Чем отличается жалоба от заявления?
«Жалоба»,
«заявление»,
«ходатайство»
— понятия широко известные и в общем
смысле чем-то схожие. Под этими терминами
подразумевается обращение гражданина
(или нескольких лиц), устное или письменное,
в любые официальные (государственные,
общественные, местного самоуправления
и т.п.) органы.
-
Основное отличие между ними — предмет
обращения. -
Жалоба
— это просьба об устранении какого-либо
обстоятельства или о восстановлении
справедливости, связанные с нарушением
прав и законных интересов заявителя. -
Заявление (ходатайство)
— обращение, не связанное (в отличие от
жалобы) с нарушением прав и законных
интересов и не содержащее поэтому
требования об устранении такого
нарушения. -
Заявления подаются, во-первых, в целях
реализации права или законного интереса
гражданина (например, заявление о приеме
на работу) и, во-вторых, для сообщения о
недостатках в работе предприятий и
организаций и внесения предложений по
устранению этих недостатков. -
Право на жалобу (заявление) имеет не
только любой гражданин России, но и лица
без гражданства и иностранцы.
Теперь остановимся на процессуальном
смысле перечисленных понятий. Ходатайство,
например, это официальная просьба о
совершении какого-либо процессуального
действия или принятия решения, обращенная
к органу дознания, следствия, прокурору
или суду. Заявление (в том числе и исковое)
— форма обращения в суд.
Жалоба может быть кассационной —
обращенной в вышестоящий суд с просьбой
об изменении приговора или решения,
вынесенного судом первой инстанции; на
отказ в совершении нотариального
действия и т.д. (более подробно остановимся
на них далее).
В этом случае право
принесения жалобы (заявления, ходатайства)
имеет ограниченный законом узкий круг
лиц: подозреваемый, обвиняемый, их
законные представители, защитник
(адвокат), потерпевший, гражданский
истец, гражданский ответчик, их
представители, прокурор, общественный
обвинитель (защитник) — в уголовном
процессе; истец, ответчик, третьи лица,
заявитель, их представитель (адвокат),
прокурор — в гражданском процессе.
Право гражданина на жалобу
(обращение) гарантируется Конституцией
РФ (ст. 33),
а порядок рассмотрения — до сих пор
действующим документом еще советского
периода — Указом
Президиума Верховного Совета СССР от
12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке
рассмотрения предложений, заявлений и
жалоб граждан» (в ред. от 2 февраля
1988 г.)*(1).
Жалоба (заявление), как и любой другой
официальный документ, должна быть
правильно оформлена.
Если гражданин обращается к официальному
лицу устно, его обращение должно быть
зарегистрировано в специальном журнале.
Если же жалоба изложена письменно, то
она должна быть в обязательном порядке
подписана обратившимся с указанием
фамилии, имени, отчества и содержать
помимо изложенного существа дела данные
о месте жительства, работы или учебы.
Обращение, не содержащее
перечисленных сведений, признается
анонимным
и рассмотрению не подлежит.
Что нужно, чтобы жалоба была рассмотрена
в наиболее короткий срок?
Во-первых, жалобы и заявления рекомендуется
подавать именно в те государственные
и общественные органы, предприятия,
учреждения, организации или тем
должностным лицам, к непосредственному
ведению которых относится разрешение
данного вопроса.
У многих граждан до
сих пор существует убежденность, что
чем «выше» будет адресована жалоба,
тем она быстрее разрешится. Это далеко
не так! Обращение все равно направят в
тот орган, который обязан решать
конкретный вопрос.
Поэтому, если жилец
не доволен работой дворника и пожалуется
по этому поводу на имя Президента РФ,
жалоба все равно придет в ЖЭК, но только
через довольно-таки ощутимый промежуток
времени.
Государственные и общественные
органы (предприятия, учреждения,
организации), их руководители и другие
должностные лица, к ведению которых не
относится решение вопроса, поставленного
в заявлениях и жалобах, обязаны направить
их не позднее чем в пятидневный срок по
принадлежности, известив об этом
заявителей, а при личном приеме обязаны
разъяснить, куда им следует обратиться.
Во-вторых, если вы обжалуете действия
государственного или иного органа
(предприятия, учреждения, организации)
либо должностного лица, жалобы надо
подавать в те органы или тем должностным
лицам, которым они непосредственно
подчиняются.
Руководители и должностные лица несут
личную ответственность за организацию
приема и рассмотрение заявлений и жалоб
граждан. Прием должен проводиться в
строго установленные дни и часы, о чем
на стенде вывешивается извещение.
Запрещено направлять жалобы граждан
для разрешения тем органам или должностным
лицам, действия которых обжалуются.
Закон обязывает государственные органы
и должностных лиц при рассмотрении
заявлений и жалоб внимательно разбираться
в их существе, в случае необходимости
истребовать нужные документы, направлять
работников на места для проверки,
принимать любые другие меры для
объективного разрешения вопроса. О
своих решениях, принятых по заявлениям
и жалобам, руководители обязаны известить
подавшего заявление или жалобу в
письменной или устной форме. В случае
отказа в ответе должны быть изложены
мотивы.
-
Гражданин, не согласный с решением,
принятым по его жалобе (заявлению), имеет
право обжаловать это решение в вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу или в суд. -
На рассмотрение жалоб и заявлений
отводится срок до одного месяца со дня
их поступления (принятия). -
В тех случаях, когда для разрешения
заявления или жалобы необходимо
проведение специальной проверки,
истребование дополнительных материалов
либо принятие других мер, сроки разрешения
жалобы (заявления) могут быть продлены
руководителем (заместителем)
соответствующего органа, но не более
чем на один месяц, с сообщением об этом
гражданину, подавшему жалобу (заявление). -
Для подавшего жалобу в
клеветнических целях предусмотрена
ответственность в соответствии с
законодательством (административным,
уголовным
либо гражданским).
Чем отличается заявление гражданина от жалобы?
д., заявлением — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, жалобой же признается …
Как отличить заявление от жалобы?
Жалоба – это просьба о восстановлении нарушенного права, заявление – обращение, главная цель которого – информировать должностное лицо. Требование. В жалобе всегда содержится определённая просьба: отменить решение государственного органа, пересмотреть дело, отстранить от работы сотрудника.
Что представляет собой коллективное обращение?
Коллективное обращение – это обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). Такое определение дается этому понятию в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». … Изложить коллективное обращение можно в письменной, электронной или устной форме.
Сколько видов обращений граждан имеется в административных отношениях?
Основополагающий федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предлагает всего три группы обращений: индивидуальные и коллективные, письменные и устные, а также предложения, заявления и жалобы.
Что понимается под обращением гражданина?
Обращения граждан — это средство обратной связи между населением и органами власти, это реакция граждан на решения, принимаемые государственной и муниципальной властью.
Кто составляет заявления жалобы ходатайства?
по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8). Заявление адресуется конкретному должностному лицу: руководителю администрации, организации
В чем отличие жалобы от заявления в прокуратуру?
д., заявлением — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, жалобой же признается …
Как дается ответ на коллективное обращение?
Ответ на коллективное обращение граждан направляется лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя коллектива граждан, подписавших коллективное обращение.
Как писать ответ на коллективное обращение?
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого подписавшего его лица (если в обращении не указано конкретное лицо, на чье имя должен быть направлен ответ).
Какие виды обращений граждан предусмотрены законом?
Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайство) и жалобы.
Какие виды обращений могут направлять граждане в органы власти и должностным лицам?
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ред.
В каком случае ответ на письменное обращение гражданина не дается?
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Что будет если меня поймают за рулем несовершеннолетнего?
Как называется просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав?
3) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Как называется обращение граждан в государственные органы в связи с нарушением их прав и законных интересов?
Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.
Жалуемся чиновнику, жалуемся … на чиновника. Как сделать это правильно
Виктория Алешина, интернет ресурс «Права потребителя»
Несмотря на предпринимаемые государством усилия, злоупотребления со стороны организаций, управляющих жилым фондом, и низкое качество оказываемых услуг ведут к постоянному росту количества жалоб на них. Однако для того, чтобы чиновники отреагировали на ваше обращение необходимо уметь жаловаться. В этой статье — о том, как это делать.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Потребители жилищно-коммунальных услуг с целью защиты своих прав могут обращаться в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.
Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Чем жалоба отличается от заявления
- Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.
- Если гражданин намерен поделиться своими рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, он вправе обратиться с предложением.
- Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.
- Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)
В обращении гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса (обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного листа.
Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.
Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению».
Как передать чиновнику обращение (жалобу)
Письменное обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной почтой, передано через канцелярию (экспедицию), вручено должностному лицу на личном приеме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления.
Сколько ждать ответа
Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон дает на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.
МЕЖДУ ПРОЧИМ: |
Закон запрещает чиновникам направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином. |
В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право:
- 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы)
- К подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать обращения гражданина в ряде случаев:
- — если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своем месте жительства — ответ на такое обращение гражданин не получит по вполне понятным причинам;
- — если гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом — такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;
- — если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, — гражданину, направившему такое обращение, сообщат о недопустимости злоупотребления правом;
- — если текст письменного обращения не поддается прочтению — о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
— если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения – в таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;
— если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица — гражданину обязаны письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Пожалуйте на прием… к руководителю
Руководители любых государственных органов, органов местного самоуправления (и уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна быть доступна для граждан.
Идя на прием не забудьте документ, удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения (которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и письменное обращение – этом случае его обязаны зарегистрировать.
Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) могут дать устно в ходе личного приема. В остальных случаях придется ждать письменный ответ. Причем чиновникам закон запрещает «лить воду» — ответ должен быть дан непременно по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.
Закон не приветствует многократность таких встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения.
Куда пожаловаться
Если решение, принятое по обращению, не устраивает или чиновники направляют явные отписки, если не отвечают на ваши жалобы (заявления и т.п.), то на их действия (или, наоборот, бездействие) следует жаловаться в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру. Закон позволяет гражданам обжаловать действие (бездействие) чиновников и в суде.
Еще на эту тему:
Все материалы номера
Добавить в закладки
Чем отличается жалоба от искового заявления
Претензия, иск или жалоба? В Интернете часто встречаются вопросы наподобие «Чем отличается претензия от жалобы?» или «В чем разница между жалобой и исковым заявлением?» С одной стороны, в российской законодательной базе существуют довольно четкие определения каждого из этих терминов. С другой — далеко не каждому обывателю дано разобраться в сложной юридической казуистике, где каждое слово несет определенную, не совсем понятную обычному человеку, смысловую нагрузку.
В тех случаях, когда затронуты интересы или права отечественного потребителя, перед ним становится непростая задача выбора: что в данном случае окажется наиболее действенным – иск, претензия или жалоба.
Юристы Хабаровска советуют в такой ситуации обратиться за помощью к опытному юристу. Но, даже имея поддержку грамотного специалиста, следует хоть немного ориентироваться в юридической терминологии. Если бы для понятий «исковое заявление», «претензия» и «жалоба» в Хабаровске существовала инструкция «для чайников», то она могла бы была выглядеть так:
- Претензия. По мнению юристов, все должно начинаться именно с претензии. Если требования, изложенные в претензии, исполнены (удовлетворены) не будут, то следующим этапом разбирательств между сторонами должна стать жалоба. Хабаровск и его юристы рекомендуют действовать именно в такой очередности. В претензии пострадавшая сторона предъявляет виновной (по ее мнению) стороне свои требования и предлагает добровольно урегулировать возникший имущественный, финансовый или другой конфликт. Документ оформляется в письменной форме и отправляется второй стороне, желательно, заказным (а лучше — ценным) письмом.
- Жалоба. Хабаровск, как и другие города РФ, а точнее, организации, муниципальные и государственные (в том числе, правоохранительные) органы, принимают жалобы как в устной, так и в письменной форме. Очевидно, что в жалобе пострадавшая сторона обращается с просьбой или требованием в ту или иную инстанцию о восстановлении своих прав. Здесь главное – правильно определиться с выбором адресата. Даже устная жалоба в Хабаровске может дать результат, если пожаловаться в «правильную» инстанцию.
- Иск.Или исковое заявление. Когда ни претензия, ни жалоба не привели к желаемому результату, пострадавшему остается только обращение в суд. Многие наши соотечественники боятся этого варианта. Причина тому – сложность процедур, требующих глубоких знаний гражданского или арбитражного процесса, а также судебные издержки в виде государственной пошлины, оплаты услуг юристов, экспертов и проч. Однако, необходимо учитывать, что в случае удовлетворения Вашего искового заявления, все понесенные судебные расходы, ответчик будет обязан Вам компенсировать. Исковое заявление – это не просто жалоба в любой хабаровский суд, а документ, который при грамотном подходе даст оперативное получение судебного решения и исполнительного листа, что позволит силами государственного принуждения этот судебный акт исполнить. Даже если Вы планируете участвовать в суде без юриста, составлять иск рекомендуется силами опытных юристов, которые, к тому же, проконсультируют Вас о факторах, которые могут вызвать «проигрыш» — отказ в удовлетворении заявленных требований.
Необходимо помнить: восстановить нарушенные права можно как путем подачи грамотно составленного иска, так и направлением претензии или жалобы. Считается, что ключевым словом в этом случае является слово «грамотно», то есть со знанием дела.
Иск, ходатайство, жалоба — stolica-prava
В предыдущих разделах нашего сайта вы, скорее всего, уже ознакомились с тем, что такое «правосудие», что представляют из себя суды и кто такие судьи. Теперь мы перейдём к процессу обращения в суд, и первое, что необходимо узнать, это то, чем отличаются исковое заявление, заявление в суд, ходатайство и жалоба друг от друга.
1. Чем отличается иск от заявления в суд
Исковое заявление является поводом для возбуждения только искового производства. Во всех остальных случаях, поводом для возбуждения дела является заявление в суд.
В зависимости от вида судопроизводства стороны процесса имеют свои названия. Когда подаётся заявление в суд в порядке приказного производства, лицо подающее заявление называется « взыскатель », а лицо, к которому предъявляется требование « должник ».
Заявление в суд в порядке особого производства имеет следующие стороны: « заявитель» и «заинтересованное лицо».
Таким образом, деление процессуальных документов, необходимых для возбуждения гражданского судопроизводства, на исковое заявление и заявление в суд, обусловлено видом спорных правоотношений.
Также, заявлением в суд называют документ, в котором изложена просьба гражданина на изменение своих процессуальных прав и обязанностей.
Например, заявление о восстановлении срока, заявление об исполнении определения суда об оставлении иска без движения, заявление о предоставлении возможности ознакомления с материалами дела, заявление о внесении замечаний на протокол судебного заседания, заявление об аресте имущества и т.д. Такие заявления подаются вне судебного заседания.
Таким образом, название «заявление в суд» носит не только документ, возбуждающий гражданское судопроизводство, но и документ, реализующий права стороны гражданского процесса вне судебного заседания.
2. Ходатайство
Ходатайство, это документ, которым сторона по делу реализует свои права, но, в отличие от заявления суд, ходатайство подлежит рассмотрению только в судебном заседании.
Также, в отличие от заявления в суд , ходатайство может быть заявлено не только в письменном виде, но и в устном под запись в протоколе судебного заседания.
Даже, если вы подали ходатайство до судебного заседания, судья рассмотрит его только на судебном заседании, не зависимо от того, будет ли это предварительное судебное заседание или рассмотрение дела по существу.
Также смотрите Продажа доли в уставном капитале
Более подробно о том, что такое ходатайство, как составить ходатайство и о его видах мы поговорим в отдельной статье.
3. Жалоба
Жалоба в суд – документ, направленный на оспаривание состоявшихся по делу судебных решений и определений. В гражданском процессе существует четыре вида жалоб: частная, апелляционная, кассационная и надзорная.
3.1. Частная жалоба
Наиболее распространёнными являются частная жалоба на определение суда об оставлении искового заявления без движения, частная жалоба на определение об отказе в принятии обеспечительных мер, частная жалоба на определение об отказе возобновления производства по делу. Частная жалоба должна быть подана в течение 15 дней с момента оглашения оспариваемого определения.
Заявление и обращение в чем разница. Чем отличается жалоба от заявления
- ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН
- В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.
- Предложение
— вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.
Заявление
— вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.
Жалоба
— вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан.
Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя
, нарушение его субъективных прав.
Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде
, т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида.
Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный
характер.
Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.
Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.
Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются.
Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя.
Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.
Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.
Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.
Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения — безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.
Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.
Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан: