Раскрытие информации последние изменения
- Предоставление услуг по содержанию квартирного дома управляющей фирмой включает не только комплекс работ, но и оплачивание взносов каждый месяц.
- Конечно, владельцам квартир хочется знать, что обязана осуществлять УК и на что идут уплаченные денежные средства.
- По этой причине на федеральном уровне приняты правовые нормы, в соответствии с которыми управляющие организации должны предоставлять информацию о своей активности.
- Такая обязанность ложится не только на УК, но также и на жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья.
Законодательное регулирование вопроса
В соответствии с п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана каждый год демонстрировать отчет о проделанных мероприятиях и о затраченных средствах.
Помимо этого, для того, чтобы фирмы не составляли отчетность лишь формально п. 10 ст. 161 ЖК РФ утвердил обязанность по раскрытию информации согласно стандарту.
Иначе говоря, законодательством разработан правовой акт, который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими компаниями. Этот акт получил название «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями» и утвержден Правительством РФ.
Стандарт включает в себя не только информационные сведения о хозяйственной деятельности и о финансовых затратах, но и о самой компании.
Какие данные подлежат оглашению
Учитывая то, что список услуг и осуществляемых работ у всех одинаков, и фирмы, как правило, крайне редко придумывают что-либо иное, но все же существенные различия в их работе все равно находятся.
Для владельцев квартир в многоквартирном доме есть перечень критериев, которые помогут оценить работу фирмы согласно Стандарту.
Общая информация
Для реализации пункта 3 Постановления №731 сведения, предоставляемые фирмой, должны включать указанную информацию:
- точное название управляющей компании;
- сведения о пройденном лицензировании;
- адрес месторасположения главного офиса;
- фамилия, имя, отчество руководителя и главных специалистов;
- контактные данные, по которым можно оперативно связаться;
- график приема;
- список многоквартирных домов, которыми управляет фирма в настоящее время с адресами, числом квартир, датой возведения, числом этажей, степенью благоустроенности, отличительными параметрами;
- информация о домах, которые были раньше в управлении, и причины расторжения договора;
- сведения о привлечении сотрудников управляющей фирмы к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций.
Финансовая
Помимо этого организация должна предоставить сведения материального характера, а именно:
- главные критерии финансовой работы, к которым относятся ежегодные отчеты и баланс;
- информация о доходах, приобретенных в результате управляющей деятельности;
- расходы, которые были направлены на выполнение ремонта либо покупку материалов;
- расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ.
По содержанию и ремонту дома
Безусловно, организация обязана также разместить сведения о:
- списке осуществляемых услуг;
- произведенной деятельности;
- пользовании имуществом многоквартирного дома;
- фирмах, снабжающих энергией, газом, водой.
Другое
Фирма также должна сообщать о:
- времени осуществления капитального ремонта;
- числе организованных собраний владельцев квартир;
- отчете, который базируется на основе договора управления.
Порядок и форма предоставления
Процедура раскрытия сведений установлена пунктом 5 Стандарта, где оговорено, что информация поступает в общий доступ через:
- публикации на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей;
- публикации информации на официальном сайте управляющей фирмы, которая обязана иметь собственный портал;
- опубликования информации на сайте местной администрации;
- публикации в печатном издании, которое сотрудничает с муниципалитетом;
- демонстрацию стендов, которые расположены в офисе управляющей компании.
Важно подчеркнуть, что владельцы квартир в многоквартирном доме имеют право знакомиться с информацией в любой момент, а не только в период опубликования ежегодной отчетности. Таким образом, проживающее в доме лицо, может направить запрос в письменном или электронном виде для получения списка оказываемых услуг, прейскуранта и так далее.
Стоит отметить, что если лицо запрашивает информацию, которая имеется в открытом доступе, то управляющая компания обладает правом не копировать ее в ответном письме, а лишь предоставить информацию о том, где и в каком порядке можно ознакомиться с интересующими сведениями.
Сроки информирования
Как показывает статистика, при прохождении лицензирования для последующего управления многоквартирными домами, фирма предполагает много лет осуществлять работу в жилищной сфере, иногда меняя клиентуру, которая предпочла перейти в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив. Поскольку новые клиенты имеют право знать о ранее осуществляемой деятельности, все данные об управляющей компании должны сохраняться не меньше чем 5 лет, при этом информация должна регулярно обновляться.
В соответствии с пунктом 9 Постановления организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного многоквартирного дома в течение тридцати суток с момента подписания договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны опубликовывать каждые 3 месяца как минимум.
При этом ответные письма на обращения владельцев квартир согласно Постановлению должны быть посланы в течение 5 будних дней, а при электронном обращении — 10 дней. Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. В соответствии с законодательством изменение должно быть отображено на информационной вывеске в течение 10 дней.
Новые изменения должны быть произведены:
- на главном портале — 7 суток;
- периодические печатные издания — 30 суток.
Последствия нарушения стандарта
Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.
За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.
А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом.
Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.
Об условиях и правилах информирования владельцев квартир МКД управляющими компаниями в соответствии со Стандартом смотрите в следующем видеосюжете:
Возможно Вас так же заинтересует:
Порядок раскрытия информации управляющими компаниями
- Оказание услуг по содержанию многоквартирного дома управляющей компанией предполагает не только ряд определенных видов работ, но и оплату ежемесячных взносов.
- Естественно, жильцам дома не только интересно, что же входит в обязанности УК, но и за что они платят.
- Именно поэтому на законодательном уровне и введен в действие ряд нормативных актов, которые подразумевают раскрытие определенной информации по управлению домом в свободном доступе.
Законодательное регулирование вопроса
Скачать Стандарт раскрытия информации УК МКД.
Так в рамках п.11 ст.162 ЖК РФ одним из обязательных условий договора об управлении домом является ежегодное предоставление отчета обо всех видах выполненных работ, а также финансово-хозяйственных тратах, произведенных в течение года для поддержания МКД в надлежащем состоянии. При этом, для того чтобы УК не уклонялись от предоставления отчетности либо не составляли ее формально, п.10 ст.161 ЖК РФ предусмотрена обязанность по раскрытию информации в обязательном порядке в соответствии с утвержденным стандартом.
- То есть законом разработан нормативный акт, которым регламентируется порядок, методы и сроки раскрытия информации Управляющими компаниями в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ №731, коим, собственно, Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями и утвержден.
- При этом указанный документ составлен с учетом Правил содержания общедомового имущества МКД в рамках Постановления №491 и Правилами оказания услуг и определенных работ, необходимых для поддержания МКД в надлежащем состоянии и их минимальным перечнем в порядке определенном Постановлением №290.
- Таким образом, Стандарт представляет собой полную информацию не только о хозяйственной деятельности компании и видам услуг, которые они оказывают, а также о финансовых расходах, понесенных в процессе управления тем или иным домом, но и в целом о самой компании с освещением их уставных документов и основных целей в рамках лицензионной документации.
Какие сведения предоставляются
Несмотря на то что, перечень услуг и выполняемых работ является общим, и в принципе компании редко вводят что-то новое, значительные отличия в ходе их деятельности все-таки имеются, в связи с чем для понимания теми же простыми жителями МКД в Стандарте утвержден определенный перечень информации, который позволит оценить компанию, не только как будущего потенциального партнера, но и понять какова же роль учреждения и основные его обязанности.
Общая информация
Так во исполнение п.3 Постановления №731 информация, размещаемая УК, должна содержать следующие сведения:
- полное наименование управляющей организации;
- данные о полученной лицензии;
- место расположение и точный адрес офиса;
- Ф.И.О. руководящего состава и основных специалистов;
- телефоны и электронные адреса, включая и экстренную связь с диспетчером;
- режим работы;
- список МКД, которые находятся под управлением компании в настоящий момент с указанием их места расположения, количеством квартир, этажностью, годом постройки дома, уровнем благоустройства, конструктивными и техническими характеристиками;
- сведения о домах, которые ранее находились в ведении учреждения, и причинами расторжения договора управления;
- данные о привлечении работников УК к административной ответственности за нарушения в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по управлению МКД.
Финансовая
Также УК обязана разместить и информацию материального свойства, в частности о:
- основных показателях финансовой деятельности, которая включает в себя годовую бухгалтерскую отчетность и баланс;
- сведениях о доходах, полученных в результате оказанных услуг;
- расходах, понесенных в виду выполнения ремонтных работ либо приобретения материалов;
- ценах и тарифах на коммунальные услуги и другие виды выполняемых работ;
- нормативах потребляемых ресурсов.
По содержанию и ремонту дома
И, конечно, управляющая компания обязана разместить информацию о:
- перечне предоставляемых услуг;
- выполненных работах;
- использовании общедомового имущества;
- поставщиках энерго-, водо- и газа- ресурсов;
По общей деятельности между УК и собственниками помещений
При этом управители должны предоставить и следующие данные:
- о сроках проведения капитального ремонта, но только при наличии согласия жильцов дома;
- о количестве проведенных собраний собственников дома;
- полный отчет о выполнении договора по управлению в разрезе каждого дома.
Порядок и форма предоставления информации
Порядок раскрытия информации регламентирован п.5 утвержденного стандарта, где, в частности, сказано, что все вышеперечисленные сведения предоставляются в общий доступ путем:
- опубликования на официальном сайте, созданным для подобных целей органами местного самоуправления;
- размещения сведений на сайте самой управляющей компании, которая также должна иметь подобный ресурс;
- предоставление данных на сайте уже местного муниципалитета;
- опубликования в специальном печатном издании, предназначенном для освещения актов, принятых органами местного самоуправления;
- размещения на информационных стендах, расположенных уже в офисе УК.
При этом стоит отметить, что во исполнение п.
40 Постановления №491 на информацию имеют право и сами жильцы, причем в любое время, а не только в преддверии годового отчета в первом квартале следующего года.
Так, в рамках указанного пункта, жилец дома, подконтрольного УК, может обратиться с письменным либо электронным запросом о перечне предоставляемых услуг, их цене, качестве и периодичности осуществления.
Однако, если требуемая жильцом информация уже размещена в общем доступе, УК имеет право не дублировать ее в письменном ответе, а предоставить заявителю данные о сайте либо периодике, где требуемые сведения и размещены.
Сроки информирования
Как правило, при получении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД управляющая компания рассчитывает многие годы находиться в нише жилищных отношений, периодически сменяя клиентов, которые могут принять решение о переходе от УК к ТСЖ либо жилищному кооперативу. А так как будущие клиенты в силу норм стандарта должны знать о предыдущем опыте работы компании, все вышеизложенные сведения находятся на сайте в силу п.6 Постановления №731 не менее пяти лет, причем с обязанностью постоянного обновления данных.
То есть согласно п.9 указанного Постановления компания обязана разместить общие данные и сведения об определенном многоквартирном доме, взятом на обслуживание впервые, не позднее 30 дней с момента заключения договора об оказании услуг.
Информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности по итогам предыдущего года размещается не позднее 1 квартала.
При этом ответы в соответствии с запросами жильцов, проживающих в обслуживаемых домах, в рамках п.40 Постановления №491 должны быть направлены в течение пяти рабочих дней, в электронном виде на протяжении 10 дней.
А вот перечень услуг на стендах должен обновляться постоянно, но не позднее 10 дней в общем, особенно, если произошли какие-либо изменения в общем списке видов работ либо оказываемых услуг или же в тех или иных тарифах.
При этом нововведения и другие данные именно в источниках общего доступа также обновляются в следующие сроки:
- сайты в течение 7 дней;
- официальная периодика на протяжении 30 дней.
Последствия нарушений Стандарта
Несмотря на введение в действие нормы, подразумевающей размещение информации на основании Стандарта, утвержденного Постановлением №731 еще в 2010 году, многие управляющие компании продолжают осуществлять свою деятельность со значительными нарушения раскрытия данных о своем функционировании.
А ведь подобные действия чреваты весьма негативными последствиями.
В частности, административной ответственностью в силу ст.13.19.1 КоАП РФ и ст.13.19.
2 КоАП РФ, где предусмотрены штрафные санкции от 30 до 200 тысяч рублей, как в отношении должностных лиц, так и управляющей компании в целом.
И это не говоря уже о систематических проверках прокуратуры и жилищной инспекции, и вероятности лишения лицензии, но уже в судебном порядке.
О предоставлении сведений УК МКД смотрите в следующем видеосюжете:
Власти обсудят с бизнесом режим раскрытия корпоративной информации
Раскрытие корпоративной информации может создать риски для обороноспособности страны, считает крупный бизнес / Getty Images
Власти и бизнес начали обсуждать продление периода неразглашения корпоративной отчетности, рассказали «Ведомостям» два близких к крупнейшим публичным компаниям источника, а также собеседник, близкий к кабинету министров.
Льготный режим, позволивший эмитентам временно снизить прозрачность, был введен весной в составе пакета мер по защите бизнеса от санкций, его срок истекает 1 июля.
