Новости

Закупки во время карантина: новые правила по 44-фз и 223 фз

  • 13-01-2021
  • Дарья Коровкина
  • 6 минут

Общее понятие об обстоятельствах непреодолимой силы

 

Понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора содержится в гражданском законодательстве (ст. 401 ГК РФ). Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в том числе стихийные бедствия и эпидемии.

Закон 44-ФЗ и ранее содержал положения, учитывающие возможность возникновения таких обстоятельств, и связывал с ними, в первую очередь, возможность не платить неустойки.

Закупка у единственного поставщика в условиях коронавируса

Ситуация с коронавирусом заставила законодателя внести в пункт 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика при действии форс-мажорных обстоятельств) корректировки, которые упростили проведение закупок. Возможность оперативно заключить контракт и получить товары, работы или услуги, необходимые для оказания медицинской помощи или для предупреждения неблагоприятного развития ситуации особенно важно в условиях пандемии.

В новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ указано, что закупка может производиться в необходимом объёме при нецелесообразности проведения конкурентной процедуры для определения поставщика, подрядчика или исполнителя.

Какие закупки можно проводить неконкурентным способом из-за пандемии

Как обстоятельство непреодолимой силы расценивается распространение коронавирусной инфекции в совместном письме Минфина России, МЧС России и ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020.

Согласно данному документу, можно закупать у единственного поставщика только те товары (работы, услуги), потребность в которых возникла из-за форс-мажора или если закупка нужна для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации. Большое значение придаётся тому, чтобы между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса была причинно-следственная связь.

То есть, фактически, заказчик может определять критерии такой необходимости самостоятельно, каких-либо ограничений по видам товаров, работ или услуг нет. Но нельзя делать закупки у единственного поставщика по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ,  если это никак не связано с ситуацией форс-мажора.

 Закупки во время карантина: новые правила по 44-фз и 223 фз

Закупки по 44 ФЗ и 223 ФЗ в карантин

Закупки во время карантина: новые правила по 44-фз и 223 фз

Многих заказчиков продолжает волновать вопрос о том, как проводить и проводить ли вообще закупки в период коронавируса.
Ведь, как известно, все дни до конца апреля 2020 года объявлены нерабочими.

Некоторые разъяснения периодически появляются, но носят очень частичный и выборочный характер, лишь применительно к отдельным нюансам закупочной деятельности (см. наш обзор от 07 апреля).

Разъяснения же общего характера, которые касаются всех заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ в целом, до сих пор отсутствуют.

5 апреля 2020 года ФАС России выпустила письмо № МЕ/28054/20, на основании которого некоторые так называемые «эксперты» уже разместили громкие заявления, что заказчикам (всем!) можно и даже рекомендуется проводить закупки в период до 30 апреля в обычном режиме.

Но так ли это на самом деле? Предлагаем все-таки ничего не додумывать и читать нормативно-правовые акты буквально.
Согласно Указу Президента РФ от 02.04.

2020 №239, дни с 4 по 30 апреля 2020 года объявлены нерабочими для всех организаций, кроме перечисленных в пунктах 4 и 5 данного Указа.

Соответственно, осуществлять деятельность в данный период, в том числе без ограничений проводить закупки, могут исключительно те организации, которые относятся к указанным исключениям.

Если внимательно прочитать то же письмо ФАС, то его наименование звучит «О работе операторов электронных площадок до 30 апреля 2020 года». О работе операторов, а не заказчиков!

Про заказчиков же в письме идет речь постольку, поскольку операторы должны обеспечить проведение закупочных процедур по 44 ФЗ и 223 ФЗ для тех, кто их проводит в период «карантина».
ФАС никак не может выпускать документы, которые противоречат НПА более высокого уровня, коим является Указ Президента.

Следовательно, в данном письме под «заказчиками» могут подразумеваться только те организации, на которых не распространяется действие Указа о нерабочих днях.

Таким образом, те организации-заказчики, кто продолжает свою работу в апреле, вправе проводить и закупки, при этом те нерабочие дни, которые в обычное время были бы рабочими, ими и являются, а суббота и воскресенье считаются выходными.

Те же организации, для которых дни до конца апреля официально являются нерабочими, могут проводить, по нашему мнению, только те процедуры, сроки проведения которых согласно законодательству и Положению о закупке исчисляются не рабочими, а календарными днями, а также закупки у единственного поставщика.

Возможно, в ближайшее время появятся какие-то новые разъяснения по данному вопросу. Но до этого времени проведение основной частью заказчиков всех закупок в обычном режиме считаем противоречащим нормам действующего законодательства.

© Все права защищены.»Международный консалтинг в сфере закупок», 2014 — 2023 г.

5 вопросов о закупках в условиях карантина. Разбираемся с экспертом

Что делать, если контракт не выполнен из-за коронавируса? Когда заказчик должен списать неустойку? Можно ли менять условия контракта? Отвечаем на популярные вопросы слушателей Контур.Школы

Материал подготовлен на основе вебинара Светланы Сафиной «Ответы на вопросы по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ. Разбор практических ситуаций».

Невыбранный контракт

Вопрос: срок исполнения обязательств на оказание услуг закончился, и из-за пандемии контракт не выбран на 50%. Возможно ли его пролонгировать?

Решение: изменения, которые этой весной были внесены в Закон о контрактной системе (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ), допускают возможность изменить условия контракта из-за распространения коронавирусной инфекции. Стороны вправе скорректировать цену, сроки исполнения и условия авансирования.

Главный постулат, который должны запомнить заказчики, — решение должно опираться на соответствующий нормативный документ определенного уровня: если вы федеральный заказчик — федерального уровня, если региональный — значит, это акты по вашему региону и т.д.

Кроме того, нужно быть готовым обосновать причинно-следственную связь между пандемией и невозможностью выполнить ранее согласованные условия. Все изменения стороны фиксируют в допсоглашении.

Контракт по закупке у единственного поставщика

Вопрос: организация заключила контракт на поставку товара по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Меняется ли порядок работы с таким контрактом в связи с распространением коронавирусной инфекции?

Решение: порядок оформления контракта по закупке у единственного поставщика товаров, необходимых для оказания медпомощи в неотложной или экстренной форме во время пандемии коронавируса, не меняется.

Пандемия признана обстоятельством непреодолимой силы, на такую ситуацию как раз и рассчитаны эти положения Закона № 44-ФЗ.

При заключении контракта по п. 6, п. 9, п. 34 или п. 50 заказчик направляет в контрольные органы уведомление о заключении контракта и его обоснование. В данном случае необходимо в течение одного рабочего дня направить уведомление о заключении контракта в контрольный орган: в федеральную антимонопольную службу, региональный или муниципальный контрольный орган.

Неустойка по контрактам 2020 года

Вопрос: каков механизм списания неустойки по контрактам в 2020 году?

Решение: механизмы списания неустоек предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. Недавние изменения распространили действие постановления и на неустойки, начисленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в 2015, 2016 и 2020 годах.

По общему правилу контрактные обязательства должны быть исполнены полностью. Если объем неустойки не превышает 5% от общей цены контракта, заказчик по заявлению исполнителя может полностью освободить его от оплаты неустойки.

Если размер неустойки от 5% до 20%, есть возможность списать половину суммы, при условии что оставшаяся половина будет оплачена до конца года.

Если поставщик не смог выполнить условия договора из-за распространения коронавируса, заказчик должен списать всю сумму начисленной неустойки (пп. «в»  п. 3 Постановления № 783).

Подтвердить, что выполнить условия договора помешали обстоятельства непреодолимой силы, поставщик может с помощью заключения торгово-промышленной палаты.

Изменение условий контракта из-за коронавируса

Вопрос: можно ли использовать положения ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и изменить условия контракта по причине распространения коронавирусной инфекции, если условие об использовании этих положений не внесено в контракт и закупочную документацию?

Закупки по 223-ФЗ

Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Подробнее

Решение: заказчик может корректировать и цену договора, и срок исполнения обязательств, и авансовые платежи, если речь идет о невозможности исполнить обязательства по контракту из-за распространения коронавирусной инфекции. Да, можно. Ст. 112 специальных условий, в отличие от положений ст. 95, не предусматривает. Закон не обязывает указывать в контракте и иной закупочной документации порядок применения ч. 65 ст. 112 закона 44-ФЗ.

Ответственность сторон по 223-ФЗ

Вопрос: какими нормами регулируется ответственность сторон по договорам по 223-ФЗ, в том числе за неисполнение обязательств из-за распространения коронавируса?

Читайте также:  Самозанятый ограничения: есть ли лимиты, максимальный размер дохода

Решение: закупочная деятельность заказчика регулируется соответствующими положениями 223-ФЗ. По ситуации с коронавирусом Минфин России выпустил Письмо от 25.03.

2020 № 24-03-07/23587, в котором уточняет, что заказчик по 223-ФЗ самостоятельно устанавливает условия начисления неустойки за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, в том числе и списание такой неустойки в силу неисполнения обязательств по причине распространения коронавирусной инфекции.

Чтобы определить меры ответственности по конкретной закупке, необходимо обратиться к анализу закупочной документации и положения о закупке заказчика, потому что этот вопрос регламентируется либо специальными положениями, либо положениями гражданского законодательства.

Хотите знать больше? Смотрите запись вебинара Светланы Сафиной  «Ответы на вопросы по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ. Разбор практических ситуаций».

Закупки в период распространения коронавирусной инфекции СOVID-19

Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в работу и заказчиков, и поставщиков при осуществлении закупочной деятельности товаров, работ и услуг.

Несмотря на то, что организаторы процедур и потенциальные участники в период пандемии сталкиваются с определенными проблемами, обеспечение заказчиков необходимыми ТРУ приостанавливать нельзя во избежание производственных сбоев, которые негативным образом могут отразиться на экономической обстановке в стране.   

Новая коронавирусная инфекция СOVID-19 активизировала нормотворческую деятельность государства, которое старается оперативно реагировать на все изменения эпидемиологической действительности. В период распространения вируса было принято множество нормативно-правовых актов, касающихся закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Рассмотрим некоторые из них.

Рабочие/нерабочие дни

Сведения о том, какие дни являются нерабочими и каков период их действия указаны в следующих документах:

В нерабочих «рабочих» буднях на практике путались не только заказчики и поставщики, но и операторы ЭТП, функционал которых порой давай сбой при подсчете закупочных сроков (при этом стоит отметить, что ЭТП ГПБ с введения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения действует в штатном режиме при полной функциональности всех систем, за это время не было зафиксировано ни одного сбоя при подсчете сроков и иных ошибок учета новых норм и указаний законодательства).

Пример из практики

В антимонопольный орган поступила жалоба заказчика о включении сведений в отношении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В обращении организатора процедуры указано, что контрагентом не исполнены требования статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в связи с чем, общество признано уклонившимся от заключения контракта на поставку трубок для аппарата аспирации и ирригации.

При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что нарушение срока подписания проекта контракта победителем процедуры на 1 день обусловлено нерабочими днями в РФ, самоизоляцией, в связи с предотвращением распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также неверным информированием о сроках подписания контракта в интерфейсе площадки (размещением оператором ЭТП информации о дате подписания проекта контракта участником позже законодательно установленной), что  ввело участника закупки в заблуждение.

Экстренные изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ о закупках и торгах в связи с короновирусом | IT компания Простые решения

В связи с пандемией внесены изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ, некоторые из них уже вступили в силу. Появилась возможность менять цену и срок исполнения контракта. Малый бизнес теперь вправе не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства. Пени будут начислять от цены определенного этапа контракта.

Федеральный закон №44-ФЗ

Стало возможным менять срок и цену исполнения контракта

Изменять оба эти условия по соглашению сторон разрешено до конца 2020 г., в случае если из-за пандемии нельзя исполнить контракт (ст. 65 98-ФЗ).

Для получения отсрочки поставщику необходимо письменно изложить причины задержки. Обоснованием может послужить решение правительства РФ, администрации субъекта РФ о введении режима повышенной готовности.

Либо в случае, если пандемия признана обстоятельством непреодолимой силы.

  • Придется изменить не только условия контракта, но и объем его обеспечения согласно пропорциям:
  • — Если снизилась стоимость контракта, заказчик обязан вернуть часть средств исполнителю.
  • — Если увеличился срок или цена контракта, исполнитель должен перевести недостающую сумму на счет заказчика.
  • — Если исполнитель обеспечивал контракт банковской гарантией, ему необходимо получить новую, а старую отозвать.

Теперь малый бизнес вправе не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства

Данное правило имеет силу до конца 2020 г. (ст. 64 98-ФЗ). Заказчик самостоятельно определяет, требовать обеспечение или нет, если при закупке были соблюдены 2 условия:

— Cреди участников только малый бизнес (то есть по ст. 30 44-ФЗ).

— Отсутствует аванс.

Пени будут начислять от стоимости отдельного этапа контракта

Данное условие также было включено в список экстренных поправок из 98-ФЗ, но не имеет срока годности и будет актуально по истечению 2020 года.

У единственного поставщика заказчики смогут приобрести больше

  1. Заказчики теперь имеют право закупать у единственного поставщика товары, работы или услуги для следующих нужд:
  2. — Профилактика и предупреждение инфицирования.
  3. — Ликвидация последствий распространения вируса.

Купить можно абсолютно все, но заказчику придется обосновать, по какой причине закупка производится срочно, без проведения тендера. В дальнейшем планируется проверять причинно-следственную связь между закупкой и пандемией.

Федеральная антимонопольная служба РФ не будет штрафовать поставщиков за нарушения, если они возникли из-за пандемии

Коронавирус официально признан ФАС обстоятельством непреодолимой силы.

При рассмотрении дел о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок и в административных делах центральный аппарат рекомендует учитывать этот факт в своем письме.

Поставщикам рекомендуется собирать и хранить любые доказательства того, что именно пандемия помешала завершить контракт вовремя или надлежащим образом. Это поможет в будущем избежать РНП или штрафа.

ФАС удаленно рассматривает жалобы

  • С 19 марта по 10 апреля для поставщиков и заказчиков всех федеральных округов (кроме Москвы и Московской области) доступно дистанционное рассмотрение:
  • — Проведение проверок.
  • — Обращений заказчиков на тему включения участников закупок в РНП.
  • — Жалоб по закупкам.

Участникам организатор заседания направит ссылку в качестве приглашения. Если у кого-либо из участников по техническим причинам не получится подключиться или будут неполадки со связью, рассмотрение дела перенесут на другую дату.

На сайте Федеральной антимонопольной службы или портале Госуслуг также доступна функция удаленной подачи жалобы.

Заказчикам разрешено дистанционно проводить закупки

В письме ФАС пояснила, что заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют право проводить закупки в обычном режиме, а электронные торговые площадки обязаны создать комфортные условия работы.

Правительство опубликовало постановление от 03.04.2020 № 443, в котором сказано о том, что с 6 по 30 апреля 2020 можно проводить закупки в нерабочие дни:

— Все этапы закупки, которые ранее измеряли в рабочих днях, до 30 апреля будут рассчитываться в календарных. Суббота и воскресенье признаются выходными днями.

— Конкурсные комиссии работают удаленно.

— Протоколы можно оформлять в электронном виде и подписывать одной квалифицированной электронной подписью сотрудника, который наделен полномочиями действовать от имени заказчика.

Федеральный закон № 223-ФЗ

Министерство финансов планирует запретить государственным компаниям штрафовать поставщиков в 2020 году

По данным Интерфакс, Минфин разрабатывает соответствующие правительственные указания. Исполнителей, которые не могут исполнить условия контракта вследствие пандемии, больше не смогут оштрафовать, более того, в 2020 году им дадут возможность изменить стоимость и сроки исполнения контрактов.

Таблица основных изменений правил осуществления закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях действия санкций и ограничительных мер

Предлагаем вниманию заказчиков (44-ФЗ и 223-ФЗ) и поставщиков наглядную таблицу с основными изменениями законодательства о регламентированных закупках в марте 2022 года.

№ п/п Этап закупки Суть изменения Нормативный акт, ссылка на статью
Закупки по 44-ФЗ (контрактная система)
1 Выбор способа определения поставщика Введены случаи закупки у единственного поставщика в целях ускоренной и упрощенной закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, технических средств реабилитации и услуг Закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ пп. 5.1, 5.2, 28, 28.1 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ
2 Выбор способа определения поставщика Правительству РФ и органам власти субъектов РФ дано право до 31.12.2022 г. дано право определять дополнительные случаи закупок у единственного поставщика и порядок их осуществления. Закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ, статья 15
3 Выбор способа определения поставщика До 31.12.2022 можно дополнительно осуществлять закупки у единственного поставщика, определенного актом Правительства РФ, субъекта РФ, местной администрации. Единственный поставщик или конкретная закупка у единственного поставщика могут быть определены Протоколом заседания Правительства РФ, координационного или совещательного органа, Правительственной комиссии, поручением Председателя Правительства РФ. Неконкурентные закупки могут быть осуществлены за счет средств резервного фонда. О заключении такого контракта необходимо в 3 рабочих дня направить уведомление в ФАС России с приложением копии контракта. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339
4 Выбор способа определения поставщика До 1 августа 2022 г. заказчикам разрешено проводить закупки медицинских изделий в части медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов способом электронного запроса котировок в случае, если НМЦК не превышает 50 млн. рублей. При этом годовой объем закупок таких медицинских изделий не должен превышать 750 млн. рублей. В случае отсутствия заявок заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика без согласования с контрольным органом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297
5 Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта Установлено, что банки, осуществляющие выдачу независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств, должны соответствовать требованию о наличии кредитного рейтинга по состоянию на 1 февраля 2022 г. не ниже уровня «B-(RU)» по шкале Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга по состоянию на 1 февраля 2022 г. не ниже уровня «ruB-» по шкале кредитного рейтингового агентства Эксперт РА. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 446 — изменения постановления 2369
6 Формирование лота при осуществлении закупки медицинских изделий Действие постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приостановлено до 1 сентября 2022 года. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 374
7 Подготовка извещения об осуществлении закупки Предусмотрено, что преимущества в отношении цены в размере 15 или 20% предоставляются также участникам, предлагающим для поставки товары из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики. Кроме того, существенно изменен перечень товаров, в отношении которых должны быть установлены условия допуска иностранных товаров для осуществления закупок. Среди прочего, в него добавлены позиции с товарами легкой промышленности, исключены ноутбуки, планшетные компьютеры, машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода. Приказ Минфина России от 05.03.2022 № 30н о внесении изменений в приказ 126н
8 Исполнение контракта Разрешено по соглашению сторон изменять существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в пределах лимитов бюджетных обязательств. Для этого необходимо решение Правительства РФ, органа власти субъекта РФ или местной администрации. Закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ ч. 65.1 ст. 112 закона № 44-ФЗ
9 Исполнение контракта Предусмотрено списание неустоек по контрактам, обязательства по которым не исполнены в полном объеме по причине возникновения не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта без изменения его условий, в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера. Для списания неустоек поставщик должен предоставить заказчику письменное обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, с приложением подтверждающих документов (при их наличии). Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340 — изменения постановления № 783
10 Исполнение контракта Предусмотрена возможность изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, с ценой контракта, заключенного до 31 декабря 2022 г., превышающей 1 млн. рублей. Основанием для изменения является письменное предложение подрядчика об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение. Предусмотрена обязанность списания заказчиком неустоек, если в 2021 и 2022 годах обязательства подрядчика не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 № 439 — изменения постановлений №№ 1186, 783, 1315
11 Отчетность о закупках у СМП и СОНО В отчетах о закупках у СМП и СОНО за 2022 г. и 2023 г. заказчики не будут включать в объем СГОЗ закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. Закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ ч. 71 ст. 112 закона № 44-ФЗ
12 Реестр недобросовестных поставщиков Сведения о поставщике не включат в РНП, если исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера. Сведения о поставщике с соответствующей записью включат в РНП, если поставщик отказался от исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 — изменения постановления № 1078
Закупки по 223-ФЗ (отдельных видов юридических лиц)
13 Размещение информации о закупке в ЕИС Предусмотрен запрет на размещение информации о закупке, поставщике в ЕИС, если в отношении заказчика введены санкции и (или) меры ограничительного характера. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301
14 Исполнение договора Срок оплаты товаров (работ, услуг) по договорам с субъектами МСП сокращен до 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 — изменения постановления № 1352
15 Исполнение договора В акционерных обществах с долей Российской Федерации должны быть поставлены на обсуждение и утверждение вопросы о неприменении штрафных санкций, а также о возможности продления сроков исполнения договоров и корректировки цен в 2022 году в случае нарушений обязательств поставщиком (исполнителем, подрядчиком) из-за последствий введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств. Директивы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
16 Применение административной ответственности за нарушение законодательства о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ Предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Если юридическому лицу уже назначен административный штраф, его должностное лицо или руководитель не подлежат административной ответственности. Кроме того, субъектам МСП штраф будет назначаться в размере, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, или в размере половины установленной суммы штрафа. Закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ — о внесении изменений в КоАП
Читайте также:  Справка о доходах за три месяца для соцзащиты: образец формы, как заполнять

Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Мораторий на 44-ФЗ в 2023 году

9 мая 2023 года вступил в силу 154‑ФЗ о масштабных изменениях закона о госзакупках. Власти упростили и ускорили закупки по 44‑ФЗ, а еще — продлили антикризисные меры. Рассказываем, что именно изменилось в госзакупках и как нововведения повлияют на работу поставщиков и госзаказчиков.

https://www.youtube.com/watch?v=CAaOjTzbxMk\u0026pp=ygVl0JfQsNC60YPQv9C60Lgg0LLQviDQstGA0LXQvNGPINC60LDRgNCw0L3RgtC40L3QsDog0L3QvtCy0YvQtSDQv9GA0LDQstC40LvQsCDQv9C-IDQ0LdGE0Lcg0LggMjIzINGE0Lc%3D

Начальную цену (НМЦК) запроса котировок увеличили с 3 до 10 млн ₽ (154‑ФЗ от 28.04.2023). Требования к лимиту таких заказов убрали до конца 2026 года (ч. 75 ст. 112 44‑ФЗ). Далее заработает обычный порядок: запрос котировок можно будет применять при годовом объеме таких заказов не больше 20% от общего объема закупок или не больше 100 млн ₽ при общем объеме заказов до 500 млн ₽.

Закон о моратории на закупки 44‑ФЗ существенно упрощает работу госзаказчиков и поставщиков. Запрос котировок — более быстрый способ закупки, чем аукцион или конкурс. Заказчики получат быстрее нужный товар, а поставщики — деньги. Также запрос котировок — отличная возможность для новичков выйти на рынок госзаказа. В таких заказах меньше требований к участникам, чем в конкурсах.

Минус такого способа больше касается заказчиков: участники не видят предложений друг друга и снижаются не так активно, как в аукционе. Перед выбором способа закупки рекомендуем определиться, что для заказчика в приоритете — экономия бюджетных средств или скорость получения товара.

Допустимую НМЦК закупок у ед. поставщика по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ увеличили с 3 до 5 млн ₽. Также власти установили требования к лимиту закупок «с полки» — 100 млн ₽ в год. С лимитами малых закупок, в том числе по п. 4–5 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ, эта цифра не связана.

Процедура закупки у ед. источника по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ от размещения заказа в системе до поставки может занять пару дней. Увеличение ценового порога и лимита таких закупок поможет заказчикам получать больше товаров в сжатые сроки.

Для поставщиков это нововведение тоже положительное — больше шансов получить быстрые деньги. Однако такие заказы не размещаются в ЕИС. Их нужно собирать по разным электронным площадкам. Упростят задачу сервисы по поиску закупок.

Читайте также:  Работникам 65+ опять продлили больничные листы

Поиск тендеров по государственным и коммерческим электронным площадкам

Поправки в закон упростили порядок подготовки НМЦК по правилам ст. 22 44‑ФЗ. Теперь строго следовать методике из Приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 необязательно. Заказчикам дали право выбора использовать методику из приказа при расчете НМЦК или нет.

Нововведение по 154‑ФЗ решает проблему с однородностью товаров при мониторинге цен. При небольшом выборе на рынке заказчик сможет самостоятельно решить, стоимость каких товаров учитывать при анализе рынка. Сложностей при применении новой методики не предвидится. Многие заказчики и так пользовались не только приказом Минэкономразвития, но и региональными правилами.

Власти разрешили покупать медизделия и лечебное питание по товарному знаку (п. 1 ч. 1 ст. 33 44‑ФЗ). Обоснованием необходимости закупки послужит решение врачебной комиссии. Точный перечень продукции дополнительно установит правительство.

Теперь поставщику не удастся предложить заказчику более дешевый аналог медизделия или лечебного питания, если заказчик сослался в описании товара на конкретный товарный знак. Придется поставлять именно ту продукцию, что запросил заказчик. Круг потенциальных поставщиков может сузиться — участвовать в тендере смогут только те фирмы, у которых есть товар с определенным товарным знаком.

Строительные закупки под ключ — это заказы, в которые одновременно включены проектные работы, строительство и закупка оборудования (ч. 56 ст. 112 44‑ФЗ). Изначально заказчики вынуждены были для проведения ремонта проводить несколько закупок: на создание проекта, сам ремонт и иногда — на покупку оборудования. С контрактами под ключ эта необходимость отпала.

Федеральный закон 154‑ФЗ продлил срок проведения таких закупок до 1 января 2025 года, что сэкономит заказчикам время и деньги, а стройкомпаниям позволит получать более крупные заказы.

Также изменены правила авансирования стройконтрактов под ключ (ч. 61.1 ст. 112 44‑ФЗ). Ранее авансы по каждому этапу строительных работ начислялись одинаково. Пример: если госучреждение установило аванс 30%, подрядчик получал за каждый этап предоплату в 30% от стоимости работ. По новым правилам заказчикам разрешено устанавливать для каждого этапа стройконтракта свой аванс.

Какие нюансы авансирования сройконтрактов под ключ предусмотрены новыми правилами:

  • Аванс за проектные работы и инженерные изыскания может быть равен нулю.
  • Аванс за проектные работы и инженерные изыскания, поставку оборудования для работы на объекте может быть меньше, чем за строительство, реконструкцию и капремонт.

Возможность снижать размер предоплаты по 154‑ФЗ по отдельным этапам снижает риски для заказчика. Например, не получить результат работ после предоплаты. Если заказчики начнут активно использовать новые возможности, подрядчикам станет сложнее исполнять подобные контракты — начальные этапы работ потребуют собственных ресурсов.

Власти ввели мораторий на заключение контракта по 44‑ФЗ и разрешили заказчикам заключать контракты со следующим участником тендера, даже если победителя торгов не внесли в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Обязательное условие: победитель тендера расторг сделку из‑за форс‑мажора (ч. 17.1 ст. 95 44‑ФЗ).

Раньше заказчики могли подписать соглашение со следующим участником, только если победитель торгов внесен в РНП. Теперь работать проще: заказчики смогут заключать контакты со вторыми участниками, а те — поставлять товар без победы в тендере.

Госзаказчики обязаны согласовать заключение контракта с единственным участником конкурса или аукциона, если НМЦК тендера выше той, что установлена правительством (п. 4 ч. 5 ст.

 93 44‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 961). Теперь срок согласования сокращен с 10 до 8 рабочих дней (ч. 8 ст. 93 44‑ФЗ).

Нововведения позволяют ускорить процесс закупки: заказчики получат быстрее товар, а поставщики — оплату по контракту.

Поиск тендеров и закупок по всем площадкам России

Изменения-2022 и новое в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: постановление № 1946 от 31.10.2022 Правительства РФ

Изменения, установленные масштабным правительственным Постановлением № 1946, ввели специальную предквалификацию на закупки работ по регулярным перевозкам по регулируемым тарифам.

Эта новация направлена на внедрение в регионах России моделей управления пассажирским транспортом для реализации федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».

Кроме того, специальная предквалификация по Закону № 44-ФЗ распространена и на другие виды работ. Так, участвовать в закупках на выполнение работ по геологическому изучению недр, ликвидации несанкционированного размещения отходов, услуг по оценке недвижимого имущества теперь могут только участники закупок, обладающие опытом выполнения таких работ или услуг.

Отдельные позиции дополнительных требований включают несколько видов опыта выполнения работ. Например, капремонт объекта капстроительства (кроме линейного). Уточнили, участнику достаточно обладать хотя бы одним из них.

По мнению Минфина, это поможет повысить уровень квалификации участников закупок для достижения качественного результата таких закупок.

Основные изменения

Среди ключевых изменений также такие:

  • сократили срок оплаты субъектам малого бизнеса (МСП) и социально-ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) с 15 до 7 рабочих дней, когда головной исполнитель привлекает их в качестве соисполнителей по контракту, заключенному по 44-ФЗ;
  • уточнили правила и особенности оценки заявок при проведении конкурсов в рамках 44-ФЗ. В частности, ввели специальную формулу оценки для случая предложения участниками цен, отличающихся между собой более чем в 2 раза;
  • ввели повышенную значимость (до 60%) неценовых критериев оценки качества и квалификации при закупках услуг охраны любых объектов. Ранее такую значимость применяли только при закупках услуг охраны образовательных и научных организаций;
  • конкретизировали порядок направления и рассмотрения обращения заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, когда поставщик сам в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта по 44-ФЗ.

Наибольший срок оплаты договоров по Закону № 223-ФЗ теперь не более 7 рабочих дней с даты приемки. Но при необходимости в положении о закупке можно указать перечень товаров (работ, услуг) с иным сроком.

Что касается порядка размещения положения о закупке, то уточнили, что перечень надо формировать по ОКПД2 с указанием в т. ч. разделов, классов, категорий товаров, работ, услуг. А «иной срок» может быть в рабочих либо календарных днях или в виде порядка их определения.

Новое в информации о закупках

Кроме того, есть изменения в части информационного обеспечения закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. В частности:

  • перечень взаимозависимых с заказчиком по 223-ФЗ лиц для обеспечения конфиденциальности информации о структуре собственности соответствующего заказчика станут размещать отдельно от положения о закупке в закрытой части ЕИС;
  • в закрытой части ЕИС ввели планирование закупок заказчиками, попавшими под иностранные санкции и применяющими постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 (оно об основаниях неразмещения в ЕИС сведений о закупках и информации о поставщиках, с которыми заключены договоры);
  • уточнили правила разграничения и предоставления доступа к информации и документам в ЕИС различным категориям участников;
  • при угрозе информационной безопасности теперь в ЕИС и на электронных площадках могут вводить меры для защиты информации на них, предполагающие доступ к ЕИС, ее официальному сайту, к электронным площадкам исключительно после идентификации и аутентификации пользователя и при условии использования им информационной системы “Независимый регистратор”;
  • установили требования к порядку информационного взаимодействия ЕИС с корпоративными инфосистемами заказчиков по 223-ФЗ, а также требования к защите информации;
  • ввели формирование в заявке участника предложения об объекте закупки по 44-ФЗ в структурированном виде на электронной площадке.

Также установили перечень организаций, у которых есть доступ к информации в ЕИС, не размещаемой на официальном сайте системы. Прописали порядок размещения в ЕИС типового положения о закупке.

С 16.11.2022 в Реестр заказчиков включают информацию об отнесении к заказчикам, у которых закупки идут в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (это когда Правительство РФ вправе решать о неразмещении сведений в ЕИС). А с 1 апреля 2023 вообще не подлежит размещению на официальном сайте ЕИС информация о закупках, проводимых по указанной норме.

Начало действия новых правил и требований

Постановление № 1946 в целом действует с 16 ноября 2022 года, за исключением отдельных положений.

Правила, которые приостановили

В частности, в Реестре контрактов можно не указывать информацию:

  • до 01.01.2023 – необходимую для уплаты неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *