ПДД

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

В последние несколько лет все большую популярность приобретает каршеринг. Однако, вместе с новыми благами приходит и дополнительная ответственность. Удобный на первый взгляд сервис имеет огромное количество подводных камней, каждый из которых способен добавить в жизнь автомобилиста, в том числе непредвиденных сложностей. Главным образом такое случается, когда речь заходит об отношениях каршеринга и сотрудников ДПС. Что же нужно знать по этому поводу.

Грубость и хамство

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Касается это не только каршеринга, но и любых других случаев. Да, сотрудники полиции иногда ведут себя, мягко говоря, не корректно. Да, бывают, в том числе нечистые на руку сотрудники полиции. Однако, в основной массе своей – это люди более или менее порядочно выполняющие свои служебные обязанности. Для многих будет открытием, но человек в погонах тоже человек. Он устает, нервничает, выгорает из-за большого количества работы и не слишком-то справедливой оплаты труда. У него тоже есть вредный начальник, теща-ведьма (возможно), проблемные дети и еще 1000 поводов для расстройства.

А потому при возникновении каких-либо сложностей в общении с инспектором не нужно его провоцировать, грубить и хамить. Все перечисленное делу точно не поможет.

Также, настоятельно рекомендуется записывать все происходящее на видеорегистратор. Если вы уверены в своей правоте, а инспектор ведет себя откровенно не адекватно, ты выяснять отношения непосредственно с ним – бесполезно.

Разговаривать в такой ситуации нужно только с его начальством.

Кроме того, не следует забывать о том, что оскорбление сотрудника при исполнении – это весьма серьезное правонарушение, регулирующийся уголовной статьей 319 УК РФ.

Использование чужого аккаунта

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Начать стоит с самого «горячего». На самом деле в использование чужих аккаунтов для каршеринга все одновременно сложно и просто. Запомнить нужно следующее: на сегодняшний день в рамках имеющегося законодательства пользование чужим аккаунтом от сервиса приравнивается к угону автомобиля. Регулируется данное правонарушение статьей 166 УК РФ. С точки зрения закона нет никакой разницы между тем украл гражданин ключ, взломал машину отверткой или взломал ее электронную систему. Минимальное наказание в этом случае – штраф 100 тысяч рублей. Впрочем, скорее всего гражданину за подобное «прилетит» до 5 лет лишения свободы.

Впрочем, есть и хорошие новости. Дела обстоят так, как описано только по причине того, что судебная практика дел с использованием чужого аккаунта к каршерингу уже только формируется. Когда она сложится (а произойти это должно в ближайшие годы), законодатели скорее всего сделают оговорки в правилах или по крайней мере дадут какие-то послабления.

Какие нужны документы и что будет в случае их отсутствия

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

В плане управления автомобилем водителю необходимо иметь лишь документы категории B. Так, как машина с каршеринга, то смартфон у человека будет в любом случае, ведь без него он просто не откроет машину. В случае остановки инспектором, показывать нужно только документы. Однако, если полицейский потребует предъявить смартфон, следует показать и его.

Смартфон документом не является и о нем будем говорить далее отдельно. В остальном, санкции применяемые к «безправникам» на каршеринге ничем не отличаются от санкций для обычных водителей, использующих личные автомобили.

Забыл права дома – штраф 5 000 рублей + эвакуация каршерингового автомобиля с оплатой штрафстоянки по 1 000 рублей за сутки простоя.

Ранее был лишен прав – штраф до 30 000 рублей или 15 суток ареста автомобилиста, или принудительные работы продолжительностью в 100-200 часов. Машина также отправляется на штрафстоянку, за которую придется платить по 1 000 рублей за сутки.

Прав нет – штраф от 5 000 до 15 000 рублей и штрафстоянка.

Инспектор требует показать запущенное приложение

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Здесь все достаточно запущено. Перечень необходимых к предъявлению инспектору ДПС документов регулируется пунктом 2.1.1 ПДД. В нем говорится о том, что автомобилист обязан предъявлять: водительское удостоверение и регистрационные документы, документы на груз и лицензионную карту (для таксистов), разрешение на осуществление деятельности и перевозку багажа (пассажиров), путевой лист и конечно же полис ОСАГО. Кроме того, водителю следует предоставлять документы по инвалидности если имеется соответствующий знак.

Не так давно, в МВД России официально заявили о том, что сотрудник дорожно-патрульной службу имеет полное право проверить факт легальности использования водителем каршерингового авто.

Для этого придется делать запрос в компанию, предоставившую ТС для использования.

На ряду с этим в МВД оговорились, что предоставления инспектору дорожной службы смартфона на добровольной основе с целью проверки приложения значительно упростит и ускорит процедуру проверки.

Так, что проще всего и быстрее всего будет предоставить инспектору документы и тут же показать запущенное на смартфоне приложение. Препирательство и попытка отстаивать свои права конкретно в этом случае, только осложнит всем жизнь. В конце концов, вам нечего скрывать, ведь так?

В продолжение темы можно почитать про единственная поездка на каршеринге закончилась для москвича 71 штрафом.

Гаишник требует показать в смартфоне приложение каршеринга — законно ли это и как себя вести

Многие водители сталкиваются с требованиями сотрудников ГИБДД, которые кажутся им неправомерным. Одним из них является желание гаишника посмотреть наличие личного аккаунта в приложении от каршеринг-сервиса, если водитель является его клиентом. При этом рассудить обе стороны в данной ситуации может исключительно действующие законодательство страны.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Проверка аккаунта каршеринга сотрудником ГИБДД

Популярность каршеринговых сервисов растёт с каждым днем, люди сознательно отказываются от покупки личного транспорта, отдавая преимущества арендованному. Но вне зависимости от того в чьей собственности находиться ТС, гаишники должны следить за тем, все ли водители на дорогах имеют право ездить за рулем.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Для этого сотрудники ГИБДД сверяют аккаунт каршеринга с данными водителя транспортного средства. Чтобы получить необходимую информацию, достаточно получить водительское удостоверение и телефон с запущенным приложением.

Процедура не занимает много времени, но вызывает шквал возмущений со стороны водителей. Арендаторы авто считают требования гаишников незаконными, и отказываются передавать телефоны.

Использование чужих данных для аренды авто

Свои требования предоставить смартфон для сверки данных гаишники объясняют повышенной частотой использования сторонних данных для аренды транспортного средства. Подобные действия не только противоречат правилам каршеринговых компаний, но и приводят к ряду сложностей в работе сотрудников Госавтоинспекции.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Проблема заключается в том, что некоторые клиенты сервисов по аренде авто ездят не под своими аккаунтами, что дает им возможность оставаться безнаказанными за нарушения ПДД.

Активная продажа сторонних аккаунтов также позволяет садиться за руль людям без водительских прав. Если опираться на статистику, каждый пятый пользователь каршеринга нарушает правила сервиса, используя чужой аккаунт или передавай свой третьим лицам.

Такое халатное отношение к прописанным нормам нередко приводит к серьезным ДТП, что снижает уровень безопасности на дорогах. Пристальный контроль со стороны ГИБДД, в свою очередь, является эффективной профилактикой подобных нарушений.

Что грозит водителю за отказ в проверке смартфона

Действующие законодательство России не обязует водителей передавать личные гаджеты сотрудникам автоинспекции вне зависимости от ситуации. По этой причине отказ передать смартфон для проверки данных о личности, за которой был закреплен арендованный автомобиль, не является правонарушением.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Таким образом, за отказ передать телефон, клиенту каршеринга ничего не грозит. Многие пользователи «левых» аккаунтов ошибочно полагают, что если требования о предоставлении гаджетов отсутствует в законодательстве, то инспектор не сможет доказать факт нарушения. Но это всего лишь заблуждение.

Проверку можно осуществить с помощью водительских прав и государственного номера автомобиля. Один звонок в каршеринговую компанию – и инспектор уже знает имя арендатора машины.

И если полученные данные не будут совпадать с данными в водительском удостоверении, нарушитель будет обязан уплатить штраф за передачу авто третьим лицам. А человека, незаконно управляющего ТС, могут привлечь к уголовной ответственности за угон.

Сотрудники ГИБДД требуют предоставить смартфоны у арендаторов авто не из личного любопытства, а для поддержания уровня безопасности на дорогах. Однако несмотря на причину просьбы, она не является правомерной, так как не прописана в действующем законодательстве.

Проверка аккаунта карешеринга инспектором ГИБДД 2023

В последние месяцы среди пользователей сервисов каршеринга участились случаи, когда их останавливают сотрудники ГИБДД и требуют показать аккаунт в смартфоне, чтобы удостовериться, что за рулём именно заказчик сервиса аренды авто. Насколько это правомерно, что будет, если вы сели в автомобиль по чужому логину, можно ли покупать чужие аккаунты и что за это будет, давайте выясним это!

Могут ли ДПС проверять телефон?

Нет. Если быть точнее, то законным такое требование не может быть, но никто не может запретить инспектору ДПС попросить показать ваш телефон с аккаунтом каршеринга для проверки, чтобы убедиться, что он у вас не «левый».

По закону всё, что инспектор может требовать у вас при остановке, перечислено в пункте 2.1.1 ПДД:

  • водительское удостоверение,
  • страховку ОСАГО (кроме электронного полиса),
  • свидетельство о регистрации.
Читайте также:  Все штрафы за ДТП в 2023 году – таблица

Это исчерпывающий перечень документов для обычного водителя. Есть ещё разрешение на такси, перевозку опасных грузов, путевые листы и прочее для отдельных категорий автомобилей.

Однако, требовать предъявить смартфон для того, чтобы проверять аккаунт каршеринга, сотрудник ГИБДД в 2023 году не может. Нет ни одного нормативного акта, который бы регламентировал такое процессуальное действие.

Но, как мы уже указали выше, полицейский может у вас попросить. При этом, из уст инспектора не будет звучать конкретики, по которой вы поймёте, просьба это или же требование – вы просто услышите приказной тон. И в этом случае просто уточните у сотрудника, требование это или просьба:

  • если охранник правопорядка укажет, что это просьба с некой целью, то откажите ему в ней,
  • если же сотрудник ГИБДД требует показать аккаунт сервиса проката автомобиля, и предупреждает, что за его неисполнение может последовать административный арест до 15 суток по статье 19.3 КоАП, то укажите на то, что такое требование незаконно и выходит за рамки ваших обязанностей, предписанных пунктом 2.1.1 Правил. Вот когда в ПДД пропишут обязанность демонстрировать аккаунт, тогда и покажете.

Непонятной в данной ситуации остаётся и цель инспектора по проверке каршерингового логина. Вероятно, это пролоббировано самими сервисами для охраны их же прав. Но возможно, что инспектор таким образом пытается притянуть статью Уголовного кодекса РФ, если окажется, что вы используете чужие данные для аренды. Откуда может взяться уголовная статья, мы и рассмотрим ниже.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

Можно ли использовать чужой аккаунт?

Нет. Вообще, сам факт аренды вами автомобиля каршеринга – это ваши договорные отношения с сервисом. А потому регулируются они Гражданским кодексом.

Во всех договорах содержится пункт о запрете передавать арендуемую машину третьим лицам. Вы прошли верификацию и проверку на выполнение условий для вождения этим авто, и потому управлять должны только вы. Вот для примера образец такого договора каршеринга «Делимобиль», где в пункте 15.6 прямо указано:

Уступка Пользователем прав по настоящему Договору третьим лицам не допускается.

Какой за это штраф?

Он зависит от условий аренды – то есть заключённого вами с каршерингом договора. Обратите внимание, что договор не всегда должен быть письменным, это может быть и оферта как разновидность договора, по которой вы, садясь в каршеринговый автомобиль, принимаете условия, размещённые публично где-либо. Если вы эти условия не читали, ваши проблемы.

Административного штрафа за это нарушение нет, а потому нарушаются только условия гражданского договора. В этом же договоре, как правило, прописаны санкции в виде штрафа за передачу руля третьим лицам. Чаще всего вы как клиент получите ещё и блокировку – то есть не сможете больше пользоваться услугами каршеринга.

Разве это не угон?

Нет. Хотя, в сети вы можете найти противоречивую информацию и даже на практике нарваться на угрозы со стороны инспекторов ГИБДД.

Представьте простую ситуацию:

  1. вас останавливает инспектор на автомобиле, раскрашенном в цвета «Яндекс.Драйва», «Делимобиль» или другого каршерингового авто,
  2. требует у вас документы на право управления машиной, а также показать аккаунт в смартфоне,
  3. на ваше возражение тот заявляет, что использование чужого аккаунта – уголовно наказуемое преступление.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

И он не совсем прав.

А вот мотивировать это сотрудник может статьёй 166 УК РФ, которая предписывает наказание за неправомерное завладение автомобиля без цели хищения. А санкции по этой статье весьма жёсткие:

  • штраф до 120 000 рублей,
  • штраф в размере зарплаты нарушителя за год,
  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительные работы до 5 лет,
  • арест на срок до полугода,
  • лишение свободы до 5 лет.

И это ещё при отсутствии отягчающих обстоятельств, таких как деяние, совершённое группой лиц или преступной организацией.

Казалось бы, такое наказание читается как вполне логичное. Завладение автомобилем было? Было. Оно законное? Нет. Вот и получи водитель до 5 лет тюрьмы.

Но всё не совсем так! Как мы уже отметили выше – использование сервиса каршеринга автолюбителем – это гражданско правовые отношения. Один водитель создал аккаунт и имеет полное право взять автомобиль на определённых условиях (оплаты и соблюдения условий договора). При этом, он в нарушение данного договора делегировал это своё право третьему лицу.

Таким образом, это всего лишь нарушение условий договора. Между тем, третье лицо даже не является стороной договора и не обязано изучать его условия, ему достаточно того, что ему просто передали право использования автомобиля – законность передачи его не интересует.

А с учётом презумпции добросовестности, принявший автомобиль каршеринга водитель полагает, что право действительное, и он ничего не нарушает.

Поэтому на практике такие угрозы инспекторов ДПС, когда вы управляете каршерингом под чужим аккаунтом, не носят законного характера. Чаще всего даже до гражданского суда такие дела не доходят, не говоря уже об уголовных. Но это не значит, что конкретно вас не смогут привлечь за это – суд не всегда на стороне закона.

Можно ли покупать аккаунты каршеринга?

Нельзя. Но это не имеет никакого отношения к угону только в том случае, если аккаунт не ворованный у другого пользователя. В противном случае при рассмотрении такого дела обвинительная сторона и суд вполне могут увидеть в этом состав преступления по 166 статье Уголовного кодекса. И судебная практика по таким делам есть.

  • В Санкт-Петербурге суд приговорил водителя к 40 000 рублям штрафа за то, что тот завладел автомобилем каршеринга по чужому аккаунту (учитывая раскаяние лица, было назначено минимальное наказание).
  • Тот же суд приговорил другого автолюбителя без прав за аналогичное желание покататься на каршеринговой машине к 1 году лишения свободы.

Гаишник просит подтвердить, ваш ли аккаунт в каршеринге – это законно?

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

драйв77.рф

И полицейские, и сами операторы каршеринга признают, что в последнее время подскочило число дорожных аварий, связанных с каршеринговыми автомобилями.

Причем часто виновниками ДТП становятся водители, которые арендуют машины под чужим аккаунтом.

Какое наказание предусмотрено за такое и могут ли инспекторы ГИБДД проверить документы на аренду авто и потребовать подтвердить, что этот аккаунт принадлежит водителю, сидящему за рулем?

Как говорят автоюристы, формально вход в чужой аакаунт и аренда каршеринговой машины могут расценивать как угон. А если так, тогда такому водителю грозит наказание по ст.

166 Уголовного кодекса РФ за то, что он незаконно завладел машиной без цели хищения». За это могут наказать штрафом до 120 000 руб. или зарплатой на срок до года.

А могут и свободу ограничить до 3 лет, заставить отрабатывать на срок до 5 лет, арестовать на полгода или посадить в тюрьму на срок до 5 лет.

ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2023

carsharing-blog.ru

То есть взлом чужого аккаунта – это ключ или отвертка, с помощью которой злоумышленник попал в машину. Кстати, могут наказать штрафом и сами каршеринговые компании – сколько придется за это заплатить, читайте в договоре.

Сейчас всё чаще инспекторам дают поручение обращать внимание на арендованные машины, благо обнаружить их в потоке автомобилей несложно. Но вот требовать подтвердить, что это ваш аккаунт, он по закону не может. Он вправе потребовать от водителя предъявить права, страховку и СТС. Телефон и аккаунт в сервисе каршеринга показывать водитель не обязан.

Как же обнаружить, что автомобилист пользовался чужим аккаунтом? Это часто выясняется лишь в ДТП, когда начинают разбираться, а водитель-то не тот, что зарегистрирован в программе.

И вот тогда водителя могут приговорить к серьезному наказанию – как минимум, огромному штрафу. Кроме того, его обяжут отремонтировать машину из каршеринга за свой счет.

почему стоит держаться подальше о водителей каршеринга на дороге?

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

#каршеринг#автомобили#дтп#гибдд#дпс
Все тест-драйвы

Что делать, если каршеринг выставил штраф? Пошаговая инструкция по уменьшению штрафа

Каршеринг в больших городах в последнее время пользуется популярностью у автовладельцев. Это удобно, не нужно задумываться о платной парковке в центре города, о хранении авто, о замене резины, не нужно думать о ремонте и заправке автомобиля, все эти проблемы решают за вас службы каршеринга.

  • Но наряду с удобством, зачастую клиенты данных компаний сталкиваются с огромными штрафами.
  • В договоре может быть установлен штраф за повреждение авто, штраф за передачу автомобиля третьему лицу, штраф за вождение авто в пьяном виде.
  • Штрафы установлены для того, чтобы водители соблюдали правила, использовали собственные аккаунты, не водили авто в пьяном виде, тщательно и бережно эксплуатировали автомобили.

Но зачастую службы каршеринга выставляют драконовские штрафы 100 тыс. рублей, 150 тыс. рублей, 250 тыс. рублей, размер штрафа явно несоразмерен нарушенным обязательствам.

Как уменьшить штрафы, выставленные службой каршеринга?

Штраф службы каршеринга — это разновидность договорной неустойки.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Читайте также:  Есть ли штраф за стробоскопы в 2023 году и какой?

В соответствии со ст. 333 ГК РФ сторона договора вправе ходатайствовать об уменьшении размера неустойки.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Пошаговая инструкция по уменьшению размера штрафа службы каршеринга:

1. Ответ на досудебную претензию.

Если каршеринг прислал вам досудебную претензию, то вы можете написать ответ на нее, в которой сослаться на ст. 333 ГК РФ и несоразмерность штрафа размеру нарушенного обязательства и просить Службу каршеринга об уменьшении размера штрафа.

Если вам удастся договориться, тогда все заканчивается на стадии досудебного урегулирования.

2. Участие в судебном заседании.

Если каршеринг все-таки подает на вас в суд, вам обязательно нужно заявлять ходатайство судье о снижении штрафа по ст. 333 ГК РФ. Вы можете лично участвовать в судебном заседании, либо отправить своего представителя, либо ходатайствовать о рассмотрении дела без вашего участия.

Не игнорируйте судебные заседания, обязательно заявляйте ходатайства, т. к. если не заявлять их, суд может не уменьшить размер штрафа.

3. Снижение штрафа по суду.

Далее будет судебное решение, в котором суд как правило снижает размер штрафа. Насколько? Зависит от судьи и региона. Но снижает существенно.

Что делать, если каршеринг необоснованно списал денежные средства с карты?

Или обратная ситуация, когда вы сами вынуждены обращаться в суд, потому что у вас списали с карты денежные средства, допустим 100 тысяч за передачу автомобиля другому лицу, или за повреждение, которого не было, или если было, но сумма ремонта на ваш взгляд завышена.

В этом случае алгоритм, следующий:

1. Досудебная претензия.

Вы, как истец, пишете досудебную претензию в Службу каршеринга.

В досудебной претензии нужно кратко изложить все, с чем вы несогласны, просите уменьшить или отменить размер штрафа, иначе будете вынуждены обратиться в суд. Отправляете досудебную претензию ценным письмом с описью вложения. Почтовую квитанцию сохраняете, чтоб в последующем показать суду, что соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

  1. Зачастую службы каршеринга решают вопрос досудебно, стороны договариваются и штраф снижают или аннулируют, если вы докажете, что не совершали правонарушений и не причиняли вреда автомобилю.
  2. 2. Исковое заявление в суд
  3. Если досудебно договориться не получилось, вы обращаетесь в суд.

Исковое заявление в соответствии с Законом о защите прав потребителей подается в суд по месту нахождения ответчика, либо по вашему месту жительства. В силу п.3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.

Какое в данном случае правовое обоснование иска?

Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение.

Плюс в иске просите суд снизить размер штрафа по ст. 333 ГК РФ.

Так как вы являетесь экономически слабой стороной по договору, суды часто идут навстречу и снижают размер штрафа.

  • Например, в деле № 02—4774/2019, рассмотренном в Мещанском суде города Москвы, удалось снизить штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 35 тыс. рублей.
  • Или дело № 33-29927/2020, в котором Мосгорсуд, как суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и снизил размер штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 70 тыс. рублей.

Вс определял штраф за передачу аккаунта в каршеринге — новости право.ру

В августе 2020 года Алексей Костов* зарегистрировался в сервисе «Яндекс Драйв» и заключил с компанией договор кратковременной аренды Audi. Стороны условились, что арендатор не может распоряжаться машиной и позволять кому-либо управлять ей.

Если он дает свою учетную запись третьим лицам или использует приложение для сдачи авто в аренду другим людям, то отвечает за их действия как за свои. Кроме того, в этом случае контрагент выплачивает компании штраф 150 000 руб.

Еще стороны определили, что споры по соглашению будет рассматривать мировой судья 101-го участка района Замоскворечье или Замоскворецкий районный суд в зависимости от правил родовой подсудности.

Слишком большой штраф

Несмотря на ограничения по распоряжению авто, Костов в октябре 2020-го пустил за руль своего сына Лаврентия*. Мужчина дал ему логин и пароль от приложения. В итоге Костова-младшего привлекли к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП за то, что он не уступил дорогу пешеходу. 

Потребители ДТП на каршеринге: что нужно знать

Поскольку арендатор нарушил договор, передав сыну доступ к аккаунту, с его карты списали штраф 150 000 руб. Костов обратился в «Яндекс Драйв» с претензией, чтобы снизить размер санкции, но компания ее не удовлетворила.

Тогда арендатор подал в суд, попросив уменьшить штраф до 10 000 руб., так как вреда иномарке не причинили. Еще заявитель требовал признать недействительным условие договора о подсудности.

По его мнению, оно ничтожно и нарушает права потребителя.

«Яндекс Драйв» возражал, что по договору арендатор не мог передавать управление авто, а еще информацию о своей учетной записи другим людям. За это стороны предусмотрели штраф 150 000 руб. Компания полагает, что нет оснований снижать неустойку, а условие о подсудности не нарушает закон. 

Снижение неустойки

Октябрьский районный суд Кирова счел списанную с Костова сумму несоразмерной, применил ст. 333 ГК об уменьшении неустойки и снизил ее размер до 50 000 руб. Он обязал «Яндекс Драйв» вернуть истцу 100 000 руб.

Еще с компании взыскали потребительский штраф, потому что фирма добровольно не вернула деньги Костову.

Пункт о подсудности первая инстанция признала недействительным, поскольку это условие сделки противоречит праву потребителя выбрать другой суд (дело № 2-937/2021).

Кировский областной суд отменил решение нижестоящей инстанции в части взыскания штрафа с «Яндекс Драйва», посчитав его необоснованным. 6-й КСОЮ согласился с коллегами, «засилив» определение облсуда и акт первой инстанции в неизмененной части (дело № 88-21796/2021).

Списание с карты как добровольная уплата

Процесс Суд разъяснил правовую природу договоров с каршерингами

«Яндекс Драйв» обжаловал выводы судов в Верховном суде (дело № 10-КГ22-3-К6).

Фирма отметила, что в ГК нет положений, ограничивающих стороны обязательства в определении размера неустойки. Когда суд снизил выплату, он лишь процитировал ст.

333 ГК о возможности ее уменьшить, но не указал, как выразилась явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. 

Еще организация отметила, что штрафы по договору аренды за передачу аккаунта и управления машиной установили из-за большой общественной опасности этих действий.

Если контрагент дает свою учетную запись третьему лицу или пускает того управлять машиной, то может оказаться, что у этого человека вообще нет прав. В итоге возможны негативные последствия. Штрафы ввели, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Истец возражал, что суд все же мотивировал свое решение по снижению неустойки. Он учел, что ответчику не причинили убытки, а имущество не повредили. 

Сначала на заседании слово дали Евгению Круссу, представителю «Яндекс Драйва». К доводам жалобы он добавил, что в приложении истец привязал свою банковскую карту. Когда он нарушил договор, из-за чего с карты списали деньги, то не открепил ее, хотя мог это сделать. 

— Как это связано с размером неустойки? — спросил председательствующий судья Сергей Асташов.

— Это было бы выражением несогласия с ее размером. Поскольку деньги списали, мы сочли это добровольной уплатой. Между моментами нарушения договора и списания штрафа прошло какое-то время. Стороны вели переписку, и за этот период истец мог определить, что в договоре есть пункт о штрафе.

Если бы он с этим условием не согласился, то, как мы считаем, должен был отвязать карту, — пояснил Крусс.

Деньги списали не в тот же день, когда нарушили договор: ждали документов с места ДТП, когда вступит в силу постановление об административном правонарушении, еще была переписка со службой поддержки. 

Соразмерность штрафа и подсудность

Legal Digest Банковский перевод по ошибке и неудачный каршеринг: новые дела ВС

Судья Елена Гетман обратила внимание, что за другие нарушения обязательств в договоре установили более низкие штрафы.

Она привела в пример, что за передачу управления авто любому третьему лицу арендатор выплачивает 50 000 руб.

Гетман спросила, почему за предоставление данных учетной записи предусмотрели санкцию в три раза выше, чем за передачу управления автомобилем. 

Крусс пояснил: по статистике, при ДТП третьи лица, которые сидели за рулем, покидают место происшествия. «То есть прямо открывают машину и наутек убегают», — отметил представитель компании.

Участники ДТП не могут выяснить, кто виноват в сложившейся ситуации, а органы правопорядка — определить, кого привлекать к ответственности. Тогда Гетман попросила разъяснить, почему передача учетной записи опаснее, чем передача управления автомобилем, и чем отличаются эти действия.

Крусс ответил, что передача управления происходит, когда пользователь сам находится в машине, а передача аккаунта — когда он не выходя из дома передал пароль другому человеку. 

Затем судья Асташов обратил внимание на изначальный вопрос своей коллеги: почему же передача аккаунта наказывается в три раза строже, чем передача управления.

Представитель компании со ссылкой на данные службы безопасности организации объяснил, что, по ее статистике, чаще всего происшествия случаются именно при передаче аккаунта третьим лицам.

