Новое

Какой может быть ответ прокурора на жалобу?

Не всегда нормативный или внутренний локальный правовой акт соответствует закону. Если это не так, то прокуратура вправе внести протест на него.

Причем адресатом в данном случае может быть должностное лицо (компания, НКО, орган), оформившие приведенный акт, или вышестоящее ведомство или начальник данного работника.

Что такое протест, каковы результаты рассмотрения протеста прокурора образец и чем грозит отказ от исполнения прокурорских требований, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70

Что представляет из себя протест прокуратуры

По закону, протест — это акт прокурорского реагирования. Его вправе принести зам или сам прокурор. Протест вносится на НПА или локальный акт (ст. 22, 23, 27 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ст. 245, 251 ГПК РФ):

  1. Органа (инстанции).
  2. Должностного лица.
  3. Коммерческой компании, НКО.
  4. Начальника сотрудника, оформившего незаконный документ.
  5. Вышестоящего ведомства.

Также, надзорное ведомство вправе обратиться в суд, если требуется защита гражданских прав и госинтересов и охраняемых законодательством РФ интересов общества.

По закону, протест может быть предъявлен администрации коммерческих компаний и НКО, а также должностному лицу из:

  • Правительства России;
  • Следственного комитета РФ;
  • регионального Заксобрания и Правительства;
  • областной думы;
  • исполнительной и законодательной власти муниципалитета (например, Городского собрания);
  • Генштаба России;
  • Минобороны РФ;
  • ОНК;
  • контролирующих органов.

Порядок рассмотрения представления прокуратуры

Чтобы протест был принят к рассмотрению адресатом, он должен быть правильно оформлен. В нем прописывается:

  • название и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица — от кого требуется устранить допущенные правонарушения;
  • день оформления;
  • название;
  • какой конкретно НПА или локальный документ противоречит закону — общая информация, номер и дата принятия;
  • какой пункт неправомерного документа ведомства или отдельного сотрудника противоречит Конституции РФ и законодательству РФ — с указанием соответствующей статьи Конституции РФ и федеральных законов;
  • заключение — предложение привести неправомерный НПА или внутренний акт в соответствии с Конституцией России и законодательством РФ;
  • сроки исполнения;
  • обязанность направить письменный ответ — с итогами рассмотрения и принятыми необходимыми мерами;
  • личная подпись составителя.

В каких случаях прокурор выносит предостережение — нужно ли отвечать

Также, при составлении протеста сотрудник прокуратуры обязан указывать в нем правовую сущность, последствия, причины и условия выявленных правонарушений (п. 16 Приказа Генпрокуратуры РФ № 195 от 7 декабря 2007 г.).

Причем при оформлении такого документа, как правило, поднимается вопрос об ответственности виновных должностных лиц (работников администрации) и устранении нарушений закона.

Кроме того, уполномоченный прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении приведенного акта.

Протест прокурора может быть досрочно отозван до получения его на руки уполномоченным сотрудником или ведомством. Причем это может сделать только прокурорский работник, внесший этот документ.

Чем отличается от представления

Представление и протест прокурора — это разные документы.

Первый из них оформляется прокурорским работником (его замом) в отношении органа, компании, НКО или отдельного сотрудника, уполномоченных устранить допущенные правонарушения, а второй — приносится не на нарушения закона, а на отдельный правовой акт, нарушающий конституционные и гражданские права (ст. 23, 24, 28 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

Важно! Кроме того, представление оформляется замом или самим прокурорским работником только в отношении отдельного ведомства, компании, НКО или сотрудника. Протест же может приноситься и начальнику этого сотрудника или в вышестоящую инстанцию.

Таким образом, протест оформляется только на НПА или локальный акт, нарушающий российское законодательство. Представление же вносится на определенные нарушения закона, а не на сам НПА.

Результаты рассмотрения протеста прокурора

Протест рассматривается уполномоченным сотрудником (органом) в порядке, введенном ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ. Так, после получения его на руки сотрудник, работник администрации или ведомство обязаны выполнить требования прокурора и принять необходимые меры. После рассмотрения приведенного документа об этом сразу же сообщается надзорному ведомству (в виде письменного уведомления).

На заметку! Если же протест направлен коллегиальному органу, то он должен уведомить прокурора о дате ближайшего заседания.

Письменное уведомление можно отправить в прокуратуру, принесшей данный акт реагирования:

  1. По почте — на почтовый адрес прокуратуры.
  2. По факсу надзорного ведомства.
  3. Через ящик для обращений, расположенный в прокуратуре.
  4. На личном приеме у уполномоченного прокурора.

Чтобы письменный ответ был принят прокурорским работником, он должен быть правильно составлен. Данное уведомление направляется в соответствующую районную (городскую) прокуратуру (ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

Чтобы письменное уведомление на протест было принят прокуратурой, оно должно быть правильно составлено. Законодательством РФ не установлено унифицированной формы такого уведомления. Однако, в нем должны быть соблюдены все основные требования к составлению актов, то есть, здесь должны быть:

  • должность и инициалы районного (городского) прокурора — кому дается ответ;
  • наименование и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица (работника администрации) — от кого направляется уведомление;
  • обращение — Уважаемый (имя и фамилия прокурора);
  • номер, дата и название протеста;
  • результаты рассмотрения — пример: в отдельные пункты Положения о режиме занятий обучающихся МОБУ … внесены такие-то изменения. Здесь же необходимо привести пункт Положения в отредактированной версии и сведения о том, что измененный внутренний документ выложен на сайт организации;
  • приложения — например, копия распоряжения от 25.03.2013г No8;
  • Ф. И. О. сотрудника, или работника администрации, или руководителя органа.

Как правильно написать ответ на требование в прокуратуру

Образец оформления документа

Прокурор или его зам. вносит протест на акт (НПА), противоречащий российскому законодательству. После рассмотрения на него своевременно должен быть дан ответ.

Читайте также:  Как снять ограничения в родительских правах?

Какой может быть ответ прокурора на жалобу?Образец письменного уведомления о рассмотрении протеста прокурора

В какие сроки нужно отреагировать

По закону, прокурорский протест должен быть рассмотрен на протяжении 10 дней с даты получения на руки (п. 2 ст. 23 ФЗ № 2202-1).

Если он внесен на решение регионального Заксобрания или Городского собрания, то он подлежит первоочередному рассмотрению на первом же заседании.

В случаях же, требующих незамедлительного устранения правонарушения, приведенный десятидневный срок может быть сокращен.

Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста

Бывает так, что орган или должностное лицо не направляют письменного уведомления с ответом на протест в прокуратуру. Тогда прокурор вправе отреагировать должным образом (п. 16 Приказа № 195). Так, за умышленный отказ от исполнение прокурорских требований, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ в виде (ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 ФЗ № 2202-1):

  • штрафа на 2 000 – 3 000 р.;
  • дисквалификацию на 6–12 мес.

Положения ст. 17.7 КоАП РФ не распространяются на урегулированные УПК РФ отношения, связанные с прокурорским надзором за работой дознавателей и следователей из органов предварительного следствия.

Кроме того, за уклонение от рассмотрения данного акта реагирования может грозить и уголовная ответственность. Например, вмешательство в работу прокурора в виде воспрепятствования расследованию дела, осуществленные должностным лицом с применением служебного положения, наказываются (ст. 294 УК РФ):

  1. Штрафом на 100 000 – 300 000 р. или в размере з/п или другого дохода виновного лица за 1-2 года.
  2. Направлением на принудительные оплачиваемые работы на протяжении 4 лет как максимум — с лишением законного права быть на отдельных должностях или заниматься конкретной трудовой (служебной) деятельностью на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
  3. Тюремным заключением на 4 года как максимум — с лишением возможности работать на госслужбе (в администрации компании, НКО) или быть на отдельных должностях на протяжении 3 лет как максимум или без такового.

Таким образом, при исполнении своих служебных обязанностей зам или сам прокурор вправе приносить протест на неправомерный правовой акт. Он направляется в ведомство или уполномоченному сотруднику (работнику администрации компании, НКО), оформившие неправомерный документ, или в вышестоящую инстанцию или начальнику этого работника.

