Правила

1% зона подтопления

Нормы российского законодательства ужесточили правила строительства в зонах подтопления и затопления. Это не накладывает полный запрет на стройку, однако требует выдержать определенные требования.

Содержание:

Строительство в зоне подтопления и затопления.
Законодательные аспекты

Порядок установления зон затопления и подтопления определяет Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 360.

Согласно документу границы зон подтопления и затопления устанавливают территориальные органы Федерального агентство водных ресурсов, а данные по этим участкам заносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Изменить статус территории можно лишь после исчезновения опасности – прекращения существования водного объекта.

Водный кодекс РФ (статья 67.1), запрещает в границах зон затопления и подтопления выполнять капитальное строительство без обеспечения инженерной защиты.

В 2022 году Госдума внесла поправки в статью 67.1 Водного кодекса, дополнив пункт 4 перечнем мероприятий инженерной защиты, что должно было упростить строительство объектов на территориях, подверженных затоплению, подтоплению. Однако в текущей редакции закона требуется защитить не только сам объект, но и прилегающую территорию.

В свою очередь, защитные мероприятия приведены в Своде правил «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» (СП 104.13330.2016).

Термины и определения

  • Затопление – это покрытие территории водой в результате повышения ее уровня в водоеме.
  • Подтопление – это критическое повышение уровня грунтовых вод, влекущее негативные последствия.
  • Инженерная защита территории от подтоплений и затоплений – комплекс мероприятий и сооружений, направленный на предотвращение опасных процессов или устранение их отрицательных последствий.

1% зона подтопления

Зачем нужен проект инженерной защиты от подтоплений и затоплений

Проекты инженерной защиты разрабатываются как для проектируемых зданий и сооружений, так и для существующих объектов. Это могут быть отдельные здания, предприятия, поселки, инфраструктурные объекты (автомобильные и железные дороги, инженерные сети) и т.д.

Выполнение мероприятий по инженерной защите (в отдельных случаях наличие проектной документации) требуется для получения разрешения на строительство в зоне подтопления или затопления, а также для ввода в эксплуатацию построенных объектов.

1% зона подтопления

Основные методы инженерной защиты территорий от подтоплений и затоплений:

  1. — искусственное повышение поверхности территории до незатопляемых планировочных отметок (например, создание насыпи под защищаемыми сооружениями);
  2. — обвалование территории – создание дамб, насыпей или других ограждающих конструкций, которые препятствуют распространению воды;
  3. — устройство руслорегулирующих сооружений и сооружений по регулированию и отводу поверхностного стока;
  4. — устройство систематических дренажных систем и локальных дренажей для отвода воды (включая иные мероприятия по водопонижению);
  5. — устройство противофильтрационных завес и экранов;
  6. — защита водонесущих инженерных коммуникаций (при техногенных рисках).
  7. К вспомогательным средствам инженерной защиты можно отнести использование естественных свойств природных систем:
  8. — расчистку русел и стариц для повышения эффективности водоотведения;
  9. — посадку деревьев-гигрофитов для улучшения дренажа.

1% зона подтопления

Методы защиты выбираются исходя из специфики защищаемой территории, вида опасного явления, на основании технико-экономического сопоставления вариантов.

При проектировании мероприятий инженерной защиты от подтоплений и затоплений проектировщики учитывают сопутствующие риски развития опасных геологических процессов (оползней, карста и суффозии, разрушения берегов и т.п.), наличие слабых и специфических грунтов, а также риски, связанные с сейсмической активностью.

«ГЕОИЗОЛ проект» выполняет как комплексное проектирования мероприятий инженерной защите территорий, так и предоставляет отдельные проектные услуги.

1% зона подтопления

Стоимость проектирования инженерной защиты

Мероприятия по инженерной защите довольно затратны, их стоимость может достигать десятков и даже сотен миллионов рублей. При этом доля проектирования составляет около 5-10% от затрат на строительно-монтажные работы.

Стоимость проектирования и строительства, как правило, оказывается слишком высокой для частных заказчиков, которым требуется защитить одно домовладение.

