Как будет организован учебных процесс в школах после карантина
Новый учебный год в школах Москвы начнется с 1 сентября в очном режиме. Дистанционное обучение не предполагается ни по отдельным предметам, ни в отдельных школах. Но в городе еще остается риск распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, осенью традиционно растет заболеваемость гриппом и ОРВИ. Поэтому учебный процесс организуют с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований и дополнительных мер безопасности.
Главная задача — сохранить здоровье и детей, и взрослых.
В школах создадут условия, чтобы дети из разных параллелей меньше пересекались между собой. Каждый учебный день спланируют так, чтобы максимально разобщить первые классы с пятыми, девятыми и так далее.
Риск заболеть коронавирусом в таком случае будет значительно ниже.
Для того чтобы уменьшить количество контактов между учениками разных классов и избежать скопления школьников при входе в здания, для каждой параллели определят индивидуальное время прихода в школу.
По возможности расписание составят таким образом, чтобы ученики младших классов приходили пораньше.
Ведь их, как правило, сопровождают родители, а изменение графика учебы может создать сложности и наложиться на рабочий режим взрослых. Там, где это возможно, будут открыты дополнительные входы в здания школ.
Допуск на территорию школ посторонних лиц ограничат. Исключение составят родители учащихся или иные доверенные лица.
За каждым классом закрепят отдельный учебный кабинет, куда будут приходить учителя.
Там для школьников будут проводиться занятия по всем предметам, кроме физики, химии, физкультуры, технологии, биологии, информатики и иностранных языков, так как для этих предметов требуется дополнительное оборудование. Для каждой параллели классов составят не только индивидуальный график начала уроков, но и перемен, а также посещения столовой.
Отвечаем на главные вопросы об учебном процессе в школах.
Какие будут приняты меры предосторожности, чтобы дети не заболели коронавирусом?
На входе в здание образовательного учреждения и в течение учебного дня температуру будут измерять бесконтактными термометрами, в коридорах и на входе в помещение установят санитайзеры с антисептиками. Также в каждом образовательном учреждении есть необходимый запас медицинских масок.
Учеников и сотрудников с признаками ОРВИ или контактировавших с заболевшими COVID-19 в школу не пустят.
Все учителя и сотрудники учреждений образования, в том числе работники пищеблоков, охранных предприятий, клининговых компаний, в обязательном порядке до 28 августа пройдут бесплатное тестирование на коронавирусную инфекцию.
В дальнейшем анализы на COVID-19 будут брать регулярно. Сотрудников с положительным результатом к работе не допустят.
Перед началом учебного года во всех образовательных учреждениях города проведут генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств. Такую тщательную уборку во всех школах и колледжах будут проводить еженедельно. Предусмотрены также ежедневная уборка помещений, санитарная обработка контактных поверхностей, оборудования в классах и спортивного инвентаря.
Для обеззараживания воздуха в школах и колледжах установили безопасные для здоровья бактерицидные лампы закрытого типа.
Будут ли принудительные прививки от гриппа?
Нет, вакцинация носит добровольный характер. Решение о том, прививать ли ребенка, принимают родители. Однако напоминаем, что самым эффективным и порой единственным способом защиты от инфекционных заболеваний для детей является вакцинация. Она спасает малышей и подростков от многих заболеваний, тяжелых осложнений и даже смерти.
Благодаря введению в организм вакцины у ребенка формируется иммунитет, то есть надежная защита от инфекции, против которой проводилась вакцинация. Дети с большой долей вероятности не заболеют или перенесут болезнь в легкой форме. Современные вакцины безопасны и эффективны.
Большинство из них формируют стойкий иммунитет, защищают организм от инфекций на долгие годы.
Идти ли на линейки в День знаний? Как узнать новое расписание занятий?
Общешкольные линейки отменены, чтобы снизить количество контактов между учениками разных классов. Также изменится расписание занятий в школах, чтобы параллели не пересекались между собой.
Все это позволит провести День знаний для тех, кому он особенно важен, — первоклассников. Для них проведут локальные торжественные мероприятия.
Учеников со второго по 11-й класс 1 сентября ждут классные часы.
Расписание уроков будет доступно в электронном дневнике. Классные руководители заранее проинформируют родителей о времени начала занятий, расписании уроков и перемен, в том числе через родительские чаты.
Количество учащихся в классе сократят?
Количество учащихся в классе не сократят. Индивидуальное расписание уроков для каждой параллели, а также расписание звонков и посещения столовой позволит уменьшить количество контактов между детьми.
Будут ли в школах звонки и перемены?
Общешкольных звонков для всех классов не будет. Перемены на этажах организуют для классов отдельно.
Ученики смогут посещать столовые и обращаться в медицинский кабинет, пользоваться раздевалками?
Столовая продолжит работать в обычном режиме. Так как занятия будут начинаться в разное время, то и посещать столовую ученики смогут отдельно. В столовой будут проводить тщательную уборку помещений и всех поверхностей после каждого визита групп обучающихся.
Сотрудники пищеблока обязательно должны находиться в масках и перчатках. Работу гардероба также организуют в соответствии с графиком прихода учащихся, чтобы исключить скопление детей и минимизировать их контакты.
В случае открытия дополнительного входа в здание школы возможна организация еще одного или нескольких гардеробов.
Никаких изменений в работе медицинского кабинета не будет. Врачи и медсестры детских городских поликлиник присутствуют в школах в соответствии с установленным графиком. В случаях, связанных с угрозой для жизни и здоровья, учителя вызовут скорую помощь. Бригада приедет в течение пяти — семи минут.
Каким образом будет преподаваться физкультура в условиях пандемии? Смогут ли учащиеся посещать бассейн, участвовать в массовых спортивных мероприятиях?
Уроки физкультуры организуют с усиленными мерами безопасности для здоровья. Оборудование, которое используется на занятиях, станут регулярно дезинфицировать.
В начале учебного года уроки физкультуры максимально будут проходить на свежем воздухе — на школьных спортплощадках. Занятия в бассейнах планируется начать после 1 октября.
Их организуют отдельно для каждого класса или группы учащихся.
Массовые мероприятия в образовательных учреждениях отменены до конца 2020 года.
Будут ли работать группы продленного дня?
Группы продленного дня будут открыты. Чтобы подать заявку на их посещение, необходимо обратиться к классному руководителю. По решению школы и желанию родителей группы продленного дня организуют или по параллелям, то есть отдельно для первых, вторых и других классов, или ступеням обучения, то есть для начальной и средней школы.
Школьные кружки и секции вернутся к работе?
Для минимизации контактов между детьми занятия в школьных кружках и секциях будут организованы для учащихся из одной параллели классов.
Родительские собрания станут снова проводить очно?
Родительские собрания продолжат проводить в онлайн-формате.
Кто обязан носить маски в школе, хватит ли масок и дезинфицирующих средств? Может ли потребоваться дополнительное финансирование для соблюдения санитарных требований?
Ученики могут использовать медицинские маски по желанию. Учителям рекомендовано носить средства индивидуальной защиты в классе. Но при объяснении нового материала в классе и при обязательном соблюдении социальной дистанции они могут снять медицинскую маску.
Сотрудники пищеблоков, охраны, клининговых компаний, инженерных служб, административный персонал будут носить маски и перчатки в обязательном порядке. Также ношение масок обязательно для всех педагогов вне учебных классов, например, во время прохода по коридору на перемене.
Родители и иные доверенные лица могут находиться на территории школы только в масках.
В школах есть необходимый запас масок, он будет своевременно пополняться. Средства на закупку дезинфицирующих средств уже входят в норматив финансирования школы, поэтому дополнительное финансирование не потребуется.
Закупать отдельно рамки металлоискателей и турникеты для оборудования дополнительных входов школам не нужно. При необходимости охраной займутся сотрудники ЧОП.
Также на каждом входе станут дежурить работники школы, которые будут проводить термометрию.
Могут ли родители в особых случаях не направлять ребенка в школу, но продолжить его обучение в ином формате?
Если ребенок воспитывается в большой семье, где есть пожилые родственники, с которыми он контактирует, предусмотрена возможность обучения дома с использованием образовательных ресурсов «Московской электронной школы» и других образовательных платформ. Для этого родителям нужно обратиться к классному руководителю и оформить соответствующее заявление. Аттестация школьников будет проводиться с помощью «Московской электронной школы», а также сервиса «Мои достижения» и учебных диагностик МЦКО.
Что произойдет, если ребенок заболеет коронавирусом?
Впереди осень, когда традиционно возрастает заболеваемость гриппом и ОРВИ. Симптомы этих заболеваний очень похожи на симптомы коронавируса. При любых симптомах ОРВИ родителям следует оставить ребенка дома и вызвать врача.
После получения положительных результатов теста на коронавирус в школу придет уведомление буквально в течение нескольких часов. Роспотребнадзор соберет и проанализирует информацию. Лиц, контактировавших с заболевшим, направят на карантин. Каждый случай рассмотрят в индивидуальном порядке.
Ученики должны будут оставаться дома в течение 14 дней. С родителями свяжутся сотрудники поликлиники, при необходимости врач приедет на дом. По окончании изоляции и при отрицательном результате анализа на COVID-19 ученики, контактировавшие с больным одноклассником, смогут вернуться в школу.
Обучение будет проходить в дистанционном формате. Никаких сложностей для детей не возникнет, все технические ресурсы для этого есть. В первую очередь это «Московская электронная школа», которая уже показала свою эффективность в период ограничений.
Родители детей, которые не имеют признаков заболевания и только контактировали с заболевшими одноклассниками, режим изоляции соблюдать не должны.
Если заболеет учитель или кто-то из административного персонала, будут ли класс или школа закрыты на карантин?
В случае заболевания учителя или других сотрудников ни класс, ни школа не будут закрываться на карантин. Все сотрудники в обязательном порядке носят маски, которые позволяют предотвратить распространение инфекционных заболеваний.
Как проводится тестирование учителей на коронавирус?
Учителя, воспитатели дошкольных групп, преподаватели колледжей и весь персонал, задействованный в образовательном процессе, в обязательном порядке проходят бесплатное тестирование на коронавирусную инфекцию. Тестирование проводят методом иммуноферментного анализа.
Это позволяет выявить не только носителей вируса, но и тех, кто обладает иммунитетом к нему. Всего тестирование охватит более 180 тысяч человек. Дополнительно в течение первых двух рабочих недель они будут протестированы ПЦР-методом. Тестирование на COVID-19 станет регулярным.
Сотрудников, анализ которых даст положительный результат, на работу не допустят.
Организация образовательного процесса в колледжах будет отличаться от школ?
Нет, в колледжах действуют те же требования и ограничения. Меры безопасности в колледжах должны соблюдать так же строго, как и в школах.
Как работают детские сады?
Детские сады продолжат работу в привычном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Сейчас в садах приняты все необходимые меры безопасности: проводятся термометрия на входе и в течение дня, дезинфекция помещений, используются бактерицидные лампы закрытого типа.
Дети с ОРВИ не допускаются в группу. Сотрудники обязательно используют маски. Для детей ношение масок не обязательно. Сотрудники пищеблоков, охраны, клининговых компаний, инженерных служб, административный персонал должны быть в масках и перчатках в обязательном порядке.
Кроме того, воспитатели дошкольных групп и весь персонал, задействованный в образовательном процессе, в обязательном порядке регулярно будут проходить бесплатное тестирование на коронавирусную инфекцию. Сокращать число детей в группах не планируется. Запрета на посещение родителями детских садов нет.
Однако на территории дошкольного учреждения они должны обязательно находиться в маске.
Нужны ли особые документы для зачисления в детский сад или возвращения после каникул?
Порядок подачи документов для зачисления ребенка в дошкольную группу не изменился. Для этого родителям необходимо заполнить электронное заявление на портале mos.ru. Там же можно ознакомиться со списком необходимых документов.
С прошлого года в Москве отменили обязательную справку о здоровье ребенка для детского сада после летнего отпуска (справка об отсутствии контакта с инфекционными больными). Если ребенок отдыхал летом и не ходил в детский сад, брать справку для возвращения ему не требуется.
Она нужна только если ребенок, по данным Роспотребнадзора, находился вблизи очага инфекционного заболевания. В этом случае родителям придет уведомление о том, что посещать дошкольное учреждение ребенок может только после посещения врача.
Если подобного уведомления не было, вернуться в детский сад можно свободно, без обязательного предъявления справки.
Раздельное обучение: как может выглядеть жизнь школьников после изоляции
Источник: unsplash.com
Рекомендации для школ о том, как организовать работу после выхода из карантина, Роспотребнадзор опубликовал в конце этой недели. Основные направления — усиление мер дезинфекции и максимальное разделение учащихся. За каждым классом предлагается закрепить собственное помещение, общение между школьниками свести к минимуму, время начала уроков и перемен сдвинуть.
О том, насколько реально выполнить такие меры в крупных городах, как новая реальность может сказаться на детях, их родителях и педагогах и почему самыми подготовленными могут оказаться сельские школы, «Известия» поговорили с представителями сферы образования.
Рекомендации для школ о том, как работать после выхода из режима самоизоляции и возобновления учебного процесса, были опубликованы на сайте Роспотребнадзора. Общий список, касающийся всех учащихся, включает 19 пунктов (правила, которые нужно соблюдать при проведении экзаменов, прописаны отдельно). Условно их можно разделить на две части.
Почти половина касается собственно дезинфекции, причем далеко не все меры, упомянутые в списке, в принципе являются новыми для школ.
Так, дезинфекцию нужно будет проводить как во время перемен, так и по окончании занятий, регулярно дезинфицировать нужно будет столовые приборы, поверхности и посуду в столовых, сотрудники которых должны работать в масках и перчатках, для питья должна быть предусмотрена одноразовая посуда, помещения придется проветривать чаще, а при входе в учреждение должны быть установлены дозаторы с антисептиком.
https://www.youtube.com/watch?v=3MufjoemPiI\u0026pp=ygV00JrQsNC6INCx0YPQtNC10YIg0L7RgNCz0LDQvdC40LfQvtCy0LDQvSDRg9GH0LXQsdC90YvRhSDQv9GA0L7RhtC10YHRgSDQsiDRiNC60L7Qu9Cw0YUg0L_QvtGB0LvQtSDQutCw0YDQsNC90YLQuNC90LA%3D
При уборке помещений в обязательном порядке нужно будет использовать дезинфицирующие средства, а в туалетах — подчеркивается в рекомендациях Роспотребнадзора — обеспечить постоянное наличие мыла и туалетной бумаги.
Также в ведомстве обращают внимание на необходимость регулярно измерять температуру всем учащимся и «немедленно изолировать» детей с симптомами ОРВИ до приезда родителей, законных представителей или сотрудников скорой помощи.
Значительная часть пунктов посвящена организации собственно учебного процесса, который в новых условиях может претерпеть серьезные изменения. Помимо того что занятия теперь по возможности предлагается проводить на свежем воздухе, для того чтобы снизить вероятность распространения инфекции, школам предлагается максимально разделить учеников.
Для этого за каждым классом предлагается закрепить собственную классную комнату, между которыми будут ходить предметники, время начала первого урока и всех перемен сдвинуть для каждого класса таким образом, чтобы ученики не пересекались между собой на переменах, общение между классами и «смешивание коллективов», в том числе в группах продленного дня — исключить, а число учеников в каждом коллективе — снизить по возможности.
Один из первых вопросов, который возник как у специалистов, так и у родителей после публикации рекомендаций, — насколько реальным будет их соблюдение в условиях среднестатистической городской школы.
—Мне кажется, что снизить контакты детей в школе будет просто невозможно. Потому что масштабы школ в крупных городах настолько велики, что перемены невозможно сдвигать до бесконечности. Всё равно несколько классов окажутся на них одновременно, — полагает оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова.
Источник: unsplash.com
Не совсем ясно также, как в этом случае будет организовано расписание учителей-предметников, и без того высокая нагрузка у которых сегодня просто не позволяет найти дополнительные часы для того, чтобы «вписать» туда переходы между классами в плавающем графике.
— Если брать начальную школу, то я могу себе это представить, потому что учитель идет по графику урок за уроком. Но предметники так переходить не могут. Это еще можно было бы представить, если бы это была целая параллель.
Тогда бы педагог просто ходил от 6А к 6Б, но что делать, если по такому графику живет вся школа. Если предметник переходит от класса к классу, то представить такое невозможно.
Это вопрос даже не самих учителей, а организации учебного процесса, — рассуждает эксперт.
Сама идея закрепления за каждым классом собственного помещения не нова и в истории советского образования применялась уже несколько раз.
При этом с точки зрения состояния детской психики и эффективности организации учебного процесса она скорее позитивна, поскольку обеспечивает детям «большую стабильность», чем в ситуации, когда им нужно ходить от класса к классу, полагает профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Илья Слободчиков.
Однако удержать детей от общения между собой — то есть достичь цели, на которую в данном случае рассчитаны такие меры, — это позволит вряд ли.
— Дети, устав сидеть по домам, всё равно будут активно общаться — это 100 процентов.
Контролировать их в этой ситуации будет невозможно. При этом надо понимать, что у детей есть родители, которые будут реагировать на это нервно, сами педагоги тоже будут не очень понимать, как действовать.
В результате можно ждать просто общего невроза, — отмечает собеседник издания.
Не совсем ясно также, что делать с «профильными» кабинетами. Ольга Мирясова полагает, что в условия перехода на использование электронных досок в крупных городах проблемы это не составит. Но судьба лабораторных кабинетов — например, физических или химических, — остается открытой, отмечает Илья Слободчиков.
https://www.youtube.com/watch?v=3MufjoemPiI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Отдельная сложность есть с теми, кто уже сейчас учится посменно — там изменение графика таким образом, чтобы уместить в него все смены, потребует дополнительных усилий.
Если крупные школы в мегаполисах с большим количеством учеников, скорее всего, столкнутся со значительными сложностями, пытаясь перестроить весь процесс, то малокомплектные сельские учреждения для такой ситуации адаптированы.
Формат небольших сельских школ вообще в этих условиях мог бы оказаться идеальным, поскольку по умолчанию предполагает небольшое количество учащихся, которых легко развести по разным помещениям, уверен Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования.
— В малокомплектных сельских школах вообще никакой проблемы нет, потому что классы небольшие. Как показывает практика, нам вообще в принципе не надо было идти по пути оптимизации и уничтожения малокомплектных сельских школ. Не надо было свозить детей в большие учреждения, а сохранить малые школы, как это сделали во многих странах Европы, — подчеркивает он.
Во многих из них, по его мнению, на такой принцип работы можно было перейти еще в начале режима самоизоляции, а опыт других стран показывает, что иногда они могут быть использованы как дополнительные площадки при выходе из карантина.
Источник: pexels.com
В сельских условиях рекомендации, касающиеся новой организации учебного процесса, действительно будут осуществимы, подтверждает «Известиям» директор Толвуйской школы в Заонежье, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» Виктория Стафейкова.
— Так как у нас маленькая сельская школа с небольшими классами, для нас трудностей с тем, что педагогам нужно будет переходить из класса в класс, не будет. Весной мы вместе со всеми перешли на дистанционное обучение, но в целом мы готовы были сразу так работать, если бы нам разрешили, — отметила она.
В этих условиях в том числе проще соблюсти и еще одну рекомендацию Роспотребнадзора — о проведении большего количества занятий на открытом воздухе в случае, если погода позволяет.
В качестве примера Сергей Комков приводит организованные в Чехии «лесные школки» или детские сады (есть и в других странах Европы) — учреждения для детей младшего возраста, которые находятся за городом и предполагают обучение на воздухе: «Сейчас в Чехии выходят из карантина и начинают вывозить детей на природу, в эти лесные школки, проводить занятия на природе, и никаких проблем с этим не возникает».
В городских условиях более реалистично будет говорить о том, чтобы или сдвинуть время начало учебного года, или делить детей по параллелям или этажам, а не по классам, считает Ольга Мирясова. Но и тогда соблюсти все требования будет невозможно — в современных школах слишком много общих пространств, дети всё равно так или иначе будут пересекаться на лестницах, в туалетах и столовых.
Дети в любом случае нуждаются в общении, и лишать их этого было бы и неверно, и слишком трудно.
Вместо этого, полагают собеседники издания, было бы логичнее сделать акцент на обеспечении необходимых мер дезинфекции (они также прописаны в рекомендациях) — в том числе снабдить школы средствами, позволяющими бороться с распространением инфекции: бактерицидными лампами, антисептиками, дезинфицирующими средствами, а также по возможности обеспечить меньшую концентрацию учащихся в помещении.
Наиболее действенным методом, по мнению Ильи Слободчикова, в данном случае может стать введение посменного обучения для того, чтобы добиться снижения численности детей, находящихся одновременно в школе и в одном классе (рекомендация во возможности сократить число учащихся в классе содержится в перечне Роспотребнадзора).
Если в классе будет не более 15 человек, будет возможность рассадить каждого за свою парту, что упростит задачу, хотя окончательно проблему не решит, считает он: «Запереть детей в классную комнату, как в камеру, невозможно, поэтому так или иначе они будут общаться.
Тем более что попытка обездвижить детей, как правило, приводит к прямо противоположному результату».
Читайте также: Явка в Zoom обязательна: о новых отношениях семьи и школы
Локдауна не будет. Министр просвещения о школах, коронавирусе и ЕГЭ
– Сергей Сергеевич, и родителей, и учителей интересует, будут ли из-за коронавируса приниматься такие же меры, как в прошлом учебном году, например, перевод всех школ на дистанционное обучение? И как обстоит эпидемическая ситуация в Российских школах сейчас?
– Мы ведем ежедневный онлайн-мониторинг, отслеживаем ситуацию, находимся в постоянном взаимодействии с регионами. По последним данным, количество школ, закрытых на карантин в связи с ситуацией с COVID-19, колеблется на показателе немногим более 100-110 школ, сейчас это примерно 0,31% от всех школ страны — ситуация контролируемая.
Особо подчеркну, что ни о каком локдауне в системе образования речи не идет, образовательный процесс сохраняется на территории всей России.
Москва и другие регионы продолжают работу, необходимую для защиты здоровья, исходя из той ситуации, которая сложилась, а также опираясь на рекомендации и требования органов здравоохранения.
Меры от региона к региону разнятся в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации.
При принятии тех или иных решений, касающихся организации в школе учебного процесса, должен рассматриваться каждый конкретный случай.
Где-то переводят отдельные классы на обучение с использованием дистанционных технологий.
Там, где необходимо, закрывают на определенный период посещение всей школы в связи, например, с сезонным заболеванием гриппом и ОРВИ, но это штатная ситуация. Это 88 школ — 0,22% от общего их числа.
– Планирует ли Минпросвещения рекомендовать региональным школам уходить на каникулы в случае роста числа зараженных коронавирусом, как, например, в Москве?
– Принятые в Москве меры основаны на текущей эпидемиологической ситуации. В каждом регионе должны соблюдаться профилактические требования и рекомендации, и решения принимаются в зависимости от той ситуации, которая сложилась в субъекте.
- Директора школ должны обратить внимание, что при изменении учебного графика, изменении сроков каникул, при выборе дистанционного формата обучения важно своевременно корректировать основную образовательную программу учебного заведения, чтобы не допустить пробелы в освоении учебного материала, полноценной реализации предметов школьной программы.
- При этом они должны учитывать и требования к максимальной учебной нагрузке, не превышать ее.
- В случае, если региону понадобится корректировать образовательные программы, мы, министерство просвещения, будем вести обязательные консультации, давать рекомендации и следить за этим процессом таким образом, чтобы в результате изменений школьники все равно получали полный объем учебной программы этого года.
- Еще раз хочу подчеркнуть, что решения о точечных мерах по закрытию школ, переводе тех или иных классов на удаленку или введению каникул должны приниматься исключительно исходя из эпидемиологической ситуации.
- – Будут ли отстранять от работы учителей, которые откажутся делать прививку от коронавируса или от гриппа?
– Конечно нет, прививка — дело добровольное. Когда начнется плановая работа по вакцинации от коронавируса, то учителям будет предложена эта возможность и это, безусловно, хорошо, что у нашей страны подобные возможности имеются. Но, повторюсь, это будет добровольный процесс.
– Недавно в министерстве заявили, что случаи заражения среди школьников единичны, болеют в основном педагоги. Есть ли необходимость в массовом тестировании учителей?
– Регионы уже организовывают тестирование педагогов. Опять же, учитывая, что ситуация по стране разная, подобные меры определяют на местах. Но, поверьте, задача защитить здоровье сейчас номер один и, прежде всего, конечно, здоровье высоковозрастных педагогов.
– В Москве школьных учителей на время пандемии заменят студентами педагогических вузов, вводится тьюторство. Не будет ли правильным такую практику распространить на те регионы РФ, где эпидобстановка не самая благоприятная?
– Нормативная база у нас уже есть — в федеральный закон «Об образовании» в этом году внесены соответствующие изменения о возможном допуске студентов старших курсов педагогических направлений к работе в школе. Но для того, чтобы студент мог работать в школе, он должен пройти соответствующий отбор.
Конечно, речь не о классном руководстве, но скажу сам как бывший педагог — возможность уже в процессе учебы начать свою практику с каких-то дополнительный занятий, кружков, если это выстраивать постепенно и рационально — это полезно для будущего педагога, потому что позволяет ему, выпустившись из университета, комфортнее входить в рабочий ритм и процесс. Это полезно и для школы, потому что туда приходит активная талантливая молодежь. Но это совершенно не означает, что мы уходим от опыта наших высоковозрастных педагогов. Стаж для такой профессии как учитель — это невероятно ценная вещь, и на опытных педагогах во многом строится общая атмосфера в школе, механизмы наставничества, помощи и поддержки всем остальным.
– Решение о допуске студента к работе в любом случае принимает само учебное заведение. Но я бы не сказал, что такая практика носит массовый характер.
– Обсуждает ли сегодня Минпросвещения с Рособрнадзором организацию ЕГЭ-2021? Возможно ли, что экзамены пройдут по сценарию 2020-го года?
– Такой сценарий не обсуждается, сейчас мы работаем над тем, чтобы оказать методическую поддержку вместе с Рособрнадзором для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Но о переносе сроков сейчас речи не идет, даже нет такой необходимости обсуждать.
Министерство просвещения совместно с Рособрнадзором прорабатывает специальные площадки в интернете, где будут размещены материалы по всем предметам для всех параллелей с 6-го по 11-й класс для самодиагностики. Материалы будут доступны всем: ученикам, родителям, педагогам. Это нужно, чтобы понять, есть ли какие-либо проблемные места, чтобы своевременно их устранить.
– Сергей Сергеевич, недавно в стране завершилось проведение всероссийских проверочных работ. Когда планируется представить итоги?
– Действительно, в начале учебного года в школах по всей России были проведены итоговые проверочные работы. К 1 ноября будут сформированы результаты этого анализа, благодаря этому мы получим полную картину по всем классам, по всем школам и регионам России. На основе этих данных мы будем консультировать регионы по любым корректировкам образовательных программ.
– Не опасаются ли в Минпросвещения, что качество образования из-за пандемии снизится?
– Мы делаем все, чтобы сохранить качество образования. И для этого, как мы говорили еще весной, активно внедряются соответствующие программы помощи школам. Помимо точечных замеров всероссийских проверочных работ, это еще и программа 500+ — поддержка школ со слабыми результатами.
Здесь же активная работа и в рамках цифровой образовательной среды, и в рамках оснащения школ, прежде всего сельских школ и школ отдаленных малонаселенных территорий в рамках национального проекта «Образование».
Каждая школа получит исчерпывающие данные по всем своим ученикам для проведения работы по устранению возможных пробелов и повышению качества образования.
Это будет связано и с корректировкой образовательных программ, поскольку потребуется повторение, или изучение с нуля каких-то элементов программы, неосвоенных в конце прошлого года или уже в этом учебном году из-за введения ограничений.
– Чего ждать школьникам и учителям в ноябре, если эпидемиологическая ситуация с коронавирусом продолжит ухудшаться?
– Мы используем качественные инструменты прогноза, понимая и просчитывая, какие меры позволяют сохранить единое образовательное пространство.
На сегодняшний момент, повторюсь еще раз для всех родителей и для всех учителей, системе образования, нашей классической системе, которая активнейшим образом развивается, но в которой диалог учителя и ученика, а также очные занятия остаются в самом центре и основе, вот этой системе в глобальном общероссийском масштабе ничего не угрожает.
Но, чтобы это сохранить, мы еще раз призываем всех бдительнее относиться к мерам профилактики коронавируса. Важно соблюдать социальную дистанцию, меры гигиены, использовать средства индивидуальной защиты, следить за рассадкой в классе. Все это позволяет сегодня сохранять образовательный процесс в подавляющем большинстве образовательных организаций в очном формате.
Кирилл Борискин«ТАСС», 18.10.2020
Как будут учиться в школах после карантина? Роспотребнадзор подготовил новые рекомендации
Российские школы, после того, как они вновь откроют свои двери для учеников, будут представлять из из себя непривычное явление. Общение школьников друг с другом, учителями и обслуживающим персоналом будет минимальным.
Каждому классу — по кабинету, общение с другими запрещено
Роспотребнадзор на своем официальном сайте опубликовал «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19».
Само название документа советует отложить надежды на быстрое избавление от напасти. Российским школьникам, которые вернутся в учебные классы, предстоит попасть в иную реальность. Как говорил герой фильма «Убить дракона»: «Зима будет долгой… надо подготовиться».
Разумеется, открытию учебных заведений, согласно требованиям Роспотребнадзора, будет предшествовать их дезинфекция. Когда же школьники войдут в обработанные помещения, им предстоит разойтись по учебным кабинетам — каждый класс пойдет в свой. Раньше постоянно в одном закрепленном кабинете учились только ученики начальной школы, теперь это правило будет распространено на всех.
Кроме того, общаться школьники смогут лишь с одноклассниками — влюбиться в девочку из параллельного класса станет проблематично.
«Исключить общение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок», — говорится в рекомендациях Роспотребнадзора.
«Исключить проведение массовых мероприятий»
Также ведомство рекомендует «сократить число обучающихся в классе». Как это будет выполнено на практике — сказать сложно. В Китае, например, учеников переводят на обучение не только в другие школы, но иногда и в другие города. Допуская, что в российских реалиях данный норматив сложно выполним, ведомство оговаривается — «по возможности сократить».
В новых условиях исключается формирование групп продленного дня из учеников разных классов.
Актовые залы школ на неопределенный период времени, видимо, будут использоваться для вспомогательных целей, поскольку ни спектаклей, ни собраний, ни «Последних звонков» проводиться там не будет — как и в целом на территории школ.
«Исключить проведение массовых мероприятий», — лаконично гласит рекомендация Роспотребнадзора.
Ведомство советует как можно больше держать школьников на открытом воздухе. «С учетом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. Использовать открытую спортивную площадку для занятий физической культурой, сократив количество занятий в спортивном зале», — говорится в документе.
«Пересмотреть расписание в целях разобщения»
Разумеется, попасть в школу можно будет только при прохождении «фильтра» с измерением температуры.
Мальчишек, традиционно шмыгающих носом, в учебных заведениях теперь не будет — при любых признаках респираторного заболевания и перед учениками, и перед учителями немедленно будет зажигаться «красный свет».
С учетом того, что СOVID-19 не отменяет сезонных заболеваний гриппом и ОРВИ, наполняемость школ в новых условиях, очевидно, будет не очень высокой. Зато прогульщикам раздолье — кашлянул на входе и доволен.
Правда, за такого рода шуточки последует немедленная кара, ибо просто так уйти кашляющему не дадут: «Обеспечить незамедлительную изоляцию обучающихся и воспитанников с признаками респираторных заболеваний до прихода родителей (законных представителей) или приезда бригады скорой помощи».
Вообще ученикам будет довольно сложно увидеть в школе кого-то, кроме одноклассников и учителей, непосредственно с ними работающих.
«Пересмотреть режим работы организации, в т. ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп)», — рекомендует Роспотребнадзор.
Разумеется, все помещения школ будут регулярно проходить дезинфекцию, а после каждого урока классы предписывается проветривать.
Учителя же, согласно требованиям Роспотребнадзора, превратятся в главных пропагандистов соблюдения личной гигиены: «Усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). Обеспечить контроль за соблюдение правил личной гигиены обучающимися и сотрудниками».
Режим «осажденной крепости»
Читая рекомендация Роспотребнадзора, трудно памятью не вернуться в свое счастливое советское детство, где отсутствовали охранник и металлоискатель на входе, не висели плакаты по антитеррору (потому что никто не знал, что это), где проводились утренники, новогодние праздники, где звенел «Последний звонок» и где краснеющие мальчишки приглашали девочек на свой первый в жизни танец.
Школьные годы были важнейшим периодом социализации, вхождения в общество. Школа времен COVID-19 напоминает уже не просто осажденную крепость, каковой ей пришлось стать после волны террористических актов, но и настоящий «рай для социопатов», где контакты с остальными индивидуумами сведены к минимуму.
Новые правила игры превращаются в настоящую головную боль для родителей — если раньше чадо с насморком можно было отправить учиться, а самому лететь на работу, то теперь этот номер не пройдет.
Да и персоналу школ не позавидуешь — мало того, что предписанные условия еще надо создать, так еще и требуется следить за их выполнением, поскольку ученики, как ни крути, на своих переменах будут пытаться пообщаться и поиграть с другими «узниками школьного замка Иф», выпущенными на перемену.
Кажется, что в новых условиях вечное недовольство родителей ЕГЭ отойдет на второй план — учеба как таковая превращается в настоящую спецоперацию, немногим отличающуюся от подготовки к космическому полету.
Когда-нибудь угроза COVID-19 отступит, и радостный гомон школьных перемен вернется. Но это неточно. А пока нужно подготовиться к тому, что есть сейчас. Зима будет долгой…
Источник: АиФ
[mailerlite_form form_id=4]
Когда вернуться в школу после карантина: правила и рекомендации
После длительного периода карантина многие страны начинают принимать решение о возвращении учеников в школы. Но как правильно организовать этот процесс, чтобы обеспечить безопасность всех участников образовательного процесса? Здоровье и безопасность учащихся и педагогов должны быть главным приоритетом при разработке плана по возобновлению занятий в школах.
Прежде всего, старшее руководство каждой школы должно согласовать свои действия с рекомендациями министерства здравоохранения или других органов здравоохранения своей страны.
Это поможет обеспечить единый подход к возвращению всех школьников в учебные заведения.
В период переходного карантина некоторые ученики могут продолжать оставаться на дистанционном обучении, а те, кто вернулся в школу, должны придерживаться определенных правил и рекомендаций, разработанных для минимизации риска распространения инфекции.
Очень важно научить детей правильным гигиеническим навыкам, таким как регулярное мытье рук с мылом, использование средств антисептиков и правильное закрывание рта и носа при кашле или чихании.
Также необходимо установить меры по поддержанию физического дистанцирования в школьных помещениях и на учебных площадках.
Размещение парт на расстоянии друг от друга и ограничение количества учеников в классах — это только некоторые меры, которые могут помочь снизить риск заражения.
Кроме того, школы должны быть готовы к предоставлению медицинской помощи, в случае появления подозрений на заболевание у кого-либо из участников образовательного процесса. Проведение ежедневного мониторинга здоровья учеников и педагогов, посещающих школу, также является важной мерой для обнаружения потенциальных случаев заражения COVID-19.
И, конечно же, возвращение учеников в школу не должно быть обязательным для тех, кто входит в рисковую группу или имеет близких, которые принадлежат к этой группе.
Для таких учащихся и их семей должна быть предоставлена возможность продолжать обучение на дистанционной основе.
В целом, возвращение в школу после карантина следует реализовывать плавно, со соблюдением всех необходимых мер и рекомендаций, чтобы максимально обеспечить безопасность учеников и педагогов.
Момент возвращения в школу после карантина
После продолжительного периода обучения на удаленной платформе, многие ученики с нетерпением ожидают момента возвращения в школу. С момента объявления карантина в школах внедрены новые правила и рекомендации для безопасного пребывания учащихся и сотрудников в учебных заведениях.
Главное правило при возвращении в школу — соблюдение социальной дистанции. Учащимся рекомендуется держаться на расстоянии не менее одного метра от других людей. Также в школах должны быть организованы условия для частого мытья рук и использования антисептических средств.
Организация уроков в школах после карантина также будет отличаться от привычной схемы. Для сокращения контактов между учениками и сотрудниками образовательных учреждений, могут быть введены различные сменные режимы занятий, сокращение продолжительности уроков или их проведение в разных помещениях.
— Соблюдение социальной дистанции |
— Частое мытье рук и использование антисептических средств |
— Использование индивидуальных предметов школьной учебы |
— Регулярная проветривание помещений |
— Ограничение контактов между учениками и сотрудниками |
Кроме того, школы будут проводить регулярную дезинфекцию помещений и использовать специальные средства для очистки воздуха. Обязательным условием будет мониторинг здоровья учеников и сотрудников школы. Если у кого-либо из них будет обнаружено подозрение на заболевание, ему будет рекомендовано оставаться дома и обратиться к медицинскому персоналу.
Период возвращения в школу после карантина требует от всех участников обучения соблюдения правил и рекомендаций, чтобы обеспечить безопасность всех участников учебного процесса.
Правила возвращения в школу после карантина
Возвращение учащихся в школы после карантинных мероприятий требует соблюдения определенных правил и рекомендаций. Здесь представлены основные принципы, которые следует учитывать при организации процесса обучения:
- Соблюдение социальной дистанции. В школах должны быть обозначены зоны для соблюдения социальной дистанции, а также проведены соответствующие обучающие мероприятия для учащихся и персонала.
- Ношение масок. Учащимся и персоналу необходимо носить маски в школьных помещениях и при контактах на улице.
- Регулярное проветривание. В помещениях школы необходимо проветривание несколько раз в течение дня, чтобы обеспечить поступление свежего воздуха и уменьшить риск заражения.
- Санитарные меры. В школах должны быть созданы условия для регулярной дезинфекции помещений, оборудования, мебели, а также для мытья и дезинфекции рук.
- Ограничение контактов. Следует минимизировать контакты между учащимися разных классов и старшеклассниками и младшеклассниками.
- Организация питания. Предпочтительно организовывать питание учащихся в классах или столовых с соблюдением правил дистанции, дезинфекции и использования индивидуальных посуд и столовых приборов.
- Мониторинг здоровья. Персонал школы должен регулярно следить за состоянием здоровья учащихся и срочно реагировать на появление признаков заболевания.
- Организация занятий внеклассной и спортивной деятельности. Необходимо ограничить контакты между группами учащихся при проведении занятий внеклассной и спортивной деятельности.
Соблюдение данных правил и рекомендаций поможет обеспечить безопасные условия для учебы и минимизировать риск распространения инфекции в школах.