Льготные условия

Критерии сетевой организации

На этой неделе Минэнерго планирует внести в правительство законопроект о создании в регионах системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО).

Это откроет дорогу к консолидации электросетей в регионах.

О том, вырастут ли в результате тарифы на электроэнергию, а также будут ли активы мелких частных ТСО забираться бесплатно, рассказал “Ъ” заместитель министра энергетики Евгений Грабчак.

— Когда в регионах появятся системообразующие ТСО?

— Мы надеемся, что ТСО в таком статусе заработают начиная со следующего периода регулирования.

Рассчитываем, что Госдума примет поправки к 35-ФЗ «Об электроэнергетике» весной 2022 года, а все подзаконные акты по критериям ТСО будут опубликованы до 1 октября 2022 года — в таком случае объекты электросетевого хозяйства (ЭСХ) ряда мелких сетевых компаний, которым не будет установлен тариф на 2023 год, перейдут под эксплуатацию опорной ТСО.

— По каким критериям будут отбираться системообразующие ТСО?

— Критерии разрабатываются. Будут учитываться крупность, доля необходимой валовой выручки (НВВ) компании в регионе, достаточность собственного персонала, спецтехники, аварийного запаса, время ликвидации нарушений энергоснабжения, инвестиции в реновацию распредсети и так далее.

Организация должна продемонстрировать свою способность устойчивого функционирования и обеспечения надежного энергоснабжения конечных потребителей. Наличие инвестпрограммы также должно быть обязательным критерием. До конца первого квартала 2022 года планируем доработать проект постановления о критериях опорной ТСО.

По нашим планам, постановление также будет опубликовано до октября следующего года.

  • — Сколько опорных ТСО будет в регионе?
  • — Целевая модель — одна системообразующая ТСО в регионе.
  • — Как будет работать механизм передачи мелких сетей в системообразующую ТСО?

— Опорная ТСО будет обязана заключить договоры пользования с отлагательными условиями с теми ТСО, которым на следующий период регулирования не будет установлен тариф.

Если ТСО не успела самостоятельно передать имущество в другую компанию до начала очередного периода регулирования, на который ей не установлен тариф, то договор вступит в силу автоматически с 1 января этого периода и опорная ТСО начнет эксплуатировать объекты ЭСХ.

По сути, создается инструмент, похожий на механизм гарантирующего поставщика (ГП). У такой ТСО будут специальные права и специальные обязанности.

Например, в случае нарушения электроснабжения в регионе опорная сетевая компания по решению регионального штаба гарантированно восстановит электроснабжение потребителей независимо от того, к каким сетям такие потребители подключены.

Также системообразующая ТСО обязана подбирать все бесхозные сети в регионе, но затем она имеет право компенсировать затраты через тариф в следующем периоде регулирования.

— Опорная ТСО при консолидации мелкой компании или бесхозных сетей сможет поднимать свой тариф выше инфляции?

— У региона уже есть право с учетом состояния инфраструктуры энергетики и ЖКХ обоснованно поднимать тариф выше предельного уровня инфляции. Это позволяет снизить изношенность сетей, увеличить полезный отпуск электроэнергии, повысить надежность энергоснабжения конечных потребителей. Если регион нуждается в развитии инфраструктуры и экономики, такой шаг целесообразен.

— Насколько увеличатся тарифы в результате консолидации сетей?

— Рост тарифов на передачу электроэнергии не является прямым эффектом от консолидации. Напомню, что тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и ограничены уровнем инфляции. Консолидация может привести к перераспределению тарифа в рамках котла (формируется в регионе из тарифов всех сетевых организаций.— “Ъ”).

Затраты крупной компании в расчете на условную единицу априори должны быть ниже из-за эффекта масштаба. Когда мы вливаем тариф мелкой компании в системообразующую ТСО, то должна возникнуть экономия. Эту экономию можно направить на реконструкцию сетей. Конечно, на тариф могут оказать влияние бесхозные сети, которые вообще не тарифицируются.

Но бесхозных сетей, по нашим оценкам, не так много, и влияние будет незначительным.

— Статус системообразующих ТСО в основном получат дочерние компании «Россетей»?

— Мониторинг показывает, что статус могут получить крупные региональные компании. Среди них не только дочерние компании «Россетей», но и «РусГидро» на Дальнем Востоке, АО «Сетевая компания» в Татарстане, Иркутская электросетевая компания и так далее. Как правило, у крупных организаций на порядок выше состояние сетей и готовность реагирования на нештатные ситуации.

В последнее время энергетики много средств вкладывали в основном в опорную сеть напряжением 35 кВ и выше, слишком мало внимания уделялось распределительной сети, она в неудовлетворительном состоянии.

«Россети» и другие крупные компании уже вовлечены в эту работу, поэтому они более подготовлены.

Кроме того, мелкие частные компании не могут привлекать бюджетные инвестиции: у них нет никакой ответственности.

Повторюсь, из-за действий недобросовестных собственников сетей страдает не только население, но и экономика регионов. Такая ситуация наблюдается во многих регионах страны.

Например, огромные проблемы с компанией «Дагэнержи» в Махачкале: буквально месяц назад топ-менеджера компании арестовали за очередные махинации со сбором денег. В Дагестане постоянно наблюдаются отключения, много бесхозных сетей и самовольных подключений.

В Приморском крае сегодня работают 32 ТСО, но после ледяного дождя в прошлом году первыми восстановили работу сети Дальневосточной распределительной сетевой компании (входит в «РусГидро»), а потом еще помогали остальным ТСО в регионе.

Похожие ситуации в Новгородской, Псковской, Вологодской областях, республиках Северного Кавказа, Чувашии. Но важно понимать, что уже сами регионы обращаются с просьбой о содействии в реализации консолидации. Изменения запущены.

— Системообразующие ТСО будут получать активы мелких ТСО бесплатно?

— Мы точно против деприватизации. Никто не запрещает компании после лишения статуса ТСО сохранить право собственности над объектами. Должна быть обеспечена непрерывность энергоснабжения потребителей. Собственник может передать имущество в аренду, либо он может продать имущество или подарить.

Нет необходимости вмешиваться в гражданско-правовые отношения.

Предусматривается возможность собственника передать свои объекты ЭСХ в эксплуатацию опорной ТСО, в случае если он не успеет самостоятельно продать или сдать в аренду до начала очередного периода тарифного регулирования свои объекты, а опорная ТСО получит право эксплуатации и право получения тарифа на содержание этих объектов.

Сейчас много мелких региональных сетевых компаний пользуются пробелами регулирования: региональные органы власти не всегда следят за инвестиционными программами и эффективностью сетей из-за нехватки сил и средств. Кроме того, до недавнего времени не было четких механизмов ликвидации неэффективных ТСО. Мы вводим эти механизмы.

— Минэнерго уже внесло в правительство проект постановления о новых критериях для малых ТСО?

— Да. Во-первых, речь идет о лишении статуса ТСО компаний, которые владеют сетями только на праве аренды. Сейчас любое юрлицо может взять в аренду сети у муниципалитета, но в такой ситуации имущество редко эксплуатируют добросовестно. Теперь ТСО будет обязана являться владельцем оборудования.

Читайте также:  Предоставление информации участникам хозяйственных обществ

По нашим оценкам, этому критерию не соответствуют около 15% малых ТСО, это порядка 240 компаний. Во-вторых, заработают физические критерии по общей мощности подстанций и протяженности сетей. С 2023 года ТСО должны иметь минимум 20 км сетей и 15 МВА по мощности.

Постепенно к 2026 году параметры вырастут до 300 км и 150 МВА.

— Малые ТСО считают, что 90% компаний не пройдут по критериям в 300 км и 150 МВА. Вы согласны с такими оценками?

— Большое количество ТСО не смогут соответствовать этим значениям, по нашим оценкам, около 70–75%. Параметры в 300 км и 150 МВА может иметь ТСО, которая обслуживает средний город уровня районного центра. Это примерно 250–300 ТСО. Но эти параметры технически и экономически обоснованы.

При таких объемах компании, как правило, достаточно тарифа для содержания минимального объема оборудования, персонала, ремонтной техники для управления сетью в круглосуточном режиме. На таких объемах можно достичь окупаемости и экономической эффективности. Но мы будем двигаться постепенно.

— Есть малые ТСО, которые более экономически эффективны по сравнению с крупными компаниями. Но по формальным критериям они уйдут с рынка. Вы считаете, это справедливо?

— Сетевая деятельность — технологически сложная, связанная с обеспечением жизнедеятельности людей и экономики. Основания пойти на такие решения и установить единые параметры для всех есть. У нас более 1,5 тыс.

ТСО, и изучить досконально их деятельность со стороны федерального центра не представляется возможным. Да, всегда есть тот, кто может показать более эффективное отношение к сетевому хозяйству.

Наша цель взять лучшие практики и распространить на крупные ТСО.

— Какие еще требования появятся к ТСО?

— ТСО, владеющие только распредсетью, будут проходить оценку готовности к осенне-зимнему периоду (ОЗП). Методика оценки и расчета индекса надежного функционирования активно обсуждалась в отрасли.

Прототипом была методика оценки готовности крупных сетей, которая применяется уже пять лет и позволяет выявлять риски.

Компании будут отчитываться по группе параметров: например, ремонтная программа в денежном и физическом объемах, эффективность ремонтов, статистика аварийности и срок устранения нарушений и так далее.Мониторинг будет проходить каждый месяц.

Если компания не выполняет все требования по методике три года подряд и имеет высокие риски нарушения надежного функционирования, то регион имеет право лишить такую компанию тарифа. Отмечу, что методика живая, мы готовы вносить в нее изменения, чтобы обеспечить точность методологии.

— Сейчас в России 1,5 тыс. ТСО. Есть ли целевой показатель, сколько в итоге должно остаться?

— Цели нет. По нашим оценкам, около 25–30% компаний, работающих сегодня, в 2026 году будут соответствовать всем вводимым критериям. Но допускаем, что отдельные ТСО смогут изучить критерии, усовершенствовать свою работу и выполнить все требования.

— Почему нельзя использовать экономические стимулы? Например, применить методику регулирования тарифов по эталонам, которая почему-то буксует.

— Мы поддерживаем переход на эталоны. Но это очень сложно реализовать. Надо собрать огромную статистику по регионам. Придется создать второй ФЦЦС, который будет разбираться в расценках и адаптировать их по каждому региону.

Конечно же, нужно заняться бенчмаркингом и посмотреть расходы на одну условную единицу в целом по стране и разобраться в этом. Мы смотрели только на параметр крупности: более крупные ТСО имеют меньшие расходы на условную единицу.

Но надо учитывать и другие факторы: топологию текущей сети, регион, местность, погодные условия и так далее.

— А введение финансовой ответственности для ТСО за неисполнение требований могло бы стать альтернативой формальных критериев?

— Конечно, могло бы. И такие критерии уже существуют, например, показатели средней продолжительности прекращений электроснабжения и средняя частота повторений таких прекращений.

Но с 2018 года практически ни разу ни один регулятор не применил штрафы к НВВ в отношении ТСО по таким критериям.

Эту методику мы тоже сейчас совершенствуем, но пока формируем культуру финансовой ответственности среди ТСО, страдают потребители и движения к повышению надежности их энергоснабжения не происходит.

Подчеркну, что мы изначально предлагали уйти от обязательных требований и ввести финансовую ответственность. Например, на рынке электроэнергии и мощности есть штрафы, которые хорошо работают.

Мы разрабатывали методологию, хотели вводить материальную ответственность, в том числе за неисполнение обязательных требований в сетевом секторе. Активно консультировались с энергетиками: выяснилось, что пока отрасль не готова.

Пришло много негативных откликов, много опасений и от крупных, и от мелких игроков. Решили пока повременить, хотя мысль правильная, вернемся к этому.

Интервью взяла Полина Смертина

Надежность энергоснабжения во всех регионах России должны обеспечить системообразующие ТСО — Российская газета

Идея создания системообразующих ТСО появилась не случайно. Сегодня в нашей стране работают около 1,3 тысячи территориальных сетевых организаций. И 40 процентов из них, по информации Минэнерго России, не соответствуют требованиям надежности.

https://www.youtube.com/watch?v=N4iwRyVhXTg\u0026pp=ygU20JrRgNC40YLQtdGA0LjQuCDRgdC10YLQtdCy0L7QuSDQvtGA0LPQsNC90LjQt9Cw0YbQuNC4

У многих ТСО изношены электрические сети, нет аварийных запасов, а ремонты не проводятся в должном объеме. И в довершение всего отсутствуют программы модернизации, которые могли бы исправить имеющиеся недостатки.

При этом такие ТСО наравне с другими сетевыми компаниями получают через тариф деньги из общего котла, распределяющего финансовую нагрузку на всех потребителей.

Понятно, что подобная ситуация не может устраивать ни региональные, ни федеральные власти.

«Принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей было ошибкой.

Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности», — заявил на заседании думского Комитета по энергетике, где рассматривался вопрос о системообразующих ТСО, его глава Павел Завальный.

Курс на консолидацию

Решить существующую проблему должна консолидация сетей. Такая мера предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса РФ. Процесс уже идет, ведь ранее в стране насчитывалось три тысячи ТСО, и их число сократилось более чем вдвое. Этому способствовали установленные для ТСО критерии по количеству персонала, наличию оборудования, возможности быстрого устранения аварий и т. д.

В прошлом году правительство утвердило дополнительные критерии для ТСО по протяженности линий электропередачи и мощности центров питания.

С 2023-го территориальная сетевая организация должна иметь не менее 20 километров электросетей и оборудование как минимум на 15 МВА.

В 2024-м этот порог поднимется до 50 километров и 30 МВА, а в 2025-м — до 300 километров и 150 МВА. Если компания не соответствует критериям, она прекращает работу в статусе ТСО.

В Минэнерго России рассчитывают, что к 2025 году в каждом регионе будут функционировать от трех до пяти крупных ТСО, которые будут обеспечивать качественную работу электросетевого комплекса.

Читайте также:  Сзв-К переименование организации

«Должны остаться организации, имеющие активы, сотрудников, то есть те, кто может реально функционировать как электросетевая компания, а не просто называться такой и получать деньги с тарифов для потребителей. И все вводимые критерии именно под это и настроены», — отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Единый центр ответственности

Уход не соответствующих критериям компаний не должен сказаться на потребителях. Эксплуатация сетей должна продолжаться в любом случае, и эту задачу предполагается возложить на системообразующие ТСО, создание которых предусматривает разработанный Минэнерго России проект поправок в закон «Об электроэнергетике». Сейчас он проходит финальный этап согласований.

За системообразующими ТСО также закрепляется эксплуатация бесхозяйных объектов электросетей (в России таких несколько десятков тысяч) и обязанность ликвидировать последствия аварий на объектах других собственников по решению регионального штаба. Фактически речь идет о том, что в каждом регионе появится единый центр ответственности за надежное энергоснабжение.

Это узаконит ситуацию, которая в реальности уже существует в различных регионах. Крупные сетевые компании и сегодня вынуждены устранять аварии в сетях «смежников». Например, только за последние три месяца энергетики «Россетей» участвовали в подобных работах в Тюменской, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае.

Крупные компании в настоящее время вынуждены устранять аварии в сетях «смежников»

Вот как это происходит — в Свердловской области до недавнего времени работала ТСО «Модуль», которая эксплуатировала сети преимущественно СНТ и коттеджных поселков вокруг Екатеринбурга.

Ее сетевое хозяйство обеспечивало электроснабжение жилого фонда, социальной сферы и даже предприятий. Сейчас суд признал эту ТСО банкротом, из нее уволился весь персонал.

Устранять аварии в ее сетях теперь должны сотрудники крупнейшей электросетевой компании региона — «Россети Урал».

Когда какое-то из звеньев единой системы выходит из строя, — страдают все.

Как рассказали в работающем в Татарстане АО «Сетевая компания», в 2022 году было зафиксировано 63 случая аварийного отключения, связанных с повреждением или отключением оборудования смежных сетевых организаций.

Каждый раз из-за этого без электричества на какое-то время оставались потребители, подключенные к сетям компании. В 17 случаях отключения коснулись одной тысячи человек и более.

https://www.youtube.com/watch?v=N4iwRyVhXTg\u0026t=79s

Компания «РусГидро», управляющая сетевыми активами в Дальневосточном федеральном округе, также участвует в устранении аварий в сетях сторонних ТСО. В Приморском крае ледяной дождь в ноябре 2020 года привел к большим разрушениям электросетевых объектов.

«Дальневосточная распределительная сетевая компания» (входит в «РусГидро») первая восстановила работу своей сети, а потом помогала остальным ТСО, ряд из которых практически не вели ремонтные работы из-за отсутствия соответствующего персонала или оборудования.

Особенно важна была помощь острову Русский, который несколько дней почти полностью был обесточен, а владельцы сетей на острове не имели ни материалов, ни ремонтного персонала. В итоге работники «ДРСК» возили на лодках свои запасы.

Поэтому неудивительно, что в ряде случаев инициаторами процессов консолидации становятся сами жители регионов.

Например, в Бурятии в преддверии большой реконструкции электросетей в связи с предстоящим переводом частного сектора с печного на электроотопление жители ДНТ и СНТ стали проявлять инициативу по передаче энергообъектов в компанию «Россети Сибирь». За год она приняла в собственность сети десяти дачных поселков, которые входят в состав города Улан-Удэ.

«Надежность электроснабжения конечных потребителей зависит от состояния электросетевого хозяйства на каждом участке от точки присоединения до генерации.

Наличие в «цепочке» бесхозяйных сетей или компаний, не обеспечивающих должную эксплуатацию своих энергообъектов, приводит к снижению общего уровня надежности.

Введение системообразующей ТСО позволит минимизировать риски», — отметил представитель компании «Россети».

Технологии и оборудование

В Минэнерго России видят и другие плюсы нового законопроекта о системообразующих ТСО.

«Создание в каждом регионе единого центра ответственности за надежное энергоснабжение позволит эффективно проводить единую эксплуатационную политику, упростит принятие технических решений, обеспечит единство подходов при новом строительстве, эксплуатации и выводе из нее электросетевых объектов, позволит синхронизировать внедрение отраслевых технологий и оборудования», — отметил заместитель министра энергетики Евгений Грабчак.

Нужно учитывать, что внедрение новых технологий осложняется санкционными ограничениями. И крупным компаниям легче справиться с этой ситуацией, ведь у них уже выстроены отношения с поставщиками, есть квалифицированные специалисты.

«Есть минимальный необходимый набор требований к организации, которые касаются уровня подготовки персонала, скорости выполнения ремонтных работ, состояния оборудования и комплектации ремонтных комплектов, — отметил директор Института электроэнергетики НИУ «МЭИ» Владимир Тульский.

— Последнее в условиях санкционного давления имеет особое значение, так как большинство сетевых организаций сейчас перенастраивают логистические цепочки поставок оборудования и комплектующих для реализации инвестиционных программ и ремонтных кампаний, ищут новых поставщиков.

И чем крупнее компания, тем ей легче соответствовать всем предъявленным требованиям».

Самым большим компаниям в регионе как раз и доверят статус системообразующей ТСО. В феврале министерство энергетики опубликовало критерии определения такой структуры, которые еще предстоит утвердить.

Итак, для получения статуса системообразующей ТСО организация должна в течение пяти лет и более владеть трансформаторными и иными подстанциями, а также линиями электропередачи напряжением 110 кВ и выше, совокупная мощность и протяженность которых превышает показатели других ТСО, работающих в этом субъекте РФ. Кроме того, она не должна проходить через процедуру банкротства или ликвидации.

Элемент надежности

Выиграть от появления системообразующих ТСО должны в первую очередь простые граждане.

«Введение института системообразующей сетевой организации важно для всех потребителей, но прежде всего для населения. Зачастую в случае аварии в сетях мелкой ТСО люди просто не знают куда обращаться, могут ждать помощи долгое время.

Поэтому один из главных эффектов инициативы — снижение социальных рисков из-за проблем в энергетике», — отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

Сегодня от действий недобросовестных собственников электросетей уже страдает и население, и экономика многих регионов. А, учитывая износ распределительных сетей, проблемы с надежностью энергоснабжения могут расти и дальше.

Отсюда и вытекает необходимость принятия нового законопроекта, чтобы всегда был тот, кто станет ликвидировать последствия аварий природного и техногенного характера.

И, конечно, это повысит надежность Единой энергетической системы России в целом.

Читайте также:  Правоспособность юридического лица

«Мы помним пример ледяного дождя в Москве и Подмосковье. Тогда в области была лишь одна компания, которая устраняла его последствия и за себя, и за соседей, потому что только она имела возможность это делать, — напомнил Сергей Пикин.

— Системообразующие компании, как следует из названия, нужны, чтобы держать всю систему. Они не подменяют собой все сетевые компании региона, а создают элемент надежности.

В случае нештатной ситуации, потери активов, ухода собственников или если какая-то компания не соответствует принятым критериям, ответственность за энергоснабжение потребителей возьмет на себя системообразующая ТСО».

В тему

https://www.youtube.com/watch?v=N4iwRyVhXTg\u0026pp=YAHIAQE%3D

Практика централизованной ответственности за электроснабжение на уровне регионов распространена и за рубежом. Например, каждый штат и федеральную территорию Австралии обслуживает не более пяти ТСО с закрепленными зонами ответственности.

А в Китае деятельность по передаче и распределению электроэнергии осуществляется всего двумя организациями: северные и центральные регионы страны (88 процентов всей площади) обслуживает Государственная электросетевая корпорация Китая, а остальные — Китайская южная электросетевая компания.

Комитет по энергетике обсудил поправки об ускорении консолидации электросетевого комплекса и о введении института системообразующих ТСО в регионах

  • Открывая дискуссию, Председатель Комитета Павел Завальный заявил, что считает принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей ошибкой. 
  • «Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности энергообеспечения», — отметил он.
  • По его словам, значительная раздробленность электросетевого комплекса создает риски значительных потерь в сетях, снижения надежности и качества услуг, ограничивает возможности модернизации электросетевого комплекса. 

«Вся электроэнергетика — от генерации энергии до поставки ее конечному потребителю — должна работать с высокой эффективностью и надежностью, каждое звено должно быть модернизировано по современным стандартам. Очевидно, что это смогут обеспечить далеко не все ТСО, а некоторые, нацеленные исключительно на получение прибыли в короткий промежуток времени, и не захотят», — считает Павел Завальный. 

  1. Поэтому, по его словам, хорошим решением может стать создание единых центров ответственности в сфере энергоснабжения потребителей на уровне регионов. 
  2. «Но это не должна быть консолидация ради консолидации, и во главу угла должны быть поставлены не размеры и количественные критерии, а качество, эффективность и надежность работы ТСО», — заключил Председатель Комитета.
  3. Заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак сообщил, что в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса РФ в нашей стране идет консолидация отрасли: были введены критерии соответствия по числу сотрудников, определенного оборудования, возможностям быстрого устранения аварий и так далее, что позволило начать поэтапное сокращение количества ТСО. 

«Их количество уже снизилось с 3000 до 1683, а к 2025 году должно достичь 300–400 организаций. Однако сегодня процесс консолидации замедлился.

При этом по оценкам Министерства лишь 19 % существующих ТСО — 322 компании — имеют низкий уровень рисков, достаточные инвестиционные программы и ведут активную модернизацию.

Из‑за этого в целом по сетевому комплексу вновь отмечены рост аварийности, процента износа сетей, снижение надежности», — уточнил Евгений Грабчак. 

Он добавил, что на текущем этапе развития энергосистемы становится актуальным внесение изменений в действующее законодательство об электроэнергетике, создание единых центров ответственности в регионах. Речь идет о введении статуса системообразующих ТСО (СТСО) в каждом регионе, отметил заместитель Министра. 

«Разрабатывается система критериев и методик, по которым регионы смогут решать, какая именно организация должна получить этот статус и нести полную ответственность за электроснабжение, эксплуатировать бесхозяйные сети, устранять аварии, «подхватывать» в эксплуатацию сети, которые лишаются собственников в связи с консолидацией, и так далее», — добавил Евгений Грабчак. 

Помимо этого он сообщил, что идет работа над соответствующим проектом федерального закона: предполагаемые нормы обсуждались с отраслевым сообществом, была высказана критика со стороны участников рынка, после чего законопроект был доработан и сейчас находится на согласовании в Правительстве. Он может быть внесен в Государственную Думу осенью этого года, заключил Евгений Грабчак. 

Первый заместитель Председателя Комитета по энергетике Валерий Селезнев, возглавляющий секцию экспертного совета по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей ТЭК и обеспечения конкурентного ценообразования на энергоресурсы, высказал позицию отраслевого сообщества, сформулированную по итогам обсуждения на секции. 

«Представители ТСО выступают против предлагаемого подхода и считают, что предлагаемое укрупнение носит сугубо административный характер, приведет к уходу из отрасли 70 % компаний, росту тарифной нагрузки, не поможет в повышении эффективности работы электросетевого комплекса», — сообщил Валерий Селезнев. 

Кроме того, по мнению участников рынка, разработчики законопроекта недостаточно просчитали социально-экономические последствия укрупнения. Меры административного стимулирования электросетевого комплекса исчерпаны, и необходимо работать над экономическими стимулами, а не укрупнять ТСО, добавил депутат.

Категорически не поддерживает ускорение консолидации электросетевого комплекса и введение института системообразующих ТСО в регионах Председатель Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг. Он уверен, что принудительная консолидация не сработает — более того, приведет к снижению конкуренции и эффективности работы ТСО. 

Павел Завальный предложил дождаться внесения окончательной версии законопроекта в Государственную Думу, с тем чтобы провести его подробное обсуждение на круглых столах до первого чтения.

Утверждены критерии сетевых организаций в тепло- и водоснабжении

Правительство РФ определило критерии отнесения владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, а собственников водопроводных и канализационных сетей — к транзитным, сообщает пресс-служба кабмина.

«Правительство определило критерии отнесения владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, а также собственников водопроводных и канализационных сетей — к транзитным организациям.

Принятое решение будет способствовать повышению качества предоставляемых потребителям услуг», — говорится в сообщении.

Уточняется, что в числе критериев обозначены минимальный срок владения сетями, технические показатели сетей, показатели деятельности самих организаций. Их применение позволит исключить с рынка недобросовестные компании.

Постановления правительства разработаны Минстроем для реализации норм закона, который был принят в апреле 2020 года.

Сейчас сетевыми и транзитными организациями в сфере тепло- и водоснабжения являются организации, владеющие тепловыми, водопроводными и канализационными сетями.

Но они не всегда могут поддерживать эту инфраструктуру в надлежащем состоянии, а постоянное недофинансирование ремонта и замены сетей приводит к многочисленным авариям и ухудшению качества услуг, сообщает пресс-служба правительства.

В пресс-службе Минстроя России рассказали, что проекты данных нормативно-правовых актов разрабатывались более двух лет с широким обсуждением на разных площадках и с привлечением представителей экспертного сообщества. В ходе их доработки были достигнуты компромиссные решения, в частности о введении длительного переходного периода, который позволит компаниям, не соответствующим критериям, адаптироваться к новому регулированию.

«Введение критериев направлено на повышение надежности и качества снабжения граждан и организаций водой, услугами по водоотведению, а также тепловой энергией, снижение аварийности в сетях теплоснабжения и водоснабжения, на своевременное выполнение ремонтных и инвестиционных программ, на подготовку тепловых сетей к началу отопительного периода», — отмечают в Минстрое. Консолидация сетевых активов с учётом принятых критериев направлена на обновление и модернизацию сетевой инфраструктуры в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, а также на сдерживание роста тарифов на воду и водоотведение, тепловую энергию.

Критерии сетевых и транзитных организаций в сфере тепло- и водоснабжения вводятся в действие с 1 сентября 2022 года.