ПДД

Заплатит ли страховая за независимую экспертизу? 2023

Показать содержание

  1. По закону самую первую оценку ущерба (которая после подачи заявления о возмещении и документов сразу после ДТП) страховая компания обязана организовать своими силами и, главное, оплатить за свой счёт. Так указывает и законодательство 2023 года, и Банк России, и судебная практика.
  2. Однако, тот же закон предусматривает, что, если страховщик не исполнил такую свою обязанность, то вы вправе провести собственную независимую экспертизу. И по ОСАГО вам должны будут возместить её стоимость.
  3. На практике страховая нередко предлагает вам самостоятельно найти эксперта, заплатить ему и оценить сумму ущерба. При этом, вам обязуются заплатить за это. Вы можете и отказаться, так как обязанность страховщика никто не отменял (см. выше).
  4. Что касается вашей самостоятельной экспертизы уже повторной, если, к примеру, вы не согласны с размером выплаты, то её могут и не возместить.
  5. Однако, это не должно быть риском для вас. Существующий порядок урегулирования споров со страховой позволяет не организовывать её и заявить максимальную сумму возмещения, предусмотренную законом Об ОСАГО.

В результате ДТП и до осуществления страхового возмещения по ОСАГО всегда сначала производится оценка стоимости причинённого ущерба. И обязанность по её проведению возлагается на страховую компанию. Однако, такая оценка не всегда включает в себя экспертизу – может быть только осмотр.

А вот что делать, если страховщик отказывается делать и то, и иное, либо осуществляет только осмотр автомобиля, а также если вы не согласны с результатами расчёта, выясним в статье.

Нужно ли проводить самостоятельно независимую экспертизу, оплатит ли её страховая компания после предъявления в 2023 году и можно ли будет взыскать её стоимость через суд, если страховщик откажет возместить?

Оплачивает ли страховщик независимую экспертизу после ДТП?

Сначала рассмотрим ситуацию, когда проводится самая первая оценка после дорожно-транспортного происшествия при подаче документов на страховую выплату по ОСАГО в целях определения размера суммы компенсации.

И да, именно эту экспертизу страховая организация обязана провести исключительно за свой счёт. То есть здесь присутствуют не менее 3 обязанностей:

  1. страховая компания должна провести осмотр или независимую экспертизу автомобиля, причём в срок не более 5 рабочих дней после подачи документов на возмещение (п. 11 закона Об ОСАГО),
  2. вы же как потерпевший обязаны предоставить машину для оценки (пункт 10 того же закона),
  3. и самое главное – пункт 15 ФЗ-40 указывает, что стоимость экспертизы включается в состав убытков от ДТП.

Таким образом, страховая обязана не только оплатить независимую экспертизу по закону 2023 года, но и должна организовать её самостоятельно (если только вы добровольно не договорились об ином).

Единственный вариант, когда страховщик не платит за экспертизу – это если вы не исполнили обязанность показать автомобиль, а самостоятельно провели оценку ущерба (абзацы 4-5 пункта 11 статьи 12).

Более того, в этом случае и выплаты ожидать не стоит.

Есть ли обязанность проводить экспертизу или только осмотр?

Итак, выше мы упомянули, что в обязанности страховой входит проведение не обязательно экспертизы, а только внешнего осмотра машины. От чего это зависит?

На самом деле, при незначительных ДТП бывает достаточно лишь поверхностной оценки. И только если есть скрытые повреждения автомобиля, проводится независимая экспертиза. Впрочем, критерием появления соответствующей обязанности является не наличие скрытых повреждений, а разногласия о размере возмещения по ОСАГО.

Так, на основании пункта 12 статьи 12 ФЗ-40 полноценная диагностика повреждения не производится в случае, если потерпевший и страховщик договорились о сумме компенсации соответствующим согласием. Вот только само согласие такое не предусмотрено законодательством.

На практике вы чаще всего узнаёте о сумме возмещения, просто получив определённые деньги по реквизитам, указанным в заявлении, либо по прописанной сумме в направлении на ремонт. В таком случае отсутствие такого согласия по сути определяется заявлением о разногласиях, подаваемым в страховую организацию.

Это с недавних пор одно из обязательных условий досудебного урегулирования.

Заплатит ли страховая за независимую экспертизу? 2023

Если страховая предлагает самому вызвать эксперта – будет ли оплата её стоимости?

Между тем, на практике вы также можете столкнуться с предложением страховой компании самостоятельно организовать оценку стоимости ущерба. А иногда это будет звучать не просто как предложение, а как указание к дальнейшим действиям в рамках урегулирования убытков от случившегося ДТП.