С точки зрения обмена данными с контрольными ведомствами никаких изменений не произошло.
По словам собеседников, правительство назначило топ-менеджерам компаний встречу 15 мая, куда кроме представителей кабинета министров приглашены кураторы финрынка из Минфина и ЦБ.
На совещании планируется обсуждать проблемы возврата к режиму полной прозрачности и возможные изменения в составе данных, обязательных к раскрытию эмитентами.
Надлежащая степень открытости регулируется законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», а также постановлением правительства № 400, которое определяет перечень случаев, когда компания вправе не разглашать часть данных.
В феврале финансовое министерство направляло эмитентам запрос с просьбой сформулировать позицию по поводу перехода к полному раскрытию корпоративной отчетности в соответствии с законодательством, а также уточнить, какая обязательная к публикации информация остается для них чувствительной, сообщил «Ведомостям» знакомый с текстом письма собеседник. Как уточнил близкий к правительству источник, далеко не все компании готовы вернуться к режиму полной прозрачности, что аргументируется прежде всего санкционными рисками для бизнеса. Кроме недружественных стран, ограничений со стороны которых уже мало кто опасается, идет процесс выстраивания отношений с бизнесом в нейтральных или дружественных юрисдикциях – никто, в том числе инвесторы, не заинтересован в том, чтобы подставить новых партнеров, добавил он.
Еще один довод – нежелание ассоциироваться с поставками для нужд Минобороны, вывод о чем могут сделать специалисты недружественных государств.
Источник в одной из крупных компаний подтвердил «Ведомостям», что такой аргумент действительно актуален.
Более того, раскрытие информации может создать риски для обороноспособности страны – это позволит по крайней мере приблизительно прикинуть объемы потребляемого армией металла, топлива и т. д., полагает он.
Льготный режим был нужен для снижения рисков введения дополнительных ограничительных мер на отдельные компании и отрасли, которые показывают достаточно сильные финансовые и операционные результаты или которые осуществляют специальные поставки для государства, отметил источник в крупной инвесткомпании, знакомый с ходом дискуссии. Особенно это актуально для эмитентов, которые еще не попали под санкции по каким-то причинам, добавил он. В отчетности сырьевых компаний может быть чувствительная информация, касающаяся сотрудничества с государством и выполнения госзаказов, уточнил собеседник.
Хотя обычно в отчетности нет подробной детализации структуры поставок и заказчиков, по некоторым компаниям отдельных отраслей аналитики могут сделать определенные выводы, зная структуру поставок на экспорт и на внутренний рынок, а также объемы потребления на внутреннем рынке в условиях до 2022 г., пояснил он.
По словам всех собеседников «Ведомостей», представители Минфина и ЦБ настаивают на возврате к режиму практически полной прозрачности в соответствии с действующим законодательством.
Даже в досанкционной нормативной базе заложено более чем достаточно возможностей для изъятия чувствительной информации, причем масштабы таких изъятий отданы на откуп самим компаниям, пояснил позицию финансовых властей близкий к правительству собеседник.
Страна в целом под санкциями, поэтому всем компаниям нужно исходить из того, что в базовом сценарии введение или невведение против них ограничений слабо зависит от объема публикуемой информации, добавил он. По сути, поскольку одобряются все новые санкционные пакеты, рано или поздно весь крупный российский бизнес может в них попасть.
Закрытие отчетности не снижает санкционные риски, но при этом сильно ущемляет права инвесторов и акционеров, продолжил он. Кроме того, в условиях непрозрачности бизнесу проще формировать нужное для себя общественное мнение: «можно намекать на свое плачевное состояние и просить об ослаблении налоговой нагрузки и в то же время показывать взрывной рост прибыли», пояснил собеседник.
Для инвесторов информация не закрыта, возражает источник в одной из крупных компаний: акционеры, включая физлиц, имеют возможность ознакомиться с отчетностью под расписку, а с аналитиками проводятся регулярные встречи. «То есть с инвестсообществом коммуникация не нарушена. Речь идет о публикации информации в открытом доступе», – резюмирует он.
Впрочем, судя по тем позициям, которые регуляторы сформулировали в ответ на запрос «Ведомостей», власти в целом готовы к компромиссу.
«Мы полагаем, что возврат к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг будет положительно воспринят инвесторами и в целом будет способствовать развитию рынка и добросовестной конкуренции.
В то же время следует учитывать и санкционные риски, которые по-прежнему остаются чувствительными для многих компаний. Необходимо найти баланс интересов», – сказал представитель ЦБ.
Длительное отсутствие информации о ключевых эмитентах затрудняет проведение объективной оценки инвестиционных рисков и принятие обоснованных решений по операциям с финансовыми инструментами, а также снижает уровень доверия и повышает асимметрию информации между участниками рынка, что увеличивает спекулятивную составляющую и волатильность рынка, подчеркнул представитель Минфина. Это может негативно повлиять на объемы инвестиций и уровень котировок, добавил собеседник. Но изначально решение о праве на неразглашение было принято для защиты участников фондового рынка от возможных санкций со стороны недружественных государств, напомнил представитель Минфина. «Поэтому представляется целесообразной выработка правовых подходов, предполагающих повышение прозрачности корпоративных отношений с учетом баланса интересов всех участников рынка», – резюмировал он.
В прошлом году компаниям было предоставлено право не раскрывать фактически любую информацию, публикация которой осуществляется в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, лишь по причине опасений возможного введения санкций – это было мерой экстренного реагирования на внешние вызовы, которая выполнила свою задачу, передал «Ведомостям» первый замминистра экономического развития Илья Торосов через пресс-службу ведомства. В Минэке тоже предлагают бизнесу найти компромисс: по словам Торосова, целесообразно, с одной стороны, устранить формальный подход к закрытию информации эмитентами и повысить прозрачность, с другой – учесть санкционную составляющую. «Для этого необходимо скорректировать и соотнести перечень закрываемой информации с основаниями для ее закрытия», – предложил первый замминистра.
По закону о рынке ценных бумаг публичные акционерные общества (ПАО), входящие в группу, бумаги которой к тому же торгуются на бирже, обязаны раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Годовую компании должны публиковать не позднее 120 дней (четырех месяцев) после окончания отчетного года.
14 из 37 компаний индекса Мосбиржи вообще не раскрывали свою отчетность по МСФО за 2022 г. – ни промежуточную, ни годовую. Среди них преимущественно компании из добывающего и сырьевого секторов – «Северсталь», «Газпром», «Алроса», ММК, НЛМК, «Новатэк», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Аэрофлот», «Интер РАО» (нет даже за 2021 г.), ПИК и «Ростелеком».
Часть из этих компаний раскрыли годовые или квартальные показатели по РСБУ – «Газпром», «Интер РАО», «Новатэк» и «Лукойл». «Роснефть» и «Татнефть» пока единственные нефтяные компании, обнародовавшие финансовые результаты за весь 2022 год по МСФО. Хотя первая отчиталась в усеченном варианте – в формате пресс-релиза.
Металлурги – «Северсталь», НЛМК, ММК – публиковали только свои операционные результаты на протяжении 2022 г.
Промежуточные и годовые отчетности по МСФО, как и в 2021 г., продолжили публиковать 13 компаний – «Норникель», Polymetal, «АФК Система», «Русал», «Русагро», En+, Х5 Group, Fix Price, Globaltrans, Ozon, VK, МТС и «Яндекс».
В 2022 г. свои финансовые результаты не публиковали банки – запретил ЦБ. Некоторые (например, «Тинькофф» и Сбербанк) начали раскрывать отдельные показатели в релизах в конце года. Но после того как ЦБ разрешил банкам публикацию отдельных сведений, все публичные эмитенты – Сбербанк, ВТБ и TCS Group – уже раскрыли финансовые результаты по МСФО за 2022 г. в усеченном виде.
Часть компаний сначала прекратили публикацию квартальной отчетности по МСФО – «Фосагро», «АФК Система» (не публиковала за III квартал), – но затем возобновили ее. «Магнит» опубликовал только данные по МСФО за первое полугодие 2022 г. и за девять месяцев – по РСБУ.
«Ведомости» направили запросы представителям упомянутых компаний. В «Сургутнефтегазе» отказались от комментариев. Представитель «Норникеля» напомнил, что группа сохраняет прежний режим открытости. Остальные не ответили на вопросы.
Рост прозрачности деятельности различных компаний является позитивным моментом, поскольку снижает информационную асимметрию и повышает доверие участников экономики друг к другу, однако необходимо соблюдение баланса, в частности недопущение роста санкционных рисков для компаний, которые будут публиковать результаты деятельности, уверен управляющий директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.
Продолжение торгов ценными бумагами без доступа инвесторов к финансовой отчетности – это «удивительный факт, который, вероятно, в будущем войдет в учебники по финансам», пошутил управляющий партнер Kept Антон Усов.
Но в условиях беспрецедентных экономических санкций готового рецепта действий нет, согласился он.
Эмитенты должны быть вправе выбирать, раскрывать отчетность или пользоваться исключениями, взвешивая свои риски, добавил он.
В текущей ситуации существенной геополитической напряженности для части компаний из отдельных секторов или с госучастием может быть целесообразно сохранение права на нераскрытие отчетности. Также это в существенной степени касается компаний нефтегазового сектора, для которых в рамках принятых санкций были введены ограничения по ценам поставок, добавил он.
Российские рейтинговые агентства обладают возможностью знакомиться с непубличной отчетностью, напомнил старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.
Отсутствие публичной отчетности, конечно, существенно снижает прозрачность эмитентов для инвесторов, но нельзя сказать, что сообщество находится в информационной изоляции, – как минимум существуют оценки рейтинговых агентств, добавил он.
В нотах к отчетности по МСФО содержится довольно большое количество информации о результатах деятельности компании, в частности можно найти сведения о собственниках, структуре группы, информацию по основным активам и инвестициям, денежным средствам и обязательствам и много другой информации, которая в текущих условиях может быть чувствительна к раскрытию компаниями, отметила управляющий директор по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева. Помимо этого крупные эмитенты ранее на своих сайтах публиковали годовые отчеты, вели специальные разделы для инвесторов, в которых развернуто описывали свою финансово-хозяйственную и операционную деятельность. Вероятно, чтобы не привлекать к этому дополнительного внимания и минимизировать введение санкций, правительство и разрешило в прошлом году ограничить публикацию корпоративной информации, пояснила она. В текущих обстоятельствах важно найти баланс: нельзя продолжать дальнейшее ограничение раскрытия, поскольку это существенно ухудшает положение прежде всего миноритариев, которым крайне сложно принимать инвестиционные решения, подчеркнула она.
В россии компании будут раскрывать финансовую отчетность с 1 июля
МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Российские компании с 1 июля должны будут начать раскрывать финансовую отчетность, так как право не раскрывать ее или делать это в ограниченном объеме заканчивает свое действие. Банк России и Минфин РФ продолжают выступать за раскрытие финансовой отчетности, при этом министерство допускает, что могут быть исключения.
Право не раскрывать финансовую информацию или делать это частично появилось у российских компаний в марте 2022 года. Банк России также разрешал до 1 июля 2023 года не раскрывать чувствительную к санкционным рискам информацию о конечном бенефициаре владельца организации, выпускающей цифровые финансовые активы.
Как ранее заявлял директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков, Минфин рассчитывает, что эмитенты начнут раскрывать свою отчетность со второго полугодия 2023 года, в том числе за те периоды, в которые они имели право не раскрывать финансовую информацию или делать это в ограниченном объеме.
В конце марта 2023 года правительство РФ подготовило перечень мер по расширению инвестиционной активности в экономике, а также на стратегической сессии в кабмине определило пять направлений для развития российского финансового рынка. Говоря об одном из направлений, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов озвучивал предложение кабмина возобновить определенное раскрытие информации эмитентами, чтобы не нанести им вреда.
С июля 2023 года банки начнут раскрывать информацию о самом факте реорганизации, а также частично информацию о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность банков, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования. Вместе с тем с учетом стабилизации экономической ситуации в РФ и восстановления прибыльности банковского сектора регулятор принял решение не продлевать послабления, которые по плану заканчивают свое действие в первой половине 2023 года.
Послабления, которые также завершат свое действие 1 июля
Так, не будет продлена отсрочка при формировании резервов на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера юридических лиц. В ЦБ пояснили, что продление меры нецелесообразно с учетом восстановления прибыльности сектора и предоставленных долгосрочных послаблений по надбавкам к достаточности капитала.
Не будет продлена мера, позволяющая не признавать дефолт по заемщику, обусловленный действием мер ограничительного характера. Прекращение действия меры синхронизировано с отменой отсрочки по доформированию резервов по юридическим лицам. Также банкам будет нельзя использовать «старые» отчетности в отношении юридических лиц — эмитентов и контрагентов.
Ранее ЦБ РФ сообщил, что планирует до конца 2023 года предоставить право кредитным организациям не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию.
Речь идет о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, связанных с этим существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность банков, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.