«ГЕОИЗОЛ проект» преимущественно занимается средними и крупными объектами, например, когда защиту от подтоплений и затоплений необходимо выполнить для поселка или предприятия, или протяженность береговой линии превышает 500 метров. Однако каждый случай рассматривается отдельно.

Необходимые данные для проектирования инженерной защиты

  • Для выбора оптимального технического решения и последующей разработки проекта инженерной защиты требуются следующие исходные данные:
  • — топографическая съемка и/или топографический план защищаемой территории;
  • — генплан или схема расположения защищаемых объектов;
  • — результаты инженерно-геологических и гидрометеорологических изысканий;
  • — результаты многолетних наблюдений за режимом поверхностных и подземных вод.
  • В ходе анализа исходных данных определяется достаточность предоставленных или потребность в дополнительных сведениях.

1% зона подтопления

Порядок проектирования инженерной защиты

  1. Выполнение комплексного проектирования инженерной защиты от подтоплений и затоплений можно разделить на следующие этапы:
  2. — анализ исходных данных;
  3. — проведение дополнительных обследований и изысканий, выезд на объект (при необходимости);
  4. — разработка задания на проектирование;
  5. — разработка и согласование концепции инженерной защиты (с выбором оптимального варианта);
  6. — проектирование (разработка специализированного раздела в проектной документации или подготовка Пояснительной записки);
  7. — согласование в органах экспертизы (при необходимости);
  8. — авторский надзор в ходе выполнения строительно-монтажных работ.

Как определить границы зон затопления и подтопления (видео)

Определить, попадает ваш участок в границы зон затопления и подтопления (ЗОУИТ) можно легко с помощью Публичной кадастровой карты.

Вначале на ней по кадастровому номеру находите свой участок. Затем включаете слой «Зоны с особыми условиями использования территории» – такие зоны выделяются зеленым цветом. Вы наглядно увидите, попадает ваш участок в границы таких зон или нет. Более подробная информация в ролике.

Определение границ зон подтопления как инструмент управления рисками наводнений

Шадрин, Б. А. Определение границ зон подтопления как инструмент управления рисками наводнений / Б. А. Шадрин, Е. Н. Самсонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3166/ (дата обращения: 17.07.2023).



Общеизвестно, что освоение территорий начиналось именно с тех земель, которые были расположены вблизи водоемов, рек и водохранилищ.

Однако, это не всегда безопасно. Якутия входит в список самых паводкоопасных регионов России. За последнее время на территории Республики Саха (Якутия) произошел ряд крупнейших наводнений регионального и федерального уровня.

На ликвидацию прямых последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод затрачиваются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы региона. Год от года сохраняется тенденция увеличения интенсивности и непредсказуемости стихийных бедствий, несмотря на предпринимаемые государственными структурами по уменьшению негативного воздействия водной стихии.

Общая сумма экономического ущерба от стихийного бедствия за период 1998–2014 гг. в Республике Саха (Якутия) составила почти 14 млрд. рублей [4].

С целью уменьшения влияния последствий наводнений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

Согласно данному документу, зоны затопления устанавливаются на территориях, прилегающих к незарегулированным водотокам, водоемам, водохранилищам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) [2].

Здесь надо отметить, что это величина является расчетной.

В Республике Саха (Якутия) границы зон затопления установлены по 123 населенным пунктам [3]. Список населенных пунктов был сформирован из тех населенных пунктов, которые в какой-либо период времени затапливались паводковыми водами.

При формировании списка были использованы данные МЧС и муниципальных образований.

Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) совместно с органами местного самоуправления готовятся предложения о зонах затопления населенных пунктов.

Зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий.

Прежде чем запись о территории зон затоплений и подтоплений будет внесена в Единый Государственный Реестр Недвижимости, она должна пройти несколько этапов согласования. Предложения подлежат обязательному согласованию с МЧС России, Росприроднадзором и Росреестром, либо с их территориальными органами.

