Отчетность

Как снизить риск штрафов и санкций

Как снизить риск штрафов и санкций

Постоянные изменения в законодательстве, проверки контролирующих органов, недобросовестные поставщики и подрядчики, неизбежные риски – таковы суровые реалии бизнеса.

Информационный поток растет так быстро, что даже самый опытный бухгалтер и специалист по праву уже не в состоянии самостоятельно отслеживать такие внушительные объемы информации, и вместе с тем напряжение нарастает.

Признайтесь: и у вас было такое, что вы с раздражением захлопывали дверь после разговора с юристом оттого, что он не имеет четкого и однозначного мнения по запрашиваемому вопросу, долго не может ответить и в итоге предоставляет информацию, которая юридически уже устарела! А это, в свою очередь, может привести к серьезным последствиям вплоть до судебных разбирательств и крупных штрафов.

Или после сдачи отчетности либо (никому не пожелаешь!) после внеплановой налоговой проверки вы еле сдерживали себя, чтоб не уволить главбуха да еще взыскать с него кругленькую сумму! И неспроста: ведь суммы штрафов за нарушения бухгалтерского или трудового законодательства могут составлять 500 тысяч рублей и более.

Как снизить риск штрафов и санкций

  • Это происходит потому, что часто найденные в интернете нормы законодательства и комментарии к ним неизвестных «профи» содержат противоречивую или несвоевременную информацию, не говоря уже о том, что одни и те же правила порой неприменимы к различным сферам бизнеса.

Как снизить риск штрафов и санкций

Согласитесь, справиться с таким потоком информации и принять верное решение достаточно сложно.

Чтобы разобраться с таким огромным объемом информации и не «попасть на штрафы» и нужна справочная правовая система (СПС) КонсультантПлюс от компании «АПИ». СПС КонсультантПлюс содержит все законодательство с изменениями и разъяснениями, готовыми решениями и судебной практикой. Документы попадают в систему напрямую от госорганов – разработчиков НПА (нормативных правовых актов).

Наша миссия – сделать право доступным. Мы работаем для того, чтобы специалист вовремя узнал об изменениях, получил консультации по спорным вопросам, принял верное и безопасное для своей организации решение и в итоге избежал ошибок, штрафов и судов.

Что мы делаем

На сегодняшний день КонсультантПлюс – самая распространенная справочная правовая система. В ней представлена вся законодательная база федерального и регионального уровней с ми экспертов.

Все документы прошли юридическую обработку, даны разъяснения по спорным вопросам. Уникальные материалы – «Готовые решения» и «Путеводители» – предлагают пошаговые инструкции действий специалиста в самых разных ситуациях.

Добавьте к этому широкие функциональные возможности: удобный интеллектуальный поиск, сравнение редакций документов, поиск похожих документов и так далее.

Все это позволяет пользователям подробно изучитьвсе тонкости законодательства и грамотно решить свой профессиональный вопрос.

Кроме того, в зависимости от потребностей мы представляем различные пакеты – «профили», где вся база и практические рекомендации настроены под интересы пользователя. В системе можно произвести личные настройки, чтобы отслеживать наиболее актуальные изменения.

Также важно, что на Горячей линии поддержки всегда можно задать вопрос экспертам. Обратиться за консультацией можно прямо из системы или по телефону Горячей линии. Ответ будет дан со ссылками на нормы законодательства или судебную практику.

Как снизить риск штрафов и санкций

За 2021 год мы ответили на 30 тысяч вопросов нижегородских специалистов. А новыми пользователями СПС КонсультантПлюс стали более 350 компаний Нижнего Новгорода и области.

Что говорят клиенты о системе КонсультантПлюс

Всегда важно понимать, как оценивают продукт пользователи, которые уже с ним работают. Наши клиенты «дали обратную связь» по работе с СПС КонсультантПлюс.

О.В. Солодухина, специалист в сфере закупок МБУ «СШОР Заря»:

«Наши руководители регулярно просматривают законодательную базу, знакомятся с судебной практикой, а также обращаются на Горячую линию, где нам предоставляют полные, конкретизированные и достойные консультации.

К нам часто обращаются представители других СПС с предложениями о подключении их услуг, но мы всегда отказываемся, поскольку для нашего учреждения наиболее важным и плодотворным является сотрудничество с компанией «АПИ», которая предоставляет нам удобный, объемный и идущий в ногу со временем сервис и имеет в своем штате высококвалифицированных специалистов, консультантов и экспертов Горячей линии. Спасибо компании «АПИ» за достоверную и актуальную информацию и хороший сервис. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!»

