КС: если ребенок не прошел отбор в профильный 10-й класс, его могут отчислить из школы
Конституционный суд опубликовал постановление, в котором оценил соответствие Конституции положений закона «Об образовании» относительно отбора в профильные классы с углублённым изучением определённых предметов.
В этом сюжете
Дочь заявителя Игоря Пикулина не приняли в 10 класс школы, в которой она училась, и отчислили с аттестатом о получении основного общего образования.
Причиной стало то, что для старших классов в образовательном учреждении предусмотрено профильное обучение с углублённым изучением отдельных предметов.
Отбор туда проходит на основании рейтинга успеваемости и личных достижений. Дочь Пикулина его не прошла.
Её отец подал иск к образовательной организации и департаменту образования администрации Омска. Он требовал признать это решение незаконным и зачислить дочь в 10 класс. Центральный районный суд Омска отказал в иске, поскольку ч. 5 ст.
67 закона № 273-ФЗ «Об образовании» даёт образовательным организациям право проводить отбор при наборе на профильное обучение. Наличие только классов с углублённым изучением некоторых предметов для учащихся, которые получают среднее общее образование, суд также не счёл нарушением.
К тому же дочь Пикулина зарегистрирована не на территории, закреплённой за школой, с которой он судился.
Омский областной суд подтвердил решение первой инстанции. В передаче жалобы в кассационную инстанцию Пикулину отказали.
Пикулин считает, что п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст.
65 закона «Об образовании» дают общеобразовательному учреждению возможность отчислить учащегося без согласования с его родителями после получения основного общего образования и лишить школьника права на получение среднего общего образования в той же организации. По мнению Пикулина, это нарушает конституционные права на образование и свободное развитие человека.
Конституционный суд подчеркнул, что среднее общее образование является таким же обязательным, как и основное, и на него распространяются те же законные гарантии.
Образовательные организации имеют право вводить профильные курсы, выбирать образовательные и учебно-методические технологии, но обязаны при этом выполнять требования законодательства об образовании и в полном объёме реализовывать право учащихся на образование.
Отказать в приёме учащегося государственная или муниципальная образовательная организация может лишь в строго ограниченном числе случаев.
К ним относится и индивидуальный отбор для профильного обучения или углублённого изучения отдельных предметов, указал КС.
При этом как приём в образовательную организацию может быть оформлен и переход на ступень среднего общего образования после окончания основного общего образования в той же организации.
В то же время результаты вступительных испытаний при отборе в профильные классы не могут служить основанием для отчисления учащихся. Порядок такого отбора определяет региональный законодатель. В Омской области такими полномочиями обладают органы исполнительной власти, которые осуществляют госуправление в сфере образования.
В этом сюжете
Конституционный суд отметил, что в разных субъектах страны вопросы отбора в учебные заведения регулируют по-разному. В одних регионах, в том числе в Омской области, такой порядок установлен в подзаконных актах, в других – в законах. Второй вариант предпочтительнее в силу важности этой проблемы, подчеркнул КС.
Вопрос о возможности отчисления тоже решён в регионах по-разному: некоторые из них, например Воронежская область и Бурятия, установили, что отказ по итогам отбора в профильный класс не является основанием для отчисления, в других субъектах страны определён только порядок испытаний, но не их последствий для учащихся.
КС указал, что право устанавливать индивидуальный отбор, закрепленное ч. 5 ст. 67 закона «Об образовании», не может быть основанием для лишения возможности продолжить обучение в конкретной организации без гарантий получения среднего общего образования в другом образовательном учреждении (с учётом его транспортной доступности).
В то же время этот закон, как и Федеральный стандарт среднего общего образования, не запрещает формировать только профильные 10 и 11 классы и допускает, что учащиеся не смогут продолжить обучение в той же образовательной организации без углублённого изучения предметов.
Конституционный суд отметил, что первостепенное значение в вопросах образования имеют интересы несовершеннолетних учащихся, а не персонала образовательных учреждений. Именно интересами детей должны руководствоваться законодатели на федеральном или региональном уровне.
В том числе органы госвласти и муниципального самоуправления должны учитывать их, если образовательная организация создаёт профильные классы при отсутствии возможности дать среднее образование без углублённого изучения предметов.
В таких случаях полномочные органы должны конкретизировать механизмы, которые гарантируют права учащихся, желающих получить образование по общему профилю.
В том числе следует заранее информировать их и их родителей о запланированном отборе, чтобы они могли подготовиться к нему или учли, что должны будут перейти в другую школу, если не готовы к углублённому обучению.
Таким образом, п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст. 65 закона «Об образовании» по своему правовому смыслу не противоречат Основному закону, указал Конституционный суд.
При этом данные нормы подразумевают обязанность властей обеспечить непрерывность обучения детей по общеобразовательным программам среднего образования.
Иное понимание этих положений необоснованно ограничивает права учащихся, которые хотят продолжить обучение по общему профилю.
При этом пересматривать дело Пикулина теперь нет смысла, поскольку его дочь уже продолжила обучение в другой образовательной организации, добавил КС.
Закон не предполагает отчисления из школ детей, не прошедших отбор в 10 класс — КС
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 июл — РАПСИ, Михаил Телехов.
Законодательство, регулирующее систему образования в России, не предполагает отчисления из школ детей, не прошедших отбор в десятый класс с профильным обучением, без предоставления необходимых гарантий продолжения ими обучения на непрофильной основе, в том числе в другой образовательной организации, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Соответствующие выводы были выработаны КС в связи с жалобой жителя Омска Игоря Пикулина, который просил проверить конституционность пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Не прошла по профилю
Как следует из материалов дела, дочь Пикулина не прошла отбор в профильный десятый класс одной из омских гимназий, где она училась до этого, и в результате была отчислена из образовательного учреждения.
Отец девочки пытался доказать, что этим документом было нарушено право на получение среднего общего образования, и направил в суд административное исковое заявление.
Но суды отказали Пикулину в удовлетворении иска, сославшись, в том числе, и на оспариваемые положения.
«Суды пришли к выводу, что создание образовательной организацией десятых классов только для профильного обучения и организация индивидуального отбора для приема на профильное обучение являлись правомерными, индивидуальный отбор был проведен в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Суды также указали, что дочь заявителя зарегистрирована по адресу места жительства, который не относится к территории, закрепленной за образовательной организацией — административным ответчиком, а также на то, что в настоящее время она получает среднее общее образование в форме семейного образования и прошла промежуточную аттестацию в другой образовательной организации», — изложено в позиции судов общей юрисдикции.
- Тогда Пикулин обратился в КС, посчитав, что нормы федерального закона «Об образовании» позволяют при введении профильного обучения в десятых классах и индивидуального отбора в них отчислять детей из школ, где они обучаются, и не учитывать при этом мнения их родителей.
- Не исключил совершенствования
- КС указал, что по смыслу указанных законоположений и по их нормативному предназначению органы государственной власти субъектов РФ, осуществляя полномочия по вопросам организации перехода общеобразовательных организаций к профильному обучению по программам среднего общего образования, должны конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей.
- «Это предполагает заблаговременное информирование обучающихся и их родителей о планируемом индивидуальном отборе для продолжения получения в данной образовательной организации среднего общего образования, имея в виду, что они могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учетом уровня подготовки такой индивидуальный отбор, и во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения», — говорится в постановлении КС.
Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции РФ, поскольку не предполагают отчисления детей из образовательных учреждений без предоставления необходимых гарантий продолжения ими обучения на непрофильной основе, в том числе в другой образовательной организации с учетом ее территориальной доступности. При этом КС не исключил совершенствования данного правового регулирования, включая порядок освоения программ среднего общего образования и возможность прохождения при этом профильного и непрофильного обучения.
Правила приема, перевода, отчисления
Основания для отчисления ребенка из школы и какой закон предусматривает данную меру.
- Инициатива родителей или законных представителей ребенка. Если они решат, что ребенка следует перевести в другую школу, то никто не может им запретить этого сделать (ч.1 ст.61 ФЗ-№273).
- Инициатива школьного учреждения. Отчислить могут, если ребенок добросовестно не изучал основную программу и не выполнял учебный план (ч.2 ст.61 ФЗ-№273).
- В случае возникших обстоятельств, из-за которых отчисление неизбежно. Например, при ликвидации организации (ч.3 ст.61 ФЗ-№273).
- Ребенок был незаконно зачислен в школу. Если узнают о нарушении порядка приема в учреждение, ребенка могут отчислить (ч.2. ст.61 ФЗ-№273).
- Систематические нарушения Устава образовательного учреждения. Считается, если ученик нарушает Устав школы больше 1 раза, постоянно прогуливает уроки, то его могут отчислить. А вот плохое поведение не будет связано с Уставом, конечно же, если ребенок не совершит преступление и не нарушит права других учеников.
- Неуспеваемость второгодников. В законе не прописано, что неуспеваемость может стать причиной отчисления. Но, и так, понятно, что ребенок, которого оставляют несколько раз на второй год, может быть отчислен. Дело тут в возрасте. Как только подросток, обучающийся в 7-8 классе, станет совершеннолетним, его отчислят из школы. Он не сможет окончить 9 класс.
- Отставания по предметам в 10-11 классе. Если в Правилах или Уставе образовательного учреждения прописаны критерии для успешного обучения и условия отчисления, при их невыполнении, то ребенка в 10-11 классе могут исключить.
- Употребление спиртных напитков, наркотических или психотропных средств. Этот пункт должен быть прописан в документации школы.
- Применение физического или психического насилия. За данное нарушение могут родителей привлечь к ответственности, если другим ученикам был нанесен моральный вред. Ребенка могут наказать дисциплинарно, выписав предупреждение, а затем и исключат.
- Нарушение прав преподавателей, учеников и других работников школы. Такая причина должна быть подтверждена документационно. У преподавателей или других пострадавших должны быть доказательства совершенных нарушений.
- Тяжелое материальное положение семьи. При обучении в платной школе, родителей ребенка могут попросить перевести его в другую школу, государственную, например, по причине неуплаты взносов за обучение.
- Состояние здоровья. Ребенка могут исключить, если у него имеются заболевания, из-за которых он не может осваивать программу общего образования. Обязательно у родителей или опекунов должна присутствовать справка с больницы, где будет подтверждено заболевание и написано заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Вопрос отчисления в каждом образовательном учреждении решается по-разному. Директор может пойти навстречу, и дать испытательный срок ребенку.
Каких учеников не могут отчислять из школы ни при каких обстоятельствах?
Перечислим, когда ребенка не могут исключить из школы:
- Если ему не исполнилось 15 лет.
- Если ребенок имеется ограничения по здоровью.
- Когда у ученика умственная отсталость или другие психические заболевания.
- Если Устав был нарушен однократно.
- Если ученица рано забеременела.
- Когда ученик совершил мелкое хулиганство.
- Если ученик имеет наказание в виде условной судимости.
- Когда ребенок не исполняет приговор судебных органов.
- Если ученик или ученица пришли в школу в непозволительном, непристойном внешнем виде. Например, при ярком макияже, или при ярко-выкрашенных волосах, или при надетой короткой юбке не смогут отчислить обучающегося, вот только, если это не прописано в Уставе школы.
- Если ученик нахамил учителю. Обычно за такое не исключают.
- Когда ребенок испортит имущество школы. Родители или опекуны будут возмещать ущерб. В случае, если этот критерий включен в Устав, то ученика отчислят.
- Если был нарушен порядок отчисления. Например, к ребенку не было применено других наказаний воспитательного характера, либо ребенка-сироту исключили и не уведомили об этом комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки.
При вышеперечисленных обстоятельствах ребенка не могут отчислить. Если же отчисление произошло, потребуйте ознакомиться с Уставом школы и другой документацией.
Что делать, если ребенка собираются отчислить из школы – действия родителей, опекунов и ученика
При возникшем вопросе отчисления, родители или законные опекуны ребенка должны:
- Лично прийти к директору школьной организации и поговорить с ним.
- Написать письменное заявление на имя директора. В нем следует попросить указать причину и основания для отчисления ребенка.
- Обратиться к социальному педагогу. Он поможет решить вопрос. Например, вместе с ним вы сможете посетить психолога, учителей и разобраться в ситуации.
Ученик должен:
- Вести нормальный образ жизни, не нарушать Устав.
- Извиниться за свои действия, если ими были нарушены права сотрудников учреждения, например, преподавателей или учеников.
- Попросить комиссию по делам несовершеннолетних или органы опеки и попечительства помочь разобраться в ситуации. Особенно это касается детей-сирот.
- Убедить директора школы, что он больше не будет нарушать Правила и Устав школьного учреждения.
Если родителям, опекунам и ученику удастся уговорить учителей и директора отменить приказ об отчислении, то ребенок останется обучаться в школе.
Заметьте, что ситуации бывают разными, поэтому не всегда директор смягчает наказание.
Процедура отчисления ребенка из школы и документальное оформление
Процедура исключения ученика из школьного учреждения проходит в несколько этапов.
Расскажем, как отчисляют ребенка, и какими документами это подтверждают.
Этап 1. Воспитательные меры наказания
Ребенка не могут отчислить сразу же после того, как он нарушил Устав или Правила школы. С ним должна быть проведена работа.
- Администрация учреждения должна собрать доказательства совершенного нарушения.
- Затем следует обсудить вопрос отчисления и наказаний на педагогическом совете. В него могут войти не только учителя и заместители директора, но и социальный педагог, психолог, а также комиссия по делам несовершеннолетних, действующая при районных отделениях Полиции.
- Провести беседу с родителями, объяснить им, что за данное нарушение ученику грозит отчисление.
Вопрос должен обязательно рассматриваться публично. Школьный совет должен возглавлять директор (ст. 26 ФЗ-№273).
Этап 2. Испытательный срок
Ученика могут и не отчислить сразу, а сделают ему предупреждение. Также за ребенком могут следить, контролировать его действия, смотреть и оценивать, как он успевает по предметам, посещает ли уроки.
Если в течение испытательного срока ученик не изменит своего поведения, то об этом классный руководитель должен сообщить директору или замдиректору.
Этап 3. Отчисление
Отчисление может пройти в добровольном или принудительном порядке.
- При добровольном – родители или опекуны сами пишут заявление и просят исключить из школы их ребенка.
- А директор, в свою очередь, оформляет приказ об отчислении.
- При принудительном – директор оформляет приказ. В нем обязательно должно быть указано основание для отчисления.
Этап 4. Информирование
После того, как будет оформлен приказ, родители ребенка и сам ученик должны быть уведомлены об исключении. Им сообщить об этом должен секретарь, либо классный руководитель, либо сам директор.
Кроме того, информация об исключении передается в Управление образования, органы местного самоуправления, органы опеки. Именно эти инстанции будут в течение 1 месяца контролировать родителей и ребенка и приложат все усилия, чтобы устроить его в другую школу для получения образования в дальнейшем.
Что делать, если ребенка уже исключили из школы, если вы не согласны с его отчислением – отстаиваем права ребенка
Родителям или законным представителям ребенка следует:
- Обратиться в школу и потребовать от директора письменного объяснения по данному отчислению. Если он отказывается отвечать вам, то направьте ему заявление с такой просьбой. Он будет обязан ответить на него в письменной форме.
- Направить заявление в Управление образования или Департамент образования вашего города, района. В нем следует изложить ситуацию и попросить разобраться, отменить данный приказ.
- Обжаловать решение можно также и через правоохранительные органы. Лучше, чтобы вы решили вопрос сначала со школой и Управлением образования, а потом уже отправляли документацию в прокуратуру.
Помните, что заявления пишутся все в официальном стиле. Если у вас есть доказательства неправомерного исключения, то следует их приложить.
Например, если ученик болел в течение 1-2 месяцев, следует предоставить на рассмотрение справку из больницы.
Отчисление из школы
Основания для отчисления ребенка из образовательного учреждения зафиксированы в законе «Об образовании» ( статья 61). Таких оснований существует всего три. Мы попросили нашего юриста прокомментировать каждый случай и дать алгоритм действий.
Отчисление по инициативе родителей или самого ученика
Например, при переводе ребенка в другую школу в связи с переездом или потому, что не сложились отношения в классе. Для этого достаточно написать заявление на имя директора, сделать это можно в любой момент.
В этом случае порядок отчисления будет такой:
-
Сначала определитесь с новой школой и обратитесь к ней за информацией о наличии свободных мест, потому что отсутствие места — единственная законная причина, по которой могут отказать в приеме.
Хорошо бы дождаться так называемого “приглашения” из школы — документа, что она готова взять ребенка. Почему это важно? Потому что в заявлении на отчисление вы должны будете указать, куда именно вы переходите.
Исключение составляет переезд: в этом случае вы просто указываете новое место жительство.
-
После пишется заявление на отчисление и направляется в то учебное заведение, откуда вы уходите. Обычно образец заявления есть на официальном сайте школы. Вы можете его скачать и направить через интернет.
-
Когда заявление подано, оно регистрируется и школа издает распорядительный акт об отчислении в порядке перевода с указанием нового учебного заведения или нового места жительства.
-
Не забывайте забрать из школы личное дело ученика, медицинскую карту и справку об успеваемости. Эти документы необходимо передать в новую школу.
-
Заявление на отчисление совместно с документами ученика передается в принимающую организацию. Оформление в новую школу занимает не больше трех рабочих дней.
Кто отвечает за ребенка после школы, на выходных и каникулах?
Отчисление по инициативе учебного заведения
Это возможная мера дисциплинарного взыскания, но применима не ко всем ученикам. Кого не могут отчислять по инициативе учебного заведения ни в каком случае?
-
Детей младше 15 лет. В начальной школе и до 8 класса за плохое поведение отчислить не могут.
-
Детей с ОВЗ.
-
Детей, когда они находятся на официальных каникулах или больничном.
-
Детей, не сдавших ОГЭ и согласившихся остаться на второй год.
- Если вы здоровый десятиклассник не на каникулах, то вас вполне могут отчислить из школы за систематическое нарушение устава или правил школы, драки, нарушение прав учителей и другие случаи, когда вы представляете реальную угрозу жизни для других.
- Конечно, отчислению по инициативе учебного заведения предшествует большая воспитательная работа и только в том случае, если она оказалась неэффективной, ученика можно отчислять.
- Какие шаги должна сделать школа, прежде чем отчислить ученика?
-
Собрать доказательства, что ученик нарушил дисциплину, и уже с доказательствами на руках собрать педсовет с целью воспитательной беседы с ребенком и его родителями. В ходе беседы необходимо максимально четко объяснить суть проступка и предупредить о последствиях.
-
Дать время на осознание поступка и исправление. Это может быть как неделя, так и полгода — на усмотрение школы. Закон испытательный срок не регламентирует.
-
Если воспитательные меры не помогают и ученик продолжает систематически нарушать дисциплину, то школа имеет полное право его отчислить. На практике до этого доходит редко, потому что проще “доучить и выпустить”, чем применять крайнюю дисциплинарную меру.
Но если школа решается, то директор должен издать соответствующий приказ, ознакомить с ним ученика и его родителей (как правило, это делается через классного руководителя), уведомить органы опеки и местного самоуправления, которые должны устроить ребенка в новое учебное заведение.
Цветные волосы, пирсинг, тату — это не нарушение дисциплины
Отчисление при нарушении процедуры приема
Это тот случай, когда родители или другие законные представители ребенка дали ложные сведения о гражданстве ребенка, регистрации по месту жительства, льготах и другие сведения, которые дают право ребенку учиться в этом образовательном заведении. Если сведения не подтверждаются, зачисление является незаконным и его как бы аннулируют.
Важно понимать, отчислить из школы по желанию учителя, администрации заведения, других родителей без перечисленных выше оснований нельзя. Более того, решение о принудительном отчислении можно оспорить в комиссии по урегулированию споров, которая должна работать при каждой школе и дальше в прокуратуре и районном отделе образования.
Могут ли ученику отказать в приеме в профильные классы школы?
Одним из направлений модернизации образования является профильное обучение. Такое обучение дает возможность создать в школе условия необходимые для углубленного изучения учащимися отдельных предметов. Профильное обучение реализуется в средней и старшей школе.
Такое обучение может быть организовано уже с 5 класса. Основной вопрос, который нередко задают родители, — это вопрос об отказе в приеме в профильные классы школы.
Имеют ли право отказать обучающемуся в приеме в такой класс? Что делать родителям, если в школе нет нужного ребенку профиля?
ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет профиль образования, как ориентацию образовательной программы на конкретные области знания, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося (а.25.ст.2 Закона).
Согласно Закону школа вправе организовать индивидуальный отбор при приеме детей в образовательную организацию для получения основного общего или среднего общего образования для профильного обучения, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ (п.5 ст. 67 Закона).
Все особенности организации профильного обучения в школах субъектов РФ регулируются соответствующими законами субъектов РФ. Например, Распоряжение Министерства образования Московской области от 10.02.
2014 года № 2 «Об утверждении порядка и случаев организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации в Московской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов и (или)для профильного обучения». Данный нормативный документ регулирует сроки, условия, порядок подачи документов и другие особенности приема учащихся в профильные классы.
Прием обучающихся на конкурсной основе предусматривается локальными актами образовательной организации. В Уставе школы могут быть закреплены положения о правилах зачисления в школу. Чтобы узнать, есть ли конкурсный отбор в школу или его нет, необходимо ознакомиться с Уставом и/или локальными актами школы. Информация должна быть на сайте школы.
- Что делать обучающемуся, если в школе нет необходимого ему профиля обучения?
- Если в школе нет того профиля, который необходим обучающемуся, то родители могут поинтересоваться, будет ли возможность в данном образовательном учреждении открыть классы соответствующего профиля.
- Если в школе нет нужного выпускнику профиля, то обучающийся может подать документы в любую другую школу, где есть та образовательная программа и тот профиль обучения, который ему необходим.
Школа должна создать соответствующие условия реализации образовательной программы по профилю. Под условиями понимаются кадровое обеспечение и материально-техническая база. Это означает, что каждая школа специализируется на определенном профиле и менять такую специализацию или создавать новый профиль обучения в выпускных классах бывает достаточно непросто.
Общеобразовательный профиль обучения присутствует во всех выпускных классах школы. Если в школе есть гуманитарный, биологический и любой другой профиль, то эта информация должна быть общедоступной и содержаться на официальном сайте школы. Информацию о профильном обучении в близлежащих школах можно узнать в управлении образования соответствующего округа/района.
Родителям необходимо узнать, действует ли в регионе нормативно-правовой акт, который позволяет образовательным учреждениям осуществлять отбор в 10 класс. В школе должно быть утверждено специальное положение о приеме в профильные классы. Порядок осуществления отбора в 10 класс должен быть опубликован на сайте школы.
Если законодательством субъекта РФ не предусмотрен отбор в образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения, то отказать в приеме имеют право только по причине отсутствия свободных мест.
Такое же правило действует, если ребенок зарегистрирован на территории, не закрепленной за школой (могут отказать только по причине отсутствия свободных мест).
При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца. Также необходимым является заявление родителей о зачислении ребенка в 10 класс.
Кс разъяснил нюансы получения школьного образования после 9-го класса
23 июля Конституционный Суд вынес Постановление № 39-П по жалобе гражданина на ряд норм Закона об образовании.
Несовершеннолетняя дочь Игоря Пикулина не прошла отбор в профильный десятый класс омской гимназии, установленный на основе рейтинга по результатам успеваемости учащихся и их личных достижений. В результате ученица была отчислена из образовательного учреждения как завершившая обучение по программе основного общего образования.
В дальнейшем отец девушки оспорил в суде отчисление, однако две судебные инстанции отказали в удовлетворении его иска.
Они сочли правомерными как создание образовательной организацией десятых классов только для профильного обучения, так и организацию индивидуального отбора для приема на профильное обучение.
Также они пришли к выводу, что сам индивидуальный отбор был проведен на законных основаниях.
Кроме того, подчеркнули суды, дочь истца была зарегистрирована по адресу места жительства, который не относится к закрепленной за гимназией территории, в настоящее время девушка получает семейное образование и уже прошла промежуточную аттестацию в другой образовательной организации.
Впоследствии кассация отказалась рассматривать жалобу Игоря Пикулина, после чего он обратился с жалобой в Конституционный Суд.
Он указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с получением образования (завершением обучения). В свою очередь, ч. 5 ст.
67 Закона предусматривает возможность проведения индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.
По мнению заявителя, спорные нормы неконституционны в силу того, что они позволяют образовательной организации при введении профильного обучения в десятых классах и индивидуального отбора для зачисления в данные классы не переводить на следующий уровень для получения обязательного среднего общего образования обучающихся, получавших в ней основное общее образование, и по результатам такого отбора отчислять последних по собственной инициативе без учета мнения их родителей.
После изучения материалов дела Конституционный Суд напомнил, что в действующей системе правового регулирования в РФ признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования, поэтому законодатель предусмотрел конституционные гарантии получения последнего. Иное не соответствовало бы нормативному содержанию и самой природе права на образование на всех уровнях его реализации.
Как пояснил КС, организация образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть дифференцирована с учетом потребностей и интересов обучающихся, обеспечивая профильное обучение.
В силу этого образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Такая автономия реализуется в соответствии с требованиями законодательства об образовании и ориентирована прежде всего на образовательные потребности и интересы обучающихся.
Само по себе получение образования по программе основного общего образования не свидетельствует о завершении получения образования данного вида и предполагает необходимость, по общему правилу, для несовершеннолетнего лица продолжения получения обучения по уровню среднего общего образования. Такое образование можно получить в рамках программ среднего общего или среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
«В этом плане сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования, являясь подтверждением пройденного этапа получения гражданами РФ общего образования и формой оценки степени и уровня освоения обучающимися соответствующей образовательной программы (ч. 1 ст.
59 Закона об образовании), никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего общего образования, за тем лишь исключением, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Закона об образовании)», – отметил Суд.
КС добавил, что вышеприведенное не исключает оформления продолжения получения общего образования после завершения основного общего образования в качестве приема в соответствующую образовательную организацию.
В этом случае гарантии приема на обучение по общеобразовательным программам в равной мере распространяются и на лиц, завершивших обучение по образовательным программам основного общего образования и выразивших намерение продолжить обучение по образовательным программам среднего общего образования, независимо от того, в какой образовательной организации (в той же или иной территориально доступной общеобразовательной организации) им будет предоставлена такая возможность.
При этом Суд констатировал, что нормативно-правовое регулирование относительно установления порядка проведения индивидуального отбора осуществляется на местах по-разному, так как некоторые из субъектов РФ предусмотрели такой порядок в своих подзаконных актах.
При этом в регионах существуют разные подходы к установлению гарантий, связанных с продолжением обучения по основным общеобразовательным программам.
Так, в некоторых из них предусмотрено, что отказ по результатам индивидуального отбора при приеме либо переводе в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс профильного обучения не является основанием для отчисления обучающегося или отказа в приеме в организацию. В других же определяется сам порядок индивидуального отбора, но не разрешается вопрос о его последствиях для обучающихся.
- В связи с этим КС признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции, поскольку они обязывают региональные органы власти обеспечить продолжение обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования).
- Кроме того, указал Суд, такие нормы предусматривают заблаговременное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе; не допускают лишения лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для последующего обучения, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации без нормативного установления гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.
- Иное их понимание, подчеркнул Суд, фактически означало бы необоснованные ограничения права обучающихся, желающих продолжать освоение общеобразовательных программ среднего общего образования на непрофильной основе (по универсальному профилю), а потому нарушало бы конституционные гарантии.
Заместитель директора юридического института Кемеровского государственного университета по научной работе Егор Трезубов назвал весьма актуальным постановление КС.
«Вопросы реализации государственных гарантий на получение бесплатного общего образования в стране все еще остаются в повестке дня, а публичным властям приходится балансировать между обеспечением общедоступности и качества этого образования.
В деле, ставшем поводом для обращения заявителя в Конституционный Суд, отчетливо обнажились проблемы сочетания уровней общего образования – основного и среднего, а также возможности применения универсальных образовательных программ и программ с углубленным изучением отдельных предметов», – отметил он.
По словам эксперта, обеспечение права на получение общего образования, по сути, осуществляется в субъектах РФ, а федеральные власти осуществляют лишь координацию и генеральное нормативное сопровождение соответствующих процессов.
«При этом, как отмечено в рассматриваемом постановлении, на нормативном уровне не закреплено в качестве специального основания для отчисления ученика из образовательного учреждения его непрохождение на конкурсной основе в профильный класс», – отметил Егор Трезубов.
Он добавил, что в Кемеровской области, насколько ему известно, практика применения профильных образовательных программ в школах сочетается с обязательным существованием классов с универсальной программой, то есть на одной параллели в старших классах существуют как классы с углубленным изучением дисциплины, так и без таковых. «Поступление в профильные классы осуществляется на конкурсной основе, но при этом учеников не вынуждают уходить из школы по причине того, что мест в 10-м классе на порядок меньше, чем было в 9-м классе. Есть и иная практика – нетиповое образовательное учреждение может изначально применять лишь программы профильного обучения, в таком случае поступление в соответствующий лицей или гимназию осуществляется на основе конкурсных испытаний. В этом плане омская практика, показанная в судебном акте, кардинально отличается от кузбасской», – рассказал Егор Трезубов.
При этом он отметил, что текст постановления изложен крайне путано. «Сложилось впечатление, что достопочтенные судьи сами с трудом разбирались в том, что за уровни образования были придуманы законодателем и предусмотрены в Законе об образовании.
Такое задание, безусловно, непростое, но Конституционный Суд в целом с ним справился.
КС справедливо указал на возможность в образовательных учреждениях общего образования вводить профильные классы, но обязал региональные власти предусмотреть возможность сохранения за учениками, не прошедшими конкурсный отбор, но желающими продолжить обучение в школе, права на получение общего образования. При этом Судом указано на то, что за учеником в приоритете должно быть сохранено право остаться в своей школе, но региональные власти могут предусмотреть и процедуру перевода ученика в “школу коррекции”, территориально доступную для ученика», – отметил эксперт.
По его мнению, заложенная в тексте постановления политико-правовая двусмысленность тем не менее должна быть скорректирована законодателем императивным образом.
«Представляется, баланс должен быть достигнут следующим образом: общее образовательное учреждение либо изначально должно функционировать на конкурсной основе и предполагать поступление в него по результатам испытаний, либо в случае, когда это учреждение участвует в системе государственных гарантий получения бесплатного образования, специализация учеников должна осуществляться по принципу переформирования классов в профильные и универсальные. По окончании какого класса такое ранжирование проводить – вопрос к педагогам, и ответ на него зависит от уровня психологического и интеллектуального развития ученика. Опираясь на свой жизненный опыт, скажу, что специализация в школе необходима, и при этом внедрять эту практику нужно раньше, чем в 10-м классе. Оптимально ранжировать учеников и формировать профильные классы с 8-го класса», – убежден Егор Трезубов.
Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что главный вывод из судебного акта заключается в том, что в погоне за профильными классами образовательным организациям нельзя забывать про обычные, обучение в которых не требует индивидуального отбора: «Иначе право на образование ставится в зависимость от результатов такого отбора – то есть от решения администрации образовательного учреждения, что недопустимо по смыслу самого права на образование».
Он добавил, что у него сложилось впечатление, что в рассматриваемом деле в гимназии были созданы профильные классы именно для того, чтобы иметь возможность “фильтровать детей” на входе.
«А так как непрофильных классов не было, то получается, что менее способным дорога в старшие классы вообще закрыта, и это удручает. Уверен, что по России таких школ много.
Теперь администрациям образовательных учреждений нужно будет иметь в виду, что обычные классы закрывать нельзя», – резюмировал Ярослав Самородов.