В таких ситуациях страховщики пользуются нормой пункта 13 (абзац 2) статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, в которой говорится, что вы вправе самостоятельно провести экспертизу, если страховая не организовала её. При этом, абзац 3 подтверждает, что в таком случае компания обязана оплатить независимую оценку.

Можно ли отказаться делать её самому?

Да. Выше мы приводили, что организация, а не только оплата независимой экспертизы или осмотра – это не право страховой для определения размера ущерба для последующей компенсации, а именно прямая обязанность.

То есть в данном случае у страховой по сути нет права отказаться от проведения осмотра/экспертизы – всё ещё есть пункт 11, обязывающий её сделать это самостоятельно. Однако, пункт 13 указывает, что если уж такое случилось, то потерпевший имеет право заказать свою экспертизу и рассчитывать на возмещение её стоимости.

Судебная практика по оплате независимой экспертизы по ОСАГО в 2023 году

Обратите внимание, что в настоящее время есть 2 важных нормативных акта, подтверждающих всё вышеуказанное. Хотя, в этом вопросе и закон об ОСАГО всё довольно чётко регулирует.

Первый акт – это Информационное письмо Банка России от 19 октября 2020 г. №ИН-06-59/151. Какое отношение эта организация имеет отношение к ОСАГО? Самое прямое – именно Банк РФ регулирует сферу финансовых услуг, в которую включены любые виды страхования.

В этом письме обращается внимание страховых компаний на то, что оплата стоимости независимой экспертизы является частью возмещения убытков от ДТП. Поэтому перекладывание этой обязанности на потерпевших недопустимо.

Вот официальная трактовка Банка России:

Таким образом, проведение осмотра и (или) организация независимой технической экспертизы повреждённого транспортного средства или его остатков являются непосредственной обязанностью страховщика, установленной Законом N 40-ФЗ, расходы на проведение которых должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности.

В этой связи в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших при исполнении страховыми организациями обязательств по договорам ОСАГО Банк России обращает внимание на недопустимость возложения страховыми организациями на потерпевших обязанности по оплате стоимости проводимых по направлению страховой организации осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) повреждённого транспортного средства.

Если не согласны с выплатой – стоит ли делать экспертизу?

А это уже зависит от того, сколько у вас имеется свободных денег и согласны ли вы с тем, что их могут вам не вернуть. Впрочем, не всё здесь так однозначно. И, чтобы понять, что к чему, нужно выяснить, как производится возмещение ущерба по новым правилам ОСАГО.

Заплатит ли страховая за независимую экспертизу? 2023

Новые правила претензий в 2023 году

Максимально подробно данный вопрос мы рассмотрели в нескольких ранних статьях про отказ страховщика от возмещения и про случаи, когда страховщик выплатил недостаточно денег.

Здесь отметим то, что важно для нас в рамках настоящей статьи, а именно порядок урегулирования разногласий со страховщиками. Сценарий в 2023 году проходит следующим образом.

  • В первую очередь вы подаёте заявление с остальными документами о страховом возмещение ущерба после ДТП.
  • В течение 5 рабочих дней страховая обязана провести независимую экспертизу для оценки ущерба или осмотр автомобиля.
  • Далее в течение 20 дней от даты подачи документов должна выплатить деньги или направить на ремонт в зависимости от обстоятельств.
  • Далее, если не было возмещения либо вы не согласны с суммой возмещения вы по новым правилам должны сначала подать заявление о разногласиях в страховую компанию (ранее это была обычная досудебная претензия).
  • Затем подаётся обращение к финансовому уполномоченному, который всё ещё в досудебном порядке может рассудить, кто из вас прав.
  • Если вас не удовлетворило решение финупа либо тот вообще не ответил на обращение, то только тогда вы подаёте в суд.

Собственно, этот правильный порядок претензий мы привели для ответа на главный вопрос.

Должна ли страховая оплатить проведённую самостоятельно оценку?

Выше мы выяснили, что если страховщик не провёл самую первую экспертизу/осмотр, то в данном случае только вы сами и сможете определить размер ущерба. Поэтому вы самостоятельно заказываете такую оценку. Впоследствии страховая компания обязана возместить вам расходы на неё.

Однако, когда речь идёт о том, что вы не согласны с результатом экспертизы страховой, то смысл проводить свою не всегда есть. Если быть точнее, то смысл то может и быть, вот только оплатить её стоимость должны вам будут не во всех случаях. От чего это зависит?

Мы не зря привели порядок урегулирования споров со страховыми. Дело в том, что финансовый уполномоченный при обращении к нему с вашим несогласием по размеру возмещения проводит свою экспертизу. И проводится она по материалам от страховой организации – последний запрашиваются для исследования.

