Новый закон

Новая схема движения 2+1 для обгона

Перекрёстки принято считать сложными элементами дорог. А обгон – одним из самых сложных манёвров. И не безосновательно за его нарушение предусмотрено лишение прав или крупный штраф.

Поэтому важно знать тонкости, когда обгон на перекрёстке разрешён, а где запрещён, от чего это зависит и как правильно понять, что выполнить манёвр нам точно можно.

Об этом мы и поговорим в этой статьи со ссылками на официальные ПДД.

Правила обгона на пересечениях в 2023 году

Итак, прежде всего, нам нужно знать, что означает сам термин обгон по ПДД РФ и отличать его от другого похожего манёвра.

  • Опережение – есть в Правилах такой термин. Это движение со скоростью выше другого автомобиля, который едет в том же направлении. То есть ехали вы сначала позади этой машины, и оказались впереди него. И не важно, приходилось вам для этого перестраиваться или вы двигались по соседней полосе.
  • Обгон – это опережение другого автомобиля (или любого другого транспортного средства), которое обязательно сопряжено с перестроением на встречную полосу движения и возвратом в свою при завершении манёвра.

Новая схема движения 2+1 для обгонаЭто обгон, так как жёлтый автомобиль выехал на встречную полосу; при условии, что дорога двусторонняя.

Новая схема движения 2+1 для обгонаА это уже опережение: на схеме слева на двухполосной дороге, на картинке справа – по односторонней (то есть также нет выезда на встречку)

Есть целый ряд правил обгона. Но на перекрёстках действуют в дополнение к ним ещё и специальные пункты ПДД, поэтому к такому манёвру следует подходить внимательно. Поэтому давайте по порядку рассмотрим, можно ли обгонять на пересечениях, как это правильно делать, а где совершать такой манёвр вовсе нельзя.

Можно ли мне обгонять – быстрый ответ

1. Во время манёвра вы выезжаете на встречную полосу?

2. Перекрёсток регулируется светофором или регулировщиком?

4. Вы едете по главной дороге?

5. Главная дорога на перекрёстке пролегает прямо или поворачивает?

6. Подпадает ли пешеходный переход в траекторию вашего движения, когда вы едете по встречной полосе?

7.

Есть ли на перекрёстке или по траектории вашего движения по «встречке» сплошная линия разметки?

8. Сколько полос движения на вашей дороге на перекрёстке?
Вы совершаете опережение, а не обгон. Опережение без выезда на «встречку» можно производить на любых дорогах и это не запрещено ПДД.

Вам нельзя обгонять, так как ПДД запрещают обгон:

  1. На регулируемых перекрёстках
  2. На нерегулируемых, если вы едете не по главной, или на равнозначных
  3. На нерегулируемых, если вы едете по главной, но главная поворачивает налево или направо (нарушается пункт 8.

    6 ПДД)

  4. На пешеходных переходах
  5. Через сплошную
  6. Если число полос на вашей дороге более 4.

Только в этом случае обгон на перекрёстке вам разрешён.

На каких перекрёстках обгон разрешён?

Действующие на 2023 год ПДД, на самом деле, устанавливают всего один такой вариант. Но не подчёркивают, что есть различные виды перекрёстков, где обгонять также можно.

На неравнозначном нерегулируемом по главной

Обилие прилагательных в этом подзаголовке не зря говорит об очень тонком условии, которые регулирует пункт 11.4 ПДД. Итак, для того, чтобы обгон разрешался на перекрёстке, должны он должен выполнять одновременно 3 условия:

  1. быть нерегулируемым (без светофора и регулировщика – даже временного),
  2. быть неравнозначным – то есть у кого-то главная дорога, а у кого-то второстепенная,
  3. обгонять можно, если вы едете на перекрёстке только по главной дороге.

При этом, в ПДД прямо не говорится ещё о 2 важных сопутствующих условиях, которые запрещают обгон везде:

  1. на перекрёстке не должно быть сплошной линии разметки (описание разметки 1.1), через которую вы будете обгонять,
  2. если вы совершаете манёвр обгона (едете по встречной полосе) в том числе перед и/или после пересечения, то не должно быть сплошной соответственно до и после, а также пешеходного перехода, так как на последнем также такой манёвр запрещён (пункт 11.4 Правил дорожного движения),
  3. если ваша главная дорога имеет 4 и более полос движения, то выполнять обгон запрещает уже пункт 9.2 ПДД.
  • Как видим, обгонять на можно, если выполнены все условия: у вас главная дорога на неравнозначном пересечении, не более 3 полос в обоих направлениях, нет сплошной, перекрёсток нерегулируемый.
  • Новая схема движения 2+1 для обгонаСхема, где обгон на перекрёстке разрешается
  • А вот на рисунке ниже обгонять уже нельзя:

Новая схема движения 2+1 для обгона

Как можно увидеть, здесь несколько условий запрещают совершать манёвр:

  1. пересечение равнозначное, о чём свидетельствуют предупреждающие знаки перекрёстка, также отсутствуют знаки приоритета,
  2. но даже равнозначность не учитывается, так как мы видим светофор – это значит, что он ещё и регулируемый,
  3. здесь есть сплошная линия разметки, через которую мы проезжаем,
  4. есть также пешеходный переход, на котором мы оказываемся с выездом на встречную полосу при завершении обгона.

Если главная поворачивает?

Есть ещё одна тонкость в нашем вопросе – а что, если все вышеперечисленные условия выполняются, однако, главная дорога, по которой мы движемся, поворачивает, а не прямая? Например, вот так:

Новая схема движения 2+1 для обгона

Формально, казалось бы, ПДД не запрещают совершать обгон на таком неравнозначном перекрёстке, так как все условия соблюдаются. Да, манёвр становится вдвойне опасен, риск ДТП повышается – причём, с вашей виновностью с большой долей вероятности.

Однако, такое запрещено другим пунктом ПДД 2023 года:

Таким образом, если главная дорога на неравнозначном перекрёстке поворачивают – без разницы, направо или налево, то обгонять уже нельзя ни при каких других разрешающих условиях.

На каких перекрёстках обгон запрещён?

А теперь настало время перечислить другие дорожные ситуации, когда нельзя обгонять.

На регулируемом

Как мы уже не раз упоминали выше, обгон на регулируемом перекрёстке запрещается. Это диктует нам пункт 11.4 ПДД 2023 года.

Обратите внимание при этом, что регулироваться данный участок дороги может не только светофором, но и регулировщиком. Таким образом, если дорога вам, к примеру, знакома, и вы знаете, что светофорного движения на перекрёстке нет, то прежде, чем начать обгон, убедитесь, что на нём не также и сотрудника ГИБДД в качестве регулировщика.

Новая схема движения 2+1 для обгона

На нерегулируемом неравнозначном при движении по второстепенной

Если обгон разрешён при движении по главной дороге как исключение перечня запретом пункта 11.4 Правил, то при езде по второстепенной дороге он запрещён.

Новая схема движения 2+1 для обгона

На двухполосной дороге

Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2023 год.

При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях. При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:

  • есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
  • отсутствуют сплошные линии такой разметки,
  • вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.

Новая схема движения 2+1 для обгона

На пешеходном перекрёстке

По определению ПДД перекрёсток в принципе не может быть пешеходным, так как соединяет разные проезжие части. То есть есть именно примыкание или пересечение проезжих частей образует перекрёсток. Пешеходные же переходы или дорожки не образуют такового.

В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.

Если пересечение Т-образное?

Т-образный перекрёсток в контексте обсуждаемой нами возможности обгона ничем не отличается от стандартного 4-хстороннего. На таких перекрёстах действуют особенные правила парковки, но вот обгонять на них также можно только при соблюдении тех же условий, что мы обсуждали выше:

  • при движении по главной дороге,
  • Т-образный перекрёсток нерегулируемый и неравнозначный,
  • нет сплошной линии разметки и пешеходных переходов,
  • при выезде с перекрёстка вы не окажетесь на встречной полосе движения, если вы поворачиваете (и главная дорога, соответственно, тоже поворачивает).

Новая схема движения 2+1 для обгона

Можно ли перед и сразу после перекрёстка?

Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:

  • если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
  • вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
  • в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.

Разрешён ли вне населённого пункта на трассе?

Да, при соблюдении вышеназванных условий: вы едете по главной по нерегулируемому перекрёстку и нет других запретов обгона по данному участку трассы.

В данном контексте перекрёстки в населённом пункте и вне такового действующие на 2023 год Правила не различают – требования для манёвров для них те же.

Какой штраф?

Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:

  • совершено ли правонарушение впервые,
  • совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.

Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.

А при фиксации инспектором на дороге привлечение к ответственности происходит следующим образом:

  1. непосредственно на дороге сотрудник ДПС составляет протокол и далее передаёт его своему начальнику, так как сам он рассматривать дела по этой норме санкции не имеет права,
  2. начальник на разборе ГИБДД либо назначит вам штраф, либо передаст дело на рассмотрение в местный суд, если решит, что вас лучше лишить прав (при этом, дело рассматривается в вашем присутствии),
  3. далее уже в суде судья решает, назначить штраф или лишение прав – это зависит от набора смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Повторное нарушение

Если же вы уже привлекались ранее по части 4 статьи 12.15 КоАП и снова попались на запрещённом обгоне на перекрёстке, то в отношении вас уже составят материал по части 5 этой же статьи. Она предусматривает лишение на 1 год, но при автофиксации тот же штраф 5 тысяч.

Повторность – это когда не прошло года с даты полной оплаты штрафа или окончания срока лишения по части 4 статьи 12.15.

На российских дорогах тестируют схему движения «2+1»

Источник

Власти Московской области приготовили ряд нововведений для автомобилистов. Вместе с тем будут и ужесточения: могут появиться ограничения скорости в 30 км/ч

Ситуация с безопасностью движения в Подмосковье вчера обсуждалась в ходе организованной ГИБДД конференции, посвященной снижению аварийности на встречке. Сегодня на российских дорогах каждое десятое ДТП происходит на встречной полосе, следует из данных ведомства.

https://www.youtube.com/watch?v=8M_dXshPUws\u0026pp=ygU-0J3QvtCy0LDRjyDRgdGF0LXQvNCwINC00LLQuNC20LXQvdC40Y8gMisxINC00LvRjyDQvtCx0LPQvtC90LA%3D

Большая часть подмосковных дорог — двухполосные, без освещения и ограждений, обгон на них, как правило, запрещен, рассказал начальник УГИБДД Московской области Виктор Кузнецов.

Для удобства водителей на ряде участков в пилотном режиме началось применение новой схемы организации движения, называемой 2+1.

На двухполосной дороге укрепляется обочина (проезжая часть должна быть не уже 13 м) и наносится разметка для трех полос: средний ряд используется для объезда, к примеру, медленного грузовика.

Такая схема уже применяется на участке Старосимферопольского шоссе, в результате там сократилась аварийность, сообщил Кузнецов.

Обгонные полосы появятся на разных участках, включая А-107 и А-108, Егорьевское шоссе, объяснил «Коммерсанту» замминистра транспорта Московской области Игорь Королев. Егорьевское шоссе, отметим, одна из немногих трасс в области, где аварийность растет.

Причина в большом числе фур, объезжающих по «Егорьевке» федеральную трассу М-5 «Урал» (там действует плата за проезд в рамках «Платона»): водители легковых авто не выдерживают медленной езды за большегрузами, выезжают на встречку и попадают в аварии, пояснил Королев. На укрепление обочин, организацию обгонных зон и освещение на Егорьевском шоссе уже выделено 650 млн руб. Еще одна мера — вырубка леса в зонах перед поворотами для улучшения видимости, на этот счет уже есть договоренность с Рослесхозом, добавил Игорь Королев.

Вместе с тем, рассказал Виктор Кузнецов, рассматривается и вариант ужесточения скоростного режима. В 2016 году, напомним, областные власти установили на десяти автомагистралях ограничение в 50 км/ч. Теперь стоит задача заставить водителей снизить скорость в районе пешеходных переходов: в некоторых населенных пунктах, рассказал Игорь Королев, появятся знаки «30 км/ч» и камеры.

Впрочем, начальник управления надзорной деятельности ГИБДД России Олег Понарьин в ходе конференции призвал вводить подобные ограничения с осторожностью: это может негативно отразиться на пропускной способности трассы.

Идеи московских властей эксперты поддержали. «Расширение дороги с образованием новых полос для движения, безусловно, повышает пропускную способность на конкретных участках, — считает эксперт по безопасности движения, юрист Катерина Соловьева. — Кроме того, это снижает риск столкновения при выезде на встречку — маневр заменяется более безопасным опережением».

Зампред общественного совета Минтранса РФ Наталья Агре считает, что подмосковный опыт нужно использовать в остальных регионах. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов заметил, что схема 2+1 уже давно применяется за рубежом и во многих субъектах РФ.

«В Подмосковье даже лишних три метра для расширения дороги найти сложно, слишком плотная застройка, — говорит он.— Например, на Пятницком шоссе дорога идет вплотную к домам, сносить их никто не будет, бюджета не хватит. Вероятно, власти нашли какое-то решение проблемы. В любом случае такой вариант лучше, чем постоянная двухполоска без возможности обгона».

2+1 road — Wikipedia

2+1 road with cable barrier on Road 34 near Linköping, Sweden. Classified as motortrafikled (expressway).
Scheme of a 2+1 road
Driving on a Swedish 2+1 road as it narrows from 2 lanes to 1.
As the 2+1 road ends, overtaking cars face oncoming traffic.

2+1 road is a specific category of three-lane road, consisting of two lanes in one direction and one lane in the other, alternating every few kilometres, and usually separated with a steel cable barrier. The second lane allows faster-moving traffic to overtake slower vehicles at regular intervals. Traditional roads of at least 10 metres (33 ft) width can be converted to 2+1 roads and reach near-motorway safety levels at a much lower cost than an actual conversion to motorway or dual carriageway.

Sometimes, during freeway reconstruction, a barrier transfer machine will be used on one half of the freeway while the other is being reconstructed.

A similar concept is utilized with 3-lane setups where 2 lanes have right of way, and the opposing side has to yield to the oncoming side on major highways that are mostly 2 lanes, of which those are more common.

By country[edit]

Estonia[edit]

The construction of 2+1 roads in Estonia first started in autumn 2016, when a contract for a reconstruction of a 9 kilometre section of the national road 4 between Ääsmäe and Kohatu into a 2+1 road was signed.[1] The road is being reconstructed as a 15-metre-wide (49 ft) 2+1 road, equipped with barriers along the entire length.[2]

Also there are several sections of the national road 2 between Põltsamaa and Tartu planned for a conversion into 2+1 road. The first of them (Annikvere-Neanurme) was opened in November 2017. The speed limits are 100 km/h (60 mph) during summer and 90 km/h (55 mph) during winter.[3]

Finland[edit]

2+1 section of the Finnish national road 9 in Orivesi, Pirkanmaa, Finland

The first 2+1 road in Finland was opened in 1991 on Finnish national road 4 between Järvenpää and Mäntsälä, which later was upgraded to a motorway. Since then, numerous 2+1 roads have been built as part of the national road network. They resemble motorways in that they are typically, although not always, limited-access roads and have no at-grade interchanges. In the mid-1990s, 2+1 roads with traffic separators were introduced; these are effective in preventing head-on collisions, and approaching the safety of motorways.[4] In 2006, there were 440 km of 2+1 roads, [5] e.g. along road 3 and road 4. However, they weren't that much of a panacea: interchanges made the roads much more expensive than planned and confusing to drivers. Thus, new construction halted and only 2+2 roads with traffic separators were built. These are however more expensive and require more widening of the road.[6]

Germany[edit]

2+1 section of B54 near Steinfurt.

The «2+1-System» refers to expressways with three lanes on a single carriageway where bypassing on the lane of the opposite direction is prohibited so that speed restriction is not required to increase safety. These expressways are grade-separated with a design speed of 100 to 120 km/h (60 to 75 mph) and the side of two lanes (allowing to bypass lower speed vehicles) alternates about every 1.5 to 2 kilometres. In hilly parts, the uphill direction is usually the one with two lanes to allow overtaking of heavy, slow vehicles. In many cases, there is no median barrier or it consists of concrete blocks – additional safety measures are mostly needed near the end of the two lane section where some motorists tend to pull in very late so that a longer no-traffic section needs to be inserted on the middle lane.

After some good experiences with test roads the system has been used often in places where the amount of traffic does not justify construction of a dual carriageway expressway but remote rural areas should be connected to major towns with a high speed road. Existing examples are B 1, B 4 near Uelzen, B 16, B 20, B 31n near Stockach (120 km/h (75 mph)), B 33, B 54, B 56n, B 67 between Bocholt and Rhede, B 72, B 210, B 300, B 482, and parts of the A 98.

Israel[edit]

In Israel, route 437 is a 2+1 from Hizme Junction to Adam Junction. The road descends before ascending, and whichever direction is uphill is the one with two lanes.

Ireland[edit]

In the Republic of Ireland, a 2+1 road was tried on a short section of the N20 near Mallow, County Cork and the N2 near Castleblayney, County Monaghan.

Following the pilot, the National Roads Authority announced in July 2007 that 2+1 roads were unsuitable and that new lower capacity trunk routes would instead be built as 2+2 roads (officially known as «Type 2 Dual Carriageways»)[7] – at grade dual-carriageways with a narrow median and no hard shoulder.

Examples of signage used in Ireland for 2+1 roads:
Two lanes ahead

Merge ahead

Double lane traffic

Single lane traffic

Two way traffic

Lithuania[edit]

The first rural 2+1 road section finished in Lithuania was a short 1.5 km road section of A11 between Šiauliai and the junction with the A18 road (Šiauliai Bypass). It was opened in late 2017.

All 1+1 sections of Via Baltica north of Kaunas up to the Latvian border are planned to be converted to 2+1 by 2035. The first section, the A17 road or Panevėžys Bypass was constructed in 2019. Work took place in stages. The first 10 km section between junctions with the A8 and the A9 was finished in summer 2018. The remaining section up to the A10 road was completed in 2019.

All planned 2+1 sections will be equipped with barriers.

New Zealand[edit]

In New Zealand, there are few 2+1 roads, although regular isolated 'passing lanes' exist frequently throughout the country, mainly in heavily trafficked areas and on hills.

A trial of a 2+1 road with a wire-rope median barrier was undertaken on SH1 between Longswamp and Rangiriri south of Auckland, and there are plans to introduce more 2+1 roads.

NZ research also investigated the design and operational effects of 2+1 roads to establish the most appropriate configurations for the country.[8]

Portugal[edit]

На российских дорогах тестируют схему движения «2+1»

Власти Московской области приготовили ряд нововведений для автомобилистов.

Вместе с тем будут и ужесточения: могут появиться ограничения скорости в 30 км/ч

Ситуация с безопасностью движения в Подмосковье вчера обсуждалась в ходе организованной ГИБДД конференции, посвященной снижению аварийности на встречке. Сегодня на российских дорогах каждое десятое ДТП происходит на встречной полосе, следует из данных ведомства.

Большая часть подмосковных дорог — двухполосные, без освещения и ограждений, обгон на них, как правило, запрещен, рассказал начальник УГИБДД Московской области Виктор Кузнецов.

Для удобства водителей на ряде участков в пилотном режиме началось применение новой схемы организации движения, называемой 2+1.

На двухполосной дороге укрепляется обочина (проезжая часть должна быть не уже 13 м) и наносится разметка для трех полос: средний ряд используется для объезда, к примеру, медленного грузовика.

Такая схема уже применяется на участке Старосимферопольского шоссе, в результате там сократилась аварийность, сообщил Кузнецов.

Власти Московской области приготовили ряд нововведений для автомобилистов. Вместе с тем будут и ужесточения: могут появиться ограничения скорости в 30 км/ч

Ситуация с безопасностью движения в Подмосковье вчера обсуждалась в ходе организованной ГИБДД конференции, посвященной снижению аварийности на встречке. Сегодня на российских дорогах каждое десятое ДТП происходит на встречной полосе, следует из данных ведомства.

Большая часть подмосковных дорог — двухполосные, без освещения и ограждений, обгон на них, как правило, запрещен, рассказал начальник УГИБДД Московской области Виктор Кузнецов.

Для удобства водителей на ряде участков в пилотном режиме началось применение новой схемы организации движения, называемой 2+1.

На двухполосной дороге укрепляется обочина (проезжая часть должна быть не уже 13 м) и наносится разметка для трех полос: средний ряд используется для объезда, к примеру, медленного грузовика.

Такая схема уже применяется на участке Старосимферопольского шоссе, в результате там сократилась аварийность, сообщил Кузнецов.

Обгонные полосы появятся на разных участках, включая А-107 и А-108, Егорьевское шоссе, объяснил «Коммерсанту» замминистра транспорта Московской области Игорь Королев. Егорьевское шоссе, отметим, одна из немногих трасс в области, где аварийность растет.

Причина в большом числе фур, объезжающих по «Егорьевке» федеральную трассу М-5 «Урал» (там действует плата за проезд в рамках «Платона»): водители легковых авто не выдерживают медленной езды за большегрузами, выезжают на встречку и попадают в аварии, пояснил Королев. На укрепление обочин, организацию обгонных зон и освещение на Егорьевском шоссе уже выделено 650 млн руб. Еще одна мера — вырубка леса в зонах перед поворотами для улучшения видимости, на этот счет уже есть договоренность с Рослесхозом, добавил Игорь Королев.

Вместе с тем, рассказал Виктор Кузнецов, рассматривается и вариант ужесточения скоростного режима. В 2016 году, напомним, областные власти установили на десяти автомагистралях ограничение в 50 км/ч. Теперь стоит задача заставить водителей снизить скорость в районе пешеходных переходов: в некоторых населенных пунктах, рассказал Игорь Королев, появятся знаки «30 км/ч» и камеры.

Впрочем, начальник управления надзорной деятельности ГИБДД России Олег Понарьин в ходе конференции призвал вводить подобные ограничения с осторожностью: это может негативно отразиться на пропускной способности трассы.

Идеи московских властей эксперты поддержали. «Расширение дороги с образованием новых полос для движения, безусловно, повышает пропускную способность на конкретных участках, — считает эксперт по безопасности движения, юрист Катерина Соловьева. — Кроме того, это снижает риск столкновения при выезде на встречку — маневр заменяется более безопасным опережением».

Зампред общественного совета Минтранса РФ Наталья Агре считает, что подмосковный опыт нужно использовать в остальных регионах. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов заметил, что схема 2+1 уже давно применяется за рубежом и во многих субъектах РФ.

«В Подмосковье даже лишних три метра для расширения дороги найти сложно, слишком плотная застройка, — говорит он.— Например, на Пятницком шоссе дорога идет вплотную к домам, сносить их никто не будет, бюджета не хватит. Вероятно, власти нашли какое-то решение проблемы. В любом случае такой вариант лучше, чем постоянная двухполоска без возможности обгона».

На узких дорогах планируется применять схему движения "два плюс один"

На узких дорогах планируется активнее применять экспериментальную схему движения «два плюс один». Это позволит избежать выездов на встречную полосу.Об этом сообщил на подмосковной конференции, посвященной подведению итогов социальной кампании «Повод для обгона», начальник Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников.

https://www.youtube.com/watch?v=8M_dXshPUws\u0026pp=YAHIAQE%3D

По данным ГИБДД, из-за нарушений правил обгона произошло более 15 тысяч аварий. В них погибли более 5 тысяч человек. Как отметил Михаил Черников, нарушения правил обгона становятся причиной каждой десятой аварии. Каждый четвертый погибший оказался жертвой именно обгона.

Чтобы переломить ситуацию, и была проведена кампания «Повод для обгона». В ходе ее анализировали ситуацию в регионах, обучали водителей автопредприятий и детей. В итоге аварий из-за нарушений правил обгона стало меньше на 18%.

По словам Михаила Черникова, для начала необходимо создать безопасные условия на дорогах. Сплошная полоса наносится не просто так, а в местах ограниченной видимости.

Но она не всегда останавливает водителей от выезда на встречную полосу. Значит, потоки транспорта противоположных направлений необходимо разделять.

Вопрос: чем? Самые дешевые — композитные направляющие устройства, к тому же легкие в установке.

Необходимо вводить, где есть возможность, схемы движения «два плюс один». Одна полоса для движения в одну сторону, две — в противоположную. И они чередуются между собой. Так появляются места для обгона, и можно разделить встречные потоки.

Одновременно нужно объяснять водителям всю опасность маневра обгона. И только потом уже можно думать об ужесточении ответственности. Хотя, по мнению Черникова, она и сейчас очень высокая: за движение по встречной полосе — вплоть до лишения прав.

Начальник ГИБДД Московской области Виктор Кузнецов отметил: сейчас на территории области 250 км тросовых ограждений. А первые 250 м такого ограждения установили в Ногинске. Количество аварий на этом участке сократилось до нуля.

Как сообщила президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, программа не заканчивается.

Тем временем

«В этом году количество ДТП со смертельным исходом в Подмосковье снизилось на 12%. А за пять лет — на все 40%. Раньше на дорогах области ежегодно погибали 1,7 тысячи человек, а в прошлом году — чуть больше 1 тысячи», — говорит губернатор Андрей Воробьев.

Больше всего смертельных аварий в Подмосковье происходит на Можайском, Егорьевском, Носовихинском, Каширском, Пятницком, Волоколамском и Старосимферопольском шоссе, дорогах Москва — Жуковский и Щелково — Фряново. Чтобы предупредить наезды на людей, оборудовали пешеходные переходы.

На бессветофорных перегонах поставили комплексы видеофиксации: их уже 1,3 тысячи. Там, где они стоят, аварий уменьшилось на 20-80%. Установка 17 тысяч уличных фонарей добавила света почти на 300 км дорог. А еще расставили больше сотни муляжей автомобилей ДПС с проблесковыми маячками.

Ответственность за обгон паровозиком: какое наказание грозит водителю и какой штраф его ждет?

— Здравствуйте. В Правилах дорожного движения есть пункт, который запрещает выполнение маневров по обгону или объезду препятствий в случае, если транспортное средство впереди само выполняет обгон или объезд препятствия? Грозит ли лишением прав «обгон паровозиком»? Какой автомобиль запрещено обгонять по правилам: то, которое выполняет обгон, или обгоняемое?

Что говорят Правила дорожного движения об обгоне паровозиком

В Правилах дорожного движения (ПДД) нет понятия «двойной обгон» или «обгон паровозиком». Есть запрет на выполнение определенных маневров при обгоне.

Обгон представляет собой опережение одного или нескольких транспортных средств, которое связано с выездом на полосу или сторону проезжей части, предназначенные для встречного движения, и последующим возвратом на ранее занимаемую полосу дороги.

На скоростных трассах медленно едущие автомобили нередко собирают «хвост» из легковых машин. Каждый из водителей ожидает, пока ему подвернется возможность обгона, и когда такая возможность появляется, на встречную полосу одновременно могут выехать несколько машин.

При этом второе авто пристраивается за первым в надежде завершить маневр под прикрытием.

Если тот, кто едет первым, с большей долей вероятности успеет вернуться на свою полосу до опасного  сближения со встречным авто, то второй автомобиль находится в опасной ситуации, когда ему может грозить лобовое столкновение. Именно этим опасен обгон паровозиком.

Можно ли совершать обгон паровозиком

Перед тем как выехать на встречную полосу, водитель должен удостовериться, что эта полоса свободна. Перемещение влево для маневра запрещено в следующих случаях:

  • если к маневру приступило транспортное средство, которое едет сзади;
  • если машина, которую необходимо объехать, подает сигнал о повороте налево;
  • если находящийся впереди автомобиль производит обгон или объезжает помеху.

Также обгон запрещен, если становится очевидно, что вернуться на свою полосу движения после совершения действия безопасно не выйдет.

Запрет на совершение обгона в определенных случаях содержится в п. 11.2 ПДД. Здесь сказано, что водитель не вправе производить обгон, если машина впереди производит обгон или объезд препятствия. Указано на запрет на обгон только одного транспортного средства: это тот автомобиль, который в настоящий момент времени производит обгон или объезжает препятствие. Именно этот автомобиль запрещается обгонять водителю.

Иными словами, речь идет об обгоняющем автомобиле, а не об обгоняемом.

Ответственность за несоблюдение правил

Ответственность за несоблюдение правил обгона прописана в ст. 12.15 КоАП. Перемещение на встречную полосу при обгоне паровозиком преследуется по п. 4 данной статьи. Автомобилист, который решился на запрещенный маневр, может получить административный штраф в размере 5000 р. или лишиться права управления транспортными средствами на срок 4-6 месяцев.

При повторном нарушении на основании п. 5 ст. 12.15 КоАП нарушитель может утратить свои водительские права на срок до 12 месяцев. Если нарушение зафиксируют камеры автоматического наблюдения, то лишение прав не предусмотрено: автовладельцу  предстоит в данном случае заплатить штраф до 5000 р.

Таким образом, содержание п. 11.2 Правил дорожного движения указывает на то, что обгон паровозиком запрещен по закону. Начинать обгон допускается только тогда, когда впереди и сзади нет транспортных средств, которые едут по встречной полосе. Обгон паровозиком грозит виновному лицу штрафом в размере 5000 р. или лишением прав — до полугода за первый подобный проступок и до года — за второй.

Обгон "паровозиком": как не попасть на лишение прав

Согласитесь, обычное же дело! Вы устали после тяжелой недели и торопитесь на загородный участок. Впереди идущий автомобиль, дождавшись появления прерывистой разделительной полосы, включает левый указатель поворота и начинает обгон грузовика.

Вы пристраиваетесь за ним и безопасно совершаете маневр, благо участок хорошо просматривается, а встречного транспорта нет. Возвращаетесь на свою полосу через прерывистую линию и… попадаете в лапы инспектора, который окатывает вас холодным душем. Оказывается, обгон будет стоить вам лишением прав.

Но как? Ведь вы, казалось бы, ничего не нарушили – и разметка позволяла, и перекрестков на вашем пути не было.

Увы, подобные случаи происходят и ставят в тупик не только вчерашних выпускников автошкол, но и водителей с большим стажем, ибо рядовая и совершенно стандартная ситуация, как оказывается, может превратить вас в пешехода сроком до полугода. Объяснения, что «да мы же всю жизнь так, и отцы, и деды наши…» предлагаем попридержать и действовать строго по букве закона.

Сотрудники ДПС апеллируют к нарушению первого абзаца пункта 11.2 Правил дорожного движения, перечисляющего нарушения правил обгона, а, именно: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия». Наказание, по их словам, определено в 4 части статьи 12.

14 КоАП РФ: «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

Впрочем, иногда аргументация инспекторов поражает.

Приводим фрагмент сообщения одного автомобилиста, который прошлым летом был свидетелем подобной ситуации: «Едем по трассе, начинаю обгонять, следующая за мной машина также начинает обгон, обогнали и в таком же порядке вернулись на свою полосу.

В общем-то наиобычнейшая рядовая ситуация на трассе… Тут же вторую машину тормозит доблестный прапорщик ДПС с двумя стажерами и инкриминирует следующее – обгон паровозиком, лишение 4-6 месяцев! Начали спорить с ними, они показали статью нарушения (статья 11.2.).

Говорим – покажите наказание (ибо я вообще ни разу не слышал, чтоб кого-то лишили за «паровозик»). Стажер долго копался в своей книжке, в итоге через 10 минут показал строчку с наказанием лишение/штраф 5 т.р., но статьи 11.2 там не было.

Мотивировал он это тем, что «ну, наверное, не вписали».

Интересно, что в интернете по данному вопросу нет единогласия. Одни ресурсы, пытающиеся докопаться до истины, утверждают, что маневр, даже противореча ПДД, не может квалифицироваться по 4 части статьи 12.15 КоАП, в то время как другие настаивают на правомерности и справедливости наказания.

За разъяснениями мы обратились к автоэксперту и юристу Сергею Смирнову. Получив их, в очередной раз подивились ловкости гаишников, гораздых притягивать нарушения под статьи, не относящиеся к конкретной ситуации. «В Правилах дорожного движения прописан порядок обгона.

Так, перед обгоном мы должны убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии и наш маневр будет безопасен (пункт 11.1 ПДД). Кроме этого, в пункте 11.2 Правил установлен запрет на обгон, если впереди движущееся транспортное средство производит подобный маневр.

Это означает, что обгонять мы можем только в том случае, если на безопасном расстоянии нет встречных машин и никто из попутных не совершает обгон. Исходя из этого, обгон «паровозиком» будет противоречить ПДД. Однако, наказывать в этой ситуации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ нельзя.

Дело в том, что такое наказание грозит за выезд на встречку, в нарушение Правил. Здесь же на встречную полосу формально выезжать не запрещено (позволяет разметка). Однако, обгонять нельзя, так как другой автомобиль уже приступил к такому маневру. Другими словами, пункт 11.

2 указывает обстоятельства, при которых мы не можем обгонять. Получается, что законодатель не предусмотрел прямого наказания за подобный проступок», – поведал нам эксперт.

Другое дело, что обгон «паровозиком» иногда сопряжен с рисками – в интернете немало пугающих роликов с видеорегистраторов, как автомобиль, обгоняющий вторым или третьим, не успевает безопасно завершить маневр. Но, мы сейчас говорим о другом. Не позволяйте себя «разводить» и будьте готовы к дискуссии как в одном отечественном фильме: «Это еще не статья, но до статьи добавим».