Что в соответствии с Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации учитывается при применении взысканий к гражданским служащим за коррупционные правонарушения?
2 июня 2021
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
В соответствии со статья 59.
3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания в виде замечания, выговора, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнения в связи с утратой доверия применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
При применении указанных взысканий учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию он считается не имеющим взыскания.
- Помощник прокурора района
Шамарин С.П.
Назад к списку
Комитет по тарифам Санкт‑Петербурга
Нормы статей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
Статья 59.1.
Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
-
замечание;
-
выговор;
-
предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
- Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла п. 2 ч. 1 ст. 59.2 см. Постановление КС РФ от 06.04.2020 N 14-П. 2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; 5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
- Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
- Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
- Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
- При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
- Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. 3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
- В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
- Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.
Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия
Согласно пункту 3 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 01.01.
2018 сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный в статье 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
- Количество гражданских служащих, к которым применены меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений с указанием даты совершения коррупционного проступка, вида коррупционного правонарушения, категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим
- Сведения о применении мер юридической ответственности в отношении государственных гражданских служащих Санкт‑Петербурга Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга во II полугодии 2022 года
- В I полугодии 2022 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- В II полугодии 2021 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- В I полугодии 2021 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- В II полугодии 2020 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- В I полугодии 2020 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- В II полугодии 2019 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- В I полугодии 2019 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В третьем квартале 2018 года к гражданскому служащему Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга применено взыскание в виде замечание за несоблюдение обязанности, установленной в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.
2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно за представление недостоверных и неполных сведений в отношении супруга в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 11.05.
2016 № 248−44 (приказ Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга от 15.08.2018 № 302-к).
В I полугодии 2018 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе
Обзор типовых ситуаций на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства
Государственный служащий, замещающий должность заместителя руководителя структурного подразделения государственного органа, состоит в близком родстве с государственным служащим, замещающим должность специалиста в том же структурном подразделении. По результатам проверки факта непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому не установлено.
При этом выявлено, что в период отпуска руководителя структурного подразделения его заместитель в рамках исполнения должностных обязанностей руководителя структурного подразделения при отсутствии достаточных на то оснований (без учета личного вклада государственного служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на структурное подразделение) представил к поощрению государственного служащего данного структурного подразделения, состоящего с ним в близком родстве. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление о личной заинтересованности) данным должностным лицом не представлено.
По итогам рассмотрения указанного вопроса комиссией приняты следующие решения:
- признать, что государственный служащий, замещающий должность заместителя руководителя структурного подразделения не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
- рекомендовать руководителю государственного органа применить к данному должностному лицу меру ответственности в виде выговора.
Решение представителя нанимателя: на должностное лицо наложено взыскание в виде выговора.
2. Конфликт интересов, связанный с обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность
В соответствии с частью 2 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частью 4 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и аналогичными положениями иных федеральных законов при применении взысканий за коррупционные правонарушения учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
- Ситуация 1
- Государственный служащий разрешил по существу жалобу гражданина, являющегося его близким родственником.
- В ходе проверки установлено, что государственный служащий знал, что жалоба направлена лицом, состоящим с ним в отношениях близкого родства или свойства, и не исполнил обязанность, установленную антикоррупционным законодательством, по направлению уведомления о личной заинтересованности.
- По итогам рассмотрения вопроса о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов с учетом отсутствия фактов злоупотребления полномочиями комиссией приняты следующие решения:
- установить, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
- рекомендовать руководителю государственного органа применить к государственному служащему меру ответственности в виде выговора.
- Решение представителя нанимателя: на государственного служащего наложено взыскание в виде выговора.
- Ситуация 2
- Государственный служащий в рамках исполнения должностных обязанностей участвовал в принятии решений о предоставлении субсидий на реализацию государственных программ, осуществлял общее управление и контроль реализации данных программ, согласовывал отчеты о целевом использовании бюджетных ассигнований.
- В число получателей субсидий на реализацию указанных программ входила организация, которой, как было установлено в ходе проверки, неоднократно заключались договора оказания услуг с исполнителем, являющимся лицом, состоящим в близком родстве с указанным государственным служащим.
- По мнению служащего конфликта интересов не возникало, так как заключение указанной организацией договоров оказания услуг с его близким родственником не повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) при принятии решений о выделении бюджетных ассигнований на реализацию соответствующих государственных программ.
- По итогам рассмотрения вопроса о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов комиссией, учитывая тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения, приняты следующие решения:
- установить, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
- рекомендовать руководителю государственного органа применить к государственному служащему меру ответственности в виде выговора.
Решение представителя нанимателя: к государственному служащему применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
3. Конфликт интересов, связанный с выполнением контрольных (надзорных) функций
Должностным лицом проведена проверка организации.
Вместе с тем установлено, что супруга должностного лица занимает в указанной организации руководящую должность и является владельцем доли в ее уставном капитале.
При этом уведомления о личной заинтересованности данное лицо не представило, поскольку считало, что возможность возникновения конфликта интересов при принятии решения в отношении организации отсутствовала.
В ходе проверки действий должностного лица фактов вынесения им необоснованного решения относительно данной организации установлено не было.
По итогам рассмотрения указанного вопроса комиссией, учитывая, что факта вынесения необоснованного решения в отношении рассматриваемой организации выявлено не было, приняты следующие решения:
- установить, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
- рекомендовать руководителю государственного органа применить к должностному лицу меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
- Решение представителя нанимателя: на должностное лицо наложено взыскание в виде выговора.
- 4. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
- Государственный гражданский служащий выполнял иную оплачиваемую работу в организации, при этом уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы представителю нанимателя направлено не было.
В ходе проверки установлено, что к полномочиям данного должностного лица отнесено осуществление государственного контроля за деятельностью указанной организации. Также установлено, что должностное лицо занималось иной оплачиваемой работой в служебное время, получало доход и по основному месту службы, и от иной оплачиваемой деятельности.
По итогам рассмотрения указанного вопроса комиссией, учитывая факт несоблюдения должностным лицом требований антикоррупционного законодательства, приняты следующие решения:
- установить, что государственный служащий не соблюдал установленный порядок реализации права на выполнение иной оплачиваемой работы, а также не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
- рекомендовать руководителю государственного органа применить к государственному служащему меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
- Решение представителя нанимателя: на государственного служащего наложено взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
- 5. Конфликт интересов, связанный с владением должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций)
- Ситуация 1
- Должностные лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации на протяжении нескольких лет принимали решения о выделении бюджетных ассигнований организациям, в состав учредителей которых входят данные государственные служащие и члены их семей.
- По итогам рассмотрения указанного вопроса комиссией, учитывая тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения, приняты следующие решения:
- установить, что должностные лица не соблюдали положения антикоорупциооного законодательства, включая требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
- рекомендовать руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации применить к должностным лицам меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
- Решение представителя нанимателя: к должностным лицам применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
- Ввиду наличия признаков совершения коррупционного преступления материалы с обстоятельствами дела направлены в правоохранительные органы.
- Ситуация 2
- Прокурором внесено представление об устранении нарушений требований антикоррупционного законодательства в связи с наличием в действиях должностного лица органа местного самоуправления, в должностные обязанности которого входит осуществление муниципального контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, признаков возникновения конфликта интересов, а также непринятием указанным должностным лицом мер к его урегулированию, представлением им заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, доходах, расходах и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.
Установлено, что должностное является учредителем трех коммерческих организаций. При этом в доверительное управление должностным лицом переданы доли участия только двух из трех коммерческих организаций.
- При представлении сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера служащий умышленно скрыл свою долю участия в третьей коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории данного муниципального образования, и в доверительное управление, как того требует законодательство, долю в указанной организации не передавал.
- В период исполнения указанным лицом его должностных полномочий данная организация продолжала осуществлять деятельность, приносящую доход, о чем должностному лицу было достоверно известно.
- В установленном порядке мер по устранению допущенных нарушений органом местного самоуправления предпринято не было.
- Прокурором направлено исковое заявление с требованием уволить должностное лицо в связи с утратой доверия, которое судом отклонено.
Между тем апелляционной инстанцией суда удовлетворено апелляционное представление прокурора и вынесено новое решение. Суд обязал уволить должностное лицо, допустившего нарушение антикоррупционного законодательства, в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Также, поскольку непосредственным руководителем должностного лица не приняты надлежащие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, инициирована его отставка.
Решение представителя нанимателя: к должностному лицу применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Руководитель должностного лица освободил занимаемую должность.
Информация подготовлена с использованием материалов предоставленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
Аналитический материал практики правоприменения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Приложение к письму Федерального казначейства
от 26.07.2016 № 07-04-05/09-545
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен в статье 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.
2 Федерального закона № 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Учитывая изложенное, применить взыскание за коррупционные правонарушения можно не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения. Течение этого срока приостанавливается на время:
- болезни гражданского служащего;
- отпуска гражданского служащего (ежегодный, без сохранения заработной платы, учебный);
- отсутствия гражданского служащего на службе по уважительной причине (например: командировка, день отдыха);
- проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Так, анализ судебной практики показал следующее.
- В удовлетворении требований об отмене решения первой инстанции о признании незаконным и отмене приказа «О результатах проверки» в части применения к гражданскому служащему меры юридической ответственности в виде объявления дисциплинарной взыскания — замечания было отказано, так как судом первой инстанции законно и обоснованно были сделаны выводы, в том числе о пропуске, установленного в соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, срока применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания (в месячный срок обоснованно не был включен период проведения проверки в отношении гражданского служащего, однако несмотря на это срок для применения к гражданскому служащему меры юридической ответственности в виде дисциплинарного взыскания составил более месяца, что не соответствует части 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ) (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 августа 2014 года по делу № 33-17718/2014).
- Решение суда первой инстанции было отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований гражданского служащего об отмене приказа, в части применения к нему меры юридической ответственности в виде наложения дисциплинарного взыскания — выговор, в связи с неверным исчислением срока для применения взыскания за коррупционные правонарушения (в месячный срок суд не включил периоды проведения проверок в отношении гражданского служащего) судом первой инстанции (Определение судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 июля 2014 года по делу № 33-5868/2014).
- Решение первой инстанции оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения, в связи с тем, что доводы апелляционной жалобы гражданского служащего о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах и имуществе являются необоснованными, поскольку срок применения взыскания исчисляется с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, суд первой инстанции также исключил из месячного срока, установленного Федеральным законом № 79-ФЗ для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, периоды нахождения гражданского служащего в очередном отпуске, временной нетрудоспособности (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 августа 2014 года по делу № 33-11830/2014). Аналогичный вывод сделан в определении судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 февраля 2013 г. по делу № 33-795, в котором решение суда первой инстанции о признании незаконным применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания в виде выговора оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без оставлена удовлетворения, поскольку при исчислении месячного срока для применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему обоснованно не были включены в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания периоды нахождения гражданского служащего в очередном отпуске, а также нахождения на курсах повышения квалификации.
- Доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах за 2011 год признаны судом необоснованными, поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется не с момента представления справки гражданским служащим, а с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 марта 2014 г.)
Учитывая изложенное, а также в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации и признания незаконным решения представителя нанимателя о применении к гражданскому служащему мер юридической ответственности в виде дисциплинарного взыскания необходимо при исчислении срока учитывать положения статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи и сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (пункт 2 части 1 статьи 20 и часть 1 статьи 20.1 Федерального закона № 79-ФЗ, статья 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ)).
В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
- замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Также согласно пункту 2 части 1 статьи 59.
2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
При этом следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.
2 Федерального закона № 79-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.
Согласно части 2 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.
2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Указанные дисциплинарные взыскания налагаются на гражданских служащих по результатам проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Анализ статьей 59.1, 59.2 и 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ показывает, что взыскания за правонарушения коррупционного характера, совершаемые гражданскими служащими, могут быть разделены в зависимости от их тяжести и обстоятельств совершения.
Учитывая изложенное, по мнению Федерального казначейства, при применении к гражданскому служащему взыскания следует полно и всесторонне учитывать характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Так, к примеру, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами в соответствии с положениями статьи 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, были применены такие взыскания, как замечание, выговор:
- в разделе 1 справок за отчетный период отсутствуют сведения о доходе по счету в банке;
- представленные сведения об остатке денежных средств за отчетный период на счете не соответствуют фактическому остатку на отчетную дату на указанном счету, подтвержденному выпиской из банка;
- в разделе 3 справки отсутствовала информация об имеющемся кредитном счете;
- в разделе 3 «Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях» справки за 2011 год вместо номера счета указан номер банковской карты;
- в разделе 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера» справок за 2011 и 2012 годы указана 1/5 часть (6 кв.м. общей площади) квартиры, находящейся в безвозмездном пользовании, однако необходимо указывать общую площадь объекта недвижимого имущества;
- в разделе 1 справки не указаны сведения о доходе от продажи автомобиля за 2013 год;
- при заполнении справки о доходах супруги был занижен ее реальный доход по основному месту работы;
- при заполнении справки о доходах на себя и супругу в разделе 2.1. гражданский служащий предоставил недостоверные сведения о наличии в долевой собственности 3-х комнатной квартиры (по регистрационным документам — 4-х комнатная) (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 августа 2014 года по делу № 33-11830/2014; Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 июля 2014 года № 33-5868/2014; Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 марта 2014 года; Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 04 июня 2015 года по делу № 33-9080/2015; Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 января 2015 года по делу № 33-6/2015).
Также, например, Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 марта 2013 года № 33-1327/13 решение первой инстанции оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения в части признания незаконным и отмены приказа о прекращении действия служебного контракта и об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с непредставлением гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-фз «о государственной гражданской службе российской федерации»?
Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).
В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
- Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
- Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.
- В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
- Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
- С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.
- В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.
- В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
- Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
- При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.
- На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.
- Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
- Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.
- Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
- Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.
- Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.
- В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.
- При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.
Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего.