Правила

Хранение имущества косгу

Заказчики проводят закупки по определенным кодам. По коду бюджетной классификации выделяют финансирование и проводят расходы. А коды КОСГУ и КВР нужны, чтобы определить назначение платежа по контракту и отразить операцию в бухучете.

Хранение имущества косгу

Приказом Минфина № 209н утверждены КОСГУ в 2023 году для бюджетных учреждений (Приказ № 209н от 29.11.2017).

Классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ) используют для группировки операций по их экономическому содержанию.

КОСГУ имеет важное значение для бюджетного учета и составления отчетности: группы аналогичных операций отражаются на одном счете учета, что позволяет контролерам следить за исполнением бюджета.

Раньше КОСГУ входил в расходные КБК — операционный код определяли по последним трем цифрам кода бюджетной классификации. В 2016 году код операций поменяли на коды вида расходов: КОСГУ с изменениями по 209н на 2023 год теперь учитывают в увязке с КВР. А последние три цифры расходных КБК — это код вида расходов (Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022).

Несмотря на исключение КОСГУ из структуры бюджетной классификации, бюджетники продолжают использовать кодировку операций сектора госуправления в повседневной деятельности при:

  • планировании бюджета: доходов, расходов, составлении бюджетной росписи;
  • формировании бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности;
  • составлении обоснований расходов к смете и ПФХД;
  • планировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: подготовке планов-графиков и планов закупок;
  • проведении торгов, регистрации госконтрактов и принятии договорных обязательств;
  • расчетах с бюджетом, оплате поставщикам, подрядчикам, исполнителям;
  • составлении периодической и итоговой отчетности по исполнению бюджета и закупкам.

Главные распорядители бюджета (ГРБС) доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до получателей средств (ПБС) по КОСГУ — в разрезе операций сектора госуправления. По группам экономических операций заполняют два бюджетных отчета (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011):

  • форму 0503721 (0503121 для казенных учреждений) — отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;
  • форму 0503723 (0503123 для казенных учреждений) — отчет о движении денежных средств учреждения.

Хранение имущества косгу

Какие КОСГУ используют в работе

КОСГУ — это трехзначный код. Расшифровка КОСГУ: первая цифра кодировки показывает принадлежность к группе операций, вторая обозначает подгруппу, третья — операцию.

В таблице — все группы КОСГУ, которые применяются в 2023 г.:

Группы и подгруппы
Экономическое содержание операции
100 «Доходы»
110 Налоговые доходы:

  • 111 — налоги;
  • 112 — госпошлины и другие сборы
130 Доходы от платных услуг
180 Прочие доходы
200 «Расходы»
210 Оплата труда:

  • 211 — заработная плата;
  • 212 — прочие выплаты;
  • 213 — налоги и взносы
220 Оплата работ, услуг:

  • 221 — услуги связи;
  • КОСГУ 222 — транспортные услуги;
  • 223 — коммунальные услуги;
  • 225 — работы и услуги по содержанию здания;
  • 226 — прочие работы, услуги
290 Прочие расходы: к примеру, КОСГУ 296 — другие выплаты текущего характера физическим лицам
300 «Поступление нефинансовых активов»
310 Увеличение стоимости основных средств
320 Увеличение стоимости (УС) нематериальных активов
330 УС непроизведенных активов
340 УС материальных запасов, а расшифровка КОСГУ 346 — увеличение стоимости прочих матзапасов
350 УС права пользования
360 УС биологических активов
400 «Выбытие нефинансовых активов»
410 Уменьшение стоимости основных средств
420 Уменьшение нематериальных активов
430 Уменьшение непроизведенных активов
440 Уменьшение материальных запасов
450 Уменьшение стоимости права пользования
460 Уменьшение биологических активов
500 «Поступление финансовых активов»
510 Поступление денег, их эквивалентов
520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций
530 УС акций и других фининструментов
540 УС задолженности по предоставленным заимствованиям
550 УС иных финансовых активов
560 УС прочей дебиторской задолженности
600 «Выбытие финансовых активов»
610 Выбытие денег, их эквивалентов
620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций
630 Уменьшение акций и других фининструментов
640 Уменьшение долгов по предоставленным заимствованиям
650 Уменьшение иных финансовых активов
660 Уменьшение прочей дебиторской задолженности
700 «Увеличение обязательств»
710 Увеличение долгов по внутренним привлеченным заимствованиям
720 Увеличение долгов по внешним привлеченным заимствованиям
730 Увеличение прочей кредиторской задолженности
800 «Уменьшение обязательств»
810 Уменьшение долгов по внутренним привлеченным заимствованиям
820 Уменьшение долгов по внешним привлеченным заимствованиям
830 Уменьшение прочей кредиторской задолженности

Как применять КВР

КВР, или код вида расходов, состоит из трех символов. Кодировку используют, чтобы сгруппировать расходные операции по экономическому содержанию. Фактически КВР — это еще один код для исполнения бюджета: по нему проверяют направления расходования выделенных средств.

КВР входит в состав кода бюджетной классификации. Последние три цифры двадцатизначного КБК — это код вида расходов. Классификация расходов бюджета утверждена Приказом Минфина № 82н от 24.05.2022, а коды на 2023 год — Приказом № 75н от 17.05.2022.

Подстатья 226 Прочие работы, услуги

  • На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 — 225, в том числе:
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы:
  • — проведение архитектурно-археологических обмеров;
  • — разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
  • — межевание границ земельных участков;
  • — работы по типовому проектированию;
  • — разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;
  • — разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;
  • — разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;
  • — возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;
  • монтажные работы:

— установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»);

  1. — пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
  2. — монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
  3. услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья;
  4. услуги в области информационных технологий:
  5. — приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
  6. — приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
  7. — обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;
  8. — услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;

— периодическая проверка (в т.ч. аттестация) объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;

  • типографские работы, услуги:
  • — переплетные работы;
  • — ксерокопирование;
  • медицинские услуги (в том, числе, диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);
  • иные работы и услуги:
  • — приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности;

— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т.п.);

  1. — услуги по предоставлению выписок из государственных реестров;
  2. — услуги по охране, приобретаемые на основании договоров гражданско-правового характера с физическими и юридическими лицами, (ведомственная, вневедомственная, пожарная и другая охрана);
  3. — инкассаторские услуги;
  4. — подписка на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки;

— услуги рекламного характера (в т.ч., размещение объявлений в средствах массовой информации);

  • — услуги по курьерской доставке;
  • — услуги по демеркуризации;
  • — услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;
  • — услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации;
  • — расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • — расходы на оплату услуг по организации питания;
  • — расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки;
Читайте также:  Договор цессии бухгалтерский и налоговый учет

(в ред. Приказа Минфина России от 01.12.2015 N 190н)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. — оплата за проживания в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  2. — услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки;
  3. — услуги по хранению имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и вещественных доказательств;
  4. — проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств;
  5. — работы по погрузке, разгрузке, укладке, складированию нефинансовых активов;
  6. — работы по распиловке, колке и укладке дров;
  7. — услуги и работы по утилизации, захоронению отходов;
  8. — работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности;
  9. — услуги по резервированию (предоставлению) мест в линейно-кабельных сооружениях (коллекторах) для размещения объектов имущества учреждений;
  10. — услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);
  11. — нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;
  12. — услуги и работы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций, в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузочно-разгрузочные работы;
  13. — услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);

— услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т.п. (в т.ч. взносы за участие в указанных мероприятиях);

  • — услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;
  • — выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;
  • — выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — оплата юридических и адвокатских услуг, в том числе, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
  • — услуги, оказываемые в рамках договора комиссии;
  • — плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой;
  • — выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок;
  • — услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;
  • — плата за использование радиочастотного спектра;
  • другие аналогичные расходы.

Особенности разграничения подстатей 224, 225 и 226 косгу в некоторых типичных ситуациях

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 7

Разграничение сферы применения подстатей 224 «Арендная плата за пользование имуществом», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и 226 «Прочие работы, услуги» является зачастую непростой процедурой.

По некоторым разновидностям хозяйственных операций выбор той или иной подстатьи базируется на профессиональном мнении бухгалтера.

Поэтому практикующим специалистам следует внимательно отнестись к позиции контролирующих ведомств и судебных органов по данному вопросу.

Расходы по благоустройству территории

Проблема учета расходов по благоустройству территории заключается в том, что Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), отнесение данного вида расходов на ту или иную подстатью прямо не урегулировано.

Само понятие «благоустройство» является слишком широким, чтобы четко и бесспорно указать на экономическое содержание расходов. Для учета данных затрат подходят две подстатьи — 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и 226 «Прочие работы, услуги».

Поэтому практикующим специалистам для принятия итогового решения нужно анализировать положения контракта с исполнителем работ, и только на основе анализа можно сделать правильный выбор соответствующей подстатьи.

https://www.youtube.com/watch?v=xvGQMoWz1jg\u0026pp=ygUu0KXRgNCw0L3QtdC90LjQtSDQuNC80YPRidC10YHRgtCy0LAg0LrQvtGB0LPRgw%3D%3D

Стоит отметить, что не всегда данного подхода придерживаются судебные органы.

Бывает, что, не вдаваясь в анализ условий договоров (контрактов), судьи указывают, что в перечень расходов, относящихся на подстатью 225 КОСГУ, не включаются услуги по благоустройству, поэтому их следует относить на подстатью 226 КОСГУ, так как на названную подстатью относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 — 225. Примером тому может служить Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2013 N А82-8669/2012.

Вместе с тем благоустройство территории представляет собой целый комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. Не все из данных мероприятий оплачиваются с отнесением на подстатью 226 КОСГУ. Подробно об этом говорится в статье «Учет расходов на благоустройство территории», опубликованной в журнале, N 5, 2014, с. 19 — 26.

Пример 1. Казенное учреждение осуществляет расходы по благоустройству территории. Все мероприятия, включающие устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников, произведены в рамках единого контракта.

Стоимость материальных запасов, использованных исполнителем работ, отдельно в контракте не выделена.

До осуществления мероприятий по благоустройству на данной территории находилась временная постройка, которая к моменту заключения контракта с исполнителем была снесена.

В данном случае расходы следует отнести на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 нет, поскольку проведенные работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальную организацию озеленения на территории, где ранее зеленых насаждений не было.

Пример 2. На следующий год то же казенное учреждение понесло сходные расходы по благоустройству территории (в том числе на посадку цветов, обновление клумб) также в рамках единого контракта.

В данном случае расходы следует отнести на подстатью 225 КОСГУ, так как к моменту начала работ элементы озеленения уже имелись и казенное учреждение осуществляет мероприятия по их содержанию.

Пример 3.

Казенное учреждение культуры произвело расходы по благоустройству территории (в том числе на посадку цветов, переустройство клумб, устройство боскетов, которых ранее на данной территории не было) также в рамках единого контракта. До осуществления мероприятий по благоустройству на территории находилась зеленая зона. Целью мероприятий по благоустройству является воссоздание исторического облика указанной зоны.

При выборе подстатьи КОСГУ бухгалтеру необходимо принимать во внимание следующее:

  • данные затраты нельзя расценивать как расходы на содержание имущества, в отношении которых применяется подстатья 225 КОСГУ, поскольку речь идет о переорганизации расположения зеленых насаждений, а не об обновлении озеленения;
  • затраты нельзя расценивать как расходы на реставрацию нефинансовых активов, в отношении которых применяется подстатья 225 КОСГУ;
  • в данном случае в большей степени соответствует законодательству применение подстатьи 226, поскольку затраты на воссоздание исторического облика территории в перечне затрат, оплачиваемых по подстатье 225, прямо не указаны.

Продление регистрации доменного имени

Услуга по регистрации и продлению домена представляет собой занесение в реестр доменов информации о доменном имени на основании заявки заявителя.

В соответствии с Указаниями N 65н расходы по оплате договора, предусматривающего оказание услуг по продлению регистрации домена и делегированию доменного имени, следует относить на подстатью 226 «Прочие расходы и услуги» КОСГУ как затраты на оплату услуг в области информационных технологий.

Читайте также:  Включаются ли совместители в списочную численность

В свою очередь, судьи в Постановлении ФАС ВВО от 10.07.2013 по делу N А82-8668/2012 приравняли услуги по регистрации домена к услугам по бронированию сетевого ресурса, которые согласно Указаниям N 65н отнесены к услугам связи. То есть речь идет о применении подстатьи 221 КОСГУ.

https://www.youtube.com/watch?v=xvGQMoWz1jg\u0026pp=YAHIAQE%3D

По мнению автора, руководствоваться позицией суда довольно рискованно, поскольку контролирующие органы могут не отнести услугу по регистрации и продлению домена к бронированию сетевых ресурсов. Бронирование сетевых ресурсов — это бронирование интерфейсов подключения для присоединения к сети связи общего пользования.

Бронирование номеров следует понимать как стадию отношений с оператором связи, предшествующую присоединению и взаимодействию в процессе оказания услуг абонентам. Услуги по регистрации и продлению домена носят совершенно иной характер.

Как указано выше, речь идет о занесении в реестр доменов информации о доменном имени, что услугами связи не является.

Расходы по содержанию имущества как переменная часть арендной платы

Официальная позиция контролирующих ведомств по учету аренды сводится к следующему. Затраты на уплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды объектов нефинансовых активов следует относить на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

Расходы арендатора на возмещение арендодателю стоимости коммунальных услуг следует относить на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Затраты на содержание, обслуживание, ремонт нефинансовых активов, полученных в аренду, — на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

На практике расходы по содержанию арендованного имущества часто составляют переменную часть арендной платы. Иногда размер переменной части определяется исходя из потребленных арендатором коммунальных услуг за соответствующий отчетный период на основании документов поставщиков коммунальных услуг (счетов, актов), представляемых арендодателю, пропорционально площади арендованного имущества.

Установление арендной платы, дифференцированной на две составляющие — на постоянную и переменную части, действующему законодательству не противоречит. Более того, этот вариант, пожалуй, является самым удобным для сторон договора аренды.

Довольно часто практикующие специалисты полагают, что переменная часть арендной платы учитывается так же, как и постоянная — с применением подстатьи 224 КОСГУ.

Однако здесь важно добавлять существенную ремарку.

Если переменная часть арендной платы представляет собой возмещение затрат по коммунальным платежам или содержанию имущества в рамках отдельного платежа (по отдельному счету), подход будет иным.

Хотелось бы предостеречь читателей от поспешных выводов и привести пример судебного решения, в котором судьи встали на сторону проверяющих.

Так, по материалам одного из дел в результате проведенной органом финансового надзора проверки было установлено нецелевое использование средств федерального бюджета, выразившееся в использовании средств, находящихся на подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ, на оплату расходов за коммунальные и эксплуатационные услуги, подлежащих оплате по подстатьям 223 «Коммунальные услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Нарушитель указывал, что величина арендной платы состояла из постоянной части арендной платы и переменной части, эквивалентной сумме коммунальных платежей. Однако, по мнению суда, правового значения данный факт не имел.

Ведь отнесение расходов учреждения на тот или иной код осуществляется исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции.

Заключение договора аренды, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации (Решение Арбитражного суда Амурской области от 29.05.2014 N А04-1869/2014).

Пример 4. Казенным учреждением (арендатором) заключен контракт на аренду. Согласно условиям контракта арендная плата состоит из постоянной и переменной частей.

Постоянная часть представляет собой твердую денежную сумму и оплачивается с отнесением на подстатью 224 КОСГУ.

Переменная часть представляет собой компенсацию арендодателю затрат по содержанию имущества, оплачивается по отдельному счету арендодателя.

В данном случае затраты по содержанию арендованного имущества следует относить на подстатью 225 КОСГУ.

Пример 5. Казенным учреждением (арендатором) заключен контракт на аренду. Согласно условиям контракта:

  • в состав арендной платы включается компенсация за коммунальные платежи в фиксированной сумме;
  • в случае повышения тарифов (но не чаще чем раз в год) размер компенсации может изменяться, данное изменение оформляется дополнительным соглашением сторон;
  • компенсация за коммунальные платежи перечисляется в общей сумме арендной платы.

Всю сумму арендной платы (включая компенсацию за коммунальные платежи) необходимо отражать с применением подстатьи 224 КОСГУ.

Пример 6. Казенным учреждением (арендатором) заключен контракт на аренду помещения. В состав арендной платы включается компенсация за коммунальные платежи в фиксированной сумме (20% от суммы арендной платы). Согласно условиям контракта компенсация перечисляется не позднее 5-го числа следующего месяца, основная арендная плата — не позднее последнего числа месяца.

  • В июне бухгалтер перечислил обе суммы одним платежом в последний день месяца с применением подстатьи 224 КОСГУ.
  • В данном случае с точки зрения гражданского права нарушений нет, поскольку в контракте в отношении сроков перечисления компенсации использована формулировка «не позднее».
  • С точки зрения бюджетного законодательства нарушения есть. Согласно условиям контракта основная арендная плата и компенсация разбиваются на два платежа, поэтому применяются:
  • подстатья 224 КОСГУ — в отношении основной арендной платы;
  • подстатья 223 КОСГУ — в отношении компенсации за коммунальные платежи.

Монтажные работы

Из Указаний N 65н следует, что затраты по монтажным работам подлежат отнесению на подстатью 226 КОСГУ. Практика позволяет выделить две существенные и противоположные друг другу проблемы правоприменения при учете монтажных работ.

С одной стороны, довольно часто практикующие специалисты при выборе подстатьи КОСГУ применяют формальный подход. Если в тексте договора (контракта) упоминается монтаж, затраты по монтажу относятся на подстатью 226 КОСГУ без проведения анализа.

Типичный пример — монтаж подвесного потолка. Замена потолочного покрытия относится к ремонтно-отделочным работам. Поэтому работы по монтажу подвесного потолка должны быть классифицированы как ремонт помещения с соответствующим отражением расходов по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Правда, справедливости ради стоит отметить, что некоторые судебные органы принимают иную точку зрения и поддерживают применение в данной ситуации подстатьи 226 (см., например, Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.12.2012 N А82-9507/2012).

С другой стороны, достаточно часто бухгалтеры забывают об открытом характере перечня работ, подлежащих отнесению на подстатью 226 КОСГУ. Приведем пример.

Пример 7. Казенным учреждением заключен договор подряда на выполнение работ по устройству дополнительных рабочих мест в административном здании. В смете выделен такой вид работ, как монтаж кабелей в трубках, блоках, коробах, розеток штепсельных, крышек декоративных.

При отнесении затрат на подстатью КОСГУ бухгалтер выбрал подстатью 225, несмотря на то, что в Указаниях N 65н прямо сказано, что на подстатью 226 относятся монтажные работы по установке (расширению) единых функционирующих систем, таких как локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и др. Бухгалтер сделал вывод, что, поскольку факта монтажа всей сети или системы в целом не было, применяется подстатья 225 КОСГУ.

В рассматриваемом случае выбор подстатьи 225 КОСГУ является нарушением. Проведенные расходы не соответствуют понятию затрат на содержание имущества, которые относятся на подстатью 225. Поэтому правильным было бы отнесение данных затрат на подстатью 226 КОСГУ.

Таким образом, в каждой конкретной ситуации следует проанализировать, действительно ли имеют место монтажные работы и не является ли указание в текстах договоров (контрактов) слова «монтаж» просто неудачным выбором терминологии.

В заключение рассмотрим еще один непростой вопрос. Как быть, если споры по вопросу выбора подстатьи КОСГУ связаны с ошибкой в тексте договора?

Рассмотрим типичный пример из судебной практики. По материалам одного из дел учреждению вменялось в вину нецелевое использование бюджетных средств: использование средств федерального бюджета, выделенных по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», на оплату услуг по ремонту. По мнению административного органа, данные расходы подлежали оплате за счет средств по подстатье 225.

Читайте также:  Хранение регистрационных дел

Ошибка была связана с тем, что при составлении договора была допущена опечатка. Было указано «ремонт», тогда как следовало указать «монтаж». Суд отметил, что о том, что производился именно монтаж, свидетельствовали положения сметы, акта выполненных работ, акта о приемке работ (Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28.07.2011 N А69-1124/2011-8).

Контролирующий орган не наделен полномочиями по проведению экспертизы договоров гражданско-правового характера, заключаемых получателями бюджетных средств. Поэтому у учреждения не оставалось иного пути для защиты своей правовой позиции — только через суд.

  1. Н.Фимина
  2. Главный специалист-эксперт
  3. Управления бюджетного учета
  4. и отчетности
  5. Федерального казначейства

Как учесть поступление материальных запасов

13.01.2020

С 2020 года действует новый стандарт «Запасы». В рекомендации – все правила стандарта, как учесть матзапасы. Также есть образцы, примеры и проводки для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Что изменить в учете по СГС«Запасы»

Стандарт «Запасы» вводит основные группы материальных запасов, новые понятия и правила учета. Стандарт применяют для учета материальных запасов и незавершенного  производства.

  • Материальные запасы
  • Материальные запасы разделили на основные группы:
  • В каждую группу включают материальные запасы со сходными характеристиками, информацию о которых раскроют в бухотчетности одним показателем.
  • Новая группа — биологическая продукция. К ней относят:
  • сельскохозяйственную и другую продукцию как результат биотрансформации, полученную или собранную от биологических активов. Например, биологическая продукция это — зерновые, бобовые, мясо, молоко, латекс;
  • продукты биотрансформации объектов основных средств, непроизведенных активов, биоресурсов, которые относятся к животному и растительному миру и предназначены для отчуждения.

Такие правила — в пункте 7 СГС «Запасы», пункте 3 Методички по СГС «Запасы».

Совет: проанализируйте состав материальных запасов. Реклассифицируйте активы, у которых изменились условия использования в другую группу матзапасов или в состав основных средств (п. 27 СГС «Запасы»).

Проведите инвентаризацию. В инвентаризационных описях проставьте отметки статусов и целевых функций:

Статус (графа 8)Целевая функция (графа 9)
в запасе (для использования) использовать
в запасе (на хранении) продолжить хранение
ненадлежащего качества списание
поврежден ремонт
истек срок хранения

При необходимости, дополните перечень статусов и функций — закрепите их в учетной политике.

На основании инвентаризации, переводите активы из одной группы матзапасов в другую, или в состав основных средств. Первоначальную стоимость актива не меняйте.

Смотрите, как провести инвентаризацию.

Для материальных запасов, которые учреждение использует дольше 12 месяцев, определяйте срок полезного использования. Делает это комиссия по поступлению и выбытию активов  (п. 10 СГС «Запасы»). Например, установите срок полезного использования для штор, спецодежды, посуды.1

Изменили порядок как формировать стоимость материальных запасов. Матзапасы принимают к учету по первоначальной стоимости. Раньше стоимость, по которой учитывали матзапасы, называли «фактической» (п. 13 СГС «Запасы», п. 100 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В зависимости от операции первоначальной стоимостью признают: 

  • фактическую стоимость; 
  • справедливую стоимость;
  • остаточную стоимость;
  • условную оценку: 1 объект — 1 руб.;240
  • стоимость по передаточным документам;
  • нормативно-плановую стоимость.

Смотрите как определить первоначальную стоимость матзапасов.

Учреждения формируют резерв под снижение стоимости материальных запасов. Создают резерв по счетам «​​​​​​Товары» и «​​​​​​Готовая продукция, биологическая продукция» (п. 31 СГС «Запасы», п. 5 Методички по СГС «Запасы»).  Смотрите как рассчитать и учесть резерв.

Незавершенное производство

К незавершенному производству относите фактические затраты учреждения на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг, которые не прошли все стадии технологического процесса. Также к незавешенке относите затраты на изделия неукомлектованные, которые не прошли испытания и техническую приемку.  Читайте, как учитывать незавершенное производство.

Что отнести к матзапасам1

К материальным запасам относите материальные ценности — активы, которые приобрели или создали, чтобы использовать в процессе деятельности учреждения. К какой группе нефинансовых активов относить имущество – к основным средствам или материальным запасам, учреждение решает самостоятельно. Читайте, что относить к основным средствам.  

В состав материальных запасов включайте:

ГруппаОпределение по СтандартуПримерыНа каком аналитическом счете учитывать
Материалы материальные ценности, которые учреждение использует в текущей деятельности не более 12 месяцев; средства реабилитации, лекарственные препараты, медицинские изделия и другие предметы, предназначенные для обеспечения граждан или юрлиц
  1. стройматериалы;
  2. моющие средства;
  3. продукты питания;
  4. лекарства;
  5. ГСМ и др.
  • 105.01 «Медикаменты и перевязочные средства»
  • 105.02 «Продукты питания»
  • 105.03 «Горюче-смазочные материалы»
  • 105.04 «Строительные материалы»
Продукция:
ценности, которые учреждение изготовило самостоятельно для продажи печатные и периодические издания, мебель, и т.д.; изделия, изготовленные в учреждениях ФСИН заключенными; заготовленная донорская кровь в станциях переливания крови 105.07 «Готовая продукция»
сельскохозяйственная и иная продукция, полученная от биологических активов учреждения в результате процессов роста, размножения и вырождения живых организмов зерновые, бобовые, мясо, молоко, латекс, древесина и т.д.
Товары ценности, которые учреждение приобрело для продажи предметы, которые купили или получили для перепродажи, например: мебель, сувениры 105.08 «Товары» 105.09 «Наценка на товары»
Иные материальные запасы материальные запасы, которые не относятся к другим группам, в том числе те, которые определены как иные комиссией по учету активов в соответствии с НПА, регулирующими учет и отчетность материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы в соответствии с пунктом 99  Инструкции к Единому плану счетов № 157н. В том числе:

  • постельное белье и принадлежности, другой мягкий инвентарь;
  • одежда и обувь: специальная, форменная, спортивная, а также вещевое имущество;
  • посуда;
  • тара для хранения ценностей;
  • предметы для выдачи напрокат;
  • молодняк животных и животные на откорме: птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, приплод молодняка, подопытные животные;
  • посадочный материал для многолетних насаждений;
  • орудия лова: тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова;
  • бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос;
  • временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет: передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки;
  • сезонные и временные дороги, лесные дороги, которые подлежат рекультивации;
  • специнструменты и приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа;
  • сменное оборудование;
  • приспособления к основным средствам, используемые многократно;
  • временные сооружения, приспособления и устройства, затраты на которые относятся на стоимость строительно-монтажных работ;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • драгоценные и другие металлы для протезирования;
  • спецоборудование для НИОКР, приобретенное по договорам с заказчиками;
  • матценности специального назначения.
105.05 «Мягкий инвентарь» 105.06 «Прочие материальные запасы»
  1. Об это сказано в  пунктах 37, 98, 99, 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункте 7 СГС «Запасы». 
  2.   Оборотные и внеоборотные запасы
  3. В целях составления отчетности матзапасы нужно распределить на оборотные и внеоборотные. В Балансе показатель внеоборотных материальных запасов нужно будет показать в строке 081 «из них внеоборотные»:

Оборотные матзапасы – те, которые будут потреблены или реализованы в течение 12 месяцев после даты когда их купили или создали. Например, лампочки, бумага, продукты питания.

К внеоборотным матзапасам относите те, которые предназначены для  капитальных вложений. Такие запасы не используют в целях потребления, реализации.  Например:

  • орудия лова: тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова;
  • бензомоторные пилы, сучкорезки;
  • специальные инструменты и специальные приспособления: инструменты и приспособления целевого назначения для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа, независимо от их стоимости, сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.;
  • временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относят на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали;
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • спецоборудование для НИОКР, которое купили по договорам с заказчиками для выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение.