Правила

П 4 ст 283 РФ

Если по итогам налогового периода по правилам главы 25 НК РФ организацией получен убыток, то в налоговом учете его можно перенести на будущие периоды.

Понятие убытка в налоговом учете

Понятие убытка приведено в ст. 274 НК РФ.

Убыток — это отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном этой главой, в данном отчетном (налоговом) периоде.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база в этом периоде признается равной нулю.

Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.

Перенос убытков на будущее с 2017 года

С 1 января 2017 года действуют новые правила для переноса убытков прошлых лет, согласно новому Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

  • Согласно изменениям в законодательстве переносить на будущее можно будет убыток в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.
  • Кроме того, новый закон отменил ранее действовавший десятилетний ограничительный срок переноса убытков.
  • При этом стоит добавить, что ограничение сумм переносимых убытков на текущий момент установлено законодателями пока что на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Перенос налогового убытка на будущее в бухгалтерском учете

При осуществлении отражения операций по переносу убытка на будущее в бухгалтерском учете следует применять нормы Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02.

Применение ПБУ 18/02

Сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль (п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Условный расход (доход) по налогу на прибыль отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Сумма полученного по данным налогового учета убытка, подлежащая переносу на будущее, в соответствии с п. п. 8 — 11, 14 ПБУ 18/02 образует вычитаемую временную разницу, приводящую к образованию отложенного налога на прибыль (отложенного налогового актива), который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Отложенный налоговый актив равняется величине, определяемой как произведение вычитаемой временной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 17 ПБУ 18/02; Инструкция по применению Плана счетов).

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемой временной разницы (по мере переноса полученного убытка на будущее) будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив.

При этом производится запись по дебету счета 68 и кредиту счета 09.

Пример

Организация в 2017 г. по данным бухгалтерского и налогового учета получила убыток от основной деятельности в размере 50 000 руб.

По результатам 2018 г. по данным бухгалтерского и налогового учета получена прибыль от основной деятельности в размере 100 000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=gPx_ylC-cAk\u0026pp=ygUS0J8gNCDRgdGCIDI4MyDQoNCk

Организация решила перенести убыток на будущее в размере 50% от налоговой базы текущего периода.

В учете перенос убытка на будущее следует отразить следующим образом:

Содержание операцийДебетКредитСумма, руб.Первичный документ
Бухгалтерские записи 2017 г.
Отражен убыток от основной деятельности 99-1 90-9 50 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражен условный доход по налогу на прибыль 68 99-2 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
Признан отложенный налоговый актив 09 68 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
Бухгалтерские записи 2018 г.
Отражена прибыль от основной деятельности 90-9 99-1 100 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражен условный расход по налогу на прибыль 99-2 68 20 000 Бухгалтерская справка-расчет
Погашен отложенный налоговый актив 68 09 10 000 Бухгалтерская справка-расчет

Очередность переноса убытка на будущее

В порядке переноса убытка на будущее соблюдается «очередность».

Согласно положениям п. 3 ст. 283 НК РФ в случае, когда убытки были получены не в одном, а нескольких налоговых периодах, при их переносе должна соблюдаться очередность: сначала нужно переносить убыток, полученный в самый ранний год, а за ним в порядке возрастания года убытки, полученные в более поздние периоды.

Пример

По итогам 2012 г. организация получила убыток в размере 300 000 руб., по итогам 2013-го — убыток в сумме 400 000 руб.

Все последующие годы организация работала с прибылью, однако не уменьшала налоговую базу 2014 — 2016 гг. на убытки прошлых лет.

В 2017 г. она получила прибыль в размере 800 000 руб. и решила перенести на этот год убытки прошлых лет.

При расчете налога на прибыль за 2017 г. она вправе учесть убыток в размере 50% от прибыли за 2017 год — 400 000 руб. (800 000 руб. х 50%).

Поэтому, организация вправе учесть полученный в 2012 г., убыток в сумме 300 000 руб., а также часть убытка за 2013 г. в размере 100 000 руб. (400 000 — 300 000).

Таким образом, налоговая база организации за 2017 г. будет равна 400 000 руб.

Остаток неперенесенного убытка за 2013 г. в сумме 300 000 руб. (400 000 — 100 000) компания сможет учесть в последующие годы без ограничительного десятилетнего срока переноса убытков.

Вид и сроки хранения документов о подтверждении убытка прошлых лет

Организация, признающая убытки прошлых лет, обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков (п. 4 ст. 283 НК РФ).

Налоговый кодекс не конкретизирует состав таких документов.

Тем не менее налоговики настаивают на том, что у компании должны сохраняться все первичные документы за календарный год, по итогам которого она получила убыток (накладные, акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета, ведомости, акты приема-передачи, кассовые и товарные чеки и др.).

Такого же мнения придерживается Минфин России (Письма от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278 и от 23.04.2009 № 03-03-06/1/276).

  1. При этом стоит уточнить, что это не карточки учета, оборотно-сальдовые ведомости или налоговые регистры, а именно первичные документы подтверждающие сумму убытка.
  2. Хранение документации о подтверждении убытков прошлых лет должно быть постоянным, пока списывается убыток в уменьшение налоговой базы и до полного его списания.
  3. В противном случае не исключены спорные моменты с налоговыми органами.

Срок, в течение которого налогоплательщики обязаны хранить документы, установлен п. 1 ст. 23 НК РФ и составляет четыре года.

То есть в течение четырех лет налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих доходы, расходы, уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поэтому, и после полного погашения суммы убытка, документы, подтверждающие этот факт, должны храниться еще четыре года.

Такие требования прописаны в письме Минфина России от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278.

Таким образом, первичные документы, подтверждающие сумму убытка, надо хранить в течение всего срока переноса убытка плюс еще четыре года после окончания года, в котором убыток был полностью списан (пп. 8 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 283 НК РФ).

Это надо делать и тогда, когда правильность расчета суммы убытка была подтверждена выездной налоговой проверкой (Письмо Минфина от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Поскольку возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать их правомерность и обоснованность, при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несет риск неблагоприятных налоговых последствий.

Отсутствие документов, подтверждающих объем понесенного убытка, предполагает утрату налогоплательщиком права переносить убытки прошлых лет как не подтвержденные документально в расчет налоговой базы по налогу на прибыль за текущий налоговый период.

Такое решение изложено в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29 марта 2011 г.

по делу № А49-4451/2010, в котором также сказано, что, если при проведении выездной налоговой проверки налоговики не истребовали документы первичного учета в подтверждение убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база по налогу на прибыль, налогоплательщик в ходе такой проверки должен был самостоятельно представить документы, подтверждающие размер убытков прошлых лет.

Таким образом, перед тем как уменьшить налоговую базу текущего года на сумму убытков прошлых лет, компании целесообразно удостовериться в наличии документов, подтверждающих величину и период возникновения убытков, которые она планирует переносить на будущие периоды.

Перенос убытков при ОСН

Ранее мы уже говорили об особых правилах признания убытков от некоторых операций и видов деятельности (статья «Классификация убытков»), установленных статьями 264.1, 268.1, 274, 275.1, 275.2, 278.1, 278.2, 280, 304 НК РФ. Это следует учитывать при уменьшении текущей налоговой базы, определяемой в общем порядке, на убытки прошлых периодов (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Например, убытки, полученные по деятельности обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ), от операций с ценными бумагами, которые не обращаются на организованном рынке, не учитываются при определении общей налоговой базы, а уменьшают налоговую базу по аналогичным видам деятельности.

Нельзя переносить на будущее убытки, полученные по деятельности, облагаемой по ставке 0 % (абз. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ):

– образовательная или медицинская деятельность (п. 1.1 ст. 284 НК РФ);

– деятельность сельхозпроизводителей и рыбохозяйственных организаций (п. 1.3 ст. 284 НК РФ);

– сфера социального обслуживания граждан (п. 1.9 ст. 284 НК РФ);

– деятельность участников инновационного центра «Сколково» (п. 5.1 ст. 284 НК РФ) и др.

 Правила переноса убытков

1) Убыток можно переносить на неограниченное число последующих налоговых периодов (п. 2 ст. 283 НК РФ), однако для периода 2017-2021 гг. предел уменьшения налоговой базы составляет 50 % (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).

Из этого правила есть исключения: организации, прибыль которых облагается по пониженной ставке (ст.284, 288.

1 НК РФ), – резиденты особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – могут уменьшать свою текущую прибыль убытками прошлых периодов до нуля;

2) Убыток прошлого налогового периода можно признавать уже в текущем отчётном периоде, не дожидаясь окончания года;

3) Переносить убытки нужно в той последовательности, в какой они получены (п. 3 ст. 283 НК РФ), например, если для организации 2019 и 2020 годы – убыточны, а в 2021 году – есть прибыль, то прибыль 2021 г. уменьшим на убыток 2019 года, а затем – признаём убыток 2020 г.;

4) Документальное подтверждение полученных убытков – обязательно! (п. 4 ст. 283 НК РФ). Храните подтверждающие документы ещё 5 лет после полного учёта убытка для целей налогообложения;

5) Убытки, полученные при применении специальных налоговых режимов, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Последовательность действий

1) Определите, есть ли убыток. Убыток — это отрицательная разница между доходами и расходами, которые учтены при расчете налога на прибыль (п. 8 ст. 274 НК РФ);

2) Проверьте ограничения и условия переноса убытков. В периоде, на который планируется перенести убыток, должна быть прибыль;

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Об ужесточении уголовной ответственности за преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.

2021 № 400, обеспечению государственной и общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.

Читайте также:  Хранение бухгалтерских документов в электронном виде

При этом отмечается, что дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстремистские проявления; международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в условиях проведения Российской Федерацией на территории Украины специальной военной операции по защите населения Донецкой и Луганской народных республики Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен новыми составами преступлений против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства.

Так, ст.

208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) дополнена частью 3, предусматривающей уголовную ответственность за участие гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 настоящего Кодекса), за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет (особо тяжкое преступление). При этом в силу примечания к ст. 208 УК РФ основания для освобождения от уголовной ответственности в случае добровольного прекращения совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 208 УК РФ, отсутствуют в отличие от преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 208 УК РФ.

Диспозиция ст.

275 УК РФ (государственная измена) дополнена следующими действиями, образующими данный состав преступления: переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Максимальное наказание за государственную измену предусмотрено в виде лишения свободы на срок до двадцати лет (особо тяжкое преступление). Согласно п. 1 примечания к данной норме УК РФ под переходом на сторону противника в настоящей статье понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники. В п. 2 примечания установлены основания для освобождения от уголовной ответственности за совершение указанного преступления.

Статьей 275.

1 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 настоящего Кодекса), за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет (тяжкое преступление). Примечанием к данной норме предусмотрено, что лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно добровольно и своевременно сообщило органам власти об установлении и о поддержании отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации, не совершило никаких действий по исполнению полученного от него задания и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Согласно ч. 1 ст. 283.

2 УК РФ (нарушение требований по защите государственной тайны) образуют преступление выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет (преступление небольшой тяжести). В силу ч. 2 ст. 283.2 УК РФ уголовному наказанию также подлежат незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1, 275, 276 и 283.1 настоящего Кодекса, за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет (тяжкое преступление). Часть 3 ст. 283.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 283.2 УК РФ, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, за что предусмотрено максимальное наказание на срок до шести лет (тяжкое преступление). Согласно ч. 4 ст. 283.2 УК РФ за совершение деяний, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 283.2 УК РФ, организованной группой, наступает уголовная ответственность с назначением максимального наказания в виде лишения свободы на срок до семи лет (тяжкое преступление).

Внесенные в ст. 208 УК РФ изменения и введенная ст. 283.2 УК РФ вступили в силу и действуют с 14.07.2022, а внесенные в ст. 275 УК РФ дополнения и введенная ст. 275.1 УК РФ вступают в силу с 01.01.2023.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 208, 275, 275.1, 283.2 УК РФ, осуществляется следователями ФСБ России (п. 2 ч. 2 ст. 151 УК РФ), при этом уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208 УК РФ, также могут расследоваться следователями Следственного комитета Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208 УК РФ, рассматриваются районными судами (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), а уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 275, 275.1, 283.2 УК РФ, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации (п. 1, 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ).

Помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.

2021 № 400, обеспечению государственной и общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.

При этом отмечается, что дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстремистские проявления; международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в условиях проведения Российской Федерацией на территории Украины специальной военной операции по защите населения Донецкой и Луганской народных республики Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен новыми составами преступлений против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства.

Так, ст.

208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) дополнена частью 3, предусматривающей уголовную ответственность за участие гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 настоящего Кодекса), за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет (особо тяжкое преступление). При этом в силу примечания к ст. 208 УК РФ основания для освобождения от уголовной ответственности в случае добровольного прекращения совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 208 УК РФ, отсутствуют в отличие от преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 208 УК РФ.

Диспозиция ст.

275 УК РФ (государственная измена) дополнена следующими действиями, образующими данный состав преступления: переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Максимальное наказание за государственную измену предусмотрено в виде лишения свободы на срок до двадцати лет (особо тяжкое преступление). Согласно п. 1 примечания к данной норме УК РФ под переходом на сторону противника в настоящей статье понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники. В п. 2 примечания установлены основания для освобождения от уголовной ответственности за совершение указанного преступления.

Статьей 275.

1 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 настоящего Кодекса), за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет (тяжкое преступление). Примечанием к данной норме предусмотрено, что лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно добровольно и своевременно сообщило органам власти об установлении и о поддержании отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации, не совершило никаких действий по исполнению полученного от него задания и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Согласно ч. 1 ст. 283.

2 УК РФ (нарушение требований по защите государственной тайны) образуют преступление выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет (преступление небольшой тяжести). В силу ч. 2 ст. 283.2 УК РФ уголовному наказанию также подлежат незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1, 275, 276 и 283.1 настоящего Кодекса, за что предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет (тяжкое преступление). Часть 3 ст. 283.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 283.2 УК РФ, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, за что предусмотрено максимальное наказание на срок до шести лет (тяжкое преступление). Согласно ч. 4 ст. 283.2 УК РФ за совершение деяний, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 283.2 УК РФ, организованной группой, наступает уголовная ответственность с назначением максимального наказания в виде лишения свободы на срок до семи лет (тяжкое преступление).

Внесенные в ст. 208 УК РФ изменения и введенная ст. 283.2 УК РФ вступили в силу и действуют с 14.07.2022, а внесенные в ст. 275 УК РФ дополнения и введенная ст. 275.1 УК РФ вступают в силу с 01.01.2023.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 208, 275, 275.1, 283.2 УК РФ, осуществляется следователями ФСБ России (п. 2 ч. 2 ст. 151 УК РФ), при этом уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208 УК РФ, также могут расследоваться следователями Следственного комитета Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208 УК РФ, рассматриваются районными судами (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), а уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 275, 275.1, 283.2 УК РФ, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации (п. 1, 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ).

Читайте также:  Расчет штатной численности работников

Помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму

Перенос налоговых убытков при применении ОСНО

24.03.2022

Манкина О. С., эксперт журнала

Нк рф о переносе убытков

По предусмотренным ст. 283 НК РФ общим правилам[1] налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. При этом база по налогу за текущий период не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.

В случае прекращения организацией деятельности по причине реорганизации правопреемник вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми предприятиями до момента реорганизации.

Такая возможность не предоставляется, если налоговым органом будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение базы по налогу на прибыль налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Важно, что организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Обратите внимание

Организация вправе уменьшить налоговую базу, то есть сумму полученной прибыли, а не величину начисленного налога на прибыль. Сам налог на прибыль не подлежит уменьшению на сумму убытков, полученных в прошлых налоговых периодах (Письмо Минфина России от 06.03.2018 № 03‑03‑06/1/14353).

Перенос убытков – право, а не обязанность

Уменьшение базы по налогу на прибыль текущего налогового периода на сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка является правом организации. Чтобы им воспользоваться, сумму убытка, уменьшающего налоговую базу, следует отразить в соответствующей декларации.

Именно организация самостоятельно определяет, в каком периоде и в какой сумме засчитывать имеющийся у нее убыток. Налоговый орган не наделен полномочиями принудительно определять размер убытка, подлежащего учету при исчислении налога на прибыль (см., например, Постановление АС ЗСО от 20.10.

2021 № Ф04-5876/2021 по делу № А70-9060/2020).

Какие документы нужно хранить и сколько лет?

Минфин в Письме от 28.01.2022 № 03‑03‑06/3/5632 в отношении хранения документов, подтверждающих размер налоговых убытков, указал следующее.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Применительно к отдельным обстоятельствам и конкретным налогам Кодексом установлены обязанности по хранению иных документов, а также иные сроки их хранения.

Согласно п. 4 ст. 283 НК РФ организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Данная обязанность возникает у налогоплательщика только в том случае, если он воспользовался правом на перенос убытков.

Иными словами, Минфин подтвердил: если организация не использует право на перенос убытков, при определении сроков хранения документов надо руководствоваться пп. 8 п. 1 ст. 23, а не п. 4 ст. 283 НК РФ.

Как показывает судебная практика, самой большой проблемой для налогоплательщиков, желающих перенести убыток на будущее, является отсутствие первичных документов, в том числе в связи с неверным определением срока их хранения.

Обратите внимание

Минфин в Письме от 19.07.2017 № 03‑07‑11/45829 подчеркнул: течение указанного в пп. 8 п. 1 ст.

 23 НК РФ срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, в частности налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.

Следовательно, налогоплательщик должен обеспечить сохранность документов в течение пяти лет после окончания года, в котором в составе расходов признана последняя часть убытка.

При решении вопроса о том, какие документы нужно представить, чтобы подтвердить размер ранее полученного убытка, следует руководствоваться сформированной судами позицией. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.

2012 № 3546/12 сделан вывод, что для подтверждения размера понесенного убытка недостаточно представить налоговую декларацию за соответствующий год.

Налогоплательщик обязан хранить первичные учетные документы, подтверждающие размер сформированного им убытка.

Данная позиция не утратила актуальности.

Рассматривая налоговые споры, арбитры подчеркивают, что организации обязаны хранить документы в течение всего срока списания убытков даже в том случае, если за периоды, в которых понесены убытки, уже проводились налоговые проверки.

Кроме того, налогоплательщик должен подтвердить, что расходы, ставшие причиной возникновения убытков, являются обоснованными и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Разъяснения Минфина для применяющих льготные ставки по налогу на прибыль

Из дословного прочтения п. 2.1 ст. 283 НК РФ следует, что установленное 50 %-е ограничение на перенос убытка не действует, если к налоговой базе применяются ставки, предусмотренные п. 1.21.51.5–11.71.81.101.14 ст.

 284 и п. 6 и 7 ст. 288.1 НК РФ. В Письме от 11.03.2021 № 03‑03‑06/1/17065 Минфин подтвердил: резидент ТОСЭР, применяющий льготные налоговые ставки, не обязан соблюдать ограничение в размере 50 %.

Иными словами, ранее полученные убытки могут не просто значительно уменьшать налоговую базу, но и полностью ее покрывать.

При этом важно учитывать следующее. В соответствии со ст. 274 НК РФ база по прибыли, облагаемой по иной ставке (не по основной ставке в размере 20 %), определяется отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Минфин в Письме от 19.10.2021 № 03‑03‑06/1/84274 подчеркнул:

  • – уменьшение дохода от деятельности, облагаемой по одной ставке, на величину убытков, полученных при определении налоговой базы, облагаемой по иной ставке, нарушает принцип раздельного учета результатов от разных видов деятельности, а также правила переноса убытков;
  • – обязанность налогоплательщика по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, должна выполняться в течение периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль;
  • – убытки, полученные налогоплательщиком от иной деятельности, в том числе в предыдущих налоговых (отчетных) периодах (до получения статуса налогоплательщика – резидента ТОСЭР), должны уменьшать налоговую базу, сформированную от иной деятельности, осуществляемой вне рамок соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Тот же подход применяется в отношении резидентов ОЭЗ. Убытки, полученные налогоплательщиком в период применения пониженной ставки по налогу на прибыль, могут быть учтены исключительно при определении налоговой базы, сформированной резидентом ОЭЗ от осуществления льготируемой деятельности (Письмо Минфина России от 29.11.2021 № 03‑03‑06/1/96403).

Соответственно, в связи с тем, что обязанность участника РИП по ведению раздельного учета доходов и расходов возникает с даты включения в реестр участников РИП, убытки, полученные организацией в предыдущих налоговых (отчетных) периодах (до получения статуса участника РИП), могут быть учтены при определении базы по налогу на прибыль, сформированной участником РИП только по иной деятельности, осуществляемой вне рамок реализации РИП (Письмо Минфина России от 22.05.2020 № 03‑03‑07/42820).

С осно на усно и наоборот

Смена режимов налогообложения, как правило, приводит к потере права на перенос убытков. Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на спецрежим в виде УСНО.

Убыток, полученный в период применения УСНО, не учитывается при переходе на ОСНО.

Убытки, возникшие в период применения ОСНО, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли после возвращения организации на ОСНО с УСНО (Письмо Минфина России от 25.10.2010 № 03‑03‑06/1/657).

[1] Специальные положения действуют для участников инвестиционного товарищества и КГН, а также организаций, использующих пониженные ставки по налогу на прибыль.

Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2022 год

ст. 283 Гражданского Кодекса РФ с ми

(Утратила силу с 1 апреля 2015 года — Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ)

Комментарий к статье 283 ГК РФ

В комментируемой статье определено, что при изъятии земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении или в постоянном пользовании, применяются правила, предусмотренные ст. ст. 279 — 282 ГК. При этом не упоминается о том, что из данных правил могут быть сделаны какие-либо исключения.

Между тем действующее земельное законодательство устанавливает определенные и обоснованные различия, связанные с изъятием земель у собственников земельных участков, с одной стороны, и у землевладельцев и землепользователей — с другой.

Оно предусматривает также возможность изъятия земельных участков и у арендаторов, чего не предусматривает ГК.

Ведь возможно досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель при их потребности для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая, что при выкупе земель для государственных или муниципальных нужд речь идет о земельных участках, находящихся в частной собственности, а при изъятии земельных участков для указанных целей — о государственных или муниципальных землях, действующее законодательство содержит следующее принципиальное различие при решении данных вопросов.

Собственники земельных участков имеют право на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд, а также на возмещение убытков. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют в данном случае лишь право на получение убытков.

Такое различие оправданно, поскольку в данном случае собственник земельного участка не меняется, а земельный участок был передан соответствующему лицу бесплатно.

Действующее законодательство — упомянутое Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства — применительно к землевладельцам, землепользователям и арендаторам определяет принципы исчисления убытков.

Так, оценка строений, расположенных на изымаемом земельном участке, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по сметной стоимости, емкости, уровню механизации (по типовым проектам); оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель); незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения оцениваются по фактически произведенным объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель; возмещение упущенной выгоды производится в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления производства, и т.д.

Читайте также:  Как ввести временную штатную единицу

Определяя указанные принципы расчетов убытков, указанное Положение предусматривает во всех случаях согласование всех убытков с заинтересованными сторонами и их оформление актом, который регистрируется местной администрацией. При этом споры о размерах возмещения убытков разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

Другой комментарий к статье 283 Гражданского Кодекса РФ

1. В силу сложившейся в длительный период времени специфики отношений по предоставлению земельных участков и исключительно государственной собственности на землю в пользование частных лиц был предоставлен огромный массив земель, который в настоящее время принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования .

В частности, принятый в 1970 г. Земельный кодекс РСФСР предусматривал предоставление земельных участков в бессрочное пользование, в том числе гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, организациям для коллективного садоводства либо жилищно-строительным и дачно-строительным кооперативам для индивидуального жилищного строительства (ст. ст.

11, 44, 76, 104 и др.).

———————————
Согласно принятому II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 г.

Декрету о земле было определено, что право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Вся земля — государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. — отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

Согласно Земельному кодексу РСФСР 1922 г. предусматривалось наделение граждан землей, предоставляемой в трудовое пользование. При этом устанавливалось, что право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно (СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901).

В отличие от постоянного (бессрочного) пользования возможность получения гражданами земель на праве пожизненного наследуемого владения возникла значительно позднее. Такое право впервые было предусмотрено Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28 февраля 1990 г.

, которыми предусматривалось предоставление гражданам в пожизненное наследуемое владение земли для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов.

Кроме того, получение по наследству или приобретение жилого дома также являлось основанием для предоставления земли в пожизненное наследуемое владение.

———————————
Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 10. Ст. 129.

Последующее введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав.

Поэтому Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.

N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения из Земельного кодекса РСФСР было исключено.

Конституционный Суд РФ в одном из своих решений (Постановление от 13 декабря 2001 г. N 16-П ) непосредственно указал, что ст.

35 Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, который является для землепользователя именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъят иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Поэтому в соответствии с комментируемой статьей в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 279 — 282 ГК РФ, т.е. фактически с учетом тех же правил, что и изъятие земельного участка у собственника.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 2). Ст. 5014.

С принятием в 2001 г.

Земельного кодекса РФ был введен запрет на предоставление гражданам земель в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, а также существенно ограничен круг иных субъектов, которым земля может быть предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование . Одновременно земельное законодательство содержит комплекс норм, направленных на поэтапное переоформление указанных прав в собственность либо в отдельных случаях — в аренду.

———————————
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Вместе с тем еще длительное время будет сохраняться многочисленный круг субъектов, которые на законных основаниях обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Совершенно очевидно, что у названных землепользователей принадлежащие им земельные участки также могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд.

2. Согласно комментируемой статье прекращение прав пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, осуществляется по тем же правилам, которые установлены при изъятии земельного участка у его собственника (см. комментарий к ст. ст. 279 — 282 ГК).

Согласно ст. ст.

45, 49 и 51 ЗК РФ также установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными для изъятия находящегося в собственности земельного участка и в установленном гражданским законодательством порядке.

Применение установленных ст. ст.

279 — 282 ГК РФ правил при осуществлении изъятия земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании, в полной мере оправданно и не должно было бы вызывать трудностей при их применении на практике. Вместе с тем некоторые сложности могут возникнуть при определении выкупной цены как при заключении соглашения, так и при рассмотрении судом соответствующего иска о выкупе.

Включение рыночной стоимости земельного участка в выкупную стоимость не вполне обоснованно с учетом того, что участок находится в государственной или муниципальной собственности и далеко не во всех случаях земельное законодательство допускает бесплатное переоформление в собственность земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании. В частности, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за некоторым исключением, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. При этом приобретение в собственность осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном ст. 36 ЗК РФ порядке. Если вопрос об изъятии возник до переоформления в собственность права постоянного (бессрочного) пользования, то вполне закономерен вопрос о необходимости учета указанной платы при определении выкупной цены. В данном случае следует также учитывать, что плата за предоставляемый в собственность земельный участок может быть ниже или соответствовать кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, может быть близкой к рыночной стоимости участка (п. п. 1.1 и 1.2 ст. 36 ЗК).

3. Возможность возникновения рассматриваемых проблем по оценке права постоянного (бессрочного) пользования при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд косвенно подтверждается иными законами, предусматривающими так называемый ускоренный порядок изъятия участков. Так, в соответствии с п. 29 ст.

15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При этом, если субъектом права выступает гражданин, у которого земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.

Аналогичный порядок оценки права постоянного (бессрочного) пользования при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлен в п. 23 ст.

6 Федерального закона «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Согласно п. 2 ст.

281 ГК РФ в выкупную цену включаются помимо рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. С учетом ст. 57 ЗК РФ возмещению подлежат в составе выкупной цены также убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные землепользователям, землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Принимая во внимание, что право землевладельца (землепользователя) на земельный участок является правом имущественным и само охватывается категорией «имущество» в соответствии со ст.

128 ГК РФ, на его изъятие распространяются все гарантии, предусмотренные действующим законодательством для случаев, когда владелец лишается имущества в принудительном порядке (см. также Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П ).

Поэтому составной частью возмещаемых убытков может являться и стоимость имущественного права землевладельца (землепользователя), если определение такой стоимости возможно исходя из действующих стандартов оценки.

При этом при расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка землепользователей, землевладельцев (п. 4 ст. 57 ЗК РФ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 2). Ст. 5014.