Отчетность

Отчетность и учет транспортной организации

Для поставщиков, отправляющих товары покупателям курьерскими службами с оплатой при получении, в программе Бухгалтерия 8.3 есть механизм (с релиза 3.0.81), который упрощает отражение операций при торговле с оплатой наложенным платежом.

О том, как он работает, расскажем в статье.

Покупатель через интернет-магазин заказал товар с доставкой. Доставляет товар и принимает оплату от покупателя транспортная компания. Покупатель оплачивает товар при получении.

01 марта выставлен счет на оплату покупателю за товар:

  • Ноутбук Lenovo — 1 шт. по цене 30 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

02 марта товар отправлен покупателю через транспортную компанию. В этот же день товар доставлен и получена оплата.

04 марта на расчетный счет поступила оплата от транспортной компании, принятая ей за товар от покупателя, за вычетом комиссии, в сумме 29 700 руб.

В тот же день поступил акт выполненных работ от транспортной компании за доставку и прием платежа на сумму 300 руб. (в т. ч. НДС 20%).

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Выставление счета покупателю
01 марта Выставление счета покупателю Счет покупателю
Реализация товаров
02 марта 90.02.1 41.01 16 666,67 16 666,67 16 666,67 Списание себестоимости товаров Реализация (акт, накладная, УПД) —
Товары (накладная, УПД)
76.05 62.01 30 000 Перенос задолженности покупателя на транспортную компанию
62.01 90.01.1 30 000 30 000 25 000 Выручка от реализации товаров
90.03 68.02 5 000 Начисление НДС с выручки
Поступление оплаты покупателя от транспортной компании
04 марта 51 76.05 29 700 29 700 Поступление оплаты от покупателя Поступление на расчетный счет —
Оплата от покупателя
Отражение в учете услуг транспортной компании
04 марта 76.05 76.05 300 300 300 Зачет аванса Поступление (акт, накладная, УПД) —
Услуги (акт, УПД)
44.01 76.05 250 250 250 Учет затрат на услуги
19.04 76.05 50 50 Принятие к учету НДС
Корректировка расчетов в НУ
04 марта 76.05 62.01 30 000 30 000 Корректировка расчетов в НУ Операция, введенная вручную —
Операция

Настройка программы

  • Для включения данного функционала установите флажок Доставка транспортной компанией в разделе Главное — Функциональность — Торговля.
  • Отчетность и учет транспортной организации
  • В результате этой настройки появится возможность указать способ доставки в документах:
  • Счет покупателю;
  • Реализация (акты, накладные).

Выставление счета покупателю

  1. Создайте документ Счет покупателю (Продажи — Счет покупателю).
  2. Отчетность и учет транспортной организации
  3. Счет заполните в обычном порядке.
  4. В поле Способ доставки появится выбор способов:
  5. Отчетность и учет транспортной организации
  6. В программе есть 2 предопределенных способа:
  • Самовывоз;
  • Собственная служба доставки.
  • По кнопке Создать создайте способы доставки, которые используются вашей компанией.
  • Отчетность и учет транспортной организации
  • Заполните форму:
  • Наименование — заполнится автоматически по данным из поля Перевозчик;
  • Организация — организация, использующая данный способ (если учет ведется по нескольким организациям в базе);
  • Услуга доставки — заполните из справочника Номенклатура, если оказываете покупателю услуги по доставке;
  • Флажок Есть отслеживание по трек-номеру — укажите, если в документе Реализация (акт, накладная) нужно указать трек-номер отправления;
  • Флажок Доставка с оплатой при получении — установите, если покупатель оплачивает доставку товара при получении транспортной компании. При установленном флажке появятся поля:
    • Договор — создайте договор с транспортной компанией; PDF
    • Счет расчетов — 76.05 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками», установится автоматически.
  1. При выборе в поле Способ доставки способа, отличного от Самовывоз, появляется поле Адрес доставки.
  2. Отчетность и учет транспортной организации
  3. В поле выберите один из адресов, указанных в карточке контрагента, по которому осуществляется доставка.

Если Счета покупателям не выставляются, те же данные аналогично можно заполнить непосредственно в документе Реализация (акт, накладная, УПД).

Реализация товаров

Создайте документ Реализация (акт, накладная, УПД) вид операции Товары (накладная, УПД) либо Товары, услуги, комиссия на основании документа Счет покупателю или в разделе Продажи — Реализация (акты, накладные, УПД).

Отчетность и учет транспортной организации

Если документ создан на основании Счета покупателю, то он заполнится данными из Счета автоматически. Если нет — заполните данные аналогично шагу Выставление счета покупателю.

Поле Трек-номер заполните при наличии информации (на данный момент используется для внутренней аналитики, в печатные формы не выводится).

Проводки по документу

Отчетность и учет транспортной организации

Документ формирует проводки:

  • Дт 90.02.1 Кт 41.01 — списание себестоимости товаров;
  • Дт 76.05 Кт 62.01 — перенос задолженности покупателя на транспортную компанию (только в БУ);
  • Дт 62.01 Кт 90.01.1 — выручка от реализации товаров;
  • Дт 90.03 Кт 68.02 — начисление НДС.

Поступление оплаты покупателя от транспортной компании

Курьер при приеме оплаты должен выдавать чек с реквизитами продавца. Для этого:

Учет и контроль транспортных расходов организации

  • Виды транспортных расходов
  • Учет транспортных расходов
  • Контроль транспортных расходов
  • Расскажем, как отражать расходы в зависимости от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также исходя из условий доставки товара, как оформлять необходимые документы.

Учет транспортных расходов

Транспортные расходы — составная часть общей величины затрат организаций. В их состав входят расходы, связанные с транспортировкой груза или сотрудников. В российском законодательстве нет индивидуальных правил учета этих расходов, поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает свой вариант учета транспортных расходов.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

  1. Общие требования к составу затрат, признаваемых расходами в бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]. Для их учета используют счета:
  2. 20 «Основное производство»;
  3. 26 «Общехозяйственные расходы»;
  4. 44 «Расходы на продажу».

  5. В течение месяца транспортные расходы могут быть отражены полностью или частично на счетах:
  6. 23 «Вспомогательное производство»;
  7. 25 «Общепроизводственные расходы»
  8. с последующим списанием на счет 20 «Основное производство».

  9. К сведению
  10. Организация вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

  11. Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

При доставке материалов или товаров необходимо учитывать п.

11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»[2], предписывающий учитывать транспортные расходы в себестоимости полученных ТМЦ. Этот порядок применяют, если по документам можно установить сумму транспортных расходов, понесенных на доставку конкретных ТМЦ.

Транспортные расходы могут отражаться в стоимости товара либо в текущих расходах организации. Рассмотрим примеры отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете.

Отражение транспортных расходов в стоимости товара

Торговая организация приобрела у поставщика товары на условиях самовывоза. Собственного автотранспорта у организации нет, и она заключила договор с транспортной организацией на доставку этого товара со склада поставщика на свой склад.

  • Так как в этом случае транспортные расходы связаны с доставкой товара, то они учитываются в стоимости доставленного товара.
  • Отражение в бухгалтерском учете:
  • 1. Товар получен и доставлен на склад торговой организации (НДС не облагается):
  • Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 500 000 руб.
  • 2. Услуги транспортной организации за доставку товара (без учета НДС) отражены в стоимости доставленного товара:
  • Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 10 000 руб.
  • 3. Отражена сумма НДС от стоимости услуг транспортной организации:
  • Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб.
  • 4. Товар передан в магазин на продажу по фактической себестоимости:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Склад магазин» Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» — 510 000 руб. (500 000 + 10 000).

Отражение транспортных расходов в текущих расходах организации

Производственное предприятие купило пиломатериалы на 200 000 руб. и вывезло их со склада поставщика собственным автотранспортом.

Автотранспорт предприятия регулярно совершает рейсы по доставке приобретенных материалов от поставщиков и изготовленной продукции — покупателям.

Исходя из учетной политики транспортные расходы учитываются по фактическим расходам — 35 000 руб. — по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Отражение в учете:

1. Получен материал от поставщика:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб. (НДС не облагается).

2. Отражены транспортные расходы:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Транспортные расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»; счета 10 «Материалы» субсчет «ГСМ» — 35 000 руб.

Налоговый учет транспортных расходов

Для налогового учета транспортных расходов необходимо определить в учетной политике, будут они отражаться в составе прямых или косвенных расходов.

Читайте также:  Работа с документами ПФР через сервис Экстерна

К сведению

Организация вправе учесть транспортные расходы в текущих налоговых расходах, если выполняются требования ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — расходы экономически оправданы, обоснованы и документально подтверждены первичными документами.

