Нужно ли отвечать на анонимные обращения граждан?
Статьей 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрен перечень случаев, в которых обращения граждан могут быть оставлены без ответа или без рассмотрения.
Ответ на обращение не дается в случае, если в нем не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
При этом если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, также может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. В таком случае гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Указанной статьей предусмотрена возможность прекращения переписки в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу принимается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным либо уполномоченным на то лицом.
При этом должно быть соблюдено условие, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О принятом решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления
или соответствующему должностному лицу.
Закон
Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.
Требования к письменному обращению
Закон предъявляет определенные требования к письменному обращению граждан.
Так, в обязательном порядке нужно указать, куда или кому направляется обращение, а именно — указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо хотя бы должность этого лица Также в обязательном порядке указываются свои данные – ФИО и почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в случае обращения в форме электронного документа можно указать или почтовый адрес, если вы желаете получить ответ по почте, или адрес электронной почты, если достаточно ответа в электронном виде). Текст обращения должен содержать суть предложения, заявления или жалобы, с которыми хочет обратиться гражданин. При этом почерк, если обращение написано от руки, должен быть разборчив. Если текст нечитабелен (по любым причинам), орган или лицо, кому было направлено обращение, имеют право не отвечать и освобождаются в этом случае от ответственности. Такая же судьба постигнет обращение, содержащее оскорбления и/или нецензурные выражения, а также угрозы в адрес должностных лиц и/или членов их семей. Под текстом обращения в обязательном порядке следует проставить личную подпись (кроме электронного документа) и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению можно приложить документы и материалы либо их копии. Если вы посылаете электронный документ, то к нему вы можете прикрепить отсканированные копии документов, либо направить копии отдельно по почте.
Порядок направления письменного обращения
Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом.
Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю. Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.
Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются.
В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Гарантии безопасности граждан, направивших обращение
Закон предусматривает определенные меры защиты граждан, направивших обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
К таким мерам защиты относится, в первую очередь, запрет на преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=8T0CV8zTVVE\u0026pp=ygVb0J3Rg9C20L3QviDQu9C4INC-0YLQstC10YfQsNGC0Ywg0L3QsCDQsNC90L7QvdC40LzQvdGL0LUg0L7QsdGA0LDRidC10L3QuNGPINCz0YDQsNC20LTQsNC9Pw%3D%3D
Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, если только сам гражданин не дал на то согласия.
Однако следует иметь в виду, что по закону не является разглашением сведений перенаправление (или направление копии при перекрестной компетенции) письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Права граждан при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: — представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании; — знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; — обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение
- При рассмотрении обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо выполняет следующие функции: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Сроки рассмотрения обращений
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ.
Ответственность заключается в административном штрафе в размере 5-10 тысяч рублей.
ЕСЛИ ВАШИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ, СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ подать жалобу
На бессодержательные обращения граждан не будут отвечать
Президент РФ подписал поправки в Закон о порядке рассмотрения обращений граждан, направленные на повышение эффективности этой системы.
В частности, принятый закон совершенствует порядок рассмотрения обращений, поступивших в электронном виде.
Ранее предусматривалось, что ответ на него может быть направлен как в виде электронного документа, так и в письменной форме по почтовому адресу заявителя.
Принятые поправки устанавливают правило, согласно которому на письменные обращения в виде электронного документа необходимо отвечать в электронной же форме.
Кроме того, закон определяет, что заявителю может быть направлено сообщение с электронным адресом официального сайта, где размещен ответ на обращение по вопросу, затрагивающему интересы неопределенного круга лиц. При этом закрепляется право гражданина получить по его просьбе такой размещенный онлайн-ответ по существу в письменной форме.
Также законом установлено, что в случае если письменное обращение гражданина не содержит сути предложения, заявления либо жалобы, например в нем не изложены конкретные просьбы или рекомендации, либо же невозможно определить место или обстоятельства описываемых событий, то ответ на него не дается и оно не направляется на рассмотрение компетентному органу, о чем в течение семи дней сообщается заявителю.
Адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых указал, что с учетом развития информационно-телекоммуникационных технологий необходимость внесенных изменений очевидна.
Если говорить об уголовном судопроизводстве, поясняет эксперт, то давно известно о том, что канцелярии следственных органов не вполне справляются с направлением письменной корреспонденции – высылают решение следователя через месяц после того, как он сдал его на отправку.
«У меня только сейчас на рассмотрении два административных иска к следственным органам по вопросам отправки почты. Возможность получать процессуальные решения по ходатайствам и жалобам посредством электронной почты могла бы повысить эффективность работы защитника», – отметил адвокат.
Управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский отметил, что в целом изменения носят технический характер и направлены на устранение противоречий при отправке сообщений и приложений к ним в разных формах – электронной и письменной. Также он назвал вполне логичным, что к обращению в электронном виде должны быть приложения в той же форме, иначе сроки ответа могут нарушаться из-за необходимости получения приложений.
Однако он обратил внимание и на минус – закрепление отказа по причине невозможности определения сути заявления или жалобы.
«На практике эта формулировка может использоваться как формальный повод для того, чтобы не отвечать на сообщения граждан.
Лучше было бы предусмотреть возможность уточнения сути заявления, что исключило бы вероятность игнорирования жалоб без их рассмотрения по существу», – заключил Владимир Старинский.
Напомним, ранее «АГ» писала, что в Госдуму был внесен законопроект, уточняющий понятие «обращения граждан». В частности, к письменным обращениям предлагается относить представленные не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Устная форма обращения отнесена к личному приему. На данный момент проект закона находится на рассмотрении.
Неопределенность закона в части рассмотрения анонимных обращений
- Шейкин Валерий Васильевич, заместитель Буденновского межрайонного прокурора Ставропольского края.
- Статья посвящена проблеме рассмотрения анонимных обращений государственными органами в части законности проведения проверки по таким обращениям.
- Ключевые слова: анонимка, возмещение вреда, защита чести и доброго имени, прокурорские проверки, контролирующие органы.
- Legal uncertainty in terms of consideration of anonymous reports
V.V. Sheikin
- Sheikin Valery Vasilyevich, Deputy Budennovsky Inter-District Public Prosecutor of the Stavropol Territory.
- The article is devoted to the consideration of anonymous complaints to state bodies, legal verification of such cases.
- Key words: anonymous, damages, protection of honour and good name, the Prosecutor's investigation, regulatory authorities.
В далекие 30-е годы XX века анонимные письма могли не только сломать карьеру человека, но и лишить жизни. В настоящее время на основании анонимок не расстреливают, но основательно «попортить кровь» анонимками вполне возможно, а при определенных обстоятельствах — как и в прошлом веке — испортить жизнь и карьеру.
Долгое время анонимки компетентными органами вообще не рассматривались, кроме тех обращений, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении.
https://www.youtube.com/watch?v=8T0CV8zTVVE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Порядок рассмотрения обращений ранее регулировался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.
N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», в котором ясно и четко было прописано: письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. То есть анонимные обращения не рассматривались.
Но в 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 59-ФЗ), которым предусмотрено, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11).
Казалось бы, внесены незначительные изменения и все предельно просто, но вот уже на протяжении более 10 лет практика рассмотрения анонимных обращений в государственных органах различна, и до настоящего времени единообразного порядка рассмотрения таких обращений нет.
Причина, по нашему мнению, как раз в неопределенности положения Закона — «ответ на обращение не дается», которое правоприменителями толкуется в ведомственных актах по-разному.
В органах прокуратуры РФ проверки по анонимным заявлениям проводятся в полном объеме независимо от содержания таких заявлений.
Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан РФ и должностных лиц установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45, п. 2.8 которой содержит требования, аналогичные ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ.
Ни для кого не секрет, что анонимки в большинстве своем пишутся для сведения счетов, устранения конкурентов, с целью «насолить» соседу, руководителю или какому-либо должностному лицу (просто потрепать нервы многочисленными поездками в орган для дачи объяснений, представления документов и материалов), внести разлад в деятельность предприятия. Как правило, анонимки пишутся гражданами, преследующими свои личные интересы.
Действительно, если Закон прямо не запрещает рассматривать анонимку, а только указывает, что ответ на обращение не дается, то можно проводить полномасштабную проверку всех доводов анонимки (тем более если проверяющий сам в этом заинтересован). При этом какого-либо нарушения закона нет, ведь требование Закона о ненаправлении ответа заявителю не нарушается.
Например, на основании анонимок можно причинить неприятности конкуренту путем инициирования прокурорских проверок. Ведь для контролирующего (надзорного органа) анонимка в силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, а для органов прокуратуры это законное основание для проведения проверки. Причем проверка, как правило, проводится с привлечением специалиста надзорного органа (и не факт, что эта анонимка не написана как раз представителем (или по его совету) этого же органа, который желает проверить предпринимателя, но Закон N 294-ФЗ ему это запрещает).
При этом изменения, внесенные в Закон о прокуратуре Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ, на эту ситуацию практически не влияют. Установленное в п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре положение о запрете проведения повторной проверки легко обходится, так как при желании всегда можно найти новые или вновь открывшиеся обстоятельства для проверки.
Полагаем, что из смысла этой нормы следует: проверка должна в обязательном порядке проводиться только в случае, если в обращении есть сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, уполномоченным государственным органом в соответствии с его компетенцией, по остальным анонимным заявлениям Закон не обязывает проводить какие-либо проверки.
Приведем некоторые ведомственные акты государственных органов, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, для наглядной демонстрации ситуации в рассматриваемой сфере (правда, некоторые приняты до вступления в силу Закона N 59-ФЗ, но они действующие):
- жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества и (или) данных о месте его жительства признается анонимной и рассмотрению не подлежит (п. 5 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г.);
- в соответствии с п. 22 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан РФ в органах Федеральной службы безопасности (утв. Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463) на письменное обращение, не содержащее фамилии гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение на основании письменного решения руководителя, начальника органа безопасности либо другого уполномоченного им должностного лица может быть признано анонимным. Анонимные обращения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, подлежат учету, регистрации и проверке в соответствии с п. 3 этой Инструкции;
- в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, обращение не рассматривается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (п. 11.4 Регламента Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Роструда от 11 сентября 2007 г. N 211);
- в рассмотрении обращения заявителю отказывается в том числе в случае, если: в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (п. 77 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях, утв. Приказом Минприроды России от 12 ноября 2009 г. N 373);
- письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (п. 6.1 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСИН от 18 августа 2005 г. N 718);
- письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не подлежат рассмотрению обращения, выдержанные в оскорбительной форме, бессмысленные по содержанию, а также повторяющие текст обращения, на которое дан ответ ранее (п. 11.3 Регламента взаимодействия Федерального агентства по науке и инновациям с федеральными органами исполнительной власти, утв. Приказом Роснауки от 28 марта 2005 г. N 44а).
Возникает вопрос: что делать «потерпевшей стороне», которая пожелает воспользоваться своим конституционным правом и защитить честь и доброе имя в судебном порядке, к кому предъявлять претензии? С кого взыскивать моральный вред, ущерб и судебные издержки?
Действующее законодательство определяет, что если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности (п. 8 ст. 152 ГК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» не содержит ответов на поставленные вопросы, есть лишь декларирование права обратиться в суд.
Получается, что право есть, а воспользоваться им нет смысла.
Решение, на наш взгляд, простое — закрепить в законе четкую формулировку: проверки по заявлениям, признанным анонимными, не проводить, за исключением тех, в которых сообщается о совершенных или готовящихся преступлениях.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.