Льготные условия

Потери электроэнергии в бесхозяйных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей — определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.

Потери электроэнергии в бесхозяйных сетяхГраницы эксплуатационной ответственности

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

Потери электроэнергии в бесхозяйных сетяхНеобходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.

8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.

15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными.

Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=b6KnIDh2x1g\u0026pp=ygVO0J_QvtGC0LXRgNC4INGN0LvQtdC60YLRgNC-0Y3QvdC10YDQs9C40Lgg0LIg0LHQtdGB0YXQvtC30Y_QudC90YvRhSDRgdC10YLRj9GF

О том, как осуществляется коммерческий учёт теплоэнергии, читайте в этот статье.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.

ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом.

Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт.

Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.

2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Потери тепловой энергии в бесхозяйных сетях. Чья зона ответственности

В материале, подготовленном экспертами consultant.zhane.ru, приводится оценка возможности взыскания с ОМСУ стоимости потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, в отношении которых ТСО (ЕТО), которая должна содержать и обслуживать указанные сети, не определена.

  • Правовые ориентиры
  • Согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
  • Таким образом обязанность по оплате потерь энергии в тепловых сетях возлагается на лицо, которому принадлежат данные тепловые сети.
  • Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (часть 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
  • Это значит, что при наличии бесхозяйных сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, у организации, осуществляющей теплоснабжение (передачу тепла) (далее – ТСО), могут возникать убытки, связанные с потерями тепловой энергии в таких сетях.
  • Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  • При этом пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе, мероприятия по:
  • выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение);
  • организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества;
  • признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
  • организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Читайте также:  Усн расходы на покупку электронной подписи

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

https://www.youtube.com/watch?v=b6KnIDh2x1g\u0026pp=YAHIAQE%3D

Таким образом орган местного самоуправления является лицом, на которое возлагается как обязанность по выявлению бесхозяйных тепловых сетей и по подаче заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так и по определению организации, обслуживающей такие сети.

При этом от надлежащего выполнения органом местного самоуправления обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, по сути зависит возможность компенсации ТСО расходов (путем их учета в регулируемых тарифах ТСО), связанных с потерями энергии в бесхозяйных тепловых сетях. Соответственно, невыполнение органом местного самоуправления возложенной на него обязанности может повлечь за собой некомпенсируемые убытки ТСО, обусловленные отказом регулирующего органа в учете расходов в тарифах ТСО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из положений статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению муниципальным образованием.

В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

  1. Таким образом, закон допускает возможность компенсации (за счет муниципальной казны) убытков ТСО, вызванных неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети.
  2. Правоприменительная практика
  3. Допустимость компенсации за счет муниципальной казны убытков ТСО, вызванных неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, подтверждается и судебной практикой.

(см.

, например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2015 года по делу № А82-18861/2014, от 6 мая 2016 года по делу № А82-14628/2014, от 1 июля 2016 года по делу № А82-12171/2015, от 15 сентября 2016 года по делу № А82-9312/2015, от 23 марта 2017 года по делу № А82-1572/2016, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2009 года по делу № А28-7969/2008, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2015 года по делу № А82-11641/2014, от 28 марта 2016 года по делу № А82-18861/2014).

Между тем такая практика носит, скорее, эпизодический, нежели устойчивый характер, в связи с чем в настоящее время не исключены и альтернативные подходы судов к разрешению споров ТСО с органами местного самоуправления.

(см.

, например, судебные постановления по делу № А73-6802/2016, из которых следует, что:

  • бездействие органа местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного имущества не нарушает права и законные интересы ТСО, так как не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке;
  • если спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется ТСО для доставки ресурса потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ТСО, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования).

Рекомендации

С учетом вышеизложенного, при неисполнении органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, целевой для ТСО (чья деятельность является регулируемой) представляется следующая последовательность действий.

  1. Консультация с регулирующим органом на предмет возможности учета в тарифах потерь ТСО в бесхозяйных тепловых сетях безотносительно к исполнению органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети.
  2. При отсутствии возможности учета потерь ТСО в тарифах, обращение в орган местного самоуправления с требованием о выполнении возложенной на него законом обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети.
  3. При неисполнении органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, понуждение органа местного самоуправления к исполнению данной обязанности в судебном порядке и одновременное взыскание с органа местного самоуправления убытков ТСО, обусловленных неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности.

Источник: Правовые аспекты энергоснабжения

Правовой режим бесхозяйных участков тепловых сетей: проблемы и возможные пути их решения

Вопрос о сетях, собственник которых не установлен, возник не вчера. Проблеме много лет, и она в нашем городе не решается. Между тем от того, что в городе километры водопроводных и канализационных сетей бесхозны, страдают в первую очередь жители многоквартирных домов.

На вопросы нашего корреспондента о бесхозных сетях ответил главный инженер ЗАО «Первая городская управляющая компания» Сергей Маслаков.— Сергей Сергеевич, неужели в коммунальном хозяйстве города осталось что-то, никому не принадлежащее?

Проблема бесхозных, или.

как они называются в соответствии с законодательством, бесхозяйных, коммунальных сетей возникла давно, с началом реформирования жилищно-коммунальной отрасли и приватизации жилья, то есть существует с начала 1990-х годов.

Тогда в процессе приватизации ресурсоснабжающие предприятия очень неохотно принимали на свой баланс коммунальные сети жилых домов, так как их содержание нерентабельно. До сих пор эти километры сетей ничьи.

https://www.youtube.com/watch?v=G2-CzBwsOWU\u0026pp=ygVO0J_QvtGC0LXRgNC4INGN0LvQtdC60YLRgNC-0Y3QvdC10YDQs9C40Lgg0LIg0LHQtdGB0YXQvtC30Y_QudC90YvRhSDRgdC10YLRj9GF

Они не числятся на балансе ни у одной организации, ни у собственников. Соответственно, не обслуживаются.

Понятно, что это наиболее аварийные участки сетей водоснабжения, водоотведения, канализации, тепло- и электроснабжения многоквартирных домов в Орле.

В настоящее время износ таких сетей составляет, по нашим данным, до 80-90%. Средства на их ремонт и содержание не выделяются, собственник не определен.

— А как же управляющие компании? Могут они эти сети взять себе?

Не имеют права. В соответствии с Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в сферу деятельности управляющих компаний входит ремонт и обслуживание сетей, не выходящих за периметр дома, то есть до стен.

Исходя из этого, рассчитывается тариф на техобслуживание. Самая большая проблема для нас сегодня — это водопроводные и канализационные сети от дома до первого колодца, это самые аварийные участки.

— А если авария? Кто делает ремонт? Кто его оплачивает?

Аварийный ремонт выполняют специалисты — водоканал, энергетики, тепловики. А затем они выставляют счет за произведенные аварийные работы управляющей компании.

То есть фактически проблема перекладывается на плечи жителей многоквартирных домов, так как оплата работ идет за счет средств, собранных на содержание и техническое обслуживание дома. Максимальный объем таких работ сегодня идет по сетям водоснабжения и канализации.

Это сотни тысяч рублей, которые могли бы пойти на ремонт внутренних сетей, кровель, фасадов многоквартирных домов.

Но дело не только в этом. Бесхозные сети не обслуживаются, на них не проводится профилактический ремонт, и они катастрофически ветшают. В Орле, по счастью, пока обошлось без крупных коммунальных аварий, но такое возможно в любую минуту.

Ведь нет точных данных о количестве и состоянии таких объектов, их аварийно опасных участках. Мы, например, располагаем частичными сведениями от 2012 года по 32 бесхозным объектам сетей водоснабжения и 63 объектам водоотведения. Данных по тепловым и электрическим сетям у нас нет.

— И что же делать? Наверное, такая проблема существует не только в Орле и где-то успешно решается. Есть примеры?

Читайте также:  Организация коммерческого учета электроэнергии

Бесхозные сети — это компетенция местных властей в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Городская власть обязана не допускать бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры на своей территории. Это ключ к решению проблемы.

Мы, как представители орловского филиала СРО «Национальный жилищный конгресс», запросили у коллег из других регионов, есть ли алгоритмы решения проблемы бесхозных сетей. Оказывается, есть.

Приведу для примера, как решается вопрос в городе Екатеринбурге:

1. Постановлениями администрации муниципального образования «Город Екатеринбург» стационарные объекты инженерной инфраструктуры закреплены за специализированными муниципальными предприятиями до их приемки в муниципальную собственность. В дальнейшем, по мере выявления новых бесхозных стационарных объектов, в данные постановления вносятся изменения.

2.

С целью взаимодействия структурных подразделений администрации города в работе по приемке бесхозных объектов в муниципальную собственность управлением ЖКХ разработан и административный регламент исполнения муниципальной функции «Организация выявления и управления бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, подготовка документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Екатеринбург».

3. В порядке управления выявленными бесхозными объектами инженерной инфраструктуры до их приемки в муниципальную собственность устранение аварийных ситуаций производится муниципальными специализированными предприятиями в счет средств бюджета.

При этом следует отметить, что статьей 8 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что расходы организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения учитываются при установлении тарифов.

Аналогичная ситуация по тепловым и электрическим сетям.

  • Проблему необходимо решать, я бы сказал, в экстренном порядке, так как наличие таких «ничейных» коммуникаций представляет серьезную угрозу благополучию наших жителей.
  • Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации
    ), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.
  • Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Тепловая инженерная сеть

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения
, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.

ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом.

Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт.

Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.

2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации
(заполнение портала Реформа ЖКХ
, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

https://www.youtube.com/watch?v=G2-CzBwsOWU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Именем Российской Федерации

Бесхозяйные (брошенные) инженерные сети: откуда они берутся и как решать проблему?

0

14.05.2020 13:22 14 мая 2020 в 13:22

Проблема бесхозяйных сетей в последнее время стоит все более остро с связи с многочисленными авариями на инженерных коммуникациях. Ситуация, при которой протяженные объекты внешних сетей никто не обслуживает – является опасной как для коммунальной инфраструктуры, в целом, так и для жителей (или даже горожан), в частности.

Откуда берутся бесхозяйные сети

Под бесхозяйными сетями мы понимаем внешние сети инженерно-технического обеспечения, которые используются для поставки в многоквартирный дом коммунального ресурса (холодной и горячей воды, тепла, электроэнергии и отведения сточных вод).Чаще всего бесхозяйные сети образуются по причине неумной градостроительной политики.

Если мы говорим про старые (или неновые) дома (скажем, построенные до начала 2000х годов), то проблема с бесхозом перед ними стоит не особо остро: граница по внешним сетям определяется по наружной стене дома. Единственный риск для таких объектов – транзитные сети.

Транзитные сети – наследие советского городского строительства, когда все вокруг было общее и в то же время ничье. Понятие сервитутов отсутствовало, а  поэтому строители руководствовались принципом «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками».

Исходя из этого постулата инженерные сети в объекты капитального строительства иногда прокладывались через сторонние подвалы и земельные участки. В ряде домов транзитные сети не закреплены за отдельными владельцами до настоящего времени.

Если говорить про новые дома, то есть те дома, которые строились в последние 20 лет, то ситуация с бесхозом отличается в разных регионах и завязана на особенности муниципальной градостроительной политики. Если регион богатый, то обычно муниципалитет берет на свой баланс все внешние сети в отношении многоквартирных домов.

Но большинство российских регионов не могут считаться богатыми, а поэтому муниципалитет старается экономить на всем, включая и обслуживание инженерных сетей.Градостроительная политика в таких регионах строится следующим образом. Муниципалитет выделяет застройщику определенный участок под  комплексную застройку территории (например, множества многоквартирных домов).

В соответ. с пп. 4 п. 1 ст. 16 закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В лучшем случае муниципалитет тянет коммуникации до границы земельного участка, который отводится под застройку территории застройщиком. Затем застройщик делает самостоятельные подключения каждого из многоквартирных домов внутри данного участка, а муниципальные власти полностью самоустраняются.

Затем, когда застройщик построит объект, то инженерные сети в границах земельного участка дома он закрепляет в виде общего имущества за управляющей компанией от застройщика (которую он выбирает сам через п. 14 ст. 161 ЖК РФ). После  чего обычно эта же управляющая организация «выбирается» жителями не как назначенная, а как «выбранная» и управляет домом и всеми внешними сетями, которые застройщик повесил на дом. Жители об этом ничего не знают до тех пор, пока в доме не будет создано ТСЖ.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Почему так происходит. Дело в том, что в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (от 28.10.2014 № 1110) есть норма о том, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся незаключение лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.Если управляющая организация начнет артачиться с ресурсником по поводу внешних сетей, то ресурсник пожалуется на нее в жилищную инспекцию и при повторном нарушении управляющая организация потеряет или отдельный дом или весь бизнес. У управляющих организаций нет инструментов и возможностей сопротивляться ресурснику, поэтому они берут дома в управление как есть, со всеми плетями внешних сетей. Естественно, жители оплачивают содержание внешних сетей из своего кармана: по тепловым сетям за каждый их метр оплачиваются тепловые потери доставки тепловой энергии. Платятся потери по электрической энергии (где точка подключения обычно в трансформаторной подстанции, а не во вводно-распределительном устройстве дома). Жители оплачивают прочистку канализации по внешним сетям отведения сточных вод. Однако все это – не самый худший сценарий. Самый худший сценарий наступает тогда, когда муниципалитет отказывается тянуть сети даже до границы земельного участка, который он выделяет под застройку. Например, по одному из моих домов на баланс жителей было повешено 6 километров водяных и канализационных сетей. Точка подключения располагалась на противоположной дому части города, проходила вдоль и под федеральной трассой «Москва-Челябинск». Аналогичная ситуация была и по тепловым сетям, а по уличному освещению на один дом было запитано освещение еще четырех, включая 2 детских сада. Такие технические условия на подключение согласовал застройщик, а город закрыл на это глаза. В этом негативном сценарии речь и близко не идет про то, что точка подключения находится в границах земельного участка дома. Такое отношение к коммунальной инфраструктуре – это бомба замедленного действия в механизм ЖКХ. И по опыту разных городов, по общению с коллегами, мы видим, что описанная ситуация не является каким-то исключением из правил, это практика становится все более распространенной.

  • Что делать с бесхозяйными сетями
  • Решаем проблему бесхоза самостоятельно
  • Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru
Читайте также:  Подчинение корпоративного договора иностранному праву

Идеальная схема решения проблемы с бесхозом описана в ст. 225 ГК РФ. В соответ. с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Затем, в соответ. с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.В соответ. с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжеии», в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Однако описанная в законе схема прекрасна тем, что ни разу не выполняется муниципалитетом и не работает. Проблема в том, что муниципалитет отказывается признавать внешние сети бесхозом. И заявляет, что данные сети являются либо общим имуществом в силу положений ст. 290 ГК РФ и 36 ЖК РФ, либо имуществом застройщика, построившего внешние сети (п. 1 ст. 218 ГК РФ).Поэтому решение проблемы с бесхозяйными сетями должно идти в два этапа:1.На этапе преддоговорного спора с ресурсником в порядке ст. 445 и 446 ГК РФ в арбитражном суде необходимо определить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по коммунальному ресурсу соответствующего вида по стене здания. Таким образом, у нас появится решение суда, где будет написано, что внешние сети, которые ведут в дом, не являются общим имуществом собственников.2.Затем, при наличии решения суда о том, что внешние сети, которые ведут в дом, не являются общим имуществом собственников, необходимо обращаться в орган местного самоуправления с требованием закрепления бесхоза за ресурсниками, а если администрация отказывается, то нужно в порядке КАС РФ подавать иск о признании действий уполномоченного органа незаконными и понуждать власти совершить действия, предусмотренные ст. 225 ГК РФ.К сожалению, муниципальные власти не демонстрируют признаков понимания бережного обращения с коммунальной инфраструктурной. А отношение в обслуживании, основанное на принципе «Кто угодно, только не мы», будет провоцировать аварии и коммунальный коллапс на внешних сетях. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Работа с должниками: как УО, ТСЖ и ресурснику ее выстроить правильно

Голосование через ГИС ЖКХ: какие проблемы делают это процедуру неудобной

Раздельный сбор мусора без решений властей: модель и алгоритм действий для УО/ТСЖ

Что включает в себя понятие — бесхозяйственные электросети и основной порядок их передачи

Продолжаем рассматривать вопрос передачи сетей СНТ.

Пришло время ответить на важный вопрос: что включает в себя понятие — бесхозяйственные электросети.

Что такое бесхозяйные электрические сети

В качестве основы возьмем часть 1 статьи 225 Гражданского Кодекса. В нем сказано, что бесхозяйной является вещь в одном из следующих случаев:

  • вещь не имеет собственника;
  • собственник вещи неизвестен;
  • собственник отказался от права собственности на вещь.

При этом недвижимыми вещами является все то, что прочно связано с землей — здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (часть 1 статьи 130 ГК).

В частности, объекты электросетевого хозяйства садоводства (линии и ТП) являются недвижимым имуществом: ЛЭП является линейным объектом недвижимости (пункт 10.1 Градостроительного Кодекса), а ТП — объектом капитального строительства (пункт 10 ГрК).

Право собственности на объекты недвижимости возникает с момента их госрегистрации в органах Росреестра (статья 131 ГК).

При этом госрегистрация — это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество. А сама регистрация осуществляется путем внесения соответствующих сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

При этом внесение записи в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. А оспорить это право можно только в судебном порядке. Обо всем этом подробно говорится в статье 1 закона №218-ФЗ от 13.07.2015 г.

Таким образом, сам собой напрашивается первый вывод: так как садоводческие ЛЭП и ТП являются объектами недвижимости, то право собственности на них должно быть зарегистрировано в ЕГРН. Если никакой записи в ЕГРН относительно этих сетей нет, то получается, что сети не имеют хозяина.

Кстати, к сетям может быть применен принцип неделимости, то есть вся электрическая сеть может быть признана единым недвижимым комплексом, неразрывно связанным физически или технологически (статья 133.1 ГК).

Когда могут изъять земельный участок — реальные примеры и регулирующее законодательство3 основных минуса содержания электрических сетей на балансе СНТ

Основной порядок передачи

В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК по заявлению органов местной власти (муниципалитетов) бесхозяйная недвижимость принимается на учет в Росреестр.

А по истечении года со дня постановки на учет, муниципалитет вправе через суд признать право муниципальной собственности на эту вещь.

При этом для линейных объектов недвижимости (а ЛЭП относится именно к ним) этот срок снижен всего до 3 месяцев.

Минэкономразвития своим приказом № 931 от 10.12.2015 г. установил определенный порядок учета бесхозяйной недвижимости.

После приема заявления от муниципалитета Росреестр обязан в течение 15 рабочих дней либо поставить недвижимость на учет, либо отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений о данном объекте, то Росреестр поставит его на учет как бесхозяйное имущество.

Интересно, что обязанность поставить бесхозяйное имущество на учет может быть возложена на муниципалитет принудительно. В этом случае основанием для вмешательства будет являться незаконное бездействие администрации.