Торговые организации отражают транспортные расходы согласно ст. 320 НК РФ: налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Эта стоимость учитывается при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так, расходы, связанные с приобретением товаров, могут:

• включаться в стоимость покупных товаров

• или учитываться как издержки обращения и в стоимость покупных товаров не включаться.

Налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных способов учета расходов на доставку покупных товаров до склада. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Если транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара по договору либо доставку осуществляет сторонняя организация, то для целей налогового учета транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, всегда включаются в расходы на продажу (ст. 320 НК РФ).

Если транспортные расходы выделены в договоре отдельной строкой, их нужно учитывать отдельно от цены товара.

При учете транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, их налоговый расход определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (см. таблицу).

Отчетность и учет транспортной организации

  1. При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а именно на остатки товаров, право собственности на которые еще не перешло к покупателю.
  2. Расчет остатка транспортных расходов на конец отчетного периода
  3. В налоговом учете компании числятся:
  4. 800 000 руб. — общая стоимость проданных товаров в октябре;
  5. 150 000 руб. — стоимость нереализованных товаров на конец октября;
  6. 100 000 руб. — сумма транспортных расходов за октябрь;

30 000 руб. (сальдо счета 44) — сумма прямых транспортных затрат, приходящихся на остаток товаров на начало октября.

Расчет налоговых расходов:

• сумма прямых транспортных расходов,  подлежащих списанию в октябре:

100 000 руб. + 30 000 руб. = 130 000 руб.;

• сумма товаров, реализованных в октябре, плюс сумма не реализованных на конец этого же месяца товаров:

800 000 руб. + 150 000 руб. = 950 000 руб.

Определим средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров:

130 000 руб. / 950 000 руб. × 100 % = 13,68 %.

Чтобы определить сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, умножим средний процент на стоимость остатка товаров на конец октября:

150 000 руб. × 13,68 % = 20 520 руб. Эту сумму не учитываем в налоговых расходах за октябрь.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые будут учитываться в составе прямых налоговых расходов за октябрь:

130 000 руб. – 20 520 руб. = 109 480 руб.

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс РФ не требует.

Условия отражения в учете транспортных расходов

Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.

В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.

В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.

Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.

Виды транспортных расходов

  • Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:
  • • транспортные услуги сторонних организаций;
  • • расходы по содержанию собственного автотранспорта;
  • • использование личного автотранспорта сотрудников;
  • • аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.
  • Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.
  • Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:
  • • расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);
  • • расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);
  • • расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).
  • Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.

Услуги сторонней транспортной организации

Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:

1. Договор или счет на перевозку грузов.

2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.

4 особенности бухучета в транспортной компании в 2020-2021 – Пресс-центр компании «Бухгалтер.рф»

Любой отраслевой учет специфичен. Деятельность по осуществлению перевозок, грузовых и пассажирских, накладывает на бухгалтерию определенный отпечаток.

Особенности бухучета у перевозчика обусловлены наличием транспортных средств, которые стоят или не стоят на балансе, могут находиться в собственности, в аренде, в пользовании по договору лизинга. Также имеют значение затраты, связанные с регистрацией автомобилей, страхованием, подготовкой водителей, медобслуживанием и профосмотрами.

Добавьте к этому затраты на специальные материалы, от ГСМ до запчастей. И о транспортном налоге забывать не стоит. Он начисляется по нормам, закрепленным в 28 главе НК РФ, но имеет региональные особенности. Отметим также актуальную для перевозчиков необходимость смены режима налогообложения.

Это касается только пользователей ЕНВД, который прекращает свое действие в 2021 году. Это влечет за собой коррекцию бухгалтерского, налогового учета.

Что касается непосредственных особенностей бухучета у перевозчика, давайте рассмотрим ТОП-5. 

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.

Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.

Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.

 

Оказание услуг

Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете. Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:

— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.

— НДС – Дт90 Кт68. — Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10. — Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10. Все затраты должны быть учтены в финансовом результате. Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:

— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.

— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.

Такие разные затраты

Учет затрат у перевозчика осуществляется в соответствии с ПБУ и требованиями НК РФ. Но есть вещи, на которые бухгалтеру компании следует обратить особое внимание: Учет транспортных средств. Он будет отличаться в зависимости от того, находятся ли машины в собственности, они взяты в лизинг с отражением на балансе лизингодателя или самой транспортной компании.

Читайте также:  Организация охраны труда на малом предприятии в 2023 году

Если учет машин ведется некорректно, затраты по его содержанию могут быть необоснованными. Стоит ли говорить о том, что такие ошибки могут дорого обойтись. Налоговая не преминет сделать доначисления и оштрафовать за занижение налоговой базы. Регистрация транспорта, для которого эта процедура является обязательной. И начисление, уплата транспортного налога.

За 2020 год платеж налоговики рассчитают самостоятельно. Если вы не согласны с расчетом, начисление можно оспорить. Чтобы избежать юридических ошибок и сэкономить время, обратитесь для решения проблемы к специалистам! Нормы списания ГСМ. Горючка, необходимая для работы транспорта, относится в затраты. Но при этом важно соблюдать установленные нормы.

Они могут определяться законодательно (актуально для отдельных отраслей) или локально, то есть самими перевозчиками. В том и другом случае без грамотной организации учета расхода ГСМ по каждой единице техники не обойтись. А бухгалтеру следует учитывать специфику отнесения излишнего расхода в затраты без уменьшения базы по прибыли.

Есть в транспортном секторе и другие расходы, которые включаются в состав затрат и влияют на налогообложение прибыли. Страхование техники и периодический техосмотр мы уже упоминали. Остановимся на расходах, связанных с профильным персоналом. В учете бухгалтерия транспортной компании должна отражать затраты на первичные, предрейсовые медосмотры водителей.

Также в расходную статью следует включить оплату обязательных перерывов в работе, предусмотренных ТК РФ для таких сотрудников. На этом затратная специфика не заканчивается. Есть еще оплата услуг сторонних исполнителей, которые организовывают и проводят погрузку, разгрузку, взвешивание грузов, очистку транспорта и т.п.

Также в расходную статью включается платный въезд на определенные территории, плата за использование подъездного пути и другое.

Отраслевая специфика требует от бухгалтера соответствующих компетенций. Без опытного специалиста грамотно организовать и корректно вести учет у перевозчика невозможно. 

Транспортная экспедиция и посредничество

Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета. Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента.

Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает. Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:

  • Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
  • Дт002 – принятие груза на ответхранение.
  • Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
  • Кт002 – передача груза клиенту.
  • Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
  • Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
  • Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.

Посреднический договор об экспедиции позволяет поставщику услуг привлекать к перевозке третьих лиц. Если используются ресурсы другой фирмы, в первичном документе (счете-фактуре) в обязательном порядке указываются реквизиты фактического исполнителя (перевозчика). Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет и другие особенности.

Они касаются налогообложения отдельных видов деятельности, совмещения режимов, осуществления кассовых операций, расчета налогов. Особого внимания также требует инвентаризация.

Профессиональный подход к организации, ведению бухгалтерского учета позволяет перевозчику и поставщику экспедиционных услуг минимизировать налоговые риски, получить и сохранить впоследствии репутацию добросовестного налогоплательщика. Количество показов: 20408

Теги данной публикации: бухучеттранспортучет по отраслям

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе.

При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы.

Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду.

Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п.

 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой.

А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.

06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г.

пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.

1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты
  • Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
  • Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.
  • Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ. 
Читайте также:  Сдача отчетов о вакансиях через портал «Работа России»

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс.

В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования.

Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г.

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР.

 Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.

1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов.

В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии.

До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ.

Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст.

3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.

Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). 

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Учет транспортных перевозок в бухгалтерии и бизнесе: как упростить и сделать прозрачным

Транспортные перевозки на предприятии должны выполняться своевременно и максимально эффективно. Однако, зачастую водители нарушают предписанные маршруты. Из-за чего автотранспорт задерживается в пути, опаздывает, расходы на топливо растут, машина быстрее изнашивается. Для руководителей — это низкая продуктивность автопарка, а для бухгалтеров — непредвиденные расходы. Учет и контроль перевозок необходим, чтобы этого не допустить. В этой статье разберем, как организовать учет транспортных перевозок с точки зрения бизнес-процессов и со стороны бухучета.

Важно правильно вести бухучет с первых этапов, когда предприятие только приобрело автотранспорт и приняло водителя на работу. Это значительно облегчает последующие процессы учета автотранспорта на предприятии.

Особенности бухучета транспортных перевозок 

Что входит в бухгалтерский учет:

  • автотранспорт в собственности предприятия,
  • расходы на командировки водителей.

На бухгалтерский учет ставится только транспорт, находящийся в собственности предприятия. Если автомобиль взят в лизинг или аренду, он находится на счетах лизингодателя или арендодателя. 

Если водитель ездит на дальние расстояния, бухгалтерия оформляет командировку и выдает денежные средства на все расходы. Водитель должен отчитаться перед бухгалтерией. Он предоставляет все необходимые документы и чеки по окончанию поездки.

Учет автомобильных перевозок: что важно для бухгалтера

Бухгалтерам необходимо правильно вести учет и не выходить за рамки бюджета. Для этого нужно вести учет по следующим критериям.  

Количество автомобилей и работников автопарка. Важно, чтобы рассчитать, действительно ли количество водителей хватает на количество машин. Смогут ли они выполнить все заявки или нужно расширять автопарк.

Заработная плата водителю и обслуживающему персоналу. Этот показатель поможет узнать, сколько финансов уходит на содержание автопарка. Возможно, выгоднее найти другие способы перевозки или есть смысл оптимизировать автопарк и сократить рабочие места.

Расходы на командировку. Важно понимать, действительно ли водитель ехал по определенному маршруту, сколько раз он заправился и остановился в пути. Если он сливает бензин или меняет маршрут, расходы предприятия увеличиваются. 

Учет автопарка чаще всего не автоматизирован. Путевые листы и отчетность заполняются от руки, данные в бухгалтерию поступают на бумажных носителях. Это неудобно. К тому же из-за человеческого фактора допускаются ошибки и теряются важные бумаги. Это существенно осложняет работу бухгалтерии и автопарка.

Организация учета перевозок с точки зрения бизнес-процессов 

Для руководителей самое важное в перевозках — это скорость выполнения заявок и безопасность поездок. Для этого необходимо, чтобы работа водителей была прозрачной. 

Руководитель должен знать:

  • соблюдает ли водитель маршрут поездки,
  • сколько раз водитель останавливался и заправлял транспорт,
  • где он находится сейчас,
  • с какой скоростью едет. 

Отследить перечисленные пункты непросто. Не все сотрудники добросовестны и ответственны: некоторые могут предоставить недостоверную информацию или вовсе не выходить на связь, ездить неаккуратно и сливать бензин.

Поэтому контроль водителей следует автоматизировать. Это позволит узнать местоположение, статус и загруженность водителя на данный момент. 

Учет перевозок: программа «ТМ: Корпоративные поездки»

«ТМ: Корпоративные поездки» — программный комплекс, который позволяет автоматизировать учет и контроль перевозок на предприятии. Система помогает руководителям контролировать передвижение автотранспорта, отслеживать показатели, а бухгалтерам — вести учет. Это возможно благодаря следующим функциям программного комплекса. 

Предлагает оптимальный маршрут. Система анализирует и предлагает водителю маршрут, по которому он сможет максимально быстро и эффективно добраться из точки А в точку Б. Поэтому перевозки осуществляются быстрее. К тому же система рассчитывает время прибытия автомобиля в конечную точку. Диспетчер сможет тут же назначить следующий заказ.

  Система выстраивает оптимальный маршрут Отслеживает передвижения водителя. Руководитель может отследить, соблюдает ли водитель рекомендованный маршрут или отклоняется от него. Благодаря интеграции с датчиками ГЛОНАСС/GPS система показывает реальное местоположение автотранспорта и скорость движения. Работа с водителями в Кабинете оператора

Автоматизирует заполнение важных бумаг. Программный комплекс автоматизирует заполнение путевых листов и интегрируется с системами бухучета. Диспетчер или механик могут одним нажатием кнопки внести данные водителя и распечатать путевой лист. Система не допускает ошибок человеческого фактора.

В результате «ТМ: Корпоративные поездки» оптимизирует работу автопарка, делает работу водителей прозрачной и ускоряет бизнес-процессы.

Добавление водителя и автомобиля в «ТМ: Корпоративные поездки» Выбор водителя в «ТМ: Корпоративные поездки» Выбор автомобиля в «ТМ: Корпоративные поездки» Формирование путевого листа в «ТМ: Корпоративные поездки» Форма путевого листа в «ТМ: Корпоративные поездки» Вывод путевого листа на печать в «ТМ: Корпоративные поездки»