ОСАГО

Новый КоАП 2023 и повышение штрафов – когда вступит в силу?

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Президент подписал закон о внесении изменений в КоАП.

Теперь неподъемные штрафы станут посильными для предпринимателей. Некоторые и вовсе начнут заменять предупреждениями.

А еще нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно организацию и ее должностное лицо

Новый КоАП 2023 и повышение штрафов – когда вступит в силу?

26 марта 2022 г.

президент подписал закон о внесении поправок в КоАП РФ, который изменит процедуру привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшит размеры административных штрафов.

Новый закон направлен на решение таких проблем, как назначение непосильных штрафов, вынесение предупреждений только в исключительных случаях, одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено… на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене… на предупреждение».

То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2. В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу.

Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи. Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину.

Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч. 4 и 5.

Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч.

5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ.

В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу.

А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Федеральный закон от 17.02.2023 г. № 32-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях

  • Принят Государственной Думой                              8 февраля 2023 года
  • Одобрен Советом Федерации                                  15 февраля 2023 года
  • Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.

 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2008, № 20, ст. 2259; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 29, ст. 3597; 2010, № 1, ст. 1; № 19, ст. 2291; № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4193; 2011, № 1, ст. 23; № 19, ст. 2714; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7362; 2012, № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320; № 47, ст. 6403, 6404, 6405; № 53, ст. 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст.

 2323; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3469, 3477; № 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4033, 4040; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5444; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6163; № 49, ст. 6343; № 51, ст. 6683, 6696; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 11, ст. 1096; № 19, ст. 2302, 2317, 2335; № 26, ст. 3366; № 30, ст.

 4211, 4214, 4218, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; № 52, ст. 7548; 2015, № 1, ст. 35, 83, 84, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3950, 3966; № 29, ст. 4354, 4374, 4391; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6710, 6716; № 51, ст. 7249; 2016, № 1, ст. 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст.

 1481, 1490; № 26, ст. 3871, 3877; № 27, ст. 4164, 4206, 4223, 4259; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456; № 18, ст. 2664; № 23, ст. 3227; № 31, ст. 4814, 4816; № 47, ст. 6851; № 52, ст. 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35; № 7, ст. 973; № 27, ст. 3938; № 31, ст. 4825, 4826, 4828; № 41, ст. 6187; № 45, ст. 6832; № 47, ст.

 7128; № 53, ст. 8447; 2019, № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 16, ст. 1820; № 18, ст. 2220; № 22, ст. 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4120, 4121; № 44, ст. 6178; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7494, 7495; № 52, ст. 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2019, 2029; № 30, ст. 4744; № 31, ст. 5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст.

Читайте также:  Можно ли перевозить детей в бескаркасном кресле по ПДД?

 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52, 55; № 9, ст. 1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431; № 18, ст. 3046; № 24, ст. 4218, 4221, 4223, 4224; № 27, ст. 5060, 5111; № 52, ст. 8978; 2022, № 1, ст. 49; № 5, ст. 676; № 8, ст. 1032; № 10, ст. 1399; № 16, ст. 2595; № 22, ст. 3534; № 29, ст. 5224, 5226, 5254; № 43, ст.

 7273; № 48, ст. 8331; № 50, ст. 8773; № 52, ст. 9348, 9364; 2023, № 1, ст. 69, 72) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «частью 2 статьи 13.46, статьями 14.172, 14.531» заменить словами «частью 1 статьи 13.401, частью 2 статьи 13.46, частями 11 — 13 статьи 14.3, статьями 14.172, 14.531», слова «частями 1 и 2 статьи 13.41, частью 1 статьи 13.

49, частями 7 — 10 статьи 14.3″ заменить словами «частью 2 статьи 13.401, частями 1 и 2 статьи 13.41, частью 1 статьи 13.49, частями 7 — 10, 14 статьи 14.3», слова «частью 4 статьи 13.43, статьями 14.11-1, 14.12, частями 1 и 2 статьи 14.13» заменить словами «частью 1 статьи 13.

401, частью 4 статьи 13.43, статьями 14.11-1, 14.12, частями 1 и 2 статьи 14.13, частями 11 — 13 статьи 14.3″, слова «частью 2 статьи 13.42, частью 2 статьи 13.421, статьями 14.152, 14.153» заменить словами «частью 2 статьи 13.401, частью 2 статьи 13.42, частью 2 статьи 13.

421, частью 14 статьи 14.3, статьями 14.152, 14.153″;

2) дополнить статьей 13.401 следующего содержания:

«Статья 13.401. Неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию

  1. 1. Неисполнение владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, обязанностей по установке используемой уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования объема аудитории, и (или) предоставлению уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных, необходимых и достаточных для проведения исследования, либо несоблюдение владельцем указанного информационного ресурса порядка предоставления уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных для проведения такого исследования —
  2. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
  3. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  4. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;
  5. 3) в статье 14.3:
  6. а) в абзаце первом части 1 слова «частями 2 — 10» заменить словами «частями 2 — 14»;
  7. б) дополнить частями 11 — 14 следующего содержания:
  8. «11. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по направлению оператору социальной рекламы сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих рекламораспространителю информационных ресурсах и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо направление таких сведений и (или) прогнозных значений с несоблюдением установленных требований к ним, а также к срокам и порядку их представления —
  9. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  10. 12. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по заключению с оператором социальной рекламы договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или по распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы социальной рекламы, предоставляемой для распространения оператором социальной рекламы, на основании указанного договора, заключаемого с оператором социальной рекламы, или по недопущению любых форм ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных указанным договором, заключаемым с оператором социальной рекламы, —
  11. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  12. 13. Неисполнение рекламораспространителем обязанности по уведомлению оператора социальной рекламы о предоставлении оператору рекламной системы на основании договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможности распространять рекламу на принадлежащем такому рекламораспространителю информационном ресурсе —
  13. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  14. 14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11, 12 или 13 настоящей статьи, —
  15. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

4) часть 1 статьи 23.44 после слов «частями 1, 2 и 3 статьи 13.40,» дополнить словами «статьей 13.401,».

  • Статья 2
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации                              В.Путин
  • Москва, Кремль
  • 17 февраля 2023 года
  • № 32-ФЗ

Малому бизнесу снижают штрафы. Обзор поправок в КоАП

С 6 апреля 2022 вступает в силу закон № 70-ФЗ от 26.03.2022, которым вносятся изменения в порядок назначения штрафов в качестве административного наказания для юридических лиц (организаций), а также их работников.

Как избежать двойного штрафа за одно нарушение

Первая группа изменений относится к ст. 2.1 КоАП и распространяется на все организации и их работников. По общему правилу, привлечь к административной ответственности можно было и организацию, и ее работника. Теперь появляется возможность избежать «двойного» наказания.

В соответствии новыми правилами юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, если:

  • за данное нарушение должностное лицо или иной работник данной организации привлечены к административной ответственности;
  • либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, (т. е. когда руководит организацией, например, управляющая компания) привлечен к административной ответственности.
  • лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Такими доказательствами в зависимости от вида правонарушения могут выступать, например, доказательства проведения плановых и внеплановых инструктажей, фиксация определенных обязанностей в должностных инструкциях, проведения служебных расследований, подтверждение привлечения виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности, направление требований, претензий и т. д.

Если за совершение административного правонарушения организацию уже оштрафовали:

  • в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП в размере сумме выручки от реализации товара (работы, услуги) либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
  • или в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3.5. КоАП в размере начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги и который заключен от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 ст. 15 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),

то работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.

Снижение размера штрафов

Вторым существенным изменением является введение новой ст. 4.1.2. КоАП, предусматривающей значительное снижение размера штрафа, назначаемого социально ориентированным некоммерческим организациям и малым предприятиям, в том числе к микропредприятий, не только в соответствии с КоАП, но и в соответствии с региональными законами.

Административный штраф для таких организаций назначается в том же размере, что и для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т. е. — ИП).

В случае если соответствующей статьей не предусмотрено назначение административного наказания в виде штрафа ИП, административный штраф назначается, в зависимости от содержания статьи, в виде половины размера штрафа (от минимального до максимального), предусмотренного соответствующей статьей для юридического лица. При этом размер такого административного штрафа не может быть меньше минимального размера штрафа, предусмотренного для должностного лица.

Для применения новых изменений организации на момент совершения правонарушения должны быть включены в соответствующие реестры. Кроме того, штраф не будет снижен, если административной статьей предусмотрена ответственность ИП в том же размере, что и у организаций.

Читайте также:  Всё о штрафе за езду без прав 2023

Штрафы за несколько нарушений

Третий блок изменений связан с ответственностью за совершение нескольких административных правонарушений (ст. 4.4 КоАП). По общему правилу, за совершение нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности.

С 6 апреля добавляются исключения из данного правила:

  1. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия будут выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ или регионального закона об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
  2. Если при проведении одного контрольного или надзорного мероприятия будут выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП либо регионального закона об административных правонарушениях, наказание назначается как за совершение одного действия (бездействия), правда по статье, предусматривающей более потенциально более строгое наказание (например, если из двух статей одна предусматривает возможность предупреждения, а другая — нет, выберут ту, которая не предусматривает возможности назначения предупреждения).

Заключение

В заключение также стоит отметить еще два изменения, связанных с назначением административного наказания в виде штрафа, которые вносятся указанным Федеральным законом:

  • дела об административных правонарушениях, которые рассматривались арбитражными судами только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, будут также рассматриваться и в отношении работников этих организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • устранено противоречие между ч. 3 ст. 3.4. КоАП и ст. 4.1.1. КоАП. Теперь за впервые совершенное административное правонарушение замена некоммерческим организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства штрафа на наказание в виде предупреждения предусмотрена обязательно, а не как право.

С 1 октября ИП смогут сдать уведомление по ЕНП и з… ???? «Клерк» в топ-15 финансовых медиа страны Бухгалтеры жалуются на проблемы с приемкой ЕФС-1. … ???? Перевод налогов из резерва в сальдо ЕНС начнут с… ???? Перевод налогов из резерва в сальдо ЕНС начнут с…

Административные штрафы для бизнеса: как снизить по новым правилам

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Бизнес →
  4. Риски

В 2022 году в КоАП РФ внесено несколько корректировок, смягчающих административную ответственность: штрафы можно значительно снизить, заменить предупреждением или не платить совсем. Расскажем обо всем подробно и покажем на примерах, как работают новые правила.

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Попробовать

Раньше штрафы для компаний были одинаковыми — будь то крупный холдинг или маленькая фирма с двумя сотрудниками. Теперь административные штрафы для социально ориентированных НКО, малых и микро- предприятий сравняли со штрафами ИП. Статус субъекта МСП или СОНКО нарушитель должен иметь на дату совершения проступка. 

Если санкции для ИП в КоАП не прописаны, с субъекта МСП или СОНКО возьмут половину штрафа, установленного для юрлиц, но не меньше штрафа, предусмотренного для должностного лица.

Кафе, являющееся микропредприятием, нарушило санитарные нормы в сфере общепита. Штраф по ст. 6.6 КоАП за это нарушение составляет: для ИП — 5–10 тыс. рублей, для организаций — 30–50 тыс. рублей.

Кафе оштрафуют на сумму, установленную для ИП, то есть на 5–10 тыс. рублей, а раньше пришлось бы заплатить 30–50 тыс. рублей.

Важно! Новый порядок не применяется по нарушениям, представляющим угрозу общественной безопасности, за которые ИП штрафуют наравне с компаниями (п. 3 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Узнать больше

Наказывать за впервые совершенный административный проступок, за который КоАП не предусматривает санкцию в виде предупреждения, будут именно предупреждением. Эта смягчающая норма вводилась поэтапно:

  • п. 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ разрешил заменять штраф на предупреждение для МСП и НКО;
  • п. 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ — для остального бизнеса, норма действует с 25 июля 2022.

Замены на предупреждение не будет по нарушениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.

Работодатель впервые допустил административный проступок — не заключил трудовой договор в письменном виде (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). Наказание за это нарушение — штраф, но компании вынесут предупреждение, поскольку соблюдаются три условия:

  • нарушение первичное;
  • наказание за него не предусматривает предупреждения;
  • нарушение не связано с причинением вреда жизни и здоровью.

А вот если работодатель и раньше привлекался к ответственности за такой же проступок, его оштрафуют.

Раньше за одно и то же нарушение, предусматривающее ответственность и для предприятия, и для руководства, могли наказать и компанию, и директора. А бизнесу одна ошибка обходилась в двойную сумму.

Теперь, если компания докажет, что создала все условия, чтобы сотрудники не нарушали закон, ее не оштрафуют. А отвечать за проступок придется директору или ответственному работнику, то есть тому, кто фактически допустил нарушение (п. 1 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Критерии невиновности организации пока законодательно не установлены, поэтому следует ориентироваться на арбитражную практику.

И наоборот — если компания оштрафована, то должностное лицо (сотрудника, управляющую компанию) наказывать не будут. Но это правило применимо только к штрафам по п. 3, 5 ст. 3.5 КоАП РФ.

Кассир магазина не выдал чек покупателю. Штрафы за это нарушение (ч. 2 ст. 14.5 КоАП): на руководителя — до 10 тыс. рублей, на организацию — до 30 тыс. рублей. Организация объяснила, что:

  • это вина руководителя, не доглядевшего за сотрудником-кассиром;
  • она предприняла все меры для соблюдения кассового законодательства.

При таких условиях штраф выпишут только руководителю.

За одинаковые административные проступки, выявленные в ходе одной контрольной проверки, выпишут только один штраф, а не несколько (п. 4 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Одинаковыми считаются нарушения, за которые наказание установлено одной статьей КоАП либо регионального закона.

А если при проверке обнаружат несколько нарушений, ответственность за которые вводится разными статьями КоАП (или регионального закона), то штраф будет один, но по той статье, которая строже.

При проверке выяснилось, что продавец включил в договоры с несколькими покупателями условие о сроке возврата товара — семь дней вместо положенных четырнадцати. Это ущемление прав потребителей (п. 2 ст. 14.8 КоАП), за которое компанию накажут штрафом 10–20 тыс. рублей. Раньше бы его выписали за каждого покупателя, теперь возьмут единожды, так как это одинаковые нарушения.

Если проступок совершен не впервые, и для него КоАП есть нижняя граница штрафа,  оштрафуют по минималке. Но только при условии, что работодатель добровольно устранил нарушение или возместил ущерб — все это надо сделать до того, как проверяющие выписали штраф (п. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Правило вступает в силу 25 июля 2022 года.

При проверке выяснилось, что работодатель заключил с работником договор ГПД вместо трудового. Компания оперативно, не дожидаясь, пока ей выпишут штраф, оформила трудовой договор с даты начала работы сотрудника, а также пересчитала необходимые выплаты и налоги. В этом случае проверяющий может выписать максимальный штраф не на 100 000, а на 50 000 руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП).

При оплате штрафа, выписанного по результатам проверки, в течение 20 календарных дней с даты вынесения постановления его размер составит половину от назначенной суммы. Правило вводится с 25 июля 2022 года и касается штрафов, выписанных по результатам проверок (п. 11 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ).

За несвоевременную выплату отпускных компании выписали штраф 30 тыс. рублей по п. 6 ст. 5.27 КоАП. Дата постановления — 12 июля 2022.

Срок для скидочного периода пошел с 13 июля, а закончится 2 августа. В этот период сумма штрафа составит 15 тыс. рублей.

Если копия постановления, направленная по почте заказным письмом,  пришла по истечении 20 дней с даты постановления, период для уплаты со скидкой можно восстановить по ходатайству.

С 25 июля заработают еще несколько важных поправок:

  • Проверяющие не смогут возбудить административное дело, прежде чем проведут проверку. По прежним правилам инспектор мог открыть дело, например, получив информацию о нарушении от другой инстанции или из жалобы работника. Теперь все сведения необходимо перепроверить и убедиться, что нарушение действительно есть (п. 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). 
  • Инспектор, который участвовал в проверке и нашел нарушение, не может рассматривать дело и принимать решение о штрафе (п. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Если дело возбудил и рассмотрел один и тот же проверяющий, штраф легко оспорить. Под исключение попадают случаи, когда наказание назначают без составления протокола.
  • Увеличен период для отсрочки исполнения штрафа: вместо одного месяца — шесть (п. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Но для этого придется доказать, что уплатить штраф своевременно вы действительно не можете. Например, если у компании финансовые трудности из-за санкций.

Бухгалтера можно привлечь к разным видам ответственности, в том числе административной. Вот за что могут оштрафовать бухгалтера:

Нарушение Ответственность
Грубые нарушения требований к бухучету:

  • занижение налогов не менее чем на 10 % из-за искажения данных бухучета;
  • регистрация отсутствующего факта хоздеятельности;
  • составление отчетов не на основе данных, содержащихся в учетных регистрах;
  • искажение денежного показателя бухотчетности не менее чем на 10 %;
Штраф по ст. 15.11 КоАП:

  • за первичное нарушение — 5–10 тыс. рублей;
  • за повторное — 10–20 тыс. рублей либо дисквалификация от года до двух лет
Несвоевременная подача налоговых деклараций и расчетов Ст. 15.5, ч. 2 ст. 15.33 КоАП устанавливают штраф 300–500 рублей за просрочку налоговых деклараций, РСВ, 4-ФСС
Несдача статотчетности, подача недостоверных данных в Росстат Штраф по ст. 13.19 КоАП:

  • за первичное — 10–20 тыс. рублей;
  • за повторное — 30–50 тыс. рублей
Непредставление в ИФНС запрошенных документов и сведений Штраф по ст. 15.6 КоАП — 300–500 рублей
Кассовые нарушения: сверхлимитированные расчеты наличкой с другими организациями, неоприходование выручки, превышение лимита по кассе и др. Штраф по ст. 15.1 КоАП — 4–5 тыс. рублей
Непредставление сведений по запросам налоговиков в рамках контроля за применением ККТ Штраф по ч. 5 ст. 14.5 КоАП — 1,5–3 тыс. рублей
Несдача бухотчетности и аудиторского заключения Штраф по ст. 19.7 КоАП — 300–500 рублей
Неудержание алиментов из зарплаты работника, утрата исполнительного документа Штраф по ч. 3 ст. 17.14 КоАП составляет 15–20 тыс. рублей
Невыполнение законных требований ИФНС Предупреждение или штраф по ч. 1 ст. 19.4 КоАП — 2–4 тыс. рублей
Читайте также:  Могут ли лишить прав уже лишённого в 2023 году?

Если вам предъявляют штраф за бухгалтерские промахи, обратите внимание на новые правила, о которых мы рассказали в этой статье: возможно, штраф получится снизить или не платить совсем.

Новые штрафы ГИБДД в 2023 году: как ездить, чтобы не лишиться прав | Правоведус

В соответствии с проектом предусмотрены новые штрафы КоАП за превышение скорости. Водителей, как и раньше, будут наказывать за каждые +20 км/ч к разрешенной скорости. А вот размер штрафов за превышение скорости с 2023 года увеличится.

Так, за +20-40 километров в час к разрешенной скорости водитель должен будет заплатить 3 000 рублей, тогда как на данный момент сумма составляет 500 рублей. Для тех, кто превысит скорость на 40-60 км/ч, размер штрафа составит 4 000 рублей, сейчас – 1 000 руб.

Максимальная сумма составит 10 000 рублей, подобным санкциям будут подвергаться автомобилисты, повторно превысившие скорость более чем на 60 км/ч.

Скидки при оплате штрафа в первые 10 дней после оформления постановления сохраняются.

За систематические нарушения отнимут права

В 2023 году планируется введение новых дорожных штрафов. Один из них – за систематическое нарушение правил дорожного движения. Теперь, если автомобилист в течение года трижды грубо нарушил ПДД, ему грозит лишение прав на 1,5 года. При этом в расчет берутся только постановления, выписанные ДПС. Нарушения, зафиксированные камерой, учитываться не будут.

В соответствии с новыми правилами для водителей, грубыми нарушениями считаются:

  • проезд на красный свет светофора;
  • превышение скорости на 60 км/ч и более;
  • выезд на встречную полосу;
  • непропуск авто на «главной»;
  • разворот или поворот в неположенном месте;
  • нарушение правил дорожного движения на железнодорожном переезде;
  • непропуск пешехода.

Штраф за опасное вождение

Среди штрафов ГИБДД с нового года появится санкции за опасное вождение. Сюда относятся:

  • перестроение во время интенсивного движения и при занятых соседних полосах;
  • несоблюдение дистанции до едущего впереди авто, а также бокового интервала;
  • когда при перестроении водитель не уступил дорогу автомобилю, у которого преимущественное право движения;
  • резкое необоснованное торможение;
  • препятствие обгону.

Так, в соответствии с новым штрафом за такое нарушение ПДД в 2023 году придется заплатить 5 000 рублей. 

В связи с тем, что в России все так же большое количество автомобилистов ездит в нетрезвом виде, будут введены новые штрафы. Их размер составит 40 000 рублей (сейчас 30 000 рублей). Если же в авто находились дети до 16 лет, штраф увеличивается до 50 000 рублей. Также водителя лишат прав теперь не на 2, а на 3 года.

За неостановку по требованию оставят без прав

На данный момент за неостановку по требованию полицейского положен штраф в размере от 500 до 800 рублей. В соответствии с новым КоАП штраф увеличат до 40 000 рублей, либо лишат прав на 2-3 года в зависимости от решения суда.

Изменения в штрафах ОСАГО и за тонировку

Новый КоАП предусматривает увеличение штрафа за езду без страховки. Так, за отсутствие страховки ОСАГО водителю нужно будет заплатить 1000 рублей (сейчас размер штрафа 800 рублей).

Также вводятся новые штрафы за тонировку. При первом нарушении размер штрафа составит 500 рублей, при повторном – 3 000 рублей.

Новые штрафы 2023: разбираем действующие и планируемые поправки в КоАП

Законодатели предложили ряд поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), касающихся организаций и ИП. Часть из них уже действует, часть находится на стадии законопроектов.

К чему готовиться в будущем, а что нужно учесть в работе уже сейчас, разбираем три интересных новшества.

1. Ввели штрафы за незаконную передачу информации из ЕГРН

С 9 мая 2023 года действует Федеральный закон от 28.04.2023 № 151-ФЗ. Статью 14.35 КоАП дополнили частями 6 и 7, устанавливающими ответственность на незаконную передачу информации из ЕГРН.

  • Административная ответственность распространяется на действия, в которых нет признаков уголовно наказуемого деяния.
  • Оштрафуют за предоставление информации из ЕГРН представителями ФОИВ, РОИВ, организациями или гражданами третьим лицам за плату, за создание сайтов или использование интернет-ресурсов, включая мобильные приложения, в целях незаконного распространения официальной информации из ЕГРН.
  • Размер штрафов:
  • для граждан — от 15 тыс. до 20 тыс. рублей (от 40 тыс. до 50 тыс. рублей за повторное нарушение);
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей (от 80 тыс. до 100 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до одного года за повторное нарушение);
  • для ИП — от 80 тыс. до 100 тыс. рублей (от 150 тыс. до 200 тыс. рублей за повторное нарушение);
  • для организаций — от 350 тыс. до 400 тыс. рублей (от 500 тыс. до 600 тыс. рублей за повторное нарушение).

2. Предложили удвоить штрафы за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору

Законодатели предложили внести поправки в ст. 5.31 КоАП РФ и ужесточить ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (Законопроект № 366888-8).

Для отдельных случаев штрафы могут удвоить.

В данный момент за правонарушение предусмотрены единые меры ответственности — предупреждение или штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

В предложенной новой редакции в статье конкретизировали особые случаи и разбили её на две части.

В части 1 содержится прежний состав правонарушения, наказание не изменилось: нарушение или невыполнение условий по коллективному договору, соглашению влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Эта норма не будет распространяться на случаи, предусмотренные частью 2.

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, будет считаться самостоятельным нарушением (это следует из части 2 обновлённой статьи 5.31 КоАП).

Наказание предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 6 тысяч до 10 тысяч рублей.

3. Предложили ввести новые штрафы за нарушение правил ведения воинского учёта

Статьи 5.27 и 21.4 КоАП могут дополнить частями, ужесточающими ответственность за нарушение правил ведения воинского учёта (Законопроект № 368355-8).

В статье 5.27 КоАП (Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) может появиться новая часть 4.1. Она предусматривает ответственность за заключение трудового договора с военнообязанным или лицом, подлежащим призыву на военную службу без документа воинского учёта.

Предложено ввести штрафы:

  • для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • для организаций — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Статью 21.4 КоАП (Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учёте) предложили дополнить частями 4 и 5.

Ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учётную работу должностным лицом (работником) организации в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте выделили в отдельную часть 4 (в действующей редакции эта норма упоминается в рамках части 3, вместе с принятием на учёбу и отчислением из образовательных организаций).

Размер штрафов будет больше — от 5 тыс. до 25 тыс. рублей (в рамках действующей части 3 размер штрафа — от одной тысячи до 5 тыс. рублей).

Новая часть 5 предусматривает ответственность за несообщение в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учётную работу должностным лицом (работником) организации в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, необходимых для ведения воинского учёта сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, в случае изменения соответствующих сведений.

Штраф за такое нарушение предлагают установить в размере от 5 тыс. до 25 тыс. рублей.