Льготные условия

Участие государства в хозяйственных обществах

Государство не выступает в качестве единого субъекта в корпоративных правоотношениях, а характеризуется множественностью субъектов, что предопределяется особенностями отечественного государственного и социально-экономического устройства.

Государство как субъект корпоративных правоотношений состоит собственно из Российской Федерации как федеративного государства и субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, являющихся государственными образованиями (ст. 65, 66 Конституции РФ).

  • Российская Федерация и субъекты РФ являются публично-правовыми образованиями, к которым относятся также органы местного самоуправления (муниципальные образования).
  • Таким образом, публичные образования — образования, осуществляющие общественно значимые функции: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования*(1007).
  • Законодательство, регулирующее особенности участия государства в корпоративных правоотношениях
  • Современное законодательство, регулирующее особенности участия государства в корпоративных правоотношениях, отражает как особенности самих корпоративных правоотношений, так и специфику государства как особого субъекта права.
  • Совокупность соответствующих нормативных актов является частью корпоративного законодательства в целом и характеризуется наличием норм как частного, так и публичного права.

Особенность рассматриваемой совокупности нормативных актов состоит в том, что отсутствует единый, стержневой законодательный акт, регулирующий участие государства в корпоративных правоотношениях, участие государства в управлении принадлежащими ему акциями (долями) в капитале акционерных и иных хозяйственных обществ. При этом велико число противоречащих друг другу подзаконных актов.

Казалось бы, нормы об участии государства в корпоративных отношениях должны содержаться в корпоративном законодательстве и, прежде всего, в федеральных законах о хозяйственных обществах и иных актах корпоративного права. Однако, например, в Законе об АО содержится лишь несколько норм, относящихся к участию государства и иных публично-правовых образований в корпоративных отношениях (например, ст. 7, 77).

При этом основные нормы, связанные с участием государства в корпоративных правоотношениях и управлении государственным имуществом (акциями и долями участия в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью), содержатся в приватизационном законодательстве.

Так, в Законе о приватизации основные положения, регулирующие отношения с участием государства в корпоративных отношениях, содержатся в гл.

VII «Особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности» (ст. 37-41 и др.).

  1. Особенности регулирования отношений с участием публично-правовых образований обусловлены наличием значительной публично-правовой составляющей в регулируемых отношениях, что не могло не отразиться на законодательстве и практике его применения.
  2. Это еще раз подтверждает сделанный ранее в первой главе настоящего учебника вывод о том, что корпоративные правоотношения, обладая значительной спецификой, связанной с регулированием управленческих отношений и наличием публично-правовой составляющей, являются особой группой отношений, которые не могут быть исключительно частноправовыми по своему содержанию.
  3. Представляется, что законодательство об участии государства в корпоративных отношениях включает в себя, помимо норм приватизационного и корпоративного права, нормы, регулирующие отношения по управлению государственным имуществом, также имеющие значительную часть публично-правовых норм.

Именно нормативные акты об управлении государственным имуществом составляют значительный массив подзаконных нормативных актов в рассматриваемой сфере регулирования.

К их числу следует отнести, например, Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»), утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738; постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»*(1008); Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432*(1009), и др.

Следует также отметить большое значение гражданского законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства о бюджете при регулировании корпоративных отношений с участием публично-правовых образований.

Так, гл. 5 ГК РФ (ст. 124-127) определяет участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Применительно к реализации права субъектов РФ на участие в управлении хозяйственными обществами соответствующая регламентация осуществляется в нормативных правовых актах субъектов РФ*(1010).

Участие государства в хозяйственных обществах Мы поможем в написании ваших работ!

Правовые проблемы участия государства в акционерных обществах

Молотников Александр Евгеньевич, директор по правовым вопросам ООО «Консалтинговая группа «АСПЕКТ», преподаватель кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук (г. Москва).

Текутьев Д.И., юрист компании Baker&McKenzie CIS, аспирант кафедры предпринимательского права, юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва).

