Новое

Кто считается детьми войны и какие льготы им положены?

Кто считается детьми войны и какие льготы им положены?

«Дети войны» в общепринятой логике – это те, кому на момент окончания Второй Мировой войны (3 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет. Эти люди прошли через тяжелые испытания в детстве, а потом активно участвовали в послевоенном возрождении страны. Однако на федеральном уровне они до сих пор не имеют права на специальные выплаты, хотя эти выплаты есть на уровне отдельных регионов. Что это за регионы, сколько они платят детям войны и как оформить этот статус – читайте в нашей статье.

  • В отличие от некоторых других стран (например, Украины), в России на федеральном уровне до сих пор не закреплено законодательное определение «ребенок войны».
  • По логике следует, что это все те, кто на момент окончания Великой Отечественной войны считался несовершеннолетним или был младше определенного возраста.
  • В России же социальная защита всех, кто так или иначе относится к ВОВ, регулируется законом «О ветеранах».
  • Соответственно, если человек родился до начала войны, однако не работал в 1941-1945 годах в тылу или не обеспечивал обороноспособность страны (или документы об этом не сохранились), формально он не считается ветераном – и, соответственно, ни под какие федеральные выплаты не попадает.
  • Однако регионы в России имеют право вводить меры социальной поддержки для отдельных категорий населения, и в некоторых из них существует и категория «Дети войны».
  • Прежде всего, это Москва – там как раз с 2021 года появилась региональная льготная категория «дети войны», к ней отнесли тех, кто родился с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945-го. Следовательно, принцип такой: под категорию «ребенок войны» в Москве попадают те, кому на момент окончания Второй Мировой войны было меньше 18 лет (то есть, если человек пережил войну несовершеннолетним, он относится к детям войны,
  • Меры поддержки в Москве существуют еще с 2020-го, однако тогда льготы и выплаты назначались тем, кто родился с начала 1928 года (то есть, категорию расширили за счет тех, кто родился с сентября и до конца 1927 года).
  • В других регионах тоже есть категория «дети войны», причем единого подхода к датам рождения нет, например:
  • Башкортостан – под льготы попадают те, кто родился с 22 июня 1927 года по 3 сентября 1945-го (то есть, если на начало Великой Отечественной войны человеку было менее 14 лет). Такие же годы хотят прописать в Ростовской области;
  • Красноярский край, Ставропольский край – все, кто родился с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года (как в Москве);
  • Санкт-Петербург – все, кто родился с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945-го (то есть, если на начало войны человеку было менее 13 лет, или если он родился во время войны).

Соответственно, единственный критерий для определения, подпадает человек под категорию «ребенок войны» – дата его рождения. Не учитываются ни уровень доходов, ни наличие медалей, ни трудовой стаж – но при этом регионы считают возраст по-разному.

Кроме разных подходов к определению возраста, разные регионы готовы давать разный объем льгот и выплат этой категории.

Какие выплаты и льготы полагаются детям войны

Как мы уже выяснили, меры социальной поддержки для детей войны в России устанавливаются исключительно на уровне отдельных регионов – но при этом таких регионов достаточно много (порядка 20).

И первое, что полагается детям войны – это ежемесячная денежная выплата. В некоторых регионах ее может не быть – там есть только разовые выплаты по факту установления категории и ежегодные выплаты ко Дню Победы. Мы собрали данные по таким регионам:

  • Москва – ежемесячная выплата составляет 1 643 рубля, в этом году ее проиндексировали на 3,7%;
  • Санкт-Петербург – ежемесячная выплата составляет 1 500 рублей, однако ее размер не пересматривался уже больше 5 лет;
  • Иркутская область – ежемесячная выплата в размере 519 рублей;
  • Псковская область – ежемесячная выплата в размере 380 рублей (если у льготника есть минимум 35/40 лет стажа для мужчин и женщин соответственно);
  • Бурятия – ежемесячная выплата в размере 500 рублей;
  • Приморский край – детям войны каждый месяц перечисляют на транспортные карты их фактические расходы на проезд, но не более 300 рублей;
  • Якутия – ежемесячная выплата в размере 1 000 рублей;
  • ЯНАО – выплата в размере 1 125 рублей в месяц.

В некоторых регионах детям войны вообще не предусмотрены никакие выплаты – хотя эта категория выделяется местным законодательством (пример – Смоленская область). Кое-где выплаты есть только ко Дню Победы (но они нерегулярны – каждый раз выплачиваются по решению местных властей), а во многих регионах нет даже закона, который бы определял эту льготную категорию.

Самое главное: даже если в регионе есть ежемесячная выплата «детям войны», она не прибавляется к другим ЕДВ, которые человек может получать как федеральный или региональный льготник. Другими словами, если «ребенок войны» одновременно еще и ветеран труда, то ему придется выбирать одну из двух выплат, как и «детям войны» с инвалидностью или пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Правда, денежные выплаты – не единственная мера поддержки для «детей войны» в регионах. Кроме прочего, они могут претендовать на такие льготы:

  • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте. Есть не везде, да и часто пенсионеры имеют право бесплатного проезда и без дополнительных категорий;
  • бесплатное санаторно-курортное лечение и проезд к нему – есть не везде (но присутствует, например, в Москве);
  • бесплатные зубные протезы – тоже не везде;
  • внеочередной прием в организации по социальному обслуживанию на дому (то есть, право на соцработника без очереди);
  • компенсация 50% стоимости услуг ЖКХ и до 100% от взносов на капитальный ремонт, и другие меры поддержки.

Как можно заметить, многое из этого «заимствовано» из мер поддержки ветеранов и инвалидов – при этом «дети войны» часто из-за проблем со здоровьем и так оформляют группу инвалидности и имеют ровно те же права.

Как и в случае с ЕДВ, «дети войны» вправе рассчитывать на помощь только по одному из оснований, если их несколько (например, если право на санаторно-курортное лечение у человека есть еще и из-за инвалидности).

Как оформляется статус и выплаты

Вероятно, статус «ребенок войны» (или просто льготы – в ряде регионов этот статус не выделяется, но льготы по возрасту есть) оформить проще, чем любую другую выплату для пожилого человека – в данном случае роль играет только возраст, поэтому достаточно паспорта.

Например, в Москве ЕДВ для детей войны назначается автоматически и выплачивается вместе с пенсией, но в отдельных регионах может потребоваться и специальное заявление. В любом случае, никак дополнительных документов собирать не нужно – статус предоставляется исключительно по возрасту.

А чтобы оформить выплату, потребуется минимум документов – паспорт, СНИЛС и реквизиты счета для выплаты. В Москве не нужно и это – там чиновники обещают оформить все автоматически, ведь данные о возрасте пенсионеров и так есть в системе.

Отметим, что в ряде регионов дети войны могут получить специальную медаль. Это не государственная награда – ее учредил общественный фонд «Дети Великой Отечественной войны», и для ее получения нужно предоставить документы, подтверждающие, что в годы ВОВ человек жил на территории СССР. С другой стороны, Фонду достаточно удостоверения о присвоении человеку категории «ребенок войны».

Сама по себе медаль не дает никаких льготных прав – она просто засвидетельствует, что человек пережил сложный период в детстве.

Когда появится статус «дети войны» на федеральном уровне?

До настоящего времени статус «дети войны» существует только на уровне отдельных регионов, однако такие попытки делаются. С 2014 года в Госдуму попадало несколько разных законопроектов, которые, правда, отклонялись.

Проблема в том, что в России достаточно много людей попадают под эту категорию, а авторы законопроектов прописывали достаточно крупные денежные выплаты для них, причем не указывали, за счет каких источников финансировать эти расходы.

Читайте также:  В каких случаях можно подать жалобу в прокуратуру?

Однако последний из внесенных проектов – законопроект «О детях войны» авторства КПРФ – имеет чуть больше шансов. Документ прописывает следующее:

  • к детям войны приравниваются все, кто родился с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года;
  • они должны получать ежемесячную выплату в размере 5000 рублей;
  • кроме того, они должны иметь кое-какие другие льготы – частично они скопированы из закона о ветеранах.

В Госдуме уже высказали пару замечаний к проекту – там не поняли, почему старшая граница возраста для права на выплаты – 1928 год, а еще неправильно определены компетенции разных уровней власти.

Как получить статус «Дети войны»

Льготы детям войны

Виктор Радов

разбирается в льготах

Профиль автора

С 2006 года депутаты Госдумы рассматривают и отклоняют проекты федерального закона «О детях войны». По ним люди, чье детство прошло во время Великой Отечественной войны, получают особый статус, льготы и доплаты к пенсии.

Закон до сих пор не принят, но более чем в 40 регионах для детей войны уже действуют местные льготы. Разобрались, как их оформить.

Первая версия законопроекта «О детях войны» появилась еще в 2006 году. Несколько версий вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», а также региональные парламенты. Каждый раз правительство выносило отрицательное заключение на проекты закона.

Главных причин отказа в рассмотрении проекта закона «О детях войны» две:

  1. Неясно, откуда брать деньги на доплаты детям войны.
  2. Непонятно, зачем вводить новый льготный статус, если большинству людей старшего поколения уже предоставляются льготы на федеральном уровне как ветеранам, труженикам труда, пенсионерам и предпенсионерам.

В Госдуму вносились варианты законопроекта, не предполагающие льгот и доплат вообще, но они тоже были отклонены.

Перспективы изменений в законодательстве. Неизвестно, примут федеральный закон «О детях войны» или нет. Но, судя по тому, что законопроект не могут принять с 2006 года, шансов на это мало.

Кто относится к детям войны — решают региональные власти. В федеральном законодательстве нет термина «дети войны», но он есть в проекте закона «О детях войны». Авторы законопроекта предлагают относить к детям войны людей, которые:

  1. Родились с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года включительно.
  2. Постоянно проживали на территории СССР во время Великой Отечественной войны.
  3. Не отбывали в этот период наказание в тюрьме. Из законопроекта неясно, относится ли это требование к политзаключенным и прочим несправедливо обвиненным.

Заберите свое у государства!Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц. Подпишитесь!

Разные версии законопроекта «О детях войны» предусматривали различные наборы льгот.

Последняя версия законопроекта от КПРФ предлагает такие льготы для детей войны:

  1. Освобождение от уплаты взноса на капитальный ремонт.
  2. Бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных медучреждениях.
  3. Преимущества при вступлении в жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, а также при предоставлении земельных участков для строительства.
  4. Внеочередное получение места в домах престарелых, учреждениях для инвалидов и центрах соцобслуживания.

Раньше коммунисты предлагали также ежемесячные доплаты — 1500 Р с последующей ежегодной индексацией с учетом инфляции — и бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте и на поездах.

Последняя версия законопроекта от «Справедливой России» предлагает:

  1. Ежемесячную доплату 1000 Р с ежегодной индексацией.
  2. Компенсацию за услуги ЖКХ — 25% от стоимости за месяц.
  3. Внеочередное получение врачебной помощи.

Предполагалось, что доплаты к пенсии пенсионный фонд будет начислять автоматически, без заявлений. Остальные льготы пришлось бы оформлять, подавая все подтверждающие документы. Для подтверждения статуса ребенка войны законодатели предложили ввести специальное удостоверение.

Федеральные льготы. Так как закон «О детях войны» не принят, то никаких федеральных льгот сейчас нет.

Региональные льготы. Некоторые регионы не стали дожидаться принятия федерального закона, ввели статус детей войны на местном уровне и предусмотрели льготы для них. На февраль 2022 года таких регионов 41.

Каждый регион по-своему определил, кому положен статус детей войны. Например, в Белгородской и Иркутской областях это люди, рожденные с 22 и 23 июня 1923 года соответственно, в Смоленской области — с 3 сентября 1927, в Москве — с 1 января 1928, а в Удмуртии — с 31 декабря 1937 года.

Набор региональных льгот и привилегий зависит от возможностей региона.

https://www.youtube.com/watch?v=FMrXTxo5uek\u0026pp=ygVj0JrRgtC-INGB0YfQuNGC0LDQtdGC0YHRjyDQtNC10YLRjNC80Lgg0LLQvtC50L3RiyDQuCDQutCw0LrQuNC1INC70YzQs9C-0YLRiyDQuNC8INC_0L7Qu9C-0LbQtdC90Ys_

В ряде регионов льготы совсем небольшие. Например, в Адыгее обслуживаться в отделениях соцпомощи и устанавливать телефон можно вне очереди, а в Красноярском крае льгот нет вообще: детям войны положен только нагрудный знак.

Вот наиболее частые региональные льготы для детей войны:

  1. Ежемесячные доплаты к пенсии.
  2. Ежегодные выплаты ко Дню Победы.
  3. Льготы при оплате коммунальных услуг или уплате налогов.
  4. Ежегодное санаторное лечение.
  5. Бесплатные стоматологические услуги и протезирование.
  6. Бесплатные лекарства по рецепту.
  7. Льготы на авиабилеты и поезда внутри страны.
Алтайский край Республика Карелия
Амурская область Республика Коми
Астраханская область Республика Мордовия
Белгородская область Республика Саха (Якутия)
Владимирская область Москва
Вологодская область Мурманская область
Еврейский автономный округ Ненецкий автономный округ
Иркутская область Оренбургская область
Камчатский край Орловская область
Карачаево-Черкесская Республика Приморский край
Кировская область Самарская область
Красноярский край Санкт-Петербург
Курская область Сахалинская область
Ленинградская область Севастополь
Магаданская область Смоленская область
Псковская область Ставропольский край
Приморский край Тверская область
Республика Адыгея Удмуртская Республика
Республика Алтай Ульяновская область
Республика Башкортостан Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Бурятия Чувашская Республика
Республика Калмыкия

Алтайский край

Республика Карелия

Амурская область

Республика Коми

Астраханская область

Республика Мордовия

Белгородская область

Республика Саха (Якутия)

Владимирская область

Москва

Вологодская область

Мурманская область

Еврейский автономный округ

Ненецкий автономный округ

Иркутская область

Оренбургская область

Камчатский край

Орловская область

Карачаево-Черкесская Республика

Приморский край

Кировская область

Самарская область

Красноярский край

Санкт-Петербург

Курская область

Сахалинская область

Ленинградская область

Севастополь

Магаданская область

Смоленская область

Псковская область

Ставропольский край

Приморский край

Тверская область

Республика Адыгея

Удмуртская Республика

Республика Алтай

Ульяновская область

Республика Башкортостан

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Бурятия

Чувашская Республика

Льготы и выплаты в Москве. В декабре 2019 года правительство Москвы одобрило статус детей войны и установило для них льготы.

Других льгот для детей войны в столице пока не предусмотрено. Заявлений на доплату подавать не надо, нужные данные уже есть у органов соцзащиты.

Что делать, если в регионе нет льгот для детей войны. Если в регионе не закреплен статус детей войны, пожилой человек может претендовать на аналогичные льготы по другим основаниям, например:

  1. инвалид войны;
  2. участник Великой Отечественной войны;
  3. ветеран боевых действий;
  4. труженик тыла;
  5. житель блокадного Ленинграда;
  6. член семьи погибшего инвалида войны, ветерана боевых действий;
  7. инвалид.

В некоторых регионах детям войны назначили отдельные привилегии и надбавки.

Размер выплат в регионах. В Ненецком автономном округе ежемесячная денежная выплата детям войны — 7000 Р. В Оренбурге выплата составляет 300 Р, также детям войны положена скидка 50% на лекарства по рецепту.

В Вологде ежемесячная выплата детям войны — 1500 Р. Также в регионе предусмотрена 50% скидка на оплату ЖКХ и ежегодная компенсация 5000 Р за покупку угля и дров.

В Астрахани детям войны положены ежемесячные пособия на оплату проезда в размере 353 Р и услуг ЖКХ — 456 Р.

В Приморском крае предусмотрены ежегодные выплаты ко Дню Победы и окончания Второй мировой. Также детям войны положена скидка 50% на оплату ЖКХ, полная компенсация взносов на капитальный ремонт, внеочередной прием в отделениях соцобслуживания и льготы по транспортному налогу.

Куда обращаться и какие нужны документы. Если в регионе действует статус детей войны, необходимо обратиться в местные органы соцзащиты или МФЦ и уточнить, какие документы нужны для оформления такого статуса. В каждом регионе они разные. Обычно нужны:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Документ, подтверждающий проживание по месту жительства.
  4. Фотографии 3х4 для удостоверения ребенка войны.

Заявление о предоставлении статуса ребенка войны пишется в свободной форме на имя начальника территориального органа соцзащиты. Подать заявление можно в отдел соцзащиты или МФЦ. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие статус ребенка войны.

Если заявитель не может подать заявление самостоятельно, это могут сделать близкие родственники, например дети или внуки. В этом случае представитель заявителя должен предоставить документы, подтверждающие родство с заявителем, например свидетельство о рождении.

Заявление рассмотрят в течение месяца с момента подачи, обычно в течение 7 дней. После этого заявитель получит мотивированное решение заказным письмом с уведомлением. Если заявление одобрят, заявитель должен прийти в органы соцзащиты или МФЦ и забрать удостоверение ребенка войны.

С 2012 года общественная организация «Дети Войны» от КПРФ выдает детям войны памятную медаль. У награды нет государственного или ведомственного статуса, поэтому правильнее называть ее не медалью, а памятным знаком вроде пионерского значка. Обычно такие медали выдают местные общества, отделения партии или органы власти. Часто за ее получение приходится приплачивать несколько сотен рублей.

Памятный знак «Дети войны» и удостоверение к нему. Источник: meshok.net

Куда обращаться. Если заявителю присвоили статус ребенка войны и одобрили получение льгот, ему надо еще раз прийти в отделение соцзащиты или МФЦ, чтобы забрать удостоверение и оформить льготы.

Необходимые документы. Для назначения денежных доплат понадобятся:

  1. Копия паспорта.
  2. Копия пенсионного удостоверения.
  3. Копия СНИЛС.
  4. Копия удостоверения ребенка войны.
  5. Реквизиты банковского счета.

Чтобы оформить скидки на коммунальные услуги, надо обратиться в управляющую компанию или к поставщику услуг. Понадобится на месте написать заявление и предоставить паспорт и удостоверение ребенка войны.

Если гражданин относится к нескольким категориям льготников, льготы и привилегии не суммируются.

Если человек относится сразу к нескольким категориям льготников — например, труженикам тыла, инвалидам Великой Отечественной войны и детям войны, он может оформить льготы только по одному из оснований. Например, если у пенсионера есть федеральный статус труженика тыла и региональный статус ребенка войны, он может получить льготы только как труженик тыла.

Читайте также:  В каких случаях бывший супруг вправе требовать от бывшего супруга предоставления алиментов?

Как правило, выбирают тот статус, по которому предусмотрены большие льготы.

  1. В федеральном законодательстве нет статуса детей войны, но он закреплен более чем в 40 регионах.
  2. Регионы самостоятельно определяют, кому положен статус детей войны. Льготы и привилегии тоже разные и зависят от возможностей региона.
  3. Чтобы получить удостоверение ребенка войны и назначить денежную доплату, обратитесь в МФЦ или органы соцзащиты. Для оформления скидки на оплату услуг ЖКХ — в управляющую компанию.

Кто может воспользоваться льготой «дети войны»?

© Мир новостей

Многие пенсионеры указанной возрастной категории, не вдаваясь в детали, стали обращаться за назначением такой льготы, но получали от ворот поворот. И вот почему.

Напомним: в постановлении правительства Москвы от 17 декабря 2019 года №1753-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года №1005-ПП» к подпадающим под статус «дети войны» отнесены «лица, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года».

Именно в таком «усеченном» виде важный документ и начал свое шествие в информационном пространстве. Хотя у него имеется и вторая часть, именуемая Приложением к постановлению. В нем-то (разумеется, мелким шрифтом) и прописано уточнение, которое расставляет все точки над «i»:

«Пенсионерам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года, ежемесячная выплата назначается при условии, что они не относятся к категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются ежемесячные денежные выплаты или в соответствии с законом города Москвы устанавливается ежемесячная городская денежная выплата».

В этой приписке и скрыта вся интрига рожденного (видимо, в муках) постановления. Проще говоря, выплата «детям войны» назначается при условии, что граждане, относящиеся к данной категории, не имеют других ежемесячных выплат (льгот). Но почему нельзя было сформулировать эту мысль одним предложением в самом начале документа, а не прятать ее подальше от старческих глаз?

Другими словами, готовясь к 75-летию Победы, доблестные чиновники торопились осчастливить ветеранов Москвы новой льготой. Но совсем забыли об информационной составляющей документа — его четкости и ясности. Чем, как мы уже сообщали, не преминули воспользоваться мошенники всех мастей, предлагая за определенную сумму быстро оформить установленную льготу.

https://www.youtube.com/watch?v=FMrXTxo5uek\u0026pp=YAHIAQE%3D

И еще одно вынужденное пояснение. Подготовить материал «Новые сценарии мошенников» нас подтолкнул сюжет на аналогичную тему одного из ведущих федеральных каналов ТВ. Завершая свой репортаж, тележурналист высказал мнение о том, что подобные проблемы можно быстро решить в любом МФЦ (многофункциональном центре).

К сожалению, он ввел зрителей (и нас в том числе) в заблуждение — такой вид услуги МФЦ не оказывает. Хотя почему бы нет?! Учитывая положительный опыт, накопленный МФЦ за несколько лет работы, можно уверенно заявить, что с оформлением льготы «Дети войны» сотрудники центров справлялись бы так же профессионально, как и со всеми другими поставленными перед ними задачами.

Вот, оказывается, как все просто. За оформление льготы «Дети войны» отвечают отделы соцзащиты населения по месту жительства.

Причем потенциальным получателям этой доплаты задачу упростили донельзя — им никуда не надо идти и никаких заявлений писать не надо, ибо льгота, как подчеркивается в постановлении, оформляется отделами соцзащиты автоматически на основании имеющихся у них личных сведений.

Впрочем, эти же отделы призывают пенсионеров, если у них все же возникают какие-то неразрешимые вопросы, обращаться к ним напрямую за помощью с обещанием все недостающие сведения выяснить во время личного приема.

Но так ли все делается на самом деле? И сколько «детей войны» из 80 тысяч человек (такая цифра имеющих право на эту льготу называется в печати) уже начали получать с 1 января 2020 года объявленную льготу?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ближайших номерах газеты. Кроме того, мы призываем читателей из других регионов России, где действует такая льгота, написать нам, выплачиваются ли «детям войны» и на каких условиях аналогичные пособия. Ждем ваших комментариев!

О государственной социальной помощи детям войны от 22 ноября 2013

Проект N 427810-4

     Вносится депутатом      Государственной Думы А.В.Скочем

  • Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации, чье детство совпало с годами Второй мировой войны.
  • Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
  • ребенок войны — лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, которому на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было меньше 18 лет;
  • государственная социальная помощь — предоставление детям войны социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
  • социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • Законодательство о государственной социальной помощи детям войны состоит из настоящего Федерального закона Федерального закона «О государственной социальной помощи» и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки и набор социальных услуг, установленные статьей 6 и подпунктами 1, 5, 9 и 10 пункта первого и пункта второго статьи 7 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.
  • Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Меры социальной поддержки, устанавливаемые подпунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9 и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
  • Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи детям войны, в соответствии с целями, установленными настоящим федеральным законом, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

2.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

  1. 1. В состав предоставляемого детям войны набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
  2. 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
  3. 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

2.

Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

  • 1. Детям войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
  • 1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
  • 2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей;
  • 3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
  • 4) преимущественное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические  и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • 5) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
  • 6) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
  • 7) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Это доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
  • 8) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • 9) оплата в размере 75% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в переделах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 75%  за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 75% со стоимости топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
  • 2. Детям войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:
  • ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Читайте также:  Какое должностное лицо необходимо уведомить в случае задержания несовершеннолетнего?

Детям войны выдаются специальные удостоверения. Этот документ дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента его предъявления.

  1. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего федерального закона.
  3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его опубликования.
  4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2008 года.
  5. ПрезидентРоссийской Федерации
  6. В.Путин
  7. Проект федерального закона «О государственной социальной помощи детям войны» подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны.
  8. Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы.
  9. В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан, которое кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования.
  10. Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны.
  11. В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
  12. Для этой категории лиц проектом федерального закона предусмотрен следующий набор социальных услуг: бесплатное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача; предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
  13. Законопроектом так же предусмотрены меры социальной поддержки детей войны, к которым относятся
  14. — ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей, которая ежегодно будет индексироваться исходя из уровня инфляции;
  15. — 25 процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг;
  16. — внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.
  17. Законопроектом предлагается сохранить за детьми войны право обслуживаться в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Дети войны, в случае принятия названного федерального закона, получат право преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов,
  18. Детям войны, признанным инвалидами, дополнительно, проектом закона, предлагается предоставить право ежегодно бесплатно проходить диспансеризацию в больницах и поликлиниках.
  19. Проектом федерального закона предусмотрено, что детям войны будут выдаваться специальные удостоверения определенного образца, только при предъявлении которых возможно будет воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными проектом федерального закона.
  20. Законопроектом предоставлено право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления принимать дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий детей войны.

Важность принятия названного федерального закона очевидна.

Это не только законодательное закрепление гарантированной социальной защиты этой категории граждан, но и проявление элементарного уважения к тем, кого война лишила детства, юности, родителей, возможности учиться. Кто в 12-14 лет уже стоял за станком или садился за руль трактора, что бы восстановить промышленность и сельское хозяйство страны.

ДепутатуГосударственной Думы

А.В.Скочу

На N САВ-374 от 25 декабря 2006 года

В соответствии с частью З статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования. Законопроектом предлагается, начиная с 1 января 2008 г.

, установить для граждан Российской Федерации, которым на время окончания Второй Мировой войны было менее 18 лет (дети войны), за счет средств федерального бюджета меры государственной социальной помощи и меры социальной поддержки, в частности, обеспечение жильем, оплату в размере 75 процентов жилищнокоммунальных услуг (в том числе членам семей, совместно с ними проживающим), предоставление набора социальных услуг, а также отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей.

Законопроектом предлагается в рамках оказания государственной социальной помощи осуществить урегулирование вопросов предоставления детям войны мер социальной поддержки. Однако законопроектом государственная социальная помощь определяется только как предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

По оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется дополнительно 81,7 млрд. рублей в год.

Однако в финансово- экономическом обосновании законопроекта оценка затрат федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей войны занижена, поскольку отсутствуют необходимые расчеты о потребности в финансовых средствах на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте и другие социальные услуги.

Принятие проекта федерального закона приведет к увеличению расходов федерального бюджета.

В этой связи следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Данный законопроект таких норм не содержит. Законопроектом также предусматривается осуществлять финансирование ряда мер социальной поддержки детям войны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которым не допускается включение в принимаемые федеральные законы положений, которыми опредезыются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

  • Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.
  • Заместитель Председателя ПравительстваРоссийской Федерации
  • А.Жуков
  • Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
  • рассылка