Потом Гетман спросила, допускает ли компания при каких-то обстоятельствах снижение договорного штрафа. Крусс ответил, что это возможно и допускается законом. 

Читайте также:  Пришёл штраф, выписанный в другом городе – что делать?

— А почему в этом случае снизить размер штрафа незаконно? — задал вопрос Асташов. 

— Много снизили. Практика по Москве — суды снижают размер штрафа до 100 000 руб., — отметил представитель компании. 

— То есть допускаете снижение, но до 100 000 руб.? — уточнила Гетман.

  • Крусс ответил утвердительно. Тогда судья Александр Киселев спросил:
  • — А сами вы можете взыскать штраф меньше, чем определен в договоре?
  • — Только если заключать соглашение об изменении условий, — пояснил юрист. 
  • На вопрос Гетман о наличии таких случаев, Крусс подтвердил, что они есть в практике компании.  

По поводу пункта о договорной подсудности представитель организации объяснил, что это условие относится к искам, которые предъявляет сама компания. С этим вопросом «Яндекс Драйв» уже доходил до ВС (дело № 5-КГ20-142-К2).

Суд пришел к выводу, что пункт договора о подсудности по искам организации не противоречит закону. Еще представитель «Яндекс Драйва» отметил, что компания не обжалует заявления, которые подают истцы по месту жительства.

 

Добросовестность и чужой аккаунт

Затем слово предоставили Костову. В дополнение к доводам возражения он добавил, что у его сына есть водительские права. Он не пропустил пешехода и уплатил штраф. «Поскольку сын ехал по моему аккаунту, с меня списали 150 000 руб.

», — пояснил Костов. Довод ответчика, что ему следовало отвязать карту от приложения, истец считает недопустимым. «Это было бы недобросовестно с моей стороны, — полагает Костов.

— Я не должен совершать какие-либо действия, чтобы уйти от ответственности». 

Судья Гетман обратила внимание, что в договоре есть отдельный штраф за причинение вреда имуществу и пункт о неустойке за передачу аккаунта этого не касается. Костов пояснил, что в его ситуации не было такого вреда. Потом судья Асташов спросил истца, почему дело рассматривали в Кирове. Костов объяснил, что он там живет и имеет временную регистрацию. 

 — А почему ваш сын пользовался вашей учетной записью, а не своей? — уточнил Асташов.

 — Он пользовался своей, но у него возникли какие-то проблемы. Он попросил меня передать мои логин и пароль. Я сделал это, не зная, что у меня нет на это права. Все мы понимаем, что подключаясь к «Яндекс Драйву», ставим галочку, но никто эти 100 страниц договора не читает, — ответил истец. 

В итоге тройка судей отменила акты Кировского областного суда и 6-го КСОЮ и направила дело на новое рассмотрение в апелляцию. 

* Имена и фамилия изменены редакцией.

Что грозит за покупку или использование чужого аккаунта каршеринга при остановке ГИБДД?

В последнее время пользователей каршеринга все чаще останавливают на дороге инспекторы ГИБДД для проверки аккаунта на телефоне.

Они хотят убедиться, что машиной управляет именно заказчик, а не постороннее лицо.

Имеют ли право сотрудники Госавтоинспекции на такие действия, и что грозит, если ехать в машине по чужому аккаунту? Давайте разберемся, разрешено ли покупать аккаунты каршеринга других людей.

Данное действие со стороны сотрудников является незаконным. Но инспектор вполне может попросить вас показать на экране аккаунт каршеринга, чтобы знать, что заказчиком услуги являетесь вы.

Законодательством установлено, что именно инспектор может потребовать при остановке вас на дороге:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации автомобиля.
  3. Полис страхования ОСАГО.

Это полный список для рядового водителя. Кроме того, могут потребовать разрешение на перевозку людей, если это такси, путевку, другие бумаги для разных категорий транспорта.

Но требовать показать телефон, чтобы посмотреть аккаунт каршеринга, инспектор Госавтоинспекции не имеет права. Данное действие не регламентировано никакими нормативными документами. Это может быть только в качестве просьбы. При этом сотрудник не выразит ее конкретно, чтобы водитель понял, требование это или просьба — будет явно выражен приказной порядок.

Вы можете уточнить у инспектора, что именно он имеет ввиду:

  • Если полицейский скажет, что это просьба, вы можете отказать.
  • Если инспектор требует предъявить аккаунт для аренды автомобиля, и угрожает, что за невыполнение требований вас арестует, можете сказать ему, что это нарушение закона. Данные требования не включены в перечень обязанностей, указанных в ПДД.

В этом случае также непонятно, зачем инспектор проверяет аккаунт каршеринга. Наверняка это указано в пользовательском соглашении услуги, чтобы охранять их права. Может быть, сотрудник таким способом старается найти уголовное деяние, если окажется, что водитель использует «левые» аккаунты для аренды машины. Ниже рассмотрим, откуда может появиться уголовное наказание.

Разрешено ли по закону пользоваться чужим аккаунтом

Это запрещено. Факт аренды транспортного средства, принадлежащего каршерингу – это отношения водителя и сервиса по договору. Поэтому они основаны на требованиях Гражданского кодекса.

В тексте договора имеется пункт, запрещающий передавать арендуемый автомобиль другим людям. Вы вошли в аккаунт, выполнены условия для управления автомобилем, поэтому ездить можете только лично, никому не передавая управление. В договоре указывается, что уступка прав пользователем по договору другим лицам запрещена.

Размер штрафа

Сумма назначается в зависимости от условий аренды, прописанных в договоре с каршерингом. Знайте, что договор не обязательно может быть в письменном виде. Условия каршеринга могут публиковаться на официальном сайте или в других местах. Такой вид договора называют офертой. Чаще всего заказчики услуги каршеринга не читают текст публичной оферты, но это уже их проблемы.

За данное нарушение штрафа не предусмотрено, поэтому не соблюдаются только требования гражданского договора. В его тексте обычно указаны штрафные санкции за передачу управления другим лицам.

Обычно пользователь, нарушивший условия, блокируется в аккаунте, и услугами каршеринга воспользоваться не может.

Не является ли это угоном

Под уголовную статью данное деяние не подходит. Но в Интернете можно увидеть противоречивые высказывания, а инспекторы ГИБДД иногда даже угрожают уголовным наказанием.

Может случиться такая ситуация:

  • На дороге водителя, движущегося на автомобиле каршеринга, останавливает сотрудник ГИБДД.
  • Он требует предъявить водительские права, показать на экране телефона аккаунт сервиса.
  • Если вы отказываете, то инспектор говорит, что пользование чужим логином и паролем от аккаунта является уголовным преступлением.

Как оценить такие действия полицейского? В данном случае он прав только частично, и может мотивировать действие 166 статьей Уголовного кодекса. Она предписывает наказание за угон транспортного средства без цели хищения.

По данной статье установлены серьезные наказания:

  1. Штраф в размере до 120 тысяч рублей.
  2. Штраф в сумме заработной платы нарушителя за 12 месяцев.
  3. Ограничение свободы до 3 лет.
  4. На срок до 5 лет принудительных работ.
  5. Могут арестовать до 6 месяцев.
  6. Самое жесткое наказание – до 5 лет лишения свободы.

Данные виды наказаний назначаются, если нет отягчающих обстоятельств, например, если завладение машиной произошло преступным сообществом или группой лиц.

Со стороны кажется, что данное наказание соответствует логике. Автомобилем завладели, это произошло незаконно, поэтому назначен срок до 5 лет лишения свободы.

Но в этом вопросе есть тонкости и нюансы. Как было сказано раньше – заказ услуги каршеринга водителем является гражданским отношением. Он зарегистрировался на сервисе и может на законных основаниях ездить на машине, соблюдая установленные условия договора.

Водитель, нарушив условия договора, передал управление транспортным средством другому лицу. Поэтому, это только не соблюдение условий соглашения. С другой стороны, третье лицо не участвует в договорных отношениях, и не должно читать условия. Ему хватает того, что дали машину для управления, а законно это или нет, ему не интересно.

Учитывая презумпцию добросовестности, получивший машину каршеринга водитель думает, что право действительное, и никаких нарушений нет.

Поэтому угрозы и требования инспектора ГИБДД, когда вы едете на машине каршеринга с другим аккаунтом, являются незаконными. Обычно такие дела не доходят даже до гражданского делопроизводства, а тем более, до уголовного наказания.

Но это не означает, что вас не накажут за это. Суды принимают иногда противоречивые решения.

«Что делать если попал в ДТП на каршеринге»

Разрешено ли покупать аккаунты

Это запрещено, но действие не относится к угону, если аккаунт не украден у другого человека. Иначе при рассмотрении обстоятельств сторона обвинения и судья могут найти в них состав уголовного преступления по угону.

По аналогичным делам имеется практика судов. Например, в Москве суд назначил водителю наказание в виде штрафа 35 тысяч рублей за завладение автомобилем сервиса каршеринга с помощью чужого аккаунта. Водитель искренне раскаялся, поэтому назначили небольшое наказание.

В Саратове суд вынес наказание другому водителю, который, не имея водительского удостоверения, решил поехать на автомобиле каршеринга. Назначено лишение свободы на 1 год.