Р.А.Соловьев, начальник юридического отдела АО «ННПО имени М.В.Фрунзе»:

«Использование СПС КонсультантПлюс предоставляет работникам нашего общества возможность оперативного поиска необходимой правовой информации и работы с ней, постоянный доступ ко всем кодексам РФ, к правовым актам федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, к материалам судебной практики, а также к обзорам новых документов и к справочным материалам. Использование СС КонсультантАрбитраж (арбитражные суды всех округов) и СС КонсультантСудебнаяПрактика (суды общей юрисдикции всех округов) позволяет юристам нашего общества вырабатывать линию защиты по сложным судебным делам и, как следствие, способствует вынесению решений в пользу общества».

М.Ю.Левашова, зам.диретора по организационно-правовым, кадровым и общим вопросам ТФОМС Нижегородской области:

«КонсультантПлюс – это удобная категоризация, наличие каталогов, справочников, комментариев и книг, информационных писем ВАС, Минфина, Минэкономразвития, ФАС и других ведомств, наличие хорошо наполненного блока информации по государственным закупкам.

Это возможность расширенного поиска и сохранения документов на рабочем столе программы для последующего быстрого доступа. Сохраненные документы можно просматривать в автономном режиме (без доступа к Интернету).

СПС показывает, на какой стадии находится тот или иной законодательный акт: действует, не действует, вступит в силу с такого-то числа.

Можно работать на двух экранах в системе сравнения действующей и недействующей версий и таким образом быстро видеть, куда внесены поправки. Есть бланки, которые скачиваются в форматах Word и Excel».

Как стать пользователем СПС КонсультантПлюс

Система КонсультантПлюс в сегодняшних реалиях – жизненно необходимый инструмент в работе каждого специалиста, так или иначе имеющего дело с законодательством. При этом затраты на систему окупит одно принятое верное решение или неуплаченный штраф. А в структуре затрат предприятия эта статья занимает сотые и даже тысячные доли процентов.

Таким образом, покупая систему КонсультантПлюс, вы делаете выгодное финансовое вложение, которое поможет вам обезопасить себя и свою компанию от финансовых рисков, проблем с контролирующими органами и недобросовестными партнерами.

Наши контакты:

Компания «АПИ» – региональный информационный представитель Сети КонсультантПлюс в Нижнем Новгороде: г. Нижний Новгород, Нижне-Волжская наб., 9а; 8-800-707-11-11; https://api.nnov.ru; [email protected].  

Инструменты санкционного комплаенса для бизнеса

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Такие инструменты позволят компании минимизировать санкционные риски, а именно избежать блокировки денежных средств за попытку перевести их через подсанкционный банк, вторичных санкций за участие в сделках с подсанкционными лицами и последствий игнорирования российских «контрсанкций»

Как снизить риск штрафов и санкций

До 2022 г. санкции были проблемой лишь крупного международного бизнеса и финансовых организаций. Сейчас же с санкционными ограничениями столкнулись российские компании в большинстве отраслей экономики. А потому особенно актуальным стал санкционный комплаенс.

Комплаенс (от англ. to comply – «соблюдать, следовать») – это система правил компании, целью которых является снижение рисков нарушения законодательных норм и внутренних корпоративных ограничений. В зависимости от рисков выделяют разные виды комплаенса, например антимонопольный, антикоррупционный, санкционный комплаенс.

Санкционный комплаенс предусматривает наличие внутренних механизмов, направленных на снижение рисков взаимодействия с подсанкционными лицами и осуществления видов деятельности, на которые распространяются санкционные ограничения.

Соблюдать санкционные ограничения обязаны в первую очередь граждане той страны, которая эти ограничения ввела, и зарегистрированные там юридические лица. Но и для российских компаний, не затронутых санкциями напрямую, участие в сделках с подсанкционными лицами может влечь специфические риски.

Например, любое лицо, которое не находится под санкциями США, может подпасть под вторичные санкции, если оно прямо или косвенно участвовало в совершении мошеннических сделок с целью обхода санкций США или оказывало существенное содействие подсанкционному лицу, в том числе финансовое, материальное или техническое, а также предоставляло товары или услуги в поддержку его деятельности1. Вторичные санкции предусматривают распространение на нарушителя санкционного режима: блокировку принадлежащих ему активов в США и запрет на любое взаимодействие с ним как американским, так и неамериканским лицам.

В санкционном регулировании ЕС механизма вторичных санкций нет. Однако и европейские санкции могут привести к сложностям. Так, согласно разъяснениям Европейской комиссии, если денежные средства одно неподсанкционное лицо переводит другому через банк, который находится под санкциями ЕС, такие средства могут быть заблокированы2.

В этом году в российском регулировании появились «контрсанкции» – ограничения на расчеты и взаимодействие с иностранными контрагентами. При проведении санкционных проверок важно учитывать и эти ограничения, так как они могут повлиять на исполнение договоров.

Большинство комплаенс-систем предусматривают прохождение нескольких основных этапов.

Читайте также:  Организация охраны труда на малом предприятии в 2023 году

1. Деятельность компании анализируется на предмет рисков (аудит).

2. Разрабатываются меры выявления и снижения рисков, которые закрепляются в руководящем документе (подготовка комплаенс-политики).

3. В структуре компании выделяются сотрудник или подразделение, ответственные за соблюдение комплаенс-процедур.

4. Работников компании информируют о правилах работы с рисками.

В основе эффективных комплаенс-процедур лежит аудит процессов компании. С учетом того, как быстро меняется ландшафт регулирования в санкционном праве, важно определить основные зоны риска в деятельности компании. Именно такие рисковые области позволяет выявить санкционный аудит.

Порядок проведения санкционного аудита зависит от специфики деятельности компании. Для выявления рисков необходимо проанализировать:

  • основных поставщиков и клиентов: входят ли эти компании и их бенефициары в персональные санкционные списки и списки индустрий под секторальными санкциями;
  • основные действующие договоры: входят ли товары (услуги), являющиеся предметом договоров, в списки товаров, запрещенных или ограниченных в обороте; входят ли банки контрагентов и их бенефициаров в санкционные списки;
  • какие ограничения распространяются на компании и вышеуказанные товары (услуги); входят ли они в общие или специальные лицензии3 соответствующих юрисдикций;
  • какая ответственность предусмотрена за несоблюдение санкционных ограничений;
  • как изменить или расторгнуть договор, если санкции оказывают существенное влияние на договорные отношения.
  • Такой анализ предусматривает глубокую оценку деятельности компании применительно к широкому спектру санкционных ограничений. Поскольку внушительный список этих ограничений с каждым днем только увеличивается и информация о них находится в разных источниках – как правило, санкционный аудит проводят внешние консультанты с опытом работы в сфере санкционного права.

Результатами анализа санкционных рисков являются: 1) разовые системные изменения, которые направлены на устранение наиболее критичных рисков, т.е. изменения в составе контрагентов, договорной структуре или приоритетных видах деятельности компании; 2) введение регулярных комплаенс-процедур, направленных на снижение рисков в будущем.

К комплаенс-процедурам относятся:

  • подготовка «карты рисков» для основных видов деятельности компании с разбивкой рисков по тяжести последствий – она позволит уделять внимание наиболее рисковым процессам в дальнейшем;
  • разработка порядка проверки новых контрагентов (know your client): проверка по открытым источникам, использование специальных систем (например, X-Compliance от «Интерфакса»), анкетирование контрагентов;
  • введение периодических проверок контрагентов на присутствие в санкционных списках (due diligence);
  • внесение изменений в договоры, в том числе включение в наиболее важные из них санкционной оговорки и заверения об обстоятельствах, касающегося санкций.
  • Эти элементы комплаенса позволят лучше ориентироваться в новой санкционной реальности и минимизировать риски.

1 Исполнительный указ Президента США от 15 апреля 2021 г. № 14024 (URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/14024.pdf).

Что такое санкции и как минимизировать их влияние на российскую экономику

Обострение отношений с Западом, неизбежно вызванное стремлением России проводить независимый политический курс, всё сильнее раскручивает санкционную «спираль», инициатором которой являются США.

Вводимые санкции уже касаются целых секторов экономики, оказывают угнетающее воздействие на ряд отраслей отечественной промышленности и банковскую систему.

В своей статье член Воронежского отделения Партии Великое Отечество, кандидат экономических наук Вадим Юрьевич Чигирёв попытался разобраться, что такое санкции, какие виды санкций существуют, каков механизм их применения и что нужно предпринять для минимизации влияния санкций на российскую экономику. Предлагаем материал вашему вниманию.

  •  «Для начала осветим ряд терминов и определений.
  • Санкции – это ограничения, устанавливаемые международными организациями или отдельными государствами в отношении другого государства, части его территории, отдельных отраслей экономики или групп товаров, определенного списка конкретных физических или юридических лиц, направленные на достижение экономических и/или политических целей инициатора санкций.
  • Цель санкций – заставить правительство и хозяйствующие субъекты определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от ограничения нежелательной деятельности (например, разработки ядерной программы Ираном) и изменения законодательства вплоть до смены государственного строя.

Наиболее влиятельной международной организацией, имеющей право вводить глобальные экономические санкции, является Совет Безопасности ООН. Резолюции Совбеза ООН направлены на предотвращение нарушений мира и международных соглашений и имеют обязательную силу для всех государств-участников ООН. Применение экономических санкций международным сообществом предусмотрено Главой VII Устава ООН.

Вместе с тем, в последние годы, игнорируя ООН как высшую инстанцию мирового сообщества, инструмент санкций всё активнее используется отдельными странами  (прежде всего США) для достижения собственных политических и экономических целей.

Именно США, претендуя на роль мирового «жандарма», в структуре своих органов государственной власти предусмотрело специально созданную структуру – Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreing Assets Control) Министерства финансов США. Эта организация имеет право законодательной инициативы по введению новых санкций и изменению существующих, а также устанавливает требования к соблюдению экономических и торговых санкций США и вводит штрафы за их  нарушение.

Для участников международных операций это предполагает возникновение так называемого «комплаенс-риска» (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать).

  1. Комплаенс-риск – это риск применения штрафных мер в отношении участника или группы участников сделок, связанный с нарушением требований регулирующих органов (в данном случае регулирующего органа США – OFAC).
  2. В настоящее время OFAC имеет в своем арсенале два вида санкций: блокирующие и секторальные.
  3. Блокирующие санкции SDN  (Specially Designated Nationals) – применяются в отношении конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций, с которыми запрещается сотрудничество и совершение операций с каким-либо имуществом или правом на имущество.

Отличительной особенностью блокирующих санкций является то, что всё имущество и имущественные права лиц, попавших в список SDN, считаются заблокированными и не могут быть использованы. А с участниками такого списка запрещается совершение любых сделок, ни прямо, ни косвенно.

При этом, если в случае с санкциями Евросоюза комплаенс-риск заключается в вероятности возврата платежа по сделке, в которой присутствует участник санкционного списка, то санкции США предполагают «замораживание» средств на специальном счете Казначейства США на период действия санкций. На практике это означает, что банки ЕС вернут вам деньги, сорвав сделку, а банки, находящиеся в юрисдикции США (т.е. не только расположенные на территории США, но и иностранные банки, имеющие корреспондентские счета в США) перехватят платеж и разместят его на специальном депозите OFAC на неопределенный срок. Следовательно, санкции США изначально содержат более высокий комплаенс-риск для участников международных расчетов, чем санкции Евросоюза (санкции Евросоюза носят ограничительный характер, санкции США – карательный).

  • Применительно к России блокирующие санкции SDN введены по программе «Украина» и направлены в основном против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц.
  • К примеру, в настоящее время в список SDN включены: ОАО «НПК Уралвагонзавод», ГСКБ «Алмаз-Антей», Концерн «Калашников», КБ Приборостроения, «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и другие.

Отметим, что и любое лицо (или группа лиц), прямо или косвенно владеющее долей более 50% уставного капитала организации, попавшей под блокирующие или секторальные санкции, тоже считается субъектом этих санкций (так называемое «Правило 50%»).

Единственное, «Правило 50%» на данный момент неприменимо к надсекторальным – государственным – структурам, которые также владеют контрольными пакетами акций ряда российских компаний, попавших под санкции.

Это пока ещё исключение, по сути, является «ватер-линией» степени напряженности российско-американских отношений (в отличие, скажем, от Ирана и Северной Кореи).

С актуальным списком SDN можно ознакомиться здесь: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/sdn-list/pages/default.aspx

Секторальные санкции SSI (Sectoral Sanctions Identifications) – меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики.

Санкции этого типа впервые применены к России. Они направлены против конкретных секторов экономики.

При этом имущество и имущественные права участников списка SSI  не считаются заблокированными (в отличие от блокирующих санкций).

Секторальные санкции OFAC:

  1. Вводят ограничения на доступ к заемным средствам и привлечение финансовых ресурсов на западных рынках капитала. Расчет основан на том, что внутри России стоимость денег высокая (в результате проводимой независимым от государства Центральным Банком денежно-кредитной политики, основанной на «Вашингтонском консенсусе»), а дешевые деньги на Западе станут недоступными.
  2. Запрещают сотрудничество с российскими компаниями топливно-энергетического комплекса, связанного с геологоразведкой и добычей труднодоступной нефти. Под данное ограничение попадают любые проекты по разработке и добыче углеводородов, прежде всего, на Арктическом шельфе.
  3. Затрагивают ОПК России – российских производителей оборонной продукции, которые задействованы в поставках вооружений в Сирию или любую другую «определенную страну» (которую таковой объявит президент США).

К слову отметим, что, несмотря на то, что изначально санкции вводились в связи с ситуацией в Украине, содержание этих ограничений к самой Украине имеет весьма опосредованное отношение.

Скорее они являются проявлением геополитической и экономической борьбы за мировое влияние и контроль над мировыми запасами природных ресурсов.

А значит, есть основания предполагать, что «санкционная спираль» будет развиваться вне зависимости от перспектив урегулирования украинского вопроса.

В настоящее время в список SSI включены: Сбербанк, Внешэкономбанк, Госкорпорация «Ростех», Газпромнефть, Роснефть и др.

Участники списка секторальных санкций SSI публикуются здесь: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/sdn-list/pages/ssi_list.aspx

Итак, мы разобрались с тем, что такое санкции, каковы их виды и особенности, механизм их применения. Теперь попытаемся определить основные пути минимизации их негативного влияния на российскую экономику. Начнем по порядку.

  1. Отказ от доллара. Переход на расчеты в национальных валютах.

Это первый и основополагающий принцип, без которого сам вопрос минимизации последствий санкций становится бессмысленным.

Дело в том, что практическое применение тех или иных санкций возможно только в случае…если международные расчеты осуществляются в долларах США! OFAC может отслеживать только долларовые транзакции.

Подвергаются комплаенс-риску компании, проводящие международные расчеты в американской валюте.

В качестве примера из отечественной практики можно привести случай, когда в январе 2014 года «Банк Москвы» был оштрафован на 9,4 млн.долл. за транзакции с участием «Банк Мелли Иран», находящимся под санкциями США в лице OFAC. Инцидент неприятный, но по мировым меркам сумма оказалась незначительной.

К примеру, в том же 2014 году крупнейший французский банк BNP Paribas SA выплатил рекордный штраф в размере 8,97 млрд.долл. за многочисленные нарушения режима санкций в отношении Ирана, Кубы и Судана.

В обоих случаях уязвимость попавшим под штрафы банкам обеспечило проведение ими запрещенных транзакций в американской валюте.

Напомним, что OFAC устанавливает размеры штрафов. А это значит, что данная организация имеет практическую возможность оказывать прямое воздействие на финансовую устойчивость участников международных расчетов, которые проводят запрещенные OFAC операции.

Более того, нарушение режима санкций влечет потерю деловой репутации – «независимые» мировые СМИ находят значимый информационный повод в обнародовании применения дисциплинарных мер, что позволяет огромному количеству контрагентов в мире узнавать о незаконной практике того или иного хозяйствующего субъекта.

В свою очередь, это влечет за собой снижение доходов и замедление развития попавшей под штрафы компании.

Таким образом, из вышесказанного вытекает весьма любопытный вывод: повсеместное использование доллара в качестве средства международных расчётов обеспечивает США не только политическое и экономическое доминирование, но и способствует распространению американской юрисдикции на другие страны.

Действительно, когда вся мировая торговля ведется в долларах США, под американскую юрисдикцию (посредством OFAC) автоматически попадает весь мир. Очевидно, что без отказа от доллара и перехода на национальные валюты приоритет национального права над международным не обеспечит ожидаемого эффекта.

  1. Развитие национальной платежной системы.

Ни для кого не секрет, что после терактов 11 сентября 2001 года ЦРУ и Министерство финансов США получили доступ к финансовой информации SWIFT с целью отслеживания возможных финансовых транзакций террористов (притом, что «родиной» SWIFT является Бельгия).

Путем расшифровки SWIFT-трафика они  получают информацию о долларовых межбанковских операциях в масштабах мировой финансовой системы.

Минимизировать возможности финансового шпионажа со стороны Соединенных Штатов могло бы создание и функционирование некой альтернативной платформы – национальной системы платежей, к которой бы компетентные органы «цитадели демократии и свободы» не имели бы доступа.

В сентябре 2014 года предложение создать российский аналог SWIFT было выдвинуто РСПП и банковской ассоциацией «Россия», когда депутаты Европарламента предложили отключить РФ от системы в рамках очередного санкционного пакета.

И уже через три месяца ЦБ РФ запустил аналог западной системы SWIFT в тестовом режиме. По мнению экспертов, новый сервис позволит коммерческим банкам обмениваться платежными поручениями, не выводя информацию за пределы страны.

Тем самым, Банк России возложил на себя функцию передачи межбанковских сообщений, включая валютные.

Между тем, SWIFT представляет собой лишь канал связи, но не средство денежных переводов. Полноценная защита от санкций невозможна без национальной системы платежных карт (НСПК). Наглядным примером была ситуация с заблокированием без предварительного уведомления пластиковых карт банка «Россия», «Собинбанка», «Инвесткапиталбанка» и «СМП Банка» со стороны платежных систем Visa и Mastercard.

