ОСАГО

Сбили пешехода на электросамокате – что грозит?

Чтобы выяснить, кто виновен в ДТП, произошедшем с участием электросамоката и автомобиля, а также при столкновении пешехода с таким устройством, нужно понять, какие действуют ПДД для этого транспорта в 2023 году.

Всё так, потому что именно от наличия нарушения у одного из участников происшествия и отсутствие у другого прямо и непосредственно влияют на исход дела.

О том, кто обычно бывает виноват в дорожно-транспортно происшествии с электрическим самокатом, как доказать свою невиновность, что делать, чтобы получить выплату за ущерб, выясним в этой статье.

В частности, рассмотрим ситуации при ДТП с самокатами на проезжей части дороги, во дворах, если девайс оказался прокатным либо если речь идёт об аппарате без двигателя, в том числе у ребёнка. Обратите внимание, что всё нижеописанное относится также к другим подобным устройства: гироскутерам, сигвеям, моноколёсам и всему остальному, что имеет электромотор и на чём можно передвигаться.

ДТП с электросамокатом: кто обычно бывает виноват в 2023 году?

Не будем вас обнадёживать и сразу отметим, что чаще всего в судебной практике в судах нижних инстанций виноватым признают водителя автомобиля. А наездника самоката считают попросту пешеходом. Хотя, доля логики здесь есть:

  1. если речь идёт о простом самокате без двигателя, то это пешеход – так утверждают ПДД (определение в Правилах),
  2. однако, при ДТП с электросамокатом далеко не факт, что он не является транспортным средством, а управляющий им человек – водителем.

Увы, но жару в огонь добавляет именно само определение в ПДД – самокат приравнен к пешеходу. Значит, и такой же механизм с электрическим двигателем тоже является таковым. Корень слова ведь один! К сожалению, именно так чаще всего считают судьи… Впрочем, это наиболее простой путь для них – повесить вину на водителя автомобиля и не разбираться глубоко в обстоятельствах происшествия.

Между тем, когда речь заходит об административном наказании за то или иное нарушение, здесь суды нередко «переобуваются», ведь большинство штрафов ГИБДД для водителя транспортного средства выше, нежели для пешехода. Да ещё и лишение прав можно назначить.

В итоге получаем противоречивую практику:

  • в случае ДТП с участием автомобиля и электросамоката для упрощения судебного разбирательства в 2023 году в практике последний приравнивают к пешеходу и делают виновником аварии автолюбителя,
  • а вот если самокатчик попадётся в состоянии опьянения или с иным нарушением ПДД на дороге, то тогда будь добр, плати штраф как водитель машины или вовсе оставайся без автомобильных водительских прав!

Ниже мы ещё рассмотрим актуальную судебную практику по данному вопросу. А пока выясним, как быть при сложившейся тенденции именно при дорожном происшествии с самокатами.

И что со всем этим делать?

Очевидно, тут нужно смотреть конкретные обстоятельства ДТП. Однако, обращаем ваше внимание, что в данной статье мы не будем занимать какую-либо конкретную позицию в защиту автомобилистов или самокатчиков. Но вы сами сможете правильно расставить приоритеты и использовать самые «удобные» для вас законодательные факты, будучи на любой из сторон дела.

Итак, если вы попали в такое ДТП, то, в первую очередь, необходимо выяснять следующие обстоятельства и факты.

  • Речь идёт об обычном самокате, приводимом в движение ногами, или же об электрическом механизме?
  • Где произошло ДТП с участием электросамоката: во дворе, на дороге или иных участках движения?
  • Является ли самокат транспортным средством по ПДД (и отдельно по КоАП)?
  • По вышеупомянутому вопросу, было ли право на передвижение устройства по данному участку дороги? Требовалось ли управляющему им специальное право управления?
  • Устройство является собственностью его наездника или взято в шеринге (пункте проката)?

Давайте по порядку объясним, что здесь к чему!

Кто виноват при ДТП с самокатом без двигателя?

Здесь всё проще всего и неблагоприятнее для водителя машины. Согласно определения в ПДД простой самокат, который приводится в движение исключительно ногами, не является никаким транспортным средством.

К пешеходам приравниваются лица, … использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Таким образом, управляющий самокатом человек является пешеходом, со всеми вытекающими из этого последствия ДТП с участием автомобиля и такой категории участников дорожного движения. Такая авария равноценна, как если авто просто сбивает пешехода, либо если последний на роликовых коньках, скейтборде, на лыжах, в конце концов.

Что такое электросамокат по новым ПДД?

Однако, неверным будет заключение о том, что самокат с электрическим двигателем по сути также остаётся самокатом. В простонародье да, его можно оставить и так. Но Правила дорожного движения имеют своё мнение на этот счёт. Впрочем, не только ПДД едиными регламентируется такой вид транспортных средств.

Итак, сначала рассмотрим Правила. И здесь снова обращаемся к определениям.

  • Транспортное средство – это устройство, которое имеет целью перевозку по дороге людей и/или грузов. Получаем, что электросамокат – это всё же ТС. Но не полноценный автомобиль, конечно же!
  • Конкретно электросамокат является механическим транспортным средством, потому как имеет двигатель.
  • Велосипед – это двухколёсное ТС, которое приводится в движение мышцами его наездника при помощи педалей или рукояток. Он также может иметь мотор определённой мощности. Но нам это не нужно, потому как электрический самокат велосипедом не является в принципе, так как у него нет ни рукояток, ни педалей для воздействия с целью приведения в движение.
  • Но ещё есть мопед. Его характеризует наличие мотора мощностью от 250 Вт до 4 кВт либо максимальная скорость до 50 км/ч. И наше устройство вполне подходит под это определение. Для управления мопедом нужны водительские права. Зато ставить на учёт в ГИБДД его не нужно.
  • А вот если электросамокат может ехать быстрее 50 километров в час, то это уже формально мотоцикл с необходимостью категории A либо подкатегории A1, который нужно регистрировать в ГАИ.

А вот у Административного кодекса тоже есть мнение на этот счёт, оно похожее на ПДД, но несколько иное. Согласно Примечанию в статье 12.1 КоАП РФ, транспортным средством нужно считать любое устройство с мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной скоростью свыше 50 км/ч.

Чем отличаются эти нормативные акты? Именно они имеют решающее значение в обсуждаемой нами теме:

  1. на ПДД рассматривающие дело о ДТП с участием электросамоката лица будут опираться с целью установления, кто виноват, исходя из прав и обязанностей каждого из участников аварии на дороге,
  2. а на КоАП – для установления наказания; например, если управляющий электросамокатом при ДТП был ещё и пьян, то его могут лишить прав на долгий срок, если устройство по своим характеристикам подпадает под транспортное средство, согласно Кодексу.

В каком случае это транспортное средство?

Таким образом, получаем, что электросамокат является полноценным транспортным средством в разборе ДТП при наличии всего одного основного критерия – его электродвигатель развивает более 250 Вт.

В противном случае в судебной практике 2023 года будет гораздо больше шансов, что его признают пешеходом, а вам как водителю машины будет гораздо сложнее доказать обратное. Хотя, здесь тоже есть важная тонкость, о которой мы ещё поговорим ниже касательно допуска электросамокатов к дорогам общего пользования, в том числе тротуарам и обочинам.

Когда самокатчик признаётся пешеходом?

Исходя от обратного, пешеходом во всех случаях признают самокат без мотора. И это закономерно и логично, согласно определения в ПДД.

Изменения в ПДД

Да, в настоящий момент готовятся поправки в Правила, где электросамокатчиков выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности.

И в этом случае они будут иметь определённые права на дороге. Если кратко, то их смогут наделить правом передвижения, похожим на велосипедистов.

То есть на электросамокате можно будет передвигаться по краю проезжей части, а в ряде случаев – по обочине и даже тротуару.

Однако, по состоянию на 2023 год такие новые ПДД в силу ещё не вступили. И пока имеем то, что есть – электросамокаты никак в Правила не регламентированы. И на дорогах им делать нечего. Почему, узнаете немного ниже.

Важна инструкция к устройству!

А теперь перейдём к практике правоприменения. При попытке доказать одно из двух условий в случившемся ДТП: транспортное средство это или же пешеход, нужно опираться, собственно, на официальную информацию о характеристиках данного конкретного устройства.

И содержатся такие данные, очевидно, в инструкции к электросамокату либо его паспортных данных.

Да, если вы являетесь наездником такого аппарата и пытаетесь доказать, что являетесь пешеходом, то для вас не должно быть проблемой просто показать эту информацию.

Но что делать водителю автомобиля? Ведь у самокатчика нет обязанности разглашать такую информацию, а за непредоставление паспортных данных наказания ему никакого не будет!

Здесь тоже есть выход, но он сложнее. Придётся в рамках суда ходатайствовать об экспертизе для установления мощности электросамоката с целью определения, является ли он транспортным средством, согласно определения в Правилах.

Судья, как правило, должен удовлетворить такое ходатайство, и по результатам технической судебной экспертизы будет установлена мощность устройства.

Важная тонкость о допуске электросамокатов к дорогам

  • Но в инструкции в подавляющем большинстве случаев будет ещё одно важное упоминание, даже для самокатов с двигателем мощностью менее 250 Ватт.
  • Дело в том, что почти все производители электрических самокатов фактически снимают с себя ответственность за инциденты на дорогах фразой наподобие «Данной устройство не предназначено для использования на дорогах общего пользования».
  • Например, вот такая инструкция к одной из моделей:

Сбили пешехода на электросамокате – что грозит?

Если такое упоминание к указанному электросамокату, который попал в ДТП с автомобилем, есть, то его эксплуатация на дороге была незаконной. Обратите также внимание, что к дорогам по тем же ПДД относятся тротуары, обочины.

Что это значит для судебной практики?

Итак, перейдём к ещё большей практике. Собственно, любое ДТП разбирает суд. Происшествие с участием автомобиля и электросамоката тоже. Только суды уполномочены устанавливать виновность тех или иных лиц. А вместе с виновностью и ответственность за причинение ущерба.

Это значит, что вам в рамках суда нужно будет доказывать, что… А что, собственно, доказывать? Выше мы описали, что правильной целью водителя машины должно являться склонение электросамоката в сторону транспортного средства. Значит ли это, что это поможет в невиновности авто в ДТП? Да, значит.

Читайте также:  Можно ли проехать под "кирпич" к месту проживания?

Дело в том, что Верховный суд в недавней практике прямо указал, что если кто-либо на дороге не имеет права на движение, то он не может иметь и преимущественного права на такое движение (пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда №20 от 25.06.2019 г.).

Таким образом, если произошло ДТП с электросамокатом, и спор зашёл в сторону обязанности уступить дорогу одним из его участников, то здесь и обязанности у водителя автомобиля могло не возникнуть. Потому что уступать тому, кто не имеет права на движение, обязанности нет. Следовательно, виновен наездник электросамоката.

Обратите внимание, что речь идёт именно о тех случаях, когда ДТП случилось именно в рамках неустуления дороги. К таким ситуациям относятся следующие:

  • водитель электросамоката ехал по главной дороге (проезжей части) и столкнулся с автомобилем,
  • устройство пересекало пешеходный переход, при этом, лицо на таком устройстве не спешилось,
  • при выезде из прилегающей территории водитель автомобиля не уступил движущемуся очень быстро по тротуару самокатчику
  • и ещё большой ряд подобных ситуаций ДТП с участием электросамоката.

А вот если, к примеру, и водитель авто, и самокат двигались по тротуару, где автомобиль сбил последнего, то здесь виновность может быть обоюдная при правильном правоприменении. Но в судебной практике опять же, чаще всего виноватым сделают автолюбителя.

Однако, не всегда такая стратегия выигрыша дела может привести к успеху. Есть различные противоречивые судебные акты по таким спорам. Правда, большинство из них – по применению административного наказания (за пьяную езду на самокате или отказ от медицинского освидетельствования). А вот по ДТП актуальных судебных решений очень мало.

Сбили пешехода на электросамокате – что грозит?

Например, в Казани судья, даже не заглянув в характеристики электросамоката просто указал, что это не транспортное средство, и на это всё. Вот официальная мотивировка суда:

Электросамокат транспортным средством в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения не является, нормами действующего законодательства наличие специального права управления электросамокатом не предусмотрено.

Анализ положений пункта 1.2 не позволяет прийти к выводу о том, что электросамокат является транспортным средством и приравнивается по своим техническим характеристикам к мопедам. В соответствии с указанной нормой к мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В Орловской области суд на основании данных о том, что мощность самоката составляет 200 Ватт, пришёл к тому, что его наезднику следует назначить наказание как пешеходу.

Зато Тамбовский суд признал электросамокат транспортным средством, и судья привлёк его водителя к ответственности в полной мере как водителя ТС.

А вот ещё одно решение Татарстанского суда, где пьяного водителя электросамоката привлекли к лишению прав, признав его водителем транспортного средства. К такому выводу судья пришёл просто на основании того, что в свою защиту привлекаемое лицо не предоставило доказательств, что мощность устройства составляет менее 250 Вт.

Если самокат шеринговый?

Здесь всё и проще, и сложнее одновременно. Дело в том, что услуга проката – это коммерческая деятельность, которая регулируется законодательством о защите прав потребителей.

В нашем случае статья 10 Федерального закона №2300-1 обязывает пункт шеринга электросамокатов доводить полную информацию до своего потребителя об услуге.

В том числе и пункт из инструкции, что на дорогу на нём выезжать строго запрещено.

И вот в случае ДТП с электросамокатом потребитель услуги – то есть человек, взявший самокат напрокат – может переложить всю ответственность на пункт шеринга. Так предписывает пункт 1 статьи 12 того же закона.

Меня сбил электросамокат. Как подать в суд и получить компенсацию?

И да и нет. Передвижение электросамокатов по тротуарам не регулируется, рассказали Лайфу эксперты. И это считается проблемой дорожного движения. Электросамокаты не раз предлагалось учесть в ПДД и разделить на категории в зависимости от скорости.

https://www.youtube.com/watch?v=xTXUjhFjexE\u0026pp=ygVY0KHQsdC40LvQuCDQv9C10YjQtdGF0L7QtNCwINC90LAg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RgdCw0LzQvtC60LDRgtC1IOKAkyDRh9GC0L4g0LPRgNC-0LfQuNGCPw%3D%3D

Согласно действующим правилам, человек на самокате или гироскутере — тот же пешеход. Для езды на них не нужны права, регистрировать их в ГИБДД тоже нет необходимости. Кроме того, ни в одном законе в принципе нет определения «электросамокат».

Однако повлиять на них всё же можно. Управляющий партнёр юридической фирмы КОДЕСТ Юлия Кочаровская говорит, что бывали случаи, когда водители электросамокатов несли административную ответственность по аналогии с водителями автотранспортных средств (ст. 12.1 КоАП РФ и примечание к ней, а также п. 1.2 ПДД РФ, ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, если транспорт нарушителя по описанию соответствует мопеду или мотоциклу.

В процессе следствия эксперты изучают характеристики самоката и сравнивают с теми, что указаны в законодательстве под определением «мопед».

Если по описанию аппарат под него подходит, то нарушитель понесёт наказание как водитель мопедов и автомобилей.

Сбили пешехода на электросамокате – что грозит?

Для потерпевшего самое главное, чтобы следствие признало электросамокат транспортным средством. В противном случае взыскать компенсацию за происшествие не получится, потому что инцидент не признают как ДТП. Получится, что столкнулись два пешехода.

Отправляют на убой. Владельцам электросамокатов разрешат ездить по дорогам

Является ли сбившее вас транспортное средство мопедом или мотоциклом, выяснит следствие. И вот тут возникает главная сложность.

Адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнёры» Анатолий Кузнецов рассказал Лайфу, каким характеристикам должен соответствовать электросамокат или велосипед, чтобы попасть под определение «мотоцикл».

Согласно ПДД, мотоцикл — это двухколёсное ТС, максимальная скорость которого превышает 50 км/ч. Да, многие электросамокаты позволяют ехать со скоростью, значительно превышающей 50 км/ч, и формально подпадают под определение «мотоцикл».

Однако в тех же правилах указано, что пешеход — это лицо, использующее для передвижения самокат или аналогичное ему средство. В этом определении ничего не говорится ни про скорость, ни про наличие электродвигателя.

Поэтому в понимании действующих правил дорожного движения человек, управляющий самокатом, — это пешеход, — говорит эксперт.

Мощность электросамоката также влияет на степень наказания. Юрисконсульт онлайн-платформы «Податьвсуд.РФ» Эльвира Прусакова приводит следующие данные:

Если она выше 250 Вт, то самокат приравнивается сразу к мопедам. Если мощность двигателя менее 250 Вт, то ответственность за нарушение ПДД наступает как для пешехода, совершившего наезд на другого пешехода или автомобиль.

В двух словах — степень наказания зависит от характеристик электросамоката. Чем они выше, тем больше шансов, что дело будет заведено.

Это касается любого вида транспорта. Юристы добавили, что в случае столкновения с гироскутером доказать вину водителя почти невозможно, потому что его мощность слишком низкая. А вот столкновение с велосипедом — это точно ДТП, потому что он входит в категорию «транспорт».

В Москве ребёнок на электросамокате попал под машину

Управляющий партнёр юридической фирмы КОДЕСТ Юлия Кочаровская говорит, что алгоритм действий такой же, как при ДТП с участием мопеда или мотоцикла.

1. Чтобы доказать наличие ДТП, нужно сиюминутно позвонить в полицию, чтобы создать протокол происшествия с участием водителя электросамоката и описать увечья, которые были причинены действиями водителя пешеходу.

2. Далее на основании данного протокола составить постановление о наличии или отсутствии признаков правонарушения. Если дело будет выиграно, потерпевший может взыскать со сбившего водителя денежные средства на лечение.

https://www.youtube.com/watch?v=xTXUjhFjexE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Помимо этого важно, чтобы владелец электросамоката не покидал место происшествия. А дальше по кругу — его либо не найдут, а если найдут и электросамокат не признают мопедом, штраф не спишется. Опять же — важна экспертиза следствия.

Хорошо, если водитель электросамоката сам идёт на контакт и не покидает место происшествия. В противном случае его, скорее всего, просто не получится найти, а если и найдут — привлечь за оставление места ДТП не получится, ведь ДТП-то не было, — объясняет ситуацию юрисконсульт онлайн-платформы «Податьвсуд.РФ» Эльвира Прусакова.

Как не сжечь ребёнка. Нюансы эксплуатации гироскутеров и электросамокатов

Иметь больше доказательств нарушения ПДД. Опрошенные Лайфом юристы сходятся во мнении, что лучший вариант — попросить очевидцев стать свидетелями по делу. Тогда у вас получится зафиксировать факт причинения вреда.

Ещё один вариант — видеосъёмка инцидента, но есть нюансы. Юлия Кочаровская говорит, что важно заснять сам инцидент, а не его последствия. То есть, если момент со столкновением засняла камера наблюдения или зафиксировал очевидец, это будет большим плюсом. Если же вы засняли на смартфон ушибы или как лежите на асфальте, вам это не поможет.

Эльвира Прусакова добавляет, что электросамокат могут приравнять к источнику повышенной опасности. Поэтому в силу норм ст. 1079 ГК РФ можно также обратиться с иском о возмещении причинённого вреда. Размер компенсации определяет суд.

Из юристов, опрошенных Лайфом, ни один не назвал точную сумму или даже диапазон. Всё зависит от оценки ущерба — чем он выше, тем больше компенсация.

Когда сбивают человека, если это не смертельно, всё зависит от размера телесных повреждений и расходов на их лечение. Если человек сломает руку, то это одна сумма, плюс моральный вред, если он ничего не сломает, то и сумма компенсации будет меньше, — говорит Юлия Кочаровская.

В качестве доказательства могут быть представлены чеки, подтверждающие расходы на лечение. В случае победы в суде водитель электросамоката будет обязан компенсировать затраты.

Опять же — универсального алгоритма при столкновении с электросамокатом нет. Пока в законодательстве нет определения этого вида транспорта, решение суда будет зависеть от множества моментов: степени тяжести телесных повреждений, параметров гироскутера, поведения водителя и наличия камер поблизости. Выиграть суд реально, но надо, чтобы для вас удачно сложился ряд факторов.

Сбил электросамокат: что будет наезднику и как получить компенсацию?

Сбили пешехода на электросамокате – что грозит?

Электротранспорт стремительно входит в нашу жизнь. Лет 10 назад все эти моноколёса, Tesla, Porsche Taycan и Nissan Leaf казались почти фантастикой. Но куда новым технологиям тягаться с водителями электросамокатов в плане скорости! Вот, где настоящая стремительность и непредсказуемость. Лето 2021 года стало чрезвычайно «урожайным» по числу аварий с таким транспортом.

Опасность электросамокатов объяснить легко: сама игрушка весит 30-50 килограммов, а передвигаются на ней преимущественно по тротуарам и пешеходным дорожкам. Наездники зачастую водительских прав не имеют либо лишены. Но пусть мой шутливый тон не вводит в заблуждение относительно травм. Удар электросамокатом – такой же, как от мотоцикла или скутера.

Читайте также:  Электромотоцикл по ПДД: штрафы, где и как можно ездить?

Эта статья – как для гонщиков, так и для их потенциальных жертв. Помните: наездника можно не только привлечь к ответственности, но и взыскать с него компенсацию через суд. В отдельных случаях речь идёт о постоянных выплатах (при утрате трудоспособности). Разбираемся с примерами и практикой.

Электросамокат: что ты такое?

Транспорт появился в широком доступе около 10 лет назад, но правовое регулирование лишь сейчас выходит на финишную прямую. На момент написания статьи электросамокат ещё не приравнен к механическим транспортным средствам. Это значит, что наезднику (чтобы отличать от водителя) не нужно удостоверение, техосмотр, страховка. Но скоро, скоро…

Но я бы заострил внимание на двух деталях. Электросамокат – это:

  1. Транспортное средство. Значит, при нарушении ПДД водитель несёт административную и уголовную ответственность.
  2. Источник повышенной опасности (ст.1079 ГК РФ). Владелец отвечает за вред чужому здоровью (имуществу) при наличии и отсутствии вины.

Внимание! Чтобы наступила уголовная или административная ответственность, между действиями и последствиями должна быть прямая связь (грубо говоря, наездник проявил недостаточную внимательность либо сознательно нарушил правила). Для гражданско-правовой ответственности этого не требуется – достаточно всего лишь владеть электросамокатом.

На момент написания статьи (сентябрь 2021 г.) термин «средство индивидуальной мобильности» в ПДД не закреплён.

Уголовная ответственность

Для водителей автомобилей предусмотрена ст.264 УК РФ с очень серьёзными санкциями. Именно по ней судили Ефремова за ДТП в состоянии алкогольного опьянения с погибшим, по ней актёру назначили 7,5 лет лишения свободы. Электросамокатчикам в этом смысле повезло: по «ефремовской» статье их привлечь к ответственности нельзя.

Но риски всё равно сохраняются:

Статья
Условия наступления ответственности
Санкция
ч.1 ст.118 УК РФ Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности от штрафа до 6 месяцев ареста
ч.1 ст.109 УК РФ Причинение смерти по неосторожности одному человеку ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет
ч.2 ст.109 УК РФ Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы до 4 лет
ст.168 УК РФ Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности на сумму свыше 250 тыс.руб. от штрафа до 1 года лишения свободы

Важно! Почитать про установление степени тяжести вреда можно в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2007 №522.

Административная ответственность

Здесь вариантов тоже немного:

Статья
Условия наступления ответственности
Санкция
ч.1 ст.12.24 КоАП РФ* Причинение легкого вреда здоровью из-за нарушения ПДД штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на 12-18 мес.
ч.2 ст.12.24 КоАП РФ* Причинение средней тяжести вреда здоровью из-за нарушения ПДД штраф 10-25 тыс. руб. или лишение прав на 18-24 мес.
ч.2 ст.12.30 КоАП РФ Нарушение ПДД иным участником ДД, повлекшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью штраф 1000-1500 руб.

*Важно! Практика привлечения водителя электросамоката по ч.ч.1, 2 ст.12.24 КоАП РФ неоднозначна. Как правило, речь идёт только о мощных ТС, оборудованных сиденьем, фарой и другими атрибутами «традиционного» транспорта.

Что делать пострадавшему, чтобы получить компенсацию?

Поскольку гражданско-правовая ответственность наездника электросамоката не застрахована, взыскивать деньги придётся напрямую с причинителя вреда. Если в процессе суда выяснится, что транспортное средство принадлежит иному лицу, не беда. Суд сам может заменить ответчика на надлежащего.

Если вы или близкий человек пострадали из-за водителя электросамоката, вот алгоритм защиты права:

  1. Обратитесь с заявлением в полицию с требованием привлечь наездника к ответственности.
  2. Начинайте искать очевидцев и собирать записи с камер наблюдения. Электросамокат мог ехать только по дорожке – восстановить его маршрут труда не составит.
  3. Пройдите освидетельствование на предмет тяжести телесных повреждений.
  4. Готовьте исковое заявление в суд.

Конечно, найти наездника электросамоката сложнее, чем водителя автомобиля. Ситуация упрощается, если транспорт принадлежит кик-шеринговой компании. В этом случае она сама предоставит данные о том, кто пользовался самокатом в конкретный период времени. Кстати, кик-шеринговая компания может выступать ответчиком в суде как владелец источника повышенной опасности.

А что на практике?

То, что наездник электросамоката может быть приравнен к водителю, подтверждает постановление Мичуринского горсуда от 22.09.2020 и другие акты. Этим, например, оставлено в силе постановление мирового судьи, которым гражданин Е. привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП (получил штраф 30 тыс. руб. и лишение права управления на полтора года).

Дтп с электросамокатом: кто виноват в аварии, выплаты от страховой, порядок действий

«Моя машина была припаркована во дворе. Собирался отъезжать, но не успел даже завести двигатель, как почувствовал легкий удар в правое крыло. Оказалось, что ребенок ехал на электросамокате и, не успев затормозить, врезался в мою машину. Родители компенсировать ущерб (20 000 руб.) отказываются. Что мне делать?»

С таким вопросом к нам обратился Юрий. Наши юристы помогли ему взыскать всю сумму ущерба и судебные расходы с родителей ребенка, поскольку у него не было своего источника дохода, соответственно, отвечать за имущественный вред должны именно они.

Я юрист и в этой статье вы узнаете, что делать, если попали в ДТП с участием электросамоката или велосипедиста, и компенсируют ли ущерб по ОСАГО в 2023 году. Также я расскажу, кого и в какой ситуации могут признать виновником аварии, и какая ответственность грозит водителю.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Немного статистики

По данным РБК, за первые пять месяцев 2022 года число ДТП с участием электросамокатов, сигвеев, гироскутеров и моноколес выросло на 35% по сравнению за аналогичный период 2021 года.

Всего за указанный период произошло 158 аварий с участием средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ), к которым относятся и электросамокаты. В этих ДТП пострадали 164 человека, один погиб. В статистике указаны только аварии на дорогах общего пользования, происшествия в скверах и парках в нее не входят.

Сейчас в России запрещается вопрос запрета передвижения на электросамокатах на пешеходных улицах, а также ограничение их скорости до 15 км/ч. По мнению Минтранса, это позволит снизить количество ДТП с участием электросамокатов и других СИМ.

Кто виновник?

Кто виноват в ДТП с участием электросамоката, зависит от обстоятельств произошедшего.

Разберем несколько примеров:

  1. Машина стояла на парковке, в нее врезался ребенок на электросамокате. Если у собственника автомобиля есть КАСКО, ремонтировать будет страховая, а потом взыщет деньги с родителей ребенка.
  2. Автомобиль поворачивал направо, сбил человека, который переезжал пешеходный переход на электросамокате, не спешившись. Виноват водитель машины, поскольку он не предоставил преимущество самокатчику, хотя тот и должен был спешиться.
  3. Машина ехала по главной дороге, при выезде со второстепенной человек на электросамокате не уступил дорогу, произошло ДТП. Виноват тот, кто на электросамокате.

Если водитель автомобиля наехал на электросамокат, ущерб возместит страховая по ОСАГО. Самокат в данном случае будет расцениваться как «иное имущество».

Что делать при ДТП с электросамокатом?

В большинстве случаев в ДТП с электросамокатами виновными признают водителей автомобилей. В такой ситуации важно доказать, что у водителя не было технической возможности предотвратить аварию, и тут на помощь может прийти видеорегистратор.

Если вы попали в ДТП с участием электросамоката, в первую очередь после остановки автомобиля и установки аварийного знака уточните, не пострадал ли самокатчик. Если да, вызовите скорую помощь и ГИБДД.

Еще несколько полезных советов:

  1. Попросите очевидцев задержаться и подтвердить обстоятельства произошедшего в присутствии инспекторов ГИБДД. Возьмите номера телефонов свидетелей.
  2. Сфотографируйте место аварии так, чтобы можно было понять расположение автомобиля и самоката, окружающих предметов.
  3. Осмотритесь. Если у вас нет видеорегистратора, возможно, момент аварии попал на уличную видеокамеру – их сейчас в городах много. Также спросите у свидетелей, нет ли у них записи.

Обязательно вызовите ГИБДД, даже если никто не пострадал. Оформить Европротокол в таком случае нельзя, и, если вы просто так уедете, вас потом могут привлечь к ответственности за оставление места ДТП.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Когда грозит уголовная ответственность?

К уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ могут привлечь, если вы нарушили ПДД и стали виновником ДТП, в котором был причинен тяжкий вред здоровью человека, или он погиб. Например, если вы сбили самокатчика на пешеходном переходе, и он умер на месте аварии или в больнице.

Однако у вас есть шансы доказать свою невиновность, если вы убедите следователя, что не могли избежать ДТП, хотя и здесь шансы минимальные. Важно, чтобы в ходе следственного эксперимента установили, что вы двигались на автомобиле медленно, а вот самокатчик – быстро, и вы не успели бы среагировать при всем желании.

Что должен установить следователь:

  1. Скорость движения электросамоката в момент аварии. Ее редко учитывают, т.к. проще все списать на водителя автомобиля.
  2. Пытался ли пострадавший или погибший избежать ДТП путем экстренного торможения.

Судебная практика

Водитель автомобиля Самойленко Е.А., в нарушение пп. 1.3, 1.5, 8.

5 ПДД, при повороте направо не занял вовремя соответствующее крайнее положение, стал выполнять указанный манёвр с полосы движения, примыкающей к разделительной полосе дороги, не убедился в безопасности выполняемого манёвра, в результате чего допустил столкновение с двигавшимся в попутном направлении сзади и ближе к правой обочине электросамокатом Skybolrt, без регистрационного знака, находившегося под управлением Филиппченко В.В. В результате ДТП Филиппченко В.В., согласно заключению эксперта № 3566 от 07.10.2019, причинён вред здоровью средней тяжести.

Водителя автомобиля привлекли к ответственности по ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, районный суд назначил штраф в размере 10 000 руб.

Самойленко с этим не согласился и подал апелляционную жалобу, указав, что в период административного расследования в ГИБДД были допущены процессуальные нарушения, и он в ДТП не виновен.

Также обжаловать постановление суда решил и потерпевший Филиппченко, который посчитал, что виновнику назначено слишком мягкое наказание.

В итоге суд в удовлетворении жалобы Самойленко отказал, поскольку им не было представлено достаточно доказательств процессуальных нарушений. Жалоба потерпевшего Филиппченко удовлетворена (Решение № 7А-273/2020 от 8 июля 2020 г. по делу № 7А-273/2020).

Читайте также:  Какие штрафы за парковку в неположенном месте в 2023?

Ответы на частые вопросы

Я шла по тротуару, сзади в меня врезался парень на электросамокате. Повредила ногу, пришлось сидеть на больничном две недели, плюс 10 000 руб. потратила на лечение. Могу ли я взыскать деньги с самокатчика? Да, можете, но будет сложно, если ДТП не оформлялось через ГИБДД. Вам придется доказывать в суде, что именно ответчик сбил вас на электросамокате. Меня на тротуаре сбил мужчина на электросамокате, и уехал. Что делать? В первую очередь вызовите ГИБДД, они должны заняться поисками виновника. Если самокат арендованный, инспекторы сделают запрос оператору, там обычно есть все данные арендаторов. Может ли ребенок 15 лет ездить на электросамокате по проезжей части? Да, ездить по правому краю проезжей части дети старше 14 лет могут, но сейчас обсуждается вопрос увеличения возраста для управления СИМ до 18 лет.

Дтп с электросамокатом: как урегулировать страховой случай и введут ли осаго для индивидуальных средств передвижения

Электросамокатов, гироскутеров, моноколес, велосипедов становится все больше, и количество аварий с ними растет. Разбираемся, как сейчас урегулируют ДТП с ними и нужно ли будет их владельцам покупать ОСАГО.

https://www.youtube.com/watch?v=ERjdVFWbBDE\u0026pp=ygVY0KHQsdC40LvQuCDQv9C10YjQtdGF0L7QtNCwINC90LAg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RgdCw0LzQvtC60LDRgtC1IOKAkyDRh9GC0L4g0LPRgNC-0LfQuNGCPw%3D%3D

По оценкам ритейлеров, продажи индивидуального электротранспорта в 2022 году выросли минимум в 2 раза против прошлогодних 250 тысяч. У них даже существует общее название — средства индивидуальной мобильности, СИМ.

Количество аварий с самокатами и скутерами растет

По мере роста количества подобных средств передвижения увеличивается и число аварий с ними. В I квартале этого года, по данным МВД, зафиксирован рост происшествий на 35% по сравнению с тем же периодом 2021 года.

Всего в прошлом году в России зарегистрировано 672 случая, что почти на 68% больше, чем в 2020-м, говорится в информационно-аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

Половина ДТП с участием СИМ произошли из-за их внезапного появления на дороге — эти средства передвижения малозаметны в транспортном потоке для других участников дорожного движения.

В авариях не обходится и без пострадавших. По данным МВД, количество их за год выросло на 67%, до 704 человек, а число погибших — на 185,7%, до 20 человек.

За урегулированием страховых случаев пострадавшие в ДТП с электросамокатами, гироскутерами и моноколесами обращаются нечасто. В «Совкомбанк Страхование» за прошедший год не было подано ни одного заявления.

О том, что такие инциденты случаются редко, говорят и в «АльфаСтрахование».

В компании «Согласие», напротив, количество выплат за автомобили, которые пострадали из-за самокатов, выросло в два раза в 2021 году по отношению к 2020 году (13 против 32, а из-за велосипедов — 129 против 132 случаев в 2020 году).

Самая крупная выплата «Согласия» по автокаско среди владельцев авто, пострадавших от столкновения с велосипедистами, была 800 тыс. руб. Всего же в 2021 году страховая компания возместила 11,7 млн рублей за повреждения автомобилей из-за велосипедов и самокатов. Средний размер выплаты составил 78 тыс. рублей.

В основном происшествия случались на дороге из-за обгонов и выездов на встречную полосу велосипедов и самокатов. Авто, пытаясь уйти от столкновения, врезались в препятствия. А виновник случившегося просто скрывался с места происшествия. К примеру, в Ульяновске водитель совершил маневр, чтобы не врезаться в велосипедиста, и наехал на бордюр. Сумму ущерба оценили в 1,2 млн рублей.

Кто урегулирует столкновения с электросамокатами

Поскольку сейчас СИМ не причислены к категории транспортных средств, то нет требований об их регистрации, получении госномеров, как на автомобили, и водительских прав на управление ими.

Если электросамокат уехал с места аварии, найти его будет практически невозможно. Шансы есть, только если СИМ не личный, а шеринговый. Обычно шеринговые компании требуют от арендаторов зарегистрироваться.

Кроме того, они предлагают оформить страховую защиту за дополнительную плату.

Личные электросамокаты, как правило, не застрахованы. При этом подобные средства передвижения могут оказаться для окружающих опасными, ведь они могут развивать скорость до 60 км/ч.

Нет и ограничений нижнего возрастного уровня — кататься на СИМ могут даже дети.

Определиться со статусом СИМ, правами и обязанностями тех, кто на них передвигается, планируется до конца года. Пока этого не произошло, столкновение автомобиля с электросамокатом, гироскутером или моноколесом приравнивается к ДТП с пешеходом. Оформить его можно по ОСАГО или по каско в зависимости от обстоятельств инцидента.

Например, электросамокат на полной скорости въехал в припаркованную машину.

«Если в результате наезда пострадало транспортное средство, застрахованное по каско, то страховая компания организует ремонт автомобиля, а виновнику ДТП будет предъявлено суброгационное требование, — рассказал директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. — В случае с ОСАГО, если автомобиль наехал на самокатчика, то инцидент будет урегулирован согласно правилам ОСАГО. Расцениваться СИМ будет не как транспортное средство, а как иное имущество».

Проще говоря, если машина наедет на самокат, пострадавшему возместят ущерб по ОСАГО. А если самокат въедет в авто, то его владелец будет возмещать вред на общих основаниях (согласно п. 1 ст.

1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юрлица, подлежит возмещению в полном объеме тем, кто причинил вред).

Пострадавший вправе взыскать компенсацию причиненного ему ущерба через суд в зависимости от характера травмы или размера ущерба.

Как действовать, столкнувшись с СИМ

При столкновении с СИМ нужно зафиксировать полученные травмы и повреждения автомобиля (если они есть). Фото или видео пригодятся для судебных разбирательств, если до них дойдет дело.

Кроме того, кто бы ни стал виновником аварии — автомобиль или водитель скутера (самоката и так далее), для оформления такого дорожного инцидента нужно вызвать ГИБДД.

В зависимости от обстоятельств инцидента правоохранители заведут административное или уголовное дело.

Для урегулирования убытка по ОСАГО с вредом имуществу потребуется стандартный набор документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы из компетентных органов;
  • реквизиты;
  • доверенность на право представления интересов (в случае, если заявление подает представитель).

Введут ли ОСАГО для электросамокатов?

Чтобы СИМ стали полноценными участниками дорожного движения, требуются законодательные изменения. Сейчас правила дорожного движения никак не регулируют передвижение эдектросамокатов, гироскутеров, моноколес, электрических велосипедов и т. д.

В Совете по правам человека уверены: электросамокаты — источник повышенной опасности, поэтому нужно запретить детям до 18 лет управлять ими. «Если будет введена система обязательного страхования ответственности, то и вопрос с доступом по возрасту будет регулироваться покупкой страховки и паспортными данными», — считает замглавы экономического комитета Совфеда Валерий Васильев.

Идею введения ОСАГО для пользователей электросамокатов и аналогичных средств передвижения не поддержали страховщики, посчитав инициативу неоднозначной.

«Если идти в логике классического ОСАГО, то электросамокат нужно регистрировать в ГИБДД, то есть законодательно закрепить собственника, — прокомментировали в «Совкомбанк Страхование».

— Собственник должен получить номера на электросамокат, чтобы его можно было идентифицировать, нужен аналог VIN на электросамокат — иначе как понять, что именно он был поврежден? По идее нужно получить права на управление самокатом, для этого придумать правила езды на нем, сдать экзамен — иначе как понять, кто и что нарушил? По сути сейчас тот, кто едет на самокате — пешеход. Если говорить о страховании в текущем статусе управляющего самокатом, то здесь также возникают сложности в части страхования ответственности пешехода».

По причине невозможности идентифицировать собственников СИМ не поддержал идею введения ОСАГО и Российский союз автостраховщиков.

От самых популярных страховых компаний

Сколько может стоить полис

Есть и еще одна причина, почему страховщики не заинтересованы страховать самокаты — невозможно рассчитать верный тариф ОСАГО. В «Совкомбанк Страхование» говорят, что любой может быть как недостаточным, так и избыточным, потому что неизвестно слишком много тарифообразующих факторов.

Например, аварийность, частота убытков, нет статистики по маркам и моделям, по территории эксплуатации (будет ли страховым случай при неожиданном выезде на неасфальтированную дорогу).

«Если предположить, что все эти нюансы будут решены, скорее всего, тариф по такому ОСАГО будет строиться по принципу каско — в процентах от страховой суммы, которая будет определяться территорией эксплуатации», — предположили в «Совкомбанк Страхование».

В «Страховом Дома ВСК» рискнули спрогнозировать стоимость годового полиса страхования ответственности владельца СИМ — он может варьироваться в диапазоне от 7 до 15 тыс. рублей. Цена сопоставима с полисом ОСАГО на автомобиль, так как вероятность наступления страхового случая выше, но существенно ниже возможная тяжесть причиненного ущерба.

Лимит ответственности по страховому полису для средств индивидуальной мобильности может достигать 500 тыс. рублей, по аналогии с ОСАГО. Это связано с тем, что в аварии с электросамокатом ущерб может быть нанесен не только здоровью пострадавшего, но и его имуществу, в частности при ДТП с участием автомобиля.

В «Страховом Доме ВСК» считают, что оптимизировать стоимость полиса можно, включив в него цену франшизы по аналогии с другими видами страхования. Кроме того, уменьшить размер премии при страховании СИМ до 50% будет возможно благодаря:

  • регистрации самоката (возможно упрощенной), например, через портал «Госуслуги»;
  • ограничению возраста водителя (возможность управлять самокатом с 16 лет);
  • введению прав на управление СИМ. Например, допускать к управлению водителей с правами категории М1 либо вводить специальную категорию для водителей СИМ с возможностью получить такие права в упрощенном формате, сдав теорию и экзамен онлайн через «Госуслуги».

Страховка от несчастных случаев

Пока ОСАГО для средств индивидуальной мобильности не введено, обезопасить себя от финансовых рисков как обладатели самокатов, так и пешеходы могут только самостоятельно. Сделать это можно с помощью страховки от несчастного случая.

«При наличии такого полиса лечение при травме будет оплачивать страховая компания независимо от того, был ли пострадавший виноват в аварии или нет, — рассказал заместитель генерального директора по андеррайтингу «Страхового Дома ВСК» Антон Смулько, добавив, что на данный момент нет никаких законодательных предпосылок к введению обязательного или добровольного страхования СИМ. — Это, скорее всего, вопрос недалекого будущего».