При ответе на протест должно быть направлено соответствующее уведомление. В противном случае, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ, УК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры — Разъяснения прокуратуры. Официальный портал Администрации города Омска

Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.

Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

  • Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
  • Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
  • Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.
  • В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
  • В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения.

Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод.

Читайте также:  Можно ли подать заявление в прокуратуру анонимно на работодателя?

Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения обращений заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Прокуратура Ленинского административного округа города Омска.

§ 3. Работа прокурора с обращениями граждан

Закон о прокуратуре
(ст.
10) обязывает

прокуроров
рассматривать и разрешать заявления,
жалобы и иные обращения граждан,
содержащие сведения о нарушениях
законов.
При
этом подлежат рассмотрению и разрешению
как письменные, так и устные обращения,
поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями
граждан занимает значительное место в
общем объеме работы органов прокуратуры.
Ежегодно прокурорами и следователями
всех уровней рассматриваются и разрешаются
сотни тысяч жалоб и заявлений граждан.
Число жалоб и заявлений, поступающих в
органы прокуратуры, в последние годы
неизменно возрастает.

Это говорит о
том, что граждане России широко используют
предоставленное им
ст.
33 Конституции
РФ право личного обращения в государственные
органы, в том числе и в органы прокуратуры,
призванные охранять права и свободы
граждан.

Реализуя право на обращение,
граждане добиваются восстановления
нарушенных прав и свобод, торжества
добра над злом.

Право обращения
граждан с жалобами и заявлениями, будучи
одним из важнейших социально-правовых
институтов, активно используется
прокурорами в качестве одного из основных
способов обеспечения законности, охраны
прав и свобод граждан, в определенной
мере и охраны государственных интересов.

Работая с
обращениями граждан,

т.е. рассматривая и разрешая их жалобы
и заявления, прокуроры
и следователи получают ценную информацию:

  • о
    нарушениях прав и свобод граждан,
    допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и
    других общественно опасных правонарушениях,
    совершаемых как лицами, проживающими
    в регионе, так и другими лицами;
  • об органах и
    должностных лицах, нарушивших права и
    свободы граждан и совершивших иные
    правонарушения;

об органах и
должностных лицах, не выполняющих
требования законодательства об обращениях
граждан, т.е., иными словами, не принимающих
меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

  1. Не менее важным
    является и то, что в органы прокуратуры
    поступает информация от граждан о
    недостатках и нарушениях в . работе
    самой прокуратуры, в частности:
  2. о процессуальных
    нарушениях, допускаемых следователями
    в ходе ведения предварительного следствия
    по уголовным делам;
  3. о непринятии мер
    к привлечению к ответственности
    правонарушителей и к устранению нарушений
    законов;
  4. о недостойном, по
    мнению граждан, поведении работников
    Прокуратуры как в процессе исполнения
    служебных обязанностей, так и в
    общественных местах (в быту), и иная
    информация.
  5. Названная информация,
    содержащаяся как в устных, так и в
    письменных обращениях граждан,
    существенным образом пополняет
    информационную базу органов прокуратуры,
    что в свою очередь способствует,
    во-первых, организации их работы на
    научной основе с учетом состояния
    законности, в том числе и состояния
    соблюдения в регионе прав и свобод
    граждан, и, во-вторых, помогает улучшению
    всей деятельности прокуратуры путем
    устранения недостатков и упущений в
    работе.

Принимая посетителей,
рассматривая и разрешая жалобы и
заявления граждан, прокуроры и следователи
имеют возможность изучать общественное
мнение, складывающееся у населения о
прокуратуре в целом и об ее работниках
в отдельности, что само по себе имеет
большое значение в плане совершенствования
.деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор
РФ в своем приказе от 15 декабря 1998 г.


90 «О порядке рассмотрения обращений и
приема граждан в органах прокуратуры
Российской Федерации» требует от
прокуроров всех звеньев работу по
рассмотрению и разрешению обращений
граждан подчинять решению задач защиты
прав и свобод человека, укреплению
законности и правопорядка и организовывать
работу таким образом, чтобы каждое
обращение получало своевременное,
объективное и окончательное разрешение
той прокуратурой, к компетенции которой
относится решение вопроса. Генеральный
прокурор РФ обращает особое внимание
на принятие исчерпывающих мер к
удовлетворению обоснованных обращений
и пресечению нарушений законов, используя
в полном объеме полномочия прокурора,
предусмотренные
ст.
27
Закона о прокуратуре.

Работу по рассмотрению
и разрешению заявлений, жалоб и иных
обращений граждан и приему посетителей
организует
и контролирует прокурор-руководитель

районной, областной и им равных
прокуратуры, а также начальники
структурных подразделений прокуратуры.

Прокурор-руководитель обязан так
организовать работу, чтобы обеспечивалось
правильное и своевременное рассмотрение
и разрешение обращений граждан,
проводилась тщательная проверка
содержащейся в них информации о нарушении
законов, полностью восстанавливались
нарушенные права и свободы граждан,
привлекались к ответственности лица,
допустившие эти нарушения, устанавливались
причины нарушений и принимались меры
к их устранению. Прокуроры-руководители
систематически проверяют работу
прокуроров и следователей по рассмотрению
и разрешению заявлений, жалоб и иных
обращений, принимают меры к оперативному
устранению имеющихся недостатков,
регулярно обсуждают на заседаниях
коллегий, оперативных совещаниях
состояние этой работы, а в отдельных
случаях и факты проявления оперативными
работниками недобросовестного отношения
к этому участку работы.

В составе Генеральной
прокуратуры РФ имеется отдел писем и
приемная, а в прокуратурах субъектов
федерации – отделы, группы или старшие
помощники (помощники) по рассмотрению
писем и приему граждан.

На них возложены
непосредственная организация работы
по рассмотрению и разрешению обращений
граждан, оказание помощи в этом начальникам
структурных подразделений прокуратуры,
прокурорам районов и городов, оперативным
работникам, а также осуществление
контроля за исполнением приказов
Генерального прокурора РФ, регулирующих
этот участок работы.

Следует иметь в
виду, что рассмотрением и разрешением
обращений в органах прокуратуры
занимаются в той или иной мере все
прокурорские работники и следователи.

Читайте также:  В каких числах выплачивается единое пособие?

В органах прокуратуры
осуществляется
личный прием граждан

(посетителей). Он организуется таким
образом, чтобы гражданам было известно,
когда, где и кто из прокурорских работников
принимает.

В этих целях в офисах
прокуратуры на видном месте вывешивается
график приема посетителей. Помимо этого
прокурорские работники могут проводить
прием посетителей не-посредственно на
предприятиях, в учреждениях и в
организациях.

В соответствии с требованиями
Генерального прокурора РФ руководители
прокуратуры обязаны принимать лично
граждан не
реже раза в неделю.


О лицах, принятых на личном приеме,
делается соответствующая запись в книге
приема посетителей или книге личного
приема, где отражается кроме сведений
о гражданине, обратившимся к прокурору,
краткое содержание обращения и принятое
решение.

Порядок рассмотрения
и разрешения заявлений, жалоб и иных
обращений, поступающих в органы
прокуратуры, определяется нормами
действующего законодательства и
приказами Генерального прокурора РФ.
В соответствии с действующей инструкцией
все заявления и жалобы до передачи их
на рассмотрение и разрешение подлежат
обязательной
регистрации.

После регистрации
все поступившие в орган прокуратуры
обращения докладываются прокурору-руководителю,
который определяет дальнейшую судьбу
заявления или жалобы.

Прокурор обязан
рассмотреть обращение и принять одно
из следующих решений: принять заявление
или жалобу к своему производству;
поручить ее рассмотрение конкретному
оперативному работнику; передать на
разрешение в нижестоящую прокуратуру;
приобщить к материалам ранее поступившей
жалобы или заявления; направить в суд
для приобщения к материалам судебного
дела; направить по принадлежности на
рассмотрение другого органа. Следует
иметь в виду, что закон запрещает
пересылку жалоб в органы и должностным
лицам, решения либо действия которых
обжалуются. О направлении заявлений и
жалоб в другие органы во всех случаях
извещается заявитель. В необходимых
случаях органу, которому направлено
заявление или жалоба на рассмотрение,
предлагается сообщить в прокуратуру о
результатах разрешения.

Поступающие в
прокуратуру заявления, жалобы и иные
обращения граждан рассматриваются и
разрешаются в порядке и в сроки,
установленные федеральным законодательством.

Заявления и жалобы граждан и должностных
лиц, поступающие в прокуратуру,
рассматриваются и разрешаются прокурором
в срок не
позднее месяца,

а не требующие изучения и проверки –
15 дней, если
иной срок не предусмотрен законом.

Так,
жалобы и заявления военнослужащих и
членов их семей, поступающие в Генеральную
прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов
федерации и приравненные к ним военные
и иные специализированные прокуратуры,
разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие
в нижестоящие прокуратуры – безотлагательно,
но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Безотлагательно
также рассматриваются обращения,
поступающие от Президента РФ, Председателя
Правительства РФ и его заместителей,
руководителя Администрации Президента
РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ,
председателей палат Федерального
Собрания РФ и их заместителей.

Уполномоченного по правам человека в
России, руководителей федеральных
органов исполнительной власти, а также
обращения, взятые на контроль председателями
комитетов и комиссий палат Федерального
Собрания РФ, депутатами Государственной
Думы и членами Совета Федерации.

Срок разрешения
обращений при наличии оснований может
быть продлен прокурором или его
заместителем. Об этом уведомляется
заявитель с объяснением причины продления
срока разрешения обращения.

Решение по заявлению
или жалобе принимается только после
тщательной проверки изложенных в них
обстоятельств и доводов. При необходимости
к проверкам, проводимым по заявлениям
и жалобам, могут привлекаться
соответствующие специалисты.

Если
требования заявителя признаны
обоснованными, заявление или жалоба
подлежит удовлетворению.

О решениипозаявлению
или жалобе письменно сообщается заявителю
с указанием принятых мер по восстановлению
нарушенных прав и свобод, а при отказе
в удовлетворении – о мотивах отклонениясоссылкой на
закон.

Во всех случаях отказа в
удовлетворении заявления или жалобы
заявителю разъясняется порядок
обжалования принятого прокурором
решения, а также право обращения в суд,
если таковое предусмотрено законом.
После этого заявление или жалоба
считаются разрешенными.

По требованию
заявителя ему предоставляются для
ознакомления материалы проверки. Однако
он ознакомляется с этими материалами
в той мере, в какой это не затрагивает
права и интересы других граждан и не
противоречит требованиям законодательства
об охране государственной (военной) и
иной охраняемой законом тайны
(коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях
после проверки по жалобе исполнитель
по указанию прокурора составляет
мотивированное заключение об обоснованности
доводов заявителя.

По результатам
проверки, проведенной по заявлению или
жалобе, прокурор может принять
решение о принесении протеста
нанезаконный
акт либо об обращении в суд с заявлением
о признании акта недействительным, о
внесении представления об устранении
нарушений закона, о возбуждении
производства об административном
правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с
указаниями Генерального прокурора РФ
не подлежат разрешению в органах
прокуратуры обращения, не связанные с
вопросами исполнения или нарушения
законов. Что касается обращений по
вопросам, подведомственным судам, то
они могут разрешаться органами прокуратуры
при необходимости защиты общественного
(неперсонифицированного) интереса либо
прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры
не реже двух
раз в год

осуществляется комплексный
анализ работы

по рассмотрению и разрешению заявлений,
жалоб и иных обращений граждан с
составлением соответствующего акта
или справки.

При этом особенно тщательно
анализируются причины поступления
повторных жалоб, обоснованных жалоб на
незаконные действия прокуроров и
следователей, нарушения устанавливаемых
законом сроков разрешения жалоб.

На
основе результатов анализа принимаются
меры к устранению имеющихся ошибок и
недостатков в работе, к совершенствованию
правозащитной деятельности прокуратуры