И вот если вы предоставите свои фотоматериалы и документы финупу, то это будет хорошо в любом случае. Однако, когда речь зайдёт о том, что это ваши дополнительные убытки, связанные с получением выплаты, то тогда финуп уже может отказать в возмещении на том основании, что материалы уже имелись в деле, а дополнительные, представленные вами, были не так критически необходимы.

Именно такую позицию подтверждает Верховный суд, который в своём Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. указал в пункте 99-100, что расходы потерпевшего на независимую экспертизу в том случае, если страховая не исполнила обязанность по её проведению, должны ложиться в общий размер убытков (причём, сверх лимита 400 000 рублей). А, если исполнила, то в судебные.

Читайте также:  Купили машину на советских номерах – можно ли оставить?

Однако, для вас как потерпевшего, чьи права нарушены, всё гораздо проще. Если ваша единственная цель для проведения экспертизы – это узнать точную сумму ущерба, то оценка вам до финупа точно не нужна. На самом деле, вы можете заявить в обращении к финансовому уполномоченному хоть все 400 тысяч ущерба – это финуп должен посчитать реальный размер стоимости восстановления вашего автомобиля.

Более подробно о том, почему так и как проводится такая экспертиза, мы рассказали в специальной статье про оценку до финупа.

Смотрите, какая тема — Если сделать независимую экспертизу самому, возместит ли страховая её стоимость?

  1. Обязанность страховщика после ДТП организовать осмотр и/или независимую экспертизу разбитой машины – на это законом отводится 5 рабочих дней с момента подачи документов.
  2. Если этих процедур не было, то вы вправе сами заказать независимую экспертизу, чтобы установить размер ущерба.

    Это тот случай, когда вам должны возместить понесённые на неё расходы – это убытки страховой, на что прямо указал Верховный Суд РФ.

  3. Другое дело, если осмотр или независимая техническая экспертиза со стороны СК проводились – в таком случае вам не запрещено провести повторную экспертизу, но расходы за неё вам могут не возместить.

  4. Это связано с тем, что в 2023 году действует институт финансового уполномоченного. Его служба проводит свою диагностику, и для оценки обычно достаточно материалов от страховой.

  5. Но вы, как потерпевший, можете сделать простой осмотр автомобиля (с разбором) и фото повреждений, а затем отослать их омбудсмену – это в ваших же интересах для всестороннего рассмотрения спора. А ещё вы вправе заявить убытки на сумму в 400 тысяч рублей – это максимум по ОСАГО.

  6. Но если финуп не проводил экспертизу, дело дошло до суда, и вы его выиграли, то стоимость ваших экспертных исследований может быть признана судебными расходами. Тогда суд обяжет страховую возместить их в полном объеме.
  7. Если у виновника ДТП не было ОСАГО, то вопрос с компенсацией решается без участия страховщика.

    Здесь тоже есть шанс получить возмещение независимой экспертизы, при условии, что вы её заказывали для оценки ущерба. Если виновник аварии не хочет платить – придётся действовать через суд.

Не секрет, что страховые считают возмещение по справочникам РСА. Ввиду этого сумма к выплате по ОСАГО может сильно огорчить потерпевшего.

Многие не согласны с такой калькуляцией и сами делают независимую экспертизу. Или собираются обратиться к экспертам за помощью. Но повторная независимая оценка повреждений в ДТП – удовольствие не из дешёвых. Возместит ли её стоимость страховщик? По идее должен, ведь если дело дойдёт до суда – то это будет считаться судебными расходами.

Так действительно было раньше. Однако в 2023 году действует институт финансового уполномоченного, а это серьёзно меняет положение дел из-за того, что финуп сам проводит экспертизу. В статье расскажем, в каких случаях страховая обязана возместить затраты на независимую экспертизу, где тут загвоздка, при чём здесь финуп и как лучше поступить при несогласии с насчитанной страховщиком суммой компенсации по ОСАГО.

Должна ли страховая возместить мне расходы на независимую экспертизу после ДТП?

Да, но только в одном случае!

После того как вы обращаетесь в страховую с заявлением по факту ДТП, у страховщика появляется ряд обязанностей. Эти обязанности установлены в Законе Об ОСАГО и предусматривают конкретные сроки для исполнения.

Страховая обязана:

  • организовать осмотр, а при наличии скрытых повреждений в ДТП – провести независимую техническую экспертизу машины потерпевшего, причём сделать это в течение 5 дней с момента, когда получит заявление и документы о страховом случае (п. 11 ст. 12 ФЗ-40 Об ОСАГО),
  • ознакомить потерпевшего с результатами осмотра или экспертизы его транспортного средства,
  • но главное – что расходы на эти мероприятия оплачиваются самим страховщиком.

Таким образом, обязанностью СК является не только самостоятельное проведение осмотра и/или экспертизы по факту ДТП, но и полная их оплата из своего кармана.

На это указывает также Банк России в Информационном письме №ИН-06-59/151 от 19 октября 2020 года.

Там особо подчёркивается, что страховые не должны возлагать на потерпевших расходы на проведение этих процедур – это сугубо их зона ответственности.

Однако в одном случае у вас всё же возникает право самому заказать независимую экспертизу разбитого в ДТП автомобиля. Речь идёт о ситуации, когда страховщик не исполнил свою обязанность – а именно, не осмотрел ваше ТС или не организовал независимую техническую экспертизу в отведённый для этого 5-дневный срок с момента подачи вами документов.

Тогда вступает в силу пункт 13 статьи 12 ФЗ-40, который даёт вам право самостоятельно обратиться к экспертам и установить размер ущерба. На основании этих заключений страховщик рассчитает сумму выплат по ОСАГО.

Вместе с тем, согласно п. 14 той же статьи, СК обязана компенсировать вам те расходы, которые вы понесли в ходе заказа независимого обследования ТС:

14. Стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

Такие же разъяснения по этому поводу дал Верховный Суд в пункте 99 Постановления Пленума № 58 от 26 декабря 2017 года, уточнив, что это убытки страховщика – и возмещаются сверх той суммы, которую получит потерпевший в рамках ОСАГО.

Итак, не проведение осмотра и/или экспертизы по факту ДТП – это и есть тот самый случай, когда страховая обязана возместить потерпевшему его затраты на организованную независимую диагностику.

Возможно, вы подумали, что по этой же схеме можно стрясти со страховщика расходы на экспертизу и в других случаях. Например, если вы не согласились с насчитанной суммой ремонта и у вас на руках есть заключение эксперта о реальном ущербе после аварии. Однако тут не всё так просто…

Заплатит ли страховая за независимую экспертизу? 2023

В чём проблема?

Это скорее не проблема, а тонкость урегулирования спора между страховщиком и потерпевшим в ДТП.

Дело в том, что в ФЗ Об ОСАГО часто вносят изменения. Далеко не все водители успевают их отслеживать или узнают о них слишком поздно.

Сейчас нельзя сразу подавать в суд на страховщика, если вы не согласны с рассчитанной суммой возмещения по ОСАГО или отказом в выплате. С 1 июня 2019 года в законе предусмотрена досудебная стадия урегулирования спора.

Прежде чем идти в суд, вы обязаны привлечь финансового уполномоченного (он же омбудсмен). Пока он не примет решение, судебное рассмотрение дела невозможно.

Давайте сравним, как было раньше и как сейчас – это позволит лучше понять вопрос с возмещением расходов на независимую экспертизу:

Было раньше Новый порядок в 2023 году
Потерпевший обращался в страховую за возмещением по ОСАГО Потерпевший обращается в страховую за возмещением по ОСАГО
Страховая принимала решение, которое не устраивало потерпевшего – либо из-за недостаточной суммы на восстановление ТС, либо ввиду отказа в возмещении  Страховая принимает решение, которое не устраивает потерпевшего – либо из-за недостаточной суммы на восстановление ТС, либо ввиду отказа в возмещении 
Потерпевший составлял досудебную претензию с требованиями и направлял её в адрес страховщика   */ – на этом этапе допускалась независимая экспертиза Сейчас потерпевший составляет ту же досудебную претензию, только она называется иначе – заявление об урегулировании спора, в котором точно так же излагаются требования к СК   */ – предположим, на этом этапе вы обратились к экспертам и получили от них подробное заключение о размере ущерба после ДТП
Если ответа не было или снова отказывали – можно было обращаться сразу в суд Если страховая не отвечает на заявление или её решение снова не устроило – нужно обращаться к финансовому уполномоченному с теми же требованиями
Если решение суда было в пользу потерпевшего, то суд обязывал страховую компанию оплатить все судебные расходы (включая затраты на независимую экспертизу) Финуп изучает материалы и выносит вердикт: либо удовлетворяет требования потерпевшего, либо отказывает в этом
Далее решение омбудсмена вступает в законную силу (на это отводится 10 дней)
Если вердикт финупа не устраивает потерпевшего, тот, наконец-то имеет право отстоять свои права в суде.

До 1 июня 2019 года потерпевший мог получить отказ от страховщика и сразу пойти в суд, где в случае выигрыша дела получал возмещение затрат на досудебную независимую экспертизу в соответствии со ст. 98 ГПК – это были судебные расходы.

Подтверждал это и Верховный Суд:

100. Если потерпевший, не согласившись с результатами проведенной страховщиком независимой технической экспертизы и (или) независимой экспертизы (оценки), самостоятельно организовал проведение независимой экспертизы до обращения в суд, то ее стоимость относится к судебным расходам и подлежит возмещению…

Но, как мы выяснили, сейчас в досудебный порядок вклинился этап обращения к финансовому уполномоченному. Здесь-то и кроется главная проблема для потерпевшего, если он хочет взыскать стоимость независимой экспертизы, как это было раньше – финуп откажет. Увы, но в 2023 году это так и работает.

Но почему финуп отказывает в возмещении экспертизы?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать особенности принятия решений финупа по страховым спорам. Давайте это и сделаем!

Чтобы определить, правомерно ли СК насчитала потерпевшему ту или иную сумму, омбудсмен должен убедиться в этом лично. Для этого он проводит свою экспертизу. Но не самолично, а с помощью службы обеспечения его деятельности, которая имеет реестр экспертных компаний.

Но любому специалисту нужны материалы. Их предоставляет страховщик, который ранее, в силу п. 11 ст.

12 ФЗ Об ОСАГО провёл осмотр или независимую экспертизу автомобиля – эти материалы поступают в распоряжение эксперта, и на их основе происходит исследование. Соответственно, заключение вашей экспертизы финуп может и не принять.

Ему достаточно тех данных, которые предоставит страховщик. Следовательно, и оплаченные вами расходы на повторную диагностику не возместят.

Но шанс побороться всё же есть. Если решение омбудсмена вас не устроит, у вас останется последняя возможность защитить свои интересы – в судебном порядке. Но поскольку придётся оспаривать результаты экспертизы финансового уполномоченного, придётся обосновать суду, почему вы не согласны с его экспертизой и указать на ошибки в ней – это сложно.

Но если финуп не проводил экспертизу, а вы предоставили суду результаты своей, то, в случае выигрыша дела, суд взыщет расходы на эту независимую экспертизу с ответчика (страховой) в вашу пользу – в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Заплатит ли страховая за независимую экспертизу? 2023

Как мне лучше поступить?

Итак, стоимость независимых исследований возместить крайне сложно. Если дело не дойдёт до суда – то практически нереально. Однако выход есть! Точнее, целых два.

Первый вариант заключается в том, что вы вообще не тратитесь на независимую экспертизу ущерба автомобилю после ДТП, а просто ждёте решения от финупа. Предварительно, подав в страховую заявление о разногласиях. Омбудсмен проведёт свою экспертизу или пересмотрит материалы СК, и есть вероятность, что примет вашу сторону. Или хотя бы обяжет страховщика доплатить вам сумму возмещения.

Второй вариант получше, в том плане, что с ним у вас больше шансов добиться положительного для себя решения при обращении к финупу. Но и здесь независимая экспертиза не потребуется. Вам достаточно указать для финупа требование взыскать со страховой сумму в рамках страхового лимита – 400 000 рублей… и ещё кое-что.

А теперь более подробно:

  1. В 2023 году финуп сам решает, назначать экспертизу по спорному делу или ограничиться оценкой существующих материалов.
  2. Но, по общему правилу п. 2 ст. 20 ФЗ-123 О финансовом уполномоченном, омбудсмен вправе запросить у страховщика фото, документы и другую информацию о споре, а тот должен всё это предоставить. Далее все сведения анализируются, после чего финуп принимает окончательное решение по исходу спора. И здесь ситуация может обернуться не в пользу потерпевшего, поскольку будут исследоваться материалы страховщика, и неизвестно, какие фото он отправит, все ли повреждения учтены, что написал в заключении штатный эксперт СК и т.п.
  3. Но также страховщик может ничего не переслать финупу, и тогда вообще не будет данных для исследования – в таком случае омбудсмен издаёт постановление о невозможности принять решение.
  4. Наша с вами задача – предоставить полные, объективные и независимые материалы по страховому случаю, чтобы финуп на их основе смог составить истинную картину произошедшего и разрешить спор с учётом всех факторов.
  5. Для этого подойдёт качественный осмотр повреждённого в ДТП автомобиля. Сделать его можно либо в автосервисе, либо в рамках заказанной экспертизы. Главное, чтобы машина побывала на СТО, её разобрали, тщательно осмотрели, выявили все скрытые повреждения (при наличии) и сделали хорошие фотографии.
  6. Стоимость такого разбора обычно ниже, чем цена независимой экспертизы. А имеющиеся материалы можно приложить к заявлению и документам для омбудсмена: либо в электронном виде – на официальном сайте Финупа, либо в бумажном – направив ценное письмо по почте в адрес уполномоченного.
  7. Одновременно с этим в заявлении нужно указать максимальный лимит возмещения по ОСАГО – он составляет 400 тысяч рублей в случае вреда имуществу, и 500 тысяч – если был ущерб жизни или здоровью пострадавших в ДТП (ст. 7 ФЗ Об ОСАГО). То есть вместо подсчёта убытков с помощью независимой экспертизы, вы просто указываете максимальную сумму – а финуп уже решает, сколько вам полагается по страховому случаю.

Что в итоге? Во-первых, вы экономите деньги на независимой диагностике (хотя никто не запрещает вам её провести и приложить заключение эксперта к заявлению финупу – но затраты отбить вряд ли получится).

Во-вторых, вы делаете всё возможное со своей стороны, приложив материалы по осмотру ТС и фото повреждений.

В-третьих, если финансовый омбудсмен примет решение в вашу пользу, то страховщик будет обязан его исполнить.

Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?

Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.

Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.

Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль.

Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт.

Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.

Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза.

Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении.

Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.

Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.

Как провести независимую экспертизу по ОСАГО?

Главная цель ОСАГО – максимально облегчить жизнь пострадавших в ДТП, так как получить возмещение ущерба от страховой компании, конечно же, проще, чем «выколачивать» деньги с виновного лица.

Но ОСАГО в нашей стране имеет огромный минус – слишком маленькие выплаты. Отзывы о страховых компаниях полны жалоб недовольных клиентов.

Как правило, это обусловлено тем, что так называемые «независимые» эксперты, будучи ангажированными страховщиками, неоправданно занижают стоимость ремонта.

https://www.youtube.com/watch?v=0VdOg3wyzow\u0026pp=ygVf0JfQsNC_0LvQsNGC0LjRgiDQu9C4INGB0YLRgNCw0YXQvtCy0LDRjyDQt9CwINC90LXQt9Cw0LLQuNGB0LjQvNGD0Y4g0Y3QutGB0L_QtdGA0YLQuNC30YM_IDIwMjM%3D

Если потерпевший не согласен с оценкой ущерба и уверен, что ожидаемая выплата по ОСАГО не покроет затраты на восстановление авто, у него есть право организовать собственную независимую экспертизу (в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» и ст. 21 «Правил организации и проведения независимой экспертизы», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 238).

Чтобы грамотно организовать и провести собственную независимую экспертизу по ОСАГО, необходимо последовательно придерживаться некоторых правил:

  1. Прежде чем заключить договор о проведении оценочных работ, убедитесь, что независимые эксперты (юр. фирма или частное лицо) являются членами саморегулируемой организации оценщиков и имеют полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным. Сравните цены на услуги и сроки выполнения работ в разных оценочных организациях.
  2. После заключения договора необходимо обязательно пригласить на экспертизу представителей страховой компании. Для чего не менее чем за 3 дня направить в СК заказное письмо с уведомлением, в котором должны быть обозначены: место и время осмотра, марка/модель ТС, ФИО виновника и потерпевшего.
  3. Если ожидается, что ущерб превысит 120 000 руб. (лимит ответственности страховщика), целесообразно вызвать заказным письмом и виновника аварии. Если виновник и СК не будут уведомлены о проведении экспертизы, это может повлечь за собой не только отказ в выплате, но и отказ автоэксперта от проведения осмотра ТС.
  4. Не огорчайтесь, если представители страховщика проигнорируют приглашение присутствовать на экспертизе. Чаще всего так и бывает. Если дело дойдет до суда, достаточно будет доказать, что все было сделано по закону, т.е. предъявить копии письма-телеграммы, самого уведомления и квитанцию об оплате почтовых услуг.
  5. После этого можно получить отчет о стоимости восстановительного ремонта (оценку ущерба), который должен быть прошит, пронумерован, подписан оценщиком и скреплен печатью. Непременно оставьте себе копию отчета на тот случай, если СК откажет в выплате, не вернет результат экспертизы, и дело дойдет до суда.
  6. Оформляем в страховой компании заявление (в двух экземплярах) с просьбой пересмотреть размер ущерба на основании новой экспертизы. Отчет независимых экспертов прилагаем. Обязательно (!) берем подтверждение факта передачи документов и ставим входящий номер на 2-ом экземпляре заявления.
  7. Еще лучше будет составить досудебную претензию, которую направить вместе с отчетом в страховую компанию. Досудебная претензия также составляется в двух экземплярах, чтобы на втором можно было поставить отметку о получении документов страховой компанией.
  8. В течение 30 дней ожидайте ответа от СК: выплаты или отказа в возмещении (вероятнее всего).
  9. Если получен отказ или от СК нет никакой реакции, готовьте исковое заявление в суд.

Не обязательно проводить собственную независимую экспертизу до того, как страховая компания направит к своим оценщикам. Как показывает практика, лучше всего последовательно пройти все необходимые по Правилам ОСАГО этапы:

  1. В течение 15 дней после ДТП обратиться с заявлением о выплате.
  2. Пройти автоэкспертизу по направлению страховщика. Это позволит быстро получить хотя бы часть денег.
  3. В случае недовольства выплатой, действовать по вышеизложенной схеме.

Поначалу оплатить собственную экспертизу придется страхователю. Но если суд признает требования истца правомерными, страховую компанию обяжут возвратить ее стоимость. Поэтому, сохраняйте все квитанции.

Пользуйтесь услугами юристов, потому что их услуги суд также обяжет возместить компанию. Правда может случиться, что суд признает заявленную сумму необоснованно завышенной.

Если страховая выплата оказалась небольшой из-за износа авто, можно обратиться в суд на виновного водителя. Не просите независимых экспертов завысить сумму ущерба. Суд может подвергнуть ее сомнению и назначить свою экспертизу. Если третья оценка окажется намного ниже, чем у истца, суд поделит расходы на нее между обеими сторонами.

https://www.youtube.com/watch?v=0VdOg3wyzow\u0026pp=YAHIAQE%3D

Если у страховой компании виновника отозвана лицензия, компенсационные выплаты производит РСА. В этом случае потерпевший имеет право самостоятельно определить независимого эксперта, а РСА должен будет осуществить выплату на основании предоставленного отчета.

Как взыскать ущерб после ДТП в 2023 году, чтобы его хватило на ремонт авто?

Ещё пять лет назад ответ на этот вопрос был очевиден не только для автоюристов, предлагавших оперативно и в полном объёме наказать страховщиков, а заодно подзаработать на страховом случае, но и для самих пострадавших в аварии автовладельцев.

Страховые компании, в случаях, когда выплата не устраивала пострадавшего, стремились уже в досудебном порядке урегулировать вопрос возмещения ущерба, чтобы избежать колоссальных штрафов и пени по Закону о защите прав потребителей на основании решения суда.

Но даже желание страховщиков возместить ущерб по ОСАГО до судебного разбирательства не могли умерить аппетитов автоюристов, выкупавших у владельцев разбитых в дтп автомобилей убытки за треть их стоимости.

Далее решение спора с новым собственником переводилось в судебную инстанцию, где защитники интересов автовладельцев профессионально разбирались с юристами-практикантами от страховой компании и вытаскивали все до последней копейки. Для определенной категории собственников автоаварии стали прибыльным бизнесом.

Часть из них, объединившись с юридическими компаниями и независимыми экспертизами, поставили этот бизнес на поток, используя в том числе нелегальные схемы.

В результате многие страховые компании в конце отчетного периода уходили в минус на разнице между продажей страховых полисов и размером возмещенных в судах компенсаций, суды были завалены данной категорией гражданских исков, а рядовым автовладельцам в ожидании окончания судебных разбирательств, приходилось самостоятельно ремонтировать свои автомобили. Разумеется такая ситуация долго продолжаться не могла и требовала изменений в законодательстве, в проведении экспертизы ущерба авто и самом механизме урегулирования страховых событий.

Независимая оценка после дтп: что поменялось в 2020?

Поэтому, во-первых, в Федеральный закон об ОСАГО были внесены изменения о приоритете натурального возмещения через ремонт на станции страховщика над денежной выплатой.

Во-вторых, утверждённая Центробанком Единая Методика определения размера расходов на ремонт автомобиля, установила единые источники и параметры расчёта ущерба после дтп для независимых экспертиз и страховых компаний.

И, наконец, появилась новая структура по урегулированию споров между пострадавшим и страховщиком, — служба финансового управляющего.

Данные нововведения должны были не только разгрузить суды от исков по ОСАГО и отбить желание предприимчивых автоюристов продолжать разорять страховые компании, но и дать возможность пострадавшему по ОСАГО при наступлении страхового события выбрать сервис страховщика, где будет качественно и без каких-либо доплат отремонтирован повреждённый в аварии автомобиль.

Экспертиза ущерба авто по Единой Методике ОСАГО для суда: есть ли смысл в независимой оценке?

Большинство клиентов компании Волан М сталкиваются с одной и той же проблемой, когда обращаются за выплатой к страховщику. В натуральном ремонте им отказывают, потому что либо машина старая, либо нет сертифицированных сервисов, — несмотря на то, что данные причины не являются основанием для отказа в оформлении направления на станцию.

А перечисленных денег не хватает даже на покрытие только ремонта без учета запчастей. Каково же бывает их удивление, когда в большинстве случаев приходится констатировать, что проведение независимой экспертизы по Единой Методике и дальнейшим обращением с досудебной претензией к страховщику нецелесообразно.

Многие даже пытаются уличить нас в сговоре со страховыми организациями и искренне заваливают чат компании вопросами о справедливости, хотя ответ лежит на поверхности.

И независимый эксперт и страховой оценщик должны определять размер ущерба по единым критериям, а стоимость работ, запчастей и материалов обязаны брать из одного источника, которым закон утвердил интернет-каталог РСА.

Поэтому любой оценщик обязан использовать цену переднего бампера, например на Chevrolet Cruze, из данного каталога, где она не превышает 6000.00, когда рыночная стоимость той же детали составляет 22000.00. Аналогичная ситуация с расценками на нормо-час работ по ремонту и расходными материалами. Поэтому даже, если независимый эксперт профессионально выполнит свою работу: зафиксирует все имеющиеся на автомобиле повреждения и точно установит ремонтные воздействия на них, ему придётся использовать источники с ценами, которые отличаются от рыночных в два,три, а иногда в пять раз меньшую сторону. Как результат,- полученные расчёты, всегда будут вызывать искренне возмущение, как у собственника авто, так и сотрудников сервисов, которым предлагается провести ремонт за эти деньги.Поэтому страховщикам не требуется искусственно уменьшать ремонтные воздействия на ту или иную повреждённую деталь автомобиля, чтобы осуществить на законных основаниях минимальную страховую выплату, которая не покроет и 30% стоимости реального ремонта в гаражном автосервисе. Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.

Может ли ремонт на станции страховщика заменить независимую экспертизу автомобиля?

На сегодняшний день лишь немногие компании предлагают натуральное возмещение по ОСАГО.

Обычно представители страховщика, ссылаясь на отсутсвие сервисов, которые должны проводить ремонт автомобиля пострадавшего, дают подписать последнему мировое соглашение об убытке, после которого обращение в независимую экспертизу и судебные разбирательства становятся невозможными.

Но почему даже направление на станцию страховщика не может гарантировать, что ремонт будет проведён с надлежащим качеством?Причина в той же Единой Методике расчёта ущерба. Лимит средств, который страховая компания выделяет сервису на восстановление разбитого в аварии автомобиля, определяется по параметрам именно этой Методики.

Неудивительно, что сотрудникам станции ремонта остаётся либо предложить пострадавшему доплатить за разницу в ремонте, либо покупать и устанавливать старые или неоригинальные запчасти, а там, где по технологии необходимо заменить деталь, проводить ее восстановления методом «многослойной шпаклевки».

В результате проведённых на законодательном уровне изменений на рынке ОСАГО сложилась ситуация, когда пострадавший оказался перед выбором получить заниженную страховую выплату или некачественный ремонт своего автомобиля.

При этом, если раньше была возможность провести независимую экспертизу и обратиться к страховщику, а при отказе последнего напрямую — в суд, то сейчас после подписания мирового соглашения на возмещение такая опция отсутствует.

Почему? Во-первых, обращение с иском в суд не предусмотрено условиями соглашения о выплате, а, во-вторых, урегулирование споров по «автогражданке» заканчивается еще на службе финансового управляющего и, как правило, не в пользу пострадавшего!

Как же возместить ущерб после дтп и зачем нужна независимая экспертиза автомобиля?

Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 года утвердило право пострадавшего по ОСАГО после получения страховой выплаты обратиться с гражданским иском в суд к виновнику дтп.

Другими словами, собственник разбитого автомобиля, получив рассчитанную по минимальную сумму компенсации, вправе провести независимую экспертизу ущерба своего имущества и предьявить свои требования к прямому ответчику по дтп.

В чем суть данного иска? Речь идёт о законном праве взыскания разницы ущерба, которую осуществил по Единой Методике ОСАГО страховщик и рассчитал независимый эксперт.

Важно понимать, что право требования по гражданскому кодексу РФ предусматривает определение стоимости восстановительного ремонта авто по иным нормативным документам, которые учитывают реальные рыночные цены на ремонт, комплектующие детали и расходные материалы и могут полностью компенсировать все расходы пострадавшего.

Кроме того, ст.15 ГК предусматривает полное возмещение убытков лицу, право которого было нарушено, то есть без учета износа на заменяемые запасные части.

Независимая экспертиза, проведённая по утверждённой в 2019 году Министерством Юстиции Методике, позволяет нивелировать разницу между выплатой по ОСАГО и реальными затратами на ремонт автомобиля. Именно такой способ взыскания ущерба является на сегодняшний день наиболее оптимальным.

Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой для дальнейшего обращения в суд, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.