о корректности со стороны менеджмента компании не может быть одномоментным и требует значительных усилий со стороны всей компании, а не только подразделений, отвечающих за подготовку финансовой отчетности.

В целом, не стоит воспринимать SOX, как проект. Это процесс, требующий «приведения в порядок» всех сфер деятельности компании, которые имеют отношение к подготовке финансовой отчетности.

Ссылки

  • Текст Закона Сарбейнза-Оксли (англ.)

Wikimedia Foundation. 2010.

Российский Кодекс корпоративного поведения

Работа над российским Кодексом корпоративного поведения началась в конце 90-х гг. XX в. Отношение к его принятию было и остается различным.

По мнению одних, российские акционерные общества не доросли до такого акта и их деятельность необходимо регулировать только законодательством.

По мнению других, принятие кодекса отвечает общим мировым тенденциям в развитии корпоративного регулирования, но кодекс должен прижиться в российской корпоративной культуре, в какой-то мере изменить менталитет российских хозяйствующих субъектов*(71).

Отношение самих корпораций к принятию Кодекса корпоративного поведения также было неоднозначным. Так, по данным проведенного в 2001 г.

социологического опроса, на вопрос «Нужен ли вашей компании Кодекс корпоративного поведения?» 47% респондентов ответили, что нужен в качестве рекомендации; 30% — в качестве отдельного закона; 20% — в качестве подзаконного акта; и только 3% компаний кодекс не нужен*(72).

Российский Кодекс корпоративного поведения подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой «Кудер Бразерс», одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

Российский Кодекс корпоративного поведения не является нормативным правовым актом и имеет рекомендательный характер. Высказываются и иные мнения на этот счет. Так, Н.Н. Пахомова считает Кодекс корпоративного поведения подзаконным нормативным актом*(73). По мнению В.Н. Барабанщикова, кодекс фактически выполняет функцию модельного правового акта*(74).

Кодекс корпоративного поведения представляет собой свод принципов «наилучшей практики», которым корпорации могут следовать в добровольном порядке.

Кодекс является своего рода ориентиром для корпораций в установлении своей системы управления, в организации взаимоотношений между акционерами и менеджментом, в разрешении внутрикорпоративных конфликтов.

Цель такого стандарта поведения корпорации — баланс интересов участников корпорации, самой корпорации и остальных заинтересованных лиц (наемных работников, партнеров и др.).

Нельзя сказать, что Кодекс корпоративного поведения содержит конкретные, формализованные правила поведения. Это в большей степени документ, содержащий рекомендации морально-этического характера, стандарт для оценки поведения корпорации с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости.

  • Применение обществом Кодекса корпоративного поведения как акта рекомендательного является добровольным: его исполнение не обеспечивается нормами государственного принуждения, следовательно, начинают действовать другие механизмы, заставляющие общество следовать его предписаниям*(75).
  • В распоряжении ФКЦБ РФ «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» предусмотрено следующее: рекомендовать организаторам торговли на рынке ценных бумаг (прежде всего фондовым биржам) предусматривать в правилах допуска ценных бумаг к обращению и исключения ценных бумаг из обращения через организатора торговли на рынке ценных бумаг в качестве одного из условий включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы организатора торговли на рынке ценных бумаг представление эмитентами ценных бумаг организатору торговли информации о следовании положениям Кодекса корпоративного поведения.
  • Иными словами, если корпорация хочет быть привлекательной для инвесторов, иметь котирующиеся на рынке ценных бумаг акции, желает минимизировать внутрикорпоративные конфликты, она должна будет следовать рекомендациям Кодекса корпоративного поведения.
  • Подтверждением приверженности корпорации рекомендациям кодекса должно стать внесение поправок, основанных на этих рекомендациях, в уставы и иные внутренние документы акционерных обществ, а также принятие собственных кодексов корпоративного поведения, основанных на рекомендациях Кодекса корпоративного поведения*(76).

Как соотносятся устав АО и кодекс корпоративного поведения АО? Устав АО — внутренний локальный нормативный акт, принимаемый в силу требований закона и содержащий сведения, либо прямо предусмотренные законом, либо не противоречащие законам.

Кодекс корпоративного поведения АО — акт, принятый в АО на основании рекомендованного Кодекса корпоративного поведения и содержащий правила поведения, не являющиеся правовыми нормами, но добровольно исполняемые корпорацией и не обеспечиваемые государственным принуждением.

Кодекс корпоративного поведения содержит рекомендательные положения для включения их во внутренние документы корпорации, в том числе и в устав, а также предлагает перечень и виды самих внутренних документов. Дело корпорации — следовать или не следовать данным рекомендациям. Следует согласиться с Д.В.

Гололобовым, который полагает, «что наиболее взвешенной представляется позиция ряда крупных эмитентов, считающих, что частичное и постепенное внедрение рекомендаций Кодекса будет являться именно тем, в чем нуждается существующая практика корпоративного поведения.

Организация-эмитент без какого-либо давления и угроз применения каких-либо санкций должна самостоятельно и добровольно решать, когда и в каких объемах она будет применять положения Кодекса.

При этом, однако, следует учитывать наличие непрекращающихся попыток ФКЦБ сделать Кодекс корпоративного поведения условно-принудительным документом, например, путем вынуждения фондовых бирж к обязательному внесению требования о соблюдении Кодекса в условиях листинга»*(77).

Что будет, если корпорация не следует положениям Кодекса корпоративного поведения? Ведь никаких мер государственного принуждения в этом случае не предусмотрено. Но последствия для корпорации могут быть более суровыми, чем при нарушении нормы законодательства: такой корпорации будет все сложнее и сложнее привлечь серьезных инвесторов и она потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Таким образом, с одной стороны, Кодекс корпоративного поведения как акт рекомендательный включает морально-этические нормы, принципы поведения корпорации, которые могут быть включены во внутренние локальные нормативные акты корпорации.

Корпорация, осознающая свою социальную ответственность перед обществом, свое место в системе общественных отношений, дорожащая своей деловой репутацией, понимает, что это зависит от того, насколько она прозрачна и открыта для заинтересованных лиц, в том числе и для инвесторов, в какой степени она разумно, добросовестно, открыто строит свои отношения с акционерами.

В течение 1998-2002 гг. крупнейшие российские компании приняли свои кодексы корпоративного поведения. Так, ОАО «Сибнефть» в 1998 г. приняло Устав корпоративного поведения, ОАО «Ленэнерго» — Меморандум корпоративного поведения. Кодексы были приняты ОАО «НК «ЮКОС», РАО «ЕЭС России», ОАО «ММК», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Татнефть», ОАО «Норильский никель»*(78).

Однако их мало принять только формально, им необходимо следовать в практической деятельности.

Поэтому, с другой стороны, некоторые рекомендации Кодекса корпоративного поведения целесообразно закрепить в законодательстве. Тогда принцип поведения, моральная норма, содержащаяся в кодексе, становится правовой нормой, формально-определенной, обеспечиваемой государственным принуждением, выраженной в том или ином нормативном правовом акте.