Дело в том, что транзакции Visa и MasterCard проходят через США, а в случае введения санкций против какого-либо банка у него арестовываются корреспондентские счета, открытые в западных банках. Это означает, что платежные системы просто не могут провести операции клиентов таких банков, иначе им придется оплачивать эти услуги за счет собственных средств.

Решением проблемы должно стать функционирование российской платежной системы «Мир», оператором которой выступает подконтрольная ЦБ РФ структура – АО «НСПК». Запуск и дальнейшее развитие национальных платежных инструментов планируется к концу 2015 года.  К этому же времени должно завершиться перенесение процессинга Visa и Mastercard в Россию.

Можно предположить, что дальнейшим методологическим развитием российского аналога SWIFT и НСПК могла бы стать их интеграция в системы стран СНГ и БРИКС. Важно, чтобы при этом обслуживающие банки не имели прямых корреспондентских отношений с банками США (либо образованными в соответствии с законодательством США), а также их дочерними банками и филиалами.

  1. Расширение внутреннего кредита. Изменение финансово-экономической политики.

В сентябре 2015 года советник Президента РФ по экономике и академик РАН С.Ю. Глазьев на заседании Совбеза РФ достаточно четко и аргументировано изложил точку зрения, согласно которой важным условием нейтрализации западных санкций является переход с внешних на внутренние источники кредита.

В условиях, когда для российских компаний и банков внешние рынки капитала с их дешевыми кредитами фактически закрыты, архиважной задачей является изменение денежно-кредитной политики, ее ориентация на создание внутренних источников инвестиций и экономического роста. С.Ю.

Глазьев справедливо отмечает, что «политика Банка России по завышению процентных ставок и ограничению объема кредита на фоне замораживания внешних источников кредита влечет сжатие денежного предложения, падение производства и инвестиций, а также цепочки банкротств предприятий с негативными социальными последствиями».

Академик предлагает в качестве первоочередных мер в условиях санкций радикальное снижение ключевой ставки, вывод резервных фондов из иностранной валюты, полный запрет на кредиты в валюте, валютное регулирование и ограничения на трансграничное движение капитала.

Особым пунктом программы выхода из экономического «паралича» «по Глазьеву» является введение многоканальной системы кредитования, когда коммерческие банки фондируются под конкретные цели государства (деньги распределяются по госпрограммам).

Уровень ставки рефинансирования при этом устанавливается дифференцированно, с учетом отраслевой специфики и нормы рентабельности в каждой конкретной отрасли.

Между тем, рекомендации советника Президента РФ по экономике остались неуслышанными – 30 октября на заседании Совета Директоров Банка России второй раз подряд было принято решение оставить ключевую ставку без изменений на уровне 11%. Вместо экстренного вывода резервных фондов из иностранных активов правительство Д.

Медведева недавно осуществило вложения в ценные бумаги США на сумму 8 млрд.долл.

Есть все основания утверждать, что без изменения статуса ЦБ РФ путем законодательного ограничения его независимости от государства, а также смены либерального кабинета министров радикального пересмотра проводимой политики и ухода от «Вашингтонского консенсуса» ожидать не стоит.

А это значит, что все заявления представителей экономического блока Правительства РФ о достижении «дна» кризиса» и переходе в стадию восстановления в условиях санкций  в лучшем случае отражают лишь краткосрочные ожидания.

В долгосрочной же перспективе только успешная реализация трех вышеперечисленных (но не исчерпывающих) пунктов помогут выйти нашей экономике на этап устойчивого роста, а российским компаниям и банкам — нейтрализовать комплаенс-риски, оказавшись за периметром зоны применения санкций».

  1. Чигирёв Вадим Юрьевич,
  2. кандидат экономических наук,
  3. член Воронежского регионального отделения
  4. Партии Великое Отечество

Как избежать налоговых рисков

Риск в широком смысле – это вероятность неудачи. Налоговый риск – это вероятность налоговых санкций. Основная мера наказания, согласно НК РФ – это штрафы и пени, но в некоторых случаях инспекторы ФНС вправе выезжать с проверкой, замораживать счета и взыскивать с них недоимку, арестовывать имущество.

Основные причины, создающие налоговые риски:

  • часто меняющееся законодательство;
  • неисполнение или неполное/несвоевременное исполнение налоговых обязанностей;
  • неправомерное возмещение НДС;
  • работа с недобросовестными партнерами;
  • взаимозависимые сделки;
  • попадание в план выездных проверок;
  • минимизация налогов.

Иногда одна причина вытекает из другой либо они происходят одновременно. Например, работа с недобросовестным поставщиком ведет к неправомерному возмещению НДС и минимизации налогов, а это может повлечь инициацию выездной проверки.

Налоговый кодекс РФ постоянно подвергается корректировкам, за которыми необходимо бдительно следить. Меняются сроки подачи отчетности, уплаты платежей, правила заполнения, добавляются новые обязанности, новые формы отчетности. В крупных компаниях, как правило, есть сотрудники, которые отслеживают нововведения и берут их на заметку.

Если же у вас небольшой бизнес с маленьким штатом либо вы начинающий предприниматель, то подберите подходящий вариант:

  • самостоятельно заниматься изучением налогового законодательства и обязанностей перед ФНС России – для этого пользуйтесь возможностями сайта Налоговой службы, портала «Госуслуги», посещайте налоговую с целью консультации;
  • нанять стороннего специалиста, который раз в квартал/месяц будет заполнять и сдавать налоговые формы и приводить в порядок отчетность.

Пример налогового риска, связанного с изменениями в законодательстве: с 2021 года возвращается налог с купонного дохода по всем видам облигаций.

Ваша компания является держателем ОФЗ, вы не знаете о нововведении, закончился 2021 год, а вы не заплатили по купонному доходу причитающуюся сумму – 50 тысяч рублей.

Последствие – штраф за просрочку в размере 20 % от суммы налога и пеня за каждый пропущенный день. В итоге придется заплатить и сам налог 50 тысяч, и штраф – 10 тысяч, а также пеню за все дни.

НДС – один из бюджетообразующих налогов. Правительство не уменьшило его взимание даже в рамках поддержки экономики в условиях кризиса 2020 года.

Этот налог является косвенным и ложится на конечного потребителя, поскольку сами компании пользуются системой возмещения и выступают по сути номинальными плательщиками.

Но если ваш поставщик окажется недобросовестным, то ИФНС откажет в возмещении – вы потерпите крупные убытки, а может, и станете объектом выездной проверки.

Участник экономических отношений обязан проверять контрагентов. На сайте ФНС даже есть онлайн-сервис с таким названием. Проверка может быть простой – заказ выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и анализ информации из реестра и других открытых источников (сайт судебных приставов на предмет задолженностей и исполнительных листов, другие партнеры контрагента и пр.). 

Также можно серьезно подойти к вопросу поставщиков и организовать в компании специальное подразделение – отдел безопасности, юридическую службу, специалистов по дебиторской задолженности. При принятии решения взвешивайте экономическую целесообразность подобных мер для вашего дела.

Проверка контрагентов закреплена как обязанность бизнесменов в законодательстве. В ст. 54.1 НК РФ предусматривалось понятие «должная осмотрительность». В последней редакции его нет, однако сложившаяся судебная практика поддерживает необходимость должной осмотрительности при заключении сделок. 

Минфин России придерживается позиции, что каждый налогоплательщик перед заключением договора обязан удостовериться в правоспособности поставщика (любого контрагента) и правомочности его доверенных лиц.

Так, ведомство считает, что нужно запросить у поставщика свидетельство ОГРН, а также установить реальное местоположение офиса, складов и других помещений и проверять, не являются ли адреса контрагентами местами массовой регистрации.

В чем налоговый риск неблагополучных контрагентов? Например, вы оплатили заказ, ждете его, а поставщик не отгрузил продукцию и исчез.

Во-первых, возникнут трудности с включением расходов в финансовый результат по налогу на прибыль. Во-вторых, ИФНС может отказать в возмещении НДС.

В-третьих, налоговые органы могут заинтересоваться вами на предмет взаимозависимой сделки и уклонения от уплаты налогов со всеми вытекающими последствиями. 

Что нужно учесть при заключении договора с контрагентом:

  • фактический и документальный партнеры совпадают; если сделка заключена с компанией А, а реальную поставку осуществила компания Б, то налоговые инспекторы начнут задавать вопросы; если же в договоре указано, что поставщик – компания А, и у нее заключена отдельная сделка с субподрядчиком компанией Б, то проблем нет;
  • целесообразность и экономическую выгоду сделки; так, если вы заключили договор о поставке с фирмой из одного края страны, а сами находитесь на другом, ИФНС это покажется подозрительной; помните, что в НК РФ есть целая глава, посвященная контролируемым сделкам – о необходимости соответствия цен по договорам средним рыночным показателям, так что завышение или занижение сумм также чревато дополнительным вниманием фискальной службы;
  • контрагент обладает ресурсами для исполнения обязательств по сделке; так, если у вас есть поставщик, но у него нет склада, основных средств, персонала, то высока вероятность отказа в возмещении НДС или учете по налогу на прибыль;
  • целью сделки является экономическая деятельность, а не уклонение от уплаты налогов, сборов и взносов.

Учитывайте, что подозрения инспекции по одной сделке может повлечь проверку и других, а при выявлении правонарушений это грозит доначислениями, крупными штрафами и пеней. 

НК РФ вменяет огромное количество действий, которые налогоплательщики должны выполнять в целях налогообложения. Обязанности зависят от категории плательщика – физлицо, юрлицо, либо обычный и крупнейший налогоплательщик, есть обязанности банков и налоговых агентов.

За неисполнение, а также за частичное, ненадлежащее исполнение вмененных обязанностей наступает последствие – налоговая ответственность. Для разных видов правонарушений установлены различные санкции. Основная – это штраф. За просрочку, помимо основной санкции, начисляется пеня.

Санкции являются налоговыми рисками, поскольку увеличивают расходы бизнеса. 

Пример: несмотря на меры поддержки экономики, вы не смогли своевременно заплатить НДС, поскольку по этому налогу государство не предоставило послабление для предпринимателей. Размер образовавшейся задолженности – 100 тысяч рублей. Оплату вы произвели только через 200 дней после указанной даты для транзакции. 

Согласно ст. 122 НК РФ вам начислили штраф – 20 % от недоимки, т. е. 20 тысяч рублей. Также по ст. 75 за 200 дней просрочки нужно уплатить пеню – 1/300 ключевой ставки Центробанка России, действовавшей на период просрочки. Будем считать ставкой условно 4,5 %. Пеня составит: 100 000 * 1/300 * 4,5 % * 200 = 3000. 

В итоге нужно заплатить 123 тысячи рублей – неустойку и сам НДС. Учитывайте, что параллельно вы платите налог на прибыль, страховые взносы, имущественные платежи. Лишние 23 тысячи в этой череде могут оказаться существенным ударом по бюджету.

Если вы еще и не сдавали декларацию вовремя, то по ст. 119 НК РФ вас будут штрафовать за каждый месяц несдачи, общий штраф составит от одной до тридцати тысяч рублей. 

Что делать – пользоваться возможностями налогового законодательства:

  • налоговые льготы, предоставленные в кризис, – отсрочка многих платежей и уменьшение ставок, например, для организаций, сохранивших в кризис более 90 % персонала, страховые взносы уменьшаются с 30 % до 15 %;
  • если на ваш случай льгота не распространяется, например, у вас трудности с уплатой НДС, подайте в ИФНС заявление о предоставлении налогового кредита – отсрочки или рассрочки платежа, и представьте доказательства трудного материального положения.

Чтобы избежать подобных сценариев и проблем с налоговой в будущем, определите, каковы средние расходы вашего бизнеса в месяц, – на аренду, на налоги и взносы, на зарплату и пр.

, и начинайте формировать финансовую подушку безопасности, т. е. резерв, равный 3–6 месяцам ваших расходов.

Имея такую подушку, вы сможете легче перенести сложные периоды в бизнесе без дополнительных штрафов за просрочки.

Если вы не воспользовались возможностями государственной помощи и ваша задолженность больше трех тысяч рублей, ИФНС направит вам требования об уплате налогов, а при игнорировании его, начнет применять меры принудительного взыскания – заморозка всех счетов, арест имущества. Параллельно налоговая обратится в суд для инициации принудительного взыскания долга из счетов и имущества бизнеса. Дело может закончиться банкротством. 

Ужас каждого бизнесмена – приезд налоговых инспекторов с проверкой. ВНП делятся на плановые и внеплановые. В план попадают фирмы, соответствующие 12 критериям. Мы не будем рассматривать их здесь.

Если коротко, то это критерии, вызывающие подозрения в уклонении от уплаты налогов – постоянные убытки по отчетности, слишком низкие суммы выручки по сравнению со средними показателями в отрасли и т. д.

Но отсутствие в плане ВНП не повод расслабляться. Выездная проверка может состояться в случае подачи уточненной декларации, в которой сумма налога меньше, чем в первичной отчетности, либо в ходе проверки вашего контрагента и других оговоренных в НК РФ случаях.

Что делать: проводить регулярный аудит бухгалтерской и налоговой отчетности на случай внезапной проверки, а также пользоваться законными способами оптимизации налогов, не применять сомнительных схем снижения фискальной нагрузки и иметь штатного или внештатного опытного юриста по судебным спорам с ИФНС для защиты своих интересов.