Новый закон

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Показать содержание

  1. Справка о ДТП некогда содержала все подробные сведения об аварии для страховой компании: обстоятельства, данные участников, повреждения.
  2. При этом, она заполнялась и выдавалась сотрудниками ГИБДД, а не самими участниками, поэтому для страховщика по ОСАГО это был важный достоверный документ.
  3. Однако, вот уже как несколько лет справку отменили и не выдают в ГАИ после ДТП.
  4. Определённое время существовала коллизия в законодательстве: страховые по закону всё ещё имели право требовать её для выплаты, а в ГИБДД получить её было невозможно.
  5. В связи с этим Центробанк выпустил разъяснение для страховщиков о недопустимости требования данного документа.
  6. И сейчас, по состоянию на 2023 год, выдача справки о ДТП не предусмотрена, и на практике её почти никогда не дают.
  7. И страховые компании не имеют права требовать её, так как она отсутствует в перечне обязательных бумаг для предоставления потерпевшим после аварии для получения страхового возмещения вреда.
  8. Все те же сведения о ДТП сегодня вместо справки указываются в других процессуальных документах – чаще всего, в постановлении на виновника. И для страховой этого должно быть достаточно. А если недостаточно, то у неё есть право требования из ГИБДД сведений о ДТП. Вы здесь ни причём!

Справка о ДТП официально утверждена отдельным Приказом МВД. Однако, соответствующий нормативно-правовой акт уже давно утратил свою силу и не действует. Тем не менее, в страховых компаниях нередко до сих пор продолжают требовать её и утверждать, что это основной документ со сведениями о происшествии.

Так нужна ли справка о дорожно-транспортном происшествии в 2023 году? Как она выглядит, как, где и в какой срок её можно забрать и вообще можно ли получить в ГИБДД? И главное, что делать, если страховщик требует её с потерпевшего или виновника или же по закону выплата производится без справки? Обо всём этом по порядку и со ссылками на официальные законы рассказываем в этой статье.

Страховая просит справку о ДТП по форме №154 – что это такое?

Законодательство об ОСАГО работает довольно чётко и логично:

  1. если вы намерены воспользоваться действием своего полиса (или виновника), то по закону вы обязаны подать определённый набор документов страховщику,
  2. при этом, часть из этих документов выдаётся только ГИБДД – их заверенные официально копии,
  3. а если некоторых бумаг нет в необходимом комплекте (например, справки о ДТП), то страховая обязана сообщить об этом вам (в течение 3 рабочих дней, если вы отправляли их по почте, либо сразу же при очной подаче),
  4. но в любом случае компания не имеет права требовать у вас то, что не предусмотрено Правилами страхования.

Здесь всё, казалось бы, закономерно – страховщику для правильного расчёта страховой выплаты по ОСАГО, а также для избежания мошеннических схем необходима справка о ДТП.

Её можно смело назвать самым главным документом среди прочих, так как в ней отражены самые основные обстоятельства до и после аварии, включая её условия и повреждения автомобилей.

А пишется она не самими участниками происшествия, а выдача справки производится сотрудником ГИБДД

Но давайте последовательно рассмотрим, причём здесь справка по форме №154 о ДТП, и как её получить в 2023 году!

Итак, в законодательстве ранее существовал Приказ МВД №185, пункт 214 которого определяет правила выезда сотрудников ГАИ на место дорожного происшествия. В частности, здесь говорится (последнее предложение пункта 214), что всем участникам ДТП должна выдаваться справка о ДТП по утверждённой Приказом МВД №154 форме.

А сам Приказ №154 МВД фактически утверждает такую справку как таковую, а также приводит её официальный бланк.

Как выглядит образец?

Сам образец справки идёт приложением к указанному нормативно-правовому акту. Вы можете скачать его и посмотреть по этой ссылке.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

ГИБДД мне не выдали справку после ДТП – а должны ли были?

Вы заметили, что выше мы писали о правилах выдачи этого документа в прошедшем времени. И это неспроста! Дело в том, что указанный выше Приказ №185 утратил свою силу.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Как в итоге получить справку о ДТП в 2023 году от сотрудника ГИБДД? Таким образом, никак. Фактически обязанность её выдавать должностными лицами Госавтоинспекции отменили.

Произошла отмена данной обязанности ещё в 2017 году (Приложение №2), когда вступил в законную силу новый документ, взамен того, что под номером 185. Новый Приказ №664 содержит изменённые правила проведения административных процедур сотрудниками ГИБДД, вместе с тем, и при дорожных происшествиях сейчас ГАИ не дают справку о ДТП.

Как и где получить этот документ для страховой компании в 2023 году?

Так и что делать конечному потерпевшему или виновнику аварии?! Где взять пресловутую справку, если обязанность выдавать её после ДТП отменена?

На самом деле, всё очень просто. Вместе с упразднением данного документа было отменено соответствующее требование от страховых компаний этой справки в качестве обязательного документа. Пункт 3.10 Правил страхования определяет актуальный список документов для подачи заявления о возмещении. И здесь нет ни слова о том, что вам нужна справка о ДТП по форме №154.

Тем не менее, такая справедливость была не всегда. Дело в том, что в то же 2017 году сначала отменили справку, и только потом убрали её из перечня обязательных документов после ДТП для направления страховщику. Получилась своеобразная коллизия:

  • с одной стороны, справку о ДТП отменили, и вы не могли её получить даже по требованию с сотрудников,
  • с другой, страховая компания была вполне себе вправе её от вас потребовать и указать, что она нужна для осуществления страхового возмещения по ОСАГО.

Вот, к примеру, разъяснение МВД о том, теперь они не будут выдавать такие справки. При этом, ни слова о том, что делать теперь клиентам страховых, которые не могут забрать этот документ, чтобы предоставить для возможности страховой компенсации ущерба.

Не будем в рамках данной статьи рассуждать о корысти и злонамеренности отказов в выплатах страховщиками, которые воспользовались данной недоработкой в законодательстве.

Вам нужно знать только одно – в связи с такой противоречивостью нормативных актов Банк России выпустил официальное разъяснение.

В нём он разъяснил, что на фоне обязательности справки о дорожном происшествии от ГИБДД для страховой и невозможности её получить от сотрудников, требование этого документа работниками страховых недопустимо.

Вот официальная трактовка из разъяснения:

Поскольку Регламентом МВД не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП, требование о представлении указанного документа при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место, начиная с 20 октября 2017 года, неправомерно.

Но в страховой всё равно говорят, что она нужна – что делать потерпевшему?

Здесь в теории закономерны два пути:

  1. либо попытаться выполнить требования страховой, и заполучить где-либо злополучную справку,
  2. либо доказать, что она не нужна.

К сожалению российских реалий, часто бывает так, что там, где правда – добиться её гораздо сложнее, нежели пойти на поводу нарушающего закон. Например, покланяться инспектору ДПС по его незаконному требованию, чем доказать, что оно незаконно. Однако, здесь правда на вашей стороне и отстоять её гораздо легче, чем смириться и искать справку о ДТП.

Однако, дело здесь не в самой простоте доказывания, а в сложности добыть как раз справку о ДТП. Её вам никто в 2023 году просто не выдаст. Зато страховщику часто достаточно бывает указать на пункт 3.10 и незаконность требования этого документа.

В любом случае, по состоянию на 2023 год ситуации, когда страховая вам укажет, что им нужна конкретно справка о ДТП, крайне редки. В нашей практике уже последние 3 года таких случаев неизвестно.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Если справка о ДТП отменена, то как страховая узнает о повреждениях?

Но не нужно думать, что вместе с отменой документа упразднилась и возможность страховой компании узнать о повреждениях и других обстоятельствах ДТП.

Да, среди обязательных бумаг остаются постановление или определение, данные полиса ОСАГО потерпевшего и виновника, а также извещение об аварии. Как раз в последнем указываются все основные данные о произошедшем ДТП.

Однако, минус для страховщика в том, что заполняется извещение самими участниками, и корректность никто не проверяет.

Тем не менее, ГИБДД сейчас пишут все сведения о ДТП, просто делают это не в справке, а в любых других необходимых в перечне закона Об ОСАГО бумагах. Чаще всего такие сведения указываются в копии постановления на виновника (в том числе на распечатанном в терминале либо на обратной стороне рукописного образца постановления).

В частности, описанный выше порядок замены справки иными документами разъяснён и полицией тоже:

В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).

Таким образом, если формально всё поменялось – вы можете обратиться в страховую после ДТП без справки ГИБДД, то сама суть осталась та же: подробная информация и обстоятельства происшествия поступают в страховую от ГИБДД. Кроме того, никто не отменял возможность запрашивать страховщиками информацию из ГАИ и обязанность предоставлять её по такому запросу от сотрудников Госавтоинспекции. А ещё многое можно понять из схемы ДТП.

Читайте также:  Сколько действует предписание за тонировку в 2023 году?

У меня есть все документы для выплаты по ОСАГО на руках – что дальше?

Итак, если у вас есть необходимый набор всех документов, согласно пункту 3.10 Правил страхования, то самое закономерное, что делать дальше – это подать их страховщику. Более подробно список таких документов, а также правила, сроки их подачи и тонкости требования определённых бумаг мы рассмотрели в специальной статье про набор документов для страховой после ДТП.

Также предлагаем вашему вниманию следующие важные статьи.

Справки о ДТП отменяются

Автомобилистам нужно приготовиться к ряду нововведений: 20 октября вступил в силу новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением. Отменены справки о ДТП: инспекторы больше не выдают их, а страховые по идее не должны их больше требовать.

Кроме того, автоматические камеры теперь появятся в зонах действия временных знаков желтого цвета, ограничивающих скорость во время ремонтных работ. Так же сотрудники ДПС получили право останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

В пятницу, 20 октября, в силу вступил приказ МВД №664, которым закреплен новый регламент для ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменяется. Все положения документа уже доведены до 55 тыс. сотрудников дорожно-патрульной службы, рассказал начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков.

Отменяются справки о ДТП

Самое революционное нововведение, которое потенциально может упростить жизнь автовладельцам,— отмена справок о ДТП. Ранее на их получение требовалось значительное время, в определенных случаях — несколько дней.

Напомним, что справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО требование предъявлять справку содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.

Господин Быков пояснил: выдача справок не предусмотрена с 2014 года, у МВД нет на это полномочий. Грубо говоря, последние два года инспекторы не имели право это делать. С 20 октября эта практика полностью прекращается.

Для страховых компаний нововведение, судя по всему, стало неожиданным сюрпризом, хотя ГИБДД предупреждала о своих планах довольно давно.

Российский союз автостраховщиков уже договорился с Госавтоинспекцией о том, что инспекторы будут вписывать необходимые для страховых компаний данные в протокол или постановления (оформляемые, в большинстве случаев, на месте ДТП), соответствующие указания направлены в регионы.

Страховщики, в свою очередь, пообещали не требовать справок с граждан. Подробнее о сложившейся ситуации читайте в газете ''Ъ'' от 20 октября.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Камеры в зонах ремонта

Еще одно важное нововведение связано с использованием автоматических камер: теперь они будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета.

Юридически это выглядит так: в старом приказе №185 была фраза «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», в новом 664-м приказе ограничение это снято.

Александр Быков из ГИБДД подтвердил: комплексы в этих зонах будут применяться. Статистика показала, что количество ДТП в зонах сужения дорог (введенных из-за ремонта) растет — требуется усиление контроля. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор.

Должен быть, к примеру, зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована.

Господин Быков также уточнил, что применяться будут муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

В Росавтодоре “Ъ” пояснили: инициатива по администрированию фактов нарушений ПДД на участках производства дорожных работ была предложена изначально дорожниками.

«Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети,— пояснили “Ъ” в пресс-службе дорожного агентства.— Сейчас данный тип нарушений является одной из распространенных причин аварий».

Остановка водителей на постах ДПС

Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС.

Как пояснил Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло (2 млн случаев только в 2016 году) — требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети.

В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д. Просто речь идет о том, что сейчас предлогов для остановки машины становится больше.

Общение с водителем: не хамить, не курить

Ряд нововведений связан с общением инспектора с водителем. Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Подробно расписан порядок общения с водителем.

Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

В ГИБДД отдельно прояснили ситуацию про курение. Дело в том, что в первоначальной редакции была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла.

Александр Быков пояснил: это не означает, что инспекторам разрешат курить и «дымить в лицо» водителям: «У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться».

Можно ли снимать разговор с инспектором

Активную дискуссию в соцсетях вызвала норма о видеосъемке разговора с инспектором.

В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись. Господин Быков пояснил: это не так,

инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи, это конституционное право граждан.

Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку.

Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться.

В ГИБДД заметили: сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Изменения в правилах освидетельствования

В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено).

В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра.

Бывают случаи, пояснил господин Быков, что проверка эта проходит на посту ДПС, куда водителя нужно везти и потом, соответственно, возвращать.

Технические изменения

Часть изменений носит технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров — эти меры ранее уже исключены из законодательства и не применяются.

Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше.

Александр Быков пояснил, что патрульная машина ДПС по умолчанию должна быть видна издалека, но в исключительных случаях ее можно поставить за остановкой или за холмом.

Например, когда участок дороги признан аварийно опасным, необходим дополнительный контроль, но поставить патрульную машину можно только в определенных местах, пояснил господин Быков: специально делать так, чтобы водители не видели полицейскую машину, инспекторам запрещено.

Иван Буранов

Форменное безобразие

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

Читайте также:  Досмотр и осмотр автомобиля в вопросах и ответах

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она? Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».

Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.

Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.

лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.

Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

  • В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
  • а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
  • б) данные обо всех транспортных средствах;
  • в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
  • г) описание повреждений.
  • Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
  • — дате ДТП;
  • — транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
  • — ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
  • — ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
  • — страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
  • — нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
  • — направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».

Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.

А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.

Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Читайте также:  Потерял ПТС на машину — как восстановить в 2023 году?

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.

Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.

При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Справка о ДТП в 2022 году

Порядок выдачи справки о ДТП, ее форма и содержании ранее были утверждены Приказом МВД от 02.03.2009 № 185.

Но этот административный регламент отменен в связи с изменениями порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, изменениями полномочий сотрудников ГИБДД.

Возможны ситуации, когда страховые компании требуют подтверждение ДТП, направляя заявителя за справочной информацией. У специалистов СК может быть ошибочное мнение, что справка по-прежнему актуальна.

Что представляла собой справка о ДТП до ее отмены

Она считалась основным документом, при помощи которого закреплялся факт дорожной аварии. Сотрудники ГИБДД выдавали справки участникам ДТП. Ранее документ был обязателен для получения страхового возмещения.

Исключения составляли случаи, когда стороны оформили аварию с использованием европротокола.

Тогда нужно обязательно оформить извещение о ДТП, которое подписывалось сторонами и исключало спорной ситуации по обстоятельствам происшествия и сумме ущерба поврежденного автомобиля.

Если стороны решили договориться самостоятельно и не оформлять аварию, то справку о ДТП для страховой компании получить не представлялось возможным.

С 2017 года у заявителя, который обращается в СК за возмещением ущерба, нет обязанности приносить справку о ДТП. Вместо бланка заявитель предоставляет копию протокола с места аварии, с приложением-схемой.

Ранее в справке о ДТП по форме № 154 содержалась следующая информация:

  • координаты дорожно-транспортного происшествия, адрес. При необходимости устанавливались при помощи системы ГЛОНАСС;
  • время аварии, ее дата;
  • обстоятельства аварии, повреждения автомобиля, в том числе внутренние, которые при визуальном осмотре невозможно установить;
  • личные данные водителей, а также других участников аварии;
  • информация о транспортных средствах, которые участвовали в столкновении: марка, модель, год выпуска, тип кузова;
  • сведения об административных правонарушениях, если возбуждено уголовное дело (в том числе по ст.ст. 264, 264.1, 264.2 УК РФ), то данные также указывались в протоколе, постановлениях. В справке информация о ст. 264.1, 264.2 УК РФ не обозначалась, так как норма введена уже после отмены бланка;
  • данные о пострадавших гражданах.

Справка подписывалась сторонами, а также уполномоченным сотрудником Госавтоинспекции. У такого документа не было установленного срока действия. Но общий период, когда справка считалась достоверной, составляла 3 года с момента аварии, что совпадает с общим сроком исковой давности, установленным ГК РФ.

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Какие предусматривались нюансы получения справки из ГИБДД

У документа простая форма, которая заполнялась печатными буквами. Сведения вносил сотрудник ГИБДД. Он фиксировал обстоятельства аварии. Стороны вправе договориться о ДТП самостоятельно, без участников сотрудников Госавтоинспекции, если ущерб автомобилю незначителен, и в аварии нет пострадавших.

Также при оформлении «европротокола» должны отсутствовать спорные мнения об обстоятельствах аварии. Обязателен вызов сотрудников ГИБДД, когда в аварии пострадали люди.

Независимо от обстоятельств аварии и необходимости вызова уполномоченных должностных лиц участники ДТП должны сфотографировать место ДТП, расположение автомобилей, их видимые повреждения, а также дорожную обстановку.

Ранее у справки о ДТП по форме № 154 был единый утвержденный бланк. В левом углу документа был специальный знак печати, подтверждающий подлинность документа.

Это было важно для того, чтобы страховая компания не оспаривала подлинность справки. Справка заполнялась от руки. Все не заполненные ячейки в документы должны были помечаться прочерком.

Такая отметка свидетельствует о том, что информация в помечаемых строках отсутствует.

Если установить дату аварии не представлялось возможным, то сотрудник указывал предположительное время столкновения ТС или другого дорожного происшествия. Приводился перечень поврежденных деталей, без обозначения характера повреждений.

Также заполнялся раздел «административные правонарушения». В нем указывались выявленные правонарушения по результатам аварии, со ссылкой на нормы КоАП и другие нормативные акты. При участии в аварии более двух лиц к справке прилагалось приложение, потому что изначально образец бланка рассчитан только на двух участников ДТП.

При невозможности установить личности пострадавших в ДТП и участников аварии соответствующие отметки об этом также указывались в справке.

Дополнительно обозначалось количество приложений к основному документу. До подписи сторонами в справку могли быть внесены изменения. Сторонам необходимо было убедиться в правильности внесенных данных.

Каждый участник аварии получал свой экземпляр, с приложениями.

Не исключались ситуации, когда справку о ДТП для страховой компании было невозможно оформить на месте происшествия. Так, ТС могло быть срочно эвакуировано, а бланк заполнялся позже. Тогда получить документ можно было в течение 5 дней с момента аварии. Для этого следовало обратиться в ближайший отдел ГИБДД.

Если участник ДТП госпитализировался с места аварии, на момент ДТП был без сознания, то документ для страховой компании можно было получить в течение трех недель с момента происшествия.

Ранее справка обязательно прилагалась к заявлению о возмещении по ОСАГО. Без нее страховые компании отказывались платить за поврежденный автомобиль или ремонтировать его.

При утере документа можно было обратиться в ГИБДД и получить дубликат.

Трудностей с получением справки не возникало. В редких случаях сотрудники могли неверно внести информацию в справку либо забыть предоставить экземпляр. Тогда получить бланк можно было в заявительном порядке. Спорные ситуации обычно решались в административном порядке.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП, то  вносились данные, которые можно было достоверно установить на момент заполнения документа. В справке обязательно указывался факт ДТП. Остальные обстоятельства можно было установить позже, в ходе разбора ДТП в административном порядке, при уголовном производстве или судебном разбирательстве.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

В новом приказе МВД № 664 у сотрудников ГИБДД нет обязанности по выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии. Такой документ официально отменен. Страховые компании также не вправе требовать справку. В ФЗ об ОСАГО и п. 3.

10 Правил страхования автогражданской ответственности приводится исчерпывающий перечень документов, которые понадобятся для получения страхового возмещения. Обязанность предъявить справку по форме № 154 у страхователя отсутствует.

Но страховая компания вправе направлять запросы в ГИБДД для уточнения информации по ДТП. Также данные об аварии при возмещении можно получить из административных актов.

Информация об аварии содержится в постановлении должностного лица или судебных решениях. Данные о сторонах можно получить из договора страхования ОСАГО.

Требования справки о ДТП в 2022 году незаконны. Если страховая компания настаивает на ее предоставлении, что случается редко, то можно обратиться с жалобой в РСА, прокуратуру или суд. Отказ в выплате по причине отсутствии справки о ДТП незаконен.

Основное требование по выплате или получению направления на восстановительный ремонт – это наличие действующего полиса ОСАГО, документа о ДТП (протокола, постановления), допуск специалиста СК к осмотру автомобиля.

Также необходимо иметь действующий паспорт и оформить заявление на страховое возмещение, предоставить фотографии аварии (если они были сделаны).

Спорные ситуации со страховой компанией следует решать в административном или судебном порядке.