Льготные условия

Отсрочки по корпоративным процедурам

Неуплата налогов влечет за собой неприятные последствия: начисление пеней и штрафов, судебные тяжбы.

Но что делать, если денег на погашение обязательств не хватает? В этом случае закон разрешает взять отсрочку или рассрочку по уплате налогов и взносов. Для этого нужно направить в ФНС заявление.

Рассказываем, кто может претендовать на такую меру поддержки, а также как правильно собрать документы для налоговой.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и даже самозанятые могут уплатить налоги, сборы и взносы позже положенного срока, если для такой задержки есть серьезные основания. Изменение сроков уплаты возможно в двух формах:

  1. Рассрочка – расчет по финансовым обязательствам в более поздние сроки. После обработки заявления ФНС утвердит индивидуальный график платежей, разделив общую сумму долга на несколько месяцев.
  2. Отсрочка – уплата налога или иной суммы единовременно, но позднее установленного срока. Например, налог нужно уплатить до конца года, но организация подала заявление и теперь может рассчитаться с ФНС до июля 2023 г. (отсрочка на 6 месяцев).

Конкретные сроки меры поддержки зависят от вида налога или сбора, а также бюджета, в который зачисляются деньги. Сейчас максимальный срок отсрочки или рассрочки – 1 год с момента, установленного законом срока уплаты. 

С 1 января 2023 года по некоторым федеральным налогам срок отсрочки (рассрочки) могут увеличить до 3 лет (налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, а также сборы за использование водных ресурсов).

Отсрочки по корпоративным процедурам

Чтобы воспользоваться переносом сроков платежей, нужно доказать налоговой, что финансовое положение бизнесмена не позволяет уплатить налоги в положенные сроки (п. 2, 13 ст. 64 НК). К примеру, убедительным основанием для положительного решения могут посчитать:

  • финансовые проблемы из-за обстоятельств непреодолимой силы: пожара, наводнения, технологической катастрофы и пр.;
  • задержку расчета по выполненному госзаказу;
  • задержка бюджетного финансирования;
  • риск угрозы банкротства при уплате налога – то есть, ИП или бизнес направит на погашение обязательств перед ФНС последние средства и не сможет рассчитаться по другим обязательствам;
  • сезонная деятельность организации;
  • отсрочка на основании таможенного законодательства для импортеров;
  • доначисление налогов, пени и штрафов по результатам проверки.

Наличие основания нужно подтвердить документально. К примеру, чтобы определить угрозу банкротства, следует провести финансовый анализ по установленной правительством методике.

Чтобы заранее оценить шансы на положительное решение, можно воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС.

Перейдя по ссылке, юридические лица и ИП смогут узнать условия и порядок получения рассрочки (отсрочки), а после заполнения формы с вопросами – узнать, положена ли им отсрочка, и какие документы для этого нужно представить.

В случае отказа сервис обязательно пояснит, почему данный налогоплательщик не может претендовать на перенос сроков уплаты налогов, сборов или взносов.

Все основания для отказа перечислены в ст. 62 НК РФ. К примеру, получить отсрочку не получится, если:

  • в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по налоговым преступлениям, либо ведется производство по делам о налоговом или административном правонарушении;
  • у ФНС есть причины заподозрить недобросовестные цели переноса срока платежа: например, налогоплательщик планирует обналичить деньги, скрыть имущество или вовсе покинуть страну;
  • ранее налогоплательщик нарушил условия предоставления инвестиционного кредита, рассрочки или отсрочки (учитываются три последние года до момента подачи заявления).

С 1 января 2023 года перестанет действовать п. 9. ст. 61 НК РФ, а значит, претендовать на отсрочку (рассрочку) смогут и налоговые агенты. Изменение вступит в силу в связи с введением Единого налогового счета (ЕНС).

С 1 января получить рассрочку или отсрочку по налогам станет проще, благодаря введению ЕНС. Налогоплательщику достаточно будет отправить заявление и необходимые документы онлайн (через личный кабинет на сайте налоговой или ТКС). На ответ у ФНС будет 10 рабочих дней (сейчас срок рассмотрения заявления – 30 дней).

В самом заявлении нужно обосновать причины, по которым возникли финансовые трудности. Обязательно нужно приложить расчеты или документы, подтверждающие сложное финансовое положение бизнеса.

Форму заявления можно взять из письма ФНС, а перечень необходимых документов – из п. 5, 5.1 ст. 64 НК РФ.

С 1 января 2023 года к заявлению больше не нужно будет прилагать копии договоров с контрагентами-дебиторами.

В случае если налоговой потребуется дополнительное время для уточнения представленных сведений, срок рассмотрения заявления могут продлить на 20 дней. Налогоплательщика об этом обязательно предупредят соответствующим уведомлением.

Чтобы налоговая перенесла сроки уплаты налогов, организация или ИП должны предоставить гарантии своей платежеспособности. Это может быть залог имущества, банковская гарантия или поручительство третьих лиц.

Если речь идет о рассрочке уплаты доначисленных по результатам проверки сумм, то ФНС примет обеспечение исключительно в форме банковской гарантии.

В остальных случаях при принятии решения налоговая может выбрать любой из трех вариантов.

Сейчас обеспечение представляют сразу при отправке заявления. С 1 января 2023 года порядок изменится: сначала ФНС выдает положительное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а затем налогоплательщик в течение 30 дней должен представить залог, поручительство или банковскую гарантию. 

Если возникли финансовые трудности, и нет возможности своевременно рассчитаться по налогам, воспользуйтесь правом на перенос сроков уплаты:

  1. Проверьте свои шансы на положительное решение.
  2. Подготовьте документы, подтверждающие временные финансовые трудности.
  3. Рассчитайте сумму для рассрочки или отсрочки. Составьте график погашения с указанием размера платежей.
  4. Заранее продумайте вопрос с обеспечением.
  5. Отправьте заявление и пакет документов в ИФНС.
  6. Получите решение. Если вам пришел отказ, его можно оспорить в вышестоящей налоговой инспекции или в суде. 
  7. При положительном решении в течение 30 дней направьте в налоговую документы об обеспечении.

Новый порядок предоставления налоговых отсрочек и рассрочек с 2023 года

Отсрочки по корпоративным процедурам В связи с переходом компаний на уплату налогов путем внесения единого налогового платежа (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС), власти с 2023 года изменили порядок предоставления налоговых отсрочек и рассрочек. Рассказываем, кто и в каком порядке может теперь получить отсрочку и рассрочку по уплате налогов и страховых взносов.

Право на отсрочку и рассрочку по уплате налогов

Отсрочка и рассрочка по уплате налогов представляет собой изменение срока их уплаты путем перенесения крайнего числа перечисления денег в бюджет на более позднюю дату.

Главное отличие налоговой отсрочки от рассрочки заключается в том, что при отсрочке сумма задолженности по налогу погашается в более поздние сроки единовременно, а при рассрочке – поэтапно в течение всего срока, на который была предоставлена рассрочка.

Налоговые отсрочки представляются на срок до одного года, а рассрочки – на срок до трех лет.

Отсрочку и рассрочку можно получить как по уплате налогов и взносов, срок уплаты которых еще не наступил, так и по уплате задолженности – в отношении всей или части суммы отрицательного сальдо единого налогового счета. Во втором случае отсрочка (рассрочка) предоставляется при наличии отрицательного сальдо на день принятия решения о предоставления отсрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ). 

Сальдо ЕНС – это разница между общей суммой денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной налоговой обязанности на конкретную дату. При этом отрицательное сальдо формируется, если общая сумма ЕНП меньше суммы налогов, подлежащих уплате на данный момент времени (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы или проценты в установленный срок при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ):

  • причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы;
  • непредоставление бюджетных средств, в том числе в счет оплаты оказанных налогоплательщиком услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных или муниципальных нужд;
  • угроза возникновения признаков банкротства в случае единовременной уплаты налогов;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер;
  • невозможность единовременной уплаты сумм налогов по результатам налоговой проверки.

В последнем случае налогоплательщику может быть предоставлена только рассрочка (п. 4 ст. 61 НК РФ).

Ее предоставят, если сумма поступлений денежных средств на счета налогоплательщика в банках за последний 3-месячный период меньше подлежащей уплате суммы налогов, уменьшенной на величину доходов будущих периодов по сведениям бухотчетности на последнюю отчетную дату.

Рассрочка по этому основанию может быть предоставлена в случае подачи соответствующего заявления о предоставлении рассрочки не позднее 10 дней после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Отсрочку и рассрочку предоставляют с начислением процентов на сумму отсроченного (рассроченного) долга. Проценты начисляют по ставке, равной половине ключевой ставки Центрального банка РФ. Но если невозможность уплаты налогов обусловлена стихийными бедствиями или несвоевременным поступлением бюджетных средств, то проценты не начисляют.

Если невозможность единовременной уплаты сумм налогов установлена по результатам налоговой проверки, проценты начисляют по ставке, равной ключевой ставке Центрального банка РФ. Проценты начисляют за каждый календарный день действия отсрочки или рассрочки в процентах годовых.

Они подлежат уплате не позднее дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки или рассрочки (п. 3 ст. 64 НК РФ).

Когда в налоговой отсрочке и рассрочке откажут

В ряде случаев налогоплательщикам будет отказано в предоставлении налоговой отсрочки и рассрочки, даже если у них имеются законные основания для изменения сроков уплаты налогов. В предоставлении налоговой отсрочки (рассрочки) откажут (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • если налогоплательщик обжалует наличие обязанности по уплате налогов и страховых взносов;
  • если налогоплательщик собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства;
  • если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, ИФНС было вынесено решение о досрочном прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки;
  • если организация находится в процессе ликвидации;
  • если в отношении налогоплательщика возбуждено производство по делу о несостоятельности.
Читайте также:  Благотворительность между юридическими лицами

При наличии указанных выше обстоятельств решение о предоставлении отсрочки или рассрочки не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения налогоплательщика письменно уведомят в 3-дневный срок (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Возможность изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в форме отсрочки или рассрочки предоставляется только налогоплательщикам. Налоговые агенты не могут воспользоваться таким правом.

Поэтому правовые основания для предоставления отсрочки или рассрочки, скажем, по уплате НДФЛ для компаний-работодателей отсутствуют (письмо ФНС от 15.12.2021 № СД-18-3/2754@).

Все прочие налогоплательщики, по уважительным причинам не имеющие возможности единовременно уплачивать налоги, вправе претендовать на получение отсрочки или рассрочки по их уплате. 

Как организации получить отсрочку по уплате налогов?

Управляющий партнер Юридической группы «Парадигма» Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Добиться отсрочки или рассрочки погашения задолженности по налогам можно как во внесудебном порядке, так и в судебном

Отсрочки по корпоративным процедурам

В условиях нестабильной экономической ситуации у организаций возникают сложности с выплатой задолженности не только своим контрагентам, но и налоговому органу. Последний может обратиться в суд за взысканием долга, возникшего из-за неуплаты налогов и сборов, а в худшем случае – начать процедуру банкротства.

Чтобы избежать худшего, попытайтесь отсрочить погашение образовавшейся задолженности. Это может помочь, так как приостановление исполнения судебного акта, подтверждающего требования заявителя, его отсрочка или рассрочка являются основанием для оставления судом без рассмотрения заявления о банкротстве (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г.

№ 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Добиться отсрочки или рассрочки погашения задолженности по налогам можно во внесудебном и в судебном порядке.

Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа регулируется гл. 9 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и Приказом ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@.

Изменение этого срока возможно в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка подразумевает единовременную уплату налога по окончании срока действия отсрочки.

Предоставление рассрочки предполагает постепенное погашение задолженности согласно установленному графику.

Куда обращаться с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки)?

С заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) нужно обратиться в налоговый орган – в Управление ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица или в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. После подачи заявления его копию в пятидневный срок важно направить в налоговый орган по месту учета организации.

На какой срок предоставят отсрочку (рассрочку) по уплате налогов?

По общему правилу для налогов отсрочка (рассрочка) составляет один год с момента установленного срока уплаты. При этом отсрочка (рассрочка) по уплате налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок больше года, но не превышающий трех лет.

Иными словами, если у вас образовалась задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, акцизам и другим налогам, предусмотренным ст.

13 НК РФ, то отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок более года.

В каком случае предоставление отсрочки (рассрочки) невозможно?

Отсрочку (рассрочку) не предоставят, если в отношении организации:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении или по делу об административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
  • имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется изменением срока уплаты налога, сбора или страховых взносов для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи лицом заявления об изменении срока уплаты налога, сбора или страховых взносов, налоговый орган вынес решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки).

На каких основаниях могут предоставить отсрочку (рассрочку)?

Отсрочку (рассрочку) по уплате налога организации предоставят, только если налоговый орган придет к выводу, что ее финансовое положение не позволяет ей уплатить налог. При этом у налогового органа должны быть достаточные основания полагать, что после истечения срока отсрочки (рассрочки) задолженность будет погашена.

В то же время необходимо наличие хотя бы одного из следующих оснований, установленных п. 2 ст. 64 НК РФ:

  • причинение организации ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации в случае единовременной уплаты налога;
  • производство или реализация товаров, работ, услуг организацией носит сезонный характер;
  • при наличии оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
  • невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со ст. 69 НК РФ требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Какие документы нужно подать в налоговый орган?

  • Заявление (см. образец в Приложении № 1 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденному Приказом ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@);
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за последние шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов, или об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах заявителя;
  • перечень контрагентов – дебиторов (т.е. тех, кто должен вам заплатить) с указанием цен договоров, заключенных с этими дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения; копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательств);
  • обязательство о соблюдении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки). Организация прикладывает к заявлению документ, подписанный генеральным директором, в котором обязуется неукоснительно выполнять все условия предоставления отсрочки (рассрочки): своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, пени и штрафы; вовремя и в полном объеме уплатить суммы отсроченной (рассроченной) задолженности; в случае появления оснований, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, которые указаны в п. 1 ст. 62 НК РФ, сообщить об этом в налоговый орган;
  • предполагаемый график погашения задолженности;
  • документы, которые подтвердят одно из оснований, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ.

В течение какого срока налоговый орган должен принять решение?

По общему правилу решение об изменении или отказе в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица. Исключением является случай, предусмотренный абз. 2 п. 16.1 Приказа ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@.

Если задолженность по налогам налоговый орган взыскал с организации в судебном порядке, т.е. имеется соответствующее решение суда, то заявление об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта можно подать в вынесший его суд (ч. 1 ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 358 КАС РФ, ч. 1 ст. 324 АПК РФ).

В каком случае предоставят отсрочку (рассрочку) исполнения судебного акта?

Перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта законодательством не установлен.

Такими основаниями могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа (например, исполнительного листа или судебного приказа) в установленный срок.

Вопрос о наличии подобных оснований решается судом с учетом имеющих значение фактических обстоятельств (тяжелое имущественное положение должника; причины, существенно затрудняющие исполнение решения суда; возможность его исполнения по истечении срока отсрочки и т.п.).

В какой срок будет рассмотрено заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта?

Этот срок будет зависеть от того, по правилам какого процессуального кодекса рассматривается заявление. Если оно рассматривается в арбитражном суде, то срок составит месяц со дня поступления заявления в суд. А если заявление рассматривается по правилам КАС РФ, то на это отводится десять дней со дня поступления заявления в суд.

Читайте также:  Заявка на подключение к электросетям

В настоящее время разрабатываются меры поддержки бизнеса в виде вариантов реструктуризации задолженности должников. Правительство РФ вправе принять на 2022 г. акты (Федеральный закон от 9 марта 2022 г. № 52-ФЗ), которые:

  • продлевают сроки уплаты налогов, страховых взносов;
  • продлевают сроки представления налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • вводят дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов;
  • продлевают сроки взыскания налогов, страховых взносов;
  • устанавливают основания неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы отчетности, документов.

Правительству РФ предоставлены полномочия по принятию соответствующих актов, но какие именно меры поддержки бизнеса будут введены – покажет время.

В связи с принятием иностранными государствами ограничительных мер ФНС России сообщила о приостановлении с 9 марта 2022 г. подачи налоговыми органами заявлений о банкротстве должников.

Приоритетом в работе налоговых органов станет содействие реструктуризации задолженности, в том числе посредством предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов. Кроме того, как сообщила ФНС России, до 1 июня 2022 г.

налоговые органы не будут приостанавливать операции по банковским счетам должников при взыскании денежных средств. Однако в любом случае при образовании у вас долгов необходимо заранее предусмотреть варианты выхода из сложной финансовой ситуации.

(О мерах господдержки бизнеса, нейтрализации негативного влияния антироссийских санкций и стратегиях выживания в нестабильных экономических условиях читайте в материалах «Антикризисные рекомендации для предпринимателей», «Как сохранить бизнес во время кризиса?» и «Как избежать банкротства?»)

Отсрочки и послабления по корпоративным процедурам в АО и ООО: закон опубликован

Из-за коронавируса отвели больше времени на проведение годового общего собрания акционеров и очередного общего собрания участников ООО. Если стоимость чистых активов по окончании 2020 года окажется ниже размера уставного капитала, последствия будут менее болезненными. Новшества вступили в силу 7 апреля.

  • В 2020 году годовое общее собрание акционеров нужно провести в срок, определяемый советом директоров (наблюдательным советом), но не позднее 30 сентября.
  • Таким образом, временно не действует правило о проведении такого собрания в срок, устанавливаемый уставом общества, но в любом случае в период с 1 марта по 30 июня (включительно) года, следующего за отчетным.
  • Напомним, до 2021 года общее собрание акционеров можно проводить заочно независимо от вопросов повестки дня.

Очередное общее собрание участников ООО

В 2020 году очередное общее собрание участников ООО необходимо провести также не позднее 30 сентября.

https://www.youtube.com/watch?v=B7OMaWgBUFU\u0026pp=ygVF0J7RgtGB0YDQvtGH0LrQuCDQv9C-INC60L7RgNC_0L7RgNCw0YLQuNCy0L3Ri9C8INC_0YDQvtGG0LXQtNGD0YDQsNC8

В обычных условиях обязанность провести данное собрание исполняли в период с 1 марта по 30 апреля (включительно) года, следующего за финансовым.

Снижение стоимости чистых активов АО и ООО

Если стоимость чистых активов общества по окончании 2020 года окажется ниже размера его уставного капитала, не придется:

  • совету директоров (наблюдательному совету) АО — включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов;
  • АО — не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года принять решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, или о ликвидации общества. Подобную оговорку ввели и в отношении аналогичной обязанности ООО.

Внутренний аудит в ПАО

Проводить внутренний аудит потребуется не с июля текущего года, а с января 2021 года. Такую же отсрочку предоставили совету директоров (наблюдательному совету) ПАО, чтобы сформировать комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Приобретение ПАО своих акций

С 7 апреля до 31 декабря 2020 года включительно ПАО вправе приобретать размещенные ими акции (кроме случая, когда акции покупаются, чтобы сократить их общее количество), если одновременно соблюдаются, в частности, следующие условия:

  • приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
  • средневзвешенная цена этих акций, определенная за любые три месяца начиная с марта 2020 года, снизилась на 20% и более по сравнению с их средневзвешенной ценой, определенной за три месяца начиная с октября 2019 года;
  • акции приобретает брокер по поручению ПАО.

О приобретении акций нужно уведомить ЦБ РФ, приложив документы, подтверждающие соблюдение необходимых условий. Сделать это требуется через личный кабинет на сайте ЦБ РФ.

При такой покупке акций к обществам не применяются требования п. п. 4, 5, 7, 8 ст. 72 Закона об АО.

Отсрочки и послабления по корпоративным процедурам в АО и ООО: закон опубликован

Из-за коронавируса отвели больше времени на проведение годового общего собрания акционеров и очередного общего собрания участников ООО. Если стоимость чистых активов по окончании 2020 года окажется ниже размера уставного капитала, последствия будут менее болезненными.

Из-за коронавируса отвели больше времени на проведение годового общего собрания акционеров и очередного общего собрания участников ООО. Если стоимость чистых активов по окончании 2020 года окажется ниже размера уставного капитала, последствия будут менее болезненными.

  • Новшества вступили в силу 7 апреля.
  • Годовое общее собрание акционеров
  • В 2020 году годовое общее собрание акционеров нужно провести в срок, определяемый советом директоров (наблюдательным советом), но не позднее 30 сентября.
  • Таким образом, временно не действует правило о проведении такого собрания в срок, устанавливаемый уставом общества, но в любом случае в период с 1 марта по 30 июня (включительно) года, следующего за отчетным.
  • Очередное общее собрание участников ООО
  • В 2020 году очередное общее собрание участников ООО необходимо провести также не позднее 30 сентября.
  • В обычных условиях обязанность провести данное собрание исполняли в период с 1 марта по 30 апреля (включительно) года, следующего за финансовым.
  • Снижение стоимости чистых активов АО и ООО
  • Если стоимость чистых активов общества по окончании 2020 года окажется ниже размера его уставного капитала, не придется:
  • — совету директоров (наблюдательному совету) АО — включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов;

— АО — не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года принять решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, или о ликвидации общества. Подобную оговорку ввели и в отношении аналогичной обязанности ООО.

Внутренний аудит в ПАО

Проводить внутренний аудит потребуется не с июля текущего года, а с января 2021 года. Такую же отсрочку предоставили совету директоров (наблюдательному совету) ПАО, чтобы сформировать комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

  1. Приобретение ПАО своих акций
  2. С 7 апреля до 31 декабря 2020 года включительно ПАО вправе приобретать размещенные ими акции (кроме случая, когда акции покупаются, чтобы сократить их общее количество), если одновременно соблюдаются, в частности, следующие условия:
  3. — приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
  4. — средневзвешенная цена этих акций, определенная за любые три месяца начиная с марта 2020 года, снизилась на 20% и более по сравнению с их средневзвешенной ценой, определенной за три месяца начиная с октября 2019 года;
  5. — акции приобретает брокер по поручению ПАО.

О приобретении акций нужно уведомить ЦБ РФ, приложив документы, подтверждающие соблюдение необходимых условий. Сделать это требуется через личный кабинет на сайте ЦБ РФ.

При такой покупке акций к обществам не применяются требования п. п. 4, 5, 7, 8 ст. 72 Закона об АО.

С текстом документа можно ознакомиться здесь.

Как продолжать пользоваться годовой отсрочкой по страховым взносам в 2023 году

В конце апреля 2022 года власти продлили на 12 месяцев уплату страховых взносов для широкого перечня компаний и ИП. В начале 2023 года разрешили уплатить взносы по продленным дедлайнам по более выгодным условиям и даже получить рассрочку на уплату. Разберем, когда теперь нужно погасить отсроченные взносы. Также напомним, кто мог претендовать на льготу.

https://www.youtube.com/watch?v=B7OMaWgBUFU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Благодаря январским поправкам 2023 года (начали действовать 1 марта 2023) платить взносы за работников сразу по новым продленным срокам не придется. Все льготники могут рассчитаться за работников не позднее 28 числа месяца, на который выпал новый срок. Подавать какое‑либо заявление для этого не нужно.

Смотрите в таблице сроки уплаты отсроченных взносов с учетом этой поправки. Пропустите указанную таблицу, если получили новую рассрочку — для вас график уплаты привели чуть ниже.

Новый порядок для льготников, которые получили рассрочку

Платить отсроченные взносы можно в 2023–2024 годах в рассрочку, если до 28 апреля 2023 включительно (1 июня — по допвзносам ИП) подали заявление о предоставлении рассрочки. Как подать такое заявление, рассказывали в другой статье.

Крайние дедлайны для уплаты отсроченных взносов в рассрочку:

  • 1 мая 2024 (праздничный день) — по допвзносам ИП за 2021 год;
  • 28 мая 2024 — по взносам за работников за 2 и 3 кварталы 2022.

В правительственном постановлении, которое предусматривает отсрочку по взносам в 2022 году, есть два перечня ОКВЭДов:

  • Попадание в первый перечень из более 70 отраслей дает отсрочку по взносам за работников за 2 квартал 2022 года. А также по однопроцентным взносам ИП за 2021 год.
  • Попадание во второй перечень из более 30 отраслей дает отсрочку по взносам за работников за 3 квартал 2022 года.

Код ОКВЭД нужно брать по основному виду деятельности, по состоянию на 1 апреля 2022 года. Это значит, если компания зарегистрировалась после 1 апреля, она не могла воспользоваться отсрочкой по взносам.

Право на отсрочку можно проверить за пару секунд через специальный сервис ФНС. Для этого нужно ввести ИНН страхователя и перепроверить результат. Самостоятельно изучите перечни с льготными кодами ОКВЭД, сформируйте и посмотрите выписку из ЕГРЮЛ / ЕГРИП на 1 апреля. Также ФНС уведомляла страхователей о льготе через бухгалтерские программы (по ТКС) и через личный кабинет на сайте службы.

Отсрочка касается только взносов, которые вы платите в ФНС. Причем на фиксированные взносы ИП мера не распространяется.

Под льготу попадают взносы, которые бизнес перечисляет с выплат в пользу физлиц. А также дополнительные взносы ИП с доходов свыше 300 000 рублей за 2021 год.

Если вправе воспользоваться льготой, в том числе новой рассрочкой, посчитайте, выгодно ли вам переносить платеж. Именно исчисленные и уплаченные взносы нужно учитывать при расчете единого налога по УСН и ПСН. И есть опасность переплатить налог, если отложить часть взносов надолго.

Читайте также:  Безвозмездность между юридическими лицами

В ситуации, когда текущих взносов для уменьшения единого налога хватает с избытком, может быть смысл применить отсрочку — чтобы высвободить средства на другие расходы.

На ОСНО с методом начисления не нужно ждать, когда взносы будут уплачены, чтобы принять их в расходы. Важно только, что взносы начислены. Поэтому если работаете на общем режиме и применяете метод начисления, можете пользоваться отсрочкой, если нужны свободные деньги. На расчет налога период уплаты взносов в таком случае не влияет.

Если отсрочка для вас совсем не актуальна, никто не заставляет ее применять. Эта льгота — право, а не обязанность. О своем отказе от преференции никуда сообщать не нужно.

Бухгалтерская программа СБИС видит рассчитанные, но не уплаченные страховые взносы. Такие расходы обоснованно не попадут в расчет налога по УСН. Так что не нужно бояться, что вы занизите налог. Ваша задача — грамотно распланировать уплату взносов, если решили пользоваться правом на отсрочку. Иначе есть риск завысить налог. Создавать платежи можете прямо из календаря бухгалтера в СБИС.

Временный порядок исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений — Юникон

20 мая 2022

Активное правотворчество в последние месяцы затронуло сферу исполнения обязательств: начиная с марта, Президент РФ принял ряд указов, которыми устанавливается временный порядок исполнения обязательств с участием определенных лиц[1].

Отдельные положения этих указов разъяснил Банк России (например, разъяснение Банка России от 04.04.

2022 № 3-ОР «О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 “О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций” и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 “О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами”»). А мы кратко напомним основные моменты временного порядка исполнения обязательств и рассмотрим некоторые нововведения, принятые в начале мая 2022 года.

1. Временный порядок исполнения обязательств

Временный порядок установлен для исполнения обязательств по займам, кредитам и финансовым инструментам (например, ценным бумагам) перед «недружественными лицами». К таковым отнесены:

  • иностранные лица, связанные с иностранными недружественными государствами, которые совершают недружественные действия в отношении России, российских юридических и физических лиц; или
  • лица, находящиеся под контролем вышеуказанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Россия) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Изначально временный порядок был введен Президентом РФ в Указе № 95[2]. Среди прочего порядок устанавливает следующее:

  • должник направляет в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя кредитора счета типа «С» в валюте Российской Федерации (режим счета типа «С» установлен Банком России[3]);
  • кредитор вправе обратиться в кредитную организацию, в которой открыт такой счет, с заявлением об использовании средств в порядке, определенном Банком России или Министерством финансов РФ. Банк России определяет порядок в отношении исполнения обязательств кредитными и некредитными финансовыми организациями. Министерство финансов РФ определяет порядок в отношении исполнения обязательств другими должниками.

Обратите внимание! Особый порядок установлен только для исполнения обязательств перед «недружественными лицами» и распространяется на исполнение ряда обязательств (например, займы, кредиты) в размере:

  • превышающем 10 млн рублей в календарный месяц; или
  • превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на 1-е число каждого месяца.

4 мая 2022 года Президент РФ подписал новый Указ № 254[4] (вступил в силу в тот же день). Теперь, согласно этому Указу, временный особый порядок распространяется также:

  • на выплату прибыли некоторым «недружественным лицам» (участникам определенных юридических лиц);
  • на исполнение обязательств, возникающих из независимых гарантий (контргарантий) или поручительств при соблюдении ряда условий.

2. Особенности выплаты прибыли «недружественным лицам»

С 4 мая 2022 года прибыль выплачивается в порядке, установленном Указом № 95. При этом должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  1. выплачивается прибыль резидентами — следующими юридическими лицами: обществами с ограниченной ответственностью, хозяйственными товариществами, производственными кооперативами;
  2. выплата прибыли производится «недружественным лицам» — участникам юридических лиц, указанных выше.

Кроме того, прямая отсылка Указа № 254 к соответствующим пунктам Указа № 95 позволяет сделать вывод, что особый порядок выплаты прибыли действует, когда ее размер превышает 10 млн рублей в календарный месяц, а перечисление такой прибыли возможно только через счет типа «С».

Банку России и Министерству финансов РФ Указ № 254 предоставил новые полномочия:

  • выдавать разрешения на исполнение обязательств по выплате прибыли резидентов «недружественным лицам» без соблюдения указанного порядка;
  • определять иной порядок исполнения обязательств по выплате прибыли резидентов «недружественным лицам».

Банк России уполномочен осуществлять такие действия в отношении выплаты прибыли резидентами — кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, а Минфин — в отношении выплаты прибыли другими резидентами.

Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.

2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», по общему правилу не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между участниками должника.

Поскольку мораторий действует до 1 сентября 2022 года, можно сделать вывод, что до этой даты распределение прибыли российскими юридическими лицами, в отношении которых действует мораторий, по общему правилу не допускается.

3. Новые исключения: когда соблюдение особого порядка не требуется

Особый порядок установлен для различных сделок, совершаемых с участием «недружественных лиц».

Так, еще в начале марта 2022 года Президент РФ Указом № 81[5] закрепил порядок совершения резидентами с «недружественными лицами» сделок по предоставлению кредитов и займов, а также сделок, влекущих возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество. Такие сделки совершаются при наличии разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Кроме того, в марте 2022 года Указом № 95 был установлен порядок исполнения обязательств Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, резидентами перед «недружественными лицами» по кредитам, займам, финансовым инструментам. Такие сделки, как было сказано выше, совершаются при открытии счета типа «С».

Далее рассмотрим категории лиц и виды сделок, выведенные пунктами 4 и 5 Указа № 254 из-под действия особого временного порядка исполнения обязательств, введенного в том числе Указами № 81 и № 95.

3.1. Исключены некоторые категории лиц, для которых ранее действовал особый порядок

Напомним, что лицо является недружественным, если оно:

  • связано с недружественным государством; или
  • находится под контролем лица, связанного с недружественным государством.

Теперь в целях применения Указов № 81 и № 95 лица считаются не связанными с недружественными государствами, если до 1 марта 2022 года в отношении них был установлен контроль:

  • дружественного иностранного государства[6]; или
  • юридических или физических лиц, личным законом которых является право дружественного иностранного государства.

3.2. Исключены некоторые виды сделок, для которых ранее действовал особый порядок

Теперь ранее установленный разрешительный порядок (необходимость получения разрешения у Правительственной комиссии) не применяется к отдельным видам сделок — а именно:

  1. К сделкам, влекущим за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое гражданами недружественных государств.
  2. К сделкам, влекущим возникновение права собственности на дополнительные акции (доли), облигации российских юридических лиц при одновременном соблюдении следующих условий:
  • стороной сделок являются иностранные лица, связанные с иностранными недружественными государствами, входящие с российскими юридическими лицами в одну группу лиц;
  • оплата указанных акций (долей), облигаций производится в рублях.

Из Указа № 254 не ясно, что понимается под «дополнительными» акциями и долями. Полагаем, что скорее всего речь идет об увеличении уставного капитала в акционерных обществах путем выпуска дополнительных акций и обществах с ограниченной ответственностью за счет дополнительных вкладов участников общества и/или третьих лиц.

  1. К сделкам, влекущим за собой возникновение у иностранных лиц, связанных с иностранными недружественными государствами, права собственности на дополнительные акции (доли) российских юридических лиц, если такие лица не приобретут право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % акций (долей) уставного капитала российского юридического лица.

Указом № 254 установлены и иные виды сделок, для которых получение разрешения теперь не требуется.

4. Выводы

С одной стороны, Указ № 254 ввел новые ограничения для исполнения отдельных обязательств (например, выплата прибыли и т.п.). С другой стороны, введен ряд послаблений в части соблюдения особого порядка совершения сделок с участием «недружественных лиц».

Кроме того, регулирование президентскими указами правовых отношений, затрагивающих участие «недружественных лиц» в хозяйственном обороте, становится все более сложным.

Ряд последовательных указов Президента РФ по одной и той же теме в том числе вносит поправки в предыдущие указы либо отсылает к ним, что затрудняет понимание текущей правовой ситуации по соответствующему вопросу.

Таким образом, для правильного ответа на возникающие вопросы в ряде случаев понадобится детальный анализ практически всего массива как «антисанкционных» указов, так и разъяснений таких указов Банком России.

  • * * *
  • Этот обзор не является исчерпывающим описанием всех положений Указа № 254, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.
  • Эксперты Правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам помощь в части разъяснения новых положений законодательства и поддержку в их применении на практике.

Запросить консультацию