Авторами рассматриваются проблемы целесообразности и эффективности участия государства в акционерных обществах.

Анализируются законодательная база и возможные формы государственного участия в акционерных обществах, порядок реализации государством прав акционера, а также проблемы использования государством «золотой акции».

Делается заключение о необходимости внедрения современных высоких стандартов корпоративного управления в компаниях с государственным участием и повышения эффективности управления государственной собственностью.

https://www.youtube.com/watch?v=rT9x7uDHZqI\u0026pp=ygVW0KPRh9Cw0YHRgtC40LUg0LPQvtGB0YPQtNCw0YDRgdGC0LLQsCDQsiDRhdC-0LfRj9C50YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDQvtCx0YnQtdGB0YLQstCw0YU%3D

Ключевые слова: государственная собственность, приватизация, права акционера, директива, независимые директора, конфликт интересов, золотая акция.

Legal problems of state participation in joint stock companies

A.E. Molotnikov, D.I. Tekutiev

The authors analyze the problems of feasibility and effectiveness of state participation in joint stock companies.

The article examines legal regulation and possible forms of state participation in joint stock companies, the ways of implementation state shareholder's rights and the problems of exercising the golden share.

The authors come to conclusion about the necessity of implementation of modern high standards of corporate governance in companies with state participation, and the nessesity to improve the management of state property.

Key words: state property, privatization, shareholder's rights, direction, independent director, conflict of interests, golden share.

Участие государства в акционерных обществах — объективная реальность современной российской экономики. По состоянию на начало декабря 2011 года среди первой десятки «голубых фишек» ММВБ более половины являлись компаниями с участием государства . Такое положение дел может объясняться целым рядом причин, среди которых можно выделить следующие:

В частности, по состоянию на начало декабря 2011 года государству принадлежит 50,002 процента акций ОАО «Газпром» (URL: http://www.gazprom.ru.), 75,4978 процента акций ОАО «Банк ВТБ» (URL: http://www.vtb.ru.), 60,251542 процента акций ОАО «Сбербанк России» (URL: http://www.sbrf.ru.).

  • общемировая тенденция усиления регулирующего воздействия государства на бизнес как последствие мирового экономического кризиса ;

К примеру, крупнейший железнодорожный перевозчик США компания Chicago Transit Authority — акционерное общество с участием государства. В странах Европейского союза также активно практикуется создание компаний с участием государства, особенно в таких сферах, как энергетика, автомобилестроение и др. Подробнее см.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые вопросы. М., 2006. С. 223 — 228.

  • традиционно высокая роль государства в экономической жизни страны (как в дореволюционный, так и в советский периоды );

Подробнее об истории участия государства в управлении акционерными обществами см.: Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. 2009. N 4.

  • переходный характер отечественной экономики (возникновение наряду с другими моделями корпоративного управления модели смешанного частно-государственного контроля в 1990-е годы стало одной из характерных черт большинства стран с переходной экономикой);

необходимость решения экономических, социальных задач государства и т.д.

Вопрос о целесообразности государственного участия в акционерных обществах и об эффективности государства как акционера является дискуссионным.

Ряд исследователей считают, что подобное участие на современном этапе необходимо: «Современное состояние мировой экономики, постоянно повторяющиеся кризисные явления показывают, что без государственного воздействия невозможно решить задачу обеспечения стабильности в различных сферах экономической деятельности.

Без государства и его участия в корпоративных правоотношениях невозможно достигнуть поставленных перед российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные и инновационные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций» .

Представители противоположной позиции отмечают неэффективность государства как собственника и акционера, главной причиной которой считают отсутствие четких целей и задач ввиду абстрактности государства как субъекта корпоративных отношений и справедливо указывают на наличие иных организационно-правовых форм, в которых государство может участвовать в экономике.

В частности, В.А. Сидорович пишет: «Для предприятий с государственным участием характерны расплывчатость и непоследовательность целей собственника в сочетании с противоречивыми групповыми интересами внутри правительства… единой и четкой политики развития института корпоративного управления в «подведомственных» компаниях не просматривается» .

Корпоративное право / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: КНОРУС, 2011. С. 745 (автор главы — Е.П. Губин). Сидорович В.А. Корпоративное управление в российских компаниях с государственным участием. URL: http://www.sidorovich.com/ article5.

Резюмируя изложенное, авторы настоящей статьи полагают, что участие государства в акционерных обществах, безусловно, целесообразно.

Это способствует и решению социальных задач, и обеспечению стабильности, и защите публичных интересов в ключевых отраслях экономики.

Вопрос же эффективности государственного участия необходимо решать различными средствами, в том числе посредством совершенствования законодательства.

Обзор законодательной базы

В числе основных нормативных актов, регулирующих сегодня на федеральном уровне процесс участия государства в акционерных обществах, можно назвать следующие:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ), определяющий порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (статьи 124 — 127);
  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как акт, определяющий общие требования к порядку управления акционерным обществом и затрагивающий ряд моментов, связанных с участием в нем публично-правовых образований ;

См., например: пункт 5 статьи 1, пункт 4 статьи 7, пункт 4 статьи 12, пункт 4 статьи 21, пункт 6 статьи 71, пункт 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

  • Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), регулирующий особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности (в частности, статьи 37 — 41);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («Золотой акции»)»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»;
  • Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 26 июля 2005 года N 228 «Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и федеральными государственными унитарными предприятиями».
Читайте также:  Расписка между юридическими лицами

Оценивая законодательную базу, регулирующую участие государства в акционерных обществах, необходимо отметить ее разрозненный, подчас противоречивый характер.

В настоящее время в нашей стране отсутствует единый нормативный акт, регулирующий процесс управления государственной собственностью, хотя необходимость принятия такого закона отмечают многие исследователи .

Кроме того, сегодня вопрос осуществления государством прав акционера дополнительно регулируется как на отраслевом , так на территориальном уровне , а эффективность законодательства, как известно, в его унификации.

Представляется необходимым закрепить на федеральном законодательном уровне формы, задачи, а также принципы управления акциями, находящимися в собственности государства. Это может быть сделано как путем внесения изменений в имеющиеся законодательные акты, так и путем принятия отдельного закона, посвященного управлению государственной собственностью.

См., например: Фролова Н.В. Институт управления находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ в рамках правовой реформы // Законодательство и экономика. 2006. N 3. См., например: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2007 года N 627 «О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности».

См., например: Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 49 «Об основах управления собственностью города Москвы»;

Закон Астраханской области от 19 апреля 2006 года N 3 7/2006-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Астраханской области».

Формы участия государства в акционерных обществах

В соответствии с пунктом 2 статьи 124 ГК РФ публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, государство может как прямо (являясь собственником определенного количества акций либо используя «золотую акцию» — специальное право на участие в управлении ), так и косвенно (посредством иных юридических лиц) участвовать в уставных капиталах акционерных обществ и реализовывать право акционера на участие в управлении им.

Проблемы использования «золотой акции» будут рассмотрены в отдельном разделе настоящей статьи.

Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне особое место среди таких органов занимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество), осуществляющее полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного государственного имущества (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом [21]). При этом в процессе выработки решений по вопросам деятельности отдельных акционерных обществ Росимущество должно осуществлять права акционера либо по согласованию, либо с учетом позиции соответствующего профильного федерального ведомства.

https://www.youtube.com/watch?v=rT9x7uDHZqI\u0026pp=YAHIAQE%3D

Основной формой приобретения акций в собственность государства является приватизация государственного и муниципального имущества.

К числу способов приватизации прежде всего относятся преобразование унитарных предприятий в акционерные общества и внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при их учреждении (пункты 1 и 9 ч. 1 ст. 13 Закона о приватизации) .

В пункте 6 статьи 28 Федерального закона «Об акционерных обществах» также предусматривается приобретение государством права акционера в ходе размещения дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ, акции которых уже находятся в собственности публично-правового образования.

При этом согласно статье 25 Закона о приватизации доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.

Другим возможным способом приобретения государством в собственность пакетов акций является переход в собственность публичного образования выморочного имущества (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).

Правда, на практике такой способ приобретения акций практически не используется государством, так как, во-первых, порядок такого приобретения не урегулирован на законодательном уровне (в пункте 3 статьи 1151 ГК РФ отмечается, что порядок наследования и учета выморочного имущества определяется законом, который до сих пор так и не принят), а во-вторых, государству просто невыгодно приобретать в собственность огромное количество миноритарных пакетов и управлять ими .

Подробнее см.: Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. 2009. N 4.

Наконец, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации акционерным обществам могут предоставляться бюджетные инвестиции.

При этом согласно пункту 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов указанных юридических лиц.

Рассмотрев основные способы прямого участия публичных образований в акционерных обществах, необходимо отметить, что гораздо более широкое распространение получило косвенное участие государства в уставных капиталах посредством других юридических лиц.

Прежде всего такое участие может заключаться в возможности контролировать «внучатое» акционерное общество посредством участия государства в уставном капитале «дочернего» общества .

В этом случае государство имеет возможность устанавливать контроль над различными акционерными обществами, не опасаясь ограничений законодательства на участие публично-правовых образований в уставных капиталах хозяйственных обществ, что уже было отмечено.

Кроме того, возможно участие в акционерных обществах посредством иных подконтрольных государству юридических лиц: унитарных предприятий, государственных автономных учреждений, Центрального банка Российской Федерации , государственных корпораций и т.д. . При этом существующее законодательство не регламентирует вопрос управления акционерными обществами, в которых государство участвует не прямо, а косвенно, что, безусловно, является серьезным пробелом.

В настоящее время посредством стопроцентного участия в ОАО «Роснефтегаз» государство контролирует 75,16 процента акций ОАО «НК Роснефть» (URL: http://www.rosneft.ru.) и 10,74 процента акций ОАО «Газпром» (URL: http://www.gazprom.ru.). В частности, 60,25 процента акций ОАО «Сбербанк России» принадлежит Центральному банку Российской Федерации, сочетающему в себе, по мнению разных специалистов, признаки унитарного предприятия, государственной корпорации и органа государственной власти.

Более подробно о порядке косвенного участия государства в каждой из указанных форм юридических лиц см.: Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. 2009. N 4.

Порядок реализации государством прав акционера

Участие государства в структуре капитала компании

Леонова, И. В. Участие государства в структуре капитала компании / И. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54985/ (дата обращения: 14.07.2023).



  • В современной российской экономике сложилась ситуация, когда существуют отрасли, в которых государственное участие в структуре капитала занимает ведущее место, в частности: энергетика, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, банковский сектор, пенсионные и страховые фонды.
  • Участие государства в структуре капитала компаний можно разделить на три группы: [1]
  • 1) компании, в которых государству принадлежит пакет в размере 100 %;
  • 2) компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • 3) компании, в которых государство выступает миноритарным акционером.
  • Особенности групп:
  • 1) При сохранении государством 100 % капитала компании, что объясняется стратегической важностью отраслей, в которых они функционируют, государство направляет и координирует работу компаний через своих уполномоченных в акционерном обществе.

В государственных компаниях отсутствует собрание акционеров. Его заменяет совет директоров, который создается государственным органом. Данный совет осуществляет контроль над деятельностью исполнительного органа в обществе, который формируется государством.

2) Компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, являются компаниями со смешанной собственностью.

Анализируя смешанную собственность, важно подчеркнуть, что наряду с отнесением организаций к определенным группам по доле собственности государства, также происходит процесс отнесения организаций к двум категориям: публичным и непубличным.

Публичные и непубличные акционерные общества различаются в размещении и обращении акций на фондовый рынок, что корректирует корпоративное управление. Компании, публично обращающие свои акции на фондовом рынке, вынуждены сталкиваться с повышенными требованиями к раскрытию данных и корпоративному управлению.

Для таких предприятий, акции которых в открытом доступе, особую значимость также приобретают взаимоотношения государства и миноритарных акционеров.

Выступая в роли доминирующего акционера, государство может действовать вразрез с интересами миноритарных акционеров и способствовать принятию необходимых государству решений на общем собрании акционеров при отсутствии учета мнения миноритариев. Государство также имеет возможность контролировать совет директоров и его состав. Государство может иметь и другие политические и государственные задачи, реализация которых затрагивает интересы миноритарных акционеров.

Государство заинтересовано в восприятии его акционерами как прозрачного и предсказуемого субъекта, который всецело соблюдает их права.

Уважая права миноритарных акционеров, государство положительно влияет на свою репутацию, в результате чего изменяются котировки акций и привлекаются инвестиции с внешних рынков.

Размещение акций государственных компаний на рынке привело к увеличению влияния государства на экономику, так как появилось средство воздействия на нее в более широких масштабах.

Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ

ее ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

  • 2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:
  • определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
  • утверждение и изменение устава корпорации;
  • определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
  • Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
  • Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.
Читайте также:  Письмо о смене юридического адреса

3.

 В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.) .

Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53) . В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.) .

К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

4.

 Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) , контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531) , оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 652 настоящего Кодекса.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ)

§ 2. Коммерческие корпоративные организации

(Наименование в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ)

1.

 Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах

(Наименование в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ)

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1.

 Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников) , а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3.

 Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) .

4.

 Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125) .

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

  1. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.
  2. Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.
  3. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7.

 Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) , а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

(Статья в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ)

Статья 661. Вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества

1.

 Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

2. Законом или учредительными документами хозяйственного товарищества или общества могут быть установлены виды указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ)

Статья 662. Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества

1.

 Минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах.

Минимальные размеры уставных капиталов хозяйственных обществ, осуществляющих банковскую, страховую или иную подлежащую лицензированию деятельность, а также акционерных обществ, использующих открытую (публичную) подписку на свои акции, устанавливаются законами, определяющими особенности правового положения указанных хозяйственных обществ.

2. При оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи) .

Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.

3.

 При оплате долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений. При внесении в уставный капитал акционерного общества не денежных средств, а иного имущества акционер, осуществивший такую оплату, и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений.

Правила настоящего пункта об ответственности участника общества и независимого оценщика не применяются к хозяйственным обществам, созданным в соответствии с законами о приватизации путем приватизации государственных или муниципальных унитарных предприятий.

4.

 Если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах, учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть уставного капитала хозяйственного общества — в течение первого года деятельности общества.

В случаях, если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ)

Статья 663. Публичные и непубличные общества

1.

 Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

  • 3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
  • 1)  о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 653) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
  • внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
  • реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
  • определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 653) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества) , избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
  • определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  • увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
  • утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
  • 2)  о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 653) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
  • 3)  о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
  • 4)  об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
Читайте также:  Оплата налогов по месту нахождения организации

Представители государства в хозяйственных обществах

Государство, помимо того что выступает регулятором общественных отношений, является еще и собственником значительного количества коммерческих активов. В частности, оно в лице государственных органов и организаций играет роль учредителя и собственника имущества государственных предприятий, учреждений, владельца долей (акций) в уставных фондах хозяйственных обществ.

Государство участвует в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит ему, посредством осуществления через своих представителей владельческого надзора .

В настоящей статье мы рассмотрим, кто может назначаться представителем государства в хозяйственных обществах с государственным участием, какие требования предъявляются к такому представителю, каков порядок оформления отношений с разными категориями представителей государства, кто несет ответственность за принятые ими решения, а также другие сопутствующие вопросы.

Требования к представителям государства

Представителем государства в органах управления хозяйственных обществ с государственной долей участия может назначаться гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее образование и стаж работы не менее трех лет, прошедший специальную подготовку и аттестованный на право осуществлять соответствующие полномочия.

В частности, представителями государства могут быть:

  1. государственные служащие, работники государственных органов и других государственных организаций, осуществляющих владельческий надзор;
  2. иные граждане Республики Беларусь, заключившие гражданско-правовые договоры с государственными органами и организациями .
  • На заметку
  • Подготовку кандидатов на право быть назначенными представителями государства в органах управления хозяйственных обществ осуществляет Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров БГЭУ.
  • Порядок аттестации лиц на право осуществления полномочий представителя государства в органах управления хозяйственного общества устанавливает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее — Госкомимущество).
  • Госкомимущество создает комиссию по аттестации из семи человек и проводит экзамен посредством компьютерного тестирования.
  • Лицу, прошедшему аттестацию, выдается удостоверение установленной формы на право осуществления полномочий представителя государства.

Назначение представителя государства

Орган, осуществляющий владельческий надзор, должен принять решение о назначении представителя государства в органы управления хозяйственного общества. Кандидатуру представителя необходимо согласовать с Госкомимуществом. Для этого орган, осуществляющий владельческий надзор, представляет в Госкомимущество сведения:

  • о кандидатуре;
  • хозяйственном обществе, в которое назначается представитель государства;
  • ранее назначенных представителях государства в органы управления хозяйственного общества, в том числе о представителе государства, полномочия которого прекращаются.
  1. Решение о назначении представителя государства принимается до проведения общего собрания участников хозяйственного общества, в повестку дня которого включается вопрос об избрании членов наблюдательного совета.
  2. Копию этого решения принявший его орган в трехдневный срок должен направить в хозяйственное общество и Госкомимущество.
  3. При этом орган, осуществляющий владельческий надзор, выдает доверенность для участия представителя государства в работе органов управления (общее собрание и наблюдательный совет) открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного унитарного предприятия.

Точный количественный состав представителей государства в органах управления хозяйственного общества законодательство не определяет. В соответствии с п.

4 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. N 694, в органы управления хозяйственного общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства.

В конкретном хозяйственном обществе представители государства выражают позицию непосредственно органа, осуществляющего владельческий надзор. В связи с этим не ясно, с какой целью в органы управления хозяйственного общества требуется назначать двух и более представителей государства.

В органы управления управляющей компании холдинга с участием государства — хозяйственного общества нельзя назначать более двух представителей государства.

Исключение составляет ситуация, когда акции (доли в уставном фонде) такой управляющей компании находятся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

В таком случае представители государства назначаются по одному от Республики Беларусь и каждой административно-территориальной единицы.

  • Представитель государства, являющийся работником органа, осуществляющего владельческий надзор (в том числе государственным служащим), выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы.
  • Иные граждане могут стать представителями государства на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с органом, осуществляющим владельческий надзор.
  • На заметку

Как правило, с одним гражданином разрешается заключать гражданско-правовые договоры на осуществление полномочий представителя государства не более чем в двух хозяйственных обществах. Однако данная норма не является императивной и не ограничивает право гражданина быть представителем государства более чем в двух хозяйственных обществах.

Прекращение полномочий представителя государства

Орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время заменить представителя государства, назначенного в состав наблюдательного совета открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, другим представителем.

По законодательству полномочия представителя государства прекращаются в случае:

  • прекращения действия заключенного с ним трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора;
  • его отзыва органом, осуществляющим владельческий надзор;
  • отчуждения всех акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь либо административно-территориальной единице;
  • ликвидации хозяйственного общества.

Отзыв представителя государства из органов управления хозяйственного общества возможен вследствие:

  • неисполнения обязанностей, возложенных в соответствии с Положением о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. N 694, и трудовым договором (контрактом) или гражданско-правовым договором;
  • возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей (призыв на военную службу, болезнь, изменение места работы, места жительства и т.д.);
  • принятия решения о замене представителя государства;
  • нарушения установленного законодательством Республики Беларусь порядка получения вознаграждения;
  • возникновения иных обстоятельств, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и условиями трудового договора (контракта) либо гражданско-правового договора.

Права и обязанности представителя государства

Вышеупомянутое Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, определяет основные права представителя государства, а именно право:

  • в порядке, предусмотренном законодательством и уставом хозяйственного общества, требовать проведения общего собрания участников, заседания наблюдательного совета, а также внеплановой ревизии или аудита деятельности хозяйственного общества;
  • получать от органов управления хозяйственного общества информацию о его деятельности, данные о конъюнктуре рынка выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах), потребляемом сырье (работах, услугах) и другие документы.

В то же время представитель государства обязан:

  • участвовать в работе органов управления хозяйственного общества либо работе ликвидационной комиссии в случае такого назначения;
  • принимать меры по защите экономических интересов государства при осуществлении деятельности хозяйственного общества;
  • представлять органу, осуществляющему владельческий надзор, отчет о своей работе в качестве представителя государства;
  • осуществлять контроль за сроками и полнотой перечисления в республиканский и (или) местный бюджеты дивидендов (процентов), начисленных на принадлежащие государству акции (долю в уставном фонде) хозяйственного общества;
  • информировать орган, осуществляющий владельческий надзор, о перечислении в бюджет дивидендов (процентов), начисленных на принадлежащие государству акции (долю в уставном фонде) хозяйственного общества;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности хозяйственного общества, не допускать иных действий, которые могут нанести ему ущерб;
  • исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством и трудовым договором (контрактом) либо гражданско-правовым договором.

Ответственность представителя государства

Представитель государства несет ответственность за свои действия согласно законодательству. Вместе с тем он не отвечает за последствия своих решений, принятых на основании указаний органа, осуществляющего владельческий надзор.

  1. Нарушение представителем государства, который является работником данного органа, должностных обязанностей, порядка согласования проектов решений, принимаемых органами управления хозяйственного общества, неисполнение указаний органа, осуществляющего владельческий надзор, и непринятие мер по предупреждению убыточности хозяйственного общества влечет установленную законодательством дисциплинарную ответственность.
  2. Такую же ответственность влечет несвоевременное представление органу, осуществляющему владельческий надзор, и ненадлежащее оформление отчета о работе в качестве представителя государства.
  3. В случае если вышеназванные нарушения совершил представитель государства, осуществляющий свои полномочия на основе гражданско-правового договора, он несет ответственность, закрепленную этим договором и законодательством.

Контроль за управлением государственными акциями (долями)

  • Контрольная функция представителя государства обеспечивается обязанностью представлять органу, осуществляющему владельческий надзор, отчет о своей работе .
  • Указанный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, должен утвердить отчет представителя государства в органах управления хозяйственного общества и представить в Госкомимущество обобщенную аналитическую информацию об организации и обеспечении деятельности представителей государства за данный период.
  • Завершается работа представлением Госкомимуществом в Совет Министров Республики Беларусь в срок не позднее 25 мая отчета об управлении принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями), а также предложений по совершенствованию организации владельческого надзора за деятельностью хозяйственных обществ.

Бурак, Е.Н. Участие государства в управлении хозяйственными обществами / Е.Н.Бурак // Промышленно-торговое ПРАВО. — 2016. — N 4. — С. 53 — 55.

Подпункт 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г. N 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора».

Положение об аттестации лиц на право осуществления полномочий представителя государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам, утвержденное постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 20 ноября 2006 г. N 50.

Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 11 августа 2015 г. N 34 «Об установлении формы отчета представителя государства в органах управления хозяйственного общества, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь».