Льготные условия

Кто имеет право продавать электроэнергию

Взаимоотношения субъектов розничных рынков регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

  • К субъектам розничных рынков относятся:
  • 1. Потребители
  • 2. Исполнители коммунальной услуги
  • 3. Поставщики электрической энергии (мощности) – энергосбытовые, энергоснабжающие организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках
  • 4. Субъекты, обеспечивающие технологическую инфраструктуру розничных рынков – сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на розничных рынках
  • Ключевая роль в существующей модели розничных рынков принадлежит гарантирующим поставщикам, призванным обеспечить надежное электроснабжение потребителей.

Гарантирующий поставщик – это коммерческая организация, обязанная заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) с любым обратившимся к ней потребителем либо с покупателем, действующим от имени и в интересах потребителя, а также обязанная принять на обслуживание потребителей без их обращения в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков. Каждый гарантирующий поставщик действует в таком качестве в рамках своей зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

  1. Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора с потребителем (покупателем) только в следующих случаях:
  2. 1. Отсутствие технологического присоединения в установленном порядке
  3. 2. Нахождение энергопринимающего устройства потребителя вне зоны деятельности гарантирующего поставщика

Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности – передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством, что подразумевает не только установление тарифов на услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках осуществляется системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим ЕЭС России.

Схема взаимоотношений субъектов розничных рынков:

Кто имеет право продавать электроэнергию Кто имеет право продавать электроэнергию

  • ТСО – территориальная сетевая организация
  • ГП – гарантирующий поставщик
  • ЭСК – энергосбытовая компания
  • ФСК – ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»)
  • д-р на передачу э/э  — договор на оказание услуг по передаче электрической энергии
  • компенсация потерь  — договор купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях
  • Формирование цен и тарифов на розничных рынках в ценовых зонах оптового рынка

На розничных рынках электроэнергии поставка электроэнергии (мощности) населению и приравненных к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Продажа остальных объемов электроэнергии (мощности) на территориях субъектов РФ, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.

Кто имеет право продавать электроэнергию

  1. ПУНЦ – предельный уровень нерегулируемых цен, в рамках которого формируется нерегулируемая цена для конечного потребителя (покупателя)
  2. Нерегулируемые цены ОРЭМ – составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитываемые коммерческим оператором оптового рынка для каждого гарантирующего поставщика – участника ОРЭМ (цены на электрическую энергию, мощность или электрическую энергию с учётом мощности)
  3. Тариф на услуги по передаче э/э – установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов тариф на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям, дифференцированный по уровням напряжения.
  4. Плата за иные услуги – плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
  5. Ценовые категории, по которым рассчитываются предельные уровни нерегулируемых цен

Кто имеет право продавать электроэнергию

  • Нерегулируемая цена ОРЭМ – рассчитываемые коммерческим оператором оптового рынка составляющие предельных уровней нерегулируемых цен
  • Планирование – наличие в договоре условия о почасовом планировании потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном пунктом 44 Основных положений функционирования розничных рынков
  • Выбор ценовой категории

Кто имеет право продавать электроэнергию

*прибор учёта по зонам суток

Организация, являющаяся собственником бизнес-центра, планирует создать розничную энергосбытовую организацию, заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (Орловская область) в целях перепродажи электроэнергии собственникам и арендаторам п

Кто имеет право продавать электроэнергию

В соответствии с абзацем шестнадцатым ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон N 35-ФЗ) энергосбытовыми организациями признаются организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность.

В свою очередь, энергосбытовой деятельностью является деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует (абзац сорок седьмой ст. 3 Закона N 35-ФЗ).

Законодательством в сфере электроэнергетики установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам на совмещение в границах одной ценовой зоны оптового рынка деятельности по передаче электрической энергии (далее также — электроэнергия) и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электроэнергии (часть седьмая ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее — Закон N 36-ФЗ).

Вместе с тем закон не предусматривает, что энергосбытовые организации вправе осуществлять исключительно энергосбытовую деятельность.

Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемом случае организация не лишена возможности совмещать деятельность по купле-продаже электроэнергии с деятельностью по управлению недвижимым имуществом, сдаче в аренду помещений и любой иной деятельностью, за исключением подпадающей под запрет, который установлен ст. 6 Закона N 36-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ определено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электроэнергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с указанным федеральным законом.

Перечень цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), которые подлежат государственному регулированию на розничных рынках электроэнергии, установлен п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ, а также подп. 2 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, далее — Основы ценообразования).

В этот перечень входят, помимо прочего, цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (за исключением электроэнергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей); предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка.

Орловская область включена в Перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности (приложение N 1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172). Из вопроса следует, что электроэнергия будет поставляться не населению или приравненным к нему категориям потребителей, а лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность с использованием помещений бизнес-центра.

Фас россии

Является ли правомерной ситуация, при которой организация-потребитель, заключившая договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, сбытовой организацией, перепродает электроэнергию с 35-ю процентной надбавкой лицам, имеющим присоединение к его сетям?

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии, являются Основные положения розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012.

Из совокупного анализа положений п.

6, 27 Основных положений следует, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). При этом, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Читайте также:  Возобновление подачи электроэнергии

Из пункта 5 Основных положений следует, что электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке: электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями — по свободным нерегулируемым ценам.

Согласно ст. 545 Гражданского кодекса РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Следовательно, в случае если в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенном между гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) с основным абонентом присутствуют сведения о поставке электроэнергии иным лицам, имеющим присоединение к сетям основного абонента (субабоненты), то есть в объемах электроэнергии основного абонента учитываются объемы потребления третьих лиц, то электроэнергия реализуется третьим лицам по цене, выставленной поставщиком. Основной абонент не вправе устанавливать никаких надбавок.

Одновременно, с учетом положений статьи 210 ГК РФ собственник объектов электросетевого хозяйства, к которому присоединены энергопринимающие устройства третьих лиц, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электрической энергии на объекты иных лиц. Абз. 5 п.

4 Основных положений предусмотрено, что иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Следовательно, организация-потребитель (владелец объектов электросетевого хозяйства), к которым присоединены третьи лица, не вправе взимать плату на содержание объектов электросетевого хозяйства или на компенсацию потерь в них с третьих лиц, присоединенных к его сетям.

Оптовый и розничный рынки электроэнергии

Оптовый рынок электрической энергии и мощности— это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России.

В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.

2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» — саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии— сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация — потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности — это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены  — для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены  — для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий. 

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории — это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии.

Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной.

В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

Ценовые категории дифференцируются:

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Ценовая категория Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке Тариф на передачу Обязанность планирования почасового потребления Необходимый учёт электроэнергии
1 Одноставочная цена одноставочный нет интегральный
2 Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток одноставочный нет зонный или почасовой
3 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час одноставочный нет почасовой
4 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час двухставочный нет почасовой
5 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час одноставочный да почасовой
6 Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час двухставочный да почасовой

Розничный рынок электроэнергии и мощности ???? продажа электрической энергии на розничном и оптовом рынке от производителя, участники рынка

На розничном рынке потребителям поставляется электроэнергия по свободным (нерегулируемым) ценам, приобретённая как на оптовом рынке, так и на розничном рынке у гарантирующих поставщиков или генерирующих компаний.

Многие думают, что торговля электроэнергией — это прерогатива исключительно государства. Но это не верно. Реформа электроэнергетики России, которая официально началась 26-ого апреля 2003 года, положила начало либерализации рынка, и уже начиная с 2011 года большинство покупателей стали приобретать электроэнергию на розничном, а не на оптовом рынке.

Читайте также:  Оперативно-хозяйственная деятельность организаций

Что же такое розничный рынок электроэнергии?

РРЭ — это такой рынок, где продаётся электроэнергия, произведённая независимыми энергокомпаниями либо купленная на оптовом рынке. Иными словами, если представить, что электрическая энергия — товар (а оно так и есть), то РРЭ — это такое место, где происходит его продажа.

Какими правилами регулируется работа розничного рынка?

Сфера деятельности РРЭ строго регламентируется на законодательном уровне. В настоящее время её регулирует Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012. Нормативный документ устанавливает основные принципы ценообразования, договорных отношений, правила работы гарантирующих поставщиков, порядок расчётов, в том числе по нерегулируемым ценам, и т.д.

Как работает розничный рынок?

Как известно, электроэнергию производят электростанции. Они же продают свой товар крупным потребителям на оптовом рынке. Кроме того, торговать электроэнергией вправе и генерирующие компании.

Небольшая часть потребителей оптового рынка закупает мощности для собственных нужд – к примеру, фабрики и заводы. Большинство же покупают мощности на оптовом рынке не для себя, а для последующей реализации электроэнергии на розничном рынке.

На розничном рынке купля-продажа осуществляется по схеме «энергоснабжающая компания – конечные потребители». Участниками РРЭ могут быть:

  • потребители мощностей (население и приравненные к нему лица);
  • предприятия-исполнители услуг ЖКХ;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергоснабжающие и энергосбытовые организации;
  • производители электроэнергии, не имеющие статуса участника оптового рынка;
  • сетевые предприятия;
  • системные операторы.

Особенности энергоснабжения на розничном рынке

Ценообразование на РРЭ строится по регулируемым ценам и свободным, то есть нерегулируемым.

Регулируются тарифы для населения – каждый регион самостоятельно устанавливает цены на электроэнергию посредством принятия законодательных актов.

Продажа по свободным ценам на розничном рынке энергоснабжения осуществляется для юрлиц. Порядок нерегулируемого ценообразования прописан в ПП № 442. Стоимость различается в зависимости от следующих факторов:

  • графика потребления электроэнергии;
  • установленной максимальной мощности;
  • ценовой категории электроснабжения – всего их шесть;
  • тарифов на передачу энергии;
  • уровня тарифного напряжения потребителя;
  • региона и условий договора.

Независимо от того, какой действует тариф, средства за купленную электроэнергию получают 4 главных участника РРЭ. Это производитель мощностей, гарантирующий поставщик, сетевая компания и администратор.

Какова роль участников розничного рынка?

  • ГП (гарантирующий поставщик) – через гарантирующего поставщика потребитель взаимодействует с РРЭ. Его предназначение заключается в том, что такая организация «гарантирует» потребителю продажу электроэнергии и обязана заключать договор на энергоснабжение с каждым покупателем (физлицом или юрлицом). Но функционировать ГП может только в своей зоне ответственности, определяемой государством. Чтобы не потерять позиции монополиста и не обанкротиться, ГП должен вовремя получать деньги за мощности у покупателей и перераспределять их между остальными участниками РРЭ.
  • Сетевая компания – занимается обслуживанием электросетей. Тарифы (одноставочные или двухставочные) за передачу энергии по сетям, за подключение к сетям регулируются государством и устанавливаются на региональном уровне. Первые оптимальны для предприятий с нестабильным режимом работы; вторые – с линейной нагрузкой.
  • Производители электроэнергии – работать на РРЭ могут производители с мощностью менее 25 МВт.

Какие услуги существуют на розничном рынке электроэнергии?

Основная услуга на РРЭ – реализация электроэнергии.

Обычно на РРЭ потребитель покупает электрическую энергию у своего ГП, который определяется по зоне ответственности. Или же договор заключается с независимой сбытовой компанией.

В обязанности поставщика входит:

  • заключение договоров с юр.лицами (бюджетными и не бюджетными) и физ.лицами;
  • определение договорных цен за поставку потребителю электроэнергии;
  • расчёты с сетевыми компаниями.

После заключения договора между ГП и потребителем на повестку дня выходит вопрос о передаче энергии покупателю. Это обязанность сетевой компании. В перечень её услуг входит:

  • технологическое присоединение к электросетям потребителя;
  • передача мощностей потребителю по сетям;
  • ремонт сетей;
  • ТО линий электропередач.

Как происходит ценообразование на розничном рынке?

Розничный рынок электроэнергии отличается тем, что цены для населения регулируются государством, а для юрлиц остаются свободными. Мало кто знает, но расходы на электроэнергию можно снизить за счёт изменения условий заключённого договора.

Как отмечено выше, ценообразование для юрлиц зависит от ряда факторов (мощность, график потребления, уровень напряжения и т.д.). Если поставщик неверно определит эти особенности, стоимость электроэнергии окажется завышенной. За счёт чего? К примеру, за счёт неверной мощности, заниженного уровня напряжения или неоптимальной ценовой категории (по умолчанию).

Чтобы этого избежать, при подписании договора с ГП нужно обращать внимание, а ещё лучше держать на контроле следующие особенности:

  • Размер сбытовой надбавки – утверждается регионами, меняется каждые полгода-год. Показатель зависит от мощности (максимальной) потребителя. Чем она выше, тем сумма надбавки ниже. Всегда сверяйте размер надбавки в счёте с информацией, публикуемой на сайте ГП. Обращайте внимание, чтобы один договор не разбивали на несколько.
  • Уровень напряжения, то есть подключения потребителя к внешней сети – чем выше, тем ниже тариф на электроэнергию. Всего есть 4 уровня. Контролируйте, чтобы уровни в АРБП (акте разграничения балансовой принадлежности) и в договоре совпадали.
  • Ценовая категория – за её выбор отвечает потребитель. Всего есть шесть категорий. Если никакую не выбрать, при заключении договора автоматом ставится первая категория (с мощностью менее 670 кВт) или третья (более 670 кВт).

Эти нюансы могут «в разы» увеличить сумму ваших счетов за электроэнергию. Кроме того, для некоторых крупных потребителей (от 750 кВт) выгоднее может стать переход от ГП к независимой энергосбытовой организации. Цены на мощности у них нередко ниже, чем у гарантирующих поставщиков.

Можно ли купить электроэнергию по выгодным ценам и как?

Для сокращения расходов важно, в первую очередь, решить вопрос ценообразования, что возможно за счёт тщательной проверки и изменения договорных условий, а также благодаря плану мероприятий по экономии электроэнергии.

Наша независимая энергосбытовая компания оказывает услуги поставки электроэнергии на розничном рынке. Мы помогаем приобрести для вас нужный объем мощностей, урегулируем взаимоотношения с сетевой компанией, проверяем определённые поставщиком условия договора.

В результате без дополнительных затрат вы получаете оптимальную ценовую категорию, обеспечивающую минимальную цену на электроэнергию. С нами вы улучшите условия своего электроснабжения и начнёте экономить на годовом потреблении электроэнергии!

Структура формирования цены на рынке электроэнергии

  • Рынок электроэнергии
  • В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.
  • Оптовый рынок электроэнергии и мощности
  • На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.
  • Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые и неценовые зоны.

В ценовых зонах оптового рынка купля — продажа электрической энергии и мощности осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам. Выделяют две ценовые зоны. Это обусловлено особенностями планирования и ведения режима из-за различий состава генерирующего оборудования и существующими сетевыми ограничениями на переток активной мощности из одной ценовой зоны в другую. Первая ценовая зона включает территории Европейской части России и Урала (Центрального, Северо-Западного (за исключением территорий, относящихся к неценовым зонам), Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов), вторая — территорию Сибири (Сибирского федерального округа).

Неценовые зоны (Архангельская область, Калининградская область Республика Коми, регионы Дальнего Востока) – это территории, где по технологическим причинам организация рыночных отношений пока невозможна, и реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам. С 1 января 2019 года Западный и Центральный районы электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) были включены в состав территорий, которые объединены в неценовую зону Дальнего Востока.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Торговля мощностью осуществляется в отдельном секторе оптового рынка – на рынке мощности.

Мощность — особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке на конкурентных условиях электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

  1. Продажа мощности позволяет производителям электроэнергии получать необходимые средства для обеспечения надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и строительства новых объектов генерации, а потребителям электроэнергии – осуществлять перспективное планирование своей инвестиционной, финансовой и производственной деятельности в соответствии с обязательствами поставщиков.
  2. Розничный рынок электроэнергии
  3. На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.
Читайте также:  Отчет о юридических услугах

Гарантирующий поставщик – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

  • Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.
  • На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).
  • Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности.

Она включает в себя федеральные законы, постановления Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:

Получение лицензии на продажу электроэнергии в Москве в 2023 году

Получение лицензии на продажу электроэнергии совсем скоро станет обязательным для большинства участников энергетического рынка. С 1 июля 2020 года торговля киловаттами без официального разрешения запрещена. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом №451-ФЗ от 29.12.17 в Закон «Об электроэнергетике».

Кто должен получать лицензию на продажу электроэнергии?

Лицензия на продажу электроэнергии потребуется продавцам-производителям и перекупщикам мощностей. Потребители электроэнергии, отпускающие покупные ресурсы субабонентам также подпадают под лицензирование, даже если энергосбытовая деятельность является для них не основной, а сопутствующей.

Получить лицензию на продажу электроэнергии – задача не из простых. Прежде чем обратиться в Департамент лицензирования в сфере энергосбыта (новая структура при Минэнерго РФ, которая будет выдавать разрешения), необходимо собрать документы и привести компанию в соответствие целому ряду критериев и нормативов.

Санкции за отсутствие лицензии на продажу электроэнергии

За работу без разрешения компания-нарушитель получит финансовое взыскание от 500 тыс. до 1 млн. рублей, а ее должностные лица будут дисквалифицированы (до 3х лет) или заплатят штраф (200-250 тыс. руб.).

В случае отказа в выдаче лицензии (приеме заявления), соискатель, не прекративший вести энергосбытовую деятельность после установленного срока, будет считаться нарушившим закон и понесет аналогичное наказание.

Некоторые послабления предусмотрены для заявителей, не успевших получить лицензию (но подавших заявку) до первого июля. Получение растянется на два месяца (по закону 45 рабочих дней займут подача документов, проверка, ожидание положительного решения, либо отказа). Разрешение выдается один раз и является бессрочным.

Требования к претенденту на получение лицензии

Для осуществления энергосбытовой деятельности обязательными являются финансовая стабильность, платежеспособность и деловая ответственность соискателя. Требования предъявляются к самой компании и к ее руководству.

К предприятию
К руководителям (директор, члены совета директоров)
Необходимо

    — Наличие регистрации на территории РФ
    — Не нахождение в конкурсе, банкротстве, ликвидации
    — Отсутствие за три года до соискания фактов недобросовестного выполнения предписаний по устранению лицензионных нарушений, вызвавших прекращение действия лицензии

Соответствовать

    — Критериям финансовой устойчивости
    — Требованиям к очному и заочному обслуживанию клиентов
Отсутствие

    — Неснятой судимости за экономические преступления
    — Повторного административного наказания за согласованные деяния, ограничивающие конкуренцию

Подробнее о параметрах финансовой устойчивости и требованиях к обслуживанию потребителей читайте здесь

Документы, необходимые для лицензирования

Потенциальный лицензиат подает заявление в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности.

Помимо этого, необходимы документы, подтверждающие полномочия руководителя, справки о банковских счетах фирмы и выписки по ним, информация о качестве расчетов с контрагентами, бумаги на производственные объекты и недвижимость, сведения о финансовом состоянии и уровне платежной дисциплины. Заверенные оригиналы подаются в бумажном виде с приложением электронных копий.

Получение лицензии на продажу электроэнергии – это не разовое мероприятие, а непрерывная работа. Чтобы сохранить право заниматься энергосбытом, необходимы знания и организационные навыки специалистов (экономистов, инженеров).

Особого внимания потребуют расчеты финансовых показателей, а соблюдение требований очного и заочного обслуживания невозможно без дополнительных затрат.

Насколько готова компания к грядущим переменам, сможет ли она и в дальнейшем соответствовать необходимым требованиям, покажет технологическое обоснование перехода бизнеса на лицензируемый вид деятельности.

Рациональным решением будет поручить эту работу компании, давно и успешно занимающейся вопросами лицензирования.

ИКЦ «ЭКСПЕРТ» обладает штатом компетентных специалистов, которые владеют юридическими тонкостями получения лицензии на энергосбыт. В рамках ведения процедуры по лицензированию наш центр предоставляет следующие услуги:

  • Проводим первичную консультацию и определяем необходимость получения лицензии, требования к деятельности
  • предприятия со стороны лицензирующего органа, этапы процедуры оформления, сроки и стоимость
  • Делаем полный аудит деятельности компании на соответствие требованиям лицензирующего органа
  • Предоставляем ряд рекомендаций по устранению найденных несоответствий лицензионным требованиям
  • Собираем и подготавливаем полный пакет документов для подачи
  • Подаем пакет документов в лицензирующий орган и контактируем с экспертами на случай устранения замечаний, если они имеются
  • Получаем лицензию и доставляем ее клиенту

Кому лицензия не потребуется

Работать без лицензии разрешено предприятиям, которые имеют в собственности (хозяйственном ведении) генерирующее оборудование и оптом, минуя посредников, продают мощности:

  • гарантирующим поставщикам, производителям, организациям энергоснабжения и энергосбыта.
  • сетевым компаниям в целях компенсации ими потерь в сетях при условии, если продавец выдает киловатты на базе возобновляемых источников энергии (солнечные панели, ветряки, гидрогенераторы) или торфа;

Также не относятся к разрешительной деятельности:

  • услуги по зарядке аккумуляторных батарей (включая транспорт на электрической тяге);
  • торговля производителей мощностей в объемах, не превышающих собственной выработки;
  • доходы арендодателей (хозяев торговых и бизнес центров) в случае получения от съемщиков компенсации (не продажи!!) стоимости потребленной ими по счетчику электрической энергии.

Ответственность за нарушения

Получить лицензию на продажу электроэнергии – значит стать объектом контроля. Впереди сдача отчетов, внушительный список обязательств и визиты органов надзора. Проверки предстоят внезапные (внеплановые) документарные и выездные, поводом для них могут послужить

  • различного рода жалобы и сообщения от граждан, организаций, чиновников, СМИ, поступившие в лицензирующий орган;
  • признаки нарушений, обнаруженные в предоставленных компанией документах;
  • не отработанное в срок предписание об устранении нарушений.

По результатам контрольных мероприятий компания обязана в обозначенный срок ликвидировать выявленные недочеты. Для нарушителей лицензионной дисциплины предусмотрены санкционные меры.

Вид нарушения
Понесут наказание
Штраф
Альтернатива (или)
Нарушение лицензионных норм Должностные лица 4 -5 тыс. руб. Предупреждение
Юр лица 30– 40 тыс. руб. Предупреждение
Грубое нарушение лицензионных норм Должностные лица 150 — 200 тыс. руб. Лишение права руководства (или самостоятельно заниматься соответствующей деятельностью) до 3х лет
Юр лица 300 тыс. — 500 тыс. руб.

Если вы желаете получить программу производственного контроля на опасных объектах быстро, свяжитесь с нами удобным для вас способом.

У нашего учебного центра появился телеграм-канал. Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе актуальных изменений в сфере разрешительной документации и охраны труда!     При подписке на канал предоставляем дополнительную скидку на образовательные услуги!    

Ознакомиться полностью с содержанием канала можно в статье-портфолио.