Кроме того, границы зон затопления дополнительно согласовываются с Росгидрометом, а подтопления — с Роснедрами. Затем данная информация должна быть отражена в градостроительной документации, после чего направляется в Федеральное агентство водных ресурсов.

В свою очередь, агентство направляет в Росреестр документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта и об установленных параметрах зоны (координаты, площадь при наличии) [3].

Документ должен содержать текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями их использования в системе координат, установленной для внесения в ЕГРН. Отметим, что в зонах затоплений установлен особый режим использования территории: на них запрещается создавать новые населенные пункты или объекты капитального строительства.

Читайте также:  Реклама ценных бумаг

Информацию о зонах затоплений и паводков можно получить с помощью общедоступного сервиса Публичная кадастровая карта, а также заказав выписку из ЕГРН об объекте недвижимости в любом офисе МФЦ или с помощью сайтов Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.

В отношении таких земельных участков действуют ограничения. Так, в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления запрещается капитальное строительство новых населенных пунктов и объектов без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления [1].

Согласно Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.

2014 № 360, границы зон затопления могут быть изменены при внесении соответствующих изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий муниципальным образованием при строительстве новых сооружений инженерной защиты населенного пункта и объекта от затопления [2].

Для строительства домов, реконструкции уже имеющихся необходимо обеспечить их инженерную защиту, препятствующую их затоплению.

Органы местного самоуправления данных населенных пунктов должны внести изменения в генеральные планы и правила землепользования и застройки в целях отображения зон затопления в документах, а также в целях дальнейшего планирования и осуществления хозяйственной деятельности с учетом введенных ограничений.

Для практического изучения данного вопроса, мы взяли для рассмотрения земельный участок с кадастровым номером 14:35:102001:169. Данный земельный участок расположен в г. Якутске, село Капитоновка, ул. Семенова, дом 3.

Через МФЦ мы обратились в Управление Россреестра по Республике Саха (Якутия) за получением выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Выписка была получена нами в бумажном виде и в графе: сведения о том, что земельный участок полностью расположен границах зоны с особыми условиями использования территории, была запись о том, земельный участок распложён в границах зон затопления подтопления.

  • Мы выехали на местоположение данного земельного участка и не обнаружили вблизи к нему водоемов (Рисунок 1).
  • 1% зона подтопления
  • Рис. 1

По информации соседних земельных участков, данную территорию не затапливает весенний паводок. В селе Капитоновка действительно есть зона подтопления, но она расположена ближе к реке.

То есть в данном случае, собственник данного участка не сможет получить разрешение на строительство жилого дома на этом участке, либо не сможет продать данный участок.

При этом, чтобы снять это ограничение собственнику необходимо обратиться в суд на Ленское бассейновое водное управление и доказывать, что данный земельный участок фактически не входит в зону затопления. Необходимо будет нести расходы на юриста, госпошлину, экспертизу и так далее.

Из этого следует, что установление подобных зон было сделано очень укрупненно, что на практике привело к ущемлению прав собственников земельных участков, которые не попадают в зону затопления.

В настоящее время разработан проект поправок в Водный кодекс РФ, согласно которому собственники земельных участков смогут сама обеспечить инженерную защиту земельного участка от затопления.

Например, устройством свайного фундамента или отсыпкой земельного участка.

Это значит, что на таких земельных участка можно будет стоить и не ждать обеспечения инженерной защиты всего населенного пункта от негативного воздействия вод.

Литература:

Водный вопрос: зоны затопления

Проблема затопления территорий в России существовала во все времена. Однако в конце XX – начале XXI века она приобрела значительные масштабы в результате проведения стихийной застройки речных пойм как отдельными строениями, так и целыми населенными пунктами.

Размещение строений в пределах пойм, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в настоящее время является повсеместной проблемой. Несоблюдение водного законодательства, неграмотное или ошибочное определение границ зон  затопления зачастую приводит к возникновению значительного ущерба от природных процессов и явлений.

Результат – ежегодные многомиллионные выплаты гражданам, пострадавшим от «стихии», в роли которой часто выступает прохождение заурядного половодья или паводков, обеспеченность которых редко достигает пяти и менее процентов.

Специалисты Главгосэкспертизы России и ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» разбирают одну из важнейших проблем в строительстве – нормативно-правовые основы проектов определения границ на примере центральных областей.

С целью уменьшения влияния последствий наводнений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 (в редакции от 17 мая 2016 года) «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определение границ зон затопления, подтопления»).

Положения постановления отсылают к части 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации «Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий», которая позволяет регулировать размещение сооружений инженерной защиты территории и объектов от негативного воздействия вод на земельных участках, которые могут изыматься под создание этих сооружений.

Постановление устанавливает правила определения границ зон затопления, подтопления, приводятся основные органы исполнительной власти, которые определяют и несут ответственность за реализацию проекта: «Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления…».

1% зона подтопления

Пункт 6 постановления четко регулирует пути согласования заявлений с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления перед направлением на согласование в Федеральное агентство водных ресурсов. Также заявление подлежит согласованию:

  • с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
  • с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • с Федеральным агентством по недропользованию.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Данные границы зон затопления определяются в отношении:

  1. территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности;
  2. территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;
  3. территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
  4. территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
  5. территорий, прилегающих к зарегулированным водо- токам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

Критерии типизации территорий по подтопляемости

#G0Области(по наличию процесса подтопления) Районы(по условиям развития процесса) Участки (по времени развития процесса)
I-A Подтопленные в естественных условиях I-A-2 Сезонно (ежегодно) подтапливаемые
I-Б Подтопленные в техногенно измененных условиях I-Б-1 Постоянно подтопленные в резуль-I-Б-2 Регулярно (ежегодно) подтапливае-
II-AПотенциально подтопляемые в результате длительных климатических изменений (глобальное потепление климата, изменение циркуляции атмосферы, увеличение годовой суммы осадков, подъем уровней морей, водохранилищ)
II-А-1,2,…,n Периодическое быстрое повышение уровня, повторяющееся с вероятностью Рпри (Р=1/Т, где Т=1,2,…n лет)
II-БПотенциально подтопляемые в результате ожидаемых техногенных воздействий (планируемое строительство гидротехнических сооружений, проектируемая промышленная и гражданская застройка с комплексом водонесущих коммуникаций, вырубка лесов и т.п.) II-Б-1,2,…,n Медленное повышение уровня грунтовых вод с прогнозируемым подтоплением через Т лет
II-Б-1,2,…,n Периодическое быстрое повышение уровня, повторяющееся с вероятностью РР=1/Т, при Т=1,2,…n лет
III-A Неподтопляемые в силу геологических, гидрогеологических, топографических и других естественных причин (скальные трещиноватые породы с глубиной залегания уровня 50 м и более; надежный естественный дренаж и др.) III-A-1 Подтопление отсутствует и не прогнозируется в будущем
III Неподтопляемые III-БНеподтопляемые в силу неосвоенности территории

  • прогнозируемое повышение уровня за
    счет естественных ()
    и техногенных ()
    факторов

  • Т
    — время
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    К
  • (справочное)

Соседние файлы в папке 4. Пособия и ГОСТ для выполнения практ. работы

Вс пояснил порядок согласования размещения дома на участке в зоне затопления

Верховный Суд в Кассационном определении от 1 марта 2023 г. по делу № 49-КАД22-11-К6 высказался о допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, до возведения защитных сооружений.

10 июня 2016 г.

Алене и Александру Буркиным и их несовершеннолетним детям как многодетной семье на основании договора безвозмездной передачи был предоставлен в собственность земельный участок с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеет обременений, располагается в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 г. № 22 был утвержден реестр населенных пунктов, попадающих в зоны подтоплений (затоплений), вызванных гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами. В реестр вошло с.

Заливной Стерлитамакского района РБ с водным объектом «Юмагузинское водохранилище» с риском катастрофического затопления вследствие аварии на гидротехнических сооружениях.

Согласно выписке из ЕГРН предоставленный Буркиным земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

21 июля 2021 г.

уведомлением МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан» Буркиным было сообщено о недопустимости размещения объекта ИЖС на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в связи с его нахождением в зоне затопления, подтопления. При этом учреждение ссылалось на ч. 6, 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

В связи с этим Алена и Александр Буркины обратились в суд с административным исковым заявлением о признании уведомления незаконным.

Суд удовлетворил заявленные требования, на учреждение была возложена обязанность по пересмотру вопроса о выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам. Сославшись на положения ч. 7 ст. 67.1, п. 1 и 17 ст. 24, п. 4 ч. 2 ст.

39 Водного кодекса, первая инстанция пришла к выводу, что отнесение земельного участка к зоне затопления (подтопления) не устанавливает безусловный запрет на ИЖС.

Данные нормы предусматривают обязанность собственника водного объекта осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании.

Вместе с тем 6 апреля 2022 г. Верховный Суд РБ отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляция установила, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, и сделала вывод о том, что в силу вышеприведенного правового регулирования установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, в связи с чем полагал правомерным оспариваемое уведомление. С такими выводами согласился и кассационный суд.

Впоследствии административные истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по административным делам ВС пояснила, что затопление и подтопления согласно п. 16 ст. 1, ч. 1 ст. 67.

1 Водного кодекса являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.

В целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. При этом, указал ВС, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса).

Вместе с тем, как подчеркнула Судебная коллегия, из буквального содержания указанных норм права не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС уже должны быть возведены. ВС уточнил, что в соответствии со ст. 51.

1 ГрК РФ застройщик в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, содержащее сведения, указанные в ч. 1 данной статьи, и прикладывает соответствующие документы.

Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.

Более того, добавил Суд, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на таких земельных участках возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.

Суд принял во внимание, что Генеральный план Наумовского сельского поселения Стерлитамакского муниципального района РБ, утвержденный решением Совета данного сельского поселения от 7 июня 2017 г., содержит сведения о наличии комплекса мероприятий по инженерной защите территорий от временного затопления и возможного катастрофического затопления, в том числе земель в с. Заливной.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что судебные акты апелляции и кассации постановлены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем отменил их и оставил в силе решение первой инстанции.

Адвокат АП Краснодарского края Алина Шакалова считает, что ВС обоснованно защищает право собственников земельного участка, предусмотренное ч. 3 ст.

209 ГК РФ, на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

«В моей практике собственники земельных участков, попадающих полностью или частично в зону с особыми условиями использования территорий, часто сталкиваются с проблемой как получения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, так и постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности дома в “упрощенном порядке”. В первом случае отказ выдает орган местного самоуправления, во втором – Росреестр», – поделилась эксперт.

Алина Шакалова полагает, что ВС РФ верно указал на императивность нормы ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ в части перечня документов, которые прилагаются к документу.

Она отметила: в целях обеспечения инженерной защиты объектов от подтопления, затопления необходимо разработать проектную документацию, где должны быть предусмотрены порядок и сроки выполнения инженерных работ, и, таким образом, требования п. 1 ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса будут соблюдены.

Однако отсутствие проектной документации не должно влиять на процедуру получения уведомления о планируемом строительстве, постановке на кадастровый учет и регистрации права, уточнила эксперт.

Руководитель практики «Недвижимость. Земля.

Строительство» АК «Сотниковы и Партнеры» Елена Сотникова подчеркнула, что проблема предоставления земельных участков и строительства в границах зон подтопления стала актуальной после изменений Водного кодекса РФ в 2017 г. и в настоящее время в разных регионах много споров, связанных с формированием и использованием земельных участков в таких зонах.

Как пояснила Елена Сотникова, теперь согласно ст. 67.1 Водного кодекса должны быть приняты меры по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления и подтопления, имеются ограничения на создание новых населенных пунктов и строительство без дополнительных мер защиты.

«Определение ВС вносит ясность в применение рассматриваемой нормы и еще раз подчеркивает, что однозначного запрета на строительство на таких землях нет. Это сократит количество необоснованных отказов в согласовании строительства.

 Выводы суда в очередной раз подчеркивают недопустимость слишком узкого толкования правовых норм», – считает эксперт.

Юрист компании ALTHAUS Legal Юлия Максимкина также указала, что рассмотренная ВС проблема является актуальной, поскольку правоприменительная практика по-разному трактует вопрос о критериях согласования уведомления о размещении объекта ИЖС, который находится в зоне подтопления, затопления.

«Долгое время в судебной практике превалирует подход, согласно которому размещение объекта ИЖС допускается при условии, что застройщик вместе с уведомлением о размещении объекта предоставляет или документацию о планируемых мероприятиях по обеспечению земельного участка инженерной защитой, или предоставляет доказательства проведения защитных мероприятий (кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г. по делу № 88а-13831/2022; кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. № 88а-37067/2022). Лишь в незначительном количестве судебных дел суды толкуют норму ч. 3 ст. 6.1 Водного кодекса иначе, допуская возможность непредоставления вышеуказанных документов до начала строительства объекта ИЖС (кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 г. № 88а-861/2023)», – рассказала она.

По мнению эксперта, выводы ВС РФ не отменяют правил о необходимости проведения застройщиком защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в месте нахождения земельного участка.

«Суд сместил акцент строительного надзора с экспертизы документации, полученной с уведомлением о планируемом строительстве, на документацию, которая будет получена от застройщика уже после возведения объекта ИЖС, – отметила Юлия Максимкина. – Может быть, такое толкование нормы ч. 3 ст. 6.

1 Водного кодекса РФ и открывает застройщику возможность сократить временные и финансовые затраты на начальном этапе, но тем не менее полностью не исключает риск будущих судебных споров, связанных с оспариванием уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Ведь, вполне вероятно, может возникнуть ситуация, при которой застройщику придется доказывать, что выбор решений по инженерной защите полностью соответствует технико-экономическим показателям в проектной документации».

Ликбез №54: Зоны в законе

Между тем массовая застройка затопляемых земель привела к тому, что даже умеренные паводки начали приводить к серьезным последствиям.

А если на реке стоит ГЭС, то винить во всем по традиции все привыкли только и исключительно энергетиков, хотя они не распоряжаются режимами рек и лишь строго выполняют выданные им предписания Росводресурсов.

А территориальные органы ФАВРа, в свою очередь, могут опираться лишь на прогнозы синоптиков, которые никогда не бывают особенно надежными. Только за минувший год можно вспомнить два примера, когда прогнозы не обещали ничего серьезного, а дело кончилось крайне скверно. 

В июне 2019 года в Иркутской области прошли две волны наводнения – в первой пострадали только западные районы области, во вторую зацепило еще и южные. По факту причиной стали циклоны, которые пролились не там, где обычно и не в то время, когда их ждали.

Но пострадавших и им сочувствующих не интересует, что на всю огромную территорию, где нет дорог и почти нет сотовой связи, работает лишь шесть метеопостов да пара гидрологических – их интересует лишь конкретный виновник, с которого можно взыскать ущерб.

Таковым, вопреки всякой логике, сначала тоже пытались назначить как раз энергетиков, хотя любое из водохранилищ на Ангаре находится ниже зоны затопления и ни одна из ГЭС никакого отношения к тем событиям не имела.

Платить многомиллиардные компенсации за потерянное жилье и имущество пришлось государству.

А будь в том же Тулуне разработанная карта с зонами затопления и подтопления, будь в нашем законодательстве обязательная страховка для участков с повышенным риском – платить пришлось бы страховым компаниям и самим гражданам, поставившим, к примеру, свой автосервис прямо на берегу печально знаменитой реки Ия. Выписали бы штрафы и городской администрации, которая не слишком рьяно следила за соблюдением ВК РФ в городской черте, допустив застройку опасных зон. И платить из госбюджета пришлось бы в итоге только за социальные и коммунальные объекты, которые стояли достаточно далеко от берега и пострадали именно потому, что «Тулунское наводнение» оказалось беспрецедентным по мощности и продолжительности.

Второй пример свежее. В первые дни мая 2020 года в Рыбинске и Ярославле затопило набережные, дома и огороды. Рыбинская ГЭС за несколько часов в ночь с 7 на 8 мая увеличила расходы с 2045 до 3588 кубометров в секунду.

В последующие дни пропуск через агрегаты и водосброс пришлось увеличить еще сильнее, и на пике он составлял 4880 кубометров. Казалось бы, вот он, долгожданный момент, когда «эко-активисты» поймали зловредных энергетиков за руку буквально на месте преступления! Но нет.

Владелец Рыбинской ГЭС – ПАО «РусГидро» – как оказалось, предупреждало о возможности развития такого сценария за полтора месяца (цитата по пресс-релизу от 24 марта!): «Сегодня практически все водохранилища Волжско-Камского каскада полностью заполнены, то есть находятся на отметках, близких к нормальному подпорному уровню. В случае значительного роста приточности из-за дальнейшего быстрого таяния снега, гидроузлы будут вынуждены перейти в транзитный режим пропуска воды». 

Когда при наполненных водохранилищах в Поволжье пошли дожди, ситуация обернулась затоплением набережных, которое, по счастью, не имело серьезных последствий.

Но и их бы не было, если бы при строительстве в этих зонах учитывался риск паводков – а в случае с Рыбинской ГЭС отметки, на которые вода выходит при паводках повторяемостью раз в 100 лет, были определены много лет назад, и закреплены еще в советских Правилах использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, которые, к слову, действуют и по сей день. В мае 2020 года до этих отметок было еще далеко, но не так давно построенная набережная взяла и ушла под воду. 

«Любая модель (планируемого половодья или паводка – прим. «Кислород.ЛАЙФ») упирается в один фундаментальный фактор – отсутствие надежных долгосрочных прогнозов приточности.

Приточность в половодье (снеговая) прогнозируется плохо, ее характер (пиковая или растянутая) не прогнозируется вообще. Дождевые паводки за пределами нескольких дней прогнозируются, как в том анекдоте, «с точностью 50%» — или будет, или не будет.

Долговременные прогнозы приточности, ну там что будет через месяц и дальше, просто ненаучны, что сами специалисты Росгидромета признают.

В этих условиях Росводресурсы всегда будут страховаться, держа в уме плохие сценарии в обе стороны, от засухи до наводнения, и идти по какой-то средней линии, которая по факту редко оказывается идеальной», — комментировали случившееся в социальных сетях.

Итоги половодья 2020 года подвела в июне подвели сотрудники Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Они выявили факты затопления набережных, а также приусадебных участков – и это несмотря на то, что максимально допустимые отметки, ниже которых в соответствии с Водным кодексом запрещено капитальное строительство без возведения инженерных защит, превышены не были! Максимально допустимый уровень воды в районе Рыбинска составляет 90,8 м, в районе Ярославля – 88,6 м. В мае 2020 года уровень воды в районе Рыбинска поднимался лишь до отметки 89,14 м (ниже максимально допустимого на 1,66 м), а в районе Ярославля – до отметки 86,29 м (ниже максимально допустимого на 2,31 м). Ответственным за застройку были вынесены представления о недопустимости нарушения закона – но сильнее всего их наказала сама природа, которая карает сразу, без предупреждений. 

При этом возможности Росводресурсов ограничивает все та же застройка, которой на затопляемых землях быть не должно, причем как ниже водохранилищ, так и по их берегам, в той самой зоне, которое еще в проектах водохранилищ оставлена для их временной форсировки в экстремальных ситуациях выше обычного уровня. Пока крупных последствий удается избежать просто потому, что на Волге очень давно не было по-настоящему «большой воды». Но если на самую густозаселенную реку России придет такой же паводок, какой в 2013 году пришел на Амур, последствия могут оказаться